6 вариант


Оглавление

Задание 1. Охарактеризовать элементы и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ

Задание 2

Список использованных источников

Задание 1. Охарактеризовать элементы и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ

Статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

Непосредственный объект преступления - экономические и финансовые интересы Российской Федерации.

Предмет преступления – денежные средства в иностранной валюте и денежные средства в валюте Российской Федерации.

Понятие денежных средств в иностранной валюте и в валюте Российс­кой Федерации дано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Поскольку речь в ст. 193.1 УК РФ идет о совершении валютных опера­ций по переводу денежных средств на банковские счета, то в качестве пред­мета рассматриваемого преступления могут выступать только безналичные денежные средства в российской или иностранной валюте, находящиеся на банковских счетах и банковских вкладах[1].

Наличные денежные знаки в виде банкнот, монет или казначейских би­летов не могут переводиться на банковские счета и, следовательно, к предме­ту ст. 193.1 УК РФ не относятся[2].

Должен быть установлен крупный размер невозвращенных средств в иностранной валюте, который, согласно примечанию к данной статье однократно либо неоднократно в течение одного года по проведенным валютным операциям превышает шесть миллионов рублей, а в особо крупном размере - тридцать миллионов рублей.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Невозвращение представляет собой преступное бездействие, являющееся следствием законного (обусловленного договором) вывоза (перечисления) валюты. Это, по сути, невыполнение договора о возвращении средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. К законодательству Российской Федерации, регулирующему порядок обращения валютных средств, необходимо отнести прежде всего следующую нормативную базу: Федеральный закон РФ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Инструкцию ЦБ РФ N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и др. Виновный не соблюдает установленный этими нормативными актами порядок.

Особенностью данного состава является установление момента окончания преступления. Преступление окончено с момента фактического невозвращения на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте по истечении установленного срока.

По смыслу ст. 193.1 УК РФ[3] в качестве деяния могут рассматриваться не любые перечисленные в законе валютные операции, а только операции, связанные с переводом денежных средств в иностранной валюте или в валю­те РФ на банковские счета нерезидента. При этом, исходя из буквального толкования диспозиции ст. 193.1 УК РФ, для квалификации не имеет значе­ния, где открыты счета — на территории РФ или за ее пределами. Определя­ющим в данном случае является владелец счета, на который переводятся де­нежные средства, — нерезидент[4].

Перевод денежных средств — действия оператора по переводу денеж­ных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предос­тавлению получателю средств денежных средств плательщика.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нере­зидентами являются:

  • физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с под­пунктами «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 указанного федерального закона;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами террито­рии Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в со­ответствии с законодательством иностранных государств и имеющие место- нахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические предс­тавительства, консульские учреждения иностранных государств и постоян­ные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их фи­лиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, посто­янные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 указанного федерального закона;
  • иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. 1 указанного федерального за­кона.

Обязательным признаком объективной стороны помимо деяния явля­ется способ осуществления валютных операций по переводу средств на счета нерезидентов, а именно: представление кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с прове­дением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.

Кредитной организацией, обладающей полномочиями агента валютно­го контроля, является уполномоченный банк (ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)[5].

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 указанного федерального закона, уполномочен­ные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законо­дательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте[6]. Что касается документов, связанных с проведением таких операций, то их перечень устанавливается соответствующим валютным и банковским законодательством.

Таким образом, к документам, предусмотренным ст. 193.1 УК РФ, мо­гут относиться: справка о валютных операциях; документы, связанные с про­ведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях (например, распоряжение о переводе иностранной валюты, платежное пору­чение); контракт; паспорт сделки и др.

Указанные документы должны содержать заведомо недостоверные све­дения об основаниях, целях и назначении перевода, т. е. быть сфальсифици­рованы. Состав сконструирован как формальный. Для определения момента окончания рассматриваемого преступления следует исходить из законодате­льных понятий валютных операций и перевода денежных средств. Если буквально руководствоваться содержанием указанных понятий, преступление следует считать оконченным с момента совершения оператором дейст­вий по переводу денежных средств получателю-нерезиденту. Следовательно, сам факт представления фальсифицированных документов в уполномочен­ный банк до момента списания денежных средств со счета плательщика и за­числения их на счет получателя следует квалифицировать как покушение на преступление[7]. В пользу данной позиции свидетельствует также то обстоятельство, что до списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет нерезидента у плательщика имеется техническая возможность отзыва пла­тежных документов, свидетельствующая о наличии у плательщика возмож­ности добровольного отказа от преступления. Однако следует отметить, что ряд практических работников Федераль­ной таможенной службы РФ считают, что моментом окончания преступле­ния, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, является момент принятия банком к исполнению фальсифицированных платежных документов. Таким образом, вопрос определения момента окончания рассматривае­мого преступления является спорным и требует теоретического и практичес­кого осмысления.

Субъект преступления — общий. В этом качестве может выступать уполномоченное лицо организации (как резидента, так и нерезидента), обла­дающее правом подписи платежных документов, индивидуальный предпри­ниматель или иное физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в адрес нерезидента.

Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла. Умысел должен охватывать, во-первых, осознание лицом того факта, что получатель денежных средств является не­резидентом; во-вторых, заведомое знание того, что сведения об основаниях, целях и назначении перевода, содержащиеся в представляемых в банк доку­ментах, не соответствуют действительности; в-третьих, желание лица осу­ществить перевод.

Задание 2

Задача:

В ночь на 16 августа 2013 года сотрудники Федеральной таможенной службы задержали два автомобиля «КАМАЗ», которые двигались из Украины в Россию в обход установленных пунктов пропуска в районе города Гуково (Ростовская область). В грузовиках находилось около 30 тонн говядины без какой либо маркировки. Данные о качестве и стране происхождения товара отсутствовали. Предварительная стоимость нелегального мяса составляет 6 млн. рублей. Также в автомобилях обнаружено почти 1500 упаковок с конфетами. На них были обозначения «Raffaello» и надписи на украинском языке, включающие данные о производителе продукции.

Квалифицируйте содеянное.

Решение

Данное преступление следует квалифицировать по ч.1 ст. 226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», т.к. мясо считается стратегически важным товаром в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923
"Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Также по условию задачи, конфеты не содержат надписей на русском языке, а в п.2 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" (с изм. на 16.04.01) говорится, что запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Поэтому требуется возбуждение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации».

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г. Н. Борзенков, А. В. Бриллиантов. А. В. Галахова и др.; отв. ред. В. М. Лебедев. — 13-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — С. 197.
  4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под ред. П.Н. Панченко. Н. Новгород, 2012. 648 с.
  5. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.
  6. Никольская А. Г. Основы квалификации преступлений в сфере таможенного дела: учебник. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. - 340 с.
  7. Уголовное право России в вопросах и ответах/Учебное пособие Под ред. В.С. Камисарова М. 2015. – 158 с.
  8. Чермянинов Д.В. Таможенное право. М.: Юрайт, 2014.

[1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г. Н. Борзенков, А. В. Бриллиантов. А. В. Галахова и др.; отв. ред. В. М. Лебедев. — 13-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — С. 197.

[2] Уголовное право России в вопросах и ответах/Учебное пособие Под ред. В.С. Камисарова М. 2015. – 158 с.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

[4] Уголовное право России в вопросах и ответах/Учебное пособие Под ред. В.С. Камисарова М. 2015. – 161 с.

[5] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

[6] Никольская А. Г. Основы квалификации преступлений в сфере таможенного дела: учебник. - СПб.: ИЦ «Интермедия», 2015. - 154 с.

[7] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г. Н. Борзенков, А. В. Бриллиантов. А. В. Галахова и др.; отв. ред. В. М. Лебедев. — 13-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — С. 197.