Дипломная работа "Пенсионная система России" 1 глава


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы России

1.1. Понятие и сущность пенсионной системы

1.2. Эволюция пенсионной системы России

1.3. Особенности развития пенсионной системы России

Глава 2. Оценка действующей пенсионной системы России

2.1. Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного фонда РФ за период 2011-2013 годы

2.2. Оценка деятельности ПФ РФ в сфере распределения материнского (семейного) капитала

2.3. Анализ деятельности ПФ РФ в сфере софинансирования пенсий

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию пенсионной системы в России

3.1. Проблемы развития пенсионной системы России

3.2. Комплекс мер по совершенствованию пенсионной системы России

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена отрицательными значениями экономической ситуации в России, которые отражаются на снижении уровня жизни значительной части населения, реальной заработной плате, пенсиях и пособиях.

В сложившихся условиях приоритетным направлением социально-экономической политики России должно стать повышение уровня жизни населения, и в том числе наименее социально защищенной ее части -пенсионеров. Кризисные явления, имевшие место в пенсионной системе России с середины 90-х годов, получили отражение в нарушении ряда принципов пенсионного страхования (зависимости размера пенсии от трудового вклада пенсионера, сужении дифференциации минимального и максимального размеров пенсии, резком отставании минимального размера пенсионного обеспечения от величины прожиточного минимума пенсионера и т. д.)

В целях преодоления негативной кризисной ситуации в социальной сфере необходимо предпринять комплекс мер по совершенствованию политики в этой сфере. В первую очередь - разработать концептуальные основы ее реформирования, которые с учетом наметившихся положительных тенденций способствовали бы повышению уровня жизни населения, и в том числе пенсионеров, что можно считать показателем эффективности деятельности государства по социальной защите своих граждан.

Как показывает анализ в теории и практике реформирования пенсионной системы имеется немало нерешенных проблем: еще не сформулировано целостное концептуальное видение системы пенсионного обеспечения и стратегии ее развития, не сложились многие ее направления, противоборствуют два направления сбережения и приумножения средств, находящихся на счетах будущих пенсионеров.

Ответы на эти и целый ряд других вопросов делает актуальным необходимость углубления теоретических представлений о сущности системы пенсионного обеспечения, ее содержании, принципах построения, возможных путях реформирования и т. д. Это тем более важно, что вводимая в настоящее время новая пенсионная система должна быть адаптирована к российским условиям. А они весьма специфичны, с точки зрения огромного разнообразия природно-климатических, экономических, демографических условий, характерных для различных территорий России.

Необходимо сформировать новую пенсионную модель - более простую, удобную для расчетов и понятную гражданам, главное, обеспечивающую желательно высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Объектом дипломной работы выступила система пенсионного обеспечения России.

Предметом – развитие и совершенствование российской пенсионной системы.

Целью исследования выступили теоретические и практические проблемы развития пенсионной системы в России.

Задачи:

  1. Определить понятие и сущность пенсионной системы.
  2. Рассмотреть эволюцию пенсионной системы в России.
  3. Проанализировать действующую пенсионную систему России.
  4. Определить проблемы пенсионного развития России.
  5. Предложить мероприятия по совершенствованию развития пенсионной системы России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы функционирования пенсионной системы России

1.1. Понятие и сущность пенсионной системы

Одной из приоритетных обязанностей любого государства является создание достойных условий жизни своим гражданам после периода их трудовой деятельности. Во исполнение этой функции государство осуществляет выплату денежного пособия нетрудоспособной части населения (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца и т. д.), которое называется пенсией. Пенсия призвана обеспечить уровень жизни, соизмеримый с периодом трудовой деятельности. Для разных категорий граждан существуют различные виды трудовых пенсий.

Прежде чем рассматривать пенсионную систему России необходимо дать определение самому термину пенсионная система. Под пенсионной системой подразумевается совокупность создаваемых государством экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии[1].

Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе состоит из трех элементов:

  1. Обязательное пенсионное страхование- это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования, трудовых пенсий.
  2. Государственное пенсионное обеспечение- это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц - социальных пенсий нетрудоспособным категориям граждан, не имеющим необходимого страхового стажа для права на трудовую пенсию. Пенсии военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими особо значимой для государства службы. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.
  3. Составным элементом пенсионной системы наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием являютсянегосударственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное страхование.

Негосударственное пенсионное страхование подразделяется на следующие виды[2]:

- обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовых пенсий на альтернативных основаниях через систему негосударственных пенсионных фондов;

- профессиональное пенсионное страхование на финансирование досрочных трудовых пенсий по старости работников, занятых в особых условиях труда, через профессиональные пенсионные системы;

- добровольное участие застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании на формирование накопительной части трудовой пенсии за счет дополнительных добровольных взносов граждан наряду с государственным софинансированием.

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой предоставление гражданам негосударственных пенсий за счет накопленных добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды на основании соответствующих договоров.

По масштабу решаемых задач, по сложности структуры, а также вследствие частых изменений нормативных и законодательных положений пенсионную систему России в настоящее время можно отнести к категории трудно поддающихся исследованию систем. По канонам теории систем, это многопараметрическая, многокритериальная система с многочисленными и изменчивыми ограничениями, со сложной, разветвленной иерархической структурой, функционирующая в неопределенной и конфликтной среде. Для лучшего представления анализируемых далее вопросов сначала предпримем попытку компактного описания этой системы и приведем краткую характеристику её нынешнего состояния. Основой пенсионной системы является пенсионное страхование, которое имеет целью формирование источников финансирования пенсий. Как и пенсионное страхование, пенсионная система имеет две формы – обязательную и добровольную.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) имеет силу закона и охватывает все категории населения. Добровольную форму принято называть добровольным пенсионным обеспечением (ДПО). ДПО имеет два отличия от ОПС:

– во-первых, добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному;

– во-вторых, размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный (гражданин).

Страховщиками по системе ДПО выступают негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Обязательное пенсионное страхование осуществляется государством. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется на негосударственной основе, но регулируется государством. Назначение негосударственного пенсионного обеспечения заключается в выплате пенсий гражданам в дополнение к государственным пособиям.

Таблица 1.1

Основные показатели пенсионного обеспечения

в Российской Федерации

2010

2011

2012

2013

Численность пенсионеров:

всего, тыс. человек

39706

40162

40573

41019

в процентах к предыдущему году

101,6

101,1

101,0

101,1

Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения

277,9

280,7

283,0

285,5

Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, человек

1,72

1,70

1,68

Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб.

7476,3

8202,9

9040,5

9917,5

Величина прожиточного минимума пенсионера, руб.

4521

5032

5123

5998

в процентах к предыдущему году

110,3

111,3

101,8

117,1

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов:

с величиной прожиточного минимума пенсионера

165,4

163,0

176,5

165,4

со средним размером начисленной заработной платы

35,7

35,1

33,9

33,1

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

134,8

101,2

104,9

102,8

Средства для выплаты негосударственных пенсий формируются за счет регулярных взносов работодателей и дохода от инвестирования пенсионных резервов. Для государственного управления пенсионными средствами и сохранения прав граждан на пенсионное обеспечение, в 1990 году образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), имеющий в настоящее время свыше 2,5 тысяч территориальных органов (в каждом регионе и каждом районном центре России). Бюджет государственного Пенсионного фонда РФ утверждается федеральным законом и не входит в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Основные функции ПФР – аккумулирование и управление средствами по обязательному пенсионному страхованию граждан, назначение и выплата им пенсий. Источниками формирования пенсионного фонда являются страховые (или пенсионные) взносы, вносимые ежемесячно работодателями (предприятиями) при начислении зарплаты.

ПФР открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счет, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы. Ставка (размер) страхового взноса за граждан с годовым доходом до 573 тыс. руб. в настоящее время равна 22 % от размера заработной платы работающего (до 01.01.2012 г. было 26 %), а за граждан, годовой доход которых выше указанной суммы, – 10 %. Страховые взносы не удерживаются из зарплаты работника, а уплачиваются работодателями сверх зарплаты.

1.2. Эволюция пенсионной системы России

Распад СССР и начало экономических реформ в России серьезно повлияли на социальные условия в стране. В 1990-е годы шел процесс перехода к некоему гибридному общественному строю, который можно назвать «номенклатурным капитализмом». Распад экономики привел к росту безработицы, оцениваемой в 14,6% (2000 г.) от числа трудоспособных. Для зарегистрированных на бирже труда вновь было введено пособие по безработице, отмененное в СССР в 1930 г. Для компенсации роста цен время от времени проводится индексация заработных плат и пенсий. Урбанизация страны, низкий уровень жизни при сравнительно высокой образованности и стесненные жилищные условия постепенно приводили к уменьшению рождаемости в СССР и постсоветской России. Для больших городов стали типичны семьи с одним ребенком, и с начала 1990-х годов население России уменьшается примерно на 1 млн человек в год. Разводы составляли 40–50% от заключенных браков. Вместе с тем кризис перестроечного процесса, в котором Россия оказалась в середине 90-х годов ХХ в., поставил все социальные достижения, в том числе и пенсионную систему, на грань катастрофы[3].

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий[4].

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда[5].

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

В 2000-е годы экономика России находилась в упадке, широкое распространение получили схемы ухода от уплаты налогов. Это проявилось в падении жизненного уровня значительной части населения России, прежде всего пенсионеров и инвалидов, размеры пенсий которых стали мизерными и не покрывали даже минимальных потребностей. Cтало очевидным, что бы обеспечить достойный уровень пенсии «старым способом» просто невозможно.Необходимо было менять пенсионную систему и искать выход из сложившийся ситуации[6].

Реформа пенсионной системы в России вступила в силу 1 января 2002 г., когда со всей очевидностью стало ясно, что на фоне тревожной демографической динамики пенсионное бремя государства продолжает расти из года в год. Россия перешла от распределительной пенсионной модели к солидарно-накопительной модели пенсионного обеспечения.

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в «общий котел», из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

В CCCР действовала распределительная или «солидарности поколений» система пенсионного обеспечения, при которой выплата пенсий пенсионерам производилась за счет средств, полученных от налогообложения заработной платы работающих граждан. Основным недостатком действующей пенсионной системы является крайне низкий размер пенсий, обрекающий пожилых людей и инвалидов на существование за чертой бедности в условиях перехода страны в 90-х от распределительной к рыночной экономике.

Солидарно-накопительная пенсионная система (в Германии она называется «капиталообразующая система» для обеспечения старости)[7] предполагает одновременно функционирование государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. Особенность этой системы состоит в том, что пенсия является частной собственностью гражданина, которые имеет полное право распоряжаться средствами по собственному усмотрению. Модель предполагает деление пенсии на три части: базовая, накопительная и страховая. Базовая часть составляет 6% от размера заработной платы и идет в федеральный бюджет. Она не сохраняется и не отражается на лицевом счете пенсионера. Страховая часть составляет 8% от заработной платы и отражается на лицевом счете как долг государства перед ним. Накопительная часть пенсии также составляет 6% от заработной платы и инвестируется в пользу лица. Таким образом, доля государства в пенсии составляет 30%. Пенсионные сбережения размещаются на индивидуальных лицевых счетах, которыми управляют государственный, либо частные пенсионный фонды, конкурирующие между собой. Фонды инвестируют сбережения на финансовых рынках в течение всего срока трудовой деятельности своих клиентов, что позволяет деньгам «работать».

1.3. Особенности развития пенсионной системы России

В настоящее время практически во всех развитых и развивающихся странах мира происходит старение населения и продолжение этой тенденции прогнозируется, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Раньше такого рода тенденция наблюдалась лишь в наиболее развитых странах, но теперь она приобрела глобальный характер.

Увеличение продолжительности жизни увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население и несет серьезную угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств. Это послужило основным побудительным мотивом к реформированию пенсионной системы на страховых принципах практически во всех развитых странах мирового сообщества[8].

С каждым годом увеличивается количество россиян пенсионного возраста относительно количества россиян трудящихся. Устройство действующей пенсионной системы таково, что работающие граждане производят отчисления в Пенсионный фонд России, а он, в свою очередь, перечисляет положенную сумму лицам, завершившим трудовую деятельность. Уже сейчас объём поступлений в ПФР значительно меньше, чем сумма выплат россиянам, вышедшим на пенсию, и возникшую разницу вынуждено погашать государство из бюджетных денег.

Демографические сдвиги в России не уникальны: население стареет, на работающих граждан ложится все большая социальная нагрузка. В условиях, когда на 100 российских пенсионеров приходится 170 занятых в экономике, говорить об эффективности распределительной системы, основанной на солидарности поколений, затруднительно. В связи с этим сегодняшняя система пенсионного обеспечения является неэффективной, поэтому необходимо предпринимать срочные меры по ее реформированию.

Население России неуклонно стареет. Так, если в 1929 году в СССР доля населения старше трудоспособного возраста составляла 8,9%, то в 2013 году данный показатель уже был равен 23,1%. При этом по прогнозам экспертов доля населения старше трудоспособного возраста к 2030 году увеличится до 28,7%.

Таблица 1.2

Средний размер назначенных пенсий

по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в Российской Федерации

по состоянию на 1 января; рублей

2011

2012

2013

2014

Все пенсионеры

7593,9

8272,7

9153,6

10029,7

из них получающие пенсии:

по старости

8165,8

8876,1

9790,1

10716,4

по инвалидности

5136,5

5539,3

6106,3

6669,2

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

4819,1

5333,1

5959,0

6598,6

пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей

6855,9

7514,3

8402,6

8639,2

федеральные государственные гражданские служащие

10968,6

11495,3

12422,9

14020,1

за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов)

56574,2

56630,0

64057,4

364283,5

летчики-испытатели

51017,9

56311,3

64321,4

67704,0

социальные

4730,5

5206,4

5919,0

6446,4

Данные приведены по пенсионерам, состоящим на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации. В связи с внесением изменений в пенсионное законодательство произошло перераспределение пенсионеров по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров. Данные пересчитаны в сопоставимой с 2010 г. методологии расчета численности пенсионеров.

Начиная с 1989 г. численность населения России неуклонно сокращается, при этом наблюдаются опережающие темпы сокращения численности трудоспособного населения страны. Все эти тенденции негативно сказываются на развитии системы пенсионного обеспечения России.

Текущая экономическая ситуация национальной экономики, как отмечают эксперты, оставляет желать лучшего — рост ВВП не оправдывает прогнозы, дефицит консолидированного бюджет РФ растет. Стагнация в экономике России вынудила правительство урезать бюджетные расходы.

Система обусловливает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от размеров заработка и эффективности использования накоплений[9]. Пенсионной реформе в России исполнилось 12 лет, но до сих пор видимых результатов россияне не получили. Кризис в пенсионной системе по-прежнему болезненно отражается на малообеспеченных гражданах, а на старшем поколении в особенности. Да, государству удалось несколько повысить средний уровень пенсий в стране, но по большому счету говорить о достойной, обеспеченной жизни большинства пенсионеров не приходится. Эффект от валоризации быстро съедает рост тарифов и цен. Кроме того, даже с учетом всех повышений базовой и страховой частей пенсий так называемый коэффициент замещения у многих россиян составляет всего 20–25% от зарплаты, в лучшем случае до 30%. С уходом на заслуженный отдых уровень жизни многих резко снижается, людям приходится урезать привычный круг своих потребностей, отказываться от многих жизненных благ.

Таким образом, инвестиционная составляющая, призванная увеличить накопительную часть, а вместе с ней и всю пенсию в целом за счет размещения ее средств на фондовом рынке в связи с крайне ограниченным набором инвестиционных инструментов очевидно обесценивается. Самая главная проблема низких пенсий в России в том, что по-прежнему более 60% доходов граждан находятся в «тени». То есть с них страховые взносы в Пенсионный фонд не платятся. Причина в том, что работодатель должен за работника уплатить государству единый социальный налог ЕСН (отменен, вместо него c 2010 г. Введены страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ1), который в России очень высокий – 30[10]. Плюс к нему 18% – налог на добавленную стоимость (НДС) с доходов компании. Если же сюда добавить выплачиваемые работниками 13% НДФЛ, то общая сумма выплатгосударству приблизится к 50%. Понятно, что такая перспектива не стимулирует работодателей работать честно.

Развитие пенсионной системы Российской Федерации
происходит в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом посланий Президента Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

- изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;

- большом объеме скрытой заработной платы;

- наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

- увеличении продолжительности жизни;

- высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:

- остается нерешенной проблема досрочных пенсий;

- не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;

- действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:

- невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;

- недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;

- отсутствию у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий труда;

- трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.

Таким образом, пенсионная система России в современном виде представляет совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Она введена в 2002 году.

Изучение истории возникновения и эволюции пенсионной системы России и СССР позволила сделать вывод, что принципиально новая пенсионная система, основанная на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, была введена в 1927 году. Основным недостатком было то, что хотя данная пенсионная система и входила в так называемую систему социального страхования, она не содержала экономических признаков системы.

Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

В 2000-е годы экономика России находилась в упадке, широкое распространение получили схемы ухода от уплаты налогов. Это проявилось в падении жизненного уровня значительной части населения России, прежде всего пенсионеров и инвалидов, размеры пенсий которых стали мизерными и не покрывали даже минимальных потребностей.

Таким образом, была принята реформа пенсионной системы в России, которая вступила в силу 1 января 2002 г.

Развитие пенсионной системы Российской Федерации
происходит в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом посланий Президента Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.