Контрольная работа "Государственные и муниципальные финансы" 7 вариант


VII вариант

1. Финансовая политика государства

Понятие и содержание финансовой политики государства. Элементы финансовой политики: налоговая политика, политика ценообразования, политика заимствования и регулирования долга, кредитная политика, бюджетная система и др., их характеристика. Типы финансовой политики. Тактика и стратегия финансовой политики.

Ответ:

Финансовая политика государства - это совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики, мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций[3]. Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Политика ценообразования - комплекс целевых установок государства по отношению к системе внутренних и внешнеторговых цен на товары, работы и услуги, направленный на определение сфер применения экономических и административных методов государственного регулирования цен и способов контроля соблюдения государственной дисциплины цен. Сущность государственной политики ценообразования состоит в воздействии государства на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, устанавливая общие подходы и принципы ценообразования[9]. 

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Политика заимствования и регулирования долга - совокупность государственных мероприятий, направленных долговое финансирование бюджетного дефицита и регулирование долговых обязательств исполнительных органов государственной власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственное заимствование - это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государство может прибегать к займам, как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств[4]. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.

Государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.

Кредитная политика -это совокупность государственных мероприятий, направленных на аккумулирование свободных денежных капиталов, доходов и сбережений различных слоев населения и предоставление их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам[8].

Составляющими кредитной системы являются:

  • совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
  • система кредитно-финансовых институтов.

Государственное регулирование кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов.

Главным звеном в финансовой системе любого государства является государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения[4].

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

- по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

- по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

- в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей[9].

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

2. Характеристика федеральных налогов и сборов.

Налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, единый социальный налог, ресурсные налоги, государственная пошлина: значение, ставки, плательщики, налоговые льготы.

Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)[8]. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

- производственные, коммерческие, транспортные издержки;

- проценты по задолженности;

- расходы на рекламу и представительство;

- расходы на научно-исследовательские работы.

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Прибыль:

- для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации[5].

Ставка НДС составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога. Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

Налоговая база по НДС в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов.

НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

Налог на доходы физических лиц – налог, который уплачивается следующими налогоплательщиками: физическими лицами, являющихся налоговыми резидентами, а также физическими лицами, получающих доходы от источников, расположенных в РФ, не являющихся налоговыми резидентами. Объект налогообложения: для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, - доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - от источников в РФ.

К доходам от источников в РФ относятся: а) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ; в) доходы, полученные от использования в РФ права на объекты интеллектуальной собственности; г) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории РФ; д) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу); е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ; ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; з) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроволочной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты РФ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории РФ.

К доходам, полученным от источников, находящихся за пределами территории РФ, относятся: а) дивиденды и проценты, выплачиваемые иностранной организацией, за исключением дивидендов и процентов, оплачиваемых иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ; б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые иностранной организацией за рубежом; в) доходы от использования за пределами территории РФ прав на объекты интеллектуальной собственности; г) доходы от предоставления в аренду и иного использования имущества, находящегося за пределами РФ; д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ; за пределами территории РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в организации; прав требования к иностранной организации; иного имущества, находящегося за пределами территории РФ); е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) за пределами территории РФ; ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплата которых осуществляется в соответствии с законодательством иностранных государств; з) доходы от использования морских или воздушных судов, владельцами которых являются иностранные организации или физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления ими деятельности за пределами РФ.

При исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налог на доходы физических лиц исчисляется по следующим ставкам: а) общая налоговая ставка установлена в размере 13%; б) в размере 35% ставка установлена в отношении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров выигрышей, призов ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров выплат ставки рефинансирования ЦБ РФ; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ¾ действующей ставки ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.

Акциз - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги[7]. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Ставки акцизов являются едиными, но подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров. Объект налогообложения акцизами зависит от вида ставки - адвалорной и специфической[5]. В первом случае, как для товаров, произведенных на территории России из собственного или из давальческого сырья, так и для произведенных за границей из давальческого сырья, принадлежащего российским предприятиям, - отпускная цена товаров. При применении адвалорной ставки акцизов к импортным товарам в налогооблагаемую стоимость входят таможенные пошлины и платежи. Во втором случае - объем реализованной продукции в натуральном выражении.

Единый социальный налог (ЕСН) - федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены.

При расчете ЕСН надо помнить о регрессе: чем выше база для начисления налога (она рассчитывается для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений.

Направление отчислений

1-й предел

(0-280 000 руб. включительно)

2-ой предел (280 000-600 000 руб. включительно)

1-й предел

(более 600 000 руб.)

ФБ

6%

2,4%

2%

ПФР

14%

5,5%

0%

ТФОМС

2%

0,5%

0%

ФФОМС

1,1%

0,6%

0%

ФСС

2,9%

1%

0%

К ресурсным налогам относятся:

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- налог на добычу полезных ископаемых.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ.

Объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ; объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Государственная пошлина взимается: с подаваемых в суд исковых заявлений, с заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по де лам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений и заявлений преддоговорным спорам, а также заявлений о пересмотре решений арбитражного суда; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то учреждениях, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и о приглашении в РФ лиц из других государств, за внесение изменений в эти документы; за вы дачу или продолжение вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющих их документам на право выезда из РФ и въезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства; за регистрацию места жительства; за выдачу разрешений на право охоты и за другие объекты, определяемые законодательными актами[7].

Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика -- принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Ставки пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам.

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа.

Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина. В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:

1) льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством РФ) и т.д.;

2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;

3) льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений).

В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:

1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

2) при обращении в арбитражные суды;

3) при обращении за совершением нотариальных действий;

4) при государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) при совершении прочих юридически значимых действий.

3 Тестовые задания

  1. Возникновение финансов обусловлено:

а) развитием местного самоуправления.

б) развитие налогов в денежной форме.

в) экономической стабилизацией.

г) решением социально-экономических задач.

Ответ: б) развитие налогов в денежной форме

  1. Какая функция финансовой системы реализуется через составление бюджетов:

а) организация;

б) контроль;

в) планирование;

г) стимулирование.

Ответ: а) организация

  1. Банки занятые всеми операциями, дозволенными банковским законодательством, это:

а) эмиссионные;

б) коммерческие;

в) депозитные

г) частные.

Ответ: б) коммерческие

  1. Что представляет собой консолидированный бюджет РФ:

а) федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ

б) консолидированный бюджет субъектов РФ

в) консолидированные местные бюджеты

г) консолидированные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Ответ: а) федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ

  1. Как называются доходы, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений:

а) регулирующие.

б) централизованные;

в) федеральные;

г) собственные.

Ответ: а) регулирующие

  1. Как называется налог, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения:

а) прогрессивным;

б) регрессивный;

в) пропорциональным;

г) прямым.

Ответ: а) прогрессивным

  1. Как называются расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений:

а) текущие;

б) собственные;

в) капитальные;

г) государственные.

Ответ: а) текущие

  1. Какой дефицит бюджета определяется как разность между реальным и структурным дефицитом:

а) активный;

б) циклический;

в) операционный;

г) пассивный.

Ответ: б) циклический

  1. В течение какого срока Счетная палата проводит проверку итогового отчета об исполнении федерального бюджета:

а) 1,5 года;

б) 3 месяца;

в) 14 дней;

г) 1,5 месяца.

Ответ: г) 1,5 месяца

Список литературы

Нормативные документы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 24.09.2009) // СЗ РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3739.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 11.2009) // СЗ РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5731.

Специальная литература

  1. Александров А.В., Лукьянова В.В. Финансовые основы местного самоуправления: научно-практическое пособие. - Самара: Офорт, 2007. - 300 с.
  2. Климанов В.В. Муниципальные финансы. Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.
  3. МиляковН. В. Налоговое право: Учебник Издательство: М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 c.
  4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 464 с.
  5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 360 с.
  6. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
  7. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Дашков и К, - 2008. - 381 с.
  8. Феоктистов И.А., Нечипорчук Н.А., Красноперова О.А Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ.. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 192 с.