Безработица в РФ


Оглавление

Введение

Глава 1. Проблемы безработицы и методы ее регулирования в РФ

1.1. Сущность безработицы в российском законодательстве

1.2. Статус безработного и условия начисления пособия по безработице

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России

2.1. Тенденции на российском рынке труда

2.2. Оценка безработицы по группам

2.3. Потенциал безработицы и недоиспользованного труда

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что занятость и безработица населения требует научной разработки средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, борьбы с безработицей и т.д.

В настоящее время проблемы занятости и безработицы, миграции рабочей силы являются одними из самых актуальных в мире. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие.

В условиях финансового кризиса в мире обострилась ситуация на рынке труда, в связи с чем возникла необходимость в теоретических исследованиях по анализу занятости и безработицы.

Очевидно, что тенденции развития современной безработицы в нашей стране имеют специфические формы проявления в зависимости от сферы приложения рабочей силы, отраслевых и территориальных рынков труда.

В этих условиях к первоочередным направлениям социально - экономической политики государства следует отнести оказание помощи в выборе занятости всем, кто может и хочет работать, создание системы и эффективного механизма обеспечения занятости.

Решение проблемы безработицы невозможно без принятия оперативных мер по регулированию ситуации на рынке труда. В настоящее время в Российской Федерации реализуются региональные программы, предусматривающие мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов. Учитывая исторически и экономически сложившиеся существенные различия между регионами Российской Федерации, изучение их дифференциации по состоянию рынка труда, выявление факторов, формирующих его, а также группировка регионов по особенностям развития рынка труда будут способствовать проведению необходимых для каждого региона мероприятий.

Объектом работы выступили общественные отношения в сфере государственного регулирования рынка труда и безработицы.

Предметом – безработица населения, механизмы регулирования занятости на уровне государства.

Цель исследования – провести анализ безработицы в России.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность безработицы.
  2. Проанализировать статус безработных граждан.
  3. Провести анализ тенденций на рынке труда в России.
  4. Проанализировать безработицу в России по группам.
  5. Оценить потенциал безработицы и недоиспользованного труда.

Глава 1. Проблемы безработицы и методы ее регулирования в РФ

1.1. Понятие и сущность безработицы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом правовых исследований.

Дадим определение занятости населения. В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Данное определение носит общий характер, оно применимо при решении вопроса о признании граждан занятыми. Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1) осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2) возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

Особое место среди трудоспособного населения занимают безработные граждане. Основные проблемы рынка труда современной России связаны с ростом продолжительности безработицы, увеличением числа граждан, ищущих работу длительное время, а также с наличием чрезвычайных сложностей с трудоустройством отдельных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, военнослужащих, уволенных из вооруженных сил и некоторых других категорий лиц), особенно это обостряется в период экономических кризисов.

К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который:

  • не имеет работы в данный момент;
  • предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
  • в данный момент готов приступить к работе[1].

В соответствии со ст.3 Закона о занятости населения РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Следует обратить внимание на то, что безработица как явление шире официального понятия «безработный». Не всякий неработающий может официально быть признан безработным. Для получения статуса безработного российский гражданин должен быть в трудоспособном возрасте, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска работы и быть готовым приступить к ней.

Современные тенденции на рынке труда характеризуются сокращением количества трудоспособного населения в России. По данным Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года численность трудоспособного населения в России может уменьшиться в 2011-2012 годах на 2,5 млн. человек[2].

Некоторые российские ученые считают, что ситуация на российском рынке труда ухудшается[3] и называют рынок труда «квазирынком», для которого характерны многочисленные диспропорции, наличие административных, правовых и экономических ограничений[4]. Правовые пробелы (например, отсутствие трудового миграционного законодательства, эффективной системы квотирования рабочих мест), несогласованность отдельных норм сказываются на практике трудовых отношений.

М.Ю.Лаврикова государственную политику в области занятости населения определяет как «систему мер, направленных на развитие и регулирование рынка труда, предотвращение безработицы и преодоление ее последствий, обеспечение реализации гражданами права на труд и выбор вида занятости»[5].

Такая политика, с одной стороны, является неотъемлемой частью общей экономической политики государства, так как рабочая сила – один из факторов производства. С другой стороны, политика занятости может рассматриваться как составляющая социальной политики, поскольку от нее во многом зависит возможность найти каждому желающему достойную работу и иметь средства к существованию, что определяет социальное благополучие населения.

1.2. Статус безработного и условия начисления пособия по безработице

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым.

Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным:

1) трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным. Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности;

2) отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан;

3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан: 1) первичную регистрацию безработных граждан; 2) регистрацию граждан в качестве безработных.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным. При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов. Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд. По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение. При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.

Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления.

Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина. Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности. Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости - корреспондирующих этим правам обязанностей.

Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом, гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам, представивший документы, необходимые для его признания безработным, получает право на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы с первого дня представления указанных документов.

По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. В п. 1 ст. 30 Закона даны обстоятельства, доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина:

1) наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;

2) наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени, в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице.

Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также не имеющим необходимого страхового стажа для назначения пособия в процентном отношении к среднему заработку, пособие по безработице назначается в размере 20 % величины прожиточного минимума субъекта РФ, на территории которого оно выплачивается. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим на указанных территориях районным коэффициентам.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена в случаях: 1) отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; 2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; 3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения; 4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины; 5) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; 6) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Перечень оснований для приостановления выплаты пособия по безработице также является исчерпывающим.

Приостановление выплаты пособия по безработице является правом, а не обязанностью органов службы занятости. Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. На представителях органа службы занятости, принявшего решение о приостановлении выплаты пособия по безработице, лежит обязанность доказать законность и обоснованность данного решения. Решение о приостановлении выплаты пособия по безработице также не может быть обосновано формальными соображениями, его тоже следует связывать с обстоятельствами, характеризующими правовое понятие безработного гражданина.

Гражданин также вправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая не является для него подходящей.

Действия органа службы занятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая не является для него подходящей.

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России

2.1. Тенденции на российском рынке труда

Проанализируем экономическую активность населения России. По данным обследования населения Госкомстатом по проблемам занятости, в I квартале 2011г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7%.

В численности экономически активного населения 69,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн. человек, или на 2,1%, численность безработных сократилась на 0,9 млн.человек, или на 14,3% (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Численность экономически активного населения

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и снижение занятости населения в феврале 2009г. (когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса).

Таблица 2.1

Экономически активное население, занятые и безработные

Экономи-
чески
активное
население,
тыс.человек

В том числе

Уровень
экономи-
ческой активнос-
ти, %

Уровень
занятости,
%

Уровень
безрабо-
тицы,
%

занятые

безра-
ботные

2008г.

февраль

74799

69491

5308

66,8

62,1

7,1

в среднем за год

75757

70965

4791

67,7

63,4

6,3

2009г.

февраль

74816

67760

7056

66,9

60,6

9,4

май

75878

69395

6483

67,8

62,0

8,5

III квартал

76367

70481

5886

68,5

63,3

7,7

IV квартал

75570

69503

6067

67,8

62,4

8,0

в среднем за год

75658

69285

6373

67,8

62,1

8,4

2010г.

I квартал

74560

67998

6562

66,9

61,0

8,8

II квартал

75667

70034

5633

67,9

62,9

7,4

III квартал

76279

71066

5212

68,5

63,8

6,8

IV квартал

75288

70115

5172

67,6

62,9

6,9

в среднем за год

75448

69803

5645

67,7

62,7

7,5

2010г. в % к:

2008г.

99,6

98,4

117,8

х

х

х

2009г.

99,7

100,7

88,6

х

х

х

2011г.

I квартал

75044

69427

5617

67,7

62,6

7,5

I квартал 2011г.
в % к:

февралю 2008г.

100,3

99,9

105,8

х

х

х

февралю 2009г.

100,3

102,5

79,6

х

х

х

I кварталу 2010г.

100,6

102,1

85,6

х

х

х

В I квартале 2011г. численность безработных по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).

В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%.

Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%) (табл. 2.1).

Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011г. составил 62,6% и был, соответственно, на 1,6 и 2,0 процентного пункта выше, чем в I квартале 2010г. и феврале 2009г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года.

Рис. 2.2. Уровень занятости населения

В среднем за 2010г. уровень занятости населения составил 62,7% и был выше, чем в среднем за 2009г. (на 0,6 процентного пункта), и ниже, чем в среднем за 2008г. (на 0,7 процентного пункта).

В I квартале 2011г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 7,5% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 1,3 процентного пункта) и феврале 2009г. (на 1,9 процентного пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта).

Рис. 2.3. Уровень безработицы в России по методологии МОТ

В среднем за 2010г. уровень безработицы составил 7,5% и был ниже, чем в среднем за 2009г. (на 0,9 процентного пункта), и выше, чем в среднем за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).

Рис. 2.4. Уровень безработицы в России и отдельных странах мира

В настоящее время уровень безработицы в России ниже, чем во Франции, США, Италии, Канаде, Соединенном Королевстве (Великобритания) и выше, чем в Германии, Японии, Австралии (рис. 2.4).

2.2 Оценка безработицы по группам

До кризиса в 2008г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1 процентный пункт.

В январе 2011г. уровень безработицы среди мужчин составил 8,4% и был на 1,3 процентного пункта выше уровня безработицы среди женщин[6] (7,1%) (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Уровень безработицы среди мужчин и женщин

До начала кризиса в I полугодии 2008г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6 процентных пунктов (соответственно, 53% и 47%), в феврале 2009г. увеличился до 10 процентных пунктов (соответственно, 55% и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

В среднем за 2009г. уровень доля мужчин и женщин в общей численности безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. и в январе 2011г. - 55% и 45%.

До кризиса в 2008г. уровень безработицы среди сельских жителей в 1,8 раза превышал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,5 раз: за период с февраля 2008г. по февраль 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В январе 2010-2011гг. это соотношение составляло 1,7 раза (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Уровень безработицы городского и сельского населения

В среднем за 2010г. около 3,6 млн. безработных, или 63,8% их общей численности, проживали в городской местности, и 2,0 млн.человек (36,2%) - в сельской местности (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Доля городского и сельского населения в общей численности безработных

В 2010г. средний возраст занятого населения составил 39,9 года (в 2008г. - 39,6 года), безработных - 35,1 года (в 2008г. - 34,7 года).

Занятые женщины в среднем на 1 год старше занятых мужчин: средний возраст занятых женщин составил в 2010г. 40,4 года, занятых мужчин - 39,4 года. В 2008г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,1 года и составлял, соответственно, 40,2 года и 39,1 года.

Различия среднего возраста безработных женщин и безработных мужчин не столь значительны - только 0,2 года. В 2010г. средний возраст безработных женщин составил 35,2 года, безработных мужчин - 35 лет. В 2008г. средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаков и составлял 34,7 года.

Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,7%, в численности безработных - 27,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно, 24,8% и 17,2% (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Структура занятых и безработных по возрасту

По сравнению с 2008г. среди занятого населения сократилась доля лиц в возрасте 15-24 лет (на 1,5 процентного пункта) и 40-49 лет (на 1 процентный пункт), возросла доля лиц возрасте 30-39 лет (на 0,7 процентного пункта), 50-59 лет (на 0,9 процентного пункта).

В составе безработных за этот период сократилась доля лиц в возрасте 15-19 лет (на 3,1 процентного пункта), 35-39 лет (на 0,3 процентного пункта), 40-44 года (на 1 процентный пункт), 60-72 лет (на 0,2 процентного пункта); возросла доля лиц в возрасте 20-24 лет (на 0,9 процентного пункта), 25-29 лет (на 1,6 процентного пункта), 30-34 лет (на 0,9 процентного пункта), 45-49 лет (на 0,2 процентного пункта), 50-59 лет (на 1 процентный пункт).

Самый высокий уровень занятости отмечается среди населения в возрасте 40-44 лет - в 2010г. 86,9%, в том числе среди городского населения 89,5%, сельского населения - 80,2%.

Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2010г. 31,9% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 37,1%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 15,1% (среди юношей - 15,1%, среди девушек - 15,1%).

При этом, среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно, 34,2% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно, 13,7% и 18,7%) (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Уровень безработицы по возрастным группам городского и сельского населения

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составил 17,2%, в том числе среди городского населения - 15,8%, среди сельского населения - 20,3%.

При этом ситуация с безработицей среди молодежи в возрастной группе 15-19 лет не улучшается. В 2010г. при снижении по сравнению с 2009г. уровня безработицы в целом, как среди городского, так и сельского населения, увеличился уровень безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1,14 раза.

Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет определяется, главным образом, низкой долей занятых экономической деятельностью, так как в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Экономическая активность молодежи

В 2010г. около 84% молодых людей в возрасте 15-19 лет обучались в образовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные. Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста.

Среди молодежи в возрасте 20-24 лет уровень занятости выше - 53,5%, так как доля обучающихся существенно ниже - 26%. На данную возрастную группу приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда.

2.3. Потенциал безработицы и недоиспользованного труда

По данным опросов населения, в среднем за 2010г. более четверти (26,2%) безработных не имели опыта трудовой деятельности (1,5 млн.человек), соответственно, три четверти безработных имели опыт трудовой деятельности. В среднем за 2008г. доля лиц, не имеющих опыта работы, составляла среди безработных 28,5%, в среднем за 2009г. - 25,6%.

Более 218 тыс. безработных, учтенных в 2010г., оставили прежнее место работы менее одного месяца назад (3,9% от общей численности безработных), 589 тыс. безработных - от 1 до 3 месяцев (10,4%). Более 1,8 млн. безработных, имевших опыт трудовой деятельности, не работали свыше одного года (32,4% от общей численности безработных), в том числе около 759 тыс.человек - свыше 3 лет (13,4%) (рис. 2.11).

Рис. 2.11. Состав безработных по наличию опыта работы

Информационная база обследования населения по проблемам занятости позволяет производить расчеты новых аналитических показателей о размерах недоиспользования труда с учетом методологических подходов МОТ, рассмотренных на 18-ой Международной конференции статистиков труда (ноябрь-декабрь 2008г.).

Среди экономически неактивного населения (36 млн. человек) в 2010г. 2,2 млн. человек составляют лица, находящиеся в пограничной ситуации между безработицей и экономической неактивностью. В их числе 0,5 млн.человек искали работу, но не были готовы приступить к работе в течение отчетной недели, и поэтому не были включены в категорию безработных. Более 1,7 млн.человек выразили желание иметь работу, были готовы приступить к работе, но не искали работу в течение последнего месяца (не отвечали критерию поиска работы), так как:

- отчаялись ее найти и прекратили поиск;

- ожидали ответа от работодателя о приеме на работу;

- ожидали начало сезонных работ.

С учетом указанных категорий экономически неактивного населения (находящегося в пограничной ситуации между экономической активностью и неактивностью) общий потенциал безработицы в 2010г. составил 7,9 млн.человек, в том числе 4,9 млн. человек - городское население и 3,0 млн.человек - сельское население. В общем объеме потенциальной безработицы безработные в соответствии со стандартным определением МОТ составляют 72% (среди городского населения - 74%, сельского населения - 68%) (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Объем и структура потенциальной безработицы

Уровень потенциальной безработицы составил в 2010г. 10,1% от экономически активного населения, что в 1,4 раза выше уровня безработицы по стандартному определению МОТ (численность экономически активного населения исчислена как сумма занятого населения, безработных в соответствии со стандартным определением МОТ и численности экономически неактивного населения, находящегося в пограничной ситуации между экономической активностью и неактивностью).

Рис. 2.13. Уровень безработицы по стандартному определению МОТ

Следует отметить, что общие объемы недоиспользования труда с учетом отдельных категорий занятого населения (лица, вынужденно работающие неполное рабочее время, работающие не по специальности, ищущие другую или дополнительную работу в связи с недостаточной оплатой труда), которые в соответствии с рекомендациями МОТ могут быть включены при расчете, существенно выше. Так, по данным статистики предприятий, в 2010г. в среднем в месяц 127 тыс. работников имели простои по вине работодателя или причинам, не зависящим от работодателя и работника, 187 тыс. работников организаций работали неполное рабочее время по инициативе работодателя. По данным обследования населения по проблемам занятости, в 2010г. 731 тыс.человек из числа занятого населения искали другую работу в связи с неудовлетворенностью уровнем оплаты труда на настоящей работе, 106 тыс. человек - в связи с тем, что работали не по специальности, 1120 тыс.человек - искали дополнительную работу.

По оценке, общий объем недоиспользования труда в 2010г. составил 10,1 млн. человек.

Заключение

В процессе написания курсовой было выяснено, что рынок труда – многосторонне явление и его определение должно отражать все его грани, т.к. рынок труда – это особый тип рынка, объектом которого является трудовая деятельность, а субъектами – работодатель и работник и между работодателем и работником возникают взаимоотношения по поводу трудовой деятельности, которые строятся на возмездной основе. Также было отмечено, что на рынке труда взаимоотношения работодателя и работника по поводу трудовой деятельности не прекращаются после оформления работника, а продолжаются вплоть до его увольнения.

Рынок труда способен порождать сложные социальные проблемы – такие, как безработица. Такие проблемы требуют вмешательства государства с целью регулирования рынка труда правовыми и экономическими методами.

В результате оценки современного состояния на рынке труда в России были сделаны выводы, что современная Концепция действий на рынке труда, рассчитанная на 2008-2010 годы, создавалась во время экономического подъема и частично потеряла актуальность в период экономического кризиса. Необходимо пересмотреть некоторые постулаты указанной Концепции.

Анализ статистических данных выявил серьезные проблемы на рынке труда в России.

Поэтому на данном этапе необходимо усовершенствование законодательства в области регулирования рынка труда с целью снижения уровня безработицы и повышения эффективности содействия населению в сфере занятости и трудоустройства.

Для того, чтобы снизить уровень безработицы и обеспечить работой незанятое население необходима разработка государственной политики, которая целенаправленно должна отвечать всем требования в области проблемы занятости. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Список использованных источников

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986. - С.10-12.
  2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1 (в ред. от 03.06.2009 № 106-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. - №17. – Ст. 1915; СЗ РФ. – 09.06.2009.
  3. Об утверждении порядка регистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 №458 - по состоянию на 14.12.2006 // СЗ РФ.-1997.-№17.-Ст.2009; 2007.-№5.-Ст.1222
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.// СЗ РФ. – 2008. - № 47. Ст. 5489
  5. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский - Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512с.
  6. Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176с.
  7. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.
  8. Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. – 2005. - №5.
  9. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Международные нормы труда/ И.Я Киселев.- М: из-во Эксмо, 2005.- 608с.
  10. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  11. Лаврикова М.Ю. Трудовое право России: Учебник /Под ред. Сафонова В.А., Хохлова Е.Б. - М.: Юрайт, 2009.
  12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2007.
  13. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. — М.: МГУ, 2008.
  14. Хохлова М., Жижко Е. Красноярск: молодежная безработица и факторы, ее обусловливающие// Человек и труд. – 2009. - № 5.
  15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2010.
  17. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 2006.
  18. gks.ru

[1] МОТ: Конвенции и рекомендации международной конференции труда. Женева.: МБТ, 1991. – С.47.

[2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.// СЗ РФ. – 2008. - № 47. Ст. 5489

[3] Хохлова М., Жижко Е. Красноярск: молодежная безработица и факторы, ее обусловливающие// Человек и труд. – 2009. - № 5.

[4] Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. – 2005. - №5.

[5] Лаврикова М.Ю. Трудовое право России: Учебник /Под ред. Сафонова В.А., Хохлова Е.Б. - М.: Юрайт, 2009. – С. 237.

[6] Отношение численности безработных женщин (мужчин) к численности экономически активного женского (мужского) населения