Билет №21


21. Взаимосвязь управления и организации: внутренняя и внешняя среда управления.

Внутренняя среда в управлении организацией, в которой основные переменные: цели, задачи, организационная культура.

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат.

Цель всегда предшествует осознанной деятельности людей, является мотивом, который побуждает их к деятельности, поскольку формируется на основе их потребностей и интересов. Цель выбирают, конструируют в виде идеальной модели состояния системы в будущем, возможность достижения которой оценивают руководители с учетом разных факторов – личных (уровень профессионализма, соотношение мотивов и стимулов) и факторов внешней среды )ресурсные и институциональные ограничения).

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией.

С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из уровней управления, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов.

В основе организационной культуры: потребности личности и потребности организации. Не существует двух одинаковых культур организации, как и не бывает двух абсолютно одинаковых людей.

Результаты деятельности любой организации связаны с ее организационной культурой, которая в одном случае способствует выживанию, в другом – достижению наивысших результатов, в третьем – ведет к банкротству.

К основным параметрам организационной культуры относятся:

  1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов и т. п.) или внутренних задачах организации. Организации, ориентированные на потребности клиента, подчинившие им всю свою деятельность, имеют значительные преимущества в рыночной экономике, это повышает конкурентоспособность компании.
  2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты ее функционирования. Один из вариантов социальной ориентации — устойчивое внимание организации к бытовым, личным проблемам работников.
  3. Мера готовности к риску по внедрению нововведении. Мера ориентированности деятельности на инновационные процессы или стабилизацию.
  4. Мера поощрения конформизма (изменение или оценка мнение индивида в направлении большего согласия с группой) или индивидуализма членов организации. Ориентация стимулирования на групповые или индивидуальные достижения.
  5. Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм принятия решений. Мера централизованности - децентрализованности принятия решений.
  6. Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам.
  7. Выраженность сотрудничества или соперничества между отдельными членами и между группами в организации.
  8. Степень простоты или сложности организационных процедур.
  9. Мера лояльности членов к организации.
  10. Степень информированности членов о том, какова их роль в достижении целей организации. Преданность членов «своей» организации.

Технология, ресурсы и их взаимосвязь.



Что Вы посещаете?

Технология — это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии:

1) промышленной революцией;

2) стандартизацией и механизацией производственного процесса;

3) применением конвейеров;

4) информатизация.

Основная характеристика современных технологий – изменчивость. Так, в сфере информационных технологий изменения происходят на протяжении нескольких месяцев. Изменения технологии требуют изменений внутренней среды организации:

- использование новой технологии обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции (по качеству и затратам на ее изготовление). Поэтому организация должна своевременно изменить существующую технологию, чтобы не ослабить свои конкурентные позиции;

- внедрение новой технологии предусматривает новые знания работников, что обусловливает необходимость их обучения и переподготовки;

- новая технология может значительно изменить состав и способы решения управленческих заданий, что повлечет за собой перераспределение функций и изменение организационной структуры.

Персонал. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:

а) способности;

б) предрасположенность, одарённость — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы;

в) потребности — недостаток чего-либо;

г) ожидания — люди формируют их относительно ре­зультатов своего поведения;

д) восприятие — это интеллектуальное собрание сти­мулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное;

е) точка зрения;

ж) ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни

Основное усилие менеджмента в организациях направ­лено на людей.

Внешняя среда в управлении как совокупность взаимосвязанных внешних факторов: экономические условия, потребители, профсоюзы, конкурирующие организации, природные факторы, действующее законодательство, социо-культурные.

Внешняя среда – это совокупность неконтролируемых субъектов и сил, действующих за пределами организации. Внешняя среда включает в себя среду прямого и косвенного воздействия.

Сложность внешней среды – определяется количеством и разнообразием элементов, на которые организация обязана реагировать. Сложная среда состоит из множества разнородных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию, простая среда – из трех-четырех групп однородных элементов.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Исследования показывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, для некоторых организаций среда особенно подвижна: авиа, компьютеры, биотехнология, электронная, химическая и фармацевтическая промышленность и др. А в фирмах по производству мебели, консервов, тары, пищевой и деревообрабатывающей промышленности подвижность ниже. Подвижность среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.

Взаимозависимость факторов – замена одного фактора обусловливает изменения других.

Неопределенность – означает отсутствие необходимой информации о внешней среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений. Организации, стремясь снизить уровень неопределенности внешней среды, могут использовать две стратегии:

1) приспосабливаться к изменениям – реализуется с помощью создания гибких организационных структур с высоким уровнем децентрализации власти;

2) влиять на среду с целью сделать ее более благоприятной для своего функционирования – доступна лишь большим фирмам или таким, которые объединяются с целью расширения своих возможностей (активная реклама и средства PR, политическая деятельность для лоббирования своих интересов, вхождение в торговые ассоциации).

Факторы прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это: поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории, законодательство.

Поставщики – обеспечивают предприятие необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами.

Посредники – организации или отдельные физические лица, которые помогают производителям реализовывать их товары. Это: торговые посредники, фирмы по организации товарооборота (транспортные предприятия, складская сеть), агентства по оказанию маркетинговые услуг (специальных исследований, консалтинг, реклама и др.), кредитно-финансовые учреждения коммерческой направленности (коммерческие банки, страховые компании).

Потребители – клиенты товаропроизводителей. Чтобы знать конъюнктуру рынка и оперативно реагировать на ее изменения, товаропроизводители должны тщательно изучать своих потребителей.

Конкуренты – организации и физические лица, занимающиеся аналогичной деятельностью.

Государственные органы управления – имеют регулирующий характер и влияют непосредственно на уровень и степень жестокости конкуренции; это законодательные органы, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, которые наблюдают за соблюдением законов и выдают необходимые нормативные акты; местные административные органы: профсоюзные и другие общественные организации и объединения граждан (ассоциации потребителей, предпринимателей и др.);

Контактные аудитории:

- средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры и т.п.);

- гражданские группы действий (общество по защите прав потребителей);

- контактные аудитории государственных учреждений;

- финансовые круги;

- местное население – препятствует деятельности предприятия, почувствовав на себе негативное его влияние (шум, загрязнение окружающей среды и др.), или поддерживает – в случае создания им новых рабочих мест, своевременной уплаты налогов, участия в благотворительных мероприятиях и др.

Среда косвенного воздействия – факторы, которые не оказывают прямое немедленное воздействие на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них. Это: состояние экономики, НТП, социокультурные и политические изменения, международные события и др.

Экономические факторы – уровень и темпы инфляции, рост или спад производства, колебания курса национальной валюты, налогообложение, условия получения кредита и процентная банковская ставка, уровень динамики цен, распределение прибыли, спрос покупателей, платежеспособность контрагентов.

Политические факторы – политическая стабильность в государстве, региональные политические интересы, межнациональные отношения, отношение правительства к предпринимательству, политическая активность, характер политической борьбы.

Социокультурные факторы – формируются в пределах конкретного общества и отражают взгляды, ценности и нормы поведения людей: уровень культуры в стране, состояние социального обеспечения граждан, доходы на душу населения, социальная стабильность, развитие искусства, литературы, науки. Правовой нигилизм – пренебрежение законами, аргументация с позиции силы. Недоверие к власти.

Демографические факторы – динамика численности населения, половозрастной состав, тенденции уровня рождаемости и смертности, уровень образования, доходов, потребительские предпочтения.

Научно-технические факторы – открытия, изобретения, обусловливающие изменение представлений о наилучшем способе использования определенного ресурса, изготовления продукции, удовлетворение потребностей.

Природные факторы – экологический фактор, состояние природных ресурсов, природных условий.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?