Контрольная работа по международному частному праву


Вариант № 6

Вопрос 11.Каковы особенности правового регулирования ответственности за вред, причиненный иностранцами в России?

Вопрос 12. Каковы особенности правового регулирования ответственности за вред, причиненный за рубежом российскими гражданами?

Задача

Список литературы

Вопрос 11.Каковы особенности правового регулирования ответственности за вред, причиненный иностранцами в России?

По данному вопросу требуется раскрыть особенности правового регулирования ответственности за вред, причиненный иностранцами и лицами без гражданства в России. Подробно остановиться на вопросах о характере гражданско-правовой ответственности иностранного государства.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Частью третьей ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это касается и вопросов привлечения их к административной ответственности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с послед. изм.) иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 комментируемой статьи.

Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России, - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации. Это определено соответственно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) и ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.). К административной ответственности не могут быть привлечены главы иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные атташе, иные должностные лица, первые, вторые и третьи секретари посольств и некоторые другие лица, входящие в состав дипломатического персонала), члены их семей. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется также на консульских представителей и на определенный круг консульских должностных лиц, на членов их семей, а также на полномочных представителей международных организаций универсального характера.

Иностранцы пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это, помимо прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности.

Особым правовым статусом обладают сотрудники дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации, которые обладают иммунитетом от уголовной ответственности Российской Федерации.

Государство может являться субъектом ответственности в случае нарушения субъективных прав граждан и юридических лиц. Ответственность государства можно рассматривать в двух видах: договорная, в случаях участия в договорных обязательствах, и деликтная ответственность за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам неправомерными актами власти.

Первоначально в России и большинстве зарубежных стран была обоснована и законодательно закреплена гражданско-правовая ответственность только в случаях его участия только в гражданско-правовых обязательствах в качестве казны, хотя и для реализации специфических публичных функций. В дальнейшем, с развитием конституционного права, с изменением представлений о публичной сущности государства появляется новый вид обязательственных отношений, субъектом которых выступает государство: обязательства по возмещению вреда, причиненному незаконными актами власти и ненадлежащим исполнением публичных функций государства.

Следует отметить, что в статьях ГК, устанавливающих обязанности государства в гражданско-правовых отношениях, законодатель избегает упоминать термин «ответственность», и тем более «ответственность государства», в отличие от статей, закрепляющих ответственность граждан и юридических лиц.

Одной из наиболее существенных особенностей ответственности государства как участника имущественных отношений является наличие у него иммунитета. Термином «иммунитет» пользуются для обозначения особого положения субъекта, его преимуществ по сравнению с общим правилом, синоним институтов безответственности и неприкосновенности. Применительно к государству под иммунитетом можно понимать правовое средство, позволяющее ему освобождаться от ответственности за совершенное правонарушение. В теории права современного периода очевидным, бесспорным, научно обоснованным выступает иммунитет внешний. И хотя иммунитеты государств носят обычно-правовой характер и до сих пор не получили конвенционного закрепления на универсальном (всемирном) уровне, международно-правовой принцип наделения иммунитетом иностранного государства - один из наиболее уважаемых, получивших закрепление в двусторонних международно-правовых договорах или национальных законах. Суть внешнего иммунитета государства сводится к тому, что государства во взаимоотношениях с другими государствами, иностранными гражданами и юридическими лицами, неподсудны судам других государств, что освобождает их также от принудительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебных решений.

Вопрос 12. Каковы особенности правового регулирования ответственности за вред, причиненный за рубежом российскими гражданами?

По данному вопросу дать общую характеристику зарубежного законодательства в области правового регулирования ответственности за вред, причиненный в других странах российскими гражданами.

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания. Большое значение в этом имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами.

Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения дискриминации российских граждан, изменение их правового положения в одностороннем порядке.

Граждане РФ за границей пользуются защитой и покровительством РФ. Согласно п.2 ст. 61 Конституции, РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Российский консул обязан принимать меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им государством пребывания, международными договорами, а также международными обычаями. В случае, если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстановления нарушенных прав.

Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация действий загранучреждений РФ и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями отнесены Положением о Посольстве Российской Федерации к основным задачам и функциям Посольства.

Положение о Консульском учреждении Российской Федерации включает в круг основных задач и функций Консульского учреждения: защиту в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц; оказание помощи и содействия российским гражданам и юридическим лицам; осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния (регистрация рождения, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, а также регистрация смерти).

При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.

По международным договорам, российские граждане, причинившие ущерб на территории иностранного государства, несут ответственность по законам того государства, где был причинен ущерб.

Но в Государственной Думе сейчас рассматривается законопроект, который закрепляет порядок установления территориальной подследственности криминальных дел о преступлениях, которые совершаются за пределами Российской Федерации.

Положением предлагается утвердить, что криминальные дела о преступлениях, которые совершаются за пределами России, и предварительное следствие по которым реализовывалось, следуя основаниям, оговоренным в статье 12 УК РФ, разбираются судом, в сфере правомочия коего находится место жительства потерпевшего в России.

Правонарушения, которые совершили люди, имеющие гражданство РФ, в отношении российских граждан за пределами Российской Федерации, подлежат рассмотрению мирового судьи, в сфере деятельности которого проживает в России или обвиняемый, или пострадавший.

Задача

Сухогруз российской транспортной компании плавал на трансатлантических магистралях под флагом Франции. В одном из рейсов ночью он по причине неисправности навигационной аппаратуры совершил столкновение в открытом море с танкером британской компании, с управляющим органом на Кипре, плававшим под флагом США.

В суд какого государства должен был быть подан иск о возмещении ущерба?

Ответ:

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ) (ст.19) при предоставлении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов, в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно должно быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст.312 КТМ РФ в случае, если столкновение судов произошло по вине одного из судов, убытки несет тот, по чьей вине произошло столкновение.

А так как российское судно было зафрахтовано и шло под флагом Франции, то иск о возмещении ущерба должен быть подан в суд Франции.

Литература

1. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. Учебник. М., 2007.

2. Марышева Н. И. (ред.) Международное частное право. Учебник. М., 2004.