Практикум по макроэкономике


Оглавление

Задание 1

Задание 2

Список использованных источников

Задание №1.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем заключается функция государства с точки зрения макроэкономического планирования и прогнозирования национальной экономики?

Макроэкономическое регулирование национальной экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне, отстаивания государственных и общественных интересов или предотвращения неблагоприятных явлений.

В централизованной экономике регулирование осуществляется преимущественно с помощью директивных, распорядительных методов, в рыночной экономике – путем использования, в основном, рыночных регуляторов, настройки рыночных механизмов.

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на национальную экономику включает в себя:

  • законотворчество – разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
  • администрирование – создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
  • информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и о возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • контроль текущей деятельности предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Набор механизмов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

1) Экономическое прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

2) Программирование экономического развития – разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, межотраслевых комплексов и т.д.). Программы экономического развития – основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рынка.

3) Бюджетирование экономического развития, которое представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на экономику. Государственный бюджет - основной документ реального управления экономическим развитием страны.

4) Индикативное планирование – многоэтапный процесс, включающий в себя разработку плана развития национальной экономики, имеющего рекомендательный характер; доведение до хозяйствующих субъектов его показателей; контроль за выполнением плановых показателей; стимулирование агентов производства, побуждение их к следованию наметкам индикативного плана.

  1. Когда необходимо вмешательство государства в экономику?

Если говорить о формах и методах государственного регулирования, то различают две основные формы государственного вмешательства в национальную экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Итак, современная экономика предполагает активное участие в ней государства, как субъекта рыночных отношений, как регулирующего и управляющего органа. Главной целью государственного регулирования национальной экономики является повышение эффективности использования производственного потенциала страны.

В разных странах по-разному реализуется государственное вмешательство в экономические процессы, но общая тенденция такова, что со временем роль государства в экономике становится все более сложной и требует от руководящих органов все большей квалификации.

В настоящее время о государственном влиянии на экономику следует говорить не в количественных оценках («больше» или «меньше»), а с точки зрения эффективности этого влияния.

  1. Какие основные экономические теории лежат в основе современных подходов макроэкономического планирования экономики?

Практика экономического развития различных стран мира, показывает, что воздействие государства на национальную экономику, в конечном счете, сводится:

  • либо к минимизации влияния государства на национальную экономику в соответствии с принципом «невидимой руки рынка»Адама Смита, отвергающей активное вмешательство государства в экономику;
  • либо на усиление влияния государства на экономические процессы, в соответствии с идеямиДжона Кейнса о необходимости государственного регулирования.

Сегодня необходимость выполнения государством определенных функций в экономике, не подвергается сомнению. Она обусловлена не только провалами рынка, но и усложнением социально-экономических процессов, повышением ответственности государства перед обществом.

  1. В чем выражается макроэкономическое развитие экономики?

Макроэкономическое развитие - многоплановое явление, отражающее прежде всего экономический рост, структурные изменения в экономике и рост уровня и качества жизни. Макроэкономическое развитие - сложный и долговременной процесс эволюции, проявляющийся в росте объемных характеристик экономики и в трансформации структур общества. Критерием макроэкономического развития являются показатели экономического роста. Рост является конечной целью любой экономики, какова бы ни была ее природа. Приоритет, отдаваемый этой цели, отвечает двоякой заботе: удовлетворить рост индивидуальных и коллективных потребностей (повысить уровень жизни) и создать наиболее благоприятные условия для участия в международной конкуренции.

Понятие экономического роста приобретает точный смысл лишь при возможности количественного измерения его признаков. Действенная политика обеспечения роста может существовать лишь на основе точной и всеобъемлющей информации о поведении хозяйствующих субъектов.

Показателями, наиболее часто употребляемыми для измерения роста, являются валовой внутренний продукт или валовой национальный продукт.

Однако показатели, используемые для измерения роста, дают о нем лишь чисто количественное представление, недостаточное для исчерпывающей оценки этого сложного явления.

Всякий рост предполагает преобразование структур общества не только в экономическом плане, но также в плане социальном, в сфере институтов и даже в менталитете граждан. Рост достигает своей цели лишь в том случае, если издержки и доходы распределяются между членами общества с максимально возможной справедливостью.

Рост экономики может происходить в различных формах. Кривая принимает линейную форму, когда переменная величина имеет из года в год постоянный количественный прирост. Она имеет экспоненциальную форму, когда имеет постоянный темп роста (кривая тогда относится к тому же типу, что и кривая сложных процентов). Она имеет логистическую форму, когда, начиная с определенной точки, называемой точкой перелома, или критической точкой, рост замедляется и кривая становится асимптотой, тяготеющей к уровню насыщения. До настоящего времени этот уровень насыщения всегда был лишь временным. Рано или поздно он вновь начинает подниматься в результате использования технических новшеств, открытия новых источников снабжения или появления новых форм конкуренции.

Принято различать три основные фазы роста: фазу подготовки, когда медленно и постепенно происходит ряд структурных преобразований, позволяющих обществу встретить испытание ростом в благоприятных условиях; относительно короткую фазу взлета, когда под воздействием усиленных инвестиций экономика преодолевает порог развития; фазу устойчивого и кумулятивно нарастающего развития, во время которой, несмотря на более или менее сильные колебания, экономика сохраняет постоянно повышающийся уровень активности, хотя темп роста при этом будет меньше, чем в течение предыдущего года.

Главными факторами роста являются население, инвестиции, нововведения и стимулирование спроса. Поиски наиболее желательного равновесия между этими факторами и условия их использования все в меньшей степени становятся инициативой хозяйствующего субъекта и превращаются в объект продуманной политики, проводимой на уровне государства и в рамках среднесрочного предвидения, инструментом которого является план.

Выбор темпов роста - один из основополагающих элементов всякого планирования. Именно в этом выборе и в его влиянии на крупные проблемы экономического, бюджетного и денежного равновесия выражаются главные политические решения, лежащие в основе всякого планирования.
Характер и динамика макроэкономического развития страны является предметом внимания экономистов и политиков. Макроэкономическое развитие страны представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

В целом экономическое развитие общества - противоречивый и трудноизмеримый процесс, который не может происходить по восходящей. Развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Например, в России прогрессивные по сути реформы трансформации экономической системы в 90-х годах сопровождались сокращением производства и резкой дифференциацией доходов населения.

  1. Какие показатели используют для измерения макроэкономического развития?

Для оценки уровня макроэкономического развития существует система показателей, основными из которых являются:

- общий объем ВВП;

- ВВП, ВНП на душу населения;

- отраслевая структура экономики;

- производство основных видов продукции на душу населения;

- уровень и качество жизни населения;

- показатели экономической эффективности.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Валовой внутренний продукт характеризует главным образом экономический потенциал страны, а производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Валовой национальный продукт (ВНП) - обобщающий макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране ВНП может быть рассчитан методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока затрат и потока доходов. Если весь произведенный в стране продукт реализован, т.е. продан и оплачен, то ВНП равен валовому национальному доходу. ВНП равен сумме чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств.
Отраслевая структура национальной экономики характеризует состав и долю продукции и услуг отраслей национальной экономики в ВВП страны.

Производство основных видов продукции на душу населения характеризует состав и структуру основных видов продукции и услуг на душу населения.

Показателями уровня и качества жизни являются: продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения, состояние природной среды, покупательная способность населения, условий труда, занятости, безработицы и др.

Экономическая эффективность характеризуется прежде всего производительностью труда, рентабельностью производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП и др.

  1. В чем общее и различие между планированием и прогнозированием?

План – это описание желаемого состояния или поведения объекта планирования на протяжении некоторого промежутка времени и последовательность действий, приводящих объект планирования в это состояние.

Прогноз – это описание вероятного состояния или поведения объекта прогнозирования (системы или внешней среды этой системы) на протяжении некоторого промежутка времени.

Таким образов, в прогнозе наибольший акцент делается на описание будущего состояния либо поведения исследуемого объекта, то в плане главными элементами является описание целей развития, а также мероприятий, которые должны привести к достижению этих целей.

Общие черты и различия между планами и прогнозами приведены в таблице 1.

 Таблица 1

Общие черты и различия между планами и прогнозами

Наименование признака

План

Прогноз

Временной период описания объекта исследования

Будущее

Будущее

Возможность воздействия на объект анализа (управления)

Существует

Отсутствует

Итоговый результат

Цели и нормативные показатели, которые требуется достигнуть

Вероятностное описание будущего состояния объекта

Применяемые методы

Специфические, соответствующие особенностям объекта планирования

Универсальные

Понятия прогнозирования и планирования тесно связаны между собой.

Прогнозирование имеет следующие основные функции в системах управления:

  1. Прогноз помогает найти проблемные ситуации, решение которых может быть предусмотрено в плане, и тем самым способствует уточнению плановых задач.
  2. Прогноз позволяет охарактеризовать множество допустимых траекторий развития, вокруг одной из которых происходит затем детализация плана, то есть благодаря про­цессу прогнозирования появляется возможность зафиксировать ряд ограничений, существенных при составлении плана.
  3. Прогноз позволяет предвидеть некоторые косвенные последствия реализации плана, характеристика которых не является составной частью последнего, и тем самым оценить вариант планового решения или его отдельные компоненты по весьма разнообразному кругу факторов: экономических, экологических, социальных – с точки зрения реалистичности, устойчивости, эффективности и т. п.

Основная функция планирования в управлении – это выработка последовательности действий, необходимых для достижения цели управления. По сути, планирование и последующая реализация плана и составляет основную часть управленческой деятельности.

Существует множество вариантов классификации планов и прогнозов. Здесь мы рассмотрим наиболее общий вариант такой классификации. При этом надо иметь в виду, что любая классификация достаточно условна и представляет собой не самоцель анализа, а лишь дополнительный инструмент, позволяющий лучше понять особенности функциональной роли и практики использования планов и прогнозов. Зачастую применяемые на практике планы и прогнозы нельзя отнести к ни одному из перечисленных классов, поскольку они сочетают признаки нескольких из них.

Планы и прогнозы классифицируются по следующим признакам:

1) Классификация по пространственно-объектному основанию.

В соответствии с ним за основу классификации принимается соотнесенность прогноза или плана вполне определенному объекту в «экономическом пространстве»: предприятию, фирме, хозяйственному объединению, экономическому району, национальной экономике, группе стран, миру в целом (последнее, конечно, только в случае прогноза). Эта классификация носит, в значительной степени, номинальный характер и используется для удобства наименований.

2) Классификация по временному признаку. Эта классификация наиболее широко распространена. Чаще всего выделяют два вида планирования и прогнозирования: краткосрочное и долгосрочное, однако иногда эту классификацию значительно расширяют, добавляя среднесрочное, сверхдолгосрочное, сверхсрочное, и даже бессрочное планирование или прогнозирование. Последнее название, разумеется, условно, поскольку построить прогноз (план) на бесконечный период времени невозможно, и речь идет о долгосрочных прогнозах.

Классификация, в этом случае, как следует из названия, проводится по длительности временного периода, на который осуществляется планирование или прогнозирование. Этот период называют также горизонтом планирования или прогнозирования. Такая классификация вполне понятна, однако значительные затруднения возникают при попытки определить количественные значения временных интервалов, которые позволяют относить те или иные планы или прогнозы к краткосрочным, среднесрочным и т.д. Как правило, краткосрочными считаются планы и прогноза продолжительностью до 1 года, а долгосрочными – свыше 1 года (обычно 3 – 5 лет). Единых критериев для отнесения плана или прогноза к тем или иным классам быть не может, поскольку они полностью зависят от динамики изменения объекта планирования или прогнозирования и его внешней среды. Скажем, для торговли ценными бумагами, прогноз более чем на 6 месяцев уже является долгосрочным, в то время как в строительстве такой период, скорее всего, является краткосрочным. Даже в деятельности одной организации могут быть этапы, когда возможные сроки прогнозирования и планирования изменяются, например, периоды кризисов. Влияет на выбор критерия и макроэкономическая среда, так, в России долгосрочными считаются планы и прогнозы составленные на 10 лет, в то время, как в практике США, Японии, Германии и ряда других стран, долгосрочными считаются прогнозы на 20-30 и более лет.

3) Классификация по функциональной роли. В соответствии с этим принципом выделяются тактические планы (прогнозы) и стратегические. Иногда дополнительно к ним выделяют оперативные или текущие планы и прогнозы. Тактический план (прогноз) ориентирован на анализ или решение конкретной задачи, возникающей в ходе оперативного управления, он включает мероприятия местного характера, небольшие изменения параметров системы управления, которые не сказываются на направлении и конечных целях развития. Как правило, тактический план составляется с учетом неизменного состояния самой системы и внешней среды. Оперативный план является разновидностью тактического плана, охватывающего некоторый минимальный отчетный период времени – день, неделя, месяц.

Стратегический план (прогноз) ориентирован на анализ и решение главных проблем, стоящих перед системой управления, на достижение конечной цели развития системы, он определяет основные направления развития. Стратегический план, как правило, предусматривает значительные изменения в состоянии, как самой системы управления, так и внешней среды, он может предусматривать технологическое перевооружение предприятие, ввод в действие новых производственных мощностей, значительное изменение законодательства и политики государства и т.п.

Стратегические и тактические планы представляют собой единое целое в системе управления – стратегический план определяет общие задачи и направления развития, а система тактических планов детально рассматривает способы решения конкретных задач, возникающих при реализации общих установок стратегического плана. Поэтому стратегическое и тактическое планирование не следует противопоставлять друг другу, поскольку только эффективное их взаимодействие способно обеспечить желаемый результат. Фактически, тактические планы являются детализацией стратегического плана, раскрывая последовательность планируемых действий, направленных на достижение главных целей развития.

Следует предостеречь от весьма распространенной ошибки, когда под стратегическими планами понимаются планы долгосрочные, а под тактическими – краткосрочные. Нередко таким образом, дается само определение стратегических и тактических планов (прогнозов), что в корне неверно. Действительно, как правило, стратегические планы или прогнозы рассчитаны на более длительный срок, чем тактические, так как, тактическое планирование, по сути дела, представляет собой составную часть стратегического, его более детальный уровень. Однако производить классификацию планов или прогнозов на стратегические и тактические только по продолжительности периода планирования, без учета объектов, целей и задач планов или прогнозов, неверно. Вполне возможны стратегические планы, реализация которых укладывается в несколько недель – например, крупная спекуляция на рынке ценных бумаг, которая выводит инвестиционную компанию на первые позиции в этой сфере деятельности, многократно увеличивая ее капитал за небольшой промежуток времени. И напротив, решение сугубо тактической задачи, такой, например, как обустройство территории предприятия может растянуться на несколько лет.

Задание №2.

Проведите анализ макроэкономического развития РФ с 2008 по 2010 год. Рассчитайте показатели, измеряющие макроэкономическое развитие, используя информацию из теоретического курса.

Решение

Используя статистические данные, составим таблицу 2, 3 и 4 с основными макроэкономическими показателями России и их изменением в течение 2008-2010 гг.

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели России в 2008-2010 гг.

Показатель

Ед. изм.

2008

2009

2010

ВВП

млрд. руб.

41277

38807

46309

Промышленное производство

% к соотв. пер. пред.года

0,6

-9,3

7,3

Инвестиции в основной капитал

% к соотв. пер. пред.года

9,9

-15,7

6,0

Реальные доходы населения

% к соотв. пер. пред.года

2,4

3,0

5,9

Инфляция

% к пред.пер.

13,3

8,8

8,8

Безработица

% экон. актив. нас.

6,2

8,2

7,3

Федеральный бюджет 

доходы

млрд. руб.

9276

7338

8305

% ВВП

22,5

18,9

17,9

профицит/дефицит

млрд. руб.

1705

-2322

-1812

% ВВП

4,1

-6,0

-3,9

Консолидированный бюджет

доходы

млрд. руб.

16004

13600

15716

% ВВП

38,8

35,0

33,9

профицит

млрд. руб.

2012

-2449

-1585

% ВВП

4,9

-6,3

-3,4

Резервный фонд

млрд. руб.

4028

1831

775

Фонд национального благосостояния

млрд. руб.

2584

2769

2696

Цена нефти Urals

долл./барр.

94,8

60,4

77,9

Экспорт

млрд. долл.

471,6

303,4

392,7

% ВВП

28,3

24,8

25,7

Импорт

млрд. долл.

291,9

191,8

245,7

% ВВП

17,5

15,7

16,1

Золотовалютные резервы

млрд. долл.

427,1

439,0

479,4

мес. импорта

14,0

20,8

17,9

Денежная масса M2

% к соотв. пер. пред.года

0,8

17,7

31,1

% ВВП

31,4

39,3

43,2

Обменный курс (средний за период)

руб/долл

24,8

31,7

30,4

Индекс реального курса рубля к доллару

% к пред.пер.

-0,2

-0,4

4,0

Внешний долг РФ

млрд. долл.

480,5

467,2

488,9

% ВВП

28,9

38,1

32,1

Таблица 3

Темп роста основных макроэкономических показателей России

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

ВВП

41277

38807

46309

94,01604

119,3316

Доходы федерального бюджета

9276

7338

8305

79,10737

113,178

Профицит (дефицит)

1705

-2322

-1812

-136,188

78,03618

Доходы консолидированного бюджета

16004

13600

15716

84,97876

115,5588

Профицит

2012

-2449

-1585

-121,72

64,72029

Резервный фонд

4028

1831

775

45,4568

42,3266

Фонд национального благосостояния

2584

2769

2696

107,1594

97,36367

Цена нефти Urals

94,8

60,4

77,9

63,71308

128,9735

Экспорт

471,6

303,4

392,7

64,33418

129,4331

Импорт

291,9

191,8

245,7

65,70743

128,1022

Золотовалютные резервы

427,1

439

479,4

102,7862

109,2027

Внешний долг РФ

480,5

467,2

488,9

97,23205

104,6447

Таблица 4

Абсолютное отклонение основных макроэкономических показателей России

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

ВВП

41277

38807

46309

-2470

7502

Доходы федерального бюджета

9276

7338

8305

-1938

967

Профицит (дефицит)

1705

-2322

-1812

-4027

510

Доходы консолидированного бюджета

16004

13600

15716

-2404

2116

Профицит

2012

-2449

-1585

-4461

864

Резервный фонд

4028

1831

775

-2197

-1056

Фонд национального благосостояния

2584

2769

2696

185

-73

Цена нефти Urals

94,8

60,4

77,9

-34,4

17,5

Экспорт

471,6

303,4

392,7

-168,2

89,3

Импорт

291,9

191,8

245,7

-100,1

53,9

Золотовалютные резервы

427,1

439

479,4

11,9

40,4

Внешний долг РФ

480,5

467,2

488,9

-13,3

21,7

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что ВВП страны в 2009 г. после кризиса 2008 года снизился на 6%, но в 2010 году ВВП повысился на 19%.

В абсолютных показателях в 2009 г. ВВП снизился на 2470 млрд. руб., а в 2010 г. повысился на 7502 млрд. руб. (рис. 1).

Рис. 1. ВВП России в 2008-2010 гг., млрд. руб.

В 2009 году наиболее снизилось в структуре ВВП промышленное производство и инвестиции в основной капитал (на 9,3% и 15,7% соответственно).

В федеральном бюджете в 2009 и 2010 годах наблюдался дефицит бюджета, т.е. расходы бюджета превысили доходы (рис. 2).

Рис. 2. Федеральный бюджет России в 2008-2010 гг., млрд. руб.

В Консолидированном бюджете в 2009-2010 гг. наблюдался дефицит бюджета.

Резервный Фонд сократился на рекордное количество % за три рассматриваемых года (рис. 3). В 2009 г. на 54,5%, а в 2010 г. на 57,7%. Т.е. с каждым годом резервный фонд снижался более, чем наполовину.

Рис. 3. Резервный фонд России в 2008-2010 гг., млрд.руб.

Цена на нефть снизилась в 2009 г. на 26,3%, а 2010 г. повысилась на 29%.

Показатели экспорта и импорта упали в 2009 году на 35,7% и 34,3% соответственно, но в 2010 г. ситуация изменилась и показатели экспорта и импорта выросли на 29% и 28% соответственно, но они не достигли докризисного уровня. Золотовалютные резервы страны постепенно росли, внешний долг страны снизился в 2009 г. на 3%, а в 2010 г. вырос на 4,6%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период кризиса 2008-2009 г. почти все основные макроэкономические показатели страны снизились, но в 2010 г. наблюдается небольшой рост макроэкономических показателей, хотя в 2010 г. еще рано было говорить о достижении этих показателей докризисных отметок.

Список использованных источников

  1. Аселкан З.И. Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина: Учебник - М.: Изд-во РАГС, 2012.
  3. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011.
  4. Экономическая теория: учебник: в 2 ч. / науч. ред. В. В. Ильяшенко, А. Ю. Коковихин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013.
  5. www.gks.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ.