Контрольная работа по банковскому праву


1 вариант

  1. Что является предметом банковской деятельности?
  2. Назовите отличие банковских операций и банковских сделок
  3. В чем заключается пруденциальное регулирование банковской деятельности?
  4. Определите правовой статус Центрального банка РФ
  5. Какие органы руководят работой Банка России?
  6. Опишите процедуру лицензирования деятельности кредитной организации
  7. Какие решения может принять территориальное подразделение Центрального банка РФ при поступлении документов о намерении создать кредитную организацию?
  8. Назовите особенности договора банковского вклада
  9. Охарактеризуйте работу банка при расчетах по аккредитиву
  10. Перечислите банковские сделки

Список использованных источников

1. Что является предметом банковской деятельности?

Понятие банковской деятельности определяется ее существенными признаками и элементами, которые их объединяют. К числу этих признаков и элементов, на наш взгляд, относятся предмет, цели, субъекты, содержание и правовое регулирование банковской деятельности.

Банки и другие кредитные организации действуют в определенном секторе рынка - в системе денежно-кредитных и финансовых отношений. Этим определяется предмет их деятельности: деньги, валютные ценности, другие финансовые инструменты.

Закономерности денежно-кредитной системы (эмиссия денег и денежное обращение, аккумуляция денег и их размещение) в значительной мере обусловлены функциями денег. Максимально эффективная реализация этих функций в виде банковских услуг - предмет деятельности кредитных организаций.

 а) Функция денег как меры стоимости реализуется в таких формах банковской деятельности кредитных организаций, как открытие и ведение банковских счетов, зачисление денежных средств на банковские счета, переоценка валюты, начисление процентов и т.п.

 В отношении Банка России эта функция проявляется в таких видах его деятельности, как эмиссия денег, поддержание их курса и покупательной способности, организация системы расчетов в стране [4].

 б) Информационная функция денег. Что касается записей на счетах, то они представляют собой не что иное, как деньги, но только в безналичной форме. Деньги могут иметь бумажный вид (наличные деньги) или дематериализованный, вид (цифровая запись на счете, электронный носитель). На наш взгляд, безналичные деньги - это специфический вид банковской информации, которая используется в расчетах. Записи на счетах - это информация о стоимости денег.

 Банковская деятельность может быть представлена как постоянно изменяющаяся информационная система, которая является всего лишь отражением финансов и движения денег по счетам конкретного банка. Соответственно и денежное обращение - это циркулирование информации о стоимости в пределах всей денежно-кредитной и финансовой системы.

 В этой связи становится вполне очевидной важность роли, которую играют информация и ее правовая защита в банковской системе. Например, информация может повысить или, наоборот, понизить привлекательность банковских депозитов, акций, различных финансовых инструментов и ценных бумаг.

 Поэтому банковская деятельность кредитных организаций и банковская деятельность Банка России взаимосвязаны по целому ряду направлений. Вместе с тем только Банк России осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. Этим, а также и некоторыми другими признаками его банковская деятельность отличается от деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций.

 в) Деньги выполняют функцию средства обращения (платежа). Соответственно этому и кредитные организации обеспечивают непосредственный оборот денег. Они интегрированы в общую денежно-кредитную и банковскую систему, имеют корреспондентские отношения с Банком России и с другими кредитными организациями, осуществляют расчеты между различными организациями, предприятиями и учреждениями. Функция мировых денег проявляется в различного рода обслуживании банками экспортно-импортных операций, в таких услугах, как перевод, в обмене иностранной валюты, в различного рода конверсионных операциях и т.п.

 г) Деньги обладают системной функцией. Системная функция денег состоит в том, что они выполняют функцию накопления. Соответственно этой функции коммерческие банки принимают вклады и выдают кредиты. В этом смысле движение ссудного капиталя или, например, привлечение депозитов могут быть представлены как определенные системы, которые приобретают новые качества, по мере того как соединяются в более производительные системы, в которых происходит приращение стоимости денег [5].

 Банки аккумулируют капитал как денежную систему. Затем они размещают капитал. Тем самым денежная микросистема кредитной организации посредством банковской деятельности интегрируется в другие системы, например в системы реальной экономики - через фондовый рынок.

Исходя из вышесказанного, предметом банковской деятельности является совокупность банковских операций и банковских сделок, осуществление которых, в соответствии с прямыми императивными предписаниями федерального законодательства и нормативными актами ЦБ РФ, возможно только после регистрации кредитной организации и получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ.

2. Назовите отличие банковских операций и банковских сделок

Банковская операция - предусмотренная федеральным законом и соответствующими нормативными актами центрального банка технология деятельности кредитной организации в связи с совершением сделки между кредитной организацией и ее клиентом.

Банковские сделки - сделки, которые могут осуществлять (наряду с банковскими операциями) банки и другие кредитные организации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”) [2].

Отличия между банковской операцией и банковской сделкой:

1) Операции осуществляет только одна сторона - кредитная организация. В отличие от этого, сделку совершают две стороны - кредитная организация, и ее клиент.

2) Только кредитная организация должна иметь лицензию на проведение банковской операции.

3) Банковские операции регулируются с использованием императивного метода, а сделки - диспозитивного.

4) Банковские операции составляют предмет правового регулирования для публичного права, а сделки - преимущественно для частного.

5) Сделка между кредитной организацией и ее клиентом регулируется нормами гражданского законодательства, а банковская операция - нормами банковского законодательства и нормативными актами Банка России. Банк России не вправе регулировать своими нормативными актами сделки между кредитными организациями и их клиентами. А федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать банковские операции. Но зато они имеют право своими нормативными актами регулировать сделки.

6) Несоответствие сделки нормативным актам Банка России не является основанием для признания ее недействительной. А несоответствие сделки нормативным актам федеральных органов исполнительной власти влечет их недействительность.

7) Банковская операция - регламентируемая банковскими законами и нормативными актами Банка России технология реализации банковской сделки. Кредитная организация не вправе отступить от этой технологии. Что же касается совершения сделки, то ее стороны действуют по своей воле и в своих интересах. Они вправе предусматривать условия договоров

8) Банковские операции являются предметом правоотношений между Банком России и кредитной организацией, а сделки - предметом правоотношения между кредитной организацией и ее клиентами. При этом Банк России имеет право требовать от кредитной организации, чтобы осуществление банковской операции происходило в соответствии с установленными им банковскими правилами, а кредитная организация обязана придерживаться этих правил.

10) В отличие от сделок, банковские операции могут производиться только на территории кредитной организации либо ее филиала.

11) Все банковские операции освобождены от налога (НДС) и наоборот, почти все сделки с участием банка, таким налогом облагаются.

3. В чем заключается пруденциальное регулирование банковской деятельности?

Пруденциальное регулирование – это предварительный (ранний надзор), позволяющий регистрировать потенциальные возможности осложнений и проблем в деятельности финансовых институтов.

Пруденциальный банковское регулирование (надзор) - правовая процедура, в ходе которой орган надзора осуществляет входящие в его компетенцию право на выявление возможных составов правонарушений в деятельности кредитной организации и обязанность привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Пруденциальный банковский надзор состоит из информационной стадии и стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении. Осуществление пруденциального банковского надзора может обеспечиваться мерами процессуального принуждения. Процедуры пруденциального надзора [3]:

- периодическая (обязательная) процедура пруденциального надзора, осуществляемая на основе периодически представляемой отчетности поднадзорным субъектом;

- плановая процедура надзора, осуществляемая в отсутствие признаков правонарушений по инициативе надзирающего органа;

- специальная процедура надзора, осуществляемая при наличии признаков правонарушения по инициативе надзирающего органа.

Применение конкретного вида периодической (обязательной) и специальной процедуры пруденциального банковского надзора должно зависеть от степени отклонения реальных значений обязательных нормативов кредитной организации по отношению к нормативно установленным значениям. По мере увеличения степени отклонений реальных значений обязательных нормативов кредитной организации у Банка России должны расширяться полномочия в ходе специальной процедуры надзора: по сбору информации, по применению мер процессуального принуждения, по применению мер ответственности.

Определенные значения обязательных нормативов (являющихся показателями деятельности кредитной организации), используемые в пруденциальном регулировании и пруденциальном банковском надзоре, выступают в качестве юридических фактов. Орган пруденциального банковского надзора (Банк России) является субъектом административной юрисдикции по делам о нарушениях норм пруденциального регулирования.

4. Определите правовой статус Центрального банка РФ

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [1] и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России [1].

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

5. Какие органы руководят работой Банка России?

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются на должность сроком на 4 года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности до истечения указанного срока также Государственной Думой.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами (членами) законодательных (представительных) органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации; не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России или лицо, его замещающее.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Председатель Банка России обладает правом решающего голоса.

Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

- утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

- рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

- определяет структуру Банка России;

- принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;

- утверждает внутреннюю структуру Банка России;

- определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

6. Опишите процедуру лицензирования деятельности кредитной организации

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен статьей 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий [8]:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц);

- Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» требования. Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии;

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции;

- лицензия на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций для вновь регистрируемых небанковских кредитных организаций.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, по общему правилу, могут предоставляться банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Кроме того, может быть выдана генеральная лицензия банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

7. Какие решения может принять территориальное подразделение Центрального банка РФ при поступлении документов о намерении создать кредитную организацию?

В соответствии с п. 6.6. Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И, территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации подготавливает либо заключение о соответствии помещений для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России, либо заключение о представлении документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для случая страхования наличных денег на сумму не менее суммы минимального остатка хранения наличных денег, и об их соответствии установленным требованиям.

При наличии замечаний по представленным документам (за исключением случая, предусмотренного п. 6.9 Инструкции), отсутствии полного комплекта документов, указанных в главе 3 Инструкции, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением (п. 6.7 Инструкции).

При отсутствии замечаний, а также при наличии замечаний, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение, в котором содержится информация, на основании которой этим территориальным учреждением Банка России был сделан вывод о возможности (невозможности) государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций (п. 6.10 Инструкции).

8. Назовите особенности договора банковского вклада

Договор банковского вклада является реальным договором. Для его заключения необходима передача банку денежных средств. Вкладчик приобретает право требования к банку о возврате суммы вклада и процентов по нему, и в то же время каких-либо обязанностей перед банком у него не возникает. Поэтому договор является односторонне обязывающим. Если вкладчик - физическое лицо, то договор признается публичным. Кредитная организация не может отказать гражданину в заключении договора банковского вклада, а также не вправе устанавливать неодинаковые условия договора для разных вкладчиков или оказывать предпочтение одному вкладчику перед другим (ст. 834 ГК РФ).

На сумму вклада кредитная организация выплачивает проценты в размере, определяемом договором банковского вклада. Если иное не предусмотрено в самом договоре банковского вклада, кредитная организация вправе изменить размер процентов, выплачиваемых на вклады до востребования. Новый (уменьшенный) размер процентов применяется к ранее внесенным вкладам только по прошествии месяца с момента сообщения, что размер процентов снижен, если иное не предусмотрено договором. Проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня, предшествующего ее возврату вкладчику (либо списанию со счета вкладчика по иным основаниям). Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, проценты на сумму банковского вклада выплачиваются по требованию вкладчика по истечении каждого квартала отдельно от суммы вклада, а невостребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую в свою очередь начисляются проценты. При возврате вклада выплачиваются все начисленные к этому дню проценты [7].

Еще одной особенностью договора является то, что он не предназначен для осуществления расчетных операций между юридическими лицами. Данный запрет установлен в п. 3 ст. 834 ГК РФ.

9. Охарактеризуйте работу банка при расчетах по аккредитиву

Аккредитив - условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении им документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные [6].

Покрытым (депонированным) считается аккредитив, при открытии которого банк-плательщика перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет на весь срок действия обязательств банка - эмитента.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив - аккредитив, который может открываться в банке поставщика путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива со счета банка - корреспондента (банка-плательщика).

В аккредитиве должно иметься указание, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.

Отзывный аккредитив - тот, который может быть изменен или аннулирован банком - плательщиком без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в чью пользу он открыт.

Достоинство аккредитива состоит в том, что отсутствует задержка оплаты продукции или услуг, поскольку деньги для оплаты приготовлены заранее.

Участвующими в аккредитивной сделке лицами являются:

- бенефициар (получатель средств) - лицо, в пользу которого открывается аккредитив и которое получает денежные средства;

- банк-эмитент - банк, открывающий аккредитив по поручению клиента (банк-плательщика);

- приказодатель - лицо, являющееся клиентом банка эмитента, дающее ему поручение на открытие аккредитива и перечисление денежных средств бенефициару против предоставления ряда документов, обусловленных сторонами;

- исполняющий банк - банк, производящий исполнение аккредитива (банк-поставщика).

Аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком, на срок, согласованный сторонами сделки.

Порядок работы с аккредитивами в банке плательщика (банке - эмитента).

1. Плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на и заявление на открытие аккредитива, в котором плательщик обязан указать:

- вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

- условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

- номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

- срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия;

- полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;

- наименование товаров (работ, услуг) для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

2. Представленный аккредитив регистрируется банком плательщика в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету.

Порядок работы с аккредитивами в (исполняющем) банке - поставщика.

3. Поступившие от банка- эмитента (плательщика) денежные средства по покрытому (депонированному) аккредитиву зачисляются исполняющим банком (поставщика) на отдельный лицевой счет балансового счета. При поступлении от банка-эмитента непокрытого (гарантированного) аккредитива сумма аккредитива учитывается на внебалансовом счете "Гарантии, поручительства, полученные банком".

4. Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств (поставщик) представляет в банк четыре экземпляра аккредитива, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Банк - поставщика проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива и правильность оформления документов.

5. При платеже по аккредитиву указанная сумма зачисляется на счет получателя средств, при этом платеж совершается по месту нахождения поставщика.

Платеж гарантируется за счет:

- депонированных средств покупателя (при покрытом аккредитиве);

- средств банка - плательщика (при непокрытом аккредитиве путем списания суммы с корреспондентского счета банка, открытого в банке -поставщика).

Закрытие аккредитива в исполняющем банке (плательщика) производится:

- по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

- на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

- по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк -эмитент уведомление в произвольной форме.

Аккредитивная форма расчетов имеет ряд преимуществ:

- обеспечивает поставщику гарантию оплаты отгруженной продукции;

- предоставляет покупателю гарантию того, что оплата будет произведена только после отгрузки продукции.

К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести:

- замораживание на длительный срок депонированных средств плательщика;

- возможность задержки отгрузки продукции поставщиком из-за задержек выставления аккредитива плательщика.

10. Перечислите банковские сделки

Банки, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1, вправе осуществлять следующие сделки [2]:

- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

- лизинговые операции;

- оказание консультационных и информационных услуг.

Кроме того, банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 28.12.2013).
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 01.2014).
  3. Положение ЦБ РФ от 21.09.2001 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 16.12.2003 №1354-У).
  4. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Банковское право. Учебник. – М., 2008.
  5. Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. Банковское право: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2004.
  6. Валютное регулирование / Под ред. Д.А. Калимова. – М., 2005.
  7. Витрянский В.В. Договоры банковского вклада и банковские расчеты. – М., 2006.
  8. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. Учебник. М., 2005.
  9. Килясханов И.Ш., Жуков Е.Ф. Банковское право. Учебник. – М.:Изд. «Юнити», 2008.
  10. Лаврушин О.И. Основы банковского дела. – М.: Изд. «КноРус», 2008.
  11. Эриашвили Н.Д. Банковское право. Учебник для ВУЗов. Изд. 6-е. – М., 2008.