Первоначальный период. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда, вероятно, существовали уже в первобытный период (около 10 000 - 3 000 лет до н.э.). Отдельные признаки и элементы управления появляются в древнейших обществах (Древний Шумер, Древний Египет) около 3 000 лет до н.э., где возникли централизованные органы власти.
Следующий шаг в развитии управленческой мысли связан с именем вавилонского правителя Хаммурапи (правл. 1792-1750 гг. до н.э.). Он издал «Кодекс Хаммурапи» (282 закона) о различных вопросах жизни общества и эффективном управлении государством. Нововведением было и то, что царь Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая образ самого себя как «опекуна и защитника людей».
Значительно позже царь Навуходоносор II (правл. 605-562 гг. до н.э.), заботящийся о том, чтобы Вавилон был самым могущественным городом мира, вводит систему контроля в зернохранилищах, применяя цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения зерна.
Примерно в это же время в Древнем Китае величайший мыслитель Лао-Цзы (604 г. до н.э. - ?) полагал, что наилучший правитель тот, которого народ не замечает и чью власть не ощущает.
Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности. Например, самый знаменитый философ этого периода - Сократ (469-399 гг. до н.э.), сформулировал принцип универсальности управления. Проводя анализ обязанностей военачальника и торговца, он показал, что по сути дела эти обязанности у них одинаковы, и главная обязанность состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться от него выполнения своих указаний.
Величайший философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.) связывал успехи управления с централизацией, специализацией, распределением полномочий, гармоничным взаимодействием и лидерством. В трактате «Политика» он отмечал, что правитель-лидер должен быть искушен в науке и искусстве власти.
Выдающийся полководец и талантливый политик царь Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) впервые создал штаб как центр управления боевыми действиями.
Индустриальный период - Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине 18 в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Риккардо.
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, и указал необходимость учета, другие исследователи пришли к этой мысли только через 100 лет.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» дал объяснение того, как действует экономика и каким образом может проходить ее развитие. Он описывает экономические преимущества, которые организации и общество получат в результате разделения труда. Адам Смит указывает, что разделение труда повышает производительность, развивает навыки и ловкость каждого рабочего, экономит время, которое обычно теряется при переключении с одной операции на другую, способствует созданию нового оборудования и внедрению новаторских идей для экономии затрат на материалы и рабочую силу. Смит сформулировал и идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.
Значительный вклад в развитие управленческой мысли принадлежит и величайшему мыслителю эпохи промышленной революции Чарльзу Бэббиджу (1792-1871 гг,). Он обратил внимание на такие важные темы, как экономия за счет роста объема производства и разделение труда. Бэббидж описал отдельные характеристики разделения труда, причины и необходимость разделения физического и умственного труда.
Период систематизации менеджмента – Началом системного изучения менеджмента считается конец XIX-начало XXвв., когда появились первые крупные промышленные организации и проблемы, связанные с их структурой и управлением. Центральным в изучении управления является развитие менеджмента как области знаний то, что может быть названо теорией менеджмента.
Работы различных авторов, исследующих менеджмент, классифицируются в рамках определенных «подходов» - в соответствии с их взглядами относительно природы организаций, их структуры и способов управления. Это делается для определения основных тенденций развития менеджмента.
Этот этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф. Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Далее развиваются «неоклассические» учения, зарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоуна, Э. Мейо. На этом этапе внедряется социологическая концепция групповых решений.
В середине 20 века происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической науки, оказывающей решающее воздействие на человека в системе управления.
Информационный период - этот этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
В конце 20 в. учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открыта система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходило установление взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И. Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г. Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.
Также на современном этапе управления существуют три основные тенденции:
- возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
- создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
- усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
В 80-90-х годах XXвека произошла настоящая революция в отношении к качеству. Ее принято называть термином «всеобщее управление качеством», введенным небольшой группой экспертов по вопросам качества, наиболее известным представителем которой являлся Уильям Эдвардс Деминг (1900-1993 гг.). Этот исследователь менеджмента активно пропагандировал статистические подходы к производству и одним из первых обратил внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделав акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества, Деминг сформулировал четырнадцать пунктов повышения эффективности работы менеджеров.
На сегодняшний день под всеобщим управлением качеством понимается стиль жизни организации в целом, направленный на удовлетворение всех потребностей клиентов путем осуществления непрерывного процесса совершенствования, а также привлечения сотрудников и использования их вклада в деятельность организации. В этой концепции особое внимание уделяется человеческому фактору, который становится ключом к достижению качества. Таким образом, управление трудовыми ресурсами и управление качеством должны осуществляться совместно для достижения всеобщего качества.
Роберт С. Каплан и Дейвид П. Нортон предположили, что для эффективной деятельности организации необходимо добиться баланса четырех главных составляющих: финансовой, клиентской, внутренней, а также составляющей обучения и развития. Они назвали свою концепцию «сбалансированной системой показателей». Название системы отражает то равновесие, которое было сохранено между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.
Основным постулатом этого подхода является положение: «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить». Сбалансированная система показателей рассматривает цели и стратегию организации сквозь призму некой всеобъемлющей системы оценки ее деятельности. А, как известно, стратегии, направленные на достижение высоких результатов, предполагают инвестирование в персонал, информационные системы и процессы, которые и являются потенциалом организации. Таким образом, этот подход представляет собой первоначальное обоснование и общую концепцию программ непрерывного совершенствования и преобразования организации. Переросшая рамки оценочной системы, эта концепция помогает управлять организацией, направляя энергию, способности, и профессиональные знания людей в русло реализации долговременных стратегических целей. Сбалансированная система показателей, по мнению ее авторов, является основой управления организациями информационной эпохи.
В первой половине 1990-х гг. умами менеджеров овладела еще одна инновационная идея - реинжиниринг бизнес-процессов. Основоположниками этой концепции явились Майкл Хаммер(1948 г.) и Джеймс Чампи(1942 г.). Основная идея реинжиниринга заключается в том, что организациям необходимо выявить свои ключевые процессы и сделать их настолько «бережливыми» и эффективными, насколько это возможно. От второстепенных процессов необходимо освобождаться. То есть реинжиниринг является синонимом отказа от избыточных элементов и сокращения рабочей силы. С позиций этой концепции считается, что один человек может выполнять работу, которую раньше выполняли несколько, благодаря расширенному использованию информационных технологий.
Создатели этого подхода предполагали, что реинжиниринг потребует перехода от: функциональных отделов к группам выполнения процессов; простых задач к многомерному труду; контроля над работниками к наделению их полномочиями; оплаты за выполняемый вид деятельности к вознаграждению за достигнутый результат; иерархической организационной структуры управления к горизонтальной структуре; менеджера, ориентированного на текущие результаты, к руководителю-лидеру и др.