Контрольная работа по расследованию ДТП 6 вариант


ВАРИАНТ 6

Задание 1.

Осматривая место дорожно-транспортного преступления, следователь выяснил, что обстановка на месте происшествия ко времени осмотра была изменена. В частности, автомобили, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, были отбуксированы к краю проезжей части. Туда же были убраны осколки стекол. Труп потерпевшего был перенесен в карету скорой помощи.

Установив очевидцев дорожно-транспортного преступления, следователь привлек их к участию в осмотре. Путем расспросов он выяснил обстановку, которую они видели непосредственно после дорожно-транспортного происшествия, и занес эти данные в протокол осмотра. В таком же порядке была составлена схема места происшествия. В протоколе отмечено, что он составлен в соответствии с пояснениями лиц, опрошенных следователем. Протокол подписали следователь, два понятых и три очевидца дорожно-транспортного преступления.

Оцените правомерность действий следователя. Как должен был поступить следователь в данной ситуации. Каким образом следователь должен среагировать по предотвращению подобной ситуации, составьте соответствующий документ.

Решение

Следователь составил протокол только об обстановке ДТП со слов свидетелей. Но следователь должен был провести осмотр трупа и составление протокола такого осмотра в соответствии со ст. 164, 177 и 178 УПК РФ, сфотографировать труп и вынести постановление о проведении судебно-медицинской экспертизы.

Местом дорожно-транспортного происшествия чаще всего является проезжая часть дороги (улица, шоссе), где при быстро меняющейся ситуации сложно сохранить в неизмененном виде первоначальную обстановку. Иногда бывает невозможно в этих целях оградить место происшествия и направить поток транспорта в объезд, а если это и удается, то только в пределах минимального отрезка времени. 

Потерпевшие к моменту прибытия сотрудников ГИБДД обычно отсутствуют, нередко транспортные средства перемещаются с проезжей части дороги на обочину, например, для спасения находящихся под ними или в них людей, с этой целью могут разбиваться стекла, двери. 
Кроме того, дорожно-транспортное происшествие может занимать протяженные участки улицы или дороги, а некоторые предметы и детали транспортных средств могут быть отброшены на несколько десятков метров после столкновения. Значит, увеличение разрыва по времени между совершением ДТП и началом осмотра может привести к быстрой потере значимой информации. 

Учитывая специфику ДТП, лица, которые первыми прибыли на место (чаще всего это инспекторы ГИБДД), обязаны выполнить действия, направленные на сохранение следов происшествия.

В связи с недостатками в нормативно-правовой базе не происходит осуществление задач, направленных на охрану мест, где произошло ДТП.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия следует по возможности проводить оперативно, без расчета на повторный осмотр, так как очевидно, что после восстановления движения все следы и вещественные доказательства, не попавшие в поле зрения при первом осмотре, будут уничтожены потоком транспорта и пешеходов.

Место нахождения трупа надо отметить контуром со слов свидетелей (мелом, кирпичом) на поверхности дороги. В случае перемещения транспортных средств их первоначальное положение помечается таким же образом. Особое внимание должна привлечь фиксация тормозного пути от его начальной до конечной точки.

Место ДТП может иметь значительную протяженность, и нельзя допускать его неоправданное сужение до пределов, в которых находятся пострадавший или транспортные средства, причастные к происшествию. Существенную информацию может дать не только место нахождения основных объектов, но и прилегающая к ним территория. Здесь целесообразен линейный (фронтальный) способ осмотра в обе стороны от места нахождения основных объектов. При этом осматривается не только проезжая часть дороги, но и ее обочины с целью обнаружения следов и объектов, которые могут быть связаны с ДТП. Лишь убедившись, что следов нет, можно ограничить зону осмотра.

В процессе осмотра проезжей части необходимо зафиксировать в протоколе наличие таких важных деталей, как светофоров, дорожных знаков, иных средств регулирования движения транспорта, основные детали пути движения (уклон, поворот и т. д.). 

Важное значение приобретают действия, направленные на выявление имеющихся технических повреждений и следов взаимодействия на автотранспортных средствах, чтобы составить достоверную картину механизма наезда или столкновения. При столкновении транспортных средств между собой, а также с отдельными предметами и объектами каждое из них является не только следообразующей, но и следовоспринимающей поверхностью, изучение таких объектов производится во взаимосвязи. Любая царапина, деформация или сдвиг металла являются источником информации о происшествии. Поэтому каждое транспортное средство подвергается тщательному осмотру, и если для этого нет условий непосредственно на месте происшествия, то можно осмотр повторить в более благоприятных условиях. Необходимо тщательным образом выявить следы взаимодействия (контакт объектов) в процессе происшествия: 

— транспортного средства и человека; 

— транспортного средства с предметами дорожной обстановки при заносе и опрокидывании; 

— транспортных средств между собой и с человеком. 

Идентификационную значимость зачастую имеет весь комплекс повреждений и следов, отобразившихся на всех объектах, взятых в их взаимосвязи и взаимообусловленности, определяемой путем анализа сложившейся ситуации. 

Все полученные в результате осмотра места происшествия данные подлежат подробной фиксации в протоколе осмотра места происшествия. 

Необходимо сделать фотографии места происшествия.

Для составления схем дорожно-транспортных происшествий используются специально изготовленные типографическим способом бланки, имеющие формат А4, размеры которых нередко являются недостаточными для фиксации обстановки ДТП. Это обусловлено тем, что границы ДТП могут превышать сотни метров, иметь непростую конфигурацию и содержать огромное число объектов, подлежащих фиксации. Кроме того, схемы ДТП в большинстве случаев не передают аксонометрические или вертикальные проекции, которые обеспечивают адекватное восприятие особенностей местности происшествия и учитывают разницу высот, необходимую для осуществления расчетов условий и параметров движения транспорта, участвующего в происшествии.

Таким образом, полная фиксация следов на месте ДТП и достаточность информации об обстоятельствах происшествия, которыми будет располагать эксперт при дальнейшем исследовании, существенно облегчат ему детальный анализ дорожной обстановки и общего механизма ДТП. 

Разнообразие и сложность изложенных выше тактических аспектов неотложных действий на местах данной категории ДТП требуют их подробного отражения в специальном разделе Наставления ГИБДД и в других нормативных правовых актах, посвященных этой проблеме.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Василенко Л.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова ; - М.: ДГСК МВД России, 2011.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Задание 2. Организация и производство осмотра места дорожно-транспортного происшествия

План

Введение…………………………………………………………………………...7

  1. Осмотр места ДТП……………………………………………………………..8
  2. Осмотр следов торможения, трупа, транспортных средств………………..11

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Введение

Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ является практически единственным следственным действием, которое выполняется до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Порядок его осуществления регламентируется ст. 179 УПК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты при составлении протокола осмотра места происшествия. Методике проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные должностными лицами при проведении осмотра места происшествия, потом невозможно поправить. Именно поэтому имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия должностного лица (инспектора ДПС, выездного дежурного ГИБДД, следователя) и сопоставляя их с записями, производимыми в протоколе рассматриваемого следственного действия.

Уголовное дело по признакам ст. 264 УК РФ, а равно ст. 266 и ст. 268 УК РФ следует возбуждать по самому факту ДТП с учетом последствий, предусмотренных диспозициями указанных статей, и (или) наличия других признаков преступлений.

1.Осмотр места ДТП

Основные исходные данные для расследования ДТП можно получить только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Проведение остальных первоначальных следственных действий: осмотр машин, находящихся вне места происшествия, допрос очевидцев, пострадавших и водителя, организация розыска и задержания скрывшегося с места происшествия водителя, назначение экспертиз, очные ставки и т.д. - осуществляются уже после осмотра места происшествия.

Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия. Без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и подробного осмотра места происшествия невозможно составить себе ясного представления о характере происшествия и о необходимости возбуждения уголовного дела, нельзя наметить правильный план его расследования.

Необходимость оперативного выезда следователя на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде состояние места происшествия, ее необходимо быстро «очистить» от обломков разбитого транспорта, других предметов, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

Нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, когда в данном месте нет возможности организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или иную сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер). Совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место автотранспортного происшествия.

К выезду на место происшествия следователь должен оперативно, но тщательно подготовиться. К участию в осмотре целесообразно привлечь специалистов: автотехника, криминалиста, судебного медика, а лучше экспертов, так как их заключения и показания являются источником доказательств в уголовном процессе (ст. 80 УПК РФ). Организацию дорожного движения на месте ДТП, его охрану необходимо поручит сотрудникам ГАИ (ГИБДД). Весьма желательно присутствие водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Прибыв на место происшествия, следователь должен:

  1. с помощью сотрудников ГИБДД (ГАИ) обеспечить безопасность проведения осмотра, так как он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;
  2. выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;
  3. обеспечить оказание помощи пострадавшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
  4. зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей).

К подбору понятых следователь должен подходить с особой осторожностью. Необходимо предварительно убедиться в том, что понятые не являются лицами, заинтересованными в исходе дела. Понятых следует выбирать из лиц, имеющих водительские удостоверения, разбирающихся в обстановке дорожно-транспортного происшествия и способных дать подробные показания об увиденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей.

Прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение машин, следов и иных вещественных доказательств путем фотографирования, замеров и т.д. Фотографирование целесообразно производить с возвышенного места, например, с крыши грузовой машины. В случае если весь нужный участок дороги не умещается в один кадр, то последовательно фотографируются отрезки места ДТП, причем таким образом, чтобы на каждой паре снимков имелись перекрывающие друг друга участки, что дает возможность в последующем сложить отдельные кадры в панорамный снимок. По возможности следует произвести видеосъемку.

Начинать осмотр места происшествия следует все-таки не с осмотра трупов и не с потерпевшей аварию техники, а с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры производят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала и окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом. Их тоже надо замерить, причем по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», перпендикуляр, угол дома, километровый, телеграфный столб и другие ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов и их координаты также фиксируют на схеме ДТП. В обязательном порядке путем производства замеров следует зафиксировать расстояние видимости нахождения пешеходов, транспортных средств по ходу движения транспортного средства, допустившего аварийную ситуацию. При этом следует произвести фиксацию этой видимости путем изготовления обзорного фотоснимка, либо видеозаписи, позволяющих эксперту при производстве автотехнической экспертизы другому следователю, не участвовавшему в осмотре, а также суду наглядно убедиться в объективности фиксации результатов осмотра.

Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы:

- как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта;

- осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:

а) следы, указывающие на точку наезда или место столкновения машин;

б) следы крови;

в) следы вещества, которым был загружен транспорт;

г) следы масла автомашины. Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего.

Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждения на машинах и т.д.

2. Осмотр следов торможения, трупа, транспортных средств

При работе со следами торможения надо иметь ввиду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа (машина уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге). Длину тормозного пути замеряют от начального видимого отпечатка протектора (а при его отсутствии - от начального следа скольжения). Точное значение длины тормозного пути данного транспортного средства имеет существенное значение, так как эта величина является исходной при вычислении скорости движения машины в момент аварии, определений полного остановочного пути и установления технической возможности предотвращения вредных последствий. Нельзя оставить без внимания внешний вид (отражение) тормозного пути, на котором бывают отпечатки четко выраженного рисунка протектора; следы скольжения колес по асфальтовому покрытию (след «ЮЗ»); признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или наоборот.

Специфические особенности обнаружения и фиксации следов протекторов покрышек колес автомашин.

Эти особенности в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам.

1.) При движении машин по прямой линии протекторы передних и задних колес большинства машин прокладывают на дороге колею одинаковой или почти одинаковой ширины, и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того, чтобы установить отпечатки протекторов всех четырех покрышек, необходимо выбрать такой участок дороги, где машина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте машину на грунте запечатлеваются следы протекторов покрышек всех четырех колес.

2.) Степень пригодности следов протекторов покрышек колес автотранспорта для исследования зависит не только от характера грунта, но и от его состояния. Так, лучше всего следы запечатлеваются на мягком грунте - в густой грязи, во влажном песке, в размягченном во время жары асфальте или гудроне. В этих случаях на дороге остаются негативные (вдавленные) следы рисунка протекторов покрышек. Выпуклые части протектора имеют в негативных следах вид углублений, а углубления между выпуклыми частями протекторов - вид выпуклостей. Гораздо хуже следы рисунка протекторов покрышек запечатлеваются на сухой, твердой дороге. На твердом асфальте, как правило, остаются позитивные (поверхностные) следы, иногда едва различимые, в виде лентообразных полос. Эти следы выступают более отчетливо в тех случаях, когда, например, машина проехала через лужу или грязь и затем оставляет на сухом асфальте отпечатки мокрых или грязных протекторов. Очень хорошие, пригодные для целей идентификации поверхностные следы на твердом грунте остаются в тех случаях, когда машина проехала через какое-нибудь красящее или опыляющее вещество, например через муку, краску, мел. Тогда на некотором расстоянии от того места, где машина пересекла краситель, на дороге остаются отпечатки протекторов покрышек с достаточно четким рисунком.

Однако в поверхностных следах отпечатки оставляют только выпуклые части протекторов, а углубления между ними не фиксируются.

3.) Изучение следов протекторов покрышек машины на дороге имеет другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость машины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед этим, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.). Следователь (в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии машины находятся на месте происшествия) должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно данным машинам. Это достигается путем сличения рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах, дефектов на этих покрышках с их отпечатками в следах и, наконец, путем удостоверения непрерывности следа от места стоянки машины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным произвести осмотр места происшествия.

4.) При небольшой скорости движения легкового и не груженного грузового автотранспорта по рыхлому грунту, на мокром песке, грязи, мокром снеге дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону. Обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов. Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, и мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, затем участки покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются и под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше поднимается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения и образуется более тонкий пологий слой грунта, в связи с чем и получается след в форме зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения.

5.) При более быстром движении машин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами - в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.

6.) Нагруженная машина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная. На продолжительность движения машины по инерции оказывает влияние и состояние дороги. На скользкой или мокрой дороге машина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо учитывать, что резкое торможение на мокрой обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой машины. Так и для окружающих, так как при этом машину заносит, и она непроизвольно меняет направление движения. Если машина двигалась до этого на большой скорости, она в результате заноса может перевернуться. Если вследствие заноса машина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие машины, выехать на тротуар. Сбить прохожих и т.п. На сухом асфальте движение машины по инерции будет происходить дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.

7.) Если водитель, управляя машиной, скрылся на ней с места происшествия и видны следы транспортного средства на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором машина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам шин определить место остановки машины, например, для смены скатов или для их перестановки. Иногда в том направлении, в котором машина скрылась, можно (на дороге, обочинах или кюветах) обнаружить утерянные детали этой машины. Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам». Если след шины этого автомобиля обнаружен на грунте или снегу, его целесообразно зафиксировать методом масштабной фотосъемки по способу линейной панорамы, а затем изготовить гипсовый его слепок тех мест, где имеются идентификационные признаки этого следа.

При осмотре места происшествия могут обнаружиться и другие вещественные доказательства:

а) осколки стекла (фар, ветровых или боковых стекол автомашины), которые следует сфотографировать, а затем принять меры к их идентификации;

б) отдельные детали автомобиля (колпак колеса, ободок фары, подфарники и т.д.), в том числе разбитые, их также необходимо подробно описать в протоколе осмотра и сфотографировать, а затем приобщить к уголовному делу;

в) краска с машины, скрывшейся с места происшествия, или следы вещества, которым была гружена машина. Эти вещества должны быть изъяты и сохранены для последующей криминалистической экспертизы. В одних случаях простое сличение формы куска засохшей краски, отпавшей от кузова машины, позволяет прийти к неоспоримому выводу, что краска отпала именно от данной машины. В других случаях химическая экспертиза позволяет судить о полном совпадении состава красок. Химическая же экспертиза позволяет установить полное совпадение составов образцов вещества, оставшегося на месте происшествия, с составами образцов вещества, имеющегося на машине;

г) отдельные предметы, принадлежащие водителю или пассажирам автомашины, участвующей в автотранспортном происшествии и скрывшейся с места происшествия. Эти предметы иногда выпадают из машины в момент столкновения или наезда и могут служить целям розыска виновного;

д) грунт (почва) и его части (частицы), осыпавшиеся с колес (крыльев, подкрылков и т.д.), могут быть идентифицированы с грунтом, изъятым с места происшествия, что может однозначно указывать, каким автомобилем совершено ДТП, создана аварийная ситуация и т.д.

Осмотр трупа на месте его обнаружения.

Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.

Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается (ч. 1 и 2 ст. 178 УПК РФ).

Указанный осмотр необходимо производить только с участием судебно-медицинского эксперта, либо врача, при этом сначала труп фотографируют.

Осуществляя осмотр трупа, следователь обязан точно установить его местонахождение на дороге, сориентировав его (очертив на схеме) по отношению к окружающим неподвижным предметам (столб, обочина дороги, дом, остановки и т.д.). Тщательный анализ расположения трупа и его позы, места нахождения крови, волос, мозгового вещества, одежды, точек наезда и других объектов позволяет воспроизвести механизм случившегося. Наличие и расположение повреждений на теле погибшего позволяют восстановить положение пострадавшего в момент аварии (например, шел ли пешеход по проезжей части или машина наехала на лежащего человека).

Труп должен быть измерен. Также должно быть измерено расположение удара или переезда колес по отношению к верхней и нижней точкам трупа для того, чтобы иметь возможность восстановить, в каком положении находился потерпевший по отношению к нанесшей ему удар машине в момент наезда. Это особенно важно при расследовании автотранспортных происшествий, при которых не было очевидцев, когда восстановление картины происшествия возможно только на основании изучения следов, оставленных на трупе и на полотне дороги.

Следует различать повреждения, нанесенные ударом машины, от повреждений, явившихся результатом волочения трупа по земле (ссадин в виде множества параллельно расположенных полос). Нужно также отличать повреждения, образовавшиеся на трупе вследствие удара о камни, об асфальт при падении отброшенного машиной тела потерпевшего.

Характерными для автотранспортных травм являются отпечатки ткани одежды на теле потерпевшего. Вследствие давления, оказанного колесом машины на одежду потерпевшего, узор ткани (чулка, костюма, платья) нередко отпечатываются на коже трупа.

При наружном осмотре трупа следует обращать внимание на органы зрения и слуха потерпевшего и отмечать дефекты, которые могут свидетельствовать о его слепоте (например, катаракты на глазах) или глухоте (повреждены барабанные перепонки).

В некоторых случаях водитель, совершивший наезд, перемещает труп потерпевшего и придает ему такое положение, которое исключало бы привлечение его к ответственности. Тщательный осмотр места происшествия, выявление следов крови на различных участках дороги, а также других следов перемещения трупа позволяют установить, откуда и куда был перемещен труп. Судебно-медицинскому эксперту, участвующему в наружном осмотре трупа, должны быть поставлены вопросы о происхождении повреждений, являются ли они прижизненными или посмертными, был ли потерпевший в трезвом состоянии. Могут быть заданы вопросы и о прижизненных физических недостатках. Окончательные ответы эксперт может дать только после судебно-медицинского вскрытия трупа.

Осмотр и выемка одежды потерпевшего.

Осмотр одежды потерпевшего в соответствии с нормами УПК РФ осуществляется по двум правилам: в момент осмотра места ДТП, когда потерпевший (потерпевшие) погиб (по правилам ст. 176-177 УПК РФ), либо когда потерпевший отправлен в больницу или иное лечебное учреждение, то тогда одежду «изымают» по правилам выемки (ст. 183 УПК РФ).

Следователь на основании постановления производит выемку по нормам ст. 183 УПК РФ. Так, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

Выемка производится в порядке, установленном ст. 182 УПК РФ (по правилам обыска) с изъятиями, предусмотренными данной статьей.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, производится следователем с санкции прокурора.

До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

На трупе и его одежде, либо на одежде раненого могут оказаться предметы, имеющие значение вещественных доказательств. Например, на руке потерпевшего могут быть часы, разбитые и остановившиеся в момент наезда и точно зафиксировавшие время автотранспортного происшествия. В одежде могут остаться осколки стекла от разбитой фары или чешуйки краски, в которую была выкрашена машина. Одежда потерпевшего сама по себе может служить вещественным доказательством, поскольку на ней бывают повреждения, грязь, следы протекторов. Также по одежде может быть впоследствии опознан труп. Поэтому изъять одежду следует сразу же или вскоре после помещения потерпевшего в лечебное учреждение. До ее изъятия следователь должен поставить администрацию в известность о необходимости сохранения одежды в том виде, в каком она поступила в лечебное учреждение и чтобы эта одежда ни при каких условиях не подвергалась чистке, стирке и т.п.

Во всех случаях следует добиться, чтобы труп потерпевшего был опознан. Для этого, прежде всего, необходимо проверить, нет ли при нем документов, удостоверяющих личность. С этой целью исследуются все карманы в одежде потерпевшего и подкладка его головного убора. В случае обнаружения документов, снабженных фотокарточками, необходимо сверить лицо потерпевшего с имеющимися на документах фотоснимками во избежание возможных ошибок (при потерпевшем в силу разных причин могут оказаться не принадлежащие ему документы).

Если документов при потерпевшем не окажется, следует организовать опознание его на месте происшествия или в морге. Если труп не опознан, необходимо тут же при осмотре дактилоскопировать его с целью последующего запроса органов милиции о личности неизвестного. В дальнейшем понадобится проверить заявления, поданные в органы милиции об исчезнувших лицах. Для обеспечения возможности опознания убитого в будущем (после его захоронения) он должен быть после проведения судмедэкспертом соответствующего туалета трупа сфотографирован по правилам опознавательной фотосъемки. В этих случаях должно быть дано специальное указание судебно-медицинскому эксперту о туалете трупа, то есть о приведении его в «прижизненный» вид. Это должно быть сделано в морге. Целесообразно в этих случаях срезать с головы трупа прядь волос и сохранить ее при деле для возможного опознания в будущем по цвету волос.

Иногда на месте происшествия образуется «картина», прямо противоречащая событиям, схеме и механизму ДТП. Так, несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах грунта, изъятых с обуви пострадавшего могут служить основанием для выдвижения различных версий.

Тщательный осмотр трупа следует продолжить в морге. Учитывая возможность различных объяснений случившегося, участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы в интересах расследования должно быть признано обязательным.

Осмотр транспортных средств (ТС).

Данное следственное действие производится с целью:

а) выявить следы, образовавшиеся во время аварии;

б) восстановить механизм происшествия;

в) установить техническое состояние транспортного средства.

Выявление следов и повреждений на машине часто не представляет трудностей, они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение, их характер, например, разбитой фары, подфарника, повреждения бампера, крыла, лобового стекла, выступающих частей автомашины. Но словесная характеристика повреждений не дает полного представления о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы по методу масштабной фотосъемки.

Обнаруженные на машине следы крови и пальцев рук (когда неизвестно, кто управлял автомашиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды, все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать и изъять, отразив в протоколе осмотра способы обнаружения, изъятия и упаковки этих следов.

Анализ следов с целью восстановления механизма ДТП целесообразно проводить с участием специалиста, автотехника и криминалиста. После окончания осмотра иногда целесообразно здесь же, на месте происшествия, вынести постановление и вызвать экспертов для проведения криминалистической и автотехнической экспертиз, с тем, чтобы выяснить механизм образования следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждениях на машине (машинах). Установление технического состояния транспортных средств требует специальных познаний. Ввиду этого осмотр производят, как правило, с участием специалиста-автотехника (автоэксперта).

Заключение

Прибыв на место происшествия ДТП, следователь обязан:

  1. с помощью сотрудников ГИБДД (ГАИ) обеспечить безопасность проведения осмотра, так как он осуществляется на проезжей части, где, как правило, невозможно полностью закрыть движение;
  2. выяснить, не подвергалась ли изменению обстановка места происшествия;
  3. обеспечить оказание помощи пострадавшим, вплоть до вызова скорой помощи или транспортировки пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
  4. зафиксировать обстановку автопроисшествия, составив схему ДТП с участием понятых и водителя (водителей).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Василенко Л.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова ; - М.: ДГСК МВД России, 2011.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.