Функционирование местных бюджетов


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования местных бюджетов

1.1. Понятие и сущность местного бюджета

1.2. Формирование доходов местных бюджетов

1.3. Формирование расходов местных бюджетов

Глава 2. Анализ функционирования бюджета г. Подольска

2.1. Общая характеристика муниципального образования

2.2. Анализ доходов и расходов бюджета г. Подольска

2.3. Пути укрепления доходной базы местного бюджета

2.4. Пути оптимизации расходов местного бюджета

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне управления является одной из самых сложных задач в современных условиях развития рыночных отношений. От ее решения во многом зависит успех преобразований, проводимых в бюджетной сфере. Передача центром ряда хозяйственных, социальных функций на места не сопровождается расширением их финансовой базы и приводит к противоречиям между имущественным и финансовым правами органов местного самоуправления, между возложенными на них полномочиями и реальными возможностями, что возводит в степень значимость проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов.

Предоставление органам местного самоуправления широких бюджетных и имущественных прав усилило их роль и значение в решении социально-экономических задач на своей территории, позволило подняться на качественно более высокую ступень. Расширение самостоятельности местных органов власти связано с острой необходимостью повышения роли местных бюджетов в решении социально значимых проблем на местах, а также их активное использование в перераспределительных процессах. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне.

Муниципальное образование, не располагающее какими-либо существенными собственными источниками доходов, не может быть самостоятельным. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности самостоятельного финансового планирования даже на краткосрочную перспективу.

Объектом курсовой работы выступили общественные отношения в сфере функционирования местных бюджетов.

Предметом – особенности формирования бюджета г.Подольска.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и современной практики функционирования местных бюджетов в РФ.

Задачи:

  1. Изучить понятие и сущность местного бюджета.
  2. Определить особенности формирования доходов местных бюджетов.
  3. Определить особенности формирования расходов местных бюджетов.
  4. Проанализировать доходы и расходы бюджета г. Подольска
  5. Определить пути укрепления доходной базы местного бюджета.
  6. Определить пути оптимизации расходов местного бюджета.

Глава 1. Теоретические основы функционирования местных бюджетов

1.1. Понятие и сущность местного бюджета

Бюджеты муниципальных образований именуются местными бюджетами. Органы местного самоуправления муниципального образования не являются органами государственной власти, следовательно, и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам. Бюджеты муниципальных образований являются частью бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения[1].

Местные бюджеты имеют определенную специфику, связанную в основном с положением самих муниципальных образований. Суть в том, что муниципалитеты служат определенным звеном управления и вместе с тем не принадлежат к государственной системе управления, а являются независимыми. Местные бюджеты, с одной стороны, независимы, а с другой — подчинены не только федеральному, но и региональному бюджету. Кроме того, в соответствии с законодательством на территории одного крупного муниципального образования могут образовываться и другие муниципалитеты, более мелкие. В результате таких процессов местные бюджеты попадают еще в более специфичное положение, когда они вынуждены строить взаимоотношения не только с вышестоящими бюджетами, но и с бюджетами других муниципальных образований.
К местным бюджетам в России относятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений[2].

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3].

Бюджет муниципального образования - основа финансовых ресурсов местного самоуправления. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается достаточным уровнем собственных доходов, правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномочиями органов местного самоуправления, правом использования по своему усмотрению доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов), возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и упомянутым Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Консолидированный бюджет муниципального образования - это свод бюджетов на территории муниципального образования.
Консолидированный бюджет муниципального района - это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета муниципального образования конкретного типа. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей местных бюджетов.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, над исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно[4].

В материальном аспекте местные бюджеты представляют собой централизованный в масштабах определенного муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов местного самоуправления.

Понятие бюджета имеет юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет - основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. 

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. 

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции[5]:

1) Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

1.2. Формирование доходов местных бюджетов

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности[6].

Органы местного самоуправления в ходе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минималь­ной бюджетной обеспеченности.

В качестве составной части местных бюджетов предусматри­ваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок раз­работки, утверждения и исполнения этих смет определяется ор­ганами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Под доходами местного бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя коды администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. 

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах также полностью учитывается размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

К неналоговым доходам относятся[7]:

1) Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

2) Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности.

3) Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

4) Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в том числе штрафы, конфискации, компенсации), а также средства полученные в возмещение вреда причиненного муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

5) Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

6) Иные неналоговые доходы.

Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления[8].

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки му­ниципальных образований.

Собственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли федеральных; налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципаль­ным образованием закрепляются на постоянной основе собст­венные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

2.3. Формирование расходов местных бюджетов

Расходы бюджета – денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов[9]: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею и др. Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. 

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития. К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Применяются также и иные классификации бюджетных расходов. Наибольший интерес представляет классификация расходов в зависимости от приоритетности тех или иных местных расходов. В соответствии с данным подходом расходы ранжируются на несколько групп, последовательность которых отражает степень первоочередности расходов. Это позволяет соответствующим образом распределить доходы местного бюджета. За наиболее важными расходами, обязательность которых законодательно установлена, закрепляются наиболее надежные источники доходов. За добровольными, необязательными расходами могут закрепляться наименее стабильные источники дохода. Применение подобной методики позволяет составить достаточно полную картину основных потребностей муниципального образования и использовать различный режим финансирования и контроля исполнения для различных направлений расходования средств. 

В целом, расходная часть местных бюджетов включает[10]: 

- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации; 

- расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; 

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам; 

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования. 

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления. 

В соответствии с законодательством России обязательными для муниципальных образований являются только такие расходы, которые в таком качестве определяет закон (но не подзаконные акты), а также расходы, необходимые для оплаты и обслуживания долгов и задолженности, появляющихся из договорных обязательств и судебных решений. Разнообразные расходы местных бюджетов отражают разделение компетенции между территориальными уровнями государственной власти. 

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Глава 2. Анализ функционирования бюджета г. Подольска

2.1. Общая характеристика муниципального образования

Подольск – город с многоотраслевой структурой производства, один из крупнейших городов Московской области, как по численности населения, так и по производственно-научному потенциалу. Территория города – 4039 га. Численность населения города по состоянию на 01.01.2013 года составила 206,7 тыс. человек, прирост населения за 2012 год составил – 13,2 тыс.чел[11]. На прогнозный период также планируется ежегодное увеличение численности населения за счет заселения новых микрорайонов: к концу 2015 года до 231 тыс.чел.

Рис. 2.1. Динамика численности населения г.о. Подольск

Структуру органов местного самоуправления городского округа Подольск составляют: представительный орган города – Совет депутатов городского округа (далее - городской Совет депутатов), Глава городского округа (далее – Глава города), Администрация городского округа (далее – Администрация города), Контрольный орган городского округа (далее – Контрольный орган города), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Управление по информационной политике и взаимодействию с общественными организациями

ГЛАВА ГОРОДА

ПОДОЛЬСКА

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ

ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

Комитет по строительству и архитектуре

Управление по транспортному обслуживанию населения и связи

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Финансовое управление

Управление по осуществлению контрольной деятельности

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ – НАЧАЛЬНИК ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Комитет по экономике и инвестиционной деятельности

Комитет потребительского рынка и развития предпринимательства

Комитет по ценообразованию и муниципальному заказу

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Управление по обеспечению общественной

безопасности и чрезвычайным ситуациям

Отдел по военно-мобилизационной работе

Отдел по делам несовершеннолетних

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ, ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ

Управление жилищно-коммунального хозяйства

Комитет по благоустройству, дорожному хозяйству и экологии

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Управление здравоохранения

Управление по обеспечению социальных гарантий и охране труда

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ И УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Комитет имущественных и земельных отношений

Правовое управление

Отдел учёта и распределения

жилой площади

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

Организационное управление

Комитет по образованию

Комитет по культуре и туризму

Комитет по физической культуре, спорту и работе с молодёжью

Отдел по бухгалтерскому учёту и контролю

Отдел оперативной информации при Главе города Подольска

Рис. 2.1. Структура Администрации г.о. Подольск[12]

Органы местного самоуправления города Подольска не входят в систему органов государственной власти.

Изменение структуры органов местного самоуправления города Подольска осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав.

Решение городского Совета депутатов об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий городского Совета депутатов, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления города осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета города[13].

Органы местного самоуправления вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города Подольска работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 9-12, статьи 6 Устава города. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

2.2. Анализ доходов и расходов бюджета г. Подольска

Динамика основных параметров бюджета города Подольска на 2009 – 2013 годы характеризуется увеличением объемов доходов и расходов бюджета и увеличением размера дефицита бюджета.

Динамика основных параметров бюджета города Подольска за 2009-2013 годы представлена в таблице 2.1.

Снижение в 2013 году доходов бюджета города Подольска по сравнению с оценкой 2012 года связано с тем, что плановые значения субсидий из бюджетов других уровней до настоящего времени не доведены до муниципальных образований.

Объем безвозмездных поступлений в 2013 году по сравнению с оценкой их поступлений в 2012 году значительно уменьшен. Сокращение безвозмездных поступлений на стадии проектирования бюджета связано с поступлением субсидий из бюджетов других уровней непосредственно в 2013 году в ходе исполнения бюджета города Подольска.

Таблица 2.1

Динамика основных параметров бюджета города Подольска за 2009-2013 гг.

Показатели

2009г.

млн.руб

2010г.

2011г.

2012 г

Проект 2013г

млн.руб

в %*

млн.руб.

в %*

млн.руб.

в %*

млн.руб.

в %*

Доходы бюджета

5667,7

5000,8

88,2

6069,2

121,4

7012,1

115,5

5162,3

73,6

в т.ч.безвозмездные поступления

2562,2

2609,7

101,8

3638,9

139,4

4538,52

124,7

1557,6

34,3

доля безвозмездных поступлений

45,2

52,0

 

60,0

 

64,7

 

30,2

 

налоговые и неналоговые доходы

1916,6

2391,1

124,8

2430,3

101,6

2473,6

101,8

3604,7

145,7

доля налог. и неналог. доходов

33,8

48,0

 

40,0

 

35,3

 

69,8

 

Расходы всего **

5817,1

6195,0

106,5

7190,9

116,1

7279,3

101,2

5522,8

75,9

Дефицит бюджета

-149,3

-7,0

 

+384,9

 

-267,1

 

-360,5

 

*в процентах к предшествующему году

** расходы местных бюджетов в таблице отражены с учетом безвозмездных поступлений из бюджетов другого уровня.

Темпы роста налоговых и неналоговых доходов городского бюджета характеризуются положительной динамикой. Объем налоговых и неналоговых доходов в 2013 году по сравнению с отчетом 2011 года увеличился на 1174405,0 тыс. рублей, или в 1,5 раза, к оценке 2012 года увеличение составит 1131152,0 тыс. рублей, или в 1,4 раза.

Наиболее весомую долю в объеме налоговых доходов в 2013 году занимает налог на доходы физических лиц – 43,4 процентов налоговых и неналоговых доходов.

На объем поступлений налога на доходы физических лиц в основном повлияло изменение норматива отчислений в бюджет города Подольска утвержденный региональным законодательством. Так, до 2012 года норматив отчислений налога на доходы физических лиц в бюджет города Подольска составлял 30 процентов, с 2012 года – 29 процентов.

Распределение налоговых и неналоговых доходов между областным бюджетом и местным бюджетом свидетельствует о централизации доходов на уровне субъекта и зависимости исполнения местного бюджета от безвозмездных поступлений.

Анализ динамики темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города Подольска на 2013 год свидетельствует о превышении темпов роста налоговых и неналоговых доходов городского бюджета по сравнению с темпами роста налоговых и неналоговых доходов в 2012 году.

Так, по сравнению с 2012 годом в 2013 году налоговые и неналоговые доходы городского бюджета возрастут на 45,7 процента.

Расходы бюджета города Подольска в 2013 году по сравнению с оценкой предшествующего года прогнозируются в объеме 5522840,0 тыс. руб. 

Анализ планируемых расходов городского бюджета свидетельствует, что расходы городского бюджета в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшены на 1756442,5 тыс. руб. Уменьшение объема расходов на момент составления бюджета объясняется тем, что до муниципальных образований не доведены объемы расходов осуществляемые за счет субсидий из бюджетов других уровней.

В 2011 году бюджет города Подольска исполнен с профицитом -384946,0 тыс. руб., исполнение бюджета города Подольска в 2012 году произошло с дефицитом 267121,6 тыс. рублей, в 2013 году бюджет планируется с превышением расходов над доходами в размере 360476,0 тыс. руб.

Рассмотрим динамику прогнозируемого поступления налогов и платежей, удельный вес которых в структуре доходов проекта городского бюджета на 2013 год не менее 0,3 % (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Динамику прогнозируемого поступления налогов и платежей

(млн. рублей)

Наименование доходов

 2011 года

факт

2012 год

факт

Проект на 2013 год

Темп роста доходов

2013 года

к 2011 году

к 2012 году

Налоги на прибыль, доходы

1197655,0

1370017,0

1656990,0

1,4

1,2

Налоги на совокупный доход

201470,0

234574,0

679426,0

3,4

2,9

Налоги на имущество

153014,0

193650,0

285370,0

1,9

1,5

Государственная пошлина

104931,0

26160,0

30430,0

0,3

1,2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

288255,0

309728,0

307257,0

1,1

1,0

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

3799,0

16758,0

47050,0

12,4

2,8

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

80420,0

146691,0

136650,0

1,7

0,9

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

54472,0

23870,0

25410,0

0,5

1,1

Прочие неналоговые доходы

329808,0

143948,0

427837,0

1,3

3,0

Итого

2410025,0

2473604,0

3596420,0

1,5

1,5

Всего доходов (налоговых и неналоговых)

2430351,0

2473604,0

3604756,0

1,5

1,5

В проекте городского бюджета на 2013 год поступление налоговых доходов прогнозируется в сумме 2652216,0 тыс. рублей, темп роста к ожидаемой оценке 2012 года составит 145,5 процента.

В структуре собственных доходов бюджета 2013 года доля налоговых доходов составляет 73,6 %, что выше уровня 2012 года на 6,0 процентных пункта.

Доля налоговых доходов в структуре общего объема доходов городского бюджета в 2013 году составит 51,4 процента и превысит утвержденный плановый уровень 2012 года на 11,3 процента.

На структуру доходной части проекта городского бюджета на 2013 год повлияло изменение бюджетного и налогового законодательства.

Поступление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в городской бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 1563690,0 тыс. рублей, что на 112770,0 тыс. рублей, или 7,8 % превышает утвержденный показатель 2012 года. Темп роста прогноза к ожидаемой оценке 2012 года составит 121,0 процента.

Неналоговые доходы проектом городского бюджета на 2013 год предусматриваются в объеме 952540,0 тыс. рублей, что на 303627,0 тыс. рублей, или 46,8 % превышает оценку исполнения неналоговых доходов за 2012 год.

По сравнению с оценкой 2012 года удельный вес неналоговых доходов в проекте городского бюджета на 2013 год вырос на 9,2 процентного пункта и составит 18,5 процента.

Основную долю неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности города Подольска в объеме 307257,0 тыс. рублей.

Объем расходов, определенный в проекте «О бюджете городского округа Подольск на 2013 год» составляет - 5522840,0 тыс. рублей;

В структуре общего объема расходов городского бюджета наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование, социальная политика, здравоохранение, объем которых в совокупности составляет в расходах 2013 года – 70,2 % (3877301,0 тыс. рублей), что в указанном контексте подтверждает социальную направленность расходов городского бюджета.

Информация об объемах расходов городского бюджета в 2011 – 2013 годах в разрезе разделов классификации расходов бюджетов представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Расходы бюджета г.Подольска на 2011-2013 гг.

Наименование

бюджетных расходов

Рз

год

(в тыс. руб.)

2011

2012

Проект2013

Общегосударственные вопросы

01

390550,0

374505,8

505643,0

Национальная оборона

02

116,0

100,0

50,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

13620,0

5790,0

21230,0

Национальная экономика

04

161862,0

251444,2

293750,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

05

1175160,0

1431123,3

316412,0

 Охрана окружающей среды

06

3120,0

2503,0

3110,0

Образование

07

2978287,0

3339384,6

3337230,0

Культура, кинематография

08

283594,0

302104,9

324238,0

Здравоохранение

09

1979691,0

1294421,7

381406,0

Социальная политика

10

114643,0

132384,0

158665,0

Физическая культура и спорт

11

56355,0

101921,0

125510,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

13

33982,0

43600,0

55596,0

ИТОГО

 

7190980,0

7279828,6

5522840,0

Объем расходов по отраслям так называемого «социального блока» (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт) составит в 2013 году 78,0 % объема расходов городского бюджета (4327049,0 тыс. рублей).

В 2013 году предусмотрено существенное увеличение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Бюджета города Подольска на 2013 год предлагается установить верхний предел муниципального долга города Подольска на 01 января 2014 года в размере 610 000,0 тыс.руб.

Предлагаемый размер муниципального долга по состоянию на 01 января 2014 года по сравнению с ожидаемым размером муниципального долга на 01 января 2013 года не изменится.

Проектом бюджета предоставление муниципальных гарантий не планируется.

Динамика муниципального долга в 2009-2013 годах представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Динамика муниципального долга в 2009-2013 гг.

в млн. руб.

 

Размер долга на конец года

Изменение долга (в %)

2009

2010

2011

2012

2013

2009

2010

2011

2012

2013

Муниц.

долг

540,0

560,0

622,7

610,0

610,0

37,0

(107,4)

20,0

(103,7)

62,7

(111,2)

-12,7

(0,98)

-

Анализ динамики показывает, что объем муниципального долга
за 2009 – 2013 годы увеличился на 70000,0 тыс. руб. с 540000,0 тыс. рублей до 610000,0 тыс. рублей, или на 13,0 процентов.

Динамика объема муниципального долга представлена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Динамика муниципального долга города Подольска за 2009-2013 годы, тыс.руб.

Размер муниципального долга на 01.01.2010 (540000,0 тыс. руб.) по сравнению с 01.01.2014 (610000,0 тыс. руб.) увеличится в 1,13 раза.

Удельный вес муниципального долга к доходам городского бюджета без учета безвозмездных поступлений (далее - собственные доходы городского бюджета) в 2013 году составит 16,9 процента.

Размер муниципального долга не превышает ограничения установленные статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Динамика муниципального долга свидетельствует о тенденции его увеличения. На обслуживание муниципального долга в 2013 году из городского бюджета проектом предусмотрено выделение средств в объеме 55596,0 тыс. рублей. К ожидаемой оценке 2012 года (43600,0 тыс. рублей) расходы на обслуживание долга в 2013 году увеличатся на 28,0 процентов.

Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает установленный статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации предел - 15 % общего объема расходов городского бюджета. Динамика расходов по обслуживанию муниципального долга города Подольска в абсолютном размере и в процентах к общему объему расходов городского бюджета в 2010 – 2013 годах приведена на рис. 2.4 (тыс.руб.).

Рис. 2.4. Динамика расходов по обслуживанию муниципального долга города Подольска

Рост расходов на обслуживание муниципального долга обусловлен привлечением кредитов от кредитных организаций.

Таким образом, долговая политика Администрации города Подольска в 2013 году по сравнению с 2012 годом ведет к увеличению нагрузки на городской бюджет процентных расходов на обслуживание муниципального долга города Подольска.

2.3. Пути укрепления доходной базы местного бюджета

Проблема укрепления финансовой базы местного самоуправления должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Главное место в ней должен занимать поиск собственных источников средств, расширение финансово-экономической базы, что в будущем сможет пополнить доходную часть местных бюджетов.

Собственная экономическая база муниципальных образований - есть фундамент, на который должны опираться местные органы власти, и на основе этого предложить возможные пути укрепления доходной базы города Подольска.

Экономической базой местного самоуправления выступает местное хозяйство, которое часто рассматривается лишь как объект прямого, непосредственного управления со стороны территориальных органов, т.е. по сути, отождествляется с региональной и муниципальной собственностью.

Основой местного хозяйства, безусловно, является муниципальная собственность. На некоммерческой основе развиваются учреждения образования, здравоохранения, культуры и др. Все остальные звенья местного хозяйства могут развиваться на коммерческой или на комбинированной основе.

Эффективная реализация муниципалитетом г.Подольска всей совокупности функций возможна лишь при условии взаимоувязанного и непротиворечивого развития основных подсистем: экономической базы (промышленность, наука и научное обслуживание, строительный комплекс и др.) населения, социальной инфраструктуры, и природно-экологической среды.

Увеличение доходной базы муниципальных бюджетов должно обеспечиваться за счет:

  • эффективного сбора собственных налогов;
  • оптимизации ставок по налогам, вводимым местными властями;
  • эффективного использования муниципальной собственности.

Кроме того, на размер доходной базы местных бюджетов влияет:

  • предоставление предприятиям налоговых льгот;
  • предоставление предприятиям отсрочек в уплате местных налогов;
  • организация налоговых зачетов;
  • выявление новых налогоплательщиков, в частности, расположенных на территории муниципального образования структурных подразделений предприятий, зарегистрированных в других административных единицах.

Деятельность органов власти по мобилизации доходов бюджетов называется налоговыми усилиями. Эти усилия в значительной степени зависят от политики вышестоящего уровня власти. Если помощь, оказываемая местному бюджету из бюджета субъекта Федерации, не зависит от использования местного потенциала сбора налогов, то налоговые усилия муниципалитетов могут снижаться.

На практике органы местного самоуправления планируют свои доходы, исходя из распределения регулирующих федеральных и региональных налогов. Но такое распределение ежегодно меняется. Такое положение снижает у муниципалитетов стимулы к наращиванию налоговых усилий.

В современных условиях органы местного самоуправления имеют весьма ограниченные возможности по проведению собственной налоговой политики. В частности, они не могут вводить налоги, не предусмотренные действующим налоговым кодексом и устанавливать ставки налогообложения выше пределов, определенных в федеральном и региональном законодательстве.

2.4. Пути оптимизации расходов местного бюджета

Для улучшения финансового положения и платежеспособности г.Подольска органам местного самоуправления необходимо определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. Для наиболее полной реализации мер по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов, необходимо создание определенных условий и стимулов для всех участников бюджетного процесса. К таким условиям можно отнести: организацию бюджетного процесса, ориентированного на результат, сокращение либо изменение существующих бюджетных учреждений, совершенствование системы управления инвестициями, обязательное создание контрольных органов муниципальных образований и др.

Так как финансовое положение и платежеспособность муниципальных образований в значительной степени зависит от выделения им трансфертов из регионального бюджета, необходимо сосредоточить все усилия на повышении прозрачности и стабильности межбюджетных отношений.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в работе органов местного самоуправления, не позволяющие оптимизировать расходы местных бюджетов[14]:

- за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;

- на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;

- субъекты Российской Федёрации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;

- сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;

Правительством РФ не предусматривается возможность дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, но возложенных на органы местного самоуправления отдельными федеральными законами (формирование земельных участков под многоквартирными домами, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, финансирование органов полиции и обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных полиции, ведение учета не только малоимущих граждан, а всех нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена). То есть до конца не исключена практика «нефинасируемых мандатов», до сих пор не решен вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

Для улучшения ситуации в сфере местных финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных проблем необходимо законодательно ограничить объем переданных на муниципальный уровень обязательных к исполнению государственных полномочий, например, установить предел в определенный процент от общих расходов местного бюджета, а в случае, при котором передаваемые государственные полномочия выше этого порога принимаются к исполнению и реализуются органами местного самоуправления только на добровольной основе с восполнением им не только полной стоимости передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.

Заключение

В процессе исследования был сделан вывод, что неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Под доходами местного бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов местного самоуправления.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя коды администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Расходы бюджета – это денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Основная задача Администрации города в области налоговой политики - реализация мер по дальнейшему увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города, доля которых в 2012 году составила 54,08% (за счет субсидий на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры микрорайона «Кузнечики» увеличивается общая сумма доходов бюджета города).

В целях пополнения доходной базы бюджета работает Межведомственная комиссия по мобилизации доходов бюджета города Подольска. В рамках комиссии сформированы подкомиссии по вопросам мобилизации доходов бюджета города в части земельного налога, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогов, уплачиваемых при применении упрощенной системы налогообложения и налогов, уплачиваемых при применении патентной системы налогообложения, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, прочих неналоговых доходов. В рамках Межведомственной комиссии проводятся выездные заседания Межведомственной комиссии на промышленных площадках города Подольска.

Бюджетная политика в области расходов в 2012 году была направлена, в первую очередь, на решение поставленных Президентом Российской Федерации, Губернатором Московской области и Главой города Подольска первоочередных задач по сохранению социальной направленности бюджета, повышению результативности бюджетных расходов, ограничению размера бюджетного дефицита в целях сохранения экономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств.

Увеличение доходной базы муниципальных бюджетов должно обеспечиваться за счет: эффективного сбора собственных налогов; оптимизации ставок по налогам, вводимым местными властями; эффективного использования муниципальной собственности.

На размер доходной базы местных бюджетов влияет: предоставление предприятиям налоговых льгот; предоставление предприятиям отсрочек в уплате местных налогов; организация налоговых зачетов; выявление новых налогоплательщиков, в частности, расположенных на территории муниципального образования структурных подразделений предприятий, зарегистрированных в других административных единицах.

Оптимизация расходов местных бюджетов может достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.

В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы повышения финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако, для практической реализации этих резервов необходимо, чтобы со­вершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются: использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации муниципальных расходов; раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств; использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.

Осуществление данных мероприятий позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муници­пальных услуг.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31, ст. 3823.
  3. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
  4. Закон Московской области от 10.12.2010 N 156/2010-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Подольск» и Закон Московской области «О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований»»
  5. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.05.2008. № 18. Ст. 2003.
  6. Устав городского округа Подольск Московской области (принят решением Подольского городского Совета депутатов МО от 14.03.2007 N 20/1) (ред. от 20.12.2012) (вместе с «Положением о гербе муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области», «Положением о флаге муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области») (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу 27.03.2007 № RU503340002007001)
  7. Проект Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «городской округ Подольск Московской области» на 2012-2016 годы. - 2012. - 103 с.
  8. Отчёт Главы города Подольска о результатах своей деятельность и деятельность Администрации города Подольска за 2012 г. - 2013. - 112 с.
  9. Бюджет г.о. Подольск за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 гг. // http://www.admpodolsk.ru/index.php?categoryid=139
  10. Административные реформы в контексте властных отношений: Опыт постсоциалистических трансформаций в сравнительной перспективе / Под ред. А. Олейника и О. Гаман-Голутвиной. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 367 с.
  11. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Юнити, 2012. – 730 с.
  12. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие: [гриф МО РФ, УМЦ] / Ред. Г. Б. Поляк. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 375 с.
  13. Докучаев А. Ю. Городской округ в системе муниципальных образованийРоссийской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Барнаул, 2011. – 23 с.
  14. Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И.. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.
  15. Куликов Н. А. Местное самоуправление и органы исполнительной власти вРоссии: На опыте г. Москвы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.: Российская академия наук. Институт государства и права. - М., 2009. – 21с.
  16. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
  17. Муниципальное управление: учебное пособие / Под общ ред. И.В. Стародубровской. М.: АНХ, 2009. - 464 с.
  18. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник - 3-e изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 393 с.
  19. Пройдин С. Н. Планово-финансовая деятельность органов местного самоуправления (вопросы муниципального права): монография / С. Н. Пройдин. – М.: Издательство Современной гуманитарной академии, 2009.
  20. Пройдин С. Н. Некоторые проблемы формирования доходов местных бюджетов // Вестник Московского государственного открытого университета. 2008. № 2(31). С. 98 – 100.
  21. Пройдин С. Н. Организация плановой деятельности органов местного самоуправления // Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: сборник статей и докладов VIII Международной научно – практической конференции (Москва, 23 мая 2008 г.). – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008. С. 254 – 258.
  22. Пройдин С. Н. Полномочия органов местного самоуправления в налоговой сфере // Теория и практика административного права и процесса: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Изд-во «Кубанькино», 2008. С. 360 – 364.
  23. Пройдин С. Н. К вопросу о правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления в области планирования // Проблемы развития российской правовой системы: межвузовский сборник научных трудов СГУТиКД. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. С. 190-195.
  24. Пройдин С. Н. К вопросу о порядке финансирования государственных полномочий органов местного самоуправления // Ученые записки (выпуск девятый, часть вторая): Сборник статей. - Волгоград. Изд-во ВИЭСП, 2008. С. 108-115.
  25. Слепов В.А., Чалова А.Ю., Шуба В.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/ Слепов В.А., Чалова А.Ю., Шуба В.Б.– Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»,2011 г.- 268 с.
  26. Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – М.: Магистр, 2012. – 654 с.
  27. Щепачёв В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения / В.А. Щепачёв // Местное право. – 2011. - № 5. – С. 9 – 12.
  28. www.gks.ru
  29. http://www.admpodolsk.ru/

[1] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

[2] Докучаев А. Ю. Городской округ в системе муниципальных образований Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Барнаул, 2011. – С.17.

[3] Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.

[4] Муниципальное управление: учебное пособие / Под общ ред. И.В. Стародубровской. М.: АНХ, 2009. – С.78.

[5] Там же. – С.85.

[6] Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб.: Питер, 2012. – С.143.

[7] Пройдин С. Н. Планово-финансовая деятельность органов местного самоуправления (вопросы муниципального права): монография / С. Н. Пройдин. – М.: Издательство Современной гуманитарной академии, 2009. – С.102.

[8] Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. – М.: Магистр, 2012. – 654 с.

[9] Пройдин С. Н. Планово-финансовая деятельность органов местного самоуправления (вопросы муниципального права): монография / С. Н. Пройдин. – М.: Издательство Современной гуманитарной академии, 2009. – С.78.

[10] Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник - 3-e изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 393 с.

[11] www.gks.ru

[12] http://www.admpodolsk.ru/

[13] http://www.admpodolsk.ru/

[14] Щепачёв В.А. Оптимизация расходов местных бюджетов. Проблемы. Пути решения / В.А. Щепачёв // Местное право. – 2011. - № 5. – С. 10.