Курсовая работа "Развитие аграрного сектора в России"


Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и сущность аграрного сектора экономики

1.1. Понятие аграрного сектора экономики

1.2. Особенности развития аграрного сектора как экономической подсистемы

Глава 2. Анализ и совершенствование развития аграрного сектора РФ

2.1. Характеристика аграрного сектора

2.2. Состояние развития аграрного сектора и опыт развития отечественного аграрного сектора

2.3. Перспективы развития аграрного сектора

2.4. Развитие аграрного комплекса на основании концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что среди генеральных задач современной России фигурирует стабильное обеспечение потребностей страны в отечественных продуктах питания, то есть достижение продовольственной безопасности.

В ходе развития сельскохозяйственного производства страны в этом направлении на общегосударственном уровне принимались многие меры. Однако они либо оставались нереализованными, либо их реализация не приводила к ожидаемым результатам.

В период рыночной экономики проблема оптимизации производства отечественного продовольствия значительно обострилась и возникла настоятельная необходимость в разработке новых подходов к ее решению.

По проблеме поиска и обоснования наиболее действенных мер повышения эффективности аграрного сектора экономики существует много различных мнений и предложений. Между тем в своем большинстве они тяготеют к решению частных вопросов, что не обеспечивает искомого результата. Отсюда возникла необходимость радикальных преобразований, что и привело к аграрной реформе.

Сельское хозяйство играет уникальную роль в жизнеобеспечении человека и от него в основном зависит уровень материального благосостояния людей. Расходы на продовольствие в нашей стране в отдельные периоды составляли до трех четвертей трудовых доходов населения. Поэтому реформирование хронически отстающей отрасли наиболее ответственный социально-экономический процесс. Однако, реализация аграрной реформы в России пока не привела к достижению поставленных целей, ибо она проводилась без научно обоснованной концепции и предварительной подготовки соответствующе ориентированных кадров.

Вместе с тем, реформаторы переоценили роль рынка в качестве саморегулируемого экономического института в развитии сельского хозяйства.

Объектом курсовой работы явилось сельское хозяйство России.

Предметом – особенности аграрного сектора экономики.

Целью курсовой работы было провести анализ состояния аграрного сектора в России.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования аграрного сектора в России.
  2. Дать характеристику аграрному сектору.
  3. Проанализировать состояние развития аграрного сектора и опыт развития отечественного аграрного сектора.
  4. Выяснить перспективы развития аграрного сектора.

Глава 1. Понятие и сущность аграрного сектора экономики

1.1. Понятие аграрного сектора экономики

Сельское хозяйство появилось несколько тысяч лет назад и стало исторически первой отраслью цивилизованного материального производства. Переход к культурному земледелию и скотоводству, возникновение сельского хозяйства ознаменовали собой зарождение производящего хозяйства в собственном смысле этого слова.

И в настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейшей отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

Следует заметить, что сельскохозяйственный процесс обладает значительными отличиями от остальных отраслей производства. Прежде всего, сельское хозяйство имеет дело с живой природой - растениями и животными, а в качестве главного средства производства выступает земля. В силу этого аграрный сектор экономики характеризуется выраженной сезонностью производства, а также сильной зависимостью от природно-климатических и почвенно-биологических условий. В результате экономический процесс производства в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным [2].

Характерным признаком сельского хозяйства является и длинный цикл производства - готовый продукт удается получить, как правило, через год или еще больший срок. Это обусловлено тем, что в большинстве развитых стран, расположенных, как известно, в умеренных широтах, природно-климатические условия позволяют собрать лишь один урожай основных культур в календарном году. Еще дольше длится выращивание основных видов скота в животноводстве.

Оригинальными являются также структура издержек и схема амортизации используемого оборудования, так как хозяйства должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. Например, сев и уборочные работы должны производиться в лучшие агротехнические сроки и на практике занимают в хорошем хозяйстве порядка трех суток - все остальное время соответствующая техника простаивает. Это вызывает достаточно высокие постоянные издержки в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд.

При этом ведущее положение в аграрном секторе, особенно в земледелии, занимают мелкие и средние фирмы с небольшими возможностями индивидуальных капиталовложений и ограниченным персоналом. Основная причина этого - пространственная протяженность земельных угодий. Из единого центра невозможно обрабатывать участки, отдаленные друг от друга на десятки километров. Именно поэтому в аграрной сфере господствующими типами рынка являются те, где оптимальный размер предприятия невелик - монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция.

Особенностью сельского хозяйства является и особо тесная связь с банковской системой, большая зависимость от кредита, что обусловлено характерными чертами действующих на рынке сельскохозяйственной продукции фирм (малая фирма редко имеет значительные финансовые резервы) и сезонным характером производства (хозяйство не может начать производство без кредита ранней весной и способно погасить свои обязательства лишь поздней осенью).

Само же ведение сельского хозяйства может быть организовано в различных общественных формах, однако в современных условиях в большинстве стран мира сельское хозяйство основано на рыночных началах.

В данном случае по поводу ведения хозяйства на земле сталкиваются интересы трех различных групп [3]:

- земельных собственников;

- предпринимателей-арендаторов;

- наемных рабочих (крестьян).

В результате происходит, с одной стороны, отделение земельной собственности от ведения хозяйства на земле. Данное явление можно расценивать как частный случай отделения капитала-собственности от капитала-функции. При этом формируются два вида монополии на землю: монополия частной собственности на землю и монополия на землю как объект хозяйства. С другой стороны, происходит отделение непосредственного производителя (в сельском хозяйстве - крестьянина) от земли, основного средства производства, что в целом характерно для рыночной экономики. Типичной становится ситуация, когда предприниматель берет во временное пользование (аренду) участок земли и ведет хозяйство на рыночных условиях, то есть применяя наемный труд.

1.2. Особенности развития аграрного сектора как экономической подсистемы

Россия обладает уникальным по мировым меркам потенциалом для развития экспортноориентированного сельского хозяйства. По общей площади сельскохозяйственных (с.-х.) угодий и, в особенности, пашни страна является одним из мировых лидеров. При этом в структуре посевных площадей высока доля земель обладающих высоким естественным плодородием, - в России сосредоточено немногим менее 40% от общей площади наиболее плодородных в мире почв - черноземов.

Эти обстоятельства наряду с рядом социально-экономических факторов (в первую очередь, низкой стоимостью земельных угодий и рентой) способствуют высокой (в рамках международного разделения труда) конкурентоспособности растениеводства в целом и, в особенности, его экстенсивных направлений [5].

Рис. 1.1 Рентабельность производства основных видов с/х продукции

С точки зрения участия в международном разделении труда и национальной экономики экстенсивные направления, предполагающие максимально широкое использование земли как фактора производства (производство зерновых, масличных) оказываются более конкурентоспособными в сравнении с животноводством, что подтверждается статистическими данными о финансовых результатах отдельных направлений с.-х. производства. Ограниченные (сезонно) возможности использования кормовых угодий, а также континентальный климат (низкие зимние температуры, требующие интенсивного отопления, в меньшей степени – жаркое лето, требующее кондиционирования) делают более значительными издержки на содержание животных - фундаментальное строительство и их кормление.

Следует отметить, что до настоящего времени свой упомянутый аграрный потенциал Россия использует крайне неполно. Россия является одним из крупнейших в мире нетто-импортеров (20-30 млрд. долларов в год) продовольствия и с.-х. (в последние годы страна уступает по этому показателю лишь Японии). Продовольствие оказалось одной из крупнейших (после машин и оборудования) товарных позиций в структуре ввозимой продукции. В 2008 году нетто-импорт продовольствия достиг пика, составив около 35 млрд. долларов, в 2009 году этот показатель оценочно снизился до 19 млрд. долларов [9].

Рис. 1.2. Динамика внешней торговли России продовольственными товарами

Контролируя около 10% пахотных угодий, Россия обеспечивает лишь 1,5% мирового производства продовольствия; объем производства сельскохозяйственной продукции приблизительно в 2 раза ниже потенциально возможного в текущих социально-экономических и природных условиях, что определяется меньшей продуктивностью земли и основных фондов, а также недоиспользованием значительной части потенциально продуктивных с.-х. угодий, которые выбыли из оборота в течение 1990-2009 гг. (С.-х. угодья за этот период сократились на 40%, в т.ч. посевные площади – на 31%) [9].

Глава 2. Анализ и совершенствование развития аграрного сектора РФ

2.1. Характеристика аграрного сектора

Сельское хозяйство представляет собой крупную отрасль народного хозяйства, которая имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития общества, обладает мультипликативным эффектом для развития экономики и при этом имеет исключительное в сравнении с другими секторами народного хозяйства социальное значение.

Таблица 2.1

Ключевые показатели сельского хозяйства в 2009-2010 гг. [9]

Показатель

натуральных единиц

% от общероссийского

Объем реализации

2,5 трлн.руб.

Валовая добавленная стоимость

1,5 трлн.руб.

4,5

Количество (неофициально) занятых

6 (15) млн. чел.

-

Площадь с.-х. угодий

210 млн. га.

11,5

Площадь пашни

120 млн. га.

Сельскохозяйственная занятость является важной статьей дохода для большинства жителей сельской местности и малых городов. Помимо 6 млн. официальных занятых, производством аграрной продукции занимается около 30 млн. жителей России (15 млн. домохозяйств). В с.-х. производстве ежегодно отрабатывается около 3 млрд. трудочасов или около 1/5 всех трудозатрат, что эквивалентно 15 млн. постоянных работников. По этому показателю отрасль не имеет аналогов в отечественной экономике. Кроме того, сельское хозяйство остается неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни или важнейшим дополнительным источником доходов, поддерживающим приемлемый уровень благосостояния значительной части российского общества [3].

Являясь основным видом занятости в большинстве сельских районов, с.х. в значительной степени определяет ландшафтный и архитектурный облик, состояние инфраструктуры, а также качество и уровень жизни на 80% освоенных территорий России.

Сельское хозяйство способствует развитию широкого круга отраслей агропромышленного комплекса. Одно рабочее место в с.х. обеспечивает занятость 5-6 чел. в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует низкая весовая стоимость и скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.

Масштаб агропромышленного комплекса РФ оценивается в 15% от ВВП, таким образом, он представляет собой один из наиболее значительных сегментов экономики. Его доминирующей частью является продовольственный комплекс – совокупность отраслей хозяйственная деятельность которых нацелена на удовлетворения базовой потребности общества в продуктах питания.

Сельское хозяйство характеризуется высокой степенью ресурсоемкости; затраты материально-технических ресурсов. Ключевыми поставщиками материальных ресурсов для сельского хозяйства являются [3]:

- предприятия машиностроения (6,4% от суммарных прямых, 7% от суммарных полных затрат), как отечественные так и зарубежные, основной объем поставок со стороны которых представлен с.-х. машинами, транспортными средствами и оборудованием;

- предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, главным образом отечественные (4,8% и 6,2% затрат соответственно) обеспечивающие отрасль ГСМ и другими материалами;

- предприятия химической промышленность (3,4% и 4,5%) поставляющие преимущественно минеральные удобрения (почти исключительно отечественного производства), а также химические средства защиты и ядохимикаты (ХСЗРиЯ) отечественного и импортного производства;

- отечественные предприятия энергетики (электро- и газораспределительные компании), обеспечивающие с.-х. предприятия электроэнергией, газом, реже – теплом (3,3%, 4,9% затрат соответственно);

- преимущественно отечественные предприятия пищевой промышленности, поставляющие предприятиям отрасли преимущественно отходы производственного процесса, используемые в качестве корма и удобрений (3,6%, 3,8% от общих затрат, соответственно).

Химикаты и ГСМ играют особенно большую роль в структуре затрат в растениеводстве (до 50% издержек). В животноводстве их значение невелико; в свою очередь, эта отрасль с.х. в значительной степени зависима от услуг по поставкам сетевого электричества и сетевого газа (до 15-20% издержек).

Структура основных фондов определяет высокую степень зависимости с.х. от услуг строительства и поставок со стороны промышленности строительных материалов (1,5% прямых затрат). Еще большее значение, в особенности в растениеводстве, имеют поставки машин и оборудования, которые обеспечивает подотрасль с.-х. машиностроения и, в меньшей степени транспортное машиностроение.

Для с.х. характерна значительная роль внутриотраслевой кооперации, значительная часть затрат (49% прямых, 33% полных) формируется за счет поставок МТР между с.-х. предприятиям. Среди них центральное место играют продажи кормов, которые являются основным (50% и более) элементом структуры затрат в животноводстве. Вторым по значимости элементов внутренних связей являются поставки качественного генетического материала (чистопородных, высокопродуктивных животных, элитных семян, саженцев деревьев и кустарников и т.п.) от соответствующих специализированных предприятий рядовым участникам сельскохозяйственного производства [2].

Отличительной особенностью отрасли является иерархичность значимости и организации закупок различных материально-технических ресурсов (МТР). Хозяйства в первую очередь удовлетворяют собственные потребности в ГСМ, семенах, базовых кормах без которых ведение аграрного производства. Потребности в оборотных МТР, обеспечивающие повышение текущих производственных показателей (минеральные удобрения, дорогостоящие корма, витамины), обеспечиваются во вторую очередь или могут не удовлетворяться в случае дефицита средств. В третью очередь приобретаются МТР инвестиционного характера (с.-х. техника и оборудование со средним сроком службы 20-30 лет). Потребление последних высоковолатильно, в значительной степени зависимо от финансового состояния отдельных предприятий и отрасли в целом, конъюнктуры рынка и мер государственной поддержки.

2.2. Состояние развития аграрного сектора и опыт развития отечественного аграрного сектора

Рассмотрим внутренний и внешний спрос на продукцию аграрного сектора.

Внутренний спрос на продукцию российского с.х. определяется в основном конечным спросом на продукты питания, рынок которых в 2008-2010 гг. составлял около 250 млрд. долларов в год. Средние затраты на продукты питания в расчете на одного жителя составляют около 1,1 тыс. долларов в год, при этом наблюдается приблизительно двукратная дифференциация этого показателя между столичными городами и жителями небольших городов и еще более существенные различия – с жителями сельской местности. Доля расходов на продукты питания в структуре бюджета домохозяйств имеет тенденцию к медленному снижению: в 2009 г. на приобретение продуктов питания приходилось около 29% расходов домохозяйств, а на приобретение алкогольной продукции - около 5,5% [9].

В последние годы объемы и структура спроса претерпевали существенные изменения, которые в основном определялись ростом благосостояния населения.

В течение 2005-2009 гг. расходы на продукты питания в постоянных ценах увеличивались на 10-15% в год. Отчасти такая тенденция определялась изменение структуры спроса от наиболее дешевых в расчете на единицу энергетической ценности (картофель, хлебобулочные, макаронные и крупяные изделия) к более дорогим продуктам питания (мясо, рыба и продукты из них, фрукты и ягоды). Калорийность питания за 1999-2009 гг. возросла приблизительно на 10% и достигла 2550 ккал на человека в день, что все еще существенно ниже показателей конца 1980-х годов (2700-2900 кКал) и показателей характерных для развитых стран. При этом наблюдался лояльности потребителей к отечественным брэндам (отечественные продукты питания регулярно потребляют более 70% отечественного населения, что является одним из самых высоких показателей в мире). В структуре потребления увеличивалась доля готовой стандартизованной продукции. В частности, рынок готовых блюд (в т.ч. для разогрева в микроволновой печи) в течение 2004-2009 гг. вырос в постоянных ценах на 115%; за 2010-2014 гг., как ожидается, соответствующий показатель увеличится еще на 20%. Вместе с этим наблюдался рост потребления продуктов для «здорового питания» и продукции позиционируемой как экологически чистая. Особо широкое распространение это направление получило в сегментах молочной продукции и производства соков. Объем продукции позиционируемой как «здоровая» или «экологичная» оценивается в 15-20% от общего объема рынка. При этом, как правило, такое позиционирование не регламентировано законодательно, производитель не несет ответственности за приписываемые продукции качества (кроме упоминания о содержании ГМО). Доля продукции произведенной по специальным технологиям и сертифицированной как органическая остается крайне незначительной (менее 0,1%) [2].

С 2000 по 2008 гг. в полтора раза выросло потребление мясной продукции, которое в пересчете на душу населения составило 75 кг и вплотную приблизилось к нормативно рекомендуемому показателю (80 кг). При этом с 1990-х годов наблюдалась тенденция постоянного увеличения доли наиболее дешевого животного белка – мяса птицы, которая возросла с 30% до 50%. Вероятность сохранения данной тенденции считается неочевидной. Роль ведущего звена производственной цепочки, во многом определяющего стандарты и технологии, используемые в сельском хозяйстве, сохранялась за пищевой промышленностью, которая потребляет около 80% товарной продукции отрасли. Ужесточение требований потребителей и усложнение технологий пищевой промышленности определяет повышение требований к стандартизации (однородность размеров, правильность формы), и свойствам закупаемого с.-х. сырья, которое в особенности проявлялось в отношении с.-х. производителей с торговыми сетями, а также в целом в сегменте молочного и мясного хозяйства. В начальной стадии находится процесс замещения «универсальных» с точки зрения потребительских свойств животных и с.-х. культур, специализированными разновидностями, предназначенными для конкретных сфер потребления (крахмалоносные и «чипсовые» разновидности сортов картофеля, «беконные» породы свиней и т.п.) [9].

В настоящее время в Российской Федерации сложилась специфичная структура продовольственного рынка с высокой долей теневого и нетоварного сектора. 35% конечной сельскохозяйственной продукции реализуется внутри домохозяйств и между ближайшими родственниками для конечного потребления; порядка 30% товарной продукции реализуется без уплаты налогов и прохождения фитосанитарного контроля.

Основной объем товарной продукции (около 75%) приобретается с целью последующей переработки. Из оставшегося объема около 10% реализуется, минуя оптовое звено (преимущественно через систему продовольственных рынков). Система оптовой торговли преимущественно обеспечивает доставку с.-х. продукции на перерабатывающие предприятия (около 80%) в меньшей степени она связана с поставкой продукции прошедшей первичную обработку предприятиям розничной торговли. В качестве оптовых и мелкооптовых покупателей с.-х. продукции выступают четыре группы игроков:

- предприятиям пищевой промышленности (преобладают на рынке молока);

- индивидуальные предприниматели (рынок овощей и мясной продукции, прямые продажи, поставки предприятиям общепита и розничной торговли),

- специализированные торгово-закупочные организации и оптовые базы (рынок зерновых, поставки предприятиям розничной торговли и перерабатывающим предприятиям);

- торговые сети и торговые предприятия (овощи, фрукты / прямые закупки у крупных с.х. производителей и других агентов оптовой торговли).

Для отечественного с.х. рынка характерны преобладание случайных взаимодействий между продавцами и покупателями, неустойчивая система каналов сбыта с.-х. продукции, при значительной роли небольших участников рынка, а также незначительной роли кооперативного сектора и биржевой торговли. Число участников торговой деятельности имеет тенденцию к росту, которая, впрочем, сочетается с увеличением влияния крупных торговых и закупочных структур.

Объем розничной торговли продовольственными товарами составляет около 6,5 трлн. рублей или 45% от общего оборота розничной торговли. Ее осуществляет около 80 тыс. неспециализированных и около 60 тыс. специализированных торговых предприятий. Они представлены весьма разнообразными формами, в числе которых специализированные и неспециализированными продовольственные магазины (около 30%), в т.ч. шаговой доступности (около 20%), крупные магазины и торговые сети гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров (около 700 сетей, обеспечивают около 30% продаж); продовольственные рынки (около 4 тыс., 15% торговли). Следует упомянуть предприятия общественного питания (столовые, рестораны, кафе, кухни гостиничных организаций, кейтеринговых компаний и т.п.), которые оказывают услуги по предоставлению населению, реже – организациям готовых продуктов питания (на 710 млрд. руб. в 2009 г.) [9].

Внешний спрос и тенденция его развития будет, преимущественно, определяться двумя основными факторами: общим приростом населения и ситуацией на мировом рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В целом прогнозируется дальнейшее понижение доли этой отрасли в ВВП развитых стран до 2,3% в 2015 г. Продолжится процесс повышения эффективности как аграрного производства, так и аграрно-промышленного комплекса в целом, в котором всѐ большую долю будут составлять конечные сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная пищевая промышленность.

Ожидается постепенный полный переход на интенсивный тип развития аграрной экономики не только в странах Европы и Америки, но и в странах BRIC, предполагающий использование наукоемких технологий, биотехнологии и информатики при организации сельскохозяйственного производства, функционирование отлаженной системы государственного регулирования, повышение отдачи от капитальных вложений и рост производительности труда.

Можно выделить ряд следующих характерных тенденций развития аграрно-промышленного комплекса наиболее передовых стран в ближайшие годы [2]:

- дальнейшая либерализация в международной торговле сельскохозяйственными товарами;

- развитие межотраслевая кооперация;

- усиливающиеся перепроизводство продуктов питания;

- возрастание роли крупных производителей в сельском хозяйстве;

- рост производства продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения;

- постепенное сокращение используемых сельскохозяйственных земель;

- переход к возможным альтернативным способам использования сельскохозяйственных земель (например, производство биологического топлива);

- увеличение объема производства продукции за счет интенсификации производства под воздействием НТП;

- уменьшение доли продукции сельского хозяйства в ВВП мирового хозяйства;

- изменение структуры экспорта и потребления сельскохозяйственной продукции в мировом хозяйстве;

- рост производительности труда в сельском хозяйстве;

- снижение числа занятых в сельском хозяйстве, переход к полной механизации / автоматизации / роботизация производства;

- расширение связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики;

- повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счѐт достижений селекции, широкого применения удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями;

- снижение уровня токсичности применяемых в сельском хозяйстве удобрений и химических средств борьбы с сорняками вредителями для окружающей среды и человека, отход от использования ядохимикатов;

- повышение рентабельность сельскохозяйственной отрасли за счѐт внедрения искусственно созданных высокоурожайных сортов растений и эффективных пород скота;

- применение условий содержания домашних сельскохозяйственных животных, максимально приближенные к условиям дикой природы и использование систем естественной вентиляции во всех помещениях содержания животных;

- повышение эффективности использования всех типов ресурсов в аграрно-промышленном комплексе (например, сокращение потребление энергии теплицами на 40-50 % за счет встроенных систем добычи солнечной и ветряной энергии и энергии от биологического топлива, оптимизация работы сельскохозяйственной техники и оборудования);

- усиление конкуренции за сельскохозяйственные территории между производст- вами продуктов питания, кормов и биоэнергетических ресурсов, ведущее к росту цен на большинство из этих продуктов.

2.3. Перспективы развития аграрного сектора

Уровень государственной поддержки с.х. остается умеренно низким по сравнению с большинством развитых стран, в то же время он несколько выше, чем у основной массы государств – соседей по СНГ (за исключением стран Балтии).

Рис. 2.1. Уровень государственной поддержки с.х. в России и странах мира

По данным Министерства сельского хозяйства, в 2010 году на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства из федерального бюджета будет выделено 107,6 млрд. рублей, практически весь их объем будет направлен на поддержку с.-х. производства и социальное развитие села – 97,9 млрд. рублей (в 2009 г. – 99,7 млрд. рублей). Разные ведомства придерживаются противоположных точек зрения относительно изменения уровня господдержки с.х. на краткосрочную перспективу. Минфин настаивает на его снижении в 2011 г. до уровня 92 млрд. рублей, МСХ – на повышении до 121 млрд. рублей [9].

В структуре государственной поддержки преобладают меры прямой поддержки с.- х. производителей (субсидии); косвенные меры стимулирования сектора, которые широко практикуются в развитых странах, в России составляют лишь около 10% от общего объема субсидирования

Таблица 2.2

Объем и структура государственного субсидирования с.х. в 2009 г.

Направление субсидирования

млрд.руб.

%

Бюджетные субсидии, всего

90,7

100,0

возмещение процентов по инвестиционным кредитам, на срок до 10 лет

41,32

45,6

возмещение процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года

16,65

18,4

развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

5,98

6,6

на поддержку растениеводства

4,49

5,0

в т.ч. компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяй-ственных культур и многолетних насаждений

2,49

2,7

на поддержку животноводства

5,74

6,3

на поддержку экономически значимых региональных программ

6,55

7,2

на развитие консультационной помощи

0,188

0,2

компенсация части затрат на приобретение средств химизации

9,69

10,7

Рис. 2.2. Динамика уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства

Можно выделить следующие основные направления государственной поддержки:

Кредитная поддержка является основным направлением субсидирования с.х. (около ¾ от всех бюджетных затрат в 2010 году). Заключается в предоставлении льготных государственных кредитов и (чаще) субсидировании 80%, 100%, 2/3 ставки рефинансирования под приоритетные инвестиционные проекты и ряд других мероприятий. С 2010 года порядок предоставления субсидии изменяется – проекты будут рассматриваться индивидуально. В основном данная льгота доступна для крупных предприятий. При текущем уровне эффективных процентных ставок (15-20%) и ставке рефинансирования около (8%) оно позволяет снижать объемы процентных выплат приблизительно на треть, в некоторых случаях – полностью компенсировать процентные выплаты. Данная мера имеет большой значение с точки зрения технологического и инновационного развития предприятий, так как стимулирует инвестиционный процесс и создание новых производств.

Субсидирование закупок материальных ресурсов. Заключается в компенсации с.-х. организациям части (15-20%) или полной стоимости материальных ресурсов, объем выделения которых рассчитывается в соответствии с общими нормативами. Особо значимо в отношении закупок ГСМ и минеральных удобрений (субсидии – около 5 млрд. рублей в 2010 году; дисконт – около 10%), эта мера поддержки является внебюджетной (по договоренности с властями скидку аграриям предоставляют нефтяные компании). Также большое значение имеет бюджетное субсидирование закупок минеральных удобрений (ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»»). Данная мера в умеренной степени способствует развитию процесса химизации. При этом широко практикуется нецелевое использование материальных ресурсов и средств (выделение удобрений администрируется на основе данных о посевах, а не реальных объемах потребления), которое снижает эффективность данного средства господдержки.

Льготы при закупках техники. Заключаются в компенсации части стоимости с.-х. техники, или же льготных условия предоставления техники в лизинг, которое осуществляется централизовано, через уполномоченную компанию «Росагролизинг» (оборот - около 5 тыс. единиц техники ежегодно; минимальный взнос – от 7%, сроки действия программ – до 5-10 лет).

Влияние данной меры на технологическое развитие отрасли противоречиво, но скорее позитивно. Поскольку высокая стоимость техники является ключевым барьером препятствующим обновлению машинного парка, компенсация части ее стоимости способствует увеличению объемов закупок в «маргинальных» с точки зрения финансового положения предприятиях. В то же время в экспертной среде указывается на негативные последствия искажение конкурентной среды и монополизации рынка государственной структурой. Продуктово-специфическая поддержка и национальные программы по развитию отдельных направлений с.х. и его обеспечения – «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Ключевым направлением Национальной приоритетной программы «Ускоренное развитие животноводства» стал закуп высокопроизводительного породистого скота, который при содействии госкомпании «Росагролизинг» стартовал в 2006 году. На начальном этапе было закуплено около 60 тыс. голов скота, в основном молочных пород коров (голштинская и др.) на сумму около 3 млрд. рублей. Более половины животных было ввезено из-за рубежа (Австралия, Нидерланды, Германия и др. страны). Действует субсидия в размере 50% от стоимости племенных животных.

В зерновом хозяйстве действует интервенционный фонд, в последние годы регулярно проводятся крупномасштабные закупки зерна (несколько миллионов тонн) с объявлением минимальной гарантированной цены. С увеличением объемов зерна и ухудшение конъюнктуры операторы интервенционного фонда и власти оказались в сложном положении, так как не могут реализовать скопившиеся излишки зерна без убытка и заметного негативного влияния на экспортные рынки. Обсуждается возможность поставок в виде гуманитарной помощи.

Инфраструктрная поддержка реализуется в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и заключается в строительстве объектов социальной инфраструктуры, а также жилья для молодых специалистов.

Особенностью отечественной системы государственной поддержки с.х. является ведущая роль региональных бюджетов, которые обеспечивают около 50-60% общего объема государственной поддержки (еще порядка 10% приходится на местные бюджеты), что является нетипичным для большинства стран. Это существенным образом ограничивает выполнение соответствующих мер поддержки, поскольку наилучшими финансовыми возможностями, как правило, выделяются регионы, где с.-х. отсутствует или представлено незначительно, а регионы с развитым с.-х., напротив, зачастую имеют весьма скромный бюджет. Объем дотирования ключевых направлений в схожих по масштабам агропроизводства регионах может отличаться в десятки раз.

Внешнеторговая политика России в сельском хозяйстве характеризуется умеренно низкой степенью протекционизма. Степень использования таможенных инструментов сильно дифференцирована. В то время как импортная пошлина на большинство товаров отсутствует или незначительная, в отношении отдельных позиций с.-х. сырья и изготавливаемой из них продукции используются высокие (в сравнении с рыночной ценой) адвалорные пошлины в комбинации с квотированием и заградительными сверхквотными пошлинами.

Меры фитосанитарного контроля особо часто используются для ограничения поставок мясной продукции (в частности мяса обработанного хлором) и винной продукции. На рынке молока действует специальный регламент обязывающих переработчиков при использовании сухого молока (традиционная форма импортной продукции) для производства пакетированного молока называть конечную продукцию не молоком, а молочным напитком, что заметным образом ограничивает спрос на него.

Разнообразие внешних условий (природных, социально-экономических) определяет многообразие организационных и производственных форм в сельском хозяйстве. По этой причине в большинстве случаев реализация большинства производственно-технологических альтернатив в их «полярном» (крайнем) состоянии является маловероятным или невозможным, речь может идти лишь о более быстром развитии, преобладании одного из направлений. В некоторых случаях возможно одновременное развитие противоположных по своему смыслу направлений (например, экологически-ориентированных методик ведения с.х. и практик использования ГМО), например, за счет концентрации «полярных» направлений на разных территориях.

Следует ожидать, что технологические и, отчасти, институциональные развилки должны быть сильно дифференцированы с территориальной точки зрения (т.е. в разных регионах получат развитие разные агротехнологии; сильно будет отличаться динамика производства в натуральных и полутоварных хозяйствах.), а регулятивные развилки – с отраслевой и институциональной точек зрения (протекционизм и господдержка будут сфокусированы на узком круге отраслей и определенным группах производителей).

Уместно говорить о существовании одной базовой модели или высоковероятностного направления развития с.х. В известной степени ее можно считать инерционной, так как она предполагает продолжение текущих преимущественно позитивных тенденций развития сектора (рост валовых инвестиций, прибыли и объемов производства в отрасли; увеличение показателей производительности), а также ожидаемое появление некоторых новых, как позитивных, так и негативных тенденций.

2.4. Развитие аграрного комплекса на основании концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

- эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;

- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.

Первое направление - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:

- совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

- повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг;

- поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни;

- перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики;

- повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

- развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации, посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.

Второе направление - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, а также по снижению бедности сельского населения;

- развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

- улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

- повышение престижности сельскохозяйственного труда;

- развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;

- сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье направление - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

- улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году и до 130 - 150 кг в 2020 году;

- развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.

Четвертое направление - развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая:

- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (производительность труда в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза);

- обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах;

- развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35 – 40 процентов, при этом увеличится общая посевная площадь.

Пятое направление - развитие рыбохозяйственного комплекса, включая:

- создание современной производственно-технологической базы, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также развитие морских терминалов;

- модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства;

- формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры;

- приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;

- обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;

- наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развитие биржевой торговли рыбной продукцией;

- активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства.

Заключение

В процессе исследования было выявлено, что сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.

Россия обладает уникальным по мировым меркам потенциалом для развития экспортноориентированного сельского хозяйства. По общей площади сельскохозяйственных (с.-х.) угодий и, в особенности, пашни страна является одним из мировых лидеров. При этом в структуре посевных площадей высока доля земель обладающих высоким естественным плодородием, - в России сосредоточено немногим менее 40% от общей площади наиболее плодородных в мире почв - черноземов.

Эти обстоятельства наряду с рядом социально-экономических факторов (в первую очередь, низкой стоимостью земельных угодий и рентой) способствуют высокой (в рамках международного разделения труда) конкурентоспособности растениеводства в целом и, в особенности, его экстенсивных направлений.

Сельское хозяйство способствует развитию широкого круга отраслей агропромышленного комплекса. Одно рабочее место в с.х. обеспечивает занятость 5-6 чел. в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует низкая весовая стоимость и скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.

Масштаб агропромышленного комплекса РФ оценивается в 15% от ВВП, таким образом, он представляет собой один из наиболее значительных сегментов экономики. Его доминирующей частью является продовольственный комплекс – совокупность отраслей хозяйственная деятельность которых нацелена на удовлетворения базовой потребности общества в продуктах питания.

Уровень государственной поддержи аграрного сектора невысок, поэтому необходимо разрабатывать программы развития аграрного сектора с целью обеспечения внутреннего и внешнего рынка продуктами питания.

Список использованных источников

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Высшее образование, 2008. - 391 с.
  2. Буздалов И. Сельское хозяйство как категория рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2010. - №3 - с. 24-35.
  3. Буздалов И. Земельная реформа: взгляд сквозь призму замысла // Вопросы экономики. - 2008. - №10 - с. 126-138.
  4. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 624 с.
  5. Исянов Р. Аграрный сектор в рыночной экономике // Сельское хозяйство. - 2008. - №12 - с. 139-144.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 916 с.
  7. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2008. - 624 с.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2009. - 576 с.
  9. Россия в цифрах. 2010. - М.: Росстат, 2011. - 510 с.
  10. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2009. - 1360 с.
  11. Сорокин А.В. Теория общественного богатства. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 587 с.
  12. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 608 с.
  13. Экономика / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.
  14. Экономическая теория / под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Высшее образование, 2009. - 515 с.
  15. Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Издательство Проспект, 2006. - 576 с.
  16. Янова В.В. Экономическая теория. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.