Контрольная работа "Государственные и муниципальные финансы" 10 вариант


X вариант

1. Характеристика банковской системы РФ

Понятие банковской системы. Состав и признаки банковской системы. Банк как финансовый институт. Функции банков. Классификация банков. Роль Центрального банка в регулировании банковской системы. Полномочия и функции Центрального банка.

Ответ:

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система является важнейшей и неотъемлемой структурой рыночной экономики, развитие которой происходит параллельно с развитием товарно-денежных отношений. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

К признакам банковской системы относятся:- наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующихсовокупность, относительно замкнутый комплекс;- структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;- целостность системы как наличие элементов, причем достаточное длястабильно­го, эффективного функционирования всех необходимых сегментов,уровней и всех эле­ментов, их наполняющих;- взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами;- самоорганизация.Банковская система - понятие неоднозначное, она может быть рассмотрена иструктурирована с ряда позиций, и в первую очередь как организационная и какинсти­туциональная схема. Институциональная схема включает совокупность отдельных элементов - органи­зационных структур (учреждений и организаций), прямо или косвенно участвующих в банковской деятельности, их состав, задачи, функции и операции,сферы, взаимосвязи и иерархию. Организационная схема объединяет функционирующие в данном государстве виды и формы кредитов, в которых участвуют учреждения банковского типа. Схема структу­рируется по формам кредита и характеру участия банков.

В состав банковской системы входят: банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

В истории развития банковских систем различных стран известны следующие банковские системы:

- централизованная монобанковская система;

- двухуровневая банковская система.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки) и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Банк - финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг физическим и юридическим лицам. Банк сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Банк можно отнести к финансовому институту, потому что он является участником финансово-кредитной системы. Подобное участие заключается в том, что они могут:

- образовывать платежные средства (банки создают новые деньги в виде кредитов);

- выпускать платежные средства в оборот (осуществляют записи на счет клиента суммы кредитных денег);

- осуществлять изъятие платежных средств из оборота (погашение кредита заемщиком).

Таким образом, банки кредитуют сферу экономики, стимулируя ее развитие.

Основной функцией банков является функция собирания или аккумулирования временно свободных денежных средств и превращение их в капитал. Выполняя эту функцию, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Для осуществления этой функции требуется специальное разрешение -лицензия.

Следующей функцией банков можно назвать кредитование предприятий, государства и населения. В современных условиях развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, это очень важная и актуальная функция. Так как для развития частного бизнеса, в развивающейся рыночной экономике, требуется значительные финансовые вложения, которые можно получить либо через банк, либо путем получения иностранных инвестиций. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. За счет банковских кредитов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также обеспечивается расширение производства.

Третья функция банков - это функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйствующих субъектов. Благодаря системе расчетов, банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого человека, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Четвертая функция банков - это посредническая функция, в соответствии с которой деятельность банков понимается как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию.

Банки выполняют и информационно-консультативную функцию. Они оказывают консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, котировке валют и акций. Банки информируют клиентов и население об изменениях финансового состояния в экономике страны, изменениях процентных ставок и проблем на валютном рынке. Зачастую информацией такого рода владеют только банки и узнать об этом возможно только потому, что банки выполняют информационную функцию.

Отдельными функциями наделен Центральный банк. Центробанк - это эмиссионный банк, то есть, он наделен правом эмиссии денежных знаков в обращение.

По характеру деятельности банки делятся на эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и специализированные (например, торговые).

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом или владеет частично, центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Также коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий и государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

В двухуровневой банковской системе, банком первого уровня может являться только Центральный банк. В разных странах он называется по-разному: Государственный, Центральный, резервный, Национальный и т.д. По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков». Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Все многообразие контрольной и регулирующей деятельности Центрального банка по отношению к коммерческим банкам подчинено основной цели поддержания покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Центральный бак выполняет следующие функции:

- взаимодействует с Правительством, разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. Ее проведение - исключительная функция Центрального банка;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ валютное регулирование и валютным контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства все виды банковских операций и иных сделок;

- определяет порядок проведения расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, выдает, приостанавливает, отзывает разрешения валютным биржам на их проведение.

- другие функции, предусмотренные законодательством.

Полномочия Центрального банка:

- установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций или проведение процентной политики без фиксации процентной ставки.

- установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

- установление минимальных резервных требований;

- выдает лицензии на банковскую деятельность, проверяет отчетность, предоставляемую банками, проводит ревизию на местах и контроль за соблюдением норм банковских операций.

2. Дефицит бюджета, причины возникновения

Понятие дефицита бюджета. Структурный и циклический дефицит бюджета. Активный и пассивный дефицит бюджета. Реальный дефицит бюджета. Уровень дефицита бюджета. Причины возникновения дефицита бюджета. Источники покрытия дефицита бюджета. Концепции регулирования дефицита бюджета.

Ответ:

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Обычно он измеряется в виде процента от ВВП. Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Дефицит бюджета классифицируют по следующим критериям:

- по критериям определенности составных частей бюджетного дефицита выделяют структурный и циклический дефицит бюджета. Циклический дефицит - это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный - это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. В первом случае дефицит является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

- по направлениям дефицитного финансирования: активный (из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП) и пассивный (для покрытия текущих затрат). Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Наряду с измеряемым (реальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, су­ществует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджет­ной) деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной заня­тости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных ста­диях экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недей­ствующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели «плохих долгов» в переходных экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от меро­приятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов ре­финансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жи­лищных программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину реального бюджетно­го дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП.

Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год не должен превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в Законе о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать эту сумму, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Причем поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.

Возникновение дефицита бюджета обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточения налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это эмиссия денег.

Однако эмиссия сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на эмиссию денег как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро, порождая тем самым рост инфляции.

Существуют три концепции регулирования дефицита бюджета. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую стабилизирующую направленность. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, если экономика сталкивается с длительным периодом безработицы, то доходы населения падают и налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

 На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

 Таким образом, ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики.

Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

 Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. В данном случае федеральный бюджет является инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

 Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось основной задачей российского экономического развития.

3. Тестовые задания

1. Назовите наиболее крупного, известного представителя монетаризма:

а) Фридмен

б) Самуэльсон

в) Боголепов

г) Чантладзе

Ответ: а) Фридмен

  1. Денежные доходы населения:

а) форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом

б) основная форма доходов домохозяйств

в) фонды финансовых ресурсов, образуемые в организациях и на предприятиях

г) основная форма государственных заимствований

Ответ: б) основная форма доходов домохозяйств.

  1. Банки, выполняющие весь набор банковских услуг, являются:

а) специализированными;

б) коммерческими;

в) депозитными;

г) универсальными.

Ответ: б) коммерческие

  1. Под бюджетным устройством понимается:

а) организация и принципы построения бюджетной системы РФ;

б) организация построения бюджетной системы;

в) бюджетный механизм РФ;

г) механизм составления и исполнения бюджета

Ответ: а) организация построения бюджетной системы.

  1. Не входят в состав доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом:

а) налоговые доходы;

б) безвозмездные и безвозвратные перечисления;

в) средства государственных внебюджетных фондов;

г) неналоговые доходы.

Ответ: в) средства государственных внебюджетных фондов.

  1. К физическим лицам налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее:

а) 183 дней в календарном году

б) 360 дней

в) 200 дней в календарном году

г) 156 дней в календарном году

Ответ: а) 183 дней в календарном году.

  1. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетным является учреждение:

а) созданное органами государственной власти различных уровней для осуществления функций некоммерческого характера;

б) созданное исключительно органами местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера;

в) организуется органами государственной власти различных уровней с целью получения экономических выгод;

г) получающее финансирование из Фонда софинансирования социальных расходов.

Ответ: а) созданное органами государственной власти различных уровней для осуществления функций некоммерческого характера.

  1. Что называется секвестированием бюджета:

а) составная часть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование

б) процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов

в) часть расходов бюджетов, связанные с расширенным воспроизводством

г) превышение расходов над доходами

Ответ: б) процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов.

  1. Участниками бюджетного процесса не является:

а) Президент РФ

б) Орган законодательной власти

в) Орган денежно-кредитного регулирования

г) население

Ответ: г) население

Список литературы

Нормативные документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 24.09.2009) // СЗ РФ. - 2009. - № 30, - Ст. 3739.

Специальная литература

  1. Государственные и муниципальные финансы. Учеб. / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2007. - 761 с.
  2. Ермасова Н. Б. Бюджетная система. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009. - 138 с.
  3. Килясханов И.Ш., Жуков Е.Ф. Банковское право. - М.: Юнити, 2009. - 335 с.
  4. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
  5. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Дашков и К, - 2008. - 381 с.
  6. Федосова В.А. Бюджетная система Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.
  7. Эриашвили Н.Д., Староверова О.В. Бюджетное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 199 с.
  8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 360 с.
  9. Парыгина В.А., Тедеев А.А Бюджетная система России. - М.: Эксмо, 2006. - 752 с.