Билет №60


60. Управленческое решение: понятие, сущность, типология, качество, место и роль управленческого решения в процессах управления.

Понятие управленческого решения.

Управленческое решение это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого решения — система или операция.

Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение (в зависимости от уровня, на котором оно принято, сложности и времени действия) конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки.

Программа определяет место каждой производственной единицы в процессе достижения поставленных целей. При этом действия и ресурсы структурных подразделений согласованы и увязаны в пространстве и времени. Вместе с тем решение, как правило, носит директивный характер и становится как бы сигналом, импульсом, побуждающим производственные коллективы к действию.

Экономический и социальный аспект, правовая и психологическая сущности управленческого решения.

Организационный аспект проявляется в организации при реализации ряда функций управленческих решений, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей.

 Особенность психологического аспекта заключается в том, что решение рассматривается прежде всего как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение проблемы.

 В правовом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения, а именно его полномочности и соответствию правовым нормам и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается прежде всего как организационно-правовой акт, принятый и оформленный субъектом управления в установленном порядке.

 Информационный аспект подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как обособленная информация, специально подобранная, проанализированная и переработанная соответствующим субъектом управления.

 Экономический аспект предполагает, что решение строится на знании и использовании объективных экономических законов функционирования и развития, направленных на достижение максимальной экономической эффективности в деятельности организации.

 Социальный аспект подразумевает, что не всякое экономически выгодное решение может дать положительный эффект в социальном плане. Поэтому при выборе окончательной альтернативы у руководителя должно присутствовать чувство ответственности за социальные последствия.

 Свойства управленческого решения.

Систематизируя многообразие свойств управленческих решений, можно выделить следующие их аспекты:

1) экономический:

  • эффективность использования всех видов ресурсов;
  • материальная заинтересованность персонала;
  • обоснованность управленческих решений;
  • максимизация экономического эффекта;

2) социальный:

  • неформальная структура рабочих групп;
  • качество трудовой деятельности;
  • развитие системы участия в управлении;
  • внепроизводственная деятельность неформальных групп;

3) организационный:

  • делегирование полномочий;
  • локализация и устранение конфликтов;
  • разделение труда;
  • структуризация функций управления;

4) правовой:

  • соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
  • придание управленческому решению формы нормативного или распорядительного акта;
  • соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;
  • распределение ответственности за выполнение принятого решения;

5) психологический:

  • учет инновационной готовности персонала;
  • оценка социально-психологического климата;
  • профессиональные качества руководителя;
  • деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;

6) педагогический:

  • воспитательный характер управленческих решений;
  • квалификационный рост персонала;
  • формирование позитивных моральных установок.

Требования к управленческим решениям и условия их обеспечения.



Что Вы посещаете?

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

- своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

- обеспеченность ресурсами;

- ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Причины низкого качества управленческих решений.

Что Вы посещаете?

Причины, влияющие на качество принимаемых решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, психологический характер. В их числе:

  • значительный объем принимаемых решений. Если в год руководитель подписывает от 300 до 1000 и более приказов, то трудно обеспечить высокую степень их обоснованности.
  • Вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущими, дублируют существующий организационный порядок.
  • Трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням. При прохождении по "вертикали" решение не должно встречать расхождения интересов отдельных иерархических уровней. В совокупности количество заданий на каждом из них должна равняться целому - первоначальному замыслу решения.
  • Принятие псевдорешений, то есть решений, не носящих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку, пожелания (типа "обратить внимание", "повысить", "принять необходимые меры", "усилить требования» и т.п.). По результатам обследования таких решений может быть до 10% в общем количестве принимаемых. Они получили название "бюрократических алиби". Имитируя реальные управляющие воздействия псевдорешения приводят к псевдоуправлению.
  • Недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что основная доля решений в деятельности руководителей - это типовые (повторяющиеся), программируемые (около 58%), однако технология, своего рода стандарты, подготовки и принятия подобных решений не разрабатываются.
  • Несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы фирмы различных проблем. Нередко непропорционально большая доля объема внимания руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования предприятия, тем или иным подсистемам. Чаще всего такое положение складывается в результате недостаточного делегирования полномочий.
  • Отсутствие процедуры согласования решений с исполнителями. Некоторые руководители считают такую процедуру излишней, поскольку она требует времени. Но, как правило, впоследствии временные затраты компенсируются, так как работники охотнее выполняют решения, в разработке которых принимают участие.
  • Установление нереальных сроков для исполнения работы ("мобилизующие" сроки). Иногда руководитель использует данный прием с целью повышения активности работников. Однако это может быть лишь исключением и не должно превращаться в систему.
  • Низкий уровень инновационных (стратегических) решений. Их доля обычно не превышает 10% и касается чаще реорганизаций небольшого масштаба.
  • Решения недостаточно конкретизируются элементами "исполнительского замысла" (кто, что, какими средствами, в какие сроки выполняет и т.д.).
  • При подготовке решений не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутствовать параметры, без которых их выполнение затруднено, либо вообще невозможно.
  • Недостаточно информационное обеспечение для принятия решений.
  • Несовершенство используемого механизма оценки эффективности реализованных решений. Иногда она ограничивается констатацией соблюдения сроков выполнения, а не достигнутым результатом и произведенными затратами на его получение.
  • Принятие решений под влиянием эмоций.
  • Игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов).
  • Выбор стереотипного решения из множества альтернатив.
  • Принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий.
  • Поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий.
  • Использование ложных предпосылок, принятие желаемого за действительное.
  • Принятие решения на основе компромисса, не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.
Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?