Билет №80


80. Муниципальные финансы.

Муниципальные финансы как экономическая категория.

Содержание муниципальных финансов; понятие и сущность; бюджетный процесс в муниципальном образовании; доходы и расходы местного бюджета; дефицит местного бюджета; межбюджетные отношения на муниципальном уровне.

Содержание муниципальных финансов

Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Муниципальные финансы основываются на принципах:

  • o самостоятельности;
  • o государственной финансовой поддержки;
  • o гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей организаций, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Функции финансов.



Что Вы посещаете?

Функции муниципальных финансов. Исходя из общего понимания финансов как экономической категории финансам муниципальных орга­нов власти присущи те же функции: распределительная, регулирующая и контрольная.

Распределительная функция муниципальных финансов заключается в распределении и перераспределении стоимости валового продукта и части национального дохода в процессе формирования финансовых фондов, необходимых для выполнения органами местного самоуправле­ния возложенных на них функций. В соответствии с объективными свой­ствами государственных и муниципальных финансов объектом распре­делительно-перераспределительных отношений выступает (должна выступать) стоимость валового продукта и накоплений, созданных на соответствующей территории и формирующих ее финансовый и бюд­жетно-налоговый потенциал. Однако на практике это теоретическое по­ложение реализуется крайне редко. Существенной особенностью финансов муниципальных органов власти является высокая зависимость ко­нечных объемов финансовых ресурсов, аккумулируемых в местных бюджетах (главном звене муниципальных финансов), от существующей в данный период времени системы межбюджетных отношений, в частно­сти принципов распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и территориями страны.

С распределительной функцией теснейшим образом связана регули­рующая функция, заключающаяся в целенаправленном воздействии ор­ганов местного самоуправления на социально-экономические процессы на подведомственных территориях. Эта функция часто объединяется с распределительной или выделяется как ее подфункция, поскольку пе­рераспределение доходов хозяйствующих субъектов и населения всегда оказывает определенное регулирующее воздействие на социально-экономические процессы. Особое внимание к регулирующей функции фи­нансов в значительной мере было обусловлено расширением функций государства, его активным вмешательством в экономику, что способство­вало обособлению этой функции как самостоятельной. Поэтому под ре­гулирующей функцией государственных и муниципальных финансов обычно понимается их целенаправленное использование в качестве ме­ханизма регулирования экономических процессов (темпов роста эконо­мики и ее структурной перестройки).

Наиболее полно регулирующая функция реализуется на уровне госу­дарственных (центральных) органов власти и управления. На муниципальном уровне ее выполнение затрудняется объективными факторами: во-первых, функциональной ролью местных органов власти, ориентиро­ванных на решение прежде всего социальных задач; во-вторых, ограни­ченностью финансовых ресурсов, которыми располагает большинство органов местного самоуправления. Лишь на территории сравнительно немногих муниципальных образований местные органы власти могут проводить достаточно активную финансовую политику, стимулирую­щую экономическое развитие предприятий.

Основными инструментами реализации регулирующей функции му­ниципальных финансов являются: 1) налоги, установление размеров ко­торых и предоставление налоговых льгот находятся в компетенции мест­ных органов власти; 2) расходы местных бюджетов на реализацию инвести­ционных программ развития предприятий и отраслей на соответствующих территориях; 3) заимствования, осуществляемые местными органами вла­сти в целях реализации инвестиционных программ и проектов.

Контрольная функция финансов муниципальных органов власти проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости валового продукта, формирования фондов финансовых ресурсов муни­ципальных органов власти. Контрольная функция осуществляется спе­циально уполномоченными органами. Основными направлениями фи­нансового контроля являются: контроль за правильным и своевремен­ным перечислением средств в финансовые фонды органов местного самоуправления; контроль за соблюдением пропорций при распределе­нии средств между муниципальными и вышестоящими бюджетами; кон­троль за соблюдением структуры финансовых фондов как при их форми­ровании, так и использовании (контроль за целевым использованием средств) и т. д.

 Механизм формирования муниципальной финансовой системы.

Выполнение территориальными органами власти возложенных на них функций требует формирования на постоянной основе финансово-бюджетных ресурсов, соответствующих законодательно установленным полномочиям. В теории муниципальных финансов выделяются следующие основные элементы (звенья):

1) средства местного бюджета;

2) муниципальные внебюджетные фонды;

3) муниципальный кредит (долг органа власти, включая муници­пальный заем, и задолженность перед органом власти);

4) муниципальная собственность (финансы муниципальных пред­приятий);

5) другие финансовые фонды и активы, находящиеся в распоряже­нии местных органов власти.

На практике некоторые из этих звеньев могут отсутствовать, по­скольку возможности их формирования определяются национальными законодательствами. Это касается таких элементов, как внебюджетные фонды, муниципальный заем и прочие финансовые источники, исполь­зование которых может быть сильно ограничено, вплоть до полного за­прета. Поэтому главными и иногда единственными звеньями остаются местные бюджеты и финансы муниципальных предприятий.

Центральным звеном муниципальных финансов выступают местные бюджеты, формирующие материальную основу для реализации полно­мочий органов местного самоуправления. В системе муниципальных фи­нансов это один из главных инструментов регулирования социаль­но-экономических процессов на местном уровне. В общем понимании местный бюджет представляет собой специальный фонд финансовых ресурсов, находящийся в распоряжении местного органа власти, предна­значенный для выполнения этим органом возложенных на него функций.

Муниципальные внебюджетные фонды представляют собой специ­альные финансовые фонды, создаваемые в особых формах и особыми (отличными от бюджетных) методами. Внебюджетные фонды образуют­ся в процессе финансовых взаимоотношений местных органов власти с физическими и юридическими лицами и предназначены для решения конкретных социально-экономических задач на соответствующей терри­тории.

В составе муниципальных финансов внебюджетные фонды занимают особое место и играют специфическую роль. Формирование и использо­вание этих фондов осуществляются вне рамок бюджетного процесса. Их возникновение было обусловлено необходимостью финансового обеспе­чения отдельных видов расходов, имеющих важное значение для дан­ной территории. В мировой практике наибольшее распространение получили социальные, экономические, инвестиционные и экологические фонды.

Муниципальные внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, поэтому характерными чертами этих фондов являются: чет­ко обозначенная цель их создания и функционирования, отраженная в нормативном акте органа местного самоуправления; целевое закрепле­ние различных видов доходов за соответствующими расходами; органи­зационная самостоятельность, обеспечиваемая созданием специальной структуры, управляющей средствами соответствующих фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть: спе­циально установленные решениями местных органов власти целевые от­числения и сборы в соответствующие фонды; добровольные взносы фи­зических и юридических лиц; доходы от предпринимательской деятель­ности аппарата управления соответствующим фондом; штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного и экологического законодательства; другие источники средств. В зависи­мости от метода привлечения средств в фонды (например, часть средств внебюджетного фонда может формироваться страховым или кредитным методом), взносы в фонды могут иметь безвозвратный (например, сред­ства самообложения граждан) или возвратный характер (взносы в фонды жилищного строительства и инвестиционные муниципальные фонды, формируемые с использованием заемных средств).

Муниципальный кредит — это совокупность кредитных отношений, возникающих между местными органами власти и физическими и юри­дическими лицами, при которых местный орган власти выступает как кредитор (предоставляет средства другим лицам), как заемщик (привле­кает средства физических и юридических лиц) или как гарант (берет на себя ответственность за погашение долговых обязательств других лиц). Чаще всего орган местного самоуправления выступает в роли заемщика средств, однако это право часто ограничивается, вплоть до запрета заим­ствований, со стороны вышестоящих уровней власти. Введение ограни­чений в данной сфере отношений вызывается необходимостью предот­вращения возникновения структурных дисбалансов местных бюджетов и банкротства муниципалитетов.

Финансы предприятий, находящихся в муниципальной собствен­ности, — неотъемлемое звено муниципальных финансов во всех странах. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на правах собственности местным органам власти. Имущество, находя­щееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальны­ми предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Права собственности от имени муниципального образования осу­ществляет орган местного самоуправления и другие лица.

В муниципальной собственности могут находиться: 1) земля, воды, недра, леса, животный и растительный мир и другие подобные объекты; 2) имущество местных органов власти; 3) средства муниципальных вне­бюджетных фондов; 4) жилой фонд; 5) местные пути сообщения, комму­никации и средства связи; 6) различные объекты производственной и со­циальной инфраструктуры.

Муниципальная собственность является важным элементом эконо­мической основы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления и используется как инструмент социальной защиты и финансовой поддержки отдельных социальных групп. Муниципаль­ные предприятия, для которых характерно их общественное назначение, обычно не ставят целью своей деятельности получение прибыли. Тем не менее в ряде случаев может преследоваться и финансовый интерес (на­пример, проникновение в новые сферы коммерческой деятельности), что позволяет привлекать в местные бюджеты дополнительные доходы. Традиционными сферами хозяйственной деятельности местных органов власти являются: жилищное хозяйство; коммерческо-бытовое обслуживание населения; благоустройство территорий; охрана окружающей среды.

Механизм реализации финансовой политики в муниципальном образовании.

В процессе финансовой деятельности муниципальных образований решаются следующие задачи:

- планомерное формирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями муниципальных образований;

- экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;

- контроль за законным и целесообразным использованием денежных ресурсов.

Функции финансовой деятельности муниципальных образований - это основные направления этой деятельности. К функциям финансовой деятельности относятся:

- образование муниципальных денежных фондов;

- распределение муниципальных финансовых ресурсов;

- использование муниципальных финансовых ресурсов;

- муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

Средства финансовой деятельности муниципальных образований, используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей, включают:

- правовые нормы;

- нормы бухгалтерского учета;

- операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.

Способы финансовой деятельности муниципальных образований — это конкретные пути, методы достижения целей финансовой деятельности муниципальных образований.

Способы финансовой деятельности подразделяются на:

- общие - те, которые используются при осуществлении всех или почти всех функций финансовой деятельности муниципальных образований;

- специальные - те, которые используются в процессе реализации отдельных функций финансовой деятельности.

Общие способы финансовой деятельности муниципальных образований:

- командно-волевой (императивный) заключается в том, что муниципальные образования в ходе финансовой деятельности действуют по принципу «команда – исполнение»;

- рекомендательный состоит в поступлении не команд, а рекомендаций субъектам финансовой деятельности, которые не обязательны, но наиболее приемлемы для исполнения ими;

- коллегиальный заключается в совместном решении вопросов уполномоченными субъектами финансовой деятельности на паритетных началах.

Специальные способы финансовой деятельности муниципальных образований применяются в процессе реализации функций:

- образования денежных фондов;

- использования денежных средств;

- распределения финансовых ресурсов.

Что Вы посещаете?

В процессе осуществления функции образования денежных фондов применяются следующие специальные методы:

- обязательных платежей - проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды;

- добровольных платежей - проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, добровольных пожертвований;

- финансовых изъятий - проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия;

- штрафной - выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово -правовых норм.

В процессе реализации функции использования денежных средств применяются следующие специальные методы:

- безвозвратного финансирования – не требующих возврата и безвозмездно выделенных денежных средств;

- возвратного финансирования - выделение денежных средств на началах возвратности и возмездности.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах — бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расши­рение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муни­ципальных займов.

Муниципальные финансы выполняют основные функции, присущие финансам как экономической категории. Вместе с тем реализация данных функций характеризуется определенной спецификой.

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Следовательно, основная функция муниципальных финансов — распределительная.

Распределительная функция муниципальных финансов состоит в том, что посредством распределения перераспределения вновь созданной на территории муниципального образования стоимости осуществляется обслуживание территориального воспроизводства, формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования социально-экономического развития муниципального образования.

В отличие от федеральных финансов местные финансы выполняют функции по обеспечению финансовой основы удовлетворения общественных потребностей не для общества в целом, а для определенной его части, объединенной границами конкретного муниципального образования.

Муниципальные финансы имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой экономических и социально-политических условий конкретной территорией, а также местом и ролью данной территории в системе межхозяйственных связей в экономике.

Объем и структура фондов денежных средств, формируемых органами местного самоуправления, зависят от закрепленных за ними полномочий и обязанностей.

В целом распределительная функция муниципальных финансов позволяет:

- создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

- осуществлять внутрихозяйственное, внутрирегиональное, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и со­циальными группами;

- создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, местного самоуправления, а также осуществлять накопления.

Контрольная функция муниципальных финансов выражается в осуществлении контроля за своевременным и правильным формированием денежных фондов муниципального образования, за соответствием объемов и структуры этих фондов объему и струк­туре потребностей социально-экономического развития территории, за целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых ресурсов.

Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных, функций. Местные финансы имеют ярко выраженную социальную направленность. Они играют существенную роль в обеспечении компенсации малообеспеченным слоям населения определенных издержек, связанных с функционированием рыночной системы хозяйствования, (безработица, рыночные цены на товары и услуги и т. д.).

Роль муниципальных финансов состоит в:

- экономической стабилизации;

- трансформации экономических отношений;

- адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям;

- стимулировании инвестиционной активности;

- в решении социальных задач.

Таким образом, местные финансы участвуют в перераспределении аккумулируемых ресурсов по направлениям, приоритетным для муниципального образования. Они в наибольшей степени приближены к потребностям конкретной территории; Это создает возможность более эффективного использования денежных ресурсов территории в сравнении с общегосударственными денежными фондами. Локальные масштабы территории и ограниченные объемы территориального распределения финансовых ресурсов облегчают задачи контроля за их целенаправленным использованием.

Виды финансовой политики.

Финансовую политику можно классифицировать по различным критериям: территориальному, временному, в зависимости от объектов воздействия.

По территориальному критерию выделяют общегосудар­ственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую ос­нову развития как государства в целом, так и каждого территори­ального и муниципального образования.

По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стра­тегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы.

Фи­нансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономи­ческого развития и должны быть реализованы в конкретном фи­нансовом периоде. Примером финансовой тактики являются сни­жение ставки налога на добавленную стоимость, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес­ных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, ма­лообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероп­риятия тактического характера должны проводиться в рамках фи­нансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

В зависимости от объектов воздействия выделяют финансо­вую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и фи­нансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную по­литику и политику в области государственного социального стра­хования.

Бюджетная политика государстваглавная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между: субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

При выработке целей и задач социальной политики государ­ства важное место отводится разработке политики в области госу­дарственного социального страхования на принципах, соответ­ствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом госу­дарство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные фи­нансовые возможности реализации социальных гарантий населе­нию, корректирует направления развития государственного со­циального страхования, методы мобилизации и формы расходо­вания средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функциони­рования экономики. Политика в области государственного соци­ального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоп­риятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, до­биться улучшения состояния здоровья нации и сгладить небла­гоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйство­вания включает разработку основных мероприятий в области го­сударственной амортизационной политики, развития приоритет­ных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономичес­кого развития государства, составление

Методы управления финансами.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования цели и задачи их деятельности. 
В управлении финансами выделяют две группы методов: 
Экономические 
Административные 
1. К экономическим относятся: 
- фискальная политика; 
- финансовое планирование; 
- координация финансовых ресурсов; 
- финансовое регулирование. 
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов для воздействия на экономику с целью ускорения экономического роста. 
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств. 
2.К административным методам следует отнести: 
- систему амортизационных отчислений; 
- систему финансовых санкций. 
- финансовый менеджмент. 
Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами: 
Финансовое планирование 
Финансовое прогнозирование 
Оперативное управление 
Финансовый контроль 
1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период. 
2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления. 
3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов. 
4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений. 
6.Финансовое планирование, прогнозирование и контроль. 
Финансовое плпнирование. 
Объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства. 

Планирование характеризуется: 
- экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений) 
- интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники) 
- эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление). 
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 
- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции); 
- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет); 
- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями; 
Финансовое планирование на уровне государства. 
Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей. 
Коммерческое предприятие. 
Финансовый план для коммерческого предприятия - это баланс доходов и расходов. 
Бюджетное предприятие. 
Для бюджетных организаций финансовый план - это смета. 
Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами. 
По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года. 
Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части. 
Финансовый контроль. 
Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится: 
-общегосударственный контроль (вневедомственный). Осуществляют органы государственной власти и управления и контролю подлежат предприятия и организации независимо от ведомственного подчинения; 
-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений; 
-внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений; 
-общественный финансовый контроль осуществляется на общественно -добровольных началах физическими лицами; 

- независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; 
Государственный федеральный контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума Совет Федерации. 
7. Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики. Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно- кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий: 
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении); 
- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении). 
Основными методами денежно- кредитной политики являются: 
- изменение ставки учетного процента; 
- операции на открытом рынке; 
- изменение норм обязательных резервов банков; а также специальные методы по регулированию отдельных видов кредита. 
Субъектом денежно- кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег. 
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно- кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?