Билет №73


73. Внешнеэкономическая политика как элемент экономических преобразований в современной России

Внешнеэкономическая политика России и действующая модель международного экономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) -- это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того,

ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.

Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.

Изменения в основах мирового хозяйства.

В 50-е годы ХХ в. начинает развертываться научно-техническая революция, и мировое хозяйство переходит к четвертому этапу своего развития. Углубление международного разделения труда привело к расширению товарооборота между странами, темпы роста международного товарооборота стали устойчиво превосходить темпы роста материального производства.

Существенные сдвиги в структуре материального производства и международной торговли внесла НТР: 1 снизилась доля сырьевых товаров, включая продовольствие и топливо; 2 быстро развиваются производство и торговля искусственным сырьем; 3 расширяется торговля продукцией машиностроения, химической промышленности и др.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы начинают свою деятельность различные международные экономические организации. К примеру, в 1946 г. начали свою деятельность учрежденные в 1944г. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития; в 1951 г. образовалось Европейское объединение угля и стали; в 1958 г. страны Общего рынка создали Европейский инвестиционной банк; Европейская ассоциация свободной торговли создана в 1960 г. Следовательно, основным признаком этого этапа развития мирового хозяйства является углубление процессов интернационализации экономики в международном масштабе.

Современный пятый этап развития мирового хозяйства связан с концом 70-х — началом 80-х годов ХХ в. В этот период начинается новый этап развития НТР, углубляется международное разделение труда, усиливаются интеграционные процессы в международных масштабах.

Объективными основами развития мирового хозяйства являются: — закономерности МРТ и специализации производства — интернационализации производства и капитала. В основе труда лежит специализация стран на производстве каких-то видов продукции.

Международное разделение труда — специализация национальных хозяйств на преимущественном производстве и реализации на внешний рынок определённых товаров, по которым достигнуты более высокий уровень их качества и более низкие затраты на производство. Оно предопределено как абсолютными, так и сравнительными преимуществами в производстве этих товаров.

Обмен продукцией специализации является необходимым условием процесса воспроизводства. Международное разделение труда обусловлено следующими причинами: природно-климатическими различиями; географическим положением стран; многообразием социально-экономических условий.

По мере становления и развития товарного производства всё более нарастают тенденции к усилению взаимосвязей экономик, созданию мирового хозяйства на основе дальнейшей интеграции и интернационализации.

Международная интеграция — это сближение и взаимосвязь национальных экономик нескольких государств, функционирование их как хозяйственного единого организма, высшая форма интернационализации хозяйственной жизни.

Интернационализация производства — это усиление взаимосвязи и взаимозависимости в производственном процессе так, что производство в одной стране становится составным элементом экономики, звеном мирового хозяйства.

Характерные черты современного мирового хозяйства: 1 углубленное развитие мрт. 2 высокая степень интенсивности всех факторов производства. 3 возникновение и развитие экономик открытого типа. 4 превращение ит в ключевой аспект развития мх. 5 стремление к наднациональному межгосударственному регулированию хозяйственных связей.

Движение к новой финансовой архитектуре мира.

Еще одна «развилка» в будущем глобальных финансов определяется «экономической моделью» мира 2020 г. Прежде всего, судьбой США как страны – лидера мировой экономики. Упрочение ведущей позиции США, сложившейся в XX веке (экономика, инновации, финансы, розничное потребление), сохранит однополярную финансовую архитектуру, какой она существовала в период перед кризисом 2007 – 2009 гг.

Альтернативный сценарий - сохранение США мирового лидерства при снижении доли США в мировом ВВП и опережающем росте других экономических центров (производство, внутренний спрос, потребление населения). Эта тенденция полностью проявляется в глобальной экономике и мировых финансах в 1990 – 2009 гг. (постепенное снижение доли США и развитых стран в целом в мировом ВВП и глобальных финансовых активах, нарастание роли Китая, развивающихся стран Азии и Латинской Америки, группы BRIC, относительное восстановление позиций России).
В этой связи «ребалансирование» мировой экономики (рост внутреннего спроса в развивающихся и других странах, рост доли накопления, сбережений населения в США, сокращение долговой нагрузки на США (население, бюджет), оздоровление государственных финансов США, отход от глобальной модели экономического роста, в которой главной движущей силой до кризиса 2007 – 2009 гг. было потребление населения США, в значимой степени в долг). США в системе международного разделения труда остается центром инноваций, идеологии, интеллектуальной собственности, финансовых услуг, управления активами, крупнейшим собственником активов. «Мастерские мира» - в «новых индустриальных» и развивающихся странах, Европа – диверсифицированная экономика.
Несколько сгладится неравенство в потреблении населения США (или более широко – «золотого миллиарда») и остального мира. Произойдет относительное выравнивание торговых балансов. Большее число стран будет придерживаться согласованных принципов «финансового здоровья». Более сглаженным, чем в первой декаде XXI в., станет деление мира на страны – доноры капитала (кредиторы, экспортеры финансовых ресурсов) и страны – чистые импортеры капитала (заемщики, дебиторы).
Следствие – начало движения к мультиполярной финансовой архитектуре.
Прогноз основан на последнем сценарии.
В долгосрочной перспективе для России это означает многополярность, многоуровневый характер мировой экономической и финансовой архитектуры, возможности использовать различия интересов, неизбежно возникающих в кластерах индустриальных стран (США, ЕС, Япония, новые индустриальные страны) и развивающихся экономик (Китай, азиатские и латиноамериканские экономики), для диверсификации доступа к технологиям, образовательным ресурсам, прямым иностранным инвестициям.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что в посткризисный период будет почти полностью восстановлена роль США в качестве глобального экономического, финансового и инновационного центра, производителя четвертой – пятой части мирового ВВП, крупнейшего держателя интеллектуальной собственности (на фоне длительного процесса перемещения «мастерских мира» в Китай, Индию и другие развивающиеся страны, при росте их значения в мировой экономической и финансовой динамике).

Основные формы внешнеэкономической деятельности: торговля, оказание услуг, ограничений: тарифные и нетарифные инструменты внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) играет особую роль в функционировании всех уровней национальной экономики. Она превратилась в главный способ интеграции страны в мировое хозяйство, средство решения ключевых экономических и социальных проблем, стоящих перед российским обществом, в один из наиболее значимых источников доходов государства. Роль внешнеэкономической деятельности в современной российской экономике следует связывать не только с решением задач по приобретению современных технологий, насыщению потребительского рынка, пополнению официальных валютных резервов и доходов государственного бюджета. Активное взаимодействие с внешним миром является самым продуктивным способом освоения современных рыночных отношений во всей их сложности и многогранности, экономической культуры вообще.

Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.



Что Вы посещаете?

Экспорт (невидимый) - операции по купле-продаже различных услуг, оказываемых морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом по перемещению грузов и пассажиров других стран; осуществлению страховых и кредитных операций; сдаче в аренду машин и оборудования, а также недвижимого имущества за рубежом; организация иностранного туризма. Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные организации.

Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Замещение импорта - замена на внутреннем рынке ранее импортированных товаров выпуском новой отечественной продукции или расширение объема ранее производимых в стране товаров. Замещение импорта происходит естественно и постепенно по мере становления и укрепления национальной экономики.

Предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности. В том числе: производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристических и других. Некоторые из названных видов услуг требуют более детального рассмотрения.

Биржевая торговля - это торговля товарами и ценными бумагами при посредничестве бирж. В настоящее время через биржи осуществляется не менее 20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами.

Аукцион - это способ продажи некоторых товаров, при котором товар (или образцы его) предварительно выставляются для осмотра. Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, реже потребителям, получая прибыль от разницы цен. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров.

Торги (торговля тендерами) - метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя (заказчика) условиях.

Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представлена широким спектром видов, охватывает всю систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, включенных в сферу международного разделения труда и нашедших закрепление во внешнеэкономических связях.

Основные формы внешнеэкономической деятельности. Основными формами внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства. Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его.

В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:

  1. Экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.
  2. Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.
  3. Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.
  4. Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими хозяйствующими субъектами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Ограничения

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. внешнеэкономический тариф государственный

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Под нетарифными барьерами к свободной торговле понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок)

Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Что Вы посещаете?

Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

  • валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;
  • регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Тарифное регулирование осуществляется посредством классического инструмента внешнеторговой политики - таможенных пошлин и таможенных тарифов. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины могут быть импортными и экспортными, а также транзитными. Таможенные пошлины выполняют функцию налога. Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне. Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Адволорные пошлины взимаются в процентах от товарной стоимости. Они получили наибольшее распространение в современной практике таможенно-тарифного регулирования. Это в определённой мере связано с тем, что в условиях "плавающих" курсов валют в случае обесценения национальной валюты при использовании адволорных пошлин уровень таможенного обложения не меняется. Адволорные пошлины, кроме того, более удобны для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью (например, технически сложной продукции).

Комбинированные пошлины объединяют элементы адволорных и специфических пошлин, но в обратном порядке, т.е. величина таможенной пошлины устанавливается как специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению к таможенной пошлине.

Формы государственного стимулирования внешнеэкономической политики в России.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

В России тоже создан Таможенный Союз.

Государственное регулирование связей со странами СНГ.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза.

Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

В декабре 2014 года в ТС вступил Кыргызстан.

Плюсы и минусы вхождения России в ВТО.

Плюсы присоединения России к ВТО

Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.
Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.
Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).
Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.
Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже).
Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?