Компетенции государственных и муниципальных служащих


Cодержание

Введение

Глава 1. Общетеоретические подходы к исследованию проблемы

1.1   Понятия компетенции и компетентности в науке

1.2 Профессионализм и компетентность в государственном управлении

1.3 Квалификационные требования к профессиональным навыкам органов государственного и муниципального управления

1.4 Компетенции государственного служащего в современном профессиональном образовании

Выводы первой главы

Глава 2. Исследование востребованности компетенций в государственных структурах

2.1 Программа исследования

2.2 Экспертное интервью

2.3 Анкетирование

2.4 Сравнительный анализ компетенций

Выводы второй главы:

Предложения по модернизации образовательной программы по направлению «ГМУ»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования

Развитие современного общества постоянно повышает требования к работе государственных органов управления. В условиях изменения социальной и политической среды становится актуальной проблема формирования адекватной и конкурентоспособной системы государственного управления, способной быстро и эффективно реагировать на внешние и внутренние факторы, а также становится первостепенной необходимость разработки сбалансированной системы показателей и критериев эффективности деятельности органов государственной власти.

Одним из таких факторов, способствующих повышению конкурентоспособности государственного аппарата является высокий уровень компетенции и профессионализма государственных служащих, соответствующий всем современным требованиям. Эффективность государственного регулирования политической, экономической и социальной сфер жизни общества во многом обеспечивается высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются, прежде всего, отработанным механизмом их подготовки. Государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами, должны обладать особыми знаниями, умениями, навыками и способностями для полноценной работы всей системы государственного управления. Именно по этим причинам, профессиональная подготовка государственных служащих и грамотных специалистов занимает в системе государственной службы такое существенное положение и являет собой целую систему современных знаний.

В настоящее время в российских ВУЗах существует множество специализированных программ по обучению и  подготовке квалифицированных кадров на государственной службе. И так как работа системы государственной власти неразрывно связана с удовлетворением быстроменяющихся потребностей населения, для поддержания эффективности подготовки и переподготовки государственных служащих необходим непрерывный сбор актуальных требований со стороны общества и нанимателей.

Таким образом, объектом исследования является подготовка молодых специалистов государственной и муниципальной службы, предметом – актуальные компетенции государственных и муниципальных служащих.

Гипотеза исследования: компетенции, получаемые по результату освоения программы бакалавриата «ГМУ» ведущих ВУЗов не соответствуют всем актуальным требованиям к деятельности и профессиональным навыкам государственного и муниципального служащего.

Цель исследования состоит в выявлении актуальных компетенций государственных и муниципальных служащих, востребованных на рынке труда

Задачи:

  1. Провести анализ литературы по вопросам профессиональных компетенций госслужащих;
  2. Выявить компетенции, которым обучают будущих специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» в лидирующих ВУЗах страны;
  3. Выявить квалификационные требования к государственным служащим различных уровней власти;
  4. Провести экспертный опрос по теме востребованности нынешних компетенций у потенциальных работодателей;
  5. Провести анкетирование среди сотрудников государственных органов по теме приоритетных навыков в работе различных органов власти;
  6. Провести сравнительных анализ полученных данных с результатами экспертного опроса;

Новизна исследования заключается в том, что функционировании государственного аппарата происходит в динамичной социально-экономической и политической среде,  а следовательно, в состоянии меняющихся требований к работе госудаственных органов со стороны общества. Анализ компетенций, изучаемых на направлении подготовки «Государственное и муниципальное управление», а также выявление наиболее актуальных и востребованных навыков являются малоизученными в современных научных исследованиях, однако необходимыми для эффективной работы государственных органов вопросами.

Методы исследования: Для сбора теоретической информации проведен анализ литературы, образовательных стандартов по направлению «ГМУ и требований, предъявляемых к кандидатам при замещении должности государственного служащего. Для сбора эмпирического материала применена методика экспертного опроса в формате неформализованного интервью и анкетирование работников государственных и муниципальных организаций и учреждений. На основе материалов, полученных с помощью теоретического анализа литературы, нормативно-правовых актов и экспертного опроса проведен сравнительный анализ комптенций.

В первой главе данной дипломной работы рассмотрены теоретические основы подготовки государственных служащих,  общие понятия компетенции и профессиональной компетентности, а также место профессионализма и компетентности в современном государственном управлении. Также были рассмотрены квалификационные требования к деятельности государственных служащих разных уровней  и образовательные стандарты по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» уровня бакалавра.

 Во второй главе представлен экспертный опрос по теме актуальных компетенций, обладание которыми обеспечит молодым специалистам конкурентоспособность на современном рынке труда государственной и муниципальной службы Российской Федерации. В качестве экспертов были привлечены сотрудники государственных органов различных уровней власти, такие как Государственная Дума, Федеральная Антимонопольная Служба, Счетная Палата, Правительство Московской Области, Администрация Люберецкого Района и Администрация Городского Поселения Люберцы. Кроме того, было проведено анкетирование среди сотрудников вышеуказанных органов. Участникам анкетирования было предложено оценить и проранжировать предложенные компетенции по необходимости в работе соответствующего органа. В данной главе также проведен сравнительный анализ компетенций из образовательных стандартов Минобрнауки, а также ведущих ВУЗов (НИУ-ВШЭ, РАНХиГС, ГУУ)  и навыков, собранных по методу теоретического анализа, экспертного опроса и анкетирования.

Значимость полученных результатов заключается в получении наиболее востребованных компетенций государственных служащих на сегодняшний день.

Глава 1. Общетеоретические подходы к исследованию проблемы

1.1   Понятия компетенции и компетентности в науке

Вопрос формирования эффективной системы государственного управления в Российской Федерации широко обсуждается СМИ, политиками, учеными и простыми гражданами.  За последние десятилетия российский опыт наглядно показывает зависимость воплощения целей и задач государственной политики от уровня компетентности и профессионализма государственных служащих.

Качество профессионального образования в сфере государственного управления становится первостепенной задачей соответствующих направлений ВУЗов.

Перед тем, как перейти к изучению востребованности полученных в процессе обучения компетенций следует понять, в чем заключается сущность и разница данных понятий. При профессиональной подготовке будущего специалиста необходимо иметь четкое представление о том, какими факторами определяется его профессиональная компетентность, из каких структурных компонентов она слагается и в чем сущность самих понятий «компетентность», «компетенция»,  «профессиональная компетентность».

Компетентность трактуется гораздо шире по сравнению с компетенцией, включает ее в себя в качестве основы, но ею не исчерпывается. Некоторые исследователи считают, что эти понятия начали использовать с 1958 года[1] [1; 263-282]. Термин «competence» имеет иностранное происхождение, поэтому его трактовка во многом зависит от того, с какого языка его перевели. К примеру, во французском языке слово «competence» имеет два значения – компетенция и осведомленность; а в английском – три: способность, или умение, компетентность, компетенция. Оба варианта перевода указывают на то, что в русском языке за словом «competence» закрепилось два созвучных, но семантически различных понятия.

Поэтому в научной среде существует некоторая неопределенность и споры относительно понятия «компетенция» и «компетентность». Считается, что нет возможности разработать какую-либо последовательную теорию или выработать общие определения, которые будут способны объединить различные подходы в изучении данных терминов. Не существует какой-либо единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее, большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности.

По утверждению американского исследователя Нигель Норриса: «по причине всеобщего молчаливого соглашения возникла необходимость в точном определении понятия “компетенция,  а также возникло множество противоречивых теоретических определений, и элементарно простое стало крайне усложненным»[2] [2; 332].

Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова «Компетентность

– осведомленность, авторитетность, компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий»[3] [3; Электронное издание]. Термин «компетенция» (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) определяется или как круг полномочий, обязанностей, прав, или как знания и практический опыт в той или иной области.

Британский психолог Джон Равен[4]  трактовал компетентность как специфическую способность, которая необходима для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания – особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным ученым, учителем, пожарным, родителем или государственным служащим по мнению Дж. Равена, означает иметь набор специфических компетенций разного уровня: быть глубоко осведомленным в предмете, наблюдать, писать деловые письма, самостоятельно ставить вопросы, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами, доказывать собственную правоту.

Соответственно, «компетентный специалист», согласно словарю Ожегова С.И. – «знающий»[5], и согласно Большому словарю иностранных слов – «знающий, осведомлённый, авторитетным в какой-либо области»[6] [6; 228]. Это означает, что термин компетентность больше используется при личностной характеристике, а компетенция – функциональной.

«Компетентный специалист – это человек призванный по профессии и признанный по результатам своего труда (самим собой и другими субъектами) и готовый отвечать за результаты своего труда, т.е. брать на себя ответственность за сделанное»[7]. [7; 19]

Итак, профессиональная компетентность – это «формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования»[8] [8; 262].

При рассмотрении проблем модернизации какой-либо сферы и определения требований к ее работникам широко применяется термин «профессиональная компетентность». К.В. Шапошников определил «профессиональную компетентность» как готовность, а главное способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности[9] [9, 26].  Профессиональную компетентность в целом можно охарактеризовать как комплекс интегрированных знаний, опыта, умений и  личностных качеств, позволяющие человеку эффективно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром, а в основу показателей такой профессиональной компетентности могут быть заложены характеристики потенциальной деятельности специалиста.

 И.В. Волгин подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста комбинируется не только за счет определённого объёма знаний и опыта, но и в большей мере за счет умений актуализировать накопленные знания, умения и способности использовать их в реализации своих профессиональных функций[10] [10, 734]. 

Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяют: 1) базовые (простые) компетенции (формируемые на основе умений, знаний, способностей, проявляющиеся в определенных видах деятельности) и 2) ключевые компетенции – сложные для учета и измерений, проявляются во всех видах дейстельности, во всех отношения человека с миром, отражающие духовных личностный мир. В некоторых исследованиях есть и другие классификации: 1) стандартные – те, без которых нормальное функционирование личности или организации невозможно, 2) ключевые – обеспечивающие их конкурентноспособность на социально-экономическом рынке, отличающие организацию или личность от аналогичных представителей, и 3) ведущие – проявляющиеся в инновационности, динамичности, креативности и кооперативности.

Таким образом, профессиональная компетенция является степенью проявления профессионализма и одновременно выступает и как характеристика профессиональной деятельности и как нравственная категория – ответственность, которая регулирует процесс профессионального роста специалиста. Профессиональная компетенция соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, конкретные профессиональные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и личностное умение осуществлять профессиональные технологии в главных сферах деятельности человека.

 Процесс формирования компетентности человека многогранный и сложный, связанный с освоением различных по проявлению и характеру компетенции. Основу профессиональной компетентности специалиста закладывают общие и обще-профессиональные компетенции, которые отвечают за профессионализм специалиста, то есть за то, насколько эффективно он владеет знаниями и умеет применять их на практике в своей профессии.

1.2 Профессионализм и компетентность в государственном управлении

Рассмотрев научные определения,  можно перейти к изучению места профессионализма и компетентности в государственном управлении.

Конец ХХ века и начало ХХI – охарактеризованы многочисленными новшествами, реформами и изменениями, в сфере государственного управления в большинстве экономически развитых стран. В стремлении решить социальные и экономические проблемы страны, политики сфокусировали свое внимание на повышении пользы и эффективности государственных структур, стабильности государственного аппарата и повышении профессионализма и ответственности государственных гражданских служащих[11][11, 46].

Современная система государственного управления наследует изменения и реформы прошлых лет, внедряет новшества, в том числе и из зарубежного опыта. Наибольшее внимание в ходе поиска решений различных задач уделяется повышению эффективности работы госорганов власти и их стабильного функционирования. Так, возглавляя пост Президента Российской Федерации, Дмитрий Медведев в Указе от 10 марта 2009 года №261 отмечал рост требований со стороны гражданского общества к государственной службе, также он выразил необходимость повысить эффективность государственной службы Российской Федерации и результативность профессиональной служебной деятельности госслужащих.

В общественном сознании сформировалось понимание необходимости изменить деятельность госаппарата к лучшему, тем самым подтолкнув государственные органы более эффективно следовать законным интересам граждан и всего общества. В настоящее время предпринимаются новые шаги по реформированию государственной и муниципальной службы: принимаются новые законодательства, нормативные акты, а также реализуются меры по разделению полномочий, ведется подготовка и переподготовка управленческих кадров, государственных и муниципальных служащих, а в административной сфере формируется концепция государственной и муниципальной службы как социального института.[12]

Эти аспекты закреплены в Федеральном законе от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» (далее 58-ФЗ) среди основных принципов построения и функционирования данной сферы деятельности. Принципы государственной службы являются одним из основных гарантов, установление которого обеспечивает соблюдение и реализацию основ конституционного строя, основ прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает осуществление государством своих основных функций и задач.

Работа государственных органов к функционированию по принципу оказания государственных услуг, требует формирования такой системы, которая может достаточно быстро реагировать на интересы и требования общества в целом и отдельного гражданина в частности. Необходима переориентировка всей системы государственной службы первостепенно на удовлетворение запросов и потребностей граждан и всего общества в целом. В системе госслужбы профессионализм и компетентность рассматривается как комплекс установленных регламентом предметов и объектов деятельности госслужащего, прав и обязанностей, которые закрепляются законодательством, полномочий, которыми располагает тот или иной государственный орган управления или должностное лицо, определенных Конституцией, законами, постановлениями и другими нормативными правовыми актами.

Во многих европейских странах становление и формирование государственной службы проходило через создание системы регулирующих и контролирующих регламентов компетенций должностных чинов государственной службы.

Внедрение нормативных документов, регламентирующих компетенции в частности нацелено на выявление конкретных показателей и критериев эффективности деятельности государственных гражданских служащих.

В Российской Федерации согласно ст. 47 79-ФЗ «профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который формируется и  утверждается представителем нанимателя и является одной из составных частей административного регламента государственного орган»[13][13, ст.47]. К основным обязанностям государственного служащего относятся бесприкословное  соблюдение законодательства Российской Федерации, надлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом соответствующего государственного органа и поддержание уровня собственной профессиональной квалификации, необходимого для эффективного и продуктивного исполнения должностных обязанностей[14] [14, Электронный ресурс]. Данное федеральное законодательство достаточно четко определяет необходимость соответствия компетенции госслужащего и её постоянное развитие. Однако должностной регламент государственного служащего нельзя однозначно отнести к понятию «компетенции государственного служащего», так как в таком нормативно-правовом документе не определяются личностные качества служащего, которые являются необходимыми для замещения той или иной должности государственной службы.

Уровень профессиональной компетентности гражданского служащего можно определить только лишь в процессе испытания при приеме на гражданскую службу, оценки компетенции и профессионализма, в ходе аттестации [13, ст.48] или квалификационного экзамена [13, ст.49] .

Внедрение регламентов в Российской Федерации был зарекомендован как значительный шаг на пути к построению комплексной системы оценивания эффективности деятельности государственных и муниципальных гражданских служащих.

Государственные служащие обязаны быть профессиональными управленцами, должны обладать управленческими умениями, знаниями, навыками и способностями. Одной из основных характеристик успешного функционирования системы государственной гражданской службы является её управленческая деятельность, что имеет принципиальное значение для формирования нацеленного на поддержание общественного уровня жизнь населеня и удовлетворенности качеством исполнения обязанностей госорганов гражданского общества.

Так как деятельность государственного служащего на протяжении всего срока исполнения обязанностей протекает в рамках разных нормативных правовых актов, специфика госслужбы также предполагает ряд требований к государственному служащему:  от него необходимы, в первую очередь, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина, беспристрастность  в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными в статье 60 Федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее 79-ФЗ).

Современная государственная служба должна быть престижной, открытой и конкурентоспособной, ориентированной на результативную деятельность госслужащих по исполнению полномочий и обязанностей перед обществом государственных органов, а также она должна активно и эффективно  взаимодействовать с различными общественными объединениями и  институтами гражданского общества[15].

Учитывая все вышесказанное, можно определить компетенции государственных и муниципальных служащих, как – комплекс поведенческих моделей, которые наглядно демонстрируют государственные служащие, эффективно выполняя свои регламентированные рабочие задачи и продуктино исполняя приписанные им функции в организационном контексте, в свою очередь уровень компетенций раскрывается как показатель, определяющий профессиональную пригодность государственного служащего, его способность осуществлять служебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальных условиях.  

В свою очередь профессионализм и компетентность занимают весомое место в построении эффективной системы государственного управления и закреплены в федеральном законодательстве РФ, как основные принципы государственной и муниципальной службы. Эти принципы являются основополагающими факторами, на которых строится вся кадровая система государственной и муниципальной службы, а также влияют на эффективную работу всего государственного аппарата.

1.3 Квалификационные требования к профессиональным навыкам органов государственного и муниципального управления

Законодательство Российской Федерации однозначно и четко закрепляет принцип равного доступа граждан к государственной службе, устанавливая нормы, в соответствии с которыми при поступлении на государственную службу гражданин РФ не должен столкнуться к дискриминацией.

Право на равный доступ граждан к государственной службе является одним из демократических прав, а также важной гарантией, предотвращения процесса бюрократизации государственного аппарата, негативно влияющего на его функционирование, и превращение его в самодовлеющую силу, которая не будет зависеть и отталкиваться от интересов гражданского общества. Равный доступ к государственной и муниципальной гражданской службе должен обеспечить непрерывное обновление корпуса госслужащих, чтобы не допустить превращения их в замкнутую касту, принципы которой будут противоречить основам демократического общества .

Данный принцип соответствует нормам международного права, в частности статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. В данной статье установлено, что каждый гражданин демократического правового государства должен может без какой-либо дискриминации и необоснованных ограничений быть допущен к государственной службе в своей стране[16]. Право на доступ к госслужбе означает равенство исходных возможностей и отсутствия дискриминации по каким-либо признакам. Равноправие граждан во всех сферах общественной жизни гарантируется Конституцией РФ. Согласно ст.32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе[17] [16, ст.32].  Это означает, что любой гражданин, независимо расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также иных обстоятельств.

Однако трактовать право на равный доступ буквально, как возможность любого гражданина в любое время претендовать на замещение государственной должности и обязанностью государственного органа является предоставить ему должность, не стоит. ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конкретизирует конституционные нормы и формулирует ряд других принципов доступа граждан к государственной службе. Так ст.12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным “законом” о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида»[18] [18, ст.12].

Таким образом, реализация принципа равного доступа к государственной службе зависит от ряда факторов. Существуют различные общие требования к претендентам на государственные должности, такие как наличие гражданства РФ, владение госудасртвеннным языком, достижение совершеннолетия, и специальные, к числу которых можно отнести специальное образование, стаж работы, определенную квалификацию, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами (далее НПА) соответствующего органа.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба иных видов[19];

Порядок поступления на государственную гражданскую службу, замещение вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, правила публикации информации о конкурсах в СМИ устанавливается Федеральными законами и разными НПА РФ.

Одним их таких Федеральных законов, которые регулируют процесс различные виды и уровни государственной и муниципальной  службы является 79-ФЗ, который гласит, что «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом» [13, ст.21].

Общественно-политическая ситуация в РФ, задачи перехода к новым экономическим отношениям предъявляют новые особые требования к уровню компетентности и профессионализма государственных служащих. Качество работы государственного аппарата и его кадровый состав напрямую влияют на авторитетность государства перед его населением.

58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий в том числе общие квалификационные требования к гражданам, замещающих должности на государственной службе закрепляет наравне с такими принципами построениями государственной службы, как законность и открытость –  компетентность и профессионализм государственных служащих.

Применительно к госслужащим профессионализм предполагает в первую очередь понимание направления деятельности соответствующего органа, готовность в соответствии с должностными регламентами деятельности исполнять свои служебные обязанности и следовать интересам населения государства.

Общие требования к знаниям, навыкам, умениям, профессионализму и компетенциям государственных гражданских служащих закреплены в Приказе Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 "Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии":

  • знание государственного языка Российской Федерации (русского языка);
  • владение правовыми основами
  • знание Конституции РФ
  • знание Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
  • знание Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
  • знание Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
  • знание основ делопроизводства и документооборота
  • владение знаниями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий[20]

Помимо вышеперечисленных знаний и навыков согласно Указу Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для Федеральных государственных гражданских служащих», существуют особые требования к стажу государственной  гражданской службы (ГГС):

  • для замещения высших должностей – не менее 6-ти стажа ГГС или не менее 7-ми лет стажа работы по специальности
  • для замещения главных должностей – не менее 4-хлет стажа ГГС или не менее 5-ти лет работы по специальности
  • для замещения ведущих должностей – не менее 2х лет стажа ГГС или не менее 4х лет работы по специальности
  • для замещения старших и младших – без предъявления требований к стажу

В число требований к уровню квалификации входит наличие образования: высшее образования для замещения должностей государственной гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей государственной гражданской службы; среднее профессиональное образование, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей государственной гражданской службы [13, ст.12].

Важно отметить, что на настоящий момент каждый государственная структура имеет собственный регламент или справочник квалификационных требования необходимых для исполнения обязанностей должностных лиц соответствующего органа.

Далее рассмотрим некоторые необходимые квалификационные навыки в соответствии с уровнями государственной власти: федеральным, региональным, муниципальным. Следует учесть, что государственные должности, помимо разделения по группам и уровням, подразделяются также по специализациям, которые предусматривают наличие у претендующего на должность для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. При этом специализация и регламент деятельности госслужбы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей органа и предмета его ведения.

Так как квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской служб [13, ст.12] будут рассмотрены только старшие и младшие группы должностей, с учетом того, что у молодого специалиста нет достаточного стажа для замещения должностей уровня выше.

Итак, общие (неспециализированные) компетенции необходимые для старших и младших групп должностей[21] на уровне (помимо навыков и знаний, регламентированных в указе Росстандарта от 17 февраля 2016 года №156 ):

  • федеральный
  1. правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;
  2. знание соответствующих деятельности ФЗ и НПА (ALL – далее А)
  3. знание правил делового этикета (A)
  4. знание правил и нормы охраны труда (А)
  5. знание техники безопасности и противопожарной защиты (А)
  6. знание служебного распорядка центрального аппарата
  7. знание порядка работы со служебной информацией (А)
  8. навыки планирования рабочего времени (А)
  9. навыки систематического повышения своей квалификации
  10. навыки организации и планирования выполнения поручений (А)
  11. навыки делового письма
  12. навыки публичного выступления (А)
  13. навыки использования графических объектов в электронных документах
  14. навыки пользования информационно-коммуникационными сетями (в том числе с сетью Интернет) (А)
  15. навыки анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере
  16. навыки работы в операционной системе (А)
  17. навыки владения необходимым программным обеспечением (А)
  18. навыки владения компьютерной техникой и оргтехникой (А)
  19. навыки подготовки презентаций
  20. навыки обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному и иному обеспечения деятельности структурных подразделений
  21. навыки сбора и систематизации информации
  22. навыки работы с НПА
  23. навыки эффективного сотрудничества с коллегами (А)
  24. умение адаптироваться к новой ситуации
  25. владение современными технологиями работы с информацией и информационными системами (A)
  • региональный и муниципальный
  1. навыки из пункта «федеральный уровень», помеченные отметкой «А»
  2. навыки работы с обращениями граждан
  3. навыки взаимодействия с соответствующими специалистами других государственных органов, ведомств и организаций
  4. навыки разработки проектов НПА
  5. навыки составление деловых документов (проектов приказов, решений по обращениям, запросов, сопроводительных писем; служебных записок и других документов)
  6. навыки консультации
  7. навыки работы с базами данных
  8. навыки урегулирования конфликтов
  9. навыки выявления проблем в реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты
  10. знание порядка приема, первичной обработки, отправки и регистрации документов
  11. знание порядка рассмотрения обращений граждан
  12. знание основ государственного и муниципального управления
  13. умение вести деловое и профессиональное общение
  14. умение работать с людьми
  15. умение четко и грамотно излагать своихи мысли
  16. умение работать в условия оперативности
  17. владение приемами выстраивания межличностных отношений

Делая выводы из вышеперечисленных навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы в государственных органов разных уровней стоит отметить, что на федеральном уровне отличительные от остальных уровней компетенции сводятся к надлежащему исполнению своих обязанностей, знаниями распорядка органа, работе со служебной информацией, а также владениями навыков систематического повышения квалификации. Равным образом на данном уровне должностей ценится умение работать с презентациями, учитывая все составляющие и способствующие навыки.

На региональном же и муниципальном уровне привилегии отдаются навыкам, помогающим вести эффективную работу с населением и его меняющимися потребностями. Например, навыки урегулирования конфликтов, делового общения, а также работы с обращениями граждан.

1.4 Компетенции государственного служащего в современном профессиональном образовании

Современное образование является фундаментальной основой человеческой жизнедеятельности и выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры.

Российское общество сегодня выдвигает совершенно определенный социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание»[22].

В настоящее время, главная задача образовательной политики Российской Федерации – обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход. Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности к успешному выполнению своих должностных обязанностей. Компетентность специалиста с высшим образованием это те стремления и способности реализовывать свой потенциал (умения, знания, навыки), которые он показал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты и необходимость ее совершенствования.

Компетентностный подход ориентирует ВУЗ на построение учебного процесса по принципу ориентирования на результаты образования: в образовательную программу или курс изначально закладываются четкие и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь применять «на выходе».

Стандарты в образовании – это свидетельство о том, что содержание образования будет гарантированно соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и будет направлено на развитие содержания образования.

Стандарт (от англ. standard – норма. образец) [3, Электронный ресурс] – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандарт в Российской Федерации – документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Понятие «федерального государственного образовательного стандарта» (далее ФГОС) было установлено в 2007 году на основе Федерального закона №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)». ФГОС устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ на разных уровнях обучения соответствующих направлений. Также, ФГОС сформулирован на принципе единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста, что тем самым обеспечивает максимальный адаптационный потенциал, повышает уровень конкурентноспособности, соответствует устройству современной экономики, новому качеству запроса на профессиональное образование и рабочего место[23].

Результаты обучения по ФГОС оцениваются с помощью различных видов компетенций. Данный формат применителен к сфере  профессионального образования и заключается в том, что обучающийся по избранному профилю специальности получает:

  • определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний;
  • совокупность методик и методологий применения теоретических знаний в практической деятельности;
  • определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и преддипломных практик).

Все эти параметры должны оцениваться одинаково и по равному признаку, поэтому их всех объединяет термин «компетенция».

В соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению «Государственное и муниципальное образование» (далее ГМУ), установлены общие требования к содержанию образования по данной специальности, зафиксированы те самые общие и профессиональные компетенции, общеобязательные навык, умения и знания, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию государственного управленца.

ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управление», регламентирует результаты освоения программы. Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:

  • общекультурные
  • общепрофессиональные
  • профессиональные

Общекультурные компетенции (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности;

Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:

  • использование основ философских знаний. Данная компетенция необходима для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Необходима для формирования гражданской позиции выпускника (ОК-2);
  • использование основ экономических знаний в различных сферах его деятельности (ОК-3);
  • использование основ правовых знаний в различных сферах (ОК-4);
  • устная и письменная коммуникация на русском и иностранном языках. Необходима для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)
  • способность работать в коллективе и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • самоорганизация и самообразование (ОК-7)
  • использование средств физической культуры. Необходима для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
  • способность оказазывать первую помощь , использовать методы защиты в условия чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Вышеперечисленные компетенции отражают нечто общее. Они направлены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма. А также на формирование работоспособности и умения работать в команде.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) – это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности.

К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:

  • поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов (ОПК-1);
  • способность находить организационно-управленческие решения оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
  • проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий, распределение и делегирование полномочий (ОПК-3);
  • деловое общение и публичные выступления, ведение переговоров, деловой переписки и поддержание электронных коммуникаций (ОПК-4);
  • навыки составления бюджетной и финансовой отчетности (ОПК-5);
  • способность решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-6);

Как можно отметить, общепрофессиональные компетенции рассматриваются как вспомогательные навыки, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания.

Профессиональные компетенции (ПК) – как было сказано в подглаве об общих понятиях, – это способность успешного применения практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач в соответствующей деятельности.

ПК в ФГОС и в других образовательных стандартов ВУЗов делятся по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу бакалавриата на:

  1. организационно-управленческую;
  • определение приоритетов профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ПК-1);
  • навыки использования основных теорий, мотивации, лидерства и власти (ПК-2);
  • применение основных экономических методов (ПК-3);
  • проведение оценки инвестиционных проектов (ПК-4);
  1. информационно-методическую;
  • разработка методических и справочных материалов (ПК-5);
  • навыки количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды (ПК-6);
  • моделирование административных процессов и процедур (ПК-7);
  • применение информационно-коммуникационных технологий в профдеятельности (ПК-8);
  1. коммуникативную;
  • осуществление межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-9);
  • взаимодействие в ходе служебной деятельности, в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);
  • владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа госслужбы (ПК-11);
  1. проектную;
  • разработка социально-экономичеких проектов (программ развития) (ПК-12);
  • использование современных методов управления проектами (ПК-13);
  • проектирование организационной структуры, осуществление разделения полномочий (ПК-14);
  1. вспомогательно-технологическую (исполнительскую);
  • ведение делопроизводства и документооборота (ПК-15);
  • осуществление технологического обеспечения служебной деятельности (ПК-16);
  • владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17);
  1. организационно-регулирующую;
  • принятие участия в проектировании и организационных действиях (ПК-18);
  • эффективное участие в групповой работе (ПК-19);
  • свободное ориентирование в правовой системе РФ (ПК-20);
  • определение параметров качества управленческих решений (ПК-21);
  • оценивание соотношений планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);
  1. и исполнительно-распорядительную.
  • планирование и организация деятельности органов госвласти (ПК-23);
  • владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг (ПК-24);
  • организация контроля исполнения, проведение оценки качества управленческих процессов (ПК-25);
  • навыки сбора, обработки информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти (ПК-26);
  • участие в разработке и реализации проектов в области госпуравления (ПК-27).

Исходя из вышеперечисленных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции сформированы на основе практически необходимых молодому специалисту навыков для эффективного исполнения обязанностей.

Далее рассмотрим образовательные стандарты ВУЗов, готовящих специалистов по направлению подготовки ГМУ. Были рассмотрены три ведущих ВУЗа: НИУ «Высшая Школа Экономики» (далее ВШЭ), Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (далее РАНХигС) и Государственный Университет Управления (ГУУ).

Стоит отметить, что в описании компетенций из образовательных стандартов данных ВУЗом отсутствуют или присутствую частично компетенции уже ранее указанные компетенции в Приказе от Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. №1567.

Бакалавриат НИУ-ВШЭ по направлению «ГМУ» выделяет следующие дополнительные (к приказу Минобрнауки) профессиональные навыки выпускников данной образовательной программы[24]:

  • проведение проектных исследований
  • участие в подготовке научных и аналитических отчетов
  • составление прогнозов развития отдельных организаций
  • участие в проведении антикоррупционной экспертизы НПА
  • мониторинг и оценка качества государственных услуг
  • оценка регулирующего воздействия
  • участие в экспертизе информации конкурсных и аттестационных комиссий
  • участие в выявлении вызовов и угроз экономической безопасности
  • участие в закупках, в том числе управление государственными и муниципальными заказами
  • обеспечение обратной связи с заинтересованными гражданами, организациями и институтами гражданского общества

участие в разработке должностных регламентов

а также такие профессиональные компетенции как:

  • знание основных понятий, законов, моделей, теорий микро- и макроэкономики и экономических закономерностей функционирования общественного сектора
  • умение анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами
  • умение диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений
  • способность предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения
  • умение осуществлять планировать и осуществлять проекты и проектные мероприятия
  • способность работы с данными социально-экономической статистики
  • способность организовывать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей
  • способность придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности
  • способность и готовность к общественному диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества
  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов
  • способность проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость.

Бакалавриат РАНХиГС по направлению «ГМУ» выделяет следующие дополнительные (к приказу Минобрнауки) профессиональные навыки выпускников[25]:

  • участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития
  • участие в обеспечении рационального использования и контроля ресурсов органов государственной власти
  • планирование деятельности организации и подразделений
  • содействие развитию механизмов общественного участия
  • участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества
  • участие в разрешении конфликтов
  • участие в организации внутренних коммуникаций
  • поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы
  • участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления
  • проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов
  • оценка результатов проектной деятельности

а также следующие профессиональные компетенции:

  • способность использовать основы экономических знаний
  • способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках
  • способность формировать личные ценностно-смысловые установки, отражающие интересы общества
  • способность формирования и реализации кадровой политики
  • умение применения законодательства о противодействии коррупции
  • умение использовать деловой стиль письма при подготовке документов и в служебной переписке

Бакалавриат ГУУ по направлению «ГМУ» выделяет  профессиональные компетенции выпускников, полностью повторяющие Приказ Минобрнауки[26]. Однако, в матрице соответствия составных частей ОП и компетенций, формируемых в результате освоения образовательной программы университет предлагает следующие дисциплины, отличные от стандарта программы, которые развивают развивающие полезные для дальнейшей деятельности компетенции и навыки выпускников:

  • прогнозирование и планирование
  • этика государственной и муниципальной службы
  • геополитика
  • управление национальной безопасностью
  • демография
  • экология
  • логика
  • маркетинг территории
  • антикризисное управление

Выводы первой главы

Анализ проблемы в литературе показал, что данная тема недостаточно широко и глубоко исследована в науке. Существует множество научных статей о компетентностном подходе в науке, а также о профессиональной деятельности и подготовке государственных служащих, однако, проблема востребованности компетенций государственных и муниципальных служащих, которым учат на программах высшего профессионального образования попрежнему остается малоисследованной.

Компетенции и профессионализм государственных служащих являются основой для построения эффективного государственного аппарата и закреплены в федеральном законодательстве РФ, как основные принципы государственной службы.

Исследование показало, что в государственных структурах существует большой спрос на молодых компетентных специалистов. Будущие работодатели заинтересованы в найме квалифицированных сотрудников из-за уменьшения стартовых издержек на адаптацию к будущей деятельности. Специалист, имеющий «на выходе» после образовательной профильной программы необходимые знания, навыки и умения имеет весомое конкурентное преимущество. 

Необходимые навыки дифференцируются по уровню должностей. Например, на федеральном уровне государственного управления приоритет отдается таким компетенциям (помимо общеобязательных навыков, указанных в Приказе Росстандарта от 17 февраля 2016 №156), как знание служебного распорядка, правил делового этикета, умение работать со служебной информацией, а также подготовка презентаций, использование графических объектов в электронных документах, навыки публичного выступление и планирования рабочего времени. В то время, как на региональном и муниципальном уровне управления в силу специфики непосредственной приближенности работы к населению ценятся такие навыки, как общение с гражданами, включающее в себя регулирование конфликтов, консультации, знание порядка приема обращений граждан, умение вести деловое и профессиональное общение, четко и грамотно излагать свои мысли и умение работать в условиях оперативности.

В контексте соотношения компетенций, изучаемых студентами по направлению «ГМУ», с требованиями работодателей, навыки разнятся в основном в практичности. Образовательные программы недостаточно учитывают специфику государственных структур, а также актуальные компетенции, необходимые для эффективного исполнения обязанностей на занимаемой должности. Примером данного различия может служить навык делового этикета, указываемый в каждой рассмотренной вакансии на замещение того или иного должностного лица. Однако в Приказе Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. №1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 «ГиМУ» (уровень бакалавриата)» данный навык не учитывается вовсе, а значит при утверждении образовательных программ непосредственно университетом решение о включении данного навыка в список обязательных профессиональных компетенций остается на усмотрении самого образовательного учреждения.

В целом, при оценке актуальности и востребованности компетенций, получаемых специалистами по окончанию данных образовательных программ, можно сказать о частичном соответствии заданным государственными органами квалификационным требованиям.

Глава 2. Исследование востребованности компетенций в государственных структурах

2.1 Программа исследования

Методами исследования в рамах данной дипломной работы являются экспертное интервью и анкетирование среди государственных служащих федеральных и муниципальных органов власти.

Экспертное интервью - сбор первичных данных, основанных на компетентности, статусе, опыте и знаниях респондента, который выступает опытным участником изучаемого вопроса. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы о тенденциях и особенностях изучаемого явления, прогнозах и развитии. В рамках данной работы было проведено экспертное интервью с госслужащими разных уровней власти.

Анкетирование было проведено в формате ранжирования предложенных компетенций. Сотрудникам был предоставлен список наиболее распространенных компетенций, составленный на основе исследований первой главы и данных экспертного опроса, и предоставлена возможность либо выделить наиболее важные по их мнению компетенции, либо дать открытую оценку всех или выбранных компетенций.

Критерии отбора ключевых экспертов для экспертного интервью:

  • должностная категория: руководитель, помощник (советник), специалист
  • компетентность в сфере государственной службы
  • стаж более 5 лет
  • опыт найма на работу молодых специалистов

Вопросы экспертного интервью приведены в Приложении № 1.

Цель:

1) выявление общих необходимых компетенций для успешного исполнения обязанностей государственного служащего;

2) выявление наиболее привлекательных для работодателей компетенций у выпускников программы бакалавриата «Государственное и муниципальное управление».

Задачи исследования:

  • Выбрать наиболее распространенные компетенции в образовательных программах по направлению «ГМУ» и размещенных вакансиях на официальном сайте государственной службы РФ;
  • Разработать анкету на основе вышеуказанных компетенций для опроса должностных лиц;
  • Подготовить список вопросов для интервью с экспертами;
  • Провести экспертный опрос по теме наиболее востребованных компетенций у молодых специалистов, претендующих на замещение должностей соответствующего государственного органа;
  • Провести анкетирование должностных лиц участвующих в исследовании государственных органов с целью выявлении наиболее существенно полезных для эффективного исполнения обязанностей компетенций;
  • Проанализировать полученные результаты;

Интервьюирование проводилось с 15 по 27 апреля 2016 года

В структуру интервью входило шесть вопросов.

Таким образом, выборка экспертов включила в себя следующих должностных лиц:

  1. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  2. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  3. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  4. Заместитель начальника отдела Федеральной Антимонопольной Службы
  5. Сотрудник Департамента управления делами Счетной палаты РФ
  6. Сотрудник Администрации Губернатора Московской Области
  7. Заместитель руководителя Администрации Люберецкого Муниципального района
  8. Заместитель руководителя Администрации Люберецкого Муниципального района
  9. Заместитель руководителя Администрации города Люберцы
  10. Начальник информационно-аналитического управления администрации города Люберцы
  11. Сотрудник отдела социальных коммуникаций администрации города Люберцы

Итого: 5 государственных служащих федерального уровня, 6 – регионального и муниципального.

Имена экспертов не разглашаются по просьбе самих респондентов.

Анкетирование проводилось с 15 по 27 апреля 2016 года параллельно с проведением интервью. После интервьюирования эксперта, были опрошены должностные лица соответствующего государственного органа. Единственным критерием отбора была официальная численность в штате соответствующего государственного органа.

2.2 Экспертное интервью

Экспертам было предложено ответить на несколько вопросов. В ходе проведения интервью вопросы варьировались.

В обобщенном виде результаты исследования можно представить следующим образом. Во-первых, все без исключения эксперты признали нехватку государственных органов в молодых специалистах. Данное мнение было обосновано тем, что молодые специалисты обладают:

  • повышенной работоспособностью,
  • высокой оперативностью действий,
  • «цепким умом» и хорошей памятью,
  • «свежим» мышлением,
  • креативностью,
  • чистой биографией
  • и сопутствующий возрасту максимализмом и честностью

Все респонденты были сильно заинтересованы в работе с молодыми специалистами, даже несмотря на то, что последние не всегда имеют навыки практического опыта.

Наличие образования по направлению «ГМУ» часть экспертов посчитала крайне важным для дальнейшей деятельности специалиста, часть не посчитала это фактором первой необходимости, но отметила его наличие желательным. Интересно отметить, что та часть экспертов, которая посчитала профильное образования полезным в основном принадлежала группе должностей федерального уровня. Они указали на то, что молодые специалисты ГМУ изначально настроены на системную работу, имея структурированный подход к решению управленческих задач. Представители же региональных и муниципальных органов отметили, что за всю их государственную службу редко сталкивались с выпускниками подобных образовательных программ.

Стоит указать на то, что представители и федеральных и муниципальных уровней власти назвали одним из «плюсов» наличия образования ГМУ– универсальность специалиста. Объясняя на примере, эксперты говорили о том, что находясь на руководящей должности, необходимо уметь взаимодействовать с представителями совершенно разных профессий, сфер общественной жизни  и типами характера, соответственно универсальность специалиста позволит ему быстрее налаживать контакт, что в следствии приведет к более эффективной работе.

Также, эксперты отметили, что наличие любого высшего образования так или иначе снижает стартовые издержки найма нового сотрудника, так как сокращается период и сложность его обучения и адаптации.

Наиболее конкурентоспособными навыками при поступлении на государственную службу эксперты назвали в первую очередь, коммуникативные навыки, знание правовых основ, ориентацию во внешнем и внутреннем политическом пространстве, владение IT технологиями и непосредственно навыки по специальности должности на которую специалист претендует.

Региональные и муниципальные служащие отметили острую необходимость в коммуникативных навыках, так как деятельность на данном уровне государственной власти наиболее плотно связана с работой с населением, и требует, к примеру, такие умения, как навыки разрешения конфликтов. Служащие федерального уровня также отметили важность наличия навыков коммуникации, во-первых, для межличностного общения внутри подразделения или департамента, во-вторых для общения с вышестоящими инстанциями и публичных выступлений.

Общие и профессиональные компетенции в совокупности на начальном уровне играют очень большую роль. Так как изначально молодой специалист еще не имеет опыта, а значит может опираться только на личностные качества, приобретенные в жизненном опыте, и профессиональные компетенции, которые он приобрел в ходе получения высшего образования. В дальнейшем, при наличии опыта управления и замещения руководящей, отмечают эксперты, специалист может работать даже в сфере несвязанной с его профильной деятельностью, поскольку как руководству его основная задача заключается в организации общего процесса, поэтому не всегда необходима полная осведомленность в вопросах узкой специализации. Для этого в государственных структурах существуют специализированные кадры, чья деятельность и квалификация строго регламентирована.

Для эффективной работы в государственном органе молодой специалист должен понимать на какую должность он идет, и какие его личностные качества могут ему помочь в исполнении своих обязанностей. Эксперты отметили такие полезные качества как коммуникабельность, позитивное мышление, оперативность реагирования на поставленные задачи, восприимчивость к новой информации, целеустремленность, энтузиазм, работоспособность, стрессоустойчивость, воспитание, исполнительность, чувство такта, терпение, активная гражданская позиция, лидерские качества и структурированность мышления.

В ходе обсуждения эксперты также несколько раз отмечали необходимость навыков делового этикета, должностной субординации и навыки делового общения. Большинство экспертов посчитали данные навыки считали неотъемлемой частью эффективной коммуникации на государственной службы, так как деятельность каждого государственного служащего осуществляется по регламенту, в таких структурах соблюдение норм и правил необходимо, иначе молодой специалист рискует возможностью нормального функционирования  в системе. К тому же, так как государственный служащий является представителем государства, он обязан уметь вести диалог соответствующим образом.

Служение общественным целям и интересам также оказалось одним из важных навыков, необходимых при замещение должности государственного служащего. Эксперты отметили, что развитие гражданского долго перед обществом является необходимым аспектом для работы в любой госстурктуре.

Подводя итог беседы с экспертами, можно отметить следующее: во-первых, навыки коммуникации, делового этикета и знания правовых основ являются важными компонентами «идеального» молодого специалиста; во-вторых, компетенции государственного служащего помимо разделения по узкой специализации делятся на уровни государственной власти. К примеру, на федеральном уровне важнее иметь навык составления нормативных и нормативно-правовых документов, а на региональном и муниципальном – обеспечение механизма общественного участия населения в управлении.

2.3 Анкетирование

Для того, чтобы подтвердить мнение экспертов и выявить наиболее необходимые и полезные в работе государственного служащего компетенции было проведено анкетирование среди сотрудников государственных органов, участвовавших в исследовании.

Выборочная совокупность в данном исследовании составила 33 государственных служащих + 11 экспертов, проходивших анкетирование по ходу интервью = 44 человека, из них 20 государственные служащие федерального уровня, и 24 регионального и муниципального уровней.

После проведения экспертного интервью каждому эксперту и трем специалистам из его департамента/отдела/государственного органа был дан бланк с компетенциями (Приложение №2). Задачей было выявить наиболее привлекательные для него, как для нанимателя компетенции у молодого специалиста.

Результаты анкетирования Вы можете увидеть на диаграмме (Таблица 1) (в диаграмме приведены сокращенные названия компетенций, полный список можно посмотреть в Приложении №2).

Как мы можем заметить по результатам анкетирования, лидирующими по привлекательности для нанимателей являются такие компетенции, как: коммуникативные навыки, навыки сбора и обработки информации, защита служебной информации, умение вести проекты, соблюдение субординации, взаимодействие согласно этическим требованиям к служебному поведению, самоорганизация и самообразование, взаимодействие с гражданами, умение работать в коллективе, умение ориентироваться в правовой системе РФ, эффективное планирование рабочего времени, готовность к ответственности за собственные решение и способность вести делопроизводство и документооборот. Респонденты выделили их как наиболее необходимые навыки на начальном этапе работы молодого специалиста в государственных органах.

Необходимо отметить, что государственные служащие регионального и муниципального уровня настаивали на необходимости компетенции участия в развитие механизмов общественного участия, так как право населения участвовать в вопросах управления закрепляется Конституцией РФ в разделе вопросов регулирования деятельности органов местного самоуправления.

2.4 Сравнительный анализ компетенций

Компетенции государственных служащих, прописанные в Приказе Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. №1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и Муниципальное управление (уровень бакалавриата)»  образовательных стандартах ведущих ВУЗов имеют за основу обучение общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям. Профессиональные компетенции данных стандартов с одной стороны могут рассматриваться, как профессиональные навыки, необходимые молодому специалисту для поиска работы в сфере государственного и муниципального управления, так как они удовлетворяют требования по стандартам вышеуказанного Приказа. Однако, при подробном изучении, исследовании и выявлении актуальных навыков, было выявлено, что данные компетенции не соответствуют всем современным требованиям нанимателя к молодому специалисту данного направления деятельности. Эксперты подтвердили, что изучаемые на данных образовательных программах навыки полезны, но не до конца учитываю всю специфику работу в государственных органах. Деятельность государственного служащего строго регламентирована Федеральными Законами и другими НПА и призвана служить интересам общества.

Основным критерием при сравнении компетенций была востребованность, выявленная на основе теоретического и практического анализа.

На настоящий момент появляются новые компетенции, более ориентированные на специфику госслужбы, позволяющие молодому специалисту на начальном этапе соответствовать всем актуальным требованиям.

По результатам исследования в группу таких компетенций можно отнести в основном навыки, так или иначе соотносимые с коммуникативной деятельностью, а именно:

  • нормы делового этикета, делового общения,
  • ведение деловой переписки,
  • навыки регулирования конфликтов,

а также

  • защита служебной информации,
  • готовность нести ответственность за собственные решения,
  • и планирование рабочего времени.

Помимо всего вышеперечисленного, навык ведения делопроизводства и документооборота, закрепленный в общем стандарте должностных регламентов, как основополагающий для надлежащего исполнения обязанностей государственного служащего, был указан в каждом образовательном стандарте рассматриваемых ВУЗов, однако ни одной дисциплины, соответствующей целенаправленному развитию данного профессионального навыка найдено не было.

Основой проблемой современных образовательных программ по направлению «ГМУ» по результатам исследования является большая ориентировка на получение студентом знаний, но не навыков в работе. Несмотря, на введенный компетентностный подход,  молодым специалистам не хватает чувства «реальности» и умения правильно применять полученные знания на практике. Такие факторы позволяют сделать вывод, что нынешние образовательные стандарты по направлению обучения «ГМУ» теряют свою актуальность в связи с динамичной внешней средой.

Выводы второй главы:

Сегодня проблема профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Российской Федерации приобретает особую актуальность в современных условиях.

Формирование эффективного кадрового состава определяет эффективность работы государственного аппарата, а подготовка молодых квалифицированных кадров будет способствовать ее стимулированию.

Развитие профессиональных компетенций государственных  служащих должно приобрести стратегический характер, быть рассчитанным на перспективу. Граждане, исполняющие обязанности на государственной гражданской службе, должны постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, развиваться, стремиться к достижению максимально высокого уровня исполнения своей профессиональной деятельности.

Исследование показало, что навыки, которым обучают молодых специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» не достаточно соответствуют современным требованиям. Представление нанимателей о  навыках выпускника данной образовательной программы не полностью соответствуют тем компетенциям, которым на них обучают.

По результатам экспертного опроса было выявлено то, что молодым специалистам ГМУ не хватает «чувства реальности» и погружения в специфику работы государственных органов.

На основании результатов двухэтапного исследования были выделены три наиболее актуальные и привлекательные компетенции и навыки для нанимателей – это (не включая обязательные компетенции, регулируемых Приказом от Минобрнауки от 10 декабря 2014 г. №1567):

  • коммуникативные навыки
  • навыки деловой этики
  • исполнительность

Исследования также показало необходимость постоянного отслеживания меняющихся требований к компетенциям которые варьируются в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране. Именно по этим причинам, направление «ГМУ» требует модернизации и внедрения новых  методов обучения, нацеленных на получение наиболее востребованных «на выходе» навыков.

Предложения по модернизации образовательной программы по направлению «ГМУ»

Государственные служащие в соответствии с принципами работы государственной службы призваны быть профессиональными управленцами, должны обладать управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Одна из основных характеристик государственной гражданской службы является её управленческая деятельность, что имеет принципиальное значение.

При этом необходимо отметить, что прямые и вспомогательные навыки государственного управления, соответствующие актуальным требованиям, и профессиональная компетенция государственных служащих – это взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного процесса.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, требуют адекватной и аккуратной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества в квалифицированных кадра государственного управления нового поколения.

Как известно, главная задач образовательной политики РФ – это обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Предложения по модернизации образовательного стандарта программы «ГМУ» призваны не нарушать единой целостности образования.

В соответствии с полученным результатами исследования могут быть предложены следующие пункты по модернизации:

  1. более глубокое погружение в специфику государственной службы;

Государственная служба – это особый вид деятельности, регламентируемый Федеральными Законами и разными нормативно-правовыми актами. Обучение данной программе должно предполагать полное погружение в особенности и тонкости работы на государственной службы. Первая практика проводится только на третьем курсе обучения, считая, что первые два года уходят на общетеоретические основ. Однако, экспертами было выражено мнение, что обучение для дальнейшей работы в государственных органах предполагает полную осведомленность о специфике такого вида деятельности.

  1. ознакомление студентов со бюрократической работой, введением профильных дисциплин по делопроизводству и документообороту;

Данный пункт обусловлен наличием требования к данным навыкам в каждой рассмотренной вакансии и исходя из эмпирического исследования.

  1. введение дисциплин и практических занятий по деловому общению и этикету на государственной службе;

Данный пункт не учитывает наличие такой дисциплины, как «Деловые коммуникации», так как предполагает обучение непосредственно коммуникациям в системе государственной службы.

  1. увеличение количества практических занятий

Такой вид обучения давно зарекомендовал себя в западных странах. Проведение практических с учетом, к примеру, настоящих государственных регламентов будет полезно для студентов при дальнейшей коммуникации с другими должностными лицами непосредственно на рабочем месте. Так же студент сможет «прочувствовать» специфику государственного управления, и в дальнейшем структурировать полученные знания в соответствии с их применением на практике.

  1. обязательное введение в образовательные стандарты такой компетентности, как навыки служения интересам населения и развития внутреннего гражданского долго перед обществом;

Данная компетенция также была отмечена экспертами во время проведения интервью. Так как весь государственный аппарат создан для обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан, то значит любой молодой специалист, претендующий на замещение вакантной должности должен обладать данной компетентностью для эффективного исполнения обязанностей.

Заключение

В заключении следует отметить то, что любой государственный орган, призванный осуществлять те или иные функции, либо оказывать государственные услуги состоит из конкретных людей. И от степени их профессионализма, компетентности и соответствия требованиям современного развития общества будет зависеть результат деятельности не только конкретного государственного органа власти, но и всей системы государственного управления.

Сегодня формирование компетентного кадрового состава государственных органов является одной из главных задач Российской Федерации. На настоящий момент создается множество программ по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров и участие национальных университетов имеет особый вес в достижении данной цели.

Профессиональные бакалаврские программы по направлению «Государственное и муниципальное управление» готовят будущих специалистов для работы в государственных структурах и организациях и являют собой огромный механизм по выпуску квалифицированных кадров. Именно по этим причинам, исследование и выявление актуальных на сегодняшний день компетенций, которыми обладают «на выходе» выпускники данных  образовательных программ. Образовательные программы по специальности «государственное и муниципальное управление» должны разрабатываться образовательными учреждениями с учетом актуальных квалификационных требований к должностям государственной службы соответствующих профессионально-функциональных групп и уровней государственной власти, а также в максимальной степени ориентироваться на практику и развитие актуальных и востребованных профессиональных, поведенческих и личностных компетенций.

Итогами данной исследовательской работы является:

  • анализ теоретической базы по теме исследования
  • выявление компетенций, которым обучают нынешних спицалистов по направлению «ГМУ»
  • выявление актуальных компетенций и навыков государственных и муниципальных служащих путем анализа вакансий на замещение должностей старшей и младшей групп
  • проведение сравнительного анализа «старых» и «новых» навыков
  • диагностика компетенций, регламентированных в нынешних образовательных стандартах на предмет актуальности
  • анализ востребованности компетенций методом экспертного интеревью и анкетирования сотрудников государственных органов власти разных уровней
  • разработка предложений по модернизации образовательно программы «ГМУ»

Таким образом, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы была достигнута. Были собраны теоретические и эмпирические данные доказывающие, что выявление актуальных и востребованных компетенций неободимо для эффективного формирования квалифицированных специалистов в области государственного и муниципального управления.

Гипотеза исследования, исходящая из того, что компетенции, получаемые по результату освоения программы бакалавриата «ГМУ» ведущих ВУЗов не соответствуют всем актуальным требованиям к деятельности и профессиональным навыкам государственного и муниципального служащего была подтверждена.

Список литературы

  1. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 25 апреля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)
  8. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации №1496 от 15.05. 2001г.
  9. Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для Федеральных государственных гражданских служащих»,
  10. Министерство образования и науки Российской Федерации «Отчет о результатах реализации мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261, в 2009 - 2013 годах»
  11. Приказ Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 "Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии"
  12. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. №1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и Муниципальное управление (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2015 №35894)
  13. Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»/ Протокол от 31.10.2014 No 7
  14. Образовательный стандарт бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
    «Российская академия народного хозяйства и государственной̆ службы при Президенте Российской̆ Федерации» / Протокол No 3 от 17 марта 2015 г.
  15. Образовательный стандарт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный Университет Управления» от 2014 года
  16. Большой словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф. 2002. [Электронный ресурс]
  17. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию// Образование и наука. 2005. No 3.
  18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд. ВШЭ, 2002.
  19. Лидерство и руководство в государственном секторе: ценности, стандарты и компетенция в Центральной и Восточной Европе.- Киев. 2007
  20. Лопатина С. С. Формирование общекультурных компетенций студентов-будущих государственных служащих // Молодой ученый. — 2014. — №10.
  21. Ожегов С.И., Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]
  22. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. [Электронный ресурс]
  23. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Перевод с английского. Когито-Центр, Москва, 2002Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — [Электронный ресурс]
  24. Смородинова М. В. К вопросу о семантике понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической науке // Молодой ученый. — 2010. — №6
  25. Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003
  26. Хлызова Н.Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии // Медиаобразование: от теории – к практике/ Составитель И.В.Жилавская; Ч.2. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008 [Электронный ресурс]
  27. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003 [Электронный ресурс]
  28. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: Автореф. дисс. к.п.н. – Йошкар-Ола, 2006 [Электронный ресурс]
  29. Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления.- Казань: Центр инновационных технологий. 2009 [Электронный ресурс]
  30. Norris, N (1991) "The trouble with competences", Cambridge Journal of Education, 21, 3 [Электронный ресурс]
  31. http://www.garant.ru
  32. https://gossluzhba.gov.ru
  33. http://www.consultant.ru

Приложения

Приложение №1

Вопросы для неформализованного интервью (опроса экспертов)

Цель опроса: выявить наиболее востребованные компетенции молодых специалистов в области ГМУ на сегодняшний день.

Анкета для опроса

Уважаемые эксперты!

Для современного этапа развития и деятельности органов государственной власти все более значимой становится работа по обучению и  формированию нового специалиста, обладающего современными востребованными для нанимателей компетенциями. Для определения основных направлений данной работы важно учесть  уже имеющийся опыт. Просьба ответить на поставленные вопросы с учетом вашей практической деятельности. Результаты данного исследования будут использованы в дипломной работе.

Благодарю за сотрудничество.

1) Заинтересованы ли Вы в привлечении молодых специалистов?

2) Настолько Вам важно наличие профессионального образования (ГМУ)?

3) Какими знаниями и навыками, на Ваш взгляд, необходимо владеть молодому специалисту в области государственного и муниципального управления, чтобы быть конкурентоспособным для нанимателя?

4) Какие личностные качества молодых специалистов Вы считаете наиболее востребованными?

5) Какие профессиональные компетенции молодых специалистов в ГМУ наиболее актуальны?

6) Как Вы оцениваете уровень образования молодых специалистов в области ГМУ?

[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд. ВШЭ, 2002.

[2] Norris, N (1991) "The trouble with competences", Cambridge Journal of Education, 21, 3

[3] Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

[4] Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Джон Равен. Перевод с английского. Когито-Центр, Москва, 2002

[5] Ожегов С.И., Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 994 с.

[6] Большой словарь иностранных слов. М.: Центрполиграф. 202.

[7] Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления.- Казань: Центр инновационных технологий. 2009.

[8] Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

[9] Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: Автореф. дисс. к.п.н. – Йошкар-Ола, 2006

[10] Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003

[11] Лидерство и руководство в государственном секторе: ценности, стандарты и компетенция в Центральной и Восточной Европе.- Киев. 2007.

[12] Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации №1496 от 15.05. 2001г.

[13] Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе»/.

[14] https://gossluzhba.gov.ru/Page/Index/Prokhozhdeniye_gossluzhby

[15] Глава II Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» /Указ Президента РФ от 10 марта 2009 №261 // СЗ РФ. 2009. №11. Ст. 1277.

[16] Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"

[17] Конституция РФ

[18] Федеральный закон от 27 мая 2003 №58-ФЗ  "О системе государственной службы Российской Федерации"

[19] Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" п. 1

[20] Приказ Росстандарта от 17 февраля 2016 №156 "Об утверждении типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии"

[21] Данные взяты из требований к навыкам и квалификации из официально размещенных должностей государственной гражданской службы на сайте https://gossluzhba.gov.ru в разделе «Вакансии»

[22] Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» от 29 августа 2001 года.

[23] Федеральный законн №309-ФЗ от 1 декабря 2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)

[24] Образовательный стандарт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики»/ Протокол от 31.10.2014 No 7

[25] Образовательный стандарт бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной̆ службы при Президенте Российской̆ Федерации» / Протокол No 3 от 17 марта 2015 г.

[26] Образовательный стандарт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный Университет Управления» от 2014 года