Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и сущность аграрного сектора экономики
1.1. Понятие аграрного сектора экономики
1.2. Особенности развития аграрного сектора как экономической подсистемы
Глава 2. Анализ и совершенствование развития аграрного сектора РФ
2.1. Характеристика аграрного сектора
2.2. Состояние развития аграрного сектора и опыт развития отечественного аграрного сектора
2.3. Перспективы развития аграрного сектора
2.4. Развитие аграрного комплекса на основании концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что среди генеральных задач современной России фигурирует стабильное обеспечение потребностей страны в отечественных продуктах питания, то есть достижение продовольственной безопасности.
В ходе развития сельскохозяйственного производства страны в этом направлении на общегосударственном уровне принимались многие меры. Однако они либо оставались нереализованными, либо их реализация не приводила к ожидаемым результатам.
В период рыночной экономики проблема оптимизации производства отечественного продовольствия значительно обострилась и возникла настоятельная необходимость в разработке новых подходов к ее решению.
По проблеме поиска и обоснования наиболее действенных мер повышения эффективности аграрного сектора экономики существует много различных мнений и предложений. Между тем в своем большинстве они тяготеют к решению частных вопросов, что не обеспечивает искомого результата. Отсюда возникла необходимость радикальных преобразований, что и привело к аграрной реформе.
Сельское хозяйство играет уникальную роль в жизнеобеспечении человека и от него в основном зависит уровень материального благосостояния людей. Расходы на продовольствие в нашей стране в отдельные периоды составляли до трех четвертей трудовых доходов населения. Поэтому реформирование хронически отстающей отрасли наиболее ответственный социально-экономический процесс. Однако, реализация аграрной реформы в России пока не привела к достижению поставленных целей, ибо она проводилась без научно обоснованной концепции и предварительной подготовки соответствующе ориентированных кадров.
Вместе с тем, реформаторы переоценили роль рынка в качестве саморегулируемого экономического института в развитии сельского хозяйства.
Объектом курсовой работы явилось сельское хозяйство России.
Предметом – особенности аграрного сектора экономики.
Целью курсовой работы было провести анализ состояния аграрного сектора в России.
Задачи:
Сельское хозяйство появилось несколько тысяч лет назад и стало исторически первой отраслью цивилизованного материального производства. Переход к культурному земледелию и скотоводству, возникновение сельского хозяйства ознаменовали собой зарождение производящего хозяйства в собственном смысле этого слова.
И в настоящее время сельское хозяйство является одной из важнейшей отраслей народного хозяйства любой страны. Именно сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.
Следует заметить, что сельскохозяйственный процесс обладает значительными отличиями от остальных отраслей производства. Прежде всего, сельское хозяйство имеет дело с живой природой - растениями и животными, а в качестве главного средства производства выступает земля. В силу этого аграрный сектор экономики характеризуется выраженной сезонностью производства, а также сильной зависимостью от природно-климатических и почвенно-биологических условий. В результате экономический процесс производства в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным [2].
Характерным признаком сельского хозяйства является и длинный цикл производства - готовый продукт удается получить, как правило, через год или еще больший срок. Это обусловлено тем, что в большинстве развитых стран, расположенных, как известно, в умеренных широтах, природно-климатические условия позволяют собрать лишь один урожай основных культур в календарном году. Еще дольше длится выращивание основных видов скота в животноводстве.
Оригинальными являются также структура издержек и схема амортизации используемого оборудования, так как хозяйства должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. Например, сев и уборочные работы должны производиться в лучшие агротехнические сроки и на практике занимают в хорошем хозяйстве порядка трех суток - все остальное время соответствующая техника простаивает. Это вызывает достаточно высокие постоянные издержки в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд.
При этом ведущее положение в аграрном секторе, особенно в земледелии, занимают мелкие и средние фирмы с небольшими возможностями индивидуальных капиталовложений и ограниченным персоналом. Основная причина этого - пространственная протяженность земельных угодий. Из единого центра невозможно обрабатывать участки, отдаленные друг от друга на десятки километров. Именно поэтому в аграрной сфере господствующими типами рынка являются те, где оптимальный размер предприятия невелик - монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция.
Особенностью сельского хозяйства является и особо тесная связь с банковской системой, большая зависимость от кредита, что обусловлено характерными чертами действующих на рынке сельскохозяйственной продукции фирм (малая фирма редко имеет значительные финансовые резервы) и сезонным характером производства (хозяйство не может начать производство без кредита ранней весной и способно погасить свои обязательства лишь поздней осенью).
Само же ведение сельского хозяйства может быть организовано в различных общественных формах, однако в современных условиях в большинстве стран мира сельское хозяйство основано на рыночных началах.
В данном случае по поводу ведения хозяйства на земле сталкиваются интересы трех различных групп [3]:
- земельных собственников;
- предпринимателей-арендаторов;
- наемных рабочих (крестьян).
В результате происходит, с одной стороны, отделение земельной собственности от ведения хозяйства на земле. Данное явление можно расценивать как частный случай отделения капитала-собственности от капитала-функции. При этом формируются два вида монополии на землю: монополия частной собственности на землю и монополия на землю как объект хозяйства. С другой стороны, происходит отделение непосредственного производителя (в сельском хозяйстве - крестьянина) от земли, основного средства производства, что в целом характерно для рыночной экономики. Типичной становится ситуация, когда предприниматель берет во временное пользование (аренду) участок земли и ведет хозяйство на рыночных условиях, то есть применяя наемный труд.
Россия обладает уникальным по мировым меркам потенциалом для развития экспортноориентированного сельского хозяйства. По общей площади сельскохозяйственных (с.-х.) угодий и, в особенности, пашни страна является одним из мировых лидеров. При этом в структуре посевных площадей высока доля земель обладающих высоким естественным плодородием, - в России сосредоточено немногим менее 40% от общей площади наиболее плодородных в мире почв - черноземов.
Эти обстоятельства наряду с рядом социально-экономических факторов (в первую очередь, низкой стоимостью земельных угодий и рентой) способствуют высокой (в рамках международного разделения труда) конкурентоспособности растениеводства в целом и, в особенности, его экстенсивных направлений [5].
Рис. 1.1 Рентабельность производства основных видов с/х продукции
С точки зрения участия в международном разделении труда и национальной экономики экстенсивные направления, предполагающие максимально широкое использование земли как фактора производства (производство зерновых, масличных) оказываются более конкурентоспособными в сравнении с животноводством, что подтверждается статистическими данными о финансовых результатах отдельных направлений с.-х. производства. Ограниченные (сезонно) возможности использования кормовых угодий, а также континентальный климат (низкие зимние температуры, требующие интенсивного отопления, в меньшей степени – жаркое лето, требующее кондиционирования) делают более значительными издержки на содержание животных - фундаментальное строительство и их кормление.
Следует отметить, что до настоящего времени свой упомянутый аграрный потенциал Россия использует крайне неполно. Россия является одним из крупнейших в мире нетто-импортеров (20-30 млрд. долларов в год) продовольствия и с.-х. (в последние годы страна уступает по этому показателю лишь Японии). Продовольствие оказалось одной из крупнейших (после машин и оборудования) товарных позиций в структуре ввозимой продукции. В 2008 году нетто-импорт продовольствия достиг пика, составив около 35 млрд. долларов, в 2009 году этот показатель оценочно снизился до 19 млрд. долларов [9].
Рис. 1.2. Динамика внешней торговли России продовольственными товарами
Контролируя около 10% пахотных угодий, Россия обеспечивает лишь 1,5% мирового производства продовольствия; объем производства сельскохозяйственной продукции приблизительно в 2 раза ниже потенциально возможного в текущих социально-экономических и природных условиях, что определяется меньшей продуктивностью земли и основных фондов, а также недоиспользованием значительной части потенциально продуктивных с.-х. угодий, которые выбыли из оборота в течение 1990-2009 гг. (С.-х. угодья за этот период сократились на 40%, в т.ч. посевные площади – на 31%) [9].
Сельское хозяйство представляет собой крупную отрасль народного хозяйства, которая имеет стратегическое значение для обеспечения устойчивого развития общества, обладает мультипликативным эффектом для развития экономики и при этом имеет исключительное в сравнении с другими секторами народного хозяйства социальное значение.
Таблица 2.1
Ключевые показатели сельского хозяйства в 2009-2010 гг. [9]
Показатель |
натуральных единиц |
% от общероссийского |
Объем реализации |
2,5 трлн.руб. |
|
Валовая добавленная стоимость |
1,5 трлн.руб. |
4,5 |
Количество (неофициально) занятых |
6 (15) млн. чел. |
- |
Площадь с.-х. угодий |
210 млн. га. |
11,5 |
Площадь пашни |
120 млн. га. |
Сельскохозяйственная занятость является важной статьей дохода для большинства жителей сельской местности и малых городов. Помимо 6 млн. официальных занятых, производством аграрной продукции занимается около 30 млн. жителей России (15 млн. домохозяйств). В с.-х. производстве ежегодно отрабатывается около 3 млрд. трудочасов или около 1/5 всех трудозатрат, что эквивалентно 15 млн. постоянных работников. По этому показателю отрасль не имеет аналогов в отечественной экономике. Кроме того, сельское хозяйство остается неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни или важнейшим дополнительным источником доходов, поддерживающим приемлемый уровень благосостояния значительной части российского общества [3].
Являясь основным видом занятости в большинстве сельских районов, с.х. в значительной степени определяет ландшафтный и архитектурный облик, состояние инфраструктуры, а также качество и уровень жизни на 80% освоенных территорий России.
Сельское хозяйство способствует развитию широкого круга отраслей агропромышленного комплекса. Одно рабочее место в с.х. обеспечивает занятость 5-6 чел. в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует низкая весовая стоимость и скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.
Масштаб агропромышленного комплекса РФ оценивается в 15% от ВВП, таким образом, он представляет собой один из наиболее значительных сегментов экономики. Его доминирующей частью является продовольственный комплекс – совокупность отраслей хозяйственная деятельность которых нацелена на удовлетворения базовой потребности общества в продуктах питания.
Сельское хозяйство характеризуется высокой степенью ресурсоемкости; затраты материально-технических ресурсов. Ключевыми поставщиками материальных ресурсов для сельского хозяйства являются [3]:
- предприятия машиностроения (6,4% от суммарных прямых, 7% от суммарных полных затрат), как отечественные так и зарубежные, основной объем поставок со стороны которых представлен с.-х. машинами, транспортными средствами и оборудованием;
- предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, главным образом отечественные (4,8% и 6,2% затрат соответственно) обеспечивающие отрасль ГСМ и другими материалами;
- предприятия химической промышленность (3,4% и 4,5%) поставляющие преимущественно минеральные удобрения (почти исключительно отечественного производства), а также химические средства защиты и ядохимикаты (ХСЗРиЯ) отечественного и импортного производства;
- отечественные предприятия энергетики (электро- и газораспределительные компании), обеспечивающие с.-х. предприятия электроэнергией, газом, реже – теплом (3,3%, 4,9% затрат соответственно);
- преимущественно отечественные предприятия пищевой промышленности, поставляющие предприятиям отрасли преимущественно отходы производственного процесса, используемые в качестве корма и удобрений (3,6%, 3,8% от общих затрат, соответственно).
Химикаты и ГСМ играют особенно большую роль в структуре затрат в растениеводстве (до 50% издержек). В животноводстве их значение невелико; в свою очередь, эта отрасль с.х. в значительной степени зависима от услуг по поставкам сетевого электричества и сетевого газа (до 15-20% издержек).
Структура основных фондов определяет высокую степень зависимости с.х. от услуг строительства и поставок со стороны промышленности строительных материалов (1,5% прямых затрат). Еще большее значение, в особенности в растениеводстве, имеют поставки машин и оборудования, которые обеспечивает подотрасль с.-х. машиностроения и, в меньшей степени транспортное машиностроение.
Для с.х. характерна значительная роль внутриотраслевой кооперации, значительная часть затрат (49% прямых, 33% полных) формируется за счет поставок МТР между с.-х. предприятиям. Среди них центральное место играют продажи кормов, которые являются основным (50% и более) элементом структуры затрат в животноводстве. Вторым по значимости элементов внутренних связей являются поставки качественного генетического материала (чистопородных, высокопродуктивных животных, элитных семян, саженцев деревьев и кустарников и т.п.) от соответствующих специализированных предприятий рядовым участникам сельскохозяйственного производства [2].
Отличительной особенностью отрасли является иерархичность значимости и организации закупок различных материально-технических ресурсов (МТР). Хозяйства в первую очередь удовлетворяют собственные потребности в ГСМ, семенах, базовых кормах без которых ведение аграрного производства. Потребности в оборотных МТР, обеспечивающие повышение текущих производственных показателей (минеральные удобрения, дорогостоящие корма, витамины), обеспечиваются во вторую очередь или могут не удовлетворяться в случае дефицита средств. В третью очередь приобретаются МТР инвестиционного характера (с.-х. техника и оборудование со средним сроком службы 20-30 лет). Потребление последних высоковолатильно, в значительной степени зависимо от финансового состояния отдельных предприятий и отрасли в целом, конъюнктуры рынка и мер государственной поддержки.
Рассмотрим внутренний и внешний спрос на продукцию аграрного сектора.
Внутренний спрос на продукцию российского с.х. определяется в основном конечным спросом на продукты питания, рынок которых в 2008-2010 гг. составлял около 250 млрд. долларов в год. Средние затраты на продукты питания в расчете на одного жителя составляют около 1,1 тыс. долларов в год, при этом наблюдается приблизительно двукратная дифференциация этого показателя между столичными городами и жителями небольших городов и еще более существенные различия – с жителями сельской местности. Доля расходов на продукты питания в структуре бюджета домохозяйств имеет тенденцию к медленному снижению: в 2009 г. на приобретение продуктов питания приходилось около 29% расходов домохозяйств, а на приобретение алкогольной продукции - около 5,5% [9].
В последние годы объемы и структура спроса претерпевали существенные изменения, которые в основном определялись ростом благосостояния населения.
В течение 2005-2009 гг. расходы на продукты питания в постоянных ценах увеличивались на 10-15% в год. Отчасти такая тенденция определялась изменение структуры спроса от наиболее дешевых в расчете на единицу энергетической ценности (картофель, хлебобулочные, макаронные и крупяные изделия) к более дорогим продуктам питания (мясо, рыба и продукты из них, фрукты и ягоды). Калорийность питания за 1999-2009 гг. возросла приблизительно на 10% и достигла 2550 ккал на человека в день, что все еще существенно ниже показателей конца 1980-х годов (2700-2900 кКал) и показателей характерных для развитых стран. При этом наблюдался лояльности потребителей к отечественным брэндам (отечественные продукты питания регулярно потребляют более 70% отечественного населения, что является одним из самых высоких показателей в мире). В структуре потребления увеличивалась доля готовой стандартизованной продукции. В частности, рынок готовых блюд (в т.ч. для разогрева в микроволновой печи) в течение 2004-2009 гг. вырос в постоянных ценах на 115%; за 2010-2014 гг., как ожидается, соответствующий показатель увеличится еще на 20%. Вместе с этим наблюдался рост потребления продуктов для «здорового питания» и продукции позиционируемой как экологически чистая. Особо широкое распространение это направление получило в сегментах молочной продукции и производства соков. Объем продукции позиционируемой как «здоровая» или «экологичная» оценивается в 15-20% от общего объема рынка. При этом, как правило, такое позиционирование не регламентировано законодательно, производитель не несет ответственности за приписываемые продукции качества (кроме упоминания о содержании ГМО). Доля продукции произведенной по специальным технологиям и сертифицированной как органическая остается крайне незначительной (менее 0,1%) [2].
С 2000 по 2008 гг. в полтора раза выросло потребление мясной продукции, которое в пересчете на душу населения составило 75 кг и вплотную приблизилось к нормативно рекомендуемому показателю (80 кг). При этом с 1990-х годов наблюдалась тенденция постоянного увеличения доли наиболее дешевого животного белка – мяса птицы, которая возросла с 30% до 50%. Вероятность сохранения данной тенденции считается неочевидной. Роль ведущего звена производственной цепочки, во многом определяющего стандарты и технологии, используемые в сельском хозяйстве, сохранялась за пищевой промышленностью, которая потребляет около 80% товарной продукции отрасли. Ужесточение требований потребителей и усложнение технологий пищевой промышленности определяет повышение требований к стандартизации (однородность размеров, правильность формы), и свойствам закупаемого с.-х. сырья, которое в особенности проявлялось в отношении с.-х. производителей с торговыми сетями, а также в целом в сегменте молочного и мясного хозяйства. В начальной стадии находится процесс замещения «универсальных» с точки зрения потребительских свойств животных и с.-х. культур, специализированными разновидностями, предназначенными для конкретных сфер потребления (крахмалоносные и «чипсовые» разновидности сортов картофеля, «беконные» породы свиней и т.п.) [9].
В настоящее время в Российской Федерации сложилась специфичная структура продовольственного рынка с высокой долей теневого и нетоварного сектора. 35% конечной сельскохозяйственной продукции реализуется внутри домохозяйств и между ближайшими родственниками для конечного потребления; порядка 30% товарной продукции реализуется без уплаты налогов и прохождения фитосанитарного контроля.
Основной объем товарной продукции (около 75%) приобретается с целью последующей переработки. Из оставшегося объема около 10% реализуется, минуя оптовое звено (преимущественно через систему продовольственных рынков). Система оптовой торговли преимущественно обеспечивает доставку с.-х. продукции на перерабатывающие предприятия (около 80%) в меньшей степени она связана с поставкой продукции прошедшей первичную обработку предприятиям розничной торговли. В качестве оптовых и мелкооптовых покупателей с.-х. продукции выступают четыре группы игроков:
- предприятиям пищевой промышленности (преобладают на рынке молока);
- индивидуальные предприниматели (рынок овощей и мясной продукции, прямые продажи, поставки предприятиям общепита и розничной торговли),
- специализированные торгово-закупочные организации и оптовые базы (рынок зерновых, поставки предприятиям розничной торговли и перерабатывающим предприятиям);
- торговые сети и торговые предприятия (овощи, фрукты / прямые закупки у крупных с.х. производителей и других агентов оптовой торговли).
Для отечественного с.х. рынка характерны преобладание случайных взаимодействий между продавцами и покупателями, неустойчивая система каналов сбыта с.-х. продукции, при значительной роли небольших участников рынка, а также незначительной роли кооперативного сектора и биржевой торговли. Число участников торговой деятельности имеет тенденцию к росту, которая, впрочем, сочетается с увеличением влияния крупных торговых и закупочных структур.
Объем розничной торговли продовольственными товарами составляет около 6,5 трлн. рублей или 45% от общего оборота розничной торговли. Ее осуществляет около 80 тыс. неспециализированных и около 60 тыс. специализированных торговых предприятий. Они представлены весьма разнообразными формами, в числе которых специализированные и неспециализированными продовольственные магазины (около 30%), в т.ч. шаговой доступности (около 20%), крупные магазины и торговые сети гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров (около 700 сетей, обеспечивают около 30% продаж); продовольственные рынки (около 4 тыс., 15% торговли). Следует упомянуть предприятия общественного питания (столовые, рестораны, кафе, кухни гостиничных организаций, кейтеринговых компаний и т.п.), которые оказывают услуги по предоставлению населению, реже – организациям готовых продуктов питания (на 710 млрд. руб. в 2009 г.) [9].
Внешний спрос и тенденция его развития будет, преимущественно, определяться двумя основными факторами: общим приростом населения и ситуацией на мировом рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В целом прогнозируется дальнейшее понижение доли этой отрасли в ВВП развитых стран до 2,3% в 2015 г. Продолжится процесс повышения эффективности как аграрного производства, так и аграрно-промышленного комплекса в целом, в котором всѐ большую долю будут составлять конечные сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная пищевая промышленность.
Ожидается постепенный полный переход на интенсивный тип развития аграрной экономики не только в странах Европы и Америки, но и в странах BRIC, предполагающий использование наукоемких технологий, биотехнологии и информатики при организации сельскохозяйственного производства, функционирование отлаженной системы государственного регулирования, повышение отдачи от капитальных вложений и рост производительности труда.
Можно выделить ряд следующих характерных тенденций развития аграрно-промышленного комплекса наиболее передовых стран в ближайшие годы [2]:
- дальнейшая либерализация в международной торговле сельскохозяйственными товарами;
- развитие межотраслевая кооперация;
- усиливающиеся перепроизводство продуктов питания;
- возрастание роли крупных производителей в сельском хозяйстве;
- рост производства продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения;
- постепенное сокращение используемых сельскохозяйственных земель;
- переход к возможным альтернативным способам использования сельскохозяйственных земель (например, производство биологического топлива);
- увеличение объема производства продукции за счет интенсификации производства под воздействием НТП;
- уменьшение доли продукции сельского хозяйства в ВВП мирового хозяйства;
- изменение структуры экспорта и потребления сельскохозяйственной продукции в мировом хозяйстве;
- рост производительности труда в сельском хозяйстве;
- снижение числа занятых в сельском хозяйстве, переход к полной механизации / автоматизации / роботизация производства;
- расширение связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики;
- повышение урожайности сельскохозяйственных культур за счѐт достижений селекции, широкого применения удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями;
- снижение уровня токсичности применяемых в сельском хозяйстве удобрений и химических средств борьбы с сорняками вредителями для окружающей среды и человека, отход от использования ядохимикатов;
- повышение рентабельность сельскохозяйственной отрасли за счѐт внедрения искусственно созданных высокоурожайных сортов растений и эффективных пород скота;
- применение условий содержания домашних сельскохозяйственных животных, максимально приближенные к условиям дикой природы и использование систем естественной вентиляции во всех помещениях содержания животных;
- повышение эффективности использования всех типов ресурсов в аграрно-промышленном комплексе (например, сокращение потребление энергии теплицами на 40-50 % за счет встроенных систем добычи солнечной и ветряной энергии и энергии от биологического топлива, оптимизация работы сельскохозяйственной техники и оборудования);
- усиление конкуренции за сельскохозяйственные территории между производст- вами продуктов питания, кормов и биоэнергетических ресурсов, ведущее к росту цен на большинство из этих продуктов.
Уровень государственной поддержки с.х. остается умеренно низким по сравнению с большинством развитых стран, в то же время он несколько выше, чем у основной массы государств – соседей по СНГ (за исключением стран Балтии).
Рис. 2.1. Уровень государственной поддержки с.х. в России и странах мира
По данным Министерства сельского хозяйства, в 2010 году на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства из федерального бюджета будет выделено 107,6 млрд. рублей, практически весь их объем будет направлен на поддержку с.-х. производства и социальное развитие села – 97,9 млрд. рублей (в 2009 г. – 99,7 млрд. рублей). Разные ведомства придерживаются противоположных точек зрения относительно изменения уровня господдержки с.х. на краткосрочную перспективу. Минфин настаивает на его снижении в 2011 г. до уровня 92 млрд. рублей, МСХ – на повышении до 121 млрд. рублей [9].
В структуре государственной поддержки преобладают меры прямой поддержки с.- х. производителей (субсидии); косвенные меры стимулирования сектора, которые широко практикуются в развитых странах, в России составляют лишь около 10% от общего объема субсидирования
Таблица 2.2
Объем и структура государственного субсидирования с.х. в 2009 г.
Направление субсидирования |
млрд.руб. |
% |
Бюджетные субсидии, всего |
90,7 |
100,0 |
возмещение процентов по инвестиционным кредитам, на срок до 10 лет |
41,32 |
45,6 |
возмещение процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года |
16,65 |
18,4 |
развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе |
5,98 |
6,6 |
на поддержку растениеводства |
4,49 |
5,0 |
в т.ч. компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяй-ственных культур и многолетних насаждений |
2,49 |
2,7 |
на поддержку животноводства |
5,74 |
6,3 |
на поддержку экономически значимых региональных программ |
6,55 |
7,2 |
на развитие консультационной помощи |
0,188 |
0,2 |
компенсация части затрат на приобретение средств химизации |
9,69 |
10,7 |
Рис. 2.2. Динамика уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства
Можно выделить следующие основные направления государственной поддержки:
Кредитная поддержка является основным направлением субсидирования с.х. (около ¾ от всех бюджетных затрат в 2010 году). Заключается в предоставлении льготных государственных кредитов и (чаще) субсидировании 80%, 100%, 2/3 ставки рефинансирования под приоритетные инвестиционные проекты и ряд других мероприятий. С 2010 года порядок предоставления субсидии изменяется – проекты будут рассматриваться индивидуально. В основном данная льгота доступна для крупных предприятий. При текущем уровне эффективных процентных ставок (15-20%) и ставке рефинансирования около (8%) оно позволяет снижать объемы процентных выплат приблизительно на треть, в некоторых случаях – полностью компенсировать процентные выплаты. Данная мера имеет большой значение с точки зрения технологического и инновационного развития предприятий, так как стимулирует инвестиционный процесс и создание новых производств.
Субсидирование закупок материальных ресурсов. Заключается в компенсации с.-х. организациям части (15-20%) или полной стоимости материальных ресурсов, объем выделения которых рассчитывается в соответствии с общими нормативами. Особо значимо в отношении закупок ГСМ и минеральных удобрений (субсидии – около 5 млрд. рублей в 2010 году; дисконт – около 10%), эта мера поддержки является внебюджетной (по договоренности с властями скидку аграриям предоставляют нефтяные компании). Также большое значение имеет бюджетное субсидирование закупок минеральных удобрений (ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»»). Данная мера в умеренной степени способствует развитию процесса химизации. При этом широко практикуется нецелевое использование материальных ресурсов и средств (выделение удобрений администрируется на основе данных о посевах, а не реальных объемах потребления), которое снижает эффективность данного средства господдержки.
Льготы при закупках техники. Заключаются в компенсации части стоимости с.-х. техники, или же льготных условия предоставления техники в лизинг, которое осуществляется централизовано, через уполномоченную компанию «Росагролизинг» (оборот - около 5 тыс. единиц техники ежегодно; минимальный взнос – от 7%, сроки действия программ – до 5-10 лет).
Влияние данной меры на технологическое развитие отрасли противоречиво, но скорее позитивно. Поскольку высокая стоимость техники является ключевым барьером препятствующим обновлению машинного парка, компенсация части ее стоимости способствует увеличению объемов закупок в «маргинальных» с точки зрения финансового положения предприятиях. В то же время в экспертной среде указывается на негативные последствия искажение конкурентной среды и монополизации рынка государственной структурой. Продуктово-специфическая поддержка и национальные программы по развитию отдельных направлений с.х. и его обеспечения – «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Ключевым направлением Национальной приоритетной программы «Ускоренное развитие животноводства» стал закуп высокопроизводительного породистого скота, который при содействии госкомпании «Росагролизинг» стартовал в 2006 году. На начальном этапе было закуплено около 60 тыс. голов скота, в основном молочных пород коров (голштинская и др.) на сумму около 3 млрд. рублей. Более половины животных было ввезено из-за рубежа (Австралия, Нидерланды, Германия и др. страны). Действует субсидия в размере 50% от стоимости племенных животных.
В зерновом хозяйстве действует интервенционный фонд, в последние годы регулярно проводятся крупномасштабные закупки зерна (несколько миллионов тонн) с объявлением минимальной гарантированной цены. С увеличением объемов зерна и ухудшение конъюнктуры операторы интервенционного фонда и власти оказались в сложном положении, так как не могут реализовать скопившиеся излишки зерна без убытка и заметного негативного влияния на экспортные рынки. Обсуждается возможность поставок в виде гуманитарной помощи.
Инфраструктрная поддержка реализуется в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и заключается в строительстве объектов социальной инфраструктуры, а также жилья для молодых специалистов.
Особенностью отечественной системы государственной поддержки с.х. является ведущая роль региональных бюджетов, которые обеспечивают около 50-60% общего объема государственной поддержки (еще порядка 10% приходится на местные бюджеты), что является нетипичным для большинства стран. Это существенным образом ограничивает выполнение соответствующих мер поддержки, поскольку наилучшими финансовыми возможностями, как правило, выделяются регионы, где с.-х. отсутствует или представлено незначительно, а регионы с развитым с.-х., напротив, зачастую имеют весьма скромный бюджет. Объем дотирования ключевых направлений в схожих по масштабам агропроизводства регионах может отличаться в десятки раз.
Внешнеторговая политика России в сельском хозяйстве характеризуется умеренно низкой степенью протекционизма. Степень использования таможенных инструментов сильно дифференцирована. В то время как импортная пошлина на большинство товаров отсутствует или незначительная, в отношении отдельных позиций с.-х. сырья и изготавливаемой из них продукции используются высокие (в сравнении с рыночной ценой) адвалорные пошлины в комбинации с квотированием и заградительными сверхквотными пошлинами.
Меры фитосанитарного контроля особо часто используются для ограничения поставок мясной продукции (в частности мяса обработанного хлором) и винной продукции. На рынке молока действует специальный регламент обязывающих переработчиков при использовании сухого молока (традиционная форма импортной продукции) для производства пакетированного молока называть конечную продукцию не молоком, а молочным напитком, что заметным образом ограничивает спрос на него.
Разнообразие внешних условий (природных, социально-экономических) определяет многообразие организационных и производственных форм в сельском хозяйстве. По этой причине в большинстве случаев реализация большинства производственно-технологических альтернатив в их «полярном» (крайнем) состоянии является маловероятным или невозможным, речь может идти лишь о более быстром развитии, преобладании одного из направлений. В некоторых случаях возможно одновременное развитие противоположных по своему смыслу направлений (например, экологически-ориентированных методик ведения с.х. и практик использования ГМО), например, за счет концентрации «полярных» направлений на разных территориях.
Следует ожидать, что технологические и, отчасти, институциональные развилки должны быть сильно дифференцированы с территориальной точки зрения (т.е. в разных регионах получат развитие разные агротехнологии; сильно будет отличаться динамика производства в натуральных и полутоварных хозяйствах.), а регулятивные развилки – с отраслевой и институциональной точек зрения (протекционизм и господдержка будут сфокусированы на узком круге отраслей и определенным группах производителей).
Уместно говорить о существовании одной базовой модели или высоковероятностного направления развития с.х. В известной степени ее можно считать инерционной, так как она предполагает продолжение текущих преимущественно позитивных тенденций развития сектора (рост валовых инвестиций, прибыли и объемов производства в отрасли; увеличение показателей производительности), а также ожидаемое появление некоторых новых, как позитивных, так и негативных тенденций.
Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:
- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
- эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;
- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.
В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.
Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.
К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.
В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов.
Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений.
Первое направление - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:
- совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;
- повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг;
- поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни;
- перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики;
- повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;
- развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации, посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.
Второе направление - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:
- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, а также по снижению бедности сельского населения;
- развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;
- улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;
- повышение престижности сельскохозяйственного труда;
- развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;
- сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.
Третье направление - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:
- улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году и до 130 - 150 кг в 2020 году;
- развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.
Четвертое направление - развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая:
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (производительность труда в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза);
- обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах;
- развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35 – 40 процентов, при этом увеличится общая посевная площадь.
Пятое направление - развитие рыбохозяйственного комплекса, включая:
- создание современной производственно-технологической базы, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также развитие морских терминалов;
- модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства;
- формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры;
- приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;
- обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;
- наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
- развитие биржевой торговли рыбной продукцией;
- активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства.
Заключение
В процессе исследования было выявлено, что сельское хозяйство призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность - сырьем. При этом, в отличие от невозобновляемых ресурсов, земля, естественно, при правильном с ней обращении, может сохранять свое плодородие неограниченно долго. Фактически, развитый аграрный сектор является залогом долговременного процветания экономики. Именно поэтому государства с социально-ориентированной рыночной экономикой проявляют заботу о национальном аграрном секторе экономики, оказывают ему всемерную поддержку, в том числе финансовые льготы и механизмы протекционизма, хотя напрямую об этом и не говориться.
Россия обладает уникальным по мировым меркам потенциалом для развития экспортноориентированного сельского хозяйства. По общей площади сельскохозяйственных (с.-х.) угодий и, в особенности, пашни страна является одним из мировых лидеров. При этом в структуре посевных площадей высока доля земель обладающих высоким естественным плодородием, - в России сосредоточено немногим менее 40% от общей площади наиболее плодородных в мире почв - черноземов.
Эти обстоятельства наряду с рядом социально-экономических факторов (в первую очередь, низкой стоимостью земельных угодий и рентой) способствуют высокой (в рамках международного разделения труда) конкурентоспособности растениеводства в целом и, в особенности, его экстенсивных направлений.
Сельское хозяйство способствует развитию широкого круга отраслей агропромышленного комплекса. Одно рабочее место в с.х. обеспечивает занятость 5-6 чел. в других сферах экономики, в первую очередь в пищевой промышленности, локализации которой способствует низкая весовая стоимость и скоропортящийся характер большей части сельхозпродукции.
Масштаб агропромышленного комплекса РФ оценивается в 15% от ВВП, таким образом, он представляет собой один из наиболее значительных сегментов экономики. Его доминирующей частью является продовольственный комплекс – совокупность отраслей хозяйственная деятельность которых нацелена на удовлетворения базовой потребности общества в продуктах питания.
Уровень государственной поддержи аграрного сектора невысок, поэтому необходимо разрабатывать программы развития аграрного сектора с целью обеспечения внутреннего и внешнего рынка продуктами питания.
Список использованных источников