Билет №78


78. Антикризисное управление: понятие «кризис», «кризисная ситуация»

Стадии развития кризисных ситуаций:

Кризисы проходят несколько этапов.

Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними.

Выход из кризиса — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

 Ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления.

 Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

 Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга и рекламы.



Что Вы посещаете?

1. Сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться.

 Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

2. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений

Кризис - крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Социально-экономическая система (то есть – общественная формация, фирма или предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

  1. латентный период (скрытое накопление предпосылок),
  2. депрессия (нижнее равновесие),
  3. оживление, завершающееся достижением докризисного состояния на новой основе.
  1. ранняя стадия хар-ся отдельными проявлениями низкой эф-ти и выражается в увеличении объема товарно-материальных запасов при одновременном уменьшении объема продаж
  2. промежуточная хар-ся нехваткой материалов, вызванной сокращением ден. ресурсов, ухудшением кредитной политики на предприятии (вынужденным), т.е. предприятию отказывают в поставке товаров с отсрочкой платежа и само предприятие не продает в кредит.
  1. поздний этап кризиса хар-ся возвратом продукции из-за низкого качества, увеличением оборота денежных средств, сокращением оборота кред. задолженности, острая нехватка оборотных средств, ухудшение платежеспособности.

Кризисы выполняют три функции в динамике систем:

- подрывают основы устаревших элементов,

- открывают дорогу для становления новых,

- сохраняют и обогащают систему.

Депрессия характеризуется как период после кризисного застоя, когда ВВП находится между минимальной точкой кризисного падения и половиной расстояния от нее до максимальной точки подъема, достигнутого в прошлые годы.

В фазе оживления объем продукции растет до максимальной точки предыдущего подъема.

В фазе подъема она превышает предкризисный максимум в предыдущем цикле.

Кризис является конкретным механизмом установления пропорции, восстанавливает равновесие между производством и потреблением, расчищает путь для дальнейшего развития производства.

Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса –это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Симптомы - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить.

Внедрение антикризисных технологий управления – необходимое условие решения социально-экономических проблем регионов.

К числу основных принципов антикризисного управления относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений. Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода я из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Что Вы посещаете?

Влияние элементов макросреды связывают с наличием экономических циклов различной продолжительности. В циклическом макроэкономическом росте выделяются системные факторы, которые являются причинами возникновения различных волн. Традиционно выделяются следующие циклы:

1) короткие (до 3 лет) - «цикл Китчина», который объясняется наличием лага между выделением инвестиций и вводом новых средств производства;

2) средние (7-11 лет) - «цикл Жуглара» связан с заменой активной части средств производства в результате сопряженности эволюционного технологического прогресса в производстве различных видов продукции (взаимопроникновение новаций, открытий, технологий из одной отрасли в другую);

3) длинные (40-60 лет) - «цикл Кондратьева» обусловлен кардинальным обновлением пассивной части средств труда при революционном обновлении технологического базиса общества;

4) строительные циклы, или циклы С. Кузнеца, который считал, что колебательные процессы (длительность 15-20 лет) связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений;

5) сезонные циклы, обусловленные природными явлениями, особенностями ведения сельского хозяйства;

6) цикля, связанные с принципом акселерации - возрастание спроса на предметы потребления порождают цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность является, по мнению Дж.М. Кларка, активно изучавшего эту проблему, ключевым моментом процесса циклического развития.

 Реакцией на кризис явилась значительная дифференциация в уровнях экономического развития и ресурсной обеспеченности российских регионов. Эти факторы до настоящего момента влияют на неравномерность экономического развития и образования застойных зон экономического развития.

Неравномерность проявляется в дифференциации уровней дохода на душу населения, уровня жизни, платежеспособного спроса, в отставании от показателей докризисного периода. Экономический рост в большинстве российских регионов не имеет пока основы в виде качественно новых, инновационных, устойчивых или долговременно действующих факторов. Источники и условия возможного повторения разнообразных кризисов скрыты в высокой зависимости российской экономики от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, высоком уровне государственного долга, отставании структурной перестройки и модернизации материальной базы реальной экономики, слабом развитии рыночной инфраструктуры, недостаточной защите отношений собственности и законодательно неотрегулированных отношений между менеджментом и собственниками. Есть и другой- важный аспект, который выразился в шагах по созданию федеральных округов. В условиях кризиса федеральная власть, не имеющая опыта использования комплекса антикризисных мер регулирования проявила неспособность к предвидению и тем более своевременному реагированию на кризисные проявления. Более того, и, это особенно следует подчеркнуть, создание внутренне встроенных механизмов антикризисного регулирования и управления, находилось и до настоящего времени продолжает находиться на периферии всех проводимых реформ. В результате антикризисные действия регионов первоначально естественным, образом приобрели стихийный характер, а затем были закреплены в местной законодательной базе. Это нарушило целостность правового и экономического пространства страны. Ее пришлось восстанавливать, приводить местное законотворчество в соответствие с действующим федеральным законодательством. Вместе с тем, в ходе этого процесса была признана необходимость обобщить и учесть накопленный регионами опыт при корректировке и дополнении федерального экономического законодательства.

Ответственность за все негативные последствия реформ, падение социальных стандартов в регионах не может лежать только на региональных властях. Заметная часть кардинальных мер, проводимых федеральным правительством, носила не столько экономический, сколько политический характер, часто в большей степени учитывала интересы корпораций и крупных банков, действовавших на внешних рынках, чем интересы населения большинства российских регионов. И это не всегда было оправдано. Многие изменения в организации и регулировании экономики приобрели столь стремительный характер, что разрушение прежних механизмов хозяйствования не было подкреплено последовательной их заменой на новые. Во многом действия властей в регионах являлись попыткой преодолеть негативные последствия этой разрушительной политики. Но в силу экономической слабости большинства из них, неподготовленности кадрового состава, политической дезориентации их решения продемонстрировали низкую эффективность самостоятельного регулирования.

Выход из кризиса и дальнейший рост связан с принятием мер, которые остановили бы дальнейшую дезинтеграцию воспроизводственных процессов в регионах и межрегиональных экономических и производственно-технологических связей, восстановили целостность экономического пространства страны. Макроэкономическое регулирование должно содержать в себе компоненты антициклической и антикризисной направленности.

Их разработка с учетом российской специфики и особенностей переходного периода должна стать органической частью стратегии долгосрочного развития, отвечающей общим для всех регионов критериям экономической и социальной модернизации общества. Осуществление перехода к рыночной экономике, применение новых методов хозяйствования предполагает, во-первых, охват по существу всех сфер экономики, а, во-вторых, исправление допущенных ранее ошибок в макроэкономическом регулировании.

Анализ, обобщение и критическое осмысление накопленного федеральными и региональными властями опыта антикризисного регулирования и управления, его сопоставление с практикой других стран являются предпосылкой выработки практических предложений и рекомендаций для программ устойчивого и экономически безопасного социального развития.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?