Билет №40


40. Реформирование местного самоуправления в начале XXI века

Принятие Федерального закона № 131-ФЗ 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основными нововведениями комментируемого Закона являются:

1) построение двухуровневой модели местного самоуправления, то есть создание в составе муниципального района городских и сельских поселений (см. комментарий к ст. 10 Закона);

2) установление новых принципов определения границ муниципальных образований (см. комментарий к ст. 11 Закона);

3) закрепление за каждым типом муниципального образования собственного перечня вопросов местного значения (см. комментарий к ст. ст. 14, 15, 16 Закона);

4) расширение видов форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления за счет включения таких форм, как голосование по отзыву депутата (см. комментарий к ст. 24), публичные слушания (см. комментарий к ст. 28 Закона), конференция по вопросам местного значения (см. комментарий к ст. 30 Закона), опрос граждан и т. п. (см. комментарий к ст. 31 Закона);

5) введение принципа разделения властей на местном уровне (см. комментарий к ст. 34 Закона);

6) определение численности депутатов представительных органов местного самоуправления на федеральном уровне (см. комментарий к ст. 35 Закона);

7) введение контрактной системы для главы местной администрации (см. комментарий к ст. 37 Закона);

8) закрепление за каждым типом муниципального образования перечня муниципального имущества (см. комментарий к ст. 50 Закона);

9) введение процедуры банкротства муниципального образования (см. комментарий к ст. 75 Закона);

10) усиление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, например возможно временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в некоторых случаях (см. комментарий к ст. 75 Закона).

Данные нововведения, несмотря на их инновационный характер, соответствуют конституционной природе местного самоуправления. Они призваны построить эффективную систему местной власти, которую охраняет государство с помощью системы гарантий местного самоуправления.

Задачи органов субъектов РФ по реализации данного Федерального закона.

В соответствии со ст. 85 «Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона» определен следующий план действий для органов государственной власти субъектов РФ:

Виды деятельности

Сроки исполнения

1

Установление границ муниципальных образований

до 1 января 2005 г.

2

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района

до 1 января 2005 г.

3

Устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий

до 31 марта 2005 г.

4

Определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов

до 31 марта 2005 г.

5

Назначают дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований

до 31 марта 2005 г.

6

Обеспечивают проведение указанных выборов в границах муниципальных образований

до 1 ноября 2005г.

7

Устанавливают дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан)

до 30 апреля 2005 г.

8

Приводят в соответствие с требованиями главы 4 закона законы субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями

до 1 ноября 2005 г.

9

Обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения

до 1 января 2006 г.

10

Приводят в соответствие конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ

до 1 января 2006 г.

11

Обеспечивают проведение съездов муниципальных образований субъектов РФ в целях создания советов муниципальных образований субъектов РФ в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона

до 1 июня 2006 г.

12

Предусматривают в проектах законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на 2005 год средства для финансирования проведения выборов выборных органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных районов, а также вновь образованных в указанных районах городских, сельских поселений в соответствии с требованиями закона

до принятия закон о бюджете субъекта федерации

на 2005 г.

13

Обеспечить описание и утверждение границы муниципальных образований

до 1 января 2007 г.

Следует отметить, что наибольший объем работы будет в тех регионах, где существующая система местного самоуправления сформирована только на уровне административных районов (совмещена с административно-территориальным делением субъектов федерации). К числу этих территорий относятся Приморский край, Сахалинская, Магаданская области, ЕАО и др. В этом случае органам государственной власти субъектов федерации придется сначала в соответствии с требованием ст.11 закона «нарезать» городские и сельские поселения и построить первый уровень местного самоуправления.

Ещё более срочной является работа по формированию предложений для Правительства РФ о признании субъектов РФ или их отдельных регионов в качестве территорий с низкой плотностью населения, поскольку Правительство РФ должно утвердить данный перечень до 1 июня 2004 года.

Чем быстрее будет проделана работа по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующими статусами, тем быстрее смогут органы местного самоуправления начать разработку и корректировку в соответствии с требованиями нового закона Уставов муниципальных образований и других нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления. Территориальная и экономическая основа местного самоуправления.

Наличие выборных органов местного самоуправления муници­пальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного са­моуправления, назначение должностных лиц местного самоуправ­ления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.



Что Вы посещаете?

Наименование органов местного самоуправления и должност­ных лиц местного самоуправления, порядок формирования орга­нов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов мест­ного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле­ния определяются уставами муниципальных образований в соот­ветствии с законами субъектов Российской Федерации, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Также в уставах прописываются основания и виды ответствен­ности органов местного самоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления. В уставе должна содержаться информация о порядке отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправ­ления и выборных должностных лиц местного самоуправления, об условиях и порядке организации муниципальной службы.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, в соот­ветствии с п. 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, определяется населением самостоятельно. По уставам муниципаль­ных образований органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного само­управления по вопросам своего ведения могут издавать правовые акты. При этом наименование и виды правовых актов органов ме­стного самоуправления, выборных и других должностных лиц ме­стного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Процедура принятия устава муниципального образования мо­жет быть различной в зависимости от действующей нормативной базы. Устав может приниматься:

— на местном референдуме;

— представительным органом местного самоуправления;

— основные вопросы, которые должны быть отражены в уста­ве, выносятся на референдум, а по его итогам представительный орган местного самоуправления разрабатывает и принимает устав.

В общем виде по выполняемым функциям (представление ин­тересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципаль­ного управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.

Представительный орган играет особую роль в системе мест­ного самоуправления. В соответствии с федеральным законода­тельством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполни­тельным органам власти. К исключительному ведению представи­тельных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муници­пального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муници­пальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления, предусмотрен­ных уставами муниципальных образований.

Обычно представительный орган местного самоуправления со­стоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального об­разования. В отдельных поселениях уставом муниципального об­разования в соответствии с законами субъектов Российской Феде­рации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие во­просов, решаемых данным органом, обычно создает необходи­мость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельно­сти, группы (фракции) депутатов, сформированные по территори­альному или партийному признаку.

Комитеты формируются для работы по долгосрочным направ­лениям деятельности представительного органа местного само­управления и имеют постоянный административный аппарат. На­правления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяже­нии длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет, налоговый комитет, комитет по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например, для под­готовки законопроекта, выработки стратегии, проведения согласи­тельных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач, поставленных перед комисси­ей, она расформировывается.

Территориальные группы создаются для согласованного выра­жения интересов населения отдельных территорий внутри муни­ципального образования. Фракции представляют интересы поли­тических объединений, от которых были избраны соответствую­щие депутаты.

Важнейшие постановления, по закону отнесенные к исключи­тельной компетенции представительного органа местного само­управления должны приниматься только общим решением. Это делается для того, чтобы избежать возможности предвзятого от­ношения или личной заинтересованности лица, принимающего решения. Вместе с тем, вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе ру­ководства одного лица или небольшой группы лиц, при котором конкретные сферы деятельности управляются специалистами в со­ответствующих областях, несущими персональную ответственность за результаты своей деятельности. Такое оперативное управление часто необходимо не только исполнительным органам власти, но и представительным. Депутатским комитетам, комиссиям, группам, фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов, не относящихся к исключительной компетенции представительного органа. Подобный подход позво­ляет организовать работу более оперативно и эффективно, так как позволяет депутатам специализироваться на тех вопросах, кото­рыми они владеют лучше всего. Местным самоуправлением могут использоваться такие модели местного самоуправления, в которых создается не один представительный орган, а система представи­тельных органов с заранее определенными полномочиями для ка­ждого: бюджетные органы, налоговые органы, контрольные орга­ны и др.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную орга­низацию, в которой требуется четко установить место и функции каждой его составляющей. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам, от­носящимся к компетенции местного самоуправления.

Местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а определен­ным должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и т.п.), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом — аппарат управления, обеспечивающий исполнение полно­мочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (например, ранее существовавшие исполнительные комитеты), есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

Но сама местная администрация неоднородна по составу. В структуру местной администрации входят как чисто аппаратные подразделения, занимающиеся делопроизводством, так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются также правами юри­дического лица. Поэтому, определяя место администрации в сис­теме органов местного самоуправления, в частности, в структуре исполнительных органов, нельзя однозначно отождествлять адми­нистрацию с исполнительным органом местного самоуправления, а необходимо каждый раз анализировать ее функции, полномочия и внутреннюю структуру. Даже при более или менее явном разделе­нии органов местного самоуправления на представительные и исполнительные практически невозможно в чистом виде выделить органы, ведающие только определенными вопросами местного значения или исполняющие только отдельные государственные полномочия; органы полностью самостоятельные в принятии каких-либо решений или только обеспечивающие деятельность других органов и должностных лиц. Хотя, конечно, могут создаваться и специальные органы для решения узкого круга вопросов, представляющих интерес для различных субъектов. Например, может создаваться комиссия по вопросам безопасности, в которую могут входить представители местной администрации, представительного органа местного самоуправления, органов правопорядка. Комис­сия может наделяться правом принятия решений и иметь собст­венную исполнительную структуру; подобные комиссии могут соз­даваться по многим направлениям деятельности местного само­управления.

Уставом муниципального образования может быть предусмот­рена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществле­нию местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования из­бирается непосредственно гражданами, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муни­ципального образования и иные выборные должностные лица ме­стного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Избираемый населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, пред­седательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. При этом глава муниципального образования, не входящий в состав представительного органа, обладает правом подписи нормативных правовых актов, принимаемых представи­тельным органом. В уставе может быть предусмотрено право гла­вы муниципального образования на отклонение нормативных пра­вовых актов представительного органа. При отклонении норма­тивного правового акта глава муниципального образования дол­жен направить его с мотивированным заключением в представи­тельный орган для повторного рассмотрения. В случае отклонения представительным органом заключения главы муниципального об­разования нормативный правовой акт подлежит подписанию гла­вой муниципального образования. Глава муниципального образо­вания, входящий в состав представительного органа, правом от­клонения нормативных правовых актов не обладает. В случае разногласий между представительным органом и должностными лицами муниципального образования по поводу принятия норма­тивных правовых актов они разрешаются в порядке, установлен­ном уставом муниципального образования или в судебном порядке.

Применение того или иного типа организации структуры местного самоуправления зависит от множества факторов: численности населения муниципального образования, от исторических, нацио­нальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, ре­шаемых органами местного самоуправления, от социальной, поли­тической, экономической ситуации в регионе и др.

 Территориальные основы местного самоуправления - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок создания, преобразования и упразднения муниципальных образований, изменения их границ.

В настоящее время в действующем законодательстве и в юридической науке существуют различные подходы к территориальной организации Российского государства. Прежде всего необходимо отметить, что любое достаточно крупное государство для реализации целей управления должно быть разделено на различные территории. Территориальное членение государства производится в целях наилучшего осуществления государственных функций аппаратом государственной власти, который также разделяется по вертикали и горизонтали в соответствии с территориальным членением государства.

Под территориальным делением понимается проводимое в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений как между государством и его отдельными территориальными единицами, так и между последними путем закрепления правового положения государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц государства'.

На практике возможны различные варианты соотношения административно-территориального устройства и муниципально-территориального устройства в рамках каждого конкретного субъекта РФ. Так, О. В. Берг выделяет четыре логически возможных варианта административно-территориального деления для целей организации государственной власти и для целей организации местного самоуправления:

1) административно-территориальные единицы для целей организации государственной власти крупнее административно-территориальных единиц для целей организации местного самоуправления (муниципальных образований);

2) границы административно-территориальных единиц для целей организации государственной власти и муниципальных образований совпадают;

3) муниципальные образования крупнее административно-территориальных единиц для целей организации государственной власти;

4) административно-территориальные единицы для целей организации государственной власти и муниципальные образования по масштабам территории равны, но их границы не совпадают.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ в соответствии с четвертым вариантом теоретически возможно, но на практике не применяется, поскольку организационно неэффективно. Третий вариант административно-территориального устройства применяется только на территориях крупных муниципальных образований - городов, состоящих из районов, в которых созданы подразделения некоторых органов государственной власти, например отделы внутренних дел и налоговые инспекции. На практике наиболее широко распространены первый и второй варианты административно-территориального устройства.

Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц - муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. И если административно-территориальная единица есть формальная единица территориального деления субъекта РФ, выделенная органами государственной власти субъекта РФ в целях реализации своих полномочий, то "система муниципальных образований - формируется "снизу", в идеале - в соответствии с потребностями местного населения".

В развитии местного самоуправления важное значение имеет обеспечение его деятельности соответствующими материальными ресурсами. О местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено экономически, что подтверждается всем предшествующим опытом. Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Федеральное законодательство конкретизировало данное положение. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют:

  • находящееся в муниципальной собственности имущество. В собственности муниципалитетов на начало 2008 года, по данным Росстата, находилось 21909 муниципальных унитарных предприятий, 148 муниципальных банков или других финансовых организаций, 103312 муниципальных учреждений образования, 8342 муниципальных учреждений здравоохранения, 37345 муниципальных учреждений культуры, 10626 муниципальных учреждений спорта и др.;
  • средства местных бюджетов;
  • имущественные права муниципальных образований.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также имущественные права муниципальных образований.

Муниципальная собственность – одна из трех основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления. Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, Федеральном законе № 131-ФЗ и других нормативных правовых актах.

Термин «собственность» в муниципальном законодательстве, как правило, употребляется в основном в юридическом смысле, обозначая вещные права, права лица на определенную вещь, включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью. Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям – муниципальным районам, городским округам, внутригородским территориям городов федерального значения (ст. 130).

Однако население непосредственно может осуществлять такие права только в небольших муниципальных образованиях. Поэтому от имени муниципального образования приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Вместе с тем, закрепление в ГК РФ именно муниципального образования, т.е. территориально организованного населения как основного субъекта – участника имущественных отношений, имеет важное принципиальное значение. И когда органы местного самоуправления или их должностные лица осуществляют сделки с муниципальным имуществом, заключая договоры купли – продажи, аренды, найма и др., такие сделки считаются заключенными от имени населения муниципального образования. Поэтому очень важно формировать у населения сознание собственника, хозяина, понимание того, что органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с их интересами – интересами собственников муниципального имущества.

Полномочия органов местного самоуправления в отношении муниципального имущества разграничиваются законодательством, а также муниципальными правовыми актами. Представительные органы муниципального образования устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а местные администрации исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Состав муниципальной собственности определяется Федеральным законом № 131-ФЗ в соответствии с осуществляемыми органами местного самоуправления полномочиями. Федеральный законодатель в ст. 50 регулирует такой перечень, предусматривая, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Что Вы посещаете?

Средства местного бюджета – это следующая составная часть экономической основы местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает:

а) каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет – бюджет муниципального образования (документальный свод доходов и расходов), формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а также отдельных переданных государственных полномочий;

б) бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;

в) в качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; порядок их разработки, утверждения и исполнения определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно;

г) органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований;

д) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

е) полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района;

ж) органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов;

з) в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов;

и) проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию либо органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество может быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, либо согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ составлять муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В состав муниципальной казны включаются отдельные здания и сооружения, имущественные комплексы предприятий, движимое имущество и иное имущество, поступающее в казну в результате перераспределения муниципального имущества, создания нового, изъятого у муниципальных учреждений и предприятий и поступившее в собственность муниципального образования по другим законным основаниям, а также имущественные права.

Имущественные права муниципального образования представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия:

1) право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него; законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть не только муниципальное образование, а наниматель (арендатор) по договору имущественного найма, лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании, залогодержатель, перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества), хранитель имущества, комиссионер и др.;

2) право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и др., границы которого определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями. Законодательство запрещает пользование имуществом в ущерб интересам других лиц (так называемое злоупотребление правом). Правом пользования муниципальным имуществом могут обладать не только собственники такого имущества, но и его законный владелец-несобственник – арендатор, квартиросъемщик и др., а также лица, не являющиеся ни собственником, ни владельцем (лица, в пользу которых установлен сервитут и др.);

3) право распоряжения муниципальным имуществом – право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

Ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, конкретизируя порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, установила также, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Реализуя права собственников, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В случае создания муниципальных предприятий и учреждений они определяют их цели, условия и порядок деятельности, утверждают уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, реализуя право распоряжения, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают определенные обязательства как у арендодателя.

В настоящее время внимание многих органов местного самоуправление к имущественным обязательствам связано с муниципальной реформой, в ходе которой возникло много новых муниципальных образований.

Государственная политика в области развития местного самоуправления.

 Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.
Государственная политика в области развития местного самоуправления направлена на обеспечение преемственности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.

I. Конституционная модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества

Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
II. Современное состояние местного самоуправления в России

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации создала необходимую конституционно-правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, а также для реализации коллективных интересов граждан, связанных с местом их проживания.
В настоящее время на федеральном уровне в основном создана нормативная правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления. В развитие конституционных норм разработан и принят основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в Российской Федерации, - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ряд федеральных законов, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. Российской Федерацией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления.
III. Цель, основные направления и задачи государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации

Целью государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства.
Для достижения указанной цели эта политика должна быть направлена:
на обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
на создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;
на обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.
В рамках каждого из названных направлений предстоит решать следующие задачи:
1. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления предполагает:
а) создание условий для реализации конституционных прав граждан, прежде всего прав:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления;
участвовать в решении вопросов местного значения путем прямого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;
б) законодательное определение порядка учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований;
в) создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в том числе:
формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения;
формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;
организацию системы разъяснения населению конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Создание условий для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий предполагает:
а) создание условий для реализации органами местного самоуправления права на самостоятельное решение таких вопросов местного значения, как:
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, включая землю;
формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;
осуществление охраны общественного порядка;
б) создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан:
на жилище;
на охрану здоровья и оказание медицинской помощи;
на обеспечение общедоступного образования в муниципальных образовательных учреждениях;
в) завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово-экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования прежде всего за счет:
перераспределения средств федерального бюджета, направляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований для решения вопросов, отнесенных к их компетенции;
выработки принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе обеспечения реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, и установления минимальных государственных социальных стандартов;
активного формирования муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базы местного самоуправления;
развития рынка недвижимости и инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса;
создания благоприятных условий для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления;
г) разграничение полномочий и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;
органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
д) формирование системы эффективного государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации;
е) создание условий для взаимодействия муниципальных образований, в том числе на региональном, федеральном и международном уровне;
ж) научно-методическую и организационно-методическую поддержку со стороны государства деятельности органов местного самоуправления;
з) создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах местного самоуправления;
и) информационную поддержку местного самоуправления.
3. Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечение соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что предполагает:
а) защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
б) защиту муниципальной собственности;
в) обеспечение минимальных местных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований;
г) обеспечение стабильной нормативной правовой базы экономической деятельности муниципальных образований;
д) обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
е) обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;
ж) обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
з) обеспечение передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются;
и) формирование муниципального права как комплексной отрасли права, выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления;
к) проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления;
л) разработку современных муниципальных управленческих технологий.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?