Билет №10


10. Технологии в социальном управлении: сущность и современная практика применения.

Понятие «технология в управлении» и ее сущностные черты. Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их различных сочетаний.

Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.

Для фирм и предприятий, различающихся по численности, организационно-правовой форме, организации технологического процесса, могут быть эффективны различные типы управленческих технологий, а именно: управление по целям; управление по результатам; управление на базе потребностей и интересов; управление путем постоянных проверок и указаний; управление в исключительных случаях; управление на базе активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др.

Преимущества и недостатки использования технологий в управлении.

Преимущества – применение информационных технологий значительно повы­шает эффективность систем управления. Стремительное развитие ин­формационных технологий управления началось в России пятнадцать лет назад. За это время резко увеличилась производительность компь­ютерной техники, развивались средства связи и телекоммуникационные сети, совершенствовалась комплексная система автоматизированного управления предприятием.

Производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, банки, корпорации (организации) характеризуются динамизмом развития, от­крытостью, неопределенностью и сложностью. Сложность присуща са­мим системам и составляющим их подсистемам, взаимосвязям между подсистемами, потокам информации и потокам ресурсов внутри иссле­дуемой системы, а также между системой и внешней средой. Сложность организации выражается: мощными потоками ресурсов и информации, взаимоотношениями с внешней средой и внутри организации, большим числом и разнообразием подсистем и элементов

Недостатки – сбои системы, компьютерные вирусы, возможность утечки информации.

Типология управленческих технологий.

Управление по целям применимо для средних и малых предприятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает простым целевым, программно-целевым и регламентным.

При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Такой способ управления применяется в основном обществом с ограниченной ответственностью численностью 3– 5 человек.

Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ управления применяется, как правило, обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами всех типов.

Регламентное управление используется на уровне всей экономики. При этом определяются конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсам. При этом цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно.

Управление по результатам базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых орган/нациях, где невелико время между принятием решения и его результатом.



Что Вы посещаете?

Для реализации технологии необходимо создание в рамках отделов аналитических групп (1– 3 человека) с включением специалистов в области психологии, социологии, маркетинга, экономики, работающих в рамках матричной структуры управления. Задачи группы: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стратегических решений.

Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, здоровье, социальные потребности в творческом труде, семье, порядке и стабильности, интересы материальные, социальные, эстетические. Данную технологию управления рекомендуется использовать в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования (морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основная задача такого рода управления состоит во влиянии на эмоциональное состояние человека. Применяется в организациях самых разнообразных форм.

Управление в исключительных случаях заключается в четком распределений всех' управленческих и производственных функций, основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Данная технология рекомендуется для организаций с жестко регламентированной технологией или сдоверительной (функциональной) структурой управления.

Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за всей текущей деятельностью. Предусматривает линейную структуру управления. Данная технология эффективна для небольших организаций, в которых высок авторитет и профессионализм руководителя; обычно это временная технология.

Управление на базе «искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных технических средств.

Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных технологий. Главное требование к управлению предприятием в условиях рынка – обеспечение адаптивности (приспособляемости и гибкости) экономики предприятия к изменяющимся условиям хозяйствования.

Актуальные направления использования технологий в социальном управлении:

информационные технологии; внедрение программно-целевых технологий;

Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Основное в программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Общегосударственные- это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Функциональные- это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т. п.).

Региональныеи муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

В свою очередь, каждая из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с целями, объемом, глубиной преобразований, уровнями, на которых программа разрабатывается. Так, к примеру, территориального типа программы могут разрабатываться и осуществляться на следующих уровнях:

  • первый уровень - комплексное использование отдельных природных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот уровень предполагает создание комбинированных производств на базе одного вида природных ресурсов;
  • второй уровень - комплексное использование нескольких видов сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые проблемы;
  • третий уровень - комплексное развитие хозяйства в рамках биоэкономических систем; на этом уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состояния; здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и биосферы;
  • четвертый уровень - комплексное развитие социально-экономической системы, обеспечивающее единство производства, воспроизводства населения и улучшения условий его жизни, воспроизводства природных условий;
  • пятый уровень - комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных проблем.

внедрение сервисных технологий по предоставлению социальных услуг - Услуга - деятельность или эффект деятельности людей по удовлетворению социальных и духовных потребностей. Бытовые и коммунальные услуги направлены на создание нормальных жилищных условий для отдыха, воспитания детей, сохранения здоровья. Нас интересуют прежде всего социальные услуги, призванные удовлетворять социальные потребности формирования и накопления человеческого капитала, обеспечения достойного качества жизни, ее духовной осмысленности.

Полезность социальных услуг оценивается по эффекту удовлетворения социальных потребностей. В здравоохранении - по качеству здоровья и жизненного настроя. В образовании - по качеству знаний и профессиональных навыков. В сфере культуры - по богатству ценностных ориентаций и образу жизни людей. В сфере организации бизнеса - по предприимчивости и социальной ответственности предпринимателей (таблица 2). Более конкретно полезностные оценки качества социальных услуг раскрываются в соответствующих отраслевых экономиках.

Издержки предприятий, оказывающих социальные услуги, определяются сложностью технологий и длительностью трудовых процессов. Социальные технологии существенно отличаются от технологий материального производства.

Что Вы посещаете?

Во-первых, в социальных технологиях решающее значение имеет личность врача, педагога, тренера, деятеля культуры, эксперта-консультанта. Высшее образование, личная культура, любовь к своему делу, профессиональная этика - обязательные требования к кадрам в этих отраслях.

внедрение технологий социального партнерства в различных сферах жизнедеятельности общества

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Внедрение технологий социального партнерства – это использование информационных технологий на всех уровнях социального партнерства.

Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.

Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организациями;
  • создание постоянно действующих трехсторонних органов.

Особую роль в системе социального партнерства в сфере труда играет Государственная служба занятости, призванная координировать усилия различных субъектов социально-трудовых отношений: органов государственной власти и управления, местного самоуправления, трудоспособного населения, работодателей и учреждений профессионального образования.

Деятельность службы занятости охватывает самые различные направления социально-экономической политики, а ее главные задачи заключаются в оказании содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, предупреждении массовой безработицы, смягчении ее социально-экономических последствий, предоставлении гражданам гарантированной законом социальной поддержки на период вынужденной безработицы.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?