Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примере г.Волгограда) 1 глава


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства

1.2. Особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

1.3. Опыт зарубежных стран поддержки малого предпринимательства

Глава 2. Оценка поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде

2.1. Социально-экономическая характеристика г. Волгограда

2.2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Волгограде

2.3. Оценка формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде

Глава 3. Пути совершенствования формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде

3.1. Разработка проекта совершенствования формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде

3.2. Социальная и экономическая эффективность проекта

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических и политических условиях увеличивается роль малого и среднего предпринимательства в устойчивом экономическом развитии государства и его отдельных регионов.

Развитие малого предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства. В социальном плане малый бизнес формирует так называемый «средний класс» населения - основу демократического общества, а также способствует появлению нового предпринимательского мышления, основанного на созидании, активности, использовании новых инновационных технологий.

Однако сегодня малый и средний бизнес сталкивается с большим количеством угроз и рисков, в числе которых правовые, институциональные, экономические и др. Малый бизнес, как никакой другой, чувствует колебания рынка, изменения в общей экономической ситуации в стране, отвечая на это изменением численности предприятий, изменениями в структуре спроса и предложения. Малый бизнес - это лакмусовая бумажка экономики, и от того, в каких условиях он работает, зависит здоровье экономики.

Интенсификация функционирования малого предпринимательства обладает рядом преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; создание дополнительных рабочих мест, стимулирование профессионального роста населения, селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации. Необходимо отметить, что активизация роста субъектов малого предпринимательства особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сконцентрированы в данном секторе экономики.

На сегодняшний день можно констатировать, что система поддержки предприятий не является адресной, а носит общий характер, вне зависимости от видов деятельности. Вследствие этого появляется дисбаланс между программами поддержки бизнеса и актуальной потребностью последнего в определенных видах целевых программ.

В вышеизложенном ключе важна роль органов местного самоуправления (муниципалитетов), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на предпринимательский климат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого бизнеса.

Изучение экономической литературы показало, что вопросы оценки государственной поддержки малого предпринимательства и методические аспекты развития и оценки деятельности субъектов малого предпринимательства в отечественной науке рассмотрены в работах Манохина А.Ю., Гришина И.А., Сулакшина С.С., Лапаева С.П. и др., но, тем не менее, исследованы недостаточно. В основном специалистами обосновываются меры поддержки малого бизнеса, что, безусловно, является весьма важным.

Необходимо отметить, что практика внедрения мер поддержки предпринимательства и их оценки на уровне страны и регионов значительно шире, чем на уровне муниципалитетов. Как следствие, вопросы оценки эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне менее освещены.

Объектом исследования выступил механизм поддержки малого предпринимательства.

Предметом – формирование организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

Целью данного исследования является разработка предложений по формированию комплексного подхода по формированию организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

Основные задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и перечень мер поддержки малого предпринимательства.
  2. Оценить опыт зарубежных стран в поддержке малого предпринимательства.
  3. Провести анализ развития малого предпринимательства в г. Волгограде.
  4. Провести оценку формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде.
  5. Разработать проект совершенствования формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства в г. Волгограде.
  6. Разработать критерии оценки эффективности существующих мер поддержки на муниципальном уровне.

В качестве методов исследования были использованы: аналитический метод, анализ нормативно-правовой базы с учетом последних изменений в законодательстве на уровне местного самоуправления по вопросам развития и поддержки субъектов малого бизнеса. Проанализирован теоретический материал по данной проблематике.

Глава 1. Теоретические основы формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства

Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической, социальной и политической стабильности общества. Системообразующая роль малого предпринимательства в рыночной экономике объективна и закономерна.

Относительно сущности понятия предпринимательства, в частности малого предпринимательства, существуют различные точки зрения, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Рассмотрим трактовку понятий «предпринимательство» и «малое предпринимательство».

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке»[1].

Российский ученый-экономист А.С. Большаков под предпринимательством понимает тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты[2].

М.Г. Лапуста утверждает, что предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами[3].

Б.А. Райзберг, Лозовский П.Ш., Стародубцева Е.Б. определяют предпринимательство как инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг[4].

Значение термина предпринимательство можно раскрыть через четыре функции предпринимателя:

- первой функцией авторами называется то, что «предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги». Это означает, что предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным делом;

- вторая функция предпринимательства заключается в том, что «предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса», то есть именно он принимает те решения, которые и определяют курс деятельности предприятия;

- в третьей функции указывается, что «предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса», т.е. предприниматель является тем, кто способен произвести инновационные продукты;

- четвертая функция заключается в том, что «предприниматель - это человек, идущий на риск». Эта функция заключается в том, что предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конце концов, банкротство. Поэтому предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Развитие процесса научного осмысления понятия и критериев малого бизнеса в науке можно разделить на три этапа, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Этапы развития понятий малого бизнеса и предпринимательства в зарубежной научной мысли

Автор

Определение

Этап развития/ Основная идея

Ричард Кантильон

Предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.

1 этап развития.

Основная идея – создатель бизнеса несет самостоятельный риск за свои решения

Карно Бодо

Предприниматель – лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием

И.Тюнен

Суть предпринимательской функции – несение бремени риска. Предприниматель - изобретатель и исследователь в своей области.

Хайнеман Найт

Предприниматель – человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от нее своих поставщиков

Дэвид Маккеланд

Предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

Роберт Ронштадт

Предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное, чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

Джозеф Шумпетер

Предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии, осуществляет новые комбинации.

2 этап развития.

Основная идея – создатель бизнеса - инноватор

Poберт Хизрич

Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Джефри Тиммонс, Леонард Смоллен, Александр Динджи

Предпринимательство – это способность творить и создавать видение из, практически, ничего: в основе своей – это человеческий, творческий акт.

Это применение энергии к инициированию и созданию предприятия или организации в отличие от созерцания или анализа. Это видение требует наличия воли взять на себя рассчитанный риск как личный, так и финансовый, и затем делать все возможное, чтобы снизить вероятность неудачи. Предпринимательство также подразумевает способность создавать предпринимательские или рисковые команды, взаимодополняющие навыки, умения и таланты их участников. Это способность видеть возможность там, где другие видят только хаос, противоречия и путаницу.

3 этап развития.

Основная мысль – личность предпринима-теля и важность малого бизнеса в национальной экономике

Артур Коль

Предпринимательство представляет собой мост между обществом в целом, в особенности, его неэкономическими составляющими, и организациями, ориентированными на получение прибыли, образованными с целью использования преимуществ своих экономических возможностей для удовлетворения, насколько это возможно, своих экономических желаний

Питер Друкер

Предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой

Карл Веспер

Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков:

С точки зрения экономиста, предприниматель – это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т. д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.

С точки зрения психолога, предприниматель – это человек, которым движут определенные мотивы – например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность.

С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги.

С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который приумножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Кэлвин Кент, Дональд Секстон и Карл Веспер

Прогресс человечества от пещер до кампусов объяснялся многими способами. Однако, центральной во всех этих теориях стала фигура «агента перемен», - силы, которая инициирует и осуществляет материальный прогресс. Теперь мы осознали, что агентом изменений в истории человечества был - и, по всей вероятности, им и останется, предприниматель.

А. Хоскинг

Бизнес (предпринимательство) – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций

Рой Дамари:

Предприниматель: 1) вкладывает свои собственные средства и время в предприятие, которое он создает или покупает с помощью (или без помощи) партнеров; 2) является новатором, он создает нечто новое в технике, производственных процессах или в методах сбыта; 3) он всегда стремится к расширению своего дела и увеличению прибылей.

Первый этап научного обоснования критериев малого бизнеса связан с концентрацией внимания на несении предпринимателем особого риска[5]. Второй этап в научном осмыслении малого бизнеса связан с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Третий этап отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли малого бизнеса как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Также в некоторых исследованиях уделяется внимание внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Понятие «интрапренер» было введено в оборот американским исследователем Г. Пиншо[6]. Он исследовал механизмы развития новых идей и поддержания предпринимательской атмосферы в организации, обращая внимание на организационные механизмы, стимулирующие интрапренерство, комплекс личностных характеристик сотрудников, а также особенности индивидуального рабочего места.

Исходя из эволюции понятий «предпринимательства» понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности[7].

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности[8].

Таким образом, единого определения понятия «малый бизнес» в экономической литературе не существует. Но есть определенные критерии, которые позволяют отнести те или иные предприятия к малому бизнесу. Согласно одной, довольно широкой трактовке, малым предприятием является независимо функционирующее предприятие, которое не доминирует в сфере своей деятельности. По-мнению многих экономистов, одной из основных характеристик малого бизнеса является отсутствие у организации филиалов, дочерних предприятий, представительств и т.д. В большинстве малых предприятий владелец также является управляющим.

Учеными выделяются различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений.

Можно сделать вывод, что малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска.

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года[9]. Согласно данному документу, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное в единый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных и муниципальных предприятий; физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и действующие без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным в законе условиям. Данные условия (или критерии) перечислены в статье 4 федерального закона. Во–первых, менее 25 % должна быть доля внешнего участия в уставном капитале фирмы. Во–вторых, средняя численность работников за календарный год для микропредприятия не должна быть больше 15 работников, для малых предприятий – 100 работников, для средних предприятий – 250 работников.

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект[10].

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития;

– создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощённого порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному.

Важным условием функционирования и развития малого бизнеса является организационно-экономический механизм его поддержки. Существуют разные подходы к определению механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Так, Н.А. Кулик и Л.Г. Онищенко выделяют следующие механизмы государственной поддержки малого предпринимательства: механизмы нормативно-правового регулирования; механизмы финансовой поддержки; механизмы имущественной поддержки; механизмы предоставления инфраструктурных услуг[11].

Ю.И. Уметбаева считает, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен состоять из следующих подсистем:

а) финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры;

б) имущественная поддержка малого предпринимательства и организаций инфраструктуры;

в) развитие инновационной и производственной сфер малого предпринимательства, в том числе финансирование текущей деятельности бизнес-инкубаторов;

г) нормативное правовое обеспечение развития малого предпринимательства;

д) формирование системы информационной поддержки малого предпринимательства[12].

Р.Б. Гамидуллаев называет три механизма господдержки малого инновационного предпринимательства:

1) программно-целевой;

2) организационно-правовой;

3) функционально-ресурсный.

Он выделяет следующие подсистемы: законодательное и нормативно-правовое обеспечение господдержки; содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности; взаимодействие крупного бизнеса и малых инновационных предприятий[13].

Наиболее полно механизм государственной поддержки малого предпринимательства раскрыт в работе К.С. Орешко, которая считает, что “механизм государственной поддержки малых предприятий - это совокупность подсистем и взаимодействий между ними, направленных на формирование общих благоприятных условий развития малых предприятий и предпринимательской деятельности в целом. Весь механизм состоит из процессов двух видов: условия функционирования, которые предоставляются малым предприятиям по умолчанию, и условия или поддержка в той или иной форме, для получения которой необходимо непосредственное обращение малых предприятий к соответствующим подсистемам.

Основными подсистемами механизма господдержки являются: правовая подсистема; органы государственной власти различных уровней, осуществляющие государственную поддержку малых предприятий; инфраструктура поддержки развития малых предприятий; направления и формы государственной поддержки малых предприятий; методы и инструменты господдержки малых предприятий”[14]. Однако следует отметить, что указанный автор в своей работе рассматривает механизм государственной поддержки малых предприятий, в котором не учитываются негосударственные учреждения, занимающиеся поддержкой малого бизнеса, а также не учитываются государственные непрофильные учреждения, такие, например, как научные центры и институты, высшие и средние специальные учебные заведения, которые в сложившихся условиях как никогда за- интересованы в развитии малого предпринимательства.

1.2. Особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне

Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства может быть различной в зависимости от условий, определяющих деловую активность бизнеса, и тех целей, которые ставят перед собой муниципальные власти. Их политика в сфере поддержки предпринимательства может быть консервативной, либеральной или протекционистской.

Политика муниципальных органов власти в сфере поддержки предпринимательства закрепляется в нормативно-правовых актах. Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий – первоочередная задача государственных органов и местного самоуправления. Для инвестиционной поддержки предусматривается создание гарантийного фонда, в котором предполагается аккумулировать часть бюджетных средств для поручительства при взятии предпринимателем кредита[15].

Муниципалитетам необходимо принимать меры по созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Такие действия сводятся к разработке механизмов поддержки малого бизнеса, включающих следующие обязательные элементы[16]:

а) формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства;

б) кредитно-финансовая поддержка;

в) муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд);

г) имущественная поддержка (в том числе предоставление представителям малого бизнеса помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений и пр.);

д) создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки;

е) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

д) информационная поддержка;

з) содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные меры поддержки давно и эффективно применяются за рубежом. В России же, где развитие и местного самоуправления, и рынка, и малого бизнеса происходит одновременно, их освоение идет достаточно трудно и дискретно.

Рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.

Муниципальные органы переходят от прямого управления хозяйствующими субъектами к созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Регулирование деятельности организаций предусматривает создание системы правовых, экономических и социальных условий функционирования сфер деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на макро-, мезо-, микро-уровни управления.

Степень воздействия местных органов власти на хозяйствующие субъекты определяется критерием экономической и социальной целесообразности. Однако издержками муниципального управления является неравномерность его распространения на различные группы населения и сферы экономики. Разрабатывая механизм управления, важно найти баланс между рынком и местным сектором экономики. Регулируемая экономика позволяет устранить отдельные пороки рынка только ценой приобретения новых недостатков. При чрезмерном административном воздействии рыночная экономика может давать сбои.

В процессе принятия решений о выборе ключевых направлений государственного регулирования инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства одной из важнейших задач является оценка экономической эффективности и выявление последовательности создания и развития элементов инфраструктуры, что позволит определить приоритетную последовательность реализации вложений в инфраструктуру малого предпринимательства. Вследствие этого необходимо определить, при каком уровне и какой последовательности развития инфраструктуры ее создание, модернизация и использование субъектами малого предпринимательства будет окупаться[17].

В результате исследования представленных на федеральном портале малого и среднего предпринимательства данных об инфраструктуре поддержки в отдельных регионах России мы выяснили, что в настоящий момент на территории субъектов федерации в муниципальных образованиях функционируют 942 объекта инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Функционирование организационно-экономического механизма поддержки социально направленных проектов в рыночной экономике должно основываться на следующих общих принципах:

  • преимущественная ориентация на косвенные формы поддержки, что связано с созданием элементов инфраструктуры поддержки;
  • поддержка жизнеспособных проектов на конкурсной основе, т. е. использование "естественной селекции" и конкурентных принципов при отборе проектов;
  • облегчение доступа к финансовым ресурсам негосударственных инвесторов;
  • приоритетность региональных интересов при оказании практической помощи малым промышленным предприятиям, реализующим социально направленные проекты.

Содержание и результативность поддержки малых промышленных предприятий, реализующих подобные проекты в регионе, на наш взгляд, должны определять сочетание мер общей и специальной (целевой) поддержки.

Меры общей поддержки распространяются на все малые промышленные предприятия региона. Меры специальной поддержки направлены на поддержку отдельных малых промышленных предприятий (групп предприятий).

Меры специальной поддержки, реализуемые в рамках организационно-экономического механизма, осуществляются в отношении определенного типа малых промышленных предприятий — микропредприятий, женского предпринимательства и т. п.

Организационно-экономический механизм также включает группировку мер поддержкисточки зрения преимущественно прямых и косвенных мер поддержки.

Меры прямой поддержки социально направленных проектов включают: совершенствование нормативной правовой базы деятельности малых промышленных предприятий на региональном уровне, в частности, в области налогообложения и отчетности; прямое финансирование социально направленных проектов (субсидии, дотации, гранты), в т. ч. полная или частичная компенсация финансово-кредитным учреждениям процентных ставок за кредиты, выданные на реализацию проектов; участие в финансировании социально направленных проектов на основе лизинга; организация индивидуальных консультаций; организация и финансирование семинаров, выставок, ярмарок; создание бизнес-инкубаторов.

Косвенная поддержка осуществляется путем страхования финансовых рисков; выполнения функции гаранта по обязательствам малого промышленного предприятия; посредничества в привлечении частных инвесторов для финансирования социально направленных проектов; содействия в предоставлении в аренду помещений и оборудования; организации обобщения и распространения опыта реализации социально направленных проектов; содействия в подборе деловых партнеров; пропаганды идей предпринимательства и др.

Состав элементов организационно-экономического механизма поддержки социально направленных проектов определяет сферы и направления, по которым осуществляется взаимодействие с малыми промышленными предприятиями. Поэтому мы предлагаем выделить пять функциональных сфер поддержки: планирование, финансирование, организация, стимулирование, оценка результатов.

Планированиесостоит из следующих элементов:

  • выбор предпринимательской идеи и написание бизнес-плана проекта;
  • подготовка проекта, определение путей финансирования и экспертиза;
  • определение показателей и критериев оценки отбора проектов для финансирования.

Планирование создает основу для формирования рациональной структуры поддержки социально направленных проектов.

Параметры результативности социально направленных проектов, заданные при планировании, определяют порядок финансирования, схему организации работы с проектом, меры стимулирования и оценку соответствия между фактическими и запланированными значениями показателей бизнес-плана.

На этапе планирования задаются целевые ориентиры и определяются способы поддержки социально направленных проектов, правила распределения ресурсов и усилий между различными направлениями поддержки, критерии выбора мер поддержки по каждому из выбранных направлений.

Качество проведения работ при планировании служит гарантией последующей результативности их реализации.

Финансированиеопределяет доступность финансовых средств для малых промышленных предприятий, реализующих социально направленные проекты. На этом этапе определяются: порядок и условия финансирования проектов; условия возврата финансовых средств; самофинансирование деятельности органов (структур) поддержки этих проектов.

На этапе финансирования разрабатываются меры финансовой поддержки малых промышленных предприятий, реализующих социально направленные проекты, и определяется характер используемых финансово-кредитных инструментов (налоговый кредит, лизинг, ипотечное кредитование, субсидии зарубежных стран и др.).

Меры финансовой поддержки социально направленных проектов, заложенные на этапе финансирования, должны носить стимулирующий и выборочный характер. Это означает, что их поддержка не должна привести к простому перераспределению финансовых средств через бюджетный и внебюджетный инструменты в пользу предприятий, имеющих низкий потенциал роста и развития. Такими предприятиями, например, могут быть длительно убыточные, находящиеся на грани банкротства или имеющие неустойчивое положение на рынке.

Приоритетом при определении порядка финансирования, а также условий возврата финансовых средств при поддержке социально направленных проектов должны пользоваться те малые промышленные предприятия, которые ведут производственную деятельность по одному из приоритетных для региона видов деятельности, участвуют в работах по выполнению регионального, муниципального заказа или в реализации территориальной программы социально-экономического развития.

Принципиально важной особенностью организационно-экономического механизма поддержки социально направленных проектов является то, что их финансирование должно осуществляться на конкурсной основе с проведением экспертизы бизнес-плана проекта. Именно эта технология работы с социально направленными проектами позволит обоснованно выбрать наиболее эффективную форму финансовой поддержки: прямое финансирование в виде субсидий, дотаций, грантов; предоставление гарантий финансово-кредитным учреждениям; компенсация финансово-кредитным учреждениям процентной ставки при кредитовании на льготных условиях малых промышленных предприятий; совместное финансирование проектов с другими инвесторами (частное, спонсорское финансирование и т. п.).

Организацияобеспечивает скоординированные действия, призванные управлять взаимодействием органов поддержки с малыми промышленными предприятиями, контролировать и анализировать выполнение бизнес-планов проектов, корректировку работы с проектами в процессе их реализации. Таким образом, организация — это, прежде всего, контроль хода подготовки договоров и выработка необходимых решений при возникновении отклонений от параметров социально направленных проектов, определенных в бизнес-плане и в договоре с малым промышленным предприятием.

Организация включает следующие элементы: подготовка и заключение договоров на поддержку социально направленных проектов; контроль хода реализации проекта; сопровождение проекта в процессе его выполнения.

Это предполагает необходимость создания специальных органов (структур), выполняющих функции организации поддержки социально направленных проектов. Наиболее эффективно такие функции могли бы выполнять социально-деловые центры (СДЦ) совместно с существующими элементами инфраструктуры поддержки малых промышленных предприятий.

Наличие СДЦ должно стать важнейшим условием эффективного функционирования данного организационно-экономического механизма. Задачи СДЦ: сбор информации, координация деятельности участников проекта, анализ результатов выполнения проекта и степени достижения поставленных целей.

Стимулированиевключает в себя меры по минимизации предпринимательских рисков путем страхования рисков соинвесторов и введения гарантий по условиям финансирования социально направленных проектов.

Оценка результатовопределяет результативность реализации социально направленных проектов с позиций социально-экономической, бюджетной и предпринимательской эффективности.

Социально-экономическая эффективность определяется сопоставлением объема инвестиций к созданным или сохраненным рабочим местам непосредственно в сферах реализации социально направленных проектов и в смежных отраслях.

Бюджетная эффективность зависит от объема финансовых ресурсов, переданных на их поддержку, и объемов налоговых поступлений, а также отчислений во внебюджетные фонды.

Предпринимательская эффективность связана с отношением общих доходов от реализации социально направленных проектов к затратам на их реализацию.

Таким образом, концепция регулирования развития предпринимательства на муниципальном уровне формируется в виде системы подходов по достижению целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления, с учетом условий, определяющих деловую активность бизнеса.

1.3. Опыт зарубежных стран поддержки малого предпринимательства

В США, по определению Администрации малого бизнеса, в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек[18]. Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120[19].

Рассмотрим основные показатели сектора малого бизнеса некоторых стран в 2014г. (табл. 1.2, рис. 1.1).

Таблица 1.2

Основные показатели сектора малого бизнеса

некоторых стран в 2014 г.

Страны

Показатели

США

Канада

Япония

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Доля малого бизнеса в ВВП страны, %

53

42

52

59

50

55

53

Доля малого бизнеса в кол-ве предприятий, %

97,6

99,8

99,2

99,3

97,6

99,2

99,1

Рис. 1.1. Основные показатели сектора малого бизнеса

некоторых стран в 2014 г., %

Из результатов таблицы 1.2 и рисунка 1.1 видно, что в ведущих странах доля малого бизнеса занимает 97-99%, что показывает его важность для экономики.

Рассмотрим меры государственной поддержки малого бизнеса, значение которого в социально-экономическом развитии США и других ведущих стран мира характеризуется данными, представленными в таблице 1.3. В этих странах получили развитие кредитно-финансовые услуги, центры поддержки малого бизнеса, бизнес - инкубаторы, центры продвижения экспорта, социальные центры[20].

Таблица 1.3

Инфраструктура услуг для малого бизнеса

Страны

Показатели

США

Канада

Япония

Германия

Франция

Италия

Великобритания

Кредитно-финансовые услуги

Действует общенациональная разветвленная сеть банков, различных государственных и негосударственных фондов, инвестиционных и страховых компаний

Центры развития малого бизнеса

1200

526

315

383

690

1250

458

Центры информации

1200

526

315

39

98

59

48

Бизнес-инкубаторы и технопарки

335

186

11

189

216

32

503

Экспортные центры продвижения

32

16

37

97

28

126

65

Социальные центры

124

48

197

99

44

42

101

Общественная поддержка

Лоббирование, продвижение и поддержка интересов малого бизнеса общественными, предпринимательскими и профессиональными объединениями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти

Глобальный кризис конца прошлого десятилетия оказал существенное воздействие на сектор малого бизнеса и потребовал дополнительных мер поддержки в США и других странах.

Проанализируем влияние государственного обеспечения развития и поддержки малого предпринимательства в США в 2014 году и сравним показатели с другими странами (табл. 1.4).

Рис. 1.2. Инфраструктура услуг для малого бизнеса

Таблица 1.4

Влияние поддержки государством малого предпринимательства на показатели малого бизнеса, %

Страна

Доля малого бизнеса в ВВП

Доля малого бизнеса в общей занятости

Доля малого бизнеса в количестве всех предприятий

Расходы госбюджета на поддержку малого бизнеса

Объем госзаказов

США

52

50,6

97,6

0,35

23

Канада

46

50,5

98

0,23

20

Япония

53,8

70,2

99,7

0,11

9

Великобритания

48

48,4

99,2

0,15

31

Франция

49,8

54,1

99,6

0,04

26

Италия

70,9

54,3

99,8

0,4

33

Германия

53,2

60,1

99,7

0,22

33

Индия

8,5

15,7

98,4

0,42

15

Рис. 1.3. Влияние государственной поддержки на показатели малого бизнеса

За последние 5-7 лет прошли значительные сдвиги в формировании основ политики и нормативно-правового пространства в сфере поддержки малого предпринимательства, как ведущих стран семерки, так и успешно развивающихся стран БРИК и других.

В таблице 1.5 представлены особенности государственной политики поддержки малого бизнеса рассмотренных стран.

Таблица 1.5

Основы государственной политики поддержки малого бизнеса в некоторых странах

Страна

Направление государственной политики

Государственные органы, реализующие политику поддержки малого бизнеса

США

Всесторонняя поддержка малого бизнеса и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании со справедливой конкуренцией, основанной на развитии частной инициативы

Администрация малого бизнеса США, Адвокатура, Генеральная Инспекция

Канада

Эффективное использование ресурсов для развития сектора малого бизнеса, улучшение условий для инновационной деятельности, увеличение конкурентоспособности малого бизнеса в мировой торговле

Департамент малого бизнеса на федеральном уровне, Канадская сеть деловых услуг на региональном уровне

Япония

Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий.

Японское агентство регионального развития малого бизнеса

Великобритания

Формирование наиболее благоприятных условий для развития малого бизнеса, уделяется особое внимание социальному предпринимательству, поддержке добровольных и благотворительных организаций.

Агентство обслуживания малого бизнеса, Агентство деловых связей, Департамент третьего сектора при Кабинете Министров

Франция

Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, экономического оздоровления регионов и увеличения занятости, активизации инновационной деятельности, развитие высокотехнологических производств.

Министерством экономики промышленности и занятости: Директорат по конкуренции и развитию малого бизнеса и его региональные отделения

Италия

Совершенствование правового, финансового и технического обеспечения развития и поддержки малого бизнеса в регионах, совершенствование инфраструктуры поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.).

Министерство экономики и финансов, Министерство инфраструктуры и транспорта, Министерство инноваций и технологий, национальные и территориальные общественные объединения предпринимателей

Германия

Повышение экономической устойчивости и усиление конкурентоспособности малого бизнеса. Облегчение доступа к кредитам и снижение налогов, расширение инновационной деятельности, освоение высоких технологий, повышение квалификации работников, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости.

Комитет по экономике и технологиям; Федеральное министерство экономики и технологий: Экспертный совет по малому бизнесу, Генеральный Директорат -II

Опыт рассмотренных стран убедительно показывает, что развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

С целью исследования экономической ситуации по малому бизнесу, в США ведется серьезный статистический учет деятельности предприятий. В качестве основных показателей используются и количественные и качественные критерии, которые отражены в Законе о Малом Бизнесе в США, который был принят в 1953 году. На основании этого закона, к малому бизнесу приравниваются предприятия, отвечающие четырем основным признакам:

1) они должны быть организованы для получения прибыли, т.е. быть коммерческими структурами;

2) они должны принадлежать независимым владельцам и управляться ими;

3) они не должны занимать ключевых позиций в своей сфере экономической деятельности;

4) они не должны быть меньше определенного размера[21].

В основу классификационных признаков малого бизнеса заложены два критерия – численность работников и объем ежегодного дохода.

Как указывает Васильев М.В. «в большей части отраслей экономики США, главным образом сферы обслуживания, главным классификационным признаком является параметр среднего годового дохода, а среди отраслей реального сектора экономики – параметр максимального количества занятых в малой фирме»[22].

При открытии своего дела в США большую роль играет организационно-правовая форма бизнеса. Как правило, малый бизнес регистрируется в виде следующих организационно-правовых формах: единоличное предприятие; партнерство; корпорация; компания с ограниченной ответственностью.

Наибольшее распространение при регистрации малого бизнеса в США получили единоличные предприятия. В России малый бизнес тоже чаще всего регистрируется в виде индивидуальных предпринимателей. При такой организационно-правовой форме ответственность предпринимателя неограниченна. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Единоличные предприятия в США действуют главным образом в сферах розничной и мелкооптовой торговли и оказании услуг.

Процедура регистрации таких предприятий исключительно проста. По существу исполнения каких-либо формальностей по регистрации единоличного предприятия не требуется. Единственный официальный документ - налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны, ведение их необходимо, прежде всего, в налоговых целях. Вместе с тем для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов штата.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма малого бизнеса, как партнерство - аналог российского товарищества.

Общее партнерство, или просто партнерство, функционирует на основе Закона о партнерствах и договора между партнерами. Закон о партнерствах принят еще в 1914 г. и действует в 44 штатах (из 50). Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер.

Налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства. Она подается в налоговые органы вместе с декларацией об индивидуальных доходах.

Другой организационно-правовой формой партнерства является партнерство с ограниченной ответственностью. Здесь имеются две категории участников-партнеров: с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. В такие партнерства объединяются высококвалифицированные специалисты для осуществления профессиональной деятельности в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др. Обычно они организуют мелкие и средние предприятия.

Деятельность партнерства регулируется Законом об ограниченных партнерствах, принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также исправленным Законом от 1978 г.

Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др.

Наиболее распространенная и универсальная форма бизнеса в США - корпорация. Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации) и внутренним регламентом. Наличие этих документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент - это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций, освобождающие их от налога на прибыль.

В последние годы в США все большую популярность приобретают компании с ограниченной ответственностью[23]. В России - это общество с ограниченной ответственностью. Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты и корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы Копаний с ограниченной ответственностью облагаются налогом так же, как доходы партнерства, т.е. только как доходы ее участников).

В таблице 1.6 представим сравнение организационно-правовых форм малого бизнеса в США и России.

Таблица 1.6

Сравнение организационно-правовых форм малого бизнеса

в России и США

Организационно-правовые формы малого бизнеса

США

Россия

Единоличное предприятие

Индивидуальный предприниматель

Партнерство

Общее

Товарищество

Полное

С ограниченной ответственностью

На вере

Корпорация

Закрытое акционерное общество

Компания с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью

Из данных табл. 1.6 видно, что организационно-правовые формы бизнеса в России и США практически одинаковые.

В связи с важностью статистического исследования малого бизнеса для экономики США, он заслуживает повышенного внимания Правительства страны. Изучение состояния этого сектора и разработка государственной политики поддержки малого бизнеса основываются на материалах статистических и аналитических исследований, проводимых «Бюро Переписи США»[24], Администрацией Малого Бизнеса США и рядом других исследовательских центров и организаций, ведущих статистический учет малого бизнеса.

Бюро Переписи предоставляет статистические данные по предприятиям (без подразделения на малый, средний и крупный бизнес), которые дают возможность проанализировать необходимую пользователю категорию бизнеса по определенным направлениям.

В США ежегодно выходит серия отчетов «Статистика предпринимательства США»[25], направленных на раскрытие картины распределения предприятий по экономическим показателям, их размерам и по видам деятельности. Сравнение показателей динамических изменений в экономике страны во взаимосвязи размеров предприятий (по числу занятых), с изменениями в параметрах предприятий по количеству подразделений (филиалов), по юридическому статусу и по видам деятельности в соответствии с промышленной классификацией постоянно начало проводится с 1989 г.[26]

Проанализируем терминологические и методологические подходы в системе статистического учета предпринимательской деятельности в США. Предприятием считается расположенное в одном месте, физически обособленное учреждение, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, оказывает услуги или выполняет производственные операции. Компанией считается деловая организация, которая состоит из одного или нескольких предприятий (отделений, цехов или участков) расположенных в одной местности (районе, населенном пункте), и находящихся в единой собственности или под общим контролем.

Размер предприятия по количеству занятых, определяется общей (суммарной) численностью постоянно работающих на фирме или предприятии со множеством отделений, производственных участков или филиалов является суммарное количество занятых во всех его отделениях (составных частях). В статистике США принята градация предприятий по количеству постоянно занятых наемных сотрудников. Сравним также другие страны с США (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Критерии отнесения к малому бизнесу по численности работников

Исходя из данных рис. 1.4 можно сделать вывод, что в США к малому бизнесу относится значительная группа предприятий (численностью до 500 человек) по сравнению с другими странами. В Канаде малыми предприятиями считаются организации с численностью до 49 человек в сфере услуг и численностью до 5 человек в сфере производства. В Японии же наоборот сфере производства малыми предприятиями считаются организации с численностью до 20 человек, в других же отраслях – до 5. Во Франции и Италии малый бизнес подразделяется на малые и микро-предприятия с численностью до 49 и до 9 человек соответственно.

По классификации в Америке, например, предприятия малого бизнеса размерной группы «0» включают все предприятия (отделения) в которых ни одно из отделений (подразделений) не отчиталось о наличии штатных (наемных) оплачиваемых работников на 12 марта отчетного года, однако имелись оплачиваемые работники, которые временно работали на фирме в течение года.

При этом фирма, определяемая как часть предприятия, классифицируемая по данному виду деятельности и расположенная в каком либо штате или в метрополии, будет рассматриваться в статистической отчетности как одно предприятие. Если же предприятие имеет свои отделения в нескольких штатах, то в статистической отчетности оно будет учитываться как отдельное предприятие в каждом из штатов. Однако в масштабах всей страны, такая фирма будет рассматриваться как одно предприятие (одна фирма). Таким образом, общее количество фирм во всех регионах будет превышать действительное число конкретных фирм. При этом размер фирмы по числу занятых будет оцениваться по сумме занятых на всех предприятиях фирмы. Поэтому в статистике по отдельным регионам (штатам, метрополиям) могут иметь место случаи, когда предприятия с числом занятых до 100 работающих, могу войти в категорию фирм с числом работающих 500 или более человек.

Промышленная классификация предприятий в отчетах «Статистика предпринимательства США» приводятся в соответствии Северо-Американской системой классификацией видов деятельности[27], введенной в действие с 1998 г. в связи с образованием Северо-Американской зоны свободной торговли, охватывающей Канаду, США и Мексику. Отличительной особенностью Северо-Американской системы классификации видов деятельности является то, что кроме 6-ти значной идентификации различных видов деятельности, в каждом из секторов экономики (обозначаемых двумя первыми цифрами), по всем видам деятельности малых предприятий указаны предельные размеры предприятий, либо по числу занятых, либо по финансовым результатам деятельности. Классификатор Северо-Американской системы классификации видов деятельности был обновлен в 2002 г. в связи с появлением новых видов деятельности (электронная торговля, новые виды услуг, новые технологии и др.).

В целях сближения системы статистического учета в России с международными стандартами, Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», в России введен "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (далее - ОКВЭД). ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией "Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе"[28] - путем сохранения в ОКВЭД кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий.

При этом потребности в детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами. В ОКВЭД отсутствуют размерные характеристики предприятий, т.к. этот классификатор ориентирован на все виды предприятий в народном хозяйстве.

Сравнение соответствия классификаторов Северо-Американской системы классификации видов деятельности[29] и ОКВЭД по основным направлениям деятельности (табл. 1.7), обнаруживает существенные различия по содержанию разделов, и классификации видов деятельности.

Таблица 1.7

Сопоставление классификаторов Северо-Американской системы классификации видов деятельности и ОКВЭД

Северо-Американская система классификации

Классификация по ОКВЭД

ККласс

Разделы

Класс

Разделы

11

Лесное хозяйство, рыбное хозяйство, охота и агротехническая поддержка

01-02

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

05

Рыболовство, рыбоводство

21

Горно-рудное производство

10-14

Добыча полезных ископаемых

15-37

Обрабатывающие производства

22

Коммунальные системы

40-41

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23

Строительство

45

Строительство

31-33

Производство

42

Оптовая торговля

50-52

Оптовая и розничная торговля

44-45

Розничная торговля

55

Гостиницы и рестораны

48-49

Транспортировка и складирование

60-64

Транспорт и связь

51

Информация

52

Финансы и страхование

65-67

Финансовая деятельность

53

Операции с недвижимостью, аренда, лизинг

70-74

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

75

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

54

Профессиональные, научные и технические услуги

55

Управление компаниями и предприятиями

56

Администрирование, поддержка и управление в оказании услуг по переработке отходов и рекультивации

61

Образовательные услуги

80

Образование

62

Здравоохранение и социальная помощь

85

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

71

Искусство, зрелища и отдых

72

Жилищные услуги и питание

90-93

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

95

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

81

Другие услуги (за исключением государственной администрации)

95

Вспомогательные услуги (кроме корпоративных, дочерних и региональных органов управления)

99

Неклассифицированные виды деятельности

99

Деятельность экстерриториальных организаций

Источниками статистической информации о малом бизнесе в США являются базовые сведения обо всех официально зарегистрированных предприятиях в «Реестре предприятий»[30]. В Реестре собраны данные о всех компаниях-работодателях действующих в США по подтвержденным данным Бюро Переписи США[31].

При этом производятся ежегодные сплошные обследования предприятий, охватывающие простые фирмы (состоящие из единственного предприятия) и крупные фирмы, содержащие множество отделений и предприятий. Кроме того сведения о простых предприятиях поступают в соответствии с различными программами статистического обследования из других источников, таких как «Ежегодное обследование производителей», «Текущие обследования предприятий», а также по административным каналам государственных служб «Департамент государственных сборов», «Администрация социального страхования» и «Бюро учета трудовых ресурсов».

При этом следует особо отметить, что все государственные структуры различных уровней, разработали систему стандартных форм (письменных и электронных) для физических и юридических лиц с целью стандартизации и упрощения процедур взаимодействия. Создана общегосударственная электронная информационная база данных[32], содержащая свыше 2000 различных официальных форм с примерами их заполнения и открытым доступом через Интернет. Эта база данных информационно связана со всеми государственными и уполномоченными частными (финансовыми, страховыми и др.) структурами. Это позволяет своевременно актуализировать статистические данные и проводить перекрестную проверку объективности предоставляемых данных из различных источников. Причем в официальных формах, особо подчеркивается необходимость объективного представления требуемой информации и юридическая ответственность за ее искажение или сокрытие.

Таким образом, в первой главе были сделаны выводы, что основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются: формирование инфраструктуры поддержки и развития; создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощённого порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности; поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий – первоочередная задача государственных органов и местного самоуправления. Для инвестиционной поддержки предусматривается создание гарантийного фонда, в котором предполагается аккумулировать часть бюджетных средств для поручительства при взятии предпринимателем кредита.

В главе также сделан вывод, что муниципалитетам необходимо принимать меры по созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Такие действия сводятся к разработке механизмов поддержки малого бизнеса, включающих следующие обязательные элементы: а) формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства; б) кредитно-финансовая поддержка; в) муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд); г) имущественная поддержка (в том числе предоставление представителям малого бизнеса помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений и пр.); д) создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки; е) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; д) информационная поддержка; з) содействие формированию благоприятной социально-психологической среды для малого предпринимательства.

Опыт поддержки малого бизнеса в различных странах убедительно показал, что при наличии политической воли государства возможно сформировать необходимые для роста малого бизнеса социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.