Контрольная работа по расследованию ДТП 5 вариант


ВАРИАНТ 5

Задание 1.

Стеклов, управляя автомобилем «Газель» двигался по Варшавскому шоссе. Впереди ехал автомобиль КАМАЗ, который вдруг начал резко тормозить. В данной ситуации пришлось тормозить и Стеклову, при торможении машину выбросило по гололеду на тротуар. КАМАЗ не останавливаясь набрал скорость и уехал. Стеклов на тротуаре совершил наезд на пешехода Семина, который от полученных травм скончался.

Имеются ли в действиях Стеклова и водителя КАМАЗа признаки состава преступления? Если да, составьте постановление о возбуждении уголовного дела.

Решение

В действиях водителя Камаза нет признаков состава преступления, в ДТП виноват Стеклов, т.к. не соблюдал дистанцию. Водитель Камаза не подрезал, а просто ехал по ходу движения. В действиях Семина после наезда на пешехода есть состав преступления в соответствии с ч.3 ст. 264 УК РФ

«Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возбуждении уголовного дела

г. Москва

3 марта 2014 г.

Следователь по Замоскворецкому району г. Москвы Иванов И.И., рассмотрев протокол о ДТП на Варшавском шоссе и заключение судебно-медицинского эксперта о характере смерти потерпевшего от транспортного средства под управлением Стеклова

установил:

Стеклов, управляя автомобилем «Газель» двигался по Варшавскому шоссе. Впереди ехал автомобиль КАМАЗ, который вдруг начал резко тормозить. В данной ситуации пришлось тормозить и Стеклову, при торможении машину выбросило по гололеду на тротуар. КАМАЗ не останавливаясь набрал скорость и уехал. Стеклов на тротуаре совершил наезд на пешехода Семина, который от полученных травм скончался.

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, предварительное же расследование такого рода преступлений, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, подследственно следователям органов внутренних дел Российской Федерации, руководствуясь ст. 38, 140, 145, 146, 152 УПК РФ,

постановил:

  1. Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Возбудить уголовное дело в отношении Стеклова, в деянии которого усматриваются уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.

  1. Уголовное дело передать начальнику следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по Замоскворецкому району г. Москвыстаршему советнику юстиции Петрову П.П. для определения подследственности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Василенко Л.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова ; - М.: ДГСК МВД России, 2011.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Задание 2. Деятельность следователя по освидетельствованию водителей транспортных средств после совершения ДТП

План

Введение…………………………………………………………………………..5

  1. Сущность ДТП криминальной природы……………………………………..7
  2. Освидетельствование водителя………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список источников………………………………………………………………14

Введение

К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта законодатель относит нарушение правил безопасности движения, т.е. деятельность, в которой применяются средства железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и городского электротранспорта, повлекшие наступление вредных последствий. Однако не все нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта образуют состав уголовного преступления, а только те, которые создали опасность для жизни людей вызывали наступление иных тяжких последствий. Другие нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) и служат основанием для применения дисциплинарных, административных и гражданско-правовых мер воздействия. Отсюда следует различать дорожно-транспортные преступления и дорожно-транспортные происшествия.

Динамика транспортных преступлений в последние годы весьма неблагоприятная. Наблюдается устойчивая тенденция количественного роста преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Они нередко вызывают крушения, авиакатастрофы, кораблекрушения, взрывы, пожары и другие тяжкие последствия, которые уносят тысячи человеческих жизней, причиняют огромный материальный ущерб и болезненно отражаются на состоянии общества. Указанные преступления совершаются преимущественно в форме бездействия (невыполнения соответствующих инструкций, положений, правил, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта). Порой нарушения указанных правил приобретают форму активных действий, противоречащих установленным правилам (перевод стрелки под отправление поезда на занятый перегон, проезд запрещающего сигнала, посадка самолета в условиях, когда правила предписывают выйти на второй круг, и т. п.). Наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.) 2) ситуация когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили.

Таким образом, можно сделать приплясывая об актуальности данной темы, ее необходимость и своевременность.

Цель работы: проанализировать особенности медицинского освидетельствования водителей.

1. Сущность ДТП криминальной природы

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) криминальной природы возникают в процессе эксплуатации транспортных средств при их передвижении по дорогам. Они связаны с нарушением нормальной работы транспорта, не редко сопряжены с гибелью людей, материальным ущербом и другими вредными последствиями. Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешехода, б) столкновение транспортных средств, в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров. По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) события, которые возникли по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.) и 2) события, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясение и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств. 

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организацией регулирования уличного движения.

Нарушение ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки: несоблюдении очередности проезда перекрестков; непредставление или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе с момента, превышающего допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода через препятствие (например, через стоят на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен в взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидает проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и др. Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной системы, ходовой части и осветительных приборов) лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению последствий, предусмотренных уголовным законом, влечет уголовно-правовую ответственность.

В ДТП можно выделить три фазы: 1) начальную, 2) кульминационную и 3) конечную. Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, определяет развитие следующей. Для начальной фазы ДТП характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения ДТП, и оно становится неизбежным. Кульминационная фаза ДТП характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (повреждение автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой длины. Конечная фаза ДТП, следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки. Знание механизма ДТП позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. В результате контакта, взаимодействия транспортного средства и пешеход на дорожным покрытии, на транспортном средстве и человеке возникают определенные материальные следы (например, следы крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившихся детали транспортного средства и часть перевозимого груза, осколки фар и лобового, боковых и заднего стекол, отслоившейся краска, тормозной путь и др.). По этим следам при условии их своевременного обнаружения и фиксации возможна установка механизма и причин ДТП. Как правило, для ДТП характерна быстротечность события, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников события, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации. На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма ДТП влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и т.д.). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установления всех очевидцев происшествия и проведения достаточно подробного допроса осведомленных лиц. Лица, ДТП, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения ДТП с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления.

Событие на транспорте сначала воспринимается как ДТП и только позже, когда будет установлен механизм происшествия и степень тяжести наступивших последствий, она может быть названа преступлением.

Таким образом, основной объект преступного посягательства - общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, отражающие степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. ДТП - это событие, возникающее с участием транспортного средства в процессе движения и эксплуатации его управляющим им лицом по дороге, при котором погибли или ранены люди, повреждены другие транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

2. Освидетельствование водителя

Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников ГИБДД. Результаты применения индикаторов не имеют доказательственной силы, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятии лекарств и т.п.). Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена, особенно при положительной реакции индикатора.

Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эвакуации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку.

В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшеро-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, форма которого утверждается Министерством здравоохранения РФ.

Акт медицинского освидетельствования составляется в 2 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование и заверяется печатью организации здравоохранения.

Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

В случае если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований, которые отражаются в акте.

Подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается к второму экземпляру акта медицинского освидетельствования, который хранится в медицинском учреждении.

Вместе с тем, при наличии достаточных оснований, необходимо незамедлительно в порядке ст. 146 УПК РФ возбудить уголовное дело и на основании ст. 202 УПК РФ получить образцы крови у подозреваемого лица в совершении ДТП и назначить судебно-медицинскую экспертизу на предмет наличия у него в крови алкоголя.

Заключение

Нами было выяснено, что нарушение ПДД со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклониться от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки: несоблюдении очередности проезда перекрестков; непредставление или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; несоблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе с момента, превышающего допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др.

При освидетельствовании водителей факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы, которая и должна быть назначена, особенно при положительной реакции индикатора.

Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эвакуации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Список источников

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Методика расследования преступлений, совершенных на транспорте: учебно-практическое пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
  • Натура А.И., Белоусов В.И. Проверка показаний на месте в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.