Контрольная работа
"Типология личности"


Задание №1. Критерии эффективности психологии консультирования:

1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием.

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.

В частности, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи.

В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся информированию и объяснению. Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование». Ю. Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании, отличает обычно подчёркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения. Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества», в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента».

3. Социальная приспособленность. Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка).

4. Личностные особенности. Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами.

5. Профессиональная приспособленность. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п.

6. Успешность учебы. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Оценка результатов терапии консультантом тоже существенна, хотя ее далеко не достаточно для окончательных выводов. Вообще говоря, окончание консультирования и сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

Таблица 1

Методы психологического воздействия на клиента

Методы

Обоснование

  1. Социально-психологический тренинг как активный метод воздействия

В процессе работы тренинговая группа проходит ряд этапов развития:

  1. Этап знакомства и ориентации. Взаимоотношения между участниками строятся на эмоциональных впечатлениях, симпатиях и антипатиях, немаловажен внешний облик человека.
  2. Этап лабилизации. На этом этапе участники группы получают такие сведения о себе, которые противоречат их собственным представлениям. В результате возникает напряжение, которое может выразиться в агрессивном поведении по отношению к ведущему.
  3. Этап конструктивной целенаправленной деятельности. Взаимоотношения между участниками тренинга приобретают характер доверия и взаимоуважения, поскольку они начинают осознавать возможность и способность самораскрытия перед группой.

Структура группы бывает формальная (тренер и клиенты) и неформальная, формируемая интерперсональными взаимодействиями людей, связана с ролями участников группы.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Роль клиента в группе обычно отличается от роли, играемой им вне группы. Это требует психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии - гибкости в ролевой тактике.

  1. Психодрама

Психодрама - метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих элементов:

  1. Протагонист - пациент - субъект, главный исполнитель, представляющий свои проблемы.
  2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) - тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего.
  3. Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как «вспомогательные "Я"». «Вспомогательные "Я"» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных "Я"»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
  4. Зрители - остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.
  5. Сцена - место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
  6. Трансактный анализ Э. Берна

Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса - реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.

Трансактный анализ включает в себя: 1) структурный анализ - анализ структуры личности; 2) анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) анализ психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 4) анализ сценария (скрипт-анализ) - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

4.Характеристика телесно-ориентированного подхода (В. Райх)

В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело: 1) область глаз, 2) рот и челюсть, 3) шея, 4) грудь, 5) диафрагма, 6) живот, 7) таз.

Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.

  1. Игра как метод активного воздействия на личность

особенности игр состоят в следующем:

-игры постоянно повторяются,

- игры, в большинстве случаев, проигрываются вне Взрослого сознания,

- во время игры и при ее завершении испытываются чувства, знакомые с самого детства;

- игры включают в себя обмен скрытыми взаимодействиями;

- игры всегда содержат в себе ложь;

- игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены Значение игр в профессиональной подготовке психотерапевта

Игра-это система конкретных действий специально смоделированной ситуации.

Результатом её является новообразование, возникающее в самой личности, её взаимоотношениях с другими членами коллектива, в деятельности игроков и результатах их коллективного взаимодействия.

В ходе игры возможно коллективное разрешение психолого-педагогических конфликтов, сложных педагогических проблем, поиск инноваций и многое другое.

Игра ориентирована на изменение личности, введение её в процесс динамического саморазвития.

Гуманистическая направленность игры даёт возможность при использовании её в работе с педагогами формировать у них и у руководителей такие качества, как эмпатия (способность понимать внутренний мир другого человека), динамизм личности (способность к активному воздействию на другого человека), эмоциональная устойчивость (способность владеть собой), профессиональное самосознание, коммуникативность, профессиональная зоркость, педагогическая интуиция.

Задание №2. Психологическая характеристика

Попугай Кеша

У Кеши наблюдаются выраженные нарциссические поведенческие проявления. Демонстрация своих творческих способностей – пародирование телевизионным передачам. Желание иметь поклонников, зрителей его творчества. Желание собирать восхищенные взгляды, иметь большое количество дефицитных вещей. Нестойкие отношения, построенные на манипуляции (Кеша симулирует приступ и просит воды после того, как Вовка отключил телевизор). Попытка шантажом заставить Вовку выполнять прихоти попугая (отдых, новая одежда, возможность смотреть телевизор со звуком на полную мощностью). Агрессивность – «обо мне узнают, обо мне заговорят!!!!». Суицид рассматривается как эффективный способ достижения желаемого результата – внимания, сочувствия, наличия зрителей. Кеша не пытается осознать причины ситуаций, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.

Кеша убежден в том, что тоже достоин красивой жизни, поэтому устраивает Вовке скандал: «Это ты меня спрашиваешь, что случилось?.. С собакой гуляю, за собой убираю… А хожу в обносках, рванине, как Золушка!»

Вовка распахивает перед Кешей свой шкаф и предлагает брать все, что ему понравится. Кеша возмущается: «Это ты мне?!» и со словами: «Прощай, наша встреча была ошибкой!» — уходит из дома.

На улице он пытается продать себя как «надежного друга» — сначала за 1000 рублей, потом за 100, потом даже за 10. Этот эпизод показывает зрителю развенчание завышенной самооценки Кеши. Попугай вообще предпочитает, чтобы его называли не «Кешей», а «Иннокентием», чем надеется повысить свою значимость.

Модному парню он не нужен даже за десятку, но Кеша настолько восхищен его внешним видом, что бежит за ним бесплатно.

В новом доме Кешу ждут атрибуты красивой жизни: модная майка, кроссовки, видео, плеер, но вот отношения попугая с красавчиком строятся по принципу хозяин — слуга. Кеша терпит неуважительное отношение, разувает и обувает хозяина, который даже не разговаривает с ним, не зовет его по имени. Вот тут-то Кеша и вспоминает Вовку, который его «любил и буквально носил на руках».

После Кеша оказывается у Вовки. Попугай весь перебинтован и загипсован, он начинает жаловаться другу, но, как всегда, преувеличивает свои страдания: «Как мне было плохо… совсем один… а они, толпа негодяев с пушками и базуками…» А когда в окне появляется дворовая публика, Кешу уже невозможно остановить.

Нарциссический тип личности (НТЛ) - своеобразное нарушение психического развития, направленное на реализацию нарциссических желаний: стремление к самосохранению - внешности, достижений и своего положения в группе значимых людей; стремление к самоосуществлению - постоянное самосовершенствование, стремление к множествам достижений. Эти желания проявляются в невротической зависимости от мнения других - за счет большого уровня достижений проявляется высокий уровень социальной адаптации. Постоянная тревожность опирается на непрочность этих достижений, которые чаще достигаются за счет манипуляции другими людьми, направляя их восхищения на свою внешность и успешность. Акцент на своем теле приводит к постоянным тренировкам своего тела.

На формирование НТЛ влияет проекция притязаний родителей, гиперопека и неполная сепарация с близким лицом. Но и недостаток восхищенного взгляда матери в раннем детстве так же может изменять динамику личности в сторону акцентуации патохарактерологической черты.

Проявляется НТЛ в поведении человека и его отношениях в социальном окружении. Собственные достижения, социальный статус, дом рассматриваются как значительная часть, как дополнение собственного я. Этим людям присуща агрессивность, особенно в сторону субъекта оспаривающего его привилегированное положение. Проявление собственной агрессии плохо переноситься. Демонстративность черт личности проявляется в сверхпрезентации «Я», навязывании своей позиции. Характерная направленность нарцисса к творчеству формирует способность к юмору. Но глубокое ощущение собственной слабости и недостаточности компенсируется через постоянное подтверждение своей грандиозности и великолепия. Отношения постоянно нарушаются из-за постоянного поиска новых источников подтверждения своего великолепия. Отсутствие глубокой привязанности объясняется тем, что отношения строятся через манипуляцию, она направлена на проявление чувства восхищения. Часто идеализация партнера по общению заканчивается его обесцениваем, для повышения самооценки за счет унижения других.

План предполагаемого консультирования

  1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии необходимо установить контакт с клиентом и достичь обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
  2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии следует стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
  3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в "прошлом", так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации.
  4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем - реальной проблемы психологического характера, а не, скажем, невозможности купить красивые вещи для Кеши или быть популярным (то есть, не бытовую). Осуществляется их критическая оценка. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
  5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана решения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.