Билет №72


72. Направления структурной политики государства: институционализм и неоинституционализм.

Состояние экономики на современном этапе. Экономика России росла в среднем на 7% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан и появлению среднего класса. Однако в 2008-2009 гг. экономика России снова оказалась неготова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились. Центральный банк России потратил тогда одну треть золото-валютных резервов (всего около $600 миллиардов), чтобы замедлить девальвацию рубля. Правительство также потратило около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики, чтобы увеличить ликвидность в банковском секторе и поддержать отечественные компании, неспособные вернуть крупные внешние долги.

Спад экономической активности был преодолен в середине 2009 года и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Однако, сильная засуха и пожары в центральной России уменьшили объем производства сельскохозяйственной продукции, что вызвало запрет на экспорт зерна и замедление темпов роста в других секторах, таких как производство и розничная продажа.

Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в 2011 году и помогли помочь России уменьшить бюджетный дефицит, унаследованный от кризиса 2008-09 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов.

2012-2013-2014 года были годами относительного небольшого роста экономики России, но кризис конца 2014-2015 гг. привел к новым экономическим проблемам.

Долгосрочные проблемы России включают сокращение рабочей силы, высокий уровень коррупции, трудности в получении доступа к капиталу для малого бизнеса и неэнергетических компаний и бедную инфраструктуру, нуждающуюся в больших инвестициях, санкции Европы и США, низкий курс рубля.

Влияние структурных сдвигов на экономику.

Непосредственными причинами структурных сдвигов являются противоречия в механизме регионального воспроизводства, сигнализирующие о несоответствии экономики региона внешней среде по параметрам конкурентоспособности, устойчивости и безопасности. Региональные структурные сдвиги зарождаются в отношениях собственности, интенсифицируются в процессе труда, достигают апогея в региональном производстве, отражаются в методах и инструментах государственного регулирования, воплощаясь в многообразных экономических отношениях субъектов мезоэкономики.

В основе структурных трансформаций мезоэкономики лежит инновационная причинность. При этом «глубина и эффективность трансформаций в экономике определяются сдвигами в ее структуре, изменениями в пропорциях распределения труда, инвестиций, валового выпуска и ВВП, экспорта и импорта между различными отраслями, воспроизводственными секторами, регионами. Характер и сдвиги в структуре экономики определяют, в конечном счете, ее целенаправленность, уровень конкурентоспособности и эффективности»

Структурные сдвиги, как системный экономический процесс, в той или иной степени охватывают все аспекты структуры региональной хозяйственной системы, включая воспроизводственную, отраслевую, производственную, инновационную, пространственную, информационную, технологическую, кадровую, сырьевую, внешнеторговую (экспортно-импортную) и прочие подсистемы экономической структуры региона.

Правительственная программа по изменению структуры народного хозяйства.



Что Вы посещаете?

Структура народного хозяйства определяется количеством занятых в тех или иных отраслях экономики, или по стоимости выпускаемой продукции. Прежде всего, выделяют отраслевую структуру народного хозяйства России. Отрасль народного хозяйства — совокупность предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих сходные технологические процессы. Народное хозяйство состоит их двух главных сфер — материальной (производственной) и нематериальной (непроизводственной). Материальная сфера включает в себя промышленность, строительство, сельское хозяйство. В отечественной науке к материальной сфере относят также транспорт, связь, торговлю и общественное питание, однако за рубежом эти отрасли включают в состав непроизводственной сферы. В состав нематериальной (непроизводственной) сферы включают науку, образование, управление, финансы, здравоохранение, культуру, искусство, физкультуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и службу быта. 1 — промышленность 2 — строительство 3 — сельское и лесное хозяйство 4 — транспорт и связь 5 — торговля и общественное питание 6 — непроизводственная сфера По занятости населения в России преобладает”материальная (производственная) сфера — почти 66%, однако если торговлю, общественное питание, транспорт и связь относить к непроизводственной сфере, как этого требуют многие специалисты, то материальная сфера теряет своё лидерство, тогда ее доля составляет 43%. Среди отраслей материальной сферы ведущей отраслью хозяйства России по числу занятых является промышленность, в которой работает 22% всего экономически активного населения, затем идёт сельское хозяйство (13%) и строительство (8%). В торговле и общественном питании ныне занято 15% экономически активного населения, а в транспорте и связи – 8%.

За последние годы резко изменилась структура хозяйства России: значительно уменьшилась доля материальной сферы, особенно промышленности и сельского хозяйства, значительно возросла доля торговли, общественного питания и сферы услуг. В то же время в структуре самой промышленности резко возросла доля топливно-энергетического комплекса, однако снизилась доля машиностроения и лёгкой промышленности.
Влияние инновационной политики на экономику.

В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом – важнейшей составляющей инновационной экономики – входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

По оценкам российских и зарубежных экспертов, внутренние затраты на НИОКР в России составляют около 1,1–1,2 % ВВП против 2,2 % в странах ОЭСР, 2,5 – в США и 3 % – в Японии. В абсолютных показателях наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия и Израиль. Российские затраты на НИОКР примерно равны расходам на эти цели компании «Фольксваген» и немногим больше половины аналогичных затрат компании «Форд».

В настоящее время 60 крупнейших компаний с государственным участием (в сумме на эти компании приходится около трети промышленного производства и почти половина всех расходов на НИОКР) разработали и реализуют программы инновационного развития. Их реализация должна оказать существенное влияние на модернизацию российской экономики: предусматривается значительное увеличение расходов на НИОКР, расходы на инновационное развитие (включая расходы на модернизацию производства) увеличатся более чем на 700 млрд. рублей. В соответствии с планами компаний реализация программ инновационного развития должна обеспечить рост производительности труда на 16,2% и энергоэффективности на 6,3-7% за 2013-2014 гг. (к уровню 2012 года). Это вдвое превысит средние параметры по экономике. Экспорт несырьевой продукции и услуг может повыситься в 1,5 раза.

Реализация программ в 2013 году привела к интенсификации взаимодействия компаний с ведущими российскими вузами в исследовательской и образовательной сфере. Объемы финансирования вузовских НИОКР в 2013 году выросли в 1,9 раза по отношению к 2012 году. Запланированы масштабное переобучение персонала и расширение подготовки целевых студентов. Проведение компаниями, реализующими программы, политики открытых инноваций стимулирует развитие трансфера технологий из сектора науки и образования в бизнес, развитие венчурного бизнеса, повышает результативность деятельности инновационных институтов развития, позволяет более эффективно развивать новые инструменты инновационной политики: технологические платформы и кластеры. Значительное увеличение средств, выделяемых государственными компаниями на инновации, окажет мультипликативный эффект на стимулирование инновационной активности и уровень расходов на исследования и разработки в экономике за счет влияния двух факторов. Повышение инновационности производимой государственными компаниями продукции будет стимулировать частные предприятия инвестировать в разработку новых технологий и модернизацию производства для сохранения уровня конкурентоспособности.

Инновационная характеристика отраслей базируется на обобщении значений трех показателей по видам инновационной и экономической деятельности:

– число промышленных организаций;

– затраты на технологические инновации в промышленности;

– объем инновационной продукции по уровню новизны.

Уже сейчас в развитых странах мира 75-90 % прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10 %, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год .

Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10 % к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.

В настоящее время Россия является сырьевым придатком мировой экономики, что бесперспективно в контексте сокращения природных богатств. Сырьевая зависимость чревата экономической зависимостью России от других стран мира.

Другим негативным следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российской экономики. Более того, если Россия планирует выход на новые мировые рынки, то именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, т.к. инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели, пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

Инструменты, использующиеся при регулировании структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях.

Структура экономики – это соотношение различных элементов экономической системы, которые отражают народнохозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда.

Основными видами структуры экономики в зависимости от выбранного критерия являются:

1) Воспроизводственная – показывает использование ВНП на воссоздание основного капитала, потребление и накопление, соотношение между производственным и личным потреблением.

2) Отраслевая – выражает пропорции развития отдельных отраслей, видов деятельности, сфер национальной экономики.

По Классификатору отраслей экономики выделяют следующие крупные отрасли:

  • промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт;
  • лесное хозяйство;
  • связь;
  • строительство;
  • торговля и общественное питание;
  • материально-техническое обеспечение и сбыт;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • операции с недвижимостью;
  • геология и разведка недр;
  • геодезическая и гидрометеорологическая службы;
  • общая коммерческая деятельность обеспечения функционирования рынка.

Определяющей чертой выделения крупных отраслей экономики являются однотипность выполнения предприятиями и организациями функций и видов деятельности.

3) Территориальная – отражает размещение производства в отдельных экономических районах, которое определяется определенными условиями (наличие природных ресурсов, географическим положением и др.);

4) Социальная – характеризует соотношение между организационно-правовыми формами предпринимательства с учетом уровня концентрации и централизации производства на основании существующих форм собственности, а также соотношение между группами населения по уровню доходов;

5) Внешнеэкономическая – характеризует пропорции между экспортом и импортом товаров, услуг, капиталов и др.

В совокупности государственных политик структурная занимает особое место, что обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Структурную политику можно характеризовать как составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере.

Базой разработки и реализации успешной структурной политики выступают научные знания в областях структурирования национальной экономики и ее составных частей, факторного анализа развития хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных государственных политик, мировых тенденций изменения основных пропорциональных зависимостей, эффективности инвестиционной и инновационной деятельности.

Основой для проведения анализа структурных преобразований и в целом структуры экономики является межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Межотраслевой баланс производства и распределения продукции (МОБ) – это экономико-математическая структурная модель (на основе модели американского экономиста В.Леонтьева «затраты – выпуск»), которая отражает существующие функциональные связи между общеэкономическими пропорциями и пропорциями развития отдельных отраслей (приложение 1).

Классифицируется МОБ:

  • по масштабу:

- национальный;

- региональный;

  • по показателям:

- натуральные;

- стоимостные;

- натурально-стоимостные;

  • по характеру отображения процесса производства:

- статичные;

- динамичные.

Что Вы посещаете?

МОБ является основой для полного макроэкономического анализа, так как отражает все основные факторы, сферы, сектора, материальные потоки, экспортно-импортные связи и основные показатели развития национальной экономики.

МОБ используется для макроэкономического прогнозирования и выявляет роль различных факторов в развитии национальной экономики.

Институциональные проблемы экономического и социального развития регионов.

Больший объем в институциональной структуре России занимает рыночная экономика. Зависимость российской экономики от европейских и американских рынков отрицательно влияют на развития промышленного производства. Мировые финансовые кризисы, применяемые экономические санкции не только ослабляют российскую экономику, но и замедляют развития социальной сферы. По этому, в современных условиях, стратегия развития российской экономики связана с созданием Таможенного и Евразийского экономического союза.

Формирования Таможенного Союза происходит в неблагоприятных условиях не только для российской, но и мировой экономики. Особенно в условиях, когда проблемы мирового финансового кризиса еще полностью не устранены. Согласно современной экономической теории, финансовые кризисы представляют собой составную часть повторяющихся «Экономических циклов».

В США, как и в России, а также в других крупных капиталистических странах, осуществлялись меры, направленные на стабилизацию деловой активности, на уменьшения спада фондового рынка. Меры стимулирования экономики США и страна Евросоюза позволили в 2013 г. активизировать фондовые рынки.

Ключевым фактором замедления экономического роста является неблагоприятная конъектура на сырьевые товары, которые преобладают в российском экспорте. А увеличение производства происходит только благодаря государственному сектору экономики - государство повышает доходу бюджетников. К тому же спад в 2008 г. вызван тем, что государство не эффективно вкладывало финансовые средства в крупные непроизводственные инвестиционные проекты. Государство постоянно субсидирует сельское хозяйство, средства разворовываются, при этом не развивается должным образом животноводство. В результате затрудняется проблема замещения импорта в сельском хозяйстве.

 Не может капиталистическая экономика свое развитие осуществлять на основе расширения государственного спроса и бюджетной поддержки. Необходимо источники роста экономики найти в негосударственном секторе. Государству необходимо стимулировать частный бизнес, связанный с эффективным производством. На поддержку небольших инновационных и производственных компаний в 2014 г. правительство планировало создать Федеральный гарантийный фонд в 70 миллиардов рублей, который позволит расширить прямую финансовую поддержку производственному и инвестиционному бизнесу.

В силу того, что потенциал российской экономики основан на продаже сырьевых ресурсов, для России финансовый кризис имеет более тяжелые последствия, чем для развитых стран.Быстрое развитие финансовой структуры и более гибкое использование кредитов, являются главными рычагами, применение которых способствует преодолению спада в экономике. К тому же при участии России формируется Евразийский экономический союз. Чтобы экономически ослабит Россию, и нанести ощутимый ущерб по экономике, США ввели экономические санкции направленные именно на ослабление финансовой сферы. США совместно с Евросоюзом ограничили доступ российским банкам к их валютным кредитам. Тем самым способствовали быстрому накоплению противоречий в финансовой сфере.Именно экономические санкции послужили отправным толчком к поднятию вопросов импортозамещения и развития своего станкостроения и обновления средств производства. Санкции надо рассматривать скорее через призму институционализма как модели новой экономической логики развития современного общества. Обратимся кратко к анализу институциональных подходов в экономики и рассмотрении их влияния на суммарный потенциал регионов.

В кризисном развитии огромное значение приобретает исследования посвященный институциональным аспектам развития экономики с учетом норм, традиций и особенностей каждого региона. Именно регионы в будущем должны стать отправной точкой научно-технического прогресса и производственного возрождения страны. Однако для этого помимо самих денег необходимо подготовить высоко-технологичные кадры, хотя бы для среднего машиностроения, которое находиться в тяжелейшем кризисе. Мотивация персонала, а чаще молодежи на работу на производстве позволит выпускать продукты конкурентоспособные. Обратимся к анализу современной научной теории институционализма, которая по-новому позволяет изучить процессы экономического роста и воспроизводства товаров.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?