Контрольная работа по расследованию ДТП 7 вариант


ВАРИАНТ 7

Задание 1.

Колесников, управляя автомашиной марки «ВАЗ», следуя по Ленинскому проспекту в г. Москве по направлению к площади Гагарина, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной ГАЗ под управлением Ильина. В результате ДТП Ильин скончался. В ходе проведения проверки на подготовительном этапе было установлено, что Колесников является сотрудником прокуратуры.

Квалифицируйте действия Колесникова. Примите решение по материалам проверки.

Решение

Колесников нарушил Правила дорожного движения, выехав на полосу встречного движения, поэтому следует возбудить уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека».

В соответствии с п.10 ч.1 ст. 448 УПК РФ Решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству


гор. Москва

"27'' декабря 2014 года

09 ч. 00 мин


Руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по г.Москве Попов А.А., рассмотрев сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 264 ч.3 УК РФ, на Ленинском проспекте г. Москвы и материалы проверки,

УСТАНОВИЛ:


27 декабря 2014 г. Колесников, управляя автомашиной марки «ВАЗ», следуя по Ленинскому проспекту в г. Москве по направлению к площади Гагарина, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной ГАЗ под управлением Ильина. В результате ДТП Ильин, водитель автотранспортного средства ГАЗ скончался.

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ, руководствуясь ст. 140, 145, 146 (147) и частью первой ст. 156 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.264 ч.3 УК РФ, 

Возбудить уголовное дело в отношении Колесникова,
в деяниях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ.

  1. Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его
    расследованию.

Руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации Попов.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Василенко Л.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова ; - М.: ДГСК МВД России, 2011.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Задание 2.

Особенности назначения и производства судебно-автотехнической экспертизы.

План

Введение…………………………………………………………………………..4

  1. Понятие автотехнической экспертизы………………………………………..5
  2. Производство автотехнической экспертизы………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….19

Введение

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С каждым годом на дорогах России происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

ДТП явление довольно сложное. Оно определяется как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли, или ранены люди, повреждены транспортные средства, либо причинен иной материальный ущерб. Ему всегда сопутствует значительное число разнообразных факторов, лишь небольшая часть которых действительно способствовала возникновению и развитию ДТП. Установить эти факторы, причины их появления, степень воздействия на ход происшествия, и, наконец, все это соотнести с действиями лиц, участвовавших в ДТП, - задача весьма сложная.

Для того чтобы разъяснять неясные обстоятельства ДТП, а также для установления виновника происшествия в спорных ситуациях существуют разнообразные экспертизы. Особое место среди них занимает автотехническая экспертиза.

1. Понятие автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза - это комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого ДТП в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле. Экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалистики; медицины; психофизиологии; конструкции; теории и расчета транспортных средств, технологии их изготовления, обслуживания и ремонта; проектирования, строительства и эксплуатации дорог; организации и безопасности дорожного движения и др.

Под транспортными средствами в дальнейшем подразумеваются все типы автомобилей (легковых, грузовых, автобусы, специальные) и автопоездов (буксирные, седельные), мотоциклы и мопеды, трактора (колесные и гусеничные), самоходные машины и механизмы (автокраны, погрузчики, комбайны), а также средства городского электротранспорта (трамваи, троллейбусы).

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств механизма происшествия и установление объективных причин дорожно-транспортного происшествия.

Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях.

Задачи автотехнической экспертизы по своей сути носят преимущественно диагностический характер. В общем виде они формулируются следующим образом:

- выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким фактором относятся: техническое состояние транспортного средства и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и соответствующего транспортного средства;

- отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

- установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

- определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Предмет автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях и возможностях участников дорожно-транспортном происшествия, механизме ДТП, об обстоятельствах, способствующих, совершению происшествия, которые устанавливает эксперт-автотехник на основании своих специальных познаний и материалов дела.

Автотехническая экспертиза проводится преимущественно в рамках расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а именно нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, когда такие нарушения повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

В качестве объектов автотехнической экспертизы выступают место дорожно-транспортного происшествия, транспортные средства, данные, которые зафиксированы в протоколах осмотра места происшествия, протоколах допросов и иных процессуальных документах, а также в иллюстрационных материалах к данным документам в виде фотосъемки, видео-, аудиозаписи, схем места происшествия. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенная следователем, может повлиять на вывод эксперта.

Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Служебное расследование ДТП проводят работники организаций, которой принадлежит ТС, причастное к происшествию, или работники дорожных служб. В структурах министерства транспорта отсутствует штатная должность ведомственного эксперта. Поэтому служебное расследование возлагается на руководящий состав предприятия.

Срок служебного расследования от 3 до 7 суток.

Цель служебного расследования ДТП - изучение установленных следствием причин и обстоятельств происшествия и устранение (профилактика) этих причин в дальнейшей деятельности предприятия. Это расследование должно выявить недостатки и нарушения в работе предприятия и лиц, виновных в этих нарушениях.

В зависимости от объектов исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:

1) экспертизу технического состояния транспортного средства;

2) экспертизу механизма дорожно-транспортного происшествия;

3) экспертизу технического состояния дороги;

В процессе проведения указанных видов исследований решаются следующие вопросы.

Экспертиза технического состояния транспортных средств:

- исправно ли транспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность?

- могла ли обнаруженная неисправность повлиять на возникновение дорожно-транспортного происшествия?

- какова причина возникновения данной неисправности? Когда образовалась данная неисправность - до дорожно-транспортного происшествия, в момент дорожно-транспортного происшествия или после него?

- имелась ли возможность выявления неисправности водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?

- имелась ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие при данном техническом состоянии транспортного средства, его узлов, механизмов, агрегатов?

Экспертиза механизма ДТП:

- каков механизм развития дорожно-транспортного происшествия?

- каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу в момент столкновения?

- где находилось место столкновения транспортных средств?

- каковы траектории движения транспортных средств до момента столкновения?

- какова была скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?

- какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?

- какими требованиями Правил дорожного движения (ПДД) должны были руководствоваться участники дорожно-транспортного происшествия?

- соответствовали ли действия участников дорожно-транспортного происшествия требованиям ПДД?

- располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП?

- какие пункты ПДД нарушены и имеется ли причинная связь между этими нарушениями и дорожно-транспортным происшествием?

Экспертиза технического состояния дороги:

- какова была обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?

- каковы были параметры, характеризующие движение транспортных средств на месте ДТП?

- была ли возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, погодно-климатических и других условий на момент ДТП?

- какие обстоятельства способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

- соответствует ли требованиям проектной документации участок автомобильной дороги, на которой произошло ДТП?

- какова вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия по причине несовершенства дорожных условий?

В методической литературе выделяется еще один вид автотехнической экспертизы - психофизиологическая, в рамках проведения которой решаются следующие задачи:

- установление времени реакции водителя в зависимости от возникшей дорожной обстановки;

- установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздействия на него различных факторов в сложившейся дорожной ситуации;

- установление возможности оценки водителем опасности сложившейся ситуации и пр.

2. Производство судебной автотехнической экспертизы

Права и обязанности, компетенция судебного эксперта-автотехника регламентированы законом.

Эксперт-автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта-автотехника базируется на материалах дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор.

Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.

Под компетенцией эксперта-автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний. В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП, обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние транспортных средств исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность ее обнаружить до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии транспортного средства в момент ДТП. Применение термина "техническая возможность" обусловлено необходимостью решать вопросы безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизиологическим характеристикам.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующее движение транспортных средств и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициент сцепления шин с дорогой и сопротивление качению, уклон дороги, радиусы закруглений). В процессе исследования определяют траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые могли способствовать ДТП.

Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования ПДД, эксплуатации транспортных средств и других нормативных документов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указаниями нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям.

При исследовании процессов ДТП или отдельных его стадий эксперт-автотехник устанавливает величины и направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транспортным средством и препятствием. Эксперт устанавливает также момент возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания и опыт. Эксперт определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть другое транспортное средство или пешехода.

В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.

Судебный эксперт-автотехник имеет право знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать при допросах и других следственных действиях, задавать допрашиваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения. Эксперт имеет право осматривать место ДТП и транспортные средства, записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения.

Эксперт-автотехник не имеет права исследовать материалы дела, не относящиеся к предмету экспертизы, самостоятельно собирать необходимые для заключения исходные данные, отсутствующие в деле, изымать из дела имеющиеся данные. Он не вправе отвечать на вопросы, относящиеся к правовой оценке действий водителя и других участников ДТП, а также оценке доказательств и юридической квалификации преступления, к установлению наличия или отсутствия вины. Он не имеет права привлекать посторонних лиц к экспертизе.

Эксперт-автотехник обязан:

  • действуя в соответствии с УПК, дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценке результатов экспертизы исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованный отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.
  • детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием и судом о предоставлении ему недостающих данных. В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств.
  • в письменной форме сообщать органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно.
  • исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют ответить, хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключении он должен сообщить о причинах, сделавших невозможным ответ на другие вопросы.
  • обеспечить сохранность материалов дела, полученных для исследования. В указанных в законе случаях эксперт проводит экспертизу в присутствии прокурора или следователя, а также обвиняемого и представляет ему возможность давать необходимые разъяснения.
  • являться по вызову следователя или суда для разъяснения данного им заключения.

Эксперт участвует в разработке мер предупредительного характера, направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, способствует улучшению качества и сокращению сроков судебных автотехнических экспертиз.

Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП (служебного эксперта), его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Проводя расследование, эксперт должен:

  • осмотреть место ДТП и транспортные средства, при необходимости сфотографировать их, уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП;
  • с разрешения работников дознания или следствия служебный эксперт знакомится с протоколом осмотра и схемой места ДТП, другими документами, снимает с них копии;
  • служебный эксперт должен установить: дату, время и место ДТП, категорию дороги, модели и номерные знаки транспортных средств, их техническое состояние, число погибших и раненых, поврежденных транспортных средств и груза, основные сведения о водителях, состоянии водителей, на каком часу работы произошло ДТП, погодные условия, условия видимости, время суток, дорожные условия, очевидные причины ДТП;
  • эксперт обязан также выяснить обстоятельства ДТП и все повлекшие ДТП или способствующие ему факторы. Изучая причины ДТП, служебный эксперт должен оценить действия водителя и их соответствия ПДД. При этом надо выявить лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов.

В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП и упущениями в работе по обеспечению безопасности движения на данном предприятии.

Исследованию подлежат все возможные версии. Исследую ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения, пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжения. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении. Как правило, предоставляемых исходных данных не достаточно для детального расчета и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятия-изготовителя, научно-исследовательских работ и других источников. К числу выбираемых данных относятся:

- габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

- показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальная скорость и ускорение, время и путь разгона);

- коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

- коэффициент сопротивления качению;

- время реакции водителя;

- время срабатывания тормозного привода;

- время увеличения замедления при торможении;

- КПД трансмиссии;

- фактор или коэффициент обтекаемости.

В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторые множество аналогичных явлений. Их значение являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно, как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных данных охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направление движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнения движения (математические модели) транспортных средств. Практическая непригодность таких уравнений для экспертных целей очевидна. Во-первых, исходные данные, которыми оперируют эксперты, имеют, как правило. Весьма невысокую точность и введение их самые сложные формулы не может привести к точным результатам. Во-вторых, в настоящее время не существует надежных способов решения столь громоздких систем, и применение различных алгоритмов может дать различные результаты.

Поэтому при экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность. Последнее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП и при освидетельствовании транспортного средства и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считать равновероятными несколько различных версии.

Таким образом, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и экспертизы автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разработку версии, отличающуюся от истины.

Если эксперт-автотехник приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснения возникшим расхождениям.

Заключение

В результате проведенного исследования по теме «Автотехническая экспертиза» можно сделать ряд выводов.

Автотехническая экспертиза может быть досудебной и судебной. Судебную экспертизу назначают по официальным постановлениям, а также по определениям судов, прокуратуры, следствия или лиц производящих дознание. Досудебная экспертиза проводиться независимыми автоэкспертами по ходатайству участников ДТП.

Своеобразием автотехнической экспертизы является то, что в ней в качестве исходной информации выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, содержащиеся в протоколах осмотра места происшествия и ТС, фотоснимках, киносъемке либо видеозаписи, схемах (планах), протоколах допроса очевидцев, потерпевших, следственного эксперимента, очной ставки и т.п. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенная следователем, может повлиять на вывод эксперта.

Заключения экспертов-автотехников являются важнейшим доказательством по делам о ДТП, которые позволяют восстановить не только механизм ДТП, но установить причинно-следственную связь между допущенными нарушениями правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями.

Своевременное и качественное проведение АТЭ в значительной мере влияет на результаты расследования и способствует укреплению законности. Как показывает изучение уголовных дел, одной из основных причин необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности является предъявление обвинения до проведения АТЭ.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 г.): ред. от 18 июля 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  • Василенко Л.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова ; - М.: ДГСК МВД России, 2011.
  • Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: специальные вопросы уголовного и административного права. М., изд. “Дашков и К”, 2010 г.
  • Гражданский кодекс РФ: ч. I. (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ); ч. II (от 26 января 2001 г. № 14-ФЗ) в ред. от 2 февраля 2006 г.; ч. III (от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ); Ч. IV (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ).
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) : ред. от 19 июля 2009 г., с изм. от 21 окт. 2009 г. // Российская газета. – 2001. – № 256. – 31 декабря.
  • О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ: ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. – 1996. – № 245. – 26 декабря.
  • О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 25. – 8 февраля.
  • О правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановл. Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 27.01.2009) // Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. –№ 47. – Ст. 4531. – 22 ноября.
  •  «Инструкция об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»: утв. приказом МВД России от 26 марта 2008 года № 280.
  •  «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185.
  • О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановл. Пленума ВС РФ от 9 дек. 2008 г. № 25 // Российская газета. – 2008. – № 265. – 26 декабря.
  • Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.
  • Бычков В.В., Усманов Р.А., Никитин С.Ю., Кочкин Ю.В. Процессуальные и криминалистические аспекты задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
  • Овчинникова О. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Челябинск: Челяб. юрид. ин-т МВД России, 2007.
  • Организация следственной работы: учебное пособие – М.: ЦОКР МВД России, 2009.