"Исследование личностных особенностей военнослужащих как фактора эмоционального выгорания личности" 1 глава


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей как фактора эмоционального выгорания

1.1. Психологические особенности личностно-профессионального становления военнослужащих

1.2. Особенности феномена эмоционального выгорания

1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания

Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей военнослужащих как фактора эмоционального выгорания личности военнослужащих

2.1. Организация эмпирического исследования

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования

2.3. Рекомендации психологу по организации профилактики эмоционального выгорания у военнослужащих

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.

Проблема синдрома профессионального выгорания еще не достаточно изучена в отечественной психологии, в связи с чем проблематика данной темы еще не получила своего должного рассмотрения.

Внимание многих исследователей сегодня все более обращено к изменениям, происходящим в обществе, нестабильности социальных процессов, которые оказывают влияние на жизнь современного человека и будущих поколений. Подобные трансформации указывают на актуальность и необходимость изучения социально-психологических проблем в разных аспектах.

Наибольшую значимость приобретает изучение «трудных» психических состояний личности профессионала, взаимодействующего в быстро меняющихся условиях социальной среды, под воздействием жестких требований. В первую очередь сюда относится деятельность в экстремальных ситуациях, опасных для жизни, негативно влияющих на психическое здоровье. Исходя из этого, на передний план исследований выступает феномен «эмоционального выгорания», имеющий непосредственное отношение к категории «трудных» психических состояний субъекта и процессу личностных изменений, происходящих под влиянием социальных условий профессиональной среды, в целом ее дезадаптирующих. Это требует постановки исследований различных детерминант выгорания в социально-психологическом контексте.

Оказывая свое негативное воздействие на жизнь и судьбу отдельного сотрудника, служащего, выгорание наносит не только ощутимый ущерб организации, фирме, снижая эффективность ее деятельности, но и косвенно влияет на развитие всего общества. Стремясь достичь самоуважения и доказать свою значимость, «выгорающие» люди с ещё большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Но это приводит к еще большим потерям в виде эмоционального истощения, деперсонализации и других нарушений.

Необходимо отметить, что проблема эмоционального выгорания многократно становилась предметом исследований многих специалистов в области общей, инженерной, педагогической, социальной психологии. Ряд работ посвящен анализу изучения синдрома выгорания зарубежными учеными, причинам и последствиям выгорания, методам его психодиагностики и помощи специалистам при его возникновении (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е.Орел, Т.В. Форманюк и др.).

Выявлены факторы (социальные, организационные, индивидуальные), влияющие на формирование синдрома, рассмотрены его механизмы и определены перспективы исследования. Однако сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также многообразие интерпретаций его причин и проявлений требует поиска новых путей, исследовательских стратегий по оптимизации профессиональной деятельности, адаптации личности к быстро меняющимся социальным, подчас экстремальным условиям.

Особенный интерес, в свете сказанного, вызывает изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в процессе профессиональной социализации специалистов, чья деятельность связана с высоким напряжением и другими воздействиями социальной среды. На решение этой проблемы направлено наше исследование.

Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек».

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Профессиональная деструкция личности - это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Следует отметить, что в психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности специалиста, отрицательно влияющие на его работу и жизнь.

Профессиональная деятельность человека - одно из ведущих проявлений активной личности. Она влечет за собой профессиональное развитие работника, что обусловливает формирование профессионального типа личности.

Заметное влияние оказывает профессия и на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Она ухудшает социально-психологический климат в коллективе, развитие самой личности, служит основой возникновения психологических барьеров.

Профессиональная деятельность, военнослужащих независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.

Военнослужащие, по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания». Он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Наличие проблемной ситуации и актуальность темы исследования позволяют определить цель, объект, и задачи исследования.

Объект исследования – личностная сфера военнослужащих.

Предмет исследования – особенности личностной сферы военнослужащих, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание военнослужащих.

Целью дипломной работы является исследование личностных особенностей военнослужащих как фактора их эмоционального выгорания.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы исследования эмоционального выгорания.
  2. Определить психологические особенности личностно-профессионального становления военнослужащих.
  3. Выявить особенности феноменаэмоционального выгорания
  4. Провести подбор методик для эмпирического исследования.
  5. Провести исследование личностных особенностей и эмоционального выгорания военнослужащих.
  6. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
  7. Разработать для психолога программу профилактики эмоционального выгорания для военнослужащих.

Гипотеза исследования: личностные особенности (темперамент, мотивация достижений) являются фактором эмоционального выгорания личности военнослужащих.

Методы исследования:

- методы исследования и диагностики: наблюдение, исследовательская беседа, опрос, тестирование; наблюдение.

- методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики;

- методы профилактики и коррекции: программа, содержащая рекомендации и техники для профилактики эмоционального выгорания.

Методики исследования:

  1. Исследование темперамента (Г. Айзенк);
  2. Методика потребности в достижении Ю.М. Орлова;
  3. Методика диагностики уровня эмоционально выгорания Бойко В.В.

База исследования: ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (РЭУ) создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 1359 и Приказом Министра обороны РФ от 25 мая 2009 года № 470, является правопреемником ФГУП «РЭУ МО РФ». В исследовании участвовали 30 мужчин военнослужащих - сотрудников ОАО «РЭУ» в возрасте 35-45 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций, а так же профессиональных и псикоррекционных мероприятий, которые обеспечат укрепление и сохранение психологического здоровья военнослужащих.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.

Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей военнослужащих как фактора эмоционального выгорания

1.1. Психологические особенности личностно-профессионального становления военнослужащих 

Большая роль в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Она участвует в социальном формировании человека, его образа жизни и поведении. Однако роль профессиональной деятельности носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Данная проблема в последние годы приобрела чрезвычайную актуальность. Наиболее фундаментальными исследованиями явились работы следующих авторов: Вилюнас В.К. [15], Гордеевой Т.О. [16,17,18,19,20,30], Макклелланд Д. [31], Петровского А.В. [43,44], Леонтьева Д.А. [30], Хекхаузен Х. [60] и др. [48, 49, 53]

Сущностными признаками профессиональной деятельности военного являются: единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических и практических компонентов в профессиональной деятельности; обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества; использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и их сочетание. Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решений возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности [35, c.112].

Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его.

Рассмотрение личностно-профессионального становления (ЛПС) военнослужащих объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае отсутствия общих профессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации [3, c.78]. С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например на формирование самооценки, самоотношения.

В психологии укоренилось представление о том, что основанием для развития личности является деятельность, в общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит ее профессионально-личностному становлению. Считается, что становление личности профессионала идет от субъекта профессиональной деятельности и субъекта профессионального общения к личности как субъекту жизни. Вместе с тем, личность оказывает и самостоятельное влияние на профессиональную деятельность. В связи с этим, при анализе профессионального развития важно учитывать и то, насколько человек соответствует объективной профессиональной деятельности, и то, как сама профессия соответствует личности работника и влияет на ее становление.

Л.Н. Корнеева пишет об экспериментах, которые показали динамику профессионально важных качеств личности на протяжении всего профессионального пути человека. Ею было выявлено, что на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня. При трех-пятилетнем стаже работы она снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период [27, c.176]. На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличаются своим содержанием и динамикой.

Личностный и профессиональный онтогенез у военнослужащих руководящего состава зрелого возраста, характеризуется, во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологигических) качеств и, во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.

Рассогласование профессиональных требований и возможностей человека, в конечном итоге, приводит не только к снижению уровня профессионализма, но и к изменениям личности. Среди отрицательных последствий взаимодействия профессии и личности – так называемое «психическое (эмоциональное) выгорание», - феномен, негативно сказывающийся на профессиональном становлении военнослужащих руководящего состава. Важно отметить, что одной из главных составляющих синдрома выгорания, наряду с эмоциональным истощением и неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, называется обезличивание интерперсональных отношений [58, c.54].

 А.К. Марковой [32, c.112] предложены пути преодоления профессиональных изменений личности в ходе выполнения обучающих упражнений, облег­чающих осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклоне­ний, прогнозирование возможных изменений моделирование изменений деятельности в обновляющихся условиях управленческого труда, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятель­ного корректирования состава деятельности, использование приемов инте­грации прошлого опыта, осмысление перспектив дальнейшего профессио­нального развития. При этом выявлена неравномерность устранения негативных изменений в ЛПС раз­ных компонентов профессиональной деятельности, что целесообразно учи­тывать в ходе их преодоления, показана роль руководителя и практического психолога в преодолении негативных изменений профессиональной деятельности. Кроме того, профилактика негативных изменений ЛПС в ходе профессиональной деятельности военнослужащих, по мнению А.К. Марковой, состоит в психологически обоснованном проектировании профессионального развития управленческих кадров.

Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, в начале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются: общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда); затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.); позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии) [59, c.98].

Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающая личность [32, c.89]. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности, как: следование профессиональной этике, индивидуальная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), помехоустойчивость и конкурентоспособность, гибкость и оперативность; смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т.д. [55]

Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Можно выделить следующие линии личностно-профессионального становления: мотивационную, эмоциональную и творческую.

Показателями мотивационного критерия предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления военнослужащих являются: устойчивая и осознанная профессиональная мотивация, включающая в себя мотивацию профессиональных достижений (восходящая мотивация), мотивацию самоактуализации.

Показателями творческого критерия предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава являются: осознанная, устойчивая, высокая и качественная общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации; устойчивая способность к построению и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развития; адекватная способность ставить усложняющиеся задачи своего развития и др. [50] 

Показателями эмоционального критерия предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава являются: устойчивая и осознанная система саморегуляции личности военнослужащих, адекватное знание о личном «поле» возможных негативных изменений личностно-профессионального становления как руководителя, так и профессионалов и др.

Негативными изменениями личностно-профессионального становления военнослужащих можно назвать деструктивные изменения психической структуры, качеств личности руководителя в мотивационной, эмоциональной и творческой сферах развития личности военнослужащих под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, часто возникающие трудно прогнозируемые сложные ситуации. Причины, которые препятствуют личностно-профессиональному становлению военнослужащих руководящего состава, связаны с длительной психической напряженностью, сложными усло­виями труда, кризисами профессионального развития, внезапными нештатными ситуациями, возрастными изменениями, монотонией, профессиональной усталостью, профессиональными деформациями [40].



Что Вы посещаете?

Среди значимых психологических факторов предупреждения негативных проявлений личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава реально влияют на продуктивность деятельности личностно-субъектный, социально-средовой, организационно-деятельностный факторы.

Личностно-субъектный фактор включает в себя:

- осознанный учет субъектного опыта личности (чувства, установки, мотивы, ожидания), в том числе и негативного, использование приемов инте­грации прошлого опыта;

- устойчивое и осознанное знание своих индивидуальных личностных особенностей: склонности к интроверсии, реактивности, жест­кости, мягкости, авторитарности, уровня самоува­жения, «трудоголизма», увлекаемости, интровертированности, идеализированности, фанатичности, гуманности, ре­акции на стресс, эмпатии, мотивации ус­пеха, самооценки, локус контроля и чувства значимости себя на рабочем месте; профессиональный стаж; возраст и др.;

- преодоление неудовлетворенности профессиональным и личностным ростом (самоак­туализацией);

- осмысление перспектив дальнейшего профессио­нального развития и обоснование проектирования профессионального развития управленческих кадров;

- развитие чувств собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрения и уважения коллег; и работа над преодолением зависти к преуспевающим коллегам, разочарованием в профессии и др.

Социально-средовой фактор включает [38]:

- осознанное преодоление чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и др. негативных переживаний, связанные с соци­альной несправедливостью и недостатком социальной поддержки;

- осознанное знание административных, управленческих и коммуникативных особенностей организации;

- качественное знание статусно-ролевых и индивидуальных характеристик специалистов;

- учет ролевых конфликтов, ролевой неопределенности, ролевых поведенческих стереотипов, негативных полоролевых установок, несоответствий между полномо­чиями руководителя и поставленными перед ним задачами;

- формирование и повышение социального статуса субъекта управленческой деятельности;

- развитие конструктивного характером про­фессиональных взаимоотношений;

- развитие социально-экономической ситуации в профессиональном коллективе, имидж и характер профессии руководителя, профессио­нально пространственной среды.

Организационно-деятельностный фактор включает [38]:

- осознание имеющихся в профессиональной деятельности отклоне­ний, прогнозирование возможных негативных изменений, моделирование изменений деятельности в обновляющихся условиях управленческого труда, устранение стереотипов и штампов, освоение приемов преобразования и самостоятель­ного корректирования состава деятельности;

- учет и организация рабочего времени военнослужащих;

- прогнозирование и планирование содержания деятельности: выбор и реализация высокопродуктивных форм, методов и содержания управленческой деятельности военнослужащих руководящего состава, в том числе и самообразования, избегание монотонности в своей деятельности;

- формирование высокого качества управления, в том числе распределение и делегирование полномочий подчиненным;

- выработка оптимального профессионализма военнослужащих руководящего состава: эффективного стиля руководства коллективом, высокопродуктивных системы и организации профессионального процесса, оптимального уровня ответственности, напряжения и объема управленческой деятельности;

- выработка высокоэффективных способов отдыха и восстановления физических и психических сил военнослужащих руководящего состава;

- осознание необходимости смены места работы, должности и квалификации военнослужащих руководящего состава.

Основой оптимизации процесса личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава являются знание руководителем основных негативных изменений личностно-профессионального становления и своих личностных особенностей профессиональной деятельности, теоретических основ становления профессионализма, особенностей развития самосознания военнослужащих руководящего состава; применение в профессиональной практике психологической технологии, обеспечивающей личностно-профессиональное становление военнослужащих руководящего состава [39]. 

Учет психологических условий и факторов, обеспечивающих предупреждение негативных изменений личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава позволяет построить психологическую технологию процесса личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава, которая способствует предупреждению негативных изменений личностно-профессионального становления военнослужащих руководящего состава и построению комплексной стратегии для достижения оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих.

Кроме субъективных условий, влияющих на мотивацию, интеллектуальные и управленческие возможности личности военнослужащих, необходимо рассмотреть в качестве возможного психологического условия негативного влияния личностно-профессионального становления, необходимые эмоционально-волевые качества, достигаемые посредством привития навыков быстрой мобилизации психофизиологических резервов и поддержания эмоциональной стабильности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов управленческой деятельности. Большое значение в развитии человека придается волевым процессам.

Сущность волевого поведения военнослужащих, выражается в способности подчинить свое поведение сознательно поставленным целям даже вопреки непоредственным (импульсивным) побуждениям. Значительная роль принадлежит также эмоциям, так как с эмоциями неразрывно связан феномен подкрепления. Положительные эмоции свидетельствуют о приближении удовлетворения той или иной потребности, а отрицательные эмоции - об удалении от нее [28, c.78].

Современный военный руководитель должен обладать стратегическим мышлением, широкой эрудицией, высокой культурой.

Психологические уровни оценки предупреждения негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава изучены по степени развития психологических критериев и показателей предупреждения негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава. Предложен алгоритм описания психологических уровней оценки предупреждения негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава: психологическая модель предупреждения негативных изменений ЛПС, психологические критерии предупреждения негативных изменений ЛПС, психологические факторы и условия предупреждения негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава

Значимые психологические условия предупреждения негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава: востребованность руководителей, обладающих способностью к саморазвитию в современном социуме; воспитание готовности у них к ЛПС, самосовершенствованию и возникновению негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава; создание развивающей среды в своей организации как основы предупреждения негативных изменений ЛПС всех членов трудового коллектива; гуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки руководителей, способной преодолеть стереотипных действий, а также разработка и внедрение в практику обучения дидактических основ психологического развития в систему подготовки и переподготовки руководителей; психологические особенностей профессиональной деятельности, которые обусловливают необходимость подбора руководителя с широким диапазоном личностных и интеллектуальных качеств и соответствующим уровнем ЛПС, способных предупреждать и преодолевать негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава и их подчиненных. 

Психологическая технология ЛПС военнослужащих представляется как технология развития, способствующая предупреждению негативных изменений ЛПС военнослужащих руководящего состава, являющаяся основой профессионального становления и фундаментом дальнейшего профессионального роста. Для осуществления предупреждения негативных изменений ЛПС эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессиональной деятельности и т. п.

Таким образом, становление и развитие профессионала есть взаимосвязь всех линий его развития, своеобразное «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

1.2. Особенности феномена эмоционального выгорания

Термин «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

«Выгорание - психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [46, c.47]. По мнению А.М. Ричардсена, данные современных исследований наглядно показали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса, что это не просто «слабый» синоним более устоявшихся обозначений данных симптомов.

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

  1. напряжение включает симптомы - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
  2. резистенция включает симптомы - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
  3. истощение включает симптомы - эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения.

Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоционального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
  2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
  3. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [14, c.374].

Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент - деперсонализация проявляется в изменение отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочный».

А. Пинес и Е. Аронсон рассматривают синдром эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание - это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный.

Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

В.И. Ковальчук отмечает, что людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию [28, c.57].

В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [26, c.752].

М. Фридман, Р. Розенман описали тип личности «А», характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу, высоким жизненным темпом, соревновательностью, желанием признания окружающих, агрессивностью, наличием лидерских качеств. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремление к совершенству и связанной с этим неудовлетворённости эффективностью своей деятельности, отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний [56, c.24-27].

Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности. К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать появлению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряжённости, снижения работоспособности, уровня самокритичности [17].

В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Существуют индивидуальные различия в том, какая из сфер психики окажется наиболее уязвимой при длительном высоком напряжении. Выбор «мишени» обусловливают ситуативные факторы и личностные особенности. При сильном стрессе возникают: навязчивые мысли или образы (когнитивная сфера); застревание, зацикленность переживаний (эмоциональная сфера); навязчивые стремления, действия, ритуалы (поведенческая сфера); нарушение социальных связей и социальная дезадаптация (социально-психологическая сфера). Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она не редко оказывается основной «мишенью» стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений [22].

В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:

  1. Педантичный характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления - апатия, сонливость.
  2. Демонстративный характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
  3. Эмотивный характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением. [14]

Синдром эмоционального выгорания рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогает другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удаётся достичь того эффекта, которого ожидали». Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат - беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий [26].

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

А. Пайнс установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя [11, c.203].

Основные составляющие организационных факторов:

  1. Условия работы - основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер. Уровень эмоционального выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.
  2. Содержание труда - данная группа включает количественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.
  3. Социально-психологические факторы - взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.

Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [47, c.85-86].

Что Вы посещаете?

Распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания. Появлению синдрома эмоционального выгорания способствует наличие ролевого конфликта и неопределённости в деятельности.

1.3. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания

Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Сначала наблюдается приглушение эмоций, исчезают острота чувств и сладость переживаний. Потом начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. Далее, во время общения, он начинает чувствовать неприязнь к ним. На первых порах легко сдерживает ее, но постепенно скрывать раздражение все труднее, и, наконец, озлобленность буквально выплескивается. Жертвой становится ни в чём не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения. И в заключении - полное «выгорание» специалиста. Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и ледяное сердце, весь мир ему безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты. Синдром эмоционального выгорания очень часто сопряжён с психосоматикой [5, c.67].

Эмоциональное выгорание может рассматриваться с точки зрения наличия трёх уровней и трёх стадий. Согласно Спаниол и Капуто, y индивидуума, подверженного эмоциональному выгоранию первой стадии, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы появляются в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путём расслабления или организации перерывов в работе. На второй стадии эмоционального выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны. Человек может чувствовать себя истощённой после хорошего сна и даже после выходных. Признаки и симптомы третьей стадии эмоционального выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения [56, c.24-25].

Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.

Изменения в мышлении «выгорающего» специалиста: все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием [4, c.26].

Изменения в здоровье «выгорающего» специалиста: нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что симптоматика эмоционального выгорания крайне индивидуальна, равно как и его последствия.

Стадии развития эмоционального выгорания:

  1. Невротическая реакция. Меняется в первую очередь телесное и эмоциональное самочувствие человека. Изменения представляют собой классические черты одной из форм невроза - так называемой неврастении, или синдрома раздражительной слабости. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности
  2. Невротическое развитие. Изменяется поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.
  3. Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности (варьирующей от раздражительности до неприкрытого хамства). Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения, появлению кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами) [34, c.90].

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз [2, c.65]:

  1. Предупреждающая фаза - чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).
  2. Снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой.
  3. Эмоциональные реакции - депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений).
  4. Фаза деструктивного поведения - сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов).
  5. Психосоматические реакции - снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, головные боли, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
  6. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.

Анализируя фазы развития синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.

Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации. Адаптация к новым, а тем более к экстремальным условиям, достигается ценой затрат функциональных резервов организма за счёт так называемой биосоциальной платы. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни. Переход от одного функционального состояния к другому развивается в результате изменения свойств биологических систем: уровня функционирования, функциональных резервов, степени напряжения регуляторных механизмов [1].

Адаптационный потенциал человека - количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономической трате функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие преморбидного состояния.

Выделяют пять основных групп функциональных состояний по показателю активности регуляторных систем:

1) норма - состояние уравновешенности организма с внешней средой, высокая приспособляемость организма к различным условиям достигается при минимальном напряжении регуляторных систем;

2) умеренное функциональное напряжение возникает после работы, к концу рабочего дня или как результат высокой активности человека;

3) выраженное функциональное напряжение характеризует состояние здорового человека во время работы;

4) резко выраженное функциональное напряжение у здоровых людей может кратковременно возникать в моменты больших нагрузок;

5) астенизация регуляторных систем - неспособность организма поддерживать равновесие с окружающей средой. Важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности. Этот фактор эффективно срабатывает при определённых рассогласованиях позиций личности и господствующих установок среды, предупреждает развитие когнитивного диссонанса, следовательно, и дезадаптации личности. Нетерпимость обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания.

На её проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность. К социально-психологическим установкам личности, определяющим отношение к другим людям, можно отнести локализацию контроля над происходящими событиями, иначе обозначаемую как экстернальность - интернальность.

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определённых профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения и воли этих людей зависит здоровье и жизнь других людей. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи - общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти.

У военнослужащих, которые в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику, постепенно развивается определённая эмоциональная сопротивляемость.

Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры. К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку.

На практике это означает уважение и принятие человеческой природы медицинского работника и такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись собственные потребности наряду с потребностями пациентов. Создание материальной заинтересованности в результатах труда [9].

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всём его разнообразии. Так, исследование, проведённое П.В. Румянцевой, показало, что чем выше уровень профессионального мастерства и субъективного контроля специалиста, то есть склонности принимать на себя ответственность за своё поведение в эмоционально значимых ситуациях, тем меньше проявляется у него синдром эмоционального выгорания.

По мнению Н.В. Гришиной, состояние эмоционального выгорания тесно связано также с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях может вызвать экзистенциальный невроз. Этот взгляд на природу рассматриваемого феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния эмоционального выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя [4].

Еще один важный аспект этой проблемы связан с тем, что эмоциональное выгорание, как правило, следствие неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищённости в коллективе, наличие надёжной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряжённость, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления. Существует немало конкретных способов преградить путь синдрому «сгорания»: культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; внесение разнообразия в свою работу; создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания; овладение техникой медитации; удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни; обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие.

Первый шаг к преодолению эмоционального выгорания - разобраться с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чём смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Самый распространённый способ - попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение и работу с более глобальной точки зрения.

Другой способ - уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение, человек делает так называемую горизонтальную карьеру.

Третий способ - не оставляя данного рода занятия, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей.

Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой.

В психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности.

Выводы

Сущностными признаками профессиональной деятельности военнослужащих являются: единство мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических, биоэнергетических и практических компонентов в профессиональной деятельности; обусловленность проблемной ситуацией профессионального творчества; использование нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приёмов, средств и их сочетание. Направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решений возникающих творческих специальных задач и их реализацию в профессиональной деятельности.

В ходе исследования было выяснено, что рассогласование профессиональных требований и возможностей человека, приводит не только к снижению уровня профессионализма, но и к изменениям личности, что влияет на «психическое (эмоциональное) выгорание», - феномен, негативно сказывающийся на профессиональном становлении военнослужащих. 

Синдром эмоционального выгорания у военнослужащих - это процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» являются личностные особенности военнослужащих, а также продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?