Билет №31


31. Институт Президента в системе государственной власти Российской Федерации.

Конституционный статус главы государства в республиках с различной формой правления.

Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.
Его место в системе органов власти определяется формой правления:
1) в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти;
2) в смешанной республике нередко стоит над всеми властями;
3) в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства;
4) в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия;
5) в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего;
6) в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции;
7) в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР).
Монарх – глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия.
В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.).
Правовой статус монарха зависит от формы правления.
Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.
Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране.
Глава государства наделен полномочиями:
1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;
2) в сфере внешней политики;
3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);
4) в сфере государственного управления;
5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);
6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);
7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование).

В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).
Конституционный статус Президента РФ, его компетенция и полномочия.

Конституционный статус главы государства реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятие очень близки друг к другу, но не тождественны.

Функции – наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов власти (4 основные функции определены в ст.80 Конституции РФ).

Полномочия - вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей по вопросам, отнесенных к его компетенции.

Президент РФ вправе контролировать президентов республик, входящих в состав РФ, и глав исполнительных органов власти Субъектов РФ. Он вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. В отличие от предыдущей Конституции, нынешняя КРФ не предусматривает пост вице-президента.

Основные функции главы государства:

  1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
  2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

  1. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112).

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).

  1. Президент РФ и Федеральное Собрание. Президент РФ как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом:

1) Президент РФ принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Данное полномочие Президента РФ складывается: из предоставленного ему права законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ч. 1 ст. 104); права относительного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (ч. 3 ст. 107); обязанности подписания и обнародования федеральных законов (ст. 107);

2) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (п. «а» ст. 84);

3) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84);

4) Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84);

5) Президент РФ сотрудничает с палатами Федерального Собрания при назначении на должности отдельных должностных лиц федеральных органов власти. Так, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83).

  1. Президент РФ и судебная власть. Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 83);

2) судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128);

3) Конституция РФ предоставила право Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст. 89). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

  1. Президент РФ и субъекты Федерации. Президент РФ как глава федеративного государства наделяется определенными конституционными полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:

1) право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах.

2) право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Согласительные процедуры могут выражаться в проведении переговоров, создании третейских судов, оказании так называемых «добрых услуг», образовании согласительных комиссий и т. п. Установлено право Президента РФ в случае не достижения согласованного решения передать спор на рассмотрение Конституционного Суда РФ (ст. 85);

3) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

  1. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения ее безопасности. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.



Что Вы посещаете?

Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны:

1) Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83). Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

2) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87);

3) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83);

4) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83).

5) в случае агрессии против Российской Федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Дуне (ч. 2 ст. 87). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят;

  1. Полномочия Президента РФ в области внешней политики. Как глава государства Президент РФ осуществляет высшее представительство Российской Федерации в международных отношениях.
  2. Иные полномочия Президента РФ. К иным полномочиям Президента РФ относятся: назначение общероссийского референдума, решение вопросов гражданства Российской Федерации, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Порядок избрания Президента РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О выборах Президента РФ" избирается гражданами РФ в ходе свободных (доброволь­ных) выборов на основе всеоб­щего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голо­совании. Правом избирать Пре­зидента РФ (активное избира­тельное право) обладают не все граждане РФ, а только те, кто достиг совершеннолетия (18 лет), не содержится в местах ли­шения свободы по приговору су­да, не признан судом недееспо­собным. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, каждый имеет один голос, голо­сование за других лиц не допу­скается. 

Президентом РФ может быть из­бран гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, не моложе 35 лет, постоянно про­живающий на территории РФ не менее 10 лет. Срок полномочий Президента РФ — 4 года, при этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. 

Выборы Президента РФ прово­дятся по единому федеральному избирательному округу, включаю­щему всю территорию РФ. 

Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы: 

  1. Назначение дня выборов

Этим днем является первое вос­кресенье после истечения консти­туционного срока, на который был избран Президент РФ. Назна­чает день выборов Совет Федера­ции Федерального Собрания РФ или, если Совет Федерации по ка­кой-либо причине не смог этого сделать, Центральная избиратель­ная комиссия РФ (ЦИК РФ). 

  1. Формирование избирательных комиссий

Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов. Образуются Центральная (ЦИК РФ), субъектов РФ, территориаль­ные (городские, районные) и уча­стковые избирательные комиссии. 

  1. Образование избирательных участков

Участок — это территория (по­селок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не бо­лее 3000 избирателей. Избиратель­ные участки для граждан РФ, на­ходящихся за границей, образуют руководители дипломатических или консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

  1. Составление списков избирате­лей

Списки составляют участковые избирательные комиссии на осно­ве данных, представляемых глава­ми местных администраций. 

Списки избирателей-военнослу­жащих, находящихся в воинской части, составляются на основании данных, представляемых команди­ром части. Военнослужащие, про­живающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих ос­нованиях. В список избирателей, находящихся на территории ино­странного государства, включают­ся граждане РФ: проживающие или находящиеся в командировке. 

  1. Выдвижение кандидатов и их регистрация

Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ при­надлежит непосредственно изби­рателям и избирательным объеди­нениям, избирательным блокам. 

Избирательное объединение — общероссийское политическое об­щественное объединение (полити­ческая партия, организация, дви­жение), устав которого предусмат­ривает участие в выборах в органы государственной власти, зарегист­рированное Министерством юсти­ции РФ не позднее чем за год до дня голосования. Два и более из­бирательных объединения на пе­риод проведения выборов могут создавать избирательные блоки для выдвижения единого для них кандидата на должность Прези­дента РФ. Выдвижение осуществ­ляется на конференциях (съездах) избирательного объединения. 

Для регистрации кандидата не­обходимо собрать в его поддержку не менее 1 миллиона подписей из­бирателей, при этом на один субъ­ект РФ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого количества подписей.

  1. Предвыборная агитация

Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекра­щается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшест­вующего дню выборов. Запрещено участвовать в агитации органам государственной власти и местно­го самоуправления, благотвори­тельным и религиозным объедине­ниям, воинским частям и учреж­дениям. 

  1. Голосование

В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по мес­тному времени. Досрочное завер­шение голосования допускается на избирательных участках, образо­ванных в воинских частях, на по­лярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах. 

  1. Определение результатов вы­боров ЦИК РФ

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять уча­стие не менее половины избирате­лей, внесенных в списки избира­телей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися. 

В случае если ни один из канди­датов не получил более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование. В нем участвуют два кандидата, получив­ших наибольшее количество голо­сов. По итогам повторного голо­сования избранным считается кандидат, получивший большее по сравнению с другим кандидатом количество голосов. Если выборы Президента РФ признаны несо­стоявшимися, недействительными или при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, то Совет Федерации назначает по­вторные (новые) выборы. 

  1. Вступление избранного Прези­дента РФ в должность

Избранный Президент РФ всту­пает в должность на тридцатый день со дня официального объяв­ления ЦИК РФ результатов выбо­ров. При вступлении в должность Президент приносит народу при­сягу, текст которой приведен в Конституции РФ. Присяга прино­сится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Фе­дерации, депутатов Государствен­ной Думы, судей Конституцион­ного Суда РФ. С момента прине­сения присяги Президент присту­пает к исполнению своих обязан­ностей.

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей возможно в связи:

1) с истечением срока его пребывания в должности (в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом);

2) досрочное прекращение полномочий в случае:

  • его отставки;
  • стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешения от должности.

Отставка предполагает свободное волеизъявление Президента. Полномочия временно переходят к Председателю Правительства.

Что Вы посещаете?

В Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры для случая стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие президенту полномочия, но Конституционный Суд РФ, давая толкование ст. 92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 г. указал, что такая процедура должна устанавливаться федеральным законом. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ; при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум, а также
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

  1. заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
  2. заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?