Контрольная работа по административному праву (вар. 7)


Задание 1

В Министерство юстиции РФ поступили на регистрацию:

- приказ Роспатента «Об утверждении правил подачи возражений и их рассмотрения в Апелляционной палате и отмене ранее действовавших правил»;

- приказ Минсельхозпрода России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;

- приказ ФСВТ России «О совершенствовании организации работ по сбору, обработке и анализу полетной информации»;

- приказ Минобороны России «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил РФ»;

- приказ Минфина России и МНС РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке»;

- приказ Минздрава России «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в РФ»;

- совместный приказ Минобороны и Генеральной прокуратуры России «Об особенностях издания приказов по личному составу при перемещении военнослужащих, проходящих военную службу в органах военной прокуратуры»;

- приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

Какие из названных актов подлежат государственной регистрации? Обоснуйте свой ответ.

Ответ

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 г. Москва "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" на государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

б) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государственную регистрацию названные в пункте 12 настоящих Разъяснений подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения юридической экспертизы.

Направлению на государственную регистрацию подлежат:

- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.;

- нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г.;

- нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, принятые начиная с 4 мая 1995 г.;

- все нормативные акты Банка России, за исключениями, предусмотренными Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", - с момента вступления в силу данного Федерального закона.

Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

В связи с этим из перечисленных подлежат регистрации:

- приказ Роспатента «Об утверждении правил подачи возражений и их рассмотрения в Апелляционной палате и отмене ранее действовавших правил»;

- приказ Минсельхозпрода России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;

- приказ ФСВТ России «О совершенствовании организации работ по сбору, обработке и анализу полетной информации»;

Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты;

- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

- действие которых исчерпывается однократным применением;

- срок действия которых истек;

- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний:

д) акты рекомендательного характера;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Таким образом, не подлежат регистрации:

- приказ Минобороны России «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала центральных органов военного управления Вооруженных Сил РФ»;

- приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

Задание 2

Составьте сравнительные таблицы для следующих мер государственного принуждения, указывая наиболее значимые отличительные признаки:

а) административное выдворение и депортация;

б) административный штраф, уголовный штраф.

в) изъятие из незаконного владения, возмездное изъятие, реквизиция.

Признаки

Признаки

Признаки

Администра-тивное выдворение

Депортация

Администра-тивный штраф

Уголовный штраф

Изъятие из незаконного владения

Возмездное изъятие

Реквизиция

то вид административного наказания, устанавливаемый в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства за совершение административных правонарушений предусмотренных Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях", и заключается в принудительном и контролируемом перемещении (высылке) указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, либо контролируемом самостоятельном выезде из России.

Выдворение следует отличать от депортации, так как, несмотря на формальную схожесть, данные понятия отличаются по юридической природе и основаниям применения. Так, депортация применяется в случаях утраты или прекращения у иностранца законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. При этом сама по себе депортация не приводит к каким-либо правовым последствиям. Исключением служит отказ иностранца от выезда, в случае которого он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания. Депортируемый, приобретя новые основания для пребывания, сможет въехать в РФ.

Согласно статье 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

  • для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей;
  • для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц — одного миллиона рублей.

.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года в статье 44 в качестве одного из видов уголовного наказания называет штраф — это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. Но, в отличие от иных дополнительных видов наказания, штраф может быть назначен только в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ.

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст.302 ГК РФ)

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

  1. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст.3.6 КоАП РФ)

вид юридической экспроприации, понятие, означающее изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества. Реквизиция как одно из оснований принудительного изъятия у собственника имущества (ст. 235 ГК РФ) является категорией гражданского права. Поэтому связанные с ней отношения первично регулируются в ст. 242 ГК РФ. Согласно данной статье в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах чрезвычайного характера имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.

Задача 1.

Приказом командира воинской части ефрейтор Голубков был привлечен к материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания за поврежденный на учениях автомат. Военнослужащий обжаловал приказ командира воинской части в суд, полагая, что может быть лишен своего имущества только по решению суда.

Дайте юридический анализ дела. Какие условия материальной ответственности военнослужащих закреплены действующим законодательством? Какие виды материальной ответственности военнослужащих вы знаете? В каком порядке возмещается ущерб?

(ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999г.; Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001г. №5).

Ответ

Условия материальной ответственности военнослужащих закреплены в ст.3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих":

  1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
  2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
  4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Виды материальной ответственности военнослужащих закреплены в ст. 4 (ограниченная материальная ответственность) и ст.5 (полная материальная ответственность) ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

  1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
  2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
  4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Порядок возмещения ущерба содержится в ст.8 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»:

  1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

  1. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

  1. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.
  2. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
  3. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
  4. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.
  5. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.
  6. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Таким образом, в соответствии с ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» действия командира воинской части правомерны.

Задача 2.

Носов был остановлен инспектором ДПС ГИБДД Беруновым с целью проверки документов. У водителя не оказалось с собой доверенности на право управления автомобилем, который был зарегистрирован на супругу Носова. Берунов объявил, что задерживает автомобиль и помещает его на специальную стоянку. Носов просил этого не делать, пояснив, что сейчас позвонит по телефону, и супруга приедет за автомобилем. Берунов объявил Носову, чтобы он проследовал в служебный автомобиль для доставления в дежурную часть ОВД с целью выяснения обстоятельств дела, а автомобиль Носова на специальную стоянку отгонит напарник Берунова сержант милиции Иванов.

Через два часа на специальную стоянку подъехала супруга Носова и потребовала вернуть ей автомобиль. Дежурный охранник ей заявил, что она должна уплатить за сутки хранения автомобиля по установленным для частных клиентов тарифам, а также получить разрешение начальника отделения ГИБДД, произведшего задержание транспортного средства.

Супруги обратились в суд с жалобой на действия сотрудников ГИБДД, указав, что оснований для помещения автомобиля на специальную стоянку не было, и потребовали возмещения понесенных убытков.

Дайте юридический анализ дела. Оцените правомерность действий участников ситуации. (КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации.»

Доверенностью ст.185 Гражданского Кодекса называет "письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами". Обязательным элементом доверенности является дата выдачи, без нее доверенность ничтожна. Кроме того, должна быть достаточно четко выражена воля доверителя и стоять его подпись. Срок действия доверенности не может превышать трех лет (ст.186 ГК), а если он не указан, то считается равным одному году.

Владельцу ТС по доверенности всегда необходимо иметь её при себе как подтверждение законного пользования автомобилем (п.2.1.1 ПДД). Управление ТС без документа, подтверждающего право владения грозит штрафом (ч.1 ст.12.3 КоАП) и "штрафстоянкой" (ч.1 ст.27.13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 г. Москва Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации водителю (судоводителю) сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании транспортного средства. Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Первые три часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате, поэтому требование оплаты за сутки незаконно.

Список использованных источников

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
  2. ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999г.
  3. Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации
  4. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 г. Москва "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001г. №5
  6. Аверина Е.А. Административное право России. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 343 с.
  7. Административное право Российской Федерации. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. – М., 2010. – 658 с.
  8. Козлов Ю.М. Административное право. – М.: Юрист, 2009. – 695 с.
  9. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 2008. — 280 с.
  10. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. – М.: Тихомиров М.Ю., 2009. – 696 с.