Дипломная работа
"Сущность и содержание информационной безопасности в структуре национальной безопасности". Глава 1


Содержание

Введение

Глава 1. Роль и место информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности

1.1. Понятие и сущность информационной безопасности

1.2 Национальные интересы в информационной сфере

Глава 2. Анализ угроз информационной безопасности

2.1. Угрозы, наносимые информационной сфере

2.2. Угрозы нарушения конфиденциальности, целостности, доступности информации

Глава 3. Обеспечению информационной безопасности: проблемы и пути решения

3.1. Законодательный уровень обеспечения информационной безопасности

3.2. Совершенствование обеспечения информационной безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, быстро растущими технологическими возможностями современных информационных систем, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими. В современных условиях информационная безопасность становится важнейшим базовым элементом всей системы национальной безопасности российского государства.

Информационная сфера является одним из системообразующих факторов жизни государства, что определяет исключительную важность вопросов, связанных с формированием его информационной инфраструктуры, предполагающей интенсивное развитие систем телекоммуникаций и связи, различных информационных систем, технологий предоставления информационных услуг или, другими словами, индустрии информатизации.

Индустрия информатизации на современном этапе развития человечества является наиболее динамично развивающейся сферой мировой экономики, способной конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции, и определяет наукоемкость промышленной продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Неправомерное искажение или фальсификация, уничтожение или разглашение определенной части информации, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляюших системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, юридическим и физическим лицам), участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия, что угрожает национальной безопасности.

Жизненно важные интересы этих субъектов, как правило, заключаются в том, чтобы определенная часть информации, касающаяся их экономических, политических и других сторон деятельности, конфиденциальная коммерческая и персональная информация, была бы постоянно легко доступна и в то же время надежно защищена от неправомерного ее использования: нежелательного разглашения, фальсификации, незаконного тиражирования, блокирования или уничтожения.

Становление научного направления «информационная безопасность и защита информации» в РФ связано с именами таких отечественных ученых, как В.А. Герасименко, В.И. Герасимов, Н.Н. Дмитриевский, В.А. Минаев, П.Д. Зегжда, В.И. Кириленко и др.

Проблемные вопросы информационной безопасности отражены в статьях Старовойтова А.В., Аносова В.Д., Стрельцова Л.М., Шерстюк В.П., Степанова В.Е., Красова Н.И., Федоровой С.А., Митрохиной Т.Н., а также в работах других авторов.

Объектом исследования выступила информационная безопасность.

Предметом исследования выступили связи и принципы в сфере обеспечения информационной безопасности как элемента национальной безопасности.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование сущности и содержания информационной безопасности в структуре национальной безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать понятие и сущность информационной безопасности.
  2. Определить национальные интересы в информационной сфере.
  3. Выяснить основные угрозы, наносимые информационной среде.
  4. Проанализировать угрозы нарушения конфиденциальности, целостности, доступности информации.
  5. Провести оценку законодательного уровня обеспечения информационной безопасности.
  6. Разработать рекомендации по совершенствованию обеспечения информационной безопасности.

Для исследования сущности и содержания информационной безопасности, в работе применяется системный метод, который используется для оценки внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы обеспечения информационной безопасности, а также для выявления связей этой системы с другими системами, функционирующими в сфере безопасности государства и в сфере национальной безопасности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ряд выводов по работе могут быть использованы в дальнейшем при разработке положений по обеспечению информационной безопасности в России.

Глава 1. Роль и место информационной безопасности в системе обеспечения национальной безопасности

1.1. Понятие и сущность информационной безопасности

Прежде, чем исследовать понятие и сущность информационной безопасности, необходимо определить понятие «национальная безопасность». В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.[1], утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2010г. № 537, дается следующее определение национальной безопасности: под национальной безопасностью РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Общая оценка ситуации вокруг России показывает, что угрозы национальной безопасности России эволюционируют, становятся многофакторными, концентрируются в различных регионах России, взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и поэтому требуют осознанного, целенаправленного и системного подхода для их локализации и нейтрализации. Безопасность — очень сложное, многоплановое, разностороннее общественное явление. Попадая в предметное поле различных общественных отраслей знания, оно находит специфику своего содержательного теоретического выражения, нацеленную на оптимальную практическую реализацию. В последние годы проблема безопасности находится в центре внимания множества научных и ненаучных исследователей. В зависимости от уровня, субъектов, отраслей познания и т.п. выделяют различные виды, формы безопасности: глобальную, национальную, государственную, региональную, юридическую, экономическую и т.д. Делаются попытки концептуально выразить эту проблему, тем более что есть нормативно-правовые акты концептуального содержания. Но совершенно очевидно, что наличие подобных актов ещё не свидетельствует о строго научном, системном, целостном и концептуальном оформлении данного общественного явления.

Анализ различных видов безопасности в их коллективном представлении, выражении, как правило, остаётся вне сознания, культуры, менталитета рядовых граждан, поскольку человек живёт в среде ближайшего окружения, малой ассоциации, людей-родственников, семьи, соседей, трудового коллектива и т.п. Его, следовательно, волнуют вопросы, интересы этих сообществ людей и, естественно, свои интересы как осознаваемая часть интересов этих небольших коллективов. Проблемы больших социальных общностей людей, наций, государства, а тем более глобальные проблемы могут его волновать лишь в той мере, в какой он обнаружит в их содержании свой личный интерес или ценность. Отсюда следует вывод: любой вид безопасности имеет человеческое содержание, которое, чтобы не остаться всеобще абстрактным императивом, должно отражать, выражать интересы рядовых, простых граждан, быть им понятным, одобряемым, а следовательно, принятым и реализуемым сознательно. Только этим механизмом можно достичь цели, при которой любая коллективная безопасность не будет абсолютно внешним явлением для отдельного человека, а станет его внутренней потребностью осознавать её как свою и соответственно действовать эффективным образом. Поэтому любой вид безопасности при теоретическом оформлении своего содержания должен описываться через призму человеческих интересов, ценностей, прав и свобод, а также личностных обязанностей[2].

Информационная безопасность как составляющая часть национальной безопасности требует особого исследования.

Понятие информации первоначально было следующим - это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.)[3]. С середины XX века появляется общенаучное понятие информации, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму[4].

Сформулированные к настоящему времени строгие научные определения концентрируют внимание на одном из основных аспектов этого многозначного понятия — соотношении информации и материи.

Согласно традиционной философской точке зрения, информация существует независимо от человека и является свойством материи. Она рассматривается, как отражение объектов материального мира, в частности, отражение организованности или упорядоченности кибернетических объектов. Согласно нетрадиционной точке зрения информация трактуется как первооснова микро и макромира Вселенной (информация — первична, а материя — вторична). Она существует независимо от нас и проявляется в триедином процессе фундаментального взаимодействия энергии, движения и массы в пространстве и во времени.

Понятие «информационная безопасность» неоднозначно трактуется в современной научной литературе. Можно выделить три принципиально различных подхода к пониманию его содержания. В первом случае информационная безопасность рассматривается как комплекс мероприятий по защите информации и средств ее передачи, хранения, обработки и накопления.

Во втором – как обеспечение защиты от информационных воздействий различного рода или как комплекс мер по противодействию акциям информационной войны.

В третьем случае проблематика информационной безопасности распространяется практически на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, связанные с производством, преобразованием, потреблением, накоплением и хранением информации независимо от способов и средств осуществления этих процессов (это так называемое расширительное толкование).

Также можно выделить три группы исследователей, которые имеют четко просматриваемые различные тенденции толкования понятия «информационная безопасность». Хотя и внутри этих групп также выделяются несколько иные точки зрения на это понятие.

Ряд исследователей, относимых к первой группе, распространяют понятие информационной безопасности на весь комплекс мероприятий по защите информации[5]. Например, В.И. Ярочкин рассматривает информационную безопасность «как единый целостный механизм, объединяющий все используемые средства, методы и мероприятия, направленные на защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа к ней»[6]. Хотя при этом он отмечает, что появление понятия «информационная безопасность» связано с преодолением обществом отрицательных последствий информатизации. Однако дальнейшего развития в его исследованиях этот тезис не получает.

К первой группе можно также отнести исследователей, которые трактуют информационную безопасность исключительно как безопасность информации, передаваемой (создаваемой, накапливаемой и т.п.) при помощи современных технических средств. И основное внимание при рассмотрении вопросов информационной безопасности уделяют обеспечению безопасности телекоммуникационных и автоматизированных информационных систем, а также информации, хранимой и обрабатываемой на персональных компьютерах[7]. Причем эта тенденция является наиболее распространенной в данной группе. Ее появление вполне закономерно и вызвано рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь, по мнению автора, можно отметить следующие:

- основу большей части современных информационных технологий составляют электронные средства обработки, передачи, накопления и хранения информации;

- широкое распространение технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое на начальном этапе не встретило должного противодействия;

- противоречивость и несовершенство правовой базы обеспечения информационной безопасности;

- длительное время подготовка специалистов велась исключительно по техническим вопросам защиты информации;

- незначительное число специалистов гуманитарного профиля (в первую очередь юристов) по данной проблематике;

- недостаточное количество комплексных разработок по проблемам обеспечения информационной безопасности с привлечением специалистов как гуманитарного так и технического профиля.

Интересен подход А.Б. Агапова, который рассматривает информационную безопасность в качестве одного из элементов государственной безопасности, как систему мер по защите «систем и комплексов, аккумулирующих и обрабатывающих специнформацию». Остальные же вопросы он выводит за рамки понятия «информационная безопасность», относя их к «обеспечению национальной безопасности в сфере информатизации и индивидуальных информационных прав»[8].

Основным недостатком всех определений, относимых к данной группе, является то, что авторы не рассматривают информационную безопасность как один из видов безопасности личности, общества и государства, а сводят ее к различным аспектам обеспечения защиты информации.

Авторы, относимые ко второй группе, связывают понятие «информационная безопасность» со способностью личности, общества, государства противостоять негативным информационным воздействиям как на свою информационно-техническую инфраструктуру, так и на индивидуальное и общественное сознание и психику людей[9]. Многие из них (в частности, И.А. Михальченко, А.И. Поздняков) рассматривают проблему информационной безопасности как следствие ведения так называемых информационных войн. Например, А.И. Поздняков считает, что «информационная безопасность определяется возможностями парировать, нейтрализовать опасные информационные воздействия» и рассматривает ее как «состояние ... устойчивости основных сфер жизнедеятельности (политики, экономики, науки, техносферы, сферы государственного управления, культуры, военного дела, общественного сознания и т.п.) по отношению к опасным (дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны и т. п.) информационным воздействиям»[10].

Своеобразного подхода к пониманию сущности информационной безопасности придерживается В.А. Герасименко, который, в рамках традиционного для данной группы исследователей взгляда, определяет информационную безопасность как «предотвращение и нейтрализацию внешних негативных информационных воздействий на технические, технологические и организационные системы, людей, их коллективы и общество в целом», но приходит к выводу, что эту проблему целесообразно «включить в расширенное толкование понятия комплексной защиты информации»[11]. Этот тезис в определенной мере сближает его с исследователями первой группы.

Как показывают приведенные примеры, авторы пытаются более широко, чем это имело место в первой группе, рассмотреть проблему информационной безопасности, однако они существенно и, на наш взгляд, неоправданно сужают понятие угрозы личности, обществу и государству в данной области.

Для третьей группы исследователей, как уже отмечалось, характерно расширительное толкование понятия «информационная безопасность»[12]. Авторы пытаются в данном случае рассмотреть информационную безопасность как комплексное, многоаспектное явление. Однако единство в его определении отсутствует также, как это имело место и в предыдущих случаях.

Некоторые исследователи, пытаясь преодолеть отмеченные выше недостатки, идут по пути простого перечисления основных направлений обеспечения информационной безопасности, что позволяет очертить основные контуры данного понятия, но не отражает его сущности. Так, например, Л.И. Шершнев под информационной безопасностью понимает «способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано»[13]. Подобная формулировка является не совсем приемлемой еще и потому, что является громоздкой и сложной, перегруженной терминами, нуждающимися в дополнительной конкретизации. Кроме того, при возникновении каких-либо новых направлений обеспечения информационной безопасности, что вполне возможно, учитывая «взрывные» темпы развития современных информационных технологий и информационной техники, данная дефиниция должна всякий раз пересматриваться и дополняться.

Отдельные авторы, например, В.И. Карпов и Д.Б. Павлов, считают, что «информационная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов личности, общества и государства от утечки важных закрытых сведений из политической, экономической, научной и других сфер общественных отношений, а также негативного информационного воздействия на население и на процесс принятия политических решений»[14], существенно сужает исследуемое понятие, сводя проблему защищенности личности, общества и государства в данной сфере к проблеме защищенности от утечки закрытых сведений и негативного информационного воздействия. Кроме того, остается неясным, что именно в данном случае авторы понимают под «негативным информационным воздействием»[15].

Если первоначально, – на этапе определения базовых характеристик проблем обеспечения информационной безопасности, – учеными-правоведами указанные категории рассматривались достаточно фрагментарно, то с течением времени они стали анализироваться в диалектическом единстве и взаимопроникновении. При этом наряду с уже названными выше выделяются и угрозы, связанные с причинами кризисного положения в сфере обеспечения информационной безопасности, а также причины, обусловленные отсутствием правового поля, адекватного новым социально-информационным реалиям. Параллельно с формированием и закреплением концептуальных подходов к проблеме информационной безопасности разрабатывалась и политико-правовые основы ее обеспечения.

Таким образом, защита информации - есть комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям. А понятие информационной безопасности - это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений[16].

В доктрине под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[17].

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих принципах:

  1. Соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.
  2. Открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающей информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ.
  3. Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающемся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
  4. Приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производстве технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.

1.2 Национальные интересы в информационной сфере

Доктрина информационной безопасности РФ дает две классификации национальных интересов в информационной сфере[18]:

  1. По принадлежности.
  2. По важности интересов.

В соответствии с классификацией по принадлежности, национальные интересы – это совокупность интересов личности, интересов общества и интересов государства.

Интересы личности – это реализация конституционных прав на доступ к информации; использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности; физическое, духовное и интеллектуальное развитие; защита информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества – это обеспечение интересов личности в информационной сфере; упрочнение демократии, создание правового, социального государства; достижение и поддержание общественного согласия; духовное обновление России.

Интересы государства – это гармоничное развитие российской информационной инфраструктуры; реализация конституционных прав человека и гражданина в области получения информации и пользования ею; незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России; политическая, экономическая и социальная стабильность; безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка; развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

В рамках классификации по важности национальных интересов выделяют четыре составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере[19].

  1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Это предполагает: повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидацию российского общества, духовное возрождение многонационального народа РФ; совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ; обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды; обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени; укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации; обеспечение свободы массовой информации и запрет цензуры; недопущение пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды; запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
  2. Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным ресурсам. Это предполагает: укрепление государственных СМИ, расширение их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан; ускоренное формирование открытых государственных информационных ресурсов, повышение эффективности их использования.
  3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Это предполагает: развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства РФ; развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов; развитие производства в РФ конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширение участия России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечение государственной поддержки отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
  4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Это предполагает: повышение безопасности информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и ИС федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; ускоренное развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; расширение международного сотрудничества РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Таким образом, информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

[1] Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. // Указ Президента РФ от 12.05.2010. № 537

[2] Савченко И.А., Шпак В.Ю., Юрченко В.М. Технология политического действия. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007. – С.165.

[3] Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности. – Хабаровск: ДВГУПС, 2008. – С.7.

[4] Семкин С.Н., Семкин А.Н. Основы информационной безопасности объектов обработки информации. Орел, 2010. – С.16.

[5] См., например: Организация и современные методы защиты информации. / Под общ. ред. Диева С. А., Шаваева А. Г. М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1998. С. 52; Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М.: Ось-89, 1996. С. 207; и др.

[6] Ярочкин В. И. Указ. соч. С. 207.

[7] См. например, Зегжда П.Д. Национальная безопасность в аспекте информатизации. Проблемы и перспективы // Проблемы информационной безопасности. 1998. Сентябрь. С. 24-25; Информационная безопасность в учебных планах ВУЗов России. Материалы межвузовского семинара 26-27 ноября 1997г. СПб.: Изд-во СПб. ГУ, 1997. С. 32, 41.

[8] Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 1995. С. 61.

[9] Герасименко В.А. Обеспечение информационное безопасности как составная часть информационных проблем современного общества // Безопасность информационных технологий. 1998. № 2. С.41; Михальченко И.А. Информационные войны и конфликты идеологий в условиях геополитических изменений конца XX века: Дис. ... канд. политич. наук. СПб.: СПб. Государственный университет, 1998. С. 29; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль. 1993. № 10. С. 13-18.

[10] Поздняков А.И. Указ. соч. С. 14.

[11] Герасименко В. А., Малюк А. А. Основы защиты информации. М.: Изд-во МИФИ, 1997. С. 50-52.

[12] См. например: Комов С. А. О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 1998. № 3. С. 72-76. Начинов С. Е. Информационная безопасность России: глобальное управление и новые информационные технологии // Безопасность. 1993. № 6. С. 65-72; Шершнев Л. И. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. С. 33-35.

[13] Шершнев Л. И. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. С. 33-35.

[14] Карпов В. И., Павлов Д. Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства: Учебное пособие. М.: Войсковая часть 33965, 1990. С. 53.

[15] Негативное информационное воздействие – термин, активно употребляющийся в литературе, посвященной проблемам информационной безопасности и информационной войны. Однако авторы обычно не останавливаются на его исследовании. Представляется, что понятие «негативного информационного воздействия» (как противоположность – «позитивное информационное воздействие») является субъективной категорией, зависящих от целевых установок субъекта, т.е. от того как понимаются цели функционирования системы, на которую осуществляется указанное воздействие (в зависимости от них оно и будет носить либо позитивный либо негативный характер).

[16] Доктрина информационной безопасности РФ // (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895)

[17] Доктрина информационной безопасности РФ // (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895)

[18] Доктрина информационной безопасности РФ // (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895)

[19] Доктрина информационной безопасности РФ // (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895)