Оценка экономического потенциала ЮФО


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Характеристика округа

2. Население и трудовые ресурсы

3. Отраслевая структура промышленности

4. Внешнеэкономические связи

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной тематики исследования обусловлена тем фактом, что в России экономическое развитие регионов происходит неравномерно. Поэтому необходимо исследовать каждый регион России и их экономический потенциал.

В связи с этим цель данной работы проанализировать экономический потенциал ЮФО.

Для реализации цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику ЮФО;

- рассмотреть население и трудовые ресурсы ЮФО;

- изучить отраслевую структуру промышленности ЮФО;

- охарактеризовать внешнеэкономические связи ЮФО.

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Объектом исследования выступил Южный Федеральный округ.

Предметом – особенность экономического потенциала ЮФО.

1. Характеристика округа

В состав Южного федерального округа входят: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

Центром Южного федерального округа является г. Ростов-на-Дону.

ЮФО включает субъекты Федерации, относящиеся к Северо-Кавказскому экономическому району, а также территорию Нижнего Поволжья (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области), которая по действующей сетке районирования относится к Поволжскому экономическому району.

Южный федеральный округ является самым маленьким в России. Площадь федерального округа составляет 589,2 тыс. кв. км. или 3,5% от территории России.

По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. население ЮФО составляет 13 856 700 человек.

Крупнейшими городами ЮФО являются Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ. Численность остальных городов не превышает 300 000 человек. Ростов-на-Дону является городом-миллионером. Всего на территории округа расположены 132 города.

По плотности населения ЮФО занимает второе место среди федеральных округов – 36,4 человека на км2. Больше плотность населения лишь в Центральном федеральном округе (56,46 чел. на км2).

В Южном федеральном округе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационные комплексы, которые в условиях перехода к рыночным отношениям могут и должны внести значительный вклад в решение задач экономического и социального возрождения России. Отраслями рыночной специализации округа являются машиностроение, пищевая промышленность, многоотраслевое сельскохозяйственное производство и уникальный курортно-рекреационный комплекс.

Экономико-географическое положение округа весьма выгодно и своеобразно. Это в значительной степени определяет специализацию региона в территориальном разделении труда страны и представляет огромный экономический и стратегический интерес для Российской Федерации в целом. Занимая Предкавказскую горловину и низовья двух крупных рек России — Волги и Дона, регион дает широкий выход сразу к трем морям — Черному, Азовскому и Каспийскому. Это открывает широкие возможности для морских перевозок грузов, как внутри СНГ, так и за его пределами. В этом отношении особенно велико значение Азово-Черноморского бассейна, дающего выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземноморье и Мировой океан. Каспийское море представляет собой замкнутый континентальный водоем, не имеющий естественной водной связи с Мировым океаном. Положительным элементом выгодности морского положения Южного федерального округа является и то, что омывающие его моря не замерзают (или замерзают на короткий срок); это обеспечивает регулярные экономические связи, как для самого региона, так и для страны в целом.

Наиболее благоприятным приморским положением выделяются Ростовская обл. и Краснодарский край; к Каспию выходят Астраханская обл., Калмыкия и Дагестан. В то же время большинство административных единиц региона не имеют непосредственного выхода к окружающим его морям.

Одной из важнейших особенностей экономико-географического положения округа является его относительная компактность — расстояние с запада на восток примерно равно протяженности с севера на юг. Не менее важно и положение в южных широтах Российской Федерации, определяющее широкие возможности развития сельского и рекреационного хозяйства — лучшие, чем в других регионах России.

На протяжении нескольких веков регион выполнял функции плацдарма для расширения российских границ в южном направлении и одновременно стратегического форпоста по защите южных границ страны от вражеских вторжений. Постоянная готовность к их отражению обусловила своеобразные формы расселения, этногенеза, хозяйственного освоения территории и развития социально-экономических процессов.

Современная специфика экономико-географического положения округа находит свое проявление в пограничном его статусе. С трех сторон он окружен среднеразвитыми в хозяйственном отношении бывшими республиками Советского Союза: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, а по водным границам соприкасается также с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией и Румынией. Только три из административных единиц региона — Ставропольский край, Адыгея и Калмыкия — не имеют сухопутных государственных границ с зарубежными странами. Важно при этом отметить, что южная граница региона с Грузией и Азербайджаном проходит по весьма труднопреодолимому барьеру в виде Главного Кавказского хребта, создающего серьезные препятствия для связей со странами Закавказья и Юго-Западной Азии в целом.

В отличие от южного направления северное отличается весьма удобной транспортной доступностью. Здесь проходит граница с относительно развитыми регионами России — Воронежской обл. Центрально-Черноземного района и Саратовской обл. Поволжья. Таким образом, находясь на периферии Российской Федерации, Южный федеральный округ обладает еще одним благоприятным элементом экономико-географического положения: он расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса в Урало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана в порты Черного моря и др.

Расположенные в пределах округа низовья судоходных Волги и Дона в совокупности с Волго-Донским каналом являются одним из центральных звеньев в составе крупнейшей внутренней воднотранспортной системы, связывающей между собой Балтийское, Белое, Каспийское, Черное и Азовское моря. Более того, Волго-Дон входит и в так называемое Большое водное кольцо Европы, проходящее по нескольким морям и рекам, включая Дунай, Рейн и соединяющий их канал Дунай—Майн—Рейн.

Из особенностей политико-географического положения округа можно выделить его расположение на этническом перекрестке, в зоне непосредственных контактов двух крупнейших мировых цивилизаций — мусульманской и христианской, в пределах и вблизи одного из самых напряженных регионов мира с множеством «горячих точек», в числе которых выделяются Чечня, Абхазия, Аджария, Нагорный Карабах, Южная Осетия и другие.

2. Население и трудовые ресурсы

Южный федеральный округ — самый многонациональный регион России. В одном только Дагестане проживает 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и др.). Наиболее многочисленны русские и украинцы. Большинство их проживает в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Русское население составляет большинство во всех крупных городах и промышленных центрах. Наиболее многочисленные коренные национальности Южного округа образуют самостоятельные республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Северную Осетию — Аланию, Калмыкию и Чеченскую.

По численности населения Южный округ занимает 3-е место в России, уступая только Центральному и Приволжскому. Здесь на территории 3,5% от общей площади страны проживает 21 523 тыс. чел., или около 15% ее населения. Преобладает городское население (58%). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75% населения, в Ростовской — 71%, то в Калмыкии — лишь 37%, Дагестане — 44%. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами. Среди крупных городов следует выделить Ростов-на-Дону (997,8 тыс. чел.), Волгоград (982,9 тыс. чел.), Краснодар (634,7 тыс. чел.).

Сельские поселения (станицы), расположенные в степной зоне, как правило, велики по территории и численности населения. Они тянутся иногда на несколько километров и могут насчитывать до 25—30 тыс. жителей. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения.

Средняя плотность населения округа — около 36,5 чел. на 1 м2, что более чем в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Наибольшая его плотность на Кубани, наименее заселены Калмыкия и Дагестан. Надо отметить, что из-за военных действий в Чечне почти вдвое (с 1079 тыс. чел. в 1994 г. до 610 тыс. на начало 2001 г.) сократилось население этой республики.

Данный регион и раньше относился к районам с высокой трудообеспеченностью. В последние же годы в связи с общим экономическим кризисом, осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое количество вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Для ее успешного решения представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции.

3. Отраслевая структура промышленности

Топливно-энергетическая промышленность является основой развития производительных сил в округе и представлена всеми основными ее отраслями: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетикой.

Угольная промышленность развита в основном в Ростовской области, куда заходит восточное крыло Донбасса. Запасы угля здесь до глубины 1 800 м достигают 11 млрд т. Наиболее распространенными углями Восточного Донбасса являются антрациты, обладающие высокой теплотворной способностью (от 7 200 до 8 700 ккал/кг) и содержащие мало золы и серы. Основные запасы антрацитов сосредоточены в Шахтинско-Несветаевском, Гуково-Зверевском, Сулинском и других углепромышленных районах. В Белокалитвинском и Каменско-Гундоровском угленосных районах сосредоточены и коксовые угли. Из технико-экономических особенностей углей Восточного Донбасса следует отметить большие глубины залегания пластов и малую их толщину (от 0,5 до 1,5 м), что повышает себестоимость добываемого угля.

Добыча угля в последние десятилетия резко сократилась. Сокращение объема добычи угля объясняется сильным истощением лучших пластов, ухудшением горно-геологических условий добычи, медленной реконструкцией действующего шахтного фонда, конкуренцией нефтегазового сырья и др. Уголь Восточного Донбасса реализуется на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземном, Центральном, Поволжском районах и экспортируется на мировой рынок.

Нефтяная промышленность — старейшая отрасль специализации региона. Первоначально основными районами добычи нефти были Грозный и Майкоп, а сейчас она ведется в Кубано-Черноморском районе, на Ставрополье, Каспийском побережье Дагестана, в Нижнем Поволжье. Объем добычи нефти не обеспечивает полной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий Туапсе, Краснодара, Волгограда, которые в значительной мере работают на привозном сырье из Западной Сибири.

Самая молодая отрасль топливной промышленности региона — газовая. Добыча природного газа ведется в Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, республиках Дагестан, Калмыкия. Среди месторождений выделяются Ставропольское, Ленинградское, Березанское и одно из крупнейших в стране — Астраханское. Сеть газопроводов связывает места добычи с потребителями внутри региона и за его пределами.

Электроэнергетика региона представлена двумя типами электростанций — тепловыми и гидравлическими. Основная доля ее вырабатывается на тепловых электростанциях, использующих преимущественно газовое топливо и отчасти донецкий уголь, а также мазут. Размещение тепловых электростанций обусловлено сырьевым и потребительским факторами. Наиболее крупными из тепловых электростанций являются Новочеркасская ГРЭС (2,4 млн кВт), Ставропольская ГРЭС (2,4 млн кВт), Невинномысская ГРЭС и Краснодарская ТЭЦ (каждая мощностью 1 млн кВт). ТЭЦ меньшей мощности обеспечивают электроэнергией и теплом Волгоград, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Грозный, Астрахань и другие города.

Гидроэлектростанции региона размещены как на равнинных, так и на горных реках Кавказа. Среди равнинных выделяются Волжская ГЭС (2,5 млн кВт) на Волге и Цимлянская ГЭС (204 тыс. кВт) на Дону. Наиболее крупная из гидроэлектростанций, построенных на горных реках, — Чиркейская (1,1 млн кВт) на реке Сулак в Дагестане. Функционируют также каскады гидроэлектростанций на р. Белой в Адыгее и в Краснодарском крае, на Кубани в Ставропольском крае, Баксанская ГЭС в Кабардино-Балкарии, Гизельдонская в Северной Осетии на Тереке и другие. Ведется и проектируется строительство и ряда других гидроэлектростанций, в частности Ирганайской в Дагестане, Зарамагской и Дарьяльской в Северной Осетии, Ачалукской в Ингушетии, Зеленчукских в Карачаево-Черкесии. Гидроэнергетический потенциал Северного Кавказа в настоящее время используется явно недостаточно; в перспективе предполагается использовать его на 70%.

Важную роль в электрообеспечении региона с недавнего времени стала играть Волгодонская АЭС, пущенная в эксплуатацию в 2001 г., несмотря на возражения экологических экспертов и протесты общественности.

Машиностроение и металлообработка

Это одна из важнейших отраслей промышленного производства региона. Главными предпосылками развития отрасли выступают относительная обеспеченность сырьевыми и трудовыми ресурсами, развитая научно-исследовательская база, выгодное транспортное положение, емкий внутренний рынок сбыта производимой продукции, близость к Уральской и Центральной металлургическим базам страны, а также к Украине.

Созданный мощный машиностроительный комплекс в состоянии обслуживать не только потребности многих отраслей своего региона, но имеет и межрайонное значение.

Машиностроение Южного федерального округа характеризуется сложной отраслевой структурой; особенно выделяются сельскохозяйственное станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Важная особенность машиностроительного комплекса региона — высокая степень производственной и территориальной концентрации. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими или даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции: «Ростсельмаш», Новочеркасский электровозостроительный завод, волгодонский «Атоммаш», таганрогский «Красный котельщик» и др. Машиностроительный потенциал региона территориально сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях, дающих около половины всей стоимости продукции отрасли региона; заметно уступают следующие за ними Краснодарский и Ставропольский края; из республик выделяется Кабардино-Балкария.

Высокоразвитое сельскохозяйственное производство региона предопределило весьма большое место в структуре отрасли сельскохозяйственного машиностроения, флагманом которого выступает ростовское производственное объединение «Ростсельмаш». В его состав входят также Таганрогский комбайновый завод, заводы «Морозовсксельмаш», «Миллеровосельмаш», «Калитвасельмаш» и другие. «Ростсельмаш», крупнейшее в стране предприятие по производству зерноуборочных комбайнов, в настоящее время переживает большие трудности и работает далеко не на полную мощность. Из других предприятий сельхозмашиностроения выделяются ростовское производственное объединение «Красный Аксай», специализирующееся на производстве тракторных культиваторов, заводы «Аксайкардандеталь» по изготовлению шарнирных карданных передач, «Сальсксельмаш» по выпуску универсальных копновозов и стогометателей-погрузчиков, «Зерноградгидроагрегат» — узлов для гидросистем комбайнов и самоходных шасси, «Орловсксельмаш» — машин для животноводства и запасных частей к ним. В Краснодаре с 1978 г. работает завод по производству рисоуборочных комбайнов и самоходных тракторных шасси для рисоуборочной жатки. Завод сельскохозяйственного машиностроения в г. Котельниково Волгоградской области выпускает кукурузоуборочную технику.

Важная отрасль специализации машиностроительного комплекса, имеющая общероссийское значение, — энергетическое машиностроение. Ведущими предприятиями выступают Таганрогское производственное объединение «Красный котельщик», основанное в 1895 г., и производственное объединение «Атоммаш» в Волгодонске. Таганрогский «Красный котельщик», один из крупнейших по мощности котлостроительных заводов мира, выпускает котлы различной мощности для теплоэлектростанций, котловспомогательное оборудование.

Из предприятий тяжелого машиностроения в регионе выделяются своей мощностью и значением Шахтинский и Каменский заводы по производству горношахтного оборудования, Новочеркасский и Волгоградский заводы нефтяного оборудования, Миллеровский им. Гаврилова — доменного и сталеплавильного оборудования, Хадыженский машиностроительный завод бурового оборудования и др. Одним из крупнейших в стране является Донецкий экскаваторный завод (г. Донецк Ростовской обл.).

Широко представлено в регионе транспортное машиностроение. Крупнейшим среди предприятий является Новочеркасский электровозостроительный завод, специализирующийся на производстве магистральных электровозов. Электровозоремонтный завод — один из крупнейших в Ростовской области. Получило развитие в регионе и авиастроение. Ростовское вертолетное производственное объединение, выпускающее мощные вертолеты большой грузоподъемности, — одно из крупнейших в стране. Широко известны в стране и за рубежом гидропланы Таганрогского завода им. Бериева. Малогабаритные автобусы производит Краснодарский механический завод «Кубань», а автоприцепы — Ставропольский завод. Одна из старейших отраслей транспортного машиностроения в регионе — судостроение и судоремонт. Среди предприятий данного профиля выделяются ростовские заводы «Красный Дон» и «Красный моряк», Азовская судостроительная верфь по производству металлических сейнеров, Таганрогский судоремонтный завод, Волгоградский и Астраханский судостроительные заводы. Предприятия судостроения и судоремонта есть также в Ейске, Туапсе, Новороссийске, Махачкале. Возникли в 90-е годы и наращивают производственные мощности сборочные предприятия легковых автомобилей в Ростове-на-Дону (на базе завода «Красный Аксай») и в Таганроге (на базе комбайнового завода). Мощность последнего в перспективе предусматривается довести до 480 тыс. автомобилей в год, с постепенным переходом от «отверточных» операций к самостоятельному производству многих деталей и узлов.

Из станкостроительных предприятий выделяются Краснодарский завод им. Седина, производящий широко известные токарно-карусельные станки, Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов, Новочеркасский завод по производству станков с ЧПУ, Краснодарский завод им. Калинина, выпускающий автоматические линии и металлорежущие станки. Предприятия станкостроения есть также в Майкопе, Ейске, Астрахани, Кропоткине. Кузнечно-прессовые заводы расположены в Таганроге, Азове, Сальске. В 1997 г. около 52% всего производства металлорежущих станков в регионе приходилось на Краснодарский край и 40% — на Астраханскую обл.

Десятки предприятий представляют приборостроение. Выпускаются средства автоматизации, электроизмерительные приборы, оптико-механические изделия, радионавигационная аппаратура, часы, самопишущие и цифровые приборы и др. Среди них выделяются краснодарские заводы электро- и радиоизмерительных приборов, ростовские часовой «Горизонт» и «Электроаппарат», таганрогские «Виброприбор» и «Прибой», Азовский оптико-механический, назранский «Электроинструмент», нальчикские «Севкавэлектроприбор» и телемеханической аппаратуры, Владикавказский станкостроительный завод.

Из предприятий машиностроительного комплекса широко известны также Волгоградский тракторный завод, Ростовский подшипниковый завод № 10, Камышинский и Урюпинский крановые заводы, Махачкалинский завод электросварочного оборудования и др.

Пищевая промышленность

По широте номенклатуры, качеству и товарной направленности пищевая промышленность округа не имеет себе равных среди регионов Российской Федерации. По выпуску целого ряда изделий отрасли, в частности подсолнечного масла, плодоовощных консервов, вин и др., регион занимает первое место в стране. В то же время в 90-е годы округ явно потерял прежние прочные позиции в пищевом производстве России. Помимо Центрального района он уступает Уралу и Западной Сибири. Такого рода сдвиги носят в целом негативный характер, так как ориентация на самообеспечение регионов России не позволяет в полной мере использовать выгоду территориального разделения труда, концентрации производства отдельных видов продукции в регионах с оптимальными условиями для их производства. В числе причин сложившейся ситуации — резкий рост транспортных расходов.

Тем не менее пищевая промышленность Южного федерального округа выполняет в равной степени две задачи: удовлетворение потребности населения региона и снабжение своей продукцией потребителей других регионов страны, включая Европейский Север, Сибирь и другие.

В весьма сложной отраслевой структуре пищевой промышленности региона выделяются масло-жировая, мясная, плодоовощеконсервная, винодельческая, сахарная, рыбная, маслосыродельная и молочная, мукомольно-крупяная.

Мукомольно-крупяная промышленность базируется на местном сырье и выпускает разнообразную продукцию, в том числе самого высокого качества, для макаронных и кондитерских фабрик из выращиваемых здесь ценных сортов твердых и сильных пшениц. Наиболее крупные центры мукомольно-крупяного производства — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Сальск, Армавир, Волгодонск, Камышин, Новороссийск.

Возделывание масличных культур (подсолнечника, горчицы) в степях Юга России обусловило развитие мощной масло-жировой промышленности. По выпуску подсолнечного масла регион намного опережает все другие районы страны. Наиболее крупные предприятия отрасли размещены в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Миллерово, Кропоткине, Георгиевске, Волгограде, Камышине. Волгоградская обл. выделяется производством горчичного масла и горчичного порошка.

По производству сахара регион уступает только Центрально-Черноземному району. Сильнейшая ориентация на сырьевую базу явилась фактором концентрации сахарных заводов главным образом в Краснодарском крае, где выделяются преимущественно сельские административные центры и небольшие города: Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск, станицы Ленинградская, Староминская, Динская и другие. Имеются предприятия сахарного производства также в Адыгее, Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.

Ведущее место в стране занимает округ по производству плодоовощеконсервной продукции, отличающейся большим разнообразием, высокой товарностью и широким территориальным распространением. Эта отрасль представлена во всех административных единицах региона, но особенно выделяется Краснодарский край. Крупнейшими в стране центрами плодоовощеконсервного производства являются Крымск, Астрахань, Азов, Семикаракорск. К числу крупных относятся Ростов-на-Дону, Волгодонск, Багаевская, Волгоград, Камышин, Ахтубинск, Славянск-на-Кубани, Ейск, Ставрополь, Георгиевск, Дербент, Буйнакск, Нарткала, Прохладный.

Винодельческая промышленность округа занимает первое место в стране по производству продукции первичного виноделия и второе — по розливу готовой продукции. Вина Северного Кавказа — донские, кубанские, коньяки Дагестана и другие — пользуются широкой известностью не только на внутреннем, но и на международном рынке. Наиболее крупными винзаводами располагают Ростов-на-Дону, Цимлянск, Новочеркасск в Ростовской области; Абрау-Дюрсо, Анапа, Геленджик, Крымск, Сочи, Темрюк в Краснодарском крае; Прасковея, Буденновск, Пятигорск в Ставропольском крае; Кизляр и Дербент в Дагестане, Прохладный в Кабардино-Балкарии. Родиной российского и советского шампанского являются соответственно Абрау-Дюрсо и Ростов-на-Дону. В регионе производятся лучшие в стране коньяки (Дербент, Кизляр, Прохладный), марочные вина (Анапа, Геленджик, Прасковея), сухие и столовые вина (Ростовская обл., Краснодарский край и др.).

Общероссийское значение имеет мясоперерабатывающая промышленность, представленная во многих центрах региона, среди которых выделяются Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Волгодонск, Таганрог, Ставрополь, Каменск-Шахтинский, Нальчик, Владикавказ, Камышин и др. Не менее известен регион и продукцией молочного комплекса, подотрасли которого получили повсеместное развитие. Однако наивысшая концентрация производства продукции наблюдается в Краснодарском крае. Здесь размещены мощные сыродельные комбинаты (Тихорецкий, Ленинградский), входящие в число крупнейших в стране, молочноконсервное производство (Тимашевск, Брюховецкая, Староминская, Кореновск).

Традиционной отраслью региона является рыбоперерабатывающая промышленность. По производству продукции регион уступает лишь Дальнему Востоку и Европейскому Северу. Его предприятия перерабатывают рыбные ресурсы Каспийского, Азовского, Черного морей, Мирового океана, прудов и крупнейших рек. Наиболее крупными центрами рыбопереработки являются Астрахань, Новороссийск, Темрюк, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Махачкала. Мировое значение имеют производство черной икры и балыков в дельтах Волги, Дона, Кубани, Терека, на долю которых приходится более 90% мирового производства черной икры.

Из других отраслей пищевой промышленности региона выделяются: розлив минеральных вод («Нарзан», «Ессентуки» и др.), центрами которого являются Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Черкесск, Сочи, Нагутская, Нальчик, Горячий Ключ; кондитерская промышленность (Нальчик, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Майкоп, Ставрополь, Астрахань, Владикавказ и др.), чайная (Дагомыс). Крупнейшим центром производства табачных изделий с дореволюционных времен является Ростов-на-Дону. Большая табачная фабрика, оснащенная новейшим оборудованием и принадлежащая концерну «Филипп Моррис», создана в Армавире.

4. Внешнеэкономические связи

Южный федеральный округ занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным для России. Как пограничный регион, он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений, закрепления экономических и политических позиций России в этих регионах.

Присоединение к Южному федеральному округу Астраханской и Волгоградской областей, традиционно являвшихся регионами Поволжья и входивших в состав Северо-Кавказского военного округа, позволило существенно увеличить территорию Южного федерального округа в северном направлении, усилить русскоязычную составляющую и экономические параметры округа за счет промышленно развитых и экономически устойчивых нижневолжских субъектов Российской Федерации.

Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских, воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других форм ВЭО.

Северо-западная часть акватории Каспийского моря, как составная часть региона, располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем.

Через южные морские порты осуществляется около 70% всего внешнеторгового оборота страны. В этом районе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, разработка которых должная вестись в рамках международного сотрудничества.

Неудовлетворительное состояние инфраструктуры для развития ВЭС России является значительным препятствием для включения в МРТ, соответственно, и для реализации стратегии ВЭО страны и входящих в нее регионов.

Южный макрорегион выступает связующим звеном между странами Закавказья, Восточной Европы и Азии, его границы проходят по трем морям. Международное и межрегиональное экономическое сотрудничество в рамках данного округа дает исключительный шанс для интеграции в мировую экономику.

Заключение

Анализ современного экономического положения в Южном федеральном округе показывает, что в перспективе Южный федеральный округ должен сохранить свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда. Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ округа природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение АПК и курортно-рекреационного комплекса.

В АПК должны быть устранены диспропорции между отдельными его отраслями. Особенно большое внимание следует обратить на ускоренное строительство хранилищ, холодильников, перерабатывающих предприятий.

Нельзя считать достаточным производство отдельных видов необходимой для АПК региона машиностроительной продукции. В частности, потребности в современном технологическом оборудовании для легкой и пищевой промышленности удовлетворяются менее чем наполовину, что сдерживает реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, затрудняет внедрение безотходных технологий при переработке сельскохозяйственного сырья.

Улучшение функционирования курортно-рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление развития экономики округа. Совершенствование курортно-рекреационного комплекса целесообразно осуществлять за счет:

  • дальнейшего развития и благоустройства существующих центров общероссийского значения (Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды, Домбай, Теберда);
  • перераспределения потоков отдыхающих как по территории, так и по сезонам, развития зимних видов отдыха, дифференцированных тарифов на услуги по сезонам;
  • создания новых курортных комплексов на побережье Каспия и в Приэлъбрусье, обеспечения курортно-рекреационного хозяйства квалифицированным обслуживающим персоналом.

С развитием АПК и курортно-рекреационного комплекса тесно связаны проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Для улучшения экологического состояния и повышения эффективности природопользования необходимо прекратить отторжение ценных земель для несельскохозяйственных нужд, провести широкомасштабные противоэрозионные мероприятия и мероприятия по предотвращению засоления земель, увеличить количество лесозащитных полос и прекратить промышленные рубки леса.

Скорейшего решения требует проблема санитарной охраны водоемов и эффективной очистки сточных вод. С этой целью, в частности, уже принята и начала осуществляться целевая федеральная программа «Каспий». Главная ее задача — очистка Волжско-Каспийского водного бассейна и увеличение численности поголовья ценных пород рыб. Программа предусматривает реконструкцию портового хозяйства и подготовку к освоению нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе Каспийского моря.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  2. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2012. – 334 с.
  3. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2012. – 464 с.
  4. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. – № 2. – С. 26-30.
  5. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2011. – Т. 2. – № 28. – С. 146-149.
  6. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 584 с.
  7. Козьева И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. – М.: КНОРУС, 2012. – 346 с.
  8. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состоя­ние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. – М.: Высшее образование, 2009. – 540 с. – (Основы наук).
  9. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус,2012. – 254 с.
  10. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.