Билет №56


56. Государственный гражданский служащий в системе государственной службы.

Государственный служащий как социально-профессиональная общность.

Социальный статус описывается рядом количественных и качественных показателей (заработная плата, денежные премии, почетные звания и награды, статусные привилегии). С формальной позиции, статус государственного служащего является исключительно достигаемым посредством получения профессионального образования, занятия определенной должности, приобретения связанных с этой должностью прав, принятия на себя ответственности, обязанностей, ограничений и запретов, получения социальных гарантий и льгот. Однако учитывая традиционно сложившуюся специфику отношений на государственной службе, о которой было сказано выше, социальный статус государственного служащего является в определенной степени предписанным, включающим возраст, социальное происхождение, круг родственных связей и знакомств. Более того, по мнению О.М. Ермаковой, в настоящее время на государственной службе наиболее распространен именно предписанный социальный статус. Это выражается в жестко закрепленной системе иерархии, в рамках которой переход из одной социальной «страты», представленной группой должностей, в другую крайне затруднен или ограничен личными, родственными, этническими и другими социальными связями. В сложившейся на государственной службе системе отношений мало условий для получения достигаемого статуса и перемещения государственных служащих по служебной лестнице, зависящего от личных качеств и активности.

В статусном наборе индивида выделяется его главный статус, определяющий его образ мысли и стиль жизни, его социальное окружение, манеру общения и поведения. С этим статусом его идентифицируют другие и он сам. В данном случае, гипотетически можно предположить, что это статус «государственный служащий», однако соотношение оценки и самооценки этого статуса не является очевидным и требует специального исследования. То есть, необходимо определить содержание понимания этого статуса в среде самих служащих и в среде населения. 

Социальный статус государственного служащего может трактоваться как определенная позиция в социальной структуре, связанная с позициями других социальных агентов через систему прав и обязанностей. Из определения видно, что понятия «габитус» и «социальный статус» соотносятся как общее и частное. Таким образом, социальный статус государственного служащего может рассматриваться как элемент его габитуса.

Рассмотрение социального статуса государственного служащего как аспекта его габитуса целесообразно начать с анализа позиций предписанного статуса, таких как пол и возраст. По данным, опубликованным в 2005 году Ю.Н. Полетаевым, на государственной службе сложилась половозрастная структура, отличная от половозрастной структуры занятого населения страны. В общей численности государственных служащих женщины составляли более 70%, что объясняется тем, что женщины на государственной службе замещают большую часть старших и младших групп должностей. Средний возраст государственных служащих составляет 40 лет. Таким образом, в половозрастной структуре государственной службы заметны два асимметричных «сдвига»: в сторону феминизации структуры и в сторону увеличения среднего возраста служащих.

Анализ позиций достигаемого статуса государственного служащего состоит в исследовании содержания экономического, социального, символического и культурного капиталов. По экспертным оценкам, соотношение заработной платы в коммерческом секторе и на государственной службе складывается не в пользу последней. Так оплата труда руководителей организаций и их заместителей в 10 – 15 раз, руководителей структурных подразделений организаций в 7 – 10 раз, специалистов, руководителей отдельных проектов в 3 – 7 раз, администраторов в 1,5 – 3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности [9].. Соответственно, можно предположить, что материальный фактор не является основой мотивации поступления и построения карьеры на государственной службе.

Помимо статусной и ролевой позиции, социально-профессиональная группа государственных служащих описывается рядом количественных характеристик, включающих социально-демографические параметры: численность, половозрастной состав, уровень доходов.

Характеристика государственной службы как социального института требует определения места социально-профессиональной группы государственных служащих в стратификационной структуре современного российского общества.

Приведенные статусные и ролевые характеристики государственных служащих как социальной группы, которые включают конкретизацию располагаемых этой группой капиталов и ролевых ожиданий, являются первичной концептуальной разметкой габитуса государственного служащего, которая обретет содержательное наполнение в результате анализа данных эмпирического исследования. 

Правовое положение (статус) государственных служащих.

Статус государственного служащего в современном российском обществе может быть определен с юридической и социальной точки зрения через выявление специфики его правового и социального положения, понимание которых не по всем показателям совпадает. Правовой статус государственного служащего закреплен, главным образом, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дано определение государственной службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению (курсив автора) исполнения полномочий Российской Федерации, ряда органов государственной власти и государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Из определения следует, во-первых, что законодатель придерживается деятельностного подхода к определению государственной службы, во-вторых, что государственная служба – это служба обеспечивающая, то есть, вспомогательная, в-третьих, законодатель разводит понятия «государственный служащий» и «лицо, замещающее государственную должность». Лица, замещающие государственные должности, непосредственно исполняют полномочия государственных органов, в отличие от государственных служащих, обеспечивающих это исполнение. В указанной плоскости лежит линия размежевания юридического и социологического понимания термина «государственный служащий».

Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. В рамках настоящего исследования автор ограничивается рассмотрением специфики государственной гражданской службы. То есть, под наименованием государственный служащий подразумевается исключительно государственный гражданский служащий как лицо, профессиональная деятельность которого напрямую связана с обеспечением условий жизнедеятельности населения.



Что Вы посещаете?

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную и гражданскую службу субъекта Российской Федерации, в зависимости от уровня государственного управления, обеспечение полномочий которого призвана осуществлять данная служба, а также в зависимости от уровня бюджета, финансирующего эту службу.

Определение государственного гражданского служащего также закреплено в законе: государственный гражданский служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств соответствующего бюджета. Ключевыми понятиями в данном определении являются профессиональная служебная деятельность и должность.

В исследовании статуса государственного служащего определяющим фактором выступает анализ должностей государственной службы, которые классифицируются по категориям и группам. Законодательно закреплены следующие категории должностей:

  1. Руководители, к которым относятся руководители и заместители руководителей государственных органов и их структурных подразделений. Должности этой категории замещаются как на определенный срок, так и без ограничения срока полномочий, и подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
  2. Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, и руководителям. Должности этой категории замещаются на срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей, и подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
  3. Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Должности этой категории замещаются без ограничения срока полномочий, и подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
  4. Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Должности этой категории замещаются без ограничения срока полномочий, и подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей присваиваются классные чины гражданской службы. Приведенная классификация представляет собой должностную иерархию гражданских служащих, в рамках которой реализуется карьерное продвижение. На законодательном уровне установлены квалификационные требования только к уровню образования гражданских служащих, требования к стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются подзаконными нормативными актами, включая должностной регламент гражданского служащего.

Правовой статус гражданского служащего определяется кругом прав и обязанностей, а также рядом ограничений, налагаемых в связи со спецификой деятельности. В числе прав гражданского служащего основными являются право на оплату труда и отдых, обеспечение материально-техническими средствами, право доступа к необходимым сведениям и информации, медицинское страхование и пенсионное обеспечение, должностной рост на конкурсной основе, право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации.

Круг обязанностей очерчен требованиями соблюдения законодательства РФ, исполнения должностных обязанностей и поручений соответствующих руководителей, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдения служебного распорядка, поддержания необходимого уровня квалификации, неразглашения сведений, составляющих государственную иную охраняемую федеральным законом тайну, представления предусмотренных федеральным законом сведений, соблюдения ограничения и выполнения требований к служебному поведению. Также гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Более подробно следует остановиться на рассмотрении запретов, связанных со служебной деятельностью, так как эти ограничения носят характер антикоррупционной составляющей в законодательстве. В частности, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, оставаться на должности гражданского служащего в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза. Особые ограничения касаются занятия предпринимательской деятельностью, приобретения ценных бумаг и представительства дел третьих лиц в государственном органе. Гражданским служащим также запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от граждан и организаций и выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет их средств. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа. Кроме того, для государственных служащих существует требование сохранения политического нейтралитета. Таким образом, ограничения, налагаемые на деятельность и поведение государственных служащих, носят экономический, политический и этический характер и призваны обеспечить отсутствие предвзятости в деятельности государственных служащих.

Принципиальным вопросом в исследовании специфики карьерного продвижения государственных служащий является конкурсная основа замещения должностей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится в случае назначения на определенный срок на должность руководителя и помощника (советника), назначения на должность руководителя Президентом или Правительством Российской Федерации, при заключении срочного служебного контракта или при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Эти «внеконкурсные» механизмы представляют особый интерес в исследовании возможностей карьерного продвижения на государственной службе.

Социальный статус государственного служащего включает в себя его правовой статус, а также организационный, политический, экономический и нравственный статусы. Содержание и соотношение указанных компонентов определяет положение государственного служащего в системе социальных институтов.

Поступление на государственную гражданскую службу, прохождение ее и завершение. 

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом о гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим но достижении им возраста 65 лет не допускается.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

В ряде случаев, предусмотренных федеральным законом, конкурс не проводится. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности государственной гражданской службы (исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну; относящиеся к группе младших должностей гражданской службы).

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.

На основе правоприменительного акта государственного органа о назначении на должность государственной службы заключается служебный контракт. Он представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. В нем устанавливаются права и обязанности сторон. Примерная форма служебного контракта с изложением общих его условий утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159".

В правоприменительном акте о назначении на должность и служебном контракте стороны могут предусмотреть испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Для ряда категорий граждан, предусмотренных федеральным законом, испытание не устанавливается (беременных женщин - гражданских служащих; служащих, назначенных на должности гражданской службы впервые, и др.). Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. В период испытания на гражданского служащего распространяется действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий считается выдержавшим испытание, если срок испытания истек, а он продолжает замещать должность гражданской службы. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт но собственному желанию. При этом он обязан предупредить представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен. По его результатам гражданскому служащему присваивается классный чин.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право: 1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы; 2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Прохождение государственной службы предполагает осуществление государственным служащим возложенных на него задач, функций, прав и обязанностей. Оно включает: а) назначение на должность; б) присвоение классного чина, аттестацию или квалификационный экзамен; в) перевод и перемещение гражданского служащего; г) поощрение служащего за успехи в служебной деятельности; д) применение к служащему мер юридической ответственности за совершенные дисциплинарные проступки; е) увольнение с гражданской службы и другие предусмотренные законодательством юридические факты.

Что Вы посещаете?

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя. Должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа. Он включает: 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу, опыту работы по специальности; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Перевод гражданского служащего

Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. Служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его па иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой груда но временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается в целях: а) предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; б) предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера; в) уничтожения или порчи имущества; г) замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае: 1) предоставления служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение указанного срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право па замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет: а) более высокие квалификацию и уровень профессионального образования; б) большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности; в) более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Закон о государственной гражданской службе допускает возможность отстранения служащего от замещаемой должности. Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего, который: 1) появился на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 2) не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда); 3) привлечен в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с федеральным уголовно-процессуальным законодательством.

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы по вине гражданского служащего. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Порядок проведения аттестации и квалификационного экзамена в период прохождения государственным служащим государственной службы урегулирован Законом о государственной гражданской службе, Указами Президента РФ "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" и "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" [69. Ст. 48, 49; 238; 239].

Прекращение государственной службы

Закон о государственной гражданской службе установил общие и единые основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Такими основаниями являются: 1) соглашение сторон служебного контракта; 2) истечение срока действия срочного служебного контракта; 3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; 4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; 5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; 6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; 7) отказ служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; 8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; 9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта; 11) нарушение установленных федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы; 12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации; 13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами о службе; 14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных Законом о государственной гражданской службе; 15) отказ служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правоприменительным актом государственного органа.

Требования к служебному поведению гражданского служащего.

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?