Билет №54


54. Государственная должность и классификация государственных должностей.

Понятие государственной должности.

Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная должность характеризуется следующими признаками:

1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в нормативных правовых актах. С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. Она является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является "собственником" занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах служебные функции и задачи.

Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристике органов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий, осуществляемых по этой должности. Государственная должность - это юридическое, от имени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственного органа одним лицом.

Должности государственной гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы по категориям и группам.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.



Что Вы посещаете?

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. 6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы.

Важную роль в функционировании должностной структуры гражданской службы играют квалификационные требования к должностям. Под ними понимаются единые профессиональные и иные требования, предъявляемые к претендентам на ту или иную должность гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности работников к определенному виду деятельности на государственной службе.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ определяет следующие основные квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу гражданской службы;
  • к стажу (опыту) работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам.

Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц поступающих, так и для уже находящихся на гражданской службе.

  1. Требования к уровню профессионального образования. Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.

Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы. Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «Юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной гражданской службе. Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей можно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего.

  1. Требование к стажу гражданской службы. Данное квалификационное требование является также приоритетным, и практика государственной службы показала его необходимость. Лицам, имеющим большой стаж гражданской службы, должно отдаваться предпочтение при приеме. Для должностей федеральной государственной гражданской службы требования к стажу государственной службы были введены не Федеральным законом № 79-ФЗ, а указом Президента РФ № 123 от 30 января 1996 г. «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы». Этот указ определял стаж государственной службы при выдвижении: с должностей главной группы на высшие — не менее двух лет, с ведущей группы на главную — не менее двух лет, со старшей группы на ведущую — не менее двух лет, с младшей группы на старшую — не установлен.
  2. Требования к стажу работы по специальности. В Федеральном законе № 79-ФЗ сроки перехода с одной группы должностей на другие не установлены. Но говорится, что квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта Федерации — законом субъекта РФ. Временные интервалы опыта работы по специальности были определены этим же указом Президента РФ. Так, для перехода с главной группы должностей на высшую необходимо не менее пяти лет, с ведущей на главную — не менее трех лет, со старшей на ведущую — не менее трех лет, с младшей на старшую — не менее трех лет.
  3. Требования к профессиональным знаниям и навыкам. Такие требования предъявляются к служащему в целях повышения уровня его интеллекта, профессионализма и компетентности, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента (должностной инструкции).

Конкретные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам государственных служащих устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего. То есть на гражданской службе РФ имеются общие квалификационные требования для всех должностей и особые для каждой конкретной должности.

В целом реализация квалификационных требований к должностям гражданской службы направлена на обеспечение высокого уровня профессионализма и компетентности кадров нашей административной власти.

Что Вы посещаете?

Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение в должностном регламенте гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. № 79-ФЗ впервые определил содержание этого документа (ст. 47). Его значение заключается в том, что вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего.

Результаты исполнения должностного регламента служащим обязательно учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры чиновника.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?