Билет №89


89. Информационные системы и технологии в государственном управлении. Электронное Правительство.

Источники, порождающие управленческую информацию государственного управления: нормы законодательных и иных актов, обращения граждан, обязательные указания вышестоящих государственных органов, факты, проблемные и др. сложные ситуации.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления.
Управленческая информация - это часть социальной информации.

Источники, порождающие управленческую информацию: нормы законодательных и иных актов, управомачивающие государственные органы и государственных служащих на принятие управленческих решений; обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав; обязательные указания вышестоящих государственных органов факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые составляют состояние управляемых объектов; проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации.

Информации должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности (словесное выражение в доступной форме).

Характер и объем управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей. Для организации движения управленческой информации необходимо:

  1. Обогащение содержания единицы информационных материалов, т.е. введение в них лишь тех сведений, которые обладают информационными признаками, актуальными для управленческих решений и действий.
  2. Структурировать управленческую информацию., т.е. она должна иметь ту же структуру, что и организационная структура государственного управления, и обслуживать последнюю.

Необходимо использовать научные процедуры и правила отбора, анализа и оценки информации.

Информационную систему ГУ должны обуславливать единство и всеохватываемость. Тогда можно надеяться на рациональность и эффективность
ГУ. Особенно актуально ф+ормирование системы содержания информации
(сведения, отражающие материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры управляемых объектов: данные о нормах, нормативах, стимулах регулирующих производственную, духовно- культурную и иную деятельность управляемых объектов: сведения о количественном и качественном составе персонала госорганов). Важно сочетание механических средств ручного обращения с информацией, электронно- вычислительных машин и человеческого разума. Примером информационных систем может служить: Консультант +, Гарант, ЦБКИ - центральный банк кадровой информации.

Информационные ресурсы России.

Органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, и т.д.) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации.

Общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляют собой, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются разного рода информационными организациями и подразделениями, государственными, муниципальными и частными. Государственные информационные организации имеются в подчинении всех ведомств и всех региональных администраций. Однотипные по формам информационной деятельности организации в ряде случаев объединяются наличием единого методического руководства, общих нормативных документов, налаженной (в разной степени) системой информационных потоков и составляют четыре основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный универсальный характер. Это библиотечная сеть России, Архивный фонд Российской Федерации, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). В настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах.

Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Однако сколько-нибудь организованной системы информационно-справочных служб для населения России в настоящее время нет, что следует рассматривать как проявление структурной неполноты российских информационных ресурсов. Необходимо создать условия, обеспечивающие получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения.

Для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления, особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных, собираемых организациями разных ведомств сведений, относящихся к определенным участкам местности, объектам или субъектам, то есть построение кадастров и регистров. Построение единой системы государственных кадастров и регистров Российской Федерации, ведущихся на единой географической информационной основе в соответствии с едиными правовыми, технологическими и экономическими нормами, могло бы создать весьма важный особый вид государственных информационных ресурсов межотраслевого характера. Однако в большинстве случаев проводимые ведомствами работы по созданию государственных кадастров не согласованы между собой в организационных, методологических, информационных и функциональных аспектах.

При существующем подходе к формированию государственных кадастров и регистров уже на этапе сбора возникает дублирование информации, которое на последующих этапах технологического цикла приводит к многократному вводу одних и тех же данных в базы данных различных ведомств и организаций и дублированию при хранении. В то же время такая технология не гарантирует полноту необходимых данных для каждого конкретного ведомства. Несогласованность форматов, хранимых в разных системах данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводят к неоднозначности и противоречивости содержащейся в информационных системах разных ведомств информации и невозможности ее совместного использования.

В большинстве случаев практически отсутствует федеральный уровень кадастровых систем, что нарушает согласованность развития систем региональных информационных ресурсов, не позволяет оперативно использовать сопоставимую (по семантическим и технологическим параметрам) информацию из разных регионов. Это препятствует созданию единого информационного пространства страны и создает информационную основу для центробежных тенденций в экономике и политике.

Отсутствие единой системы государственных кадастров и регистров является серьезным структурным недостатком системы российских информационных ресурсов.

Помимо информации из специализированных информационных организаций, подразделений и систем, ключевую роль в обеспечении работы любых органов, организаций и предприятий играют их собственные информационные ресурсы, создаваемые непосредственно в ходе их основной деятельности и управления предприятием. Такие информационные ресурсы обычно используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач* . Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих картотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов.

Аналогичные по принципам использования "встроенные" информационные ресурсы формируются в органах власти и управления разных уровней, на предприятиях и в организациях сферы материального производства, организациях социальной сферы, учреждениях культуры, образования, организациях, связанных со здравоохранением, жилищно-коммунальным, бытовым обслуживанием населения. Государственное управление и регулирование процессов формирования и использования всех этих видов информационных ресурсов осуществляется, в основном, через ведомственные и территориальные системы управления соответствующими отраслями.

Несмотря на то, что встроенные информационные ресурсы используются в основном "внутри" отдельных организаций, многие из них представляют значительный общественный интерес в связи с тем, что могут служить источником информации для других организаций и предприятий (обычно связанных между собой технологически), а также для граждан (чаще ресурсы органов власти и управления, организаций социальной сферы).

Большинство государственных органов и организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими сведения, интересующие массового пользователя, не специализируются на ведении массового информационного обслуживания и не имеют соответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей.

На основе представляющих общественный интерес государственных информационных ресурсов необходимо формировать их модифицированные версии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю информацию, технологически и организационно легко доступную для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих ее для производства информационных продуктов и услуг. Явный недостаток подобных информационных ресурсов и неразвитость экономических, правовых и организационных механизмов их формирования являются серьезными недостатками системы российских государственных информационных ресурсов.



Что Вы посещаете?

Одним из следствий недостатка подобных, адаптированных к условиям массового информационного обслуживания модификаций, крупных профессионально формируемых и поддерживаемых информационных ресурсов является низкая информативность российского сектора сети Интернет.

В России, в отличие от развитых стран, сеть Интернет пока не стала неотъемлемой частью массовой культуры и бизнеса. Профессиональные производители информационных ресурсов, обладающие навыками и возможностями качественного сбора, верификации и смысловой обработки информации, не видят сегодня возможностей прибыльной работы через сеть Интернет в России. Высококачественные активно используемые крупные научные, социально-экономические, справочные информационные ресурсы в российском Интернете сейчас скорее исключение, чем правило. Преодоление указанной выше структурной неполноты российских государственных информационных ресурсов (недостатка адаптированных для массового использования модификаций "фундаментальных" информационных ресурсов) позволит резко повысить эффективность такого перспективного средства доступа к информационным ресурсам, как общедоступные компьютерные телекоммуникационные сети.

 Состояние информационных ресурсов России

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации

Государственная система научно-технической информации

Информационные ресурсы Государственной системы статистики

Государственная система правовой информации

Информационные ресурсы отраслей материального производства

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах

Информационные ресурсы социальной сферы

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности

Информация федеральных и региональных органов государственной власти.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления

Особый характер и значение имеют информационные ресурсы органов власти и управления. Здесь имеются две схемы формирования информационных ресурсов:

  • централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней, осуществляемое ФАПСИ;
  • самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов - федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

Система централизованного информационного обеспечения базируется на использовании крупных политематических информационных ресурсов, включающих: фонд социально-экономической информации о Российской Федерации и ее регионах, фонд информации о чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и фонд правовой информации. Основными источниками информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом России и др.), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений Конституционного Суда, вестники и бюллетени Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах в течение прошедших трёх-пяти лет было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Однако недостаточная координация на федеральном и региональном уровнях деятельности по созданию таких систем привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.

В последнее время происходит смещение приоритетов из сферы разработки функциональных систем для отдельных подразделений аппарата управления в сферу создания единых систем первичных информационных ресурсов региона. Особенно динамично развиваются сейчас процессы создания баз данных кадастрового типа, в которых собирается первичная информация об объектах и субъектах социально-экономических отношений.

Для органов власти всех уровней остаются характерными слабое "горизонтальное" информационное взаимодействие и слабое развитие информационных ресурсов, предназначенных для массового информационного обслуживания населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует консервации закрытости и недемократичности российской власти. С другой стороны, организация регулярного информационного обслуживания граждан требует ресурсов, которых, как правило, у органов власти не хватает.

Наиболее перспективным способом решения этих проблем является размещение всех открытых информационных ресурсов органов власти на общедоступных сайтах Интернет либо передача их для организации информационного обслуживания в соответствующие федеральные и региональные библиотеки. Подобная модель доступа граждан к информационным ресурсам органов власти принята в США и ряде других стран.

Что Вы посещаете?

Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями)

1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

2) государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;


Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Единое «окно» органов государственной власти.

"Среда электронного взаимодействия" представляет собой, во-первых, систему технологических стандартов, которые позволяют создать единое пространство для согласованной работы всех субъектов информационного взаимодействия, и, во-вторых, построенную на основе этих стандартов инфраструктуру, обеспечивающую практическую реализацию электронного взаимодействия, как на прикладном, так и на телекоммуникационном уровне. Кроме того, необходимо отметить, что "Среда электронного взаимодействия" включает в себя систему нормативно-правового и организационного обеспечения (законов, актов, постановлений), определяющих как юридический статус самой "Среды", так и порядок ее организации и функционирования.

По сути, "Среда" - это интеграционный механизм, который реализует взаимодействие территориально распределенных и слабо связанных информационных систем органов государственной власти (включая порталы). Использование такого подхода значительно повышает эффективность оказания госорганизациями комплексных услуг гражданам, представителям бизнеса, другим органам государственной власти, что особенно важно в межведомственном взаимодействии. "Среда электронного взаимодействия" также может быть использована в качестве интеграционной платформы для реализации электронных административных регламентов внутри одного ведомства.

Электронное Приморье.

Для развертывания информационных и телекоммуникационных услуг на территории Приморского края создается сеть, соответствующая следующим требованиям: мультисервисность - возможность предоставления конечному пользователю широкого набора услуг, таких как телефония, передача данных, видеоконференц-связь, совместная работа над документами и базами данных и т.д.; возможность высокоскоростной передачи больших объемов информации; предоставление доступа к сети общего пользования, сети Интернет, сетям других операторов связи; защита информации; высокая надежность передачи информации; возможность контроля ресурсов сети в реальном времени; гибкость технического решения - с ростом объемов передаваемой информации техническое решение не должно измениться (для увеличения пропускной способности сети значительных капитальных вложений не должно потребоваться: необходимо обеспечить возможность изменения технического решения лишь путем замены сетевого оборудования); снижение тарифов на услуги связи населению; снижение бюджетных затрат на услуги связи. Создание мультисервисной сети включает модернизацию компьютерной сети Законодательного Собрания Приморского края и Администрации Приморского края; подключение к этой сети органов местного самоуправления всех уровней; государственных предприятий, бюджетных и других организаций различных форм собственности. Будет обеспечен доступ к услугам мультисервисной сети всему населению Приморского края: в каждой сельской школе, библиотеке, почтовом отделении связи будут созданы пункты коллективного доступа к Интернет. Будет обеспечен доступ населения края к следующим услугам: качественная телефонная связь; Интернет-телефония; Интернет; электронная почта; цифровые телевизионные каналы; система оповещения при чрезвычайных ситуациях; доступ к единой дежурно-диспетчерской службе. В начале работы по созданию мультисервисной сети будет проведена модернизация локально-вычислительной сети Администрации Приморского края. В настоящее время сеть Администрации Приморского края не может в полном объеме решать задачи управления органами исполнительной власти края с широким использованием информационно- коммуникационных технологий. Эксплуатируемое в Администрации Приморского края компьютерное оборудование имеет недостаточную мощность. Можно выделить основные особенности существующей локально- вычислительной сети Администрации Приморского края:передача внутренней информации между подразделениями, находящимися в различных зданиях производится через сеть общего пользования, что снижает скорость и качество передачи; передача информации ведется по каналам низкой производительности, поскольку в основном осуществляется по коммутируемым телефонным линиям; неоднородность технических средств усложняет техническое обслуживание, отсутствие отслеживания работы системы не позволяет вести оперативный контроль состояния сети; наличие мини-АТС позволяет сократить число арендуемых городских телефонных номеров, что сокращает расходы на услуги связи; способ организации телефонной связи через сеть общего пользования не позволяет реализовать единую телефонную нумерацию, а также получить дополнительные виды обслуживания, присущие корпоративным АТС (конференц-связь, переадресация звонков и т.д.). Создание мультисервисной волоконно-оптической сети Приморского края будет проходить в течение двух этапов. На первом этапе (2003 г.) будет создана сеть доступа населения края к широкому спектру услуг, предоставляемых мультисервисной волоконно-оптической сетью. На втором этапе развития мультиссрвисной сети (2004 г.) в муниципальных образованиях края будут созданы узлы подключения к сетям различных операторов связи, работающих на территории Приморского края.

 

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?