ГОСЫ ГМУ 2015 (сокращенные шпаргалки)




Развернутые билеты ГОСы ГМУ

1. Эволюция управленческой мысли: периодизация и характеристика основных этапов.

Актуальность исследования управленческой мысли в том, что любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.

Первоначальный период: древнейших обществах (Древний Шумер, Древний Египет); в Древнем Китае величайший мыслитель Лао-Цзы; философ Древней Греции Аристотель.

Индустриальный период: связан с промышленной революцией (английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Риккардо).

Период систематизации менеджмента: Тейлор.

Информационный период: использование экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

2. Основные научные школы и направления теории управления

Актуальность исследования управленческой мысли в том, что любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.

Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту.

Принципы для развития менеджмента: рациональная организация труда; разработка формальной структуры организации; определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления.

Административная школа управления (1920-1950 гг.) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры.

3. Развитие науки управления в России

Актуальность исследования управленческой мысли в том, что любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.

Донаучный этап: развития взглядов на управление в России отмечается уже с XVI в. Определенный вклад в становление науки управления и совершенствования государственного управления внесли идеи: ученого М.В. Ломоносова, Д.А. Голицина, А.Н. Радищева, премьер-министра П.А. Столыпина и других мыслителей и практиков, высказывавшихся по общим проблемам управления (И.Т. Посошков, М.М. Сперанский и др.)

В последние годы в нашей стране вышло немало монографий, научных статей, учебников и учебно-методических пособий, специально посвященных вопросам государственного и муниципального управления. Заметное место среди них занимают публикации Атаманчука, Граждана, Пригожина.

4.Новая управленческая парадигма: основные идеи.

Актуальность Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях России центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти.

Конец XX в. был ознаменован отходом от технократического, рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть ВВП страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится.

5. Методологические подходы к сущности управления: кибернетический и синергитический.

Актуальность. Данные подходы формируют современную модель управления.

Кибернетика - это наука об управлении и связи, оптимальном управлении, о восприятии, хранении и переработке информации, о причинных сетях. Каждое из этих определений подчеркивает существенную сторону кибернетики.

Важную роль в управлении имеет обратная связь.

Управление в самом общем виде – это упорядочение системы, т.е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

Синергетический подход – способ постановки новых, нетрадиционных вопросов о сложноорганизованном мире, стимулирующих перспективные направления исследований в различных областях науки, в том числе, гуманитарных.

6. Социальное управление: понятие, виды, соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Актуальность социального управления заключается в том, что возрастает роль личности в государстве.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Менеджмент - Совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

В современной науке менеджмент рассматривается с двух точек зрения.

С одной стороны, это – управление организацией, самостоятельно действующей в условиях рынка, часто принимающей рискованные решения в самых неожиданных обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент – это управление самостоятельным видом деятельности, необязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными.

7.Принципы управления. Систематизация принципов управления.

Актуальность исследования принципов управления заключается в применении их на любой стадии управления.

Принципы управления - это основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления. Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.

Анри Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Эмерсон разработал двенадцать принципов производительности. В. Д. Граждан представляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.

8. Сущность законов социального управления.

Актуальность исследования законов обусловлена значимостью общих, существенных и необходимых связей, изучаемых наукой управления.

Закон социального управления – это зависимость управляющего воздействия от состояния системы и внешней среды.

Общие законы: закон соответствия управляющей системы разнообразию управляющего объекта; закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении; закон устойчивого равновесия между субъектом управления и объектом управления; закон доминирования глобальной цели; закона развития самодеятельной активности по управлению общественными делами и развертывания сил саморегуляции.

Частные законы: закон изменения функций управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон самовозрастания бюрократизма (закон С.Паркинсона); закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (закон Л.Питера) и другие.

9. Функции управления: понятие, классификация. Характеристика основных функций управления.

Актуальность исследования функций управления обусловлена тем, что изучение процесса управления с точки зрения его функций – это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Конкретные (специфические) функции отражают специфику той или иной организационной системы. Конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, и их перечень зависит от перечня объектов управления, например, ресурсов, процессов и результатов.

конкретные функции управления:

- ресурсами.

- процессами.

- результатами.

10.Технологии в социальном управлении: сущность и современная практика применения

Актуальность. Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и применения как отдельных стратегических типов управленческих технологий, так и их различных сочетаний.

Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.

различные типы управленческих технологий, а именно: управление по целям; управление по результатам; управление на базе потребностей и интересов; управление путем постоянных проверок и указаний; управление в исключительных случаях; управление на базе активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др.

11.Профессиональное управление организацией: новые требования к руководителям

Актуальность. Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и передовой практики управления в рыночных условиях.

техническая квалификация – это отличительный фактор рабочего процесса на операционном и профессиональном уровнях. С повышением ответственности руководителя значение его технической квалификации уменьшается и растет его зависимость от уровня профессионализма подчиненных. Более того, во многих случаях современные менеджеры имеют весьма приблизительное представление о технической стороне производственных процессов.

умение работать с людьми, - Умение работать с людьми -это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и создания рабочих команд.

концептуальные способности Концептуальные способности - это навыки анализа поведения людей, динамики структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование).

12.Сущность и содержание управления человеческими ресурсами.

Актуальность. В настоящее время человеческие ресурсы – самая важная часть управления.

Человеческие ресурсы – это люди, которые составляют деловой рынок или экономическую систему. Человеческие ресурсы являются основным двигателем и источником силы экономической системы.

Управление человеческими ресурсами – это управление сотрудниками организации, или человеческими ресурсами. Оно ответственно за привлечение, отбор, обучение, оценку и работу сотрудников, а также наблюдение за управлением бизнесом и жизнью, предоставление гарантий соответствия правил приема на работу и внутреннего трудового распорядка.

Основу формирования человеческого капитала составляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов с целью повышения их производительности, т.е. инвестиции в человеческий капитал. Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.

13. Сущность предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам РФ

Актуальность. Стремление создать социальное государство порождает гос.услуги.

государственная услуга, - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Единый портал позволяет гражданам и организациям получать сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), содержащихся в федеральном реестре, а также получать эти услуги в электронной форме.

14.Социальное партнерство как актуальное технологическое направление в системе государственного и муниципального управления.

Актуальность заключается в согласовании и защите интересов различных социальных групп, слоев и классов, что способствует углублению демократии, формированию социального правового государства, открытого демократического гражданского общества

Социальное партнерство - это система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения согласия по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Две модели социального партнерства: Либеральня - модель также рассматривает рынок как наи­более важную сферу для организации человеческого взаимо­действия; социально-ориентированная - Главным принципом распределения социального обеспе­чения является универсализм.

15.Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов.

Актуальность. Главной целью социальной деятельности человека является улучшение условий жизни.

Социальная политика – это «совокупность теоретических положений и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение возрастающих социальных и духовных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата».

Социал-демократическая модель действует в скандинавских странах Европы.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности.

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения.

16.Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания в системе государственного и муниципального управления

Актуальность заключается в важности ориентированной на будущее деятельности по принятию решения, включающую назначение и выбор.

Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленных на достижение конечной цели. Социальные программы – один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, организационно-управленческими, комплексными.

Социальная инженерия обозначает «социальное конструирование» в рамках частных социальных процессов.

По уровню разработки и реализации программы и проекты бывают президентскими, федеральными, региональными, местными, а также - предприятий. С учетом фактора времени эти программы могут быть долгосрочными (5-7 лет), среднесрочными (3-5 лет), краткосрочными (1-3 года), текущими или оперативными (до 1 года).

17.Основные направления развития теории организации: классические и современные подходы.

Актуальность. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит теории управления.

Научное управление. Основополагающим условием этого направления классической теории является то, что работа, в частности работа исполнителей, может и должна изучаться с помощью научных методов.

Тейлором в следующих четырех основных положениях:

1) вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

2) с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

3) тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;

4) обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.

Современные подходы в теории организации: реинжиниринг, концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков), сетевые организации.

18.Природа и сущность организации. Развитие организационной науки.

Актуальность. Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни.

организация - это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координирующую систему.

Организация - это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей.

Социальная организация - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.).

Различают факторы внешней и внутренней среды организации.

19.Жизненный цикл организации.

Актуальность – изучение жизненного цикла необходимо для управления.

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.

этап предпринимательства - на данном этапе для организации характерен период становления в ходе которого также формируется жизненный цикл продукции. У организации система целей сформулирована еще не четко.

Стадия «выхаживание».

Стадия «младенчество».

этап коллективности

Стадия быстрого роста

Стадия «юность»

Стадия «расцвет».

этап формализации и управления

Этап выработки структуры –

Стадия «аристократизма».

Стадия «ранняя бюрократизация».

Стадия «бюрократизация».

этап упадка

20.Организационно-правовые формы организаций

Актуальность – все организации имеют организационную форму.

Организационно-правовая форма предприятия – это просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус. По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества. Организационно правовые формы деятельности предприятия. К хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Все юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

21.Взаимосвязь управления и организации: внутренняя и внешняя среда управления.

Актуальность. Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития.

22.Коммуникации в организациях. Коммуникационный процесс.

Актуальность. Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Организационные коммуникации - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации, поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;

- коммуникации необходимы для эффективного управления;

- мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.

23.Организационная культура управления: понятие, структура, свойства и функции.

Актуальность. Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные организации, стиль и процедуры управления, а также концепции технологического и социального развития.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Эдгар Шейн выделяет 3 уровня организационной культуры - артефакты (самый поверхностный уровень, внешние проявления организационной культуры - архитектура зданий, язык, манера одеваться и общаться и т.п,); провозглашаемые ценности (стратегии, цели, философии); и базовые представления (самый глубинный уровень организационной культуры - убеждения, верования).

24.Организационное проектирование. Измерение эффективности организационных систем.

Актуальность. Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и информацией.

Организационная структура управления – объединяет производственную структуру и структуру аппарата управления. При ее построении прежде всего определяют функции персонала организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работников, которые выполняют работу в пределах одной функции, объединяют в специализированные отделы. Особенность организационной структуры управления состоит в том, что в ее пределах осуществляется группировка задач управления и распределение полномочий между подразделениям, а не отдельными должностными лицами, т.е. распределяются полномочия, а не власть.

25.Государственное управление в системе научных знаний.

Актуальность. Формирование крупных государств обусловило создание административного аппарата.

Становление науки государственного управления связано с курсами «камеральных» или «камералистических» наук, которые читались в университетах Австрии и Германии в XVII веке.

Основные научные школы по теории государственного управления в первой половине 20 в.: французская (Ч-Ж. Боннен, А. Вивьен, А. Шардон), немецкая (М.Вебер), американская (В. Вильсон, Ф. Гуднау и другие), «Государственная школа» в России (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев и другие).

26.Предмет и методология теории государственного управления

Актуальность. Научное направление гос.управления возникло на пересечении теории политики и менеджмента (при ведущей роли политологии); впоследствии во многом использовались достижения других социальных наук — психологии, философии, социологии.

Современное государство является таким политическим институтом, который должен постоянно улучшаться и изменяться в соответствии с изменениями в обществе и его возрастающими потребностями.

Управление - процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

27. Конституционная стратегия развития России. Роль Конституции РФ (1993 г.) в формировании и становлении российской государственности

Актуальность. Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с феде­ративной формой государственного устройства. В ней закреп­лен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип раз­деления властей.

разделения на три ветви власти - в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения власти на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

Федерализм - Российское государство является федеративным государством.

Конституционная модель разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов отражена в ст.71 – 73 Конституции РФ, а распределение полномочий между ними проведено законодательно.

28.Государство как субъект управления общественными процессами.

Актуальность. Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

29.Общество как управляемая система. Система взаимодействия власти и общества.

Актуальность. Власть и общество всегда взаимодействуют друг с другом.

Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумевается совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть.

Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления.

Взаимодействие государства и гражданского общества предполагает политику сотрудничества институтов региональной власти и гражданского общества в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и этнократией, а также в процессах экономической дезинтеграции в некоторых богатых природными ресурсами регионах.

30.Природа власти. Основы организации государственной власти в демократическом обществе.

Актуальность. Власть всегда присутствует в управлении.

Природу власти нередко определяют и через категорию воли, т.е. через действенное сознание субъектов (носителей политической воли), стремящихся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие, активно формировать жизнедеятельность общества.

Источник власти, точнее первоисток - откуда и почему она исходит;

Ресурсы власти как процесса – то, что составляет опорные части, на которых строится, держится и реализуется властвование. Стать властью и быть ею - не одно и то же.

Источники власти могут превращаться в ее ресурсы, как родник - в озеро; а могут иссякать - и тогда власть убывает, сокращается. Выделим группы наиболее признанных источников и ресурсов власти.

Власть — это субъектно-объектные отношения, подразумевающие наличие субъекта власти и объекта власти.

31.Институт Президента в системе государственной власти Российской Федерации.

Актуальность. Проблемы становления президентства являются актуальными.

Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.

Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.

Конституционный статус главы государства реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятие очень близки друг к другу, но не тождественны.

Функции – наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов власти (4 основные функции определены в ст.80 Конституции РФ).

32.Система законодательной власти в Российской Федерации.

Актуальность. От качества работы зак.вл. будет зависеть степень эффективности принимаемых в стране политических решений.

законодательная власть – это одна из ветвей государственной власти, разрабатывающая и принимающая законы (нормативные акты), регулирующие общественную жизнь, а также контролирующие и принимающие бюджет страны.

На федеральном уровне Высшим законодательным органом власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

33.Система исполнительной власти в Российской Федерации.

Актуальность. От качества работы исп.вл. будет зависеть степень эффективности выполняемых в стране политических решений.

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

34. Основы организации государственной власти в субъектах РФ.

Актуальность. Конституция регламентирует как исключительные полномочия федеральных органов государственной власти и исключительные полномочия региональных органов государственной власти, так и совместные полномочия федеральных и региональных органов власти.

Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Конституция определяет основные принципы, на которых должна строится деятельность органов государственной власти субъектов РФ: самостоятельность и независимость органов власти субъектов РФ, обладающих вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения всей полнотой государственной власти; государственная целостность и единство органов государственной власти; защита прав граждан на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий.

35.Система судебной власти в Российской Федерации

Актуальность. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством.

36.Тенденции развития федеративных отношений в РФ

Актуальность. Россия является федерацией, поэтому федерализм актуален.

Федерализм - система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

37.Административные реформы в системе государственного управления: основные характеристики этапов реформирования

Актуальность. Административная реформа и ее реализация в современных условиях активного развития рыночных отношений, происходящих в мире процессов глобализации и интеграции, имеет важное значение как для российского государства в целом, так и для каждого человека и гражданина нашей страны.

Одной из главных задач, сформулированных в Концепции административной реформы в Российской Федерации, была переориентация деятельности органов управления на результат, на обеспечение законности и открытости публичного управления, на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и юридических лиц, на формирование действенной системы контроля и надзора за частнопредпринимательской деятельностью и деятельностью публичных служб.

Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации.

38.Глобальные мировые процессы и новые требования к управлению

Актуальность. Международные экономические отношения могут складываться между двумя или между большим количеством государств.

Глобальными называются отношения между всеми странами планеты. Они выражают экономические и иные интересы всего человечества. Глобальные экономические отношения количественно отличаются от макроэкономических отношений.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.

39.Понятие, сущность и принципы местного самоуправления.

Актуальность. Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.

Управление - это воздействие, поступающее в систему извне. Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. У советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.

40.Реформирование местного самоуправления в начале XXI века

Актуальность. Реформирование местного самоуправления – это основа административной реформы.

Принятие Федерального закона № 131-ФЗ 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наличие выборных органов местного самоуправления муници­пальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного са­моуправления, назначение должностных лиц местного самоуправ­ления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Территориальные основы местного самоуправления - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок создания, преобразования и упразднения муниципальных образований, изменения их границ.

41. Правовое регулирование местного самоуправления

Актуальность. Правовая основа помогает регулировать самоуправление.

Правовую основу местного самоуправления составляют: — Европейская хартия о местном самоуправлении, — Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- другие федеральные законы;

- конституции, уставы субъектов Российской Федерации, — законы субъектов Российской Федерации,

- уставы муниципальных образований,

- другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Правотворческий процесс - урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов.

42. Устав муниципального образования в системе муниципальных правовых актов.

Актуальность. Устав муниципального образования является основным нормативным актом регулирования вопросов организации местного самоуправления

Устав муниципального образования:

1) обладает признаками учредительного документа. Именно в уставе определяется (учреждается) сама система местного самоуправления, структура его органов. Единственное требование — обязательное наличие выборного органа;

2) принимается самим населением муниципального образования или его представительным органом при непосредственном участии населения (в форме обсуждения проекта устава);

3) по предмету своего регулирования является актом всеобъемлющего характера. Он призван закрепить и урегулировать отношения не в одной какой-либо сфере общественной жизни, а во всех основных областях жизнедеятельности местного сообщества и его членов;

4) служит основой дальнейшего местного нормотворчества и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам данного муниципального образования.

43.Территориальная организация местного самоуправления

Актуальность. Муниципальное образование – территориальное звено местного самоуправления

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположных тенденции. Первая — приближение местной власти к населению.

Вторая тенденция — укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру.

Под принципами территориальной организации местного самоуправления следует понимать законодательно установленные нормы и положения, в соответствии с которыми муниципальные образования создаются и преобразовываются.

44. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Актуальность. В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных задач.

В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется одновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер.

45.Основные модели и системы местного самоуправления

Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления.

Основные принципы организации местного самоуправления во Франции были заложены еще в конце XVIII - начале XIX веков. Они существенно отличались от тех принципов, которые лежали в основе организации местного самоуправления в Великобритании, США и других странах англосаксонской правовой семьи.

Смешанная (гибридная) модель характеризуется тем, что сочетает в себе признаки различных типов местного самоуправления.

46.Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Актуальность. Граждане могут участвовать в системе местного самоуправления.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:

- местные референдумы;

- муниципальные выборы;

- голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;

- сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Правотворческая инициатива граждан - право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом.

47. Территориальное общественное самоуправление как механизм взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями

Актуальность. Граждане могут участвовать в системе местного самоуправления.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

48. Организационные основы местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственны­ми полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования.

49. Формы управления государственным и муниципальным имуществом: общее и особенное.

Актуальность. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется причина долгих дискуссий по вопросу определения понятия содержания муниципального хозяйства.

Под управлением муниципальной собственностью понимается осуществление от имени и в интересах населения деятельности органов местного самоуправления по реализации в рамках их компетенции владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а так же разработка механизмов всестороннего социально-экономического регулирования сферой муниципальной экономики. Характеризуя муниципальную экономику, необходимо отметить, что она включает в себя два сегмента

1) хозяйственно-имущественный комплекс, производящий на территории муниципального образования общественные, совместно потребляемые блага;

2) экономический, рыночный комплекс, способный к расширенному воспроизводству и тем самым готовый приносить муниципальному образованию доход.

50. Демографическая политика на современном этапе. Прогнозирование демографических процессов

Актуальность. Демографическая политика – это приоритетное направление развитие государства.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты.

51. Основные теории местного самоуправления

Общественная теория местного самоуправления и ее разновидности – Шеффле

Государственная теория местного самоуправления - Лоренц фон Штейн.

Общественная теория местного самоуправления имела своих сторонников в дореволюционной России, осуществившей в XIX веке земскую и городскую реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили свое обоснование в работах В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, Б.Н, Чичерина. На основании хозяйственной теории в России были проведены Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы местного самоуправления.

Современные зарубежные ученые трактуют муниципальное управление как относительно децентрализованную форму государственного управления на местах Так, по мнению датских ученых, муниципалитеты не являются нерегулируемым государством в государстве, но выступают в качестве местных политических единиц с относительно большой независимостью, которая вписывается в общую систему государства.

52. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в современной России

Актуальность. Сегодня становится совершенно очевидным, что современные темпы реформирования отрасли достаточно низкие, и нужен мощный импульс, который обеспечил бы поступательное развитие отрасли и закрепил бы позитивную динамику основных экономических показателей.

Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

Первое. Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и ее субъектов, оставив за государством регулятивные функции.

Второе. Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ.

Третье. Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости

Четвертое. Перейти с на 100-процентную оплату «экономически обоснованных» жилищно-коммунальных услуг.

Шестое. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

Седьмое. Передать ЖКХ в частный сектор экономики.

Восьмое. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ.

53. Государственная служба в системе государственного управления. Основные принципы построения и функционирования.

Актуальность. Государственная служба Российской Федерации, формируемая как социальный институт, призвана опираться на принципы взаимодействия государства и общества, соблюдения гражданских свобод и прав человека.

институт государственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, госаппарата и общественных структур, госслужащего и гражданина. В этом смысле система госслужбы обеспечивает выполнение функций регулятора поведения людей в различных социальных отношениях, порождаемых потребностями, интересами, склонностями, привычками, инстинктами и другими побуждениями.

Под принципами государственной службы понимаются основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы Выделяют три их вида: общие (конституционные); организационные (специальные); технологические (профессиональные).

54. Государственная должность и классификация государственных должностей

Актуальность. Важную роль в функционировании должностной структуры гражданской службы играют квалификационные требования к должностям.

Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

Должности: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

55.Государственная кадровая политика.

Актуальность. Государственная кадровая политика – совокупность ценностей, принципов и обеспечивающих механизмов развития и эффективного использования всех кадров России.

Основные цели государственной кадровой политики РФ:

- реализация целей и функций государства по обеспечению высокого качества жизни граждан;

- организация высокопрофессиональной эффективной трудовой деятельности населения России;

- развитие человеческого потенциала.

Субъект ГКП — это носитель установленных законом прав, компетенции и ответственности в сфере разработки и реализации государственной кадровой политики, активный участник кадровых процессов и отношений.

Главным субъектом государственной кадровой политики является государство.

Объект государственной кадровой политики — это народ, трудовые ресурсы, кадровый потенциал, кадры.

Принципы ГКП — ее основные регламентирующие положения, отражающие закономерности и тенденции развития кадровых процессов и отношений

56. Государственный гражданский служащий в системе государственной службы

Статус государственного служащего может быть определен через выявление специфики его правового и социального положения, понимание которых не по всем показателям совпадает.

Социальный статус описывается рядом количественных и качественных показателей (заработная плата, денежные премии, почетные звания и награды, статусные привилегии). С формальной позиции, статус государственного служащего является исключительно достигаемым посредством получения профессионального образования, занятия определенной должности, приобретения связанных с этой должностью прав, принятия на себя ответственности, обязанностей, ограничений и запретов, получения социальных гарантий и льгот. Однако учитывая традиционно сложившуюся специфику отношений на государственной службе, о которой было сказано выше, социальный статус государственного служащего является в определенной степени предписанным, включающим возраст, социальное происхождение, круг родственных связей и знакомств.

57. Антикоррупционные механизмы в системе государственной гражданской и муниципальной службы

Актуальность. В настоящее время принимаются различные меры по борьбе с коррупцией и по ее профилактике.

Антикоррупционные механизмы – это способы борьбы и профилактики коррупциию

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов и др.

Одним из способов противодействия коррупции в сфере муниципальной службы Российской Федерации, предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц местного самоуправления и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений, является институт ограничения прав муниципальных служащих.

Установление ограничений прав лиц, поступающих на государственную и муниципальную службу, служит обеспечению эффективной профессиональной деятельности.

58. Муниципальная служба в системе местного самоуправления

Актуальность. Муниципальные служащие имеют права и обязанности.

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

59. Управленческая культура: понятие и способы формирования в системе государственного и муниципального управления

Актуальность. Управленческая культура государственных служащих детер­минирована современными тенденциями государственного управления и социальным предназначением профессии «государс­твенная служба».

управленческая культура — это высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позво­ляет решать профессиональные задачи в сфере социального уп­равления с высокой степенью эффективности и стабильности.

1. Духовная культура

2. Профессиональные знания, навыки и качества

3. Этикет.

4. Культура управленческих взаимодействий.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

60. Управленческое решение: понятие, сущность, типология, качество, место и роль управленческого решения в процессах управления

Актуальность. От качества управленческого решения зависит итог деятельности.

Управленческое решение это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого решения — система или операция.

Субъектом управленческого решения могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);

- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

- своевременность и др.

61. Технология разработки управленческих решений

Актуальность. От качества управленческого решения зависит итог деятельности.

Классическая модель принятия решения основывается на экономических предположениях.

Административная модель описывает реальный процесс решения в трудных ситуациях (непрограммируемые решения и ситуации неопределенности), когда менеджеры, даже если они захотят, не могут принять экономически рациональное решение.

Процесс принятия управленческих решений практически всегда осуществляется в условиях неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики.

Методы:

1. Неформальные

2. Количественные методы

3. Качественные методы

62. Эффективность управленческих решений

Актуальность. От качества управленческого решения зависит итог деятельности. Уровень экономической эффективности является важнейшей характеристикой системы управления и качества принимаемых управленческих решений.

Понятие “критерий эффективности” государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Стержневым элементом данного понятия является термин “оценка”. Его специфический смысл предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта.

В основе критериев эффективности -- принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности.

63. Этические аспекты исполнения государственной и муниципальной службы

Актуальность. Профессия государственного и муниципального служащего относится к числу тех специальностей, от которых зависят судьбы людей, предполагает постоянное взаимодействие с людьми, и поэтому относится к тому типу профессий, где этический кодекс просто необходим.

Профессиональный долг представляет собой нравственную обязанность человека перед обществом, классом, другими людьми, выполняемую согласно моральным нормам, принципам, правилам. Ключевым признаком долга является его безусловность. Выполняя долг, человек сам для себя решает нравственную задачу, преодолевает что-либо в себе, в окружающих, в обстоятельствах. Человек долга – человек «честно выполняющий свои обязанности».

Кодекс этики.

К предмету административной этики относятся моральные нормы, принципы, установки, которыми обязан руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности.

64. Экономические функции государства. Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику

Актуальность. Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований.

Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих равные условия для различных форм собственности, увеличение количества производителей, устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства.

65. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

Актуальность. Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т. е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т. е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
На большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление носит условный характер.
Первый блок - это макроэкономические объекты ГРЭ:

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы.

промышленная политика – это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции

66. Планирование и прогнозирование экономического развития в рыночных условиях

Актуальность. Планирование и прогнозирование является основными методами воздействия на функционирование рыночной экономики.

индикативное планирование - метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования.

Метод планирования - это способ проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

67. Приватизация и национализация в рыночной экономике

Актуальность. Приватизация и национализация играют значимую роль в рыночной экономике в сфере разграничения собственности.

Национализация – переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную.

Происходит на условиях выкупа имущества у его владельцев.

Приватизация – процесс передачи государственной и муниципальной собственности в частную.

Процесс разгосударствления и приватизации во всех странах мира регулируется государством по определённым программам.

До настоящего времени программ приватизации в нашей стране 2.

1. Программа приватизации, разработанная согласно Закону «О приватизации», которая была рассчитана на 3 года и состояла из конкретных заданий на 1992 год, а также прогноза на последующие два года, фактически до 01.07.1994 г. – «ваучерная приватизация».

2. Программа, составленная согласно Указу Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1585. Это программа постваучерной финансовой приватизации.

68. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики в государстве

Актуальность. Денежно-кредитная политика должна способствовать сокращению безработицы, бороться с инфляцией и поддерживать экономический рост.

Денежно-кредитная политика государства - демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Эмиссия денег – это регулируемый Центробанком выпуск денег в обращение во всех их формах, приводящий к увеличению денежной массы.

Резервная норма («резервные требования») - часть банковских депозитов (вкладов от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег или в форме депозитов) в центральном банке.

Учётная ставка — финансовый термин, финансовая категория, употребляемая для характеристики следующих процессов, связанных с кредитованием.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и др.

69. Муниципальный маркетинг: сущность, подходы и инструменты

Актуальность. Маркетинг муниципального образования осуществляется как внутри, так и за его пределами и ориентирован на внешних субъектов (инвесторов, поддержание имиджа, на саморекламу).

Маркетинг муниципального образования – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания и изменения общественного мнения, намерений и поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории.

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих:

· формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;

· расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;

· привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов;

· повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов и др.

70. Промышленная политика государства: сущность, цели и методы

Актуальность. Последовательное осуществлениепром.политики позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике.

Промышленная политика - это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала.

Основные проблемы, без решения которых невозможно осуществить поставленную задачу: разлаженный механизм воспроизводства (финансы, инновации, кадры, природопользование), дефицит государственных инструментов регулирования промышленности, как и самого участия в нем государства, необходимость структурной перестройки, переход на инновационный путь развития.

71. Инвестиционная политика государства: понятие и виды инвестиций

Актуальность. Инвестиции являются одним из важнейших факторов развития экономики страны.

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе: движимое и недвижимое имущество и имущественные права; акции и иные формы участия в коммерческих организациях; облигации и другие долговые обязательства; требования денежных сумм, товаров; право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки и т.д.; любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом.

Инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

72. Направления структурной политики государства: институционализм и неоинституционализм

Актуальность. Непосредственными причинами структурных сдвигов являются противоречия в механизме регионального воспроизводства, сигнализирующие о несоответствии экономики региона внешней среде по параметрам конкурентоспособности, устойчивости и безопасности.

Региональные структурные сдвиги зарождаются в отношениях собственности, интенсифицируются в процессе труда, достигают апогея в региональном производстве, отражаются в методах и инструментах государственного регулирования.

Структура экономики – это соотношение различных элементов экономической системы, которые отражают народнохозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда.

Основными видами структуры экономики в зависимости от выбранного критерия являются:

1) Воспроизводственная – показывает использование ВНП на воссоздание основного капитала, потребление и накопление, соотношение между производственным и личным потреблением.

2) Отраслевая – выражает пропорции развития отдельных отраслей, видов деятельности, сфер национальной экономики.

73. Внешнеэкономическая политика как элемент экономических преобразований в современной России

Актуальность. ВЭП являются одним из важнейших факторов развития экономики страны.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками.

Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.

Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны.

74. Региональная социально-экономическая политика и её особенности в современной России

Актуальность. Кризисные процессы в экономике России охватили все регионы - субъекты Российской Федерации.

Социально-эк. пол-ка – это действия и меры властей по обеспечению соц-эк. развития.

Цели региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.

Главная цель предстоящего десятилетия в области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и каче­ства жизни населения.

Более частными по сравнению с главной целью являются: - укрепление экономического единства страны на основе принци­пов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка; - обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России; всемерное использование региональных факторов для формиро­вания в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.

75. Социальная политика государства в области здравоохранения, образования

Актуальность. В ст. 7 Конституции РФ говорится о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная политика государства в области здравоохранения, образования - это действия и меры властей по обеспечению здорового общества и образования.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.

76. Инструменты государственного регулирования: административные и экономические. Особенности их использования в кризисный период

Актуальность. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: - не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; - базируются на силе и авторитете государственной власти; - включают меры запрещения, разрешения и принуждения.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов: - государственного экономического прогнозирования; - государственного экономического программирования; - бюджетно-налоговой системы; - денежно – кредитной политики; - валютной политики; - таможенной политики.

77. Инновационная стратегия современной России

Актуальность. Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития.

переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды.

Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития и др.

Четвертое направление - закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России.

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России.

Шестое направление - переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

78. Антикризисное управление: понятие «кризис», «кризисная ситуация»

Актуальность. Разработка антикриз.упр. с учетом российской специфики должна стать органической частью стратегии долгосрочного развития, отвечающей общим для всех регионов критериям экономической и социальной модернизации общества

Кризис - крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде

Кризисы выполняют три функции в динамике систем:

- подрывают основы устаревших элементов,

- открывают дорогу для становления новых,

- сохраняют и обогащают систему.

К числу основных принципов антикризисного управления относятся:

· Ранняя диагностика кризисных явлений.

· Срочность реагирования на кризисные явления.

· Адекватность реагирования на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.

· Полная реализация внутренних возможностей выхода я из кризисного состояния.

79. Налоги и функции налогов

Актуальность. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

80. Муниципальные финансы

Актуальность. Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальные (или местные) финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

81. Межбюджетные отношения в современной России: принципы построения

Актуальность. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании охватывает следующие стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Модель межбюджетных отношений включает регулирование в форме го­ризонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т. е. достигается сбалансированность всех звеньев бюд­жетной системы по вертикали. Горизонтальное выравнивание предпола­гает территориальное перераспределение бюджетных средств, которое направлено на сближение уровней экономических потенциалов субъек­тов РФ, достигаемого в результате передачи части финансовых ресурсов «дотационным» регионам.

82. Система и принципы финансового контроля

Актуальность. За государственными и муниципальными финансами должен быть строгий контроль.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов. Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Процедуры проведения внутреннего финансового контроля включают в себя:

- определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверку отражения первичных документов в бюджетном учете;

- арифметическую проверку, заключающуюся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бюджетном учете и т.д.

83. Экономическая основа местного самоуправления

Актуальность. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Самостоятельность органов самоуправления должна опираться на экономическую основу в виде земли и природных ресурсов, муници­пальных предприятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных доходов. Вместе с тем реформирование системы местного самоуправления на принципах самоорганизации, самообес­печения предполагает активную работу по расширению финансирова­ния муниципальной экономики, поиску новых источников финансовой поддержки экономических программ муниципальных образований.

84. Основы организации бюджетного процесса в России

Актуальность. Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления.

85. Экономическая сущность страхования: понятие и основное назначение

Актуальность. Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку, как, например, стихийные бедствия.

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью).

86. Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России

Актуальность. Доверие и понимание общественности могут достигаться только при условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимое доведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемых решениях, а также положении в стране.

Служба по связям с общественностью —
это специализированное структурное подразделение предприятия (обязательная система управления), способствующая взаимодействию внутренней и внешней общественности с политикой и реальной практикой деятельности организации.

1) ПРЕСС- конференция- это основное мероприятия для СМИ.

2) Брифинг- аналог пресс-конференции. Основное отличие: отсутствует презентационная часть.

Пресс-папка – это набор PR-текстов, который используется на всех мероприятиях, где будут присутствовать журналисты.

87. Документационное обеспечение управления как основа информационного обеспечения управленческой деятельности

Актуальность. От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения.

ДОУ - это специфическое направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении.

Документационное обеспечение управления (ДОУ) - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Документационное обеспечение управления охватывает весь комплекс работ по созданию и оформлению документов, их исполнению и контролю сроков исполнения, по учету документов, формированию дел из исполненных документов, хранению и использованию текущих дел, подготовке их к сдаче в архив.

Документационное обеспечение управления выполняет специальная служба, действующая на правах самостоятельного структурного подразделения. Это может быть: управление делами, общий отдел, канцелярия или секретариат.

88. Информационные системы в управлении и экономике

Актуальность. В период информатизации общества формирование и производство информации становится важнейшим для ее полноценного применения.

Информационная система (ИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная технология (ИТ) –системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

Использование автоматизированных информационных технологий в производственной сфере, также как и в любой другой сфере способствует повышению эффективности и обеспечивает качество управления.

89. Информационные системы и технологии в государственном управлении. Электронное Правительство

Актуальность. Органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, и т.д.) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации.

Особый характер и значение имеют информационные ресурсы органов власти и управления. Здесь имеются две схемы формирования информационных ресурсов:

· централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней, осуществляемое ФАПСИ;

· самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов - федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

90. Информационные системы и технологии в муниципальном управлении. Электронный муниципалитет

Акт-ть см. 89 билет.

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.

С точки зрения информационного подхода, местное самоуправле­ние необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления бо­лее достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муни­ципальных образований, решениях, принимаемых местными органа­ми власти.

С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уров­нями управления информацию в разной степени обобщенную: отраслевые информационные системы; интегрированные системы; экспертные системы поддержки принятия решений.