Доходы и капиталы в макроэкономике


Оглавление

Введение

Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов

1.1. Политика доходов в рыночной экономике

1.2. Особенности валового внутреннего продукта, национального дохода и формирования доходов населения

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экономическая природа доходов

2.1. Доходы факторов производства

2.2. Заработная плата

2.3. Доходы от собственности

2.4. Предпринимательский доход

2.5. Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее

2.6. Особенности доходов населения

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в условиях современной России исследование особенностей доходов и капиталов, их макроэкономических аспектов приобретает особую значимость. В комплексе этих проблем выделяются вопросы об основных целях, приоритетах и механизме осуществления социальной политики в увязке с социальной ориентацией экономики страны; значении национального дохода (внутреннего валового продукта) как основного источника роста доходов и уровня жизни населения; экономической природе основных элементов доходов: заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности и прибыли. В системе регулирования социально-трудовых отношений первостепенное значение в переходной экономике приобретают методы воздействия на факторы, влияющие на состояние социально-трудовой сферы, тенденции в изменении величины номинальных и особенно реальных доходов, структуры доходов и их дифференциации.

В курсовой работе исследовалась структура национальных доходов и доходов населения.

Источниками исследования выступили теоретические исследования и статистические данные по макроэкономическим индикаторам России.

Объектом курсовой работы выступили особенности доходов и капиталов.

Предметом – анализ разных видов доходов и капиталов.

Целью курсовой работы является исследование видов доходов и капиталов.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности политики доходов в рыночной экономике.
  2. Изучить особенности валового внутреннего продукта, национального дохода и формирования доходов населения.
  3. Проанализировать виды доходов предприятий и населения.

Глава 1. Основные цели и задачи политики доходов

1.1. Политика доходов в рыночной экономике

В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных[1].

На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий[2]:

  • размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
  • покупательной способности национальной валюты;
  • демографических тенденций;
  • традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;
  • доли теневой экономики в ВВП.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся[3]:

  • установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
  • единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
  • упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
  • индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

  • эмиссию денег;
  • контроль над инфляцией и валютным курсом;
  • налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
  • налоговые льготы малому предпринимательству;
  • тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.

В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.

1.2. Особенности валового внутреннего продукта, национального дохода и формирования доходов населения

Политика доходов, капиталов и заработной платы связана с макроэкономическими проблемами.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается[4].

Рассмотрим динамику макроиндикаторов экономического развития России, представленных в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Экономические показатели[5]

Показатель

Ед. изм.

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП

млрд. руб.

21610

26917

33248

41277

38786

44939

% к пред.пер.

6,4

8,2

8,5

5,2

-7,8

4,0

Промышленное производство

% к соотв. пер. пред.года

5,1

6,3

6,8

0,6

-9,3

8,2

Инвестиции в основной капитал

% к соотв. пер. пред.года

10,9

16,7

22,7

9,9

-16,2

6,0

Реальные доходы населения

% к соотв. пер. пред.года

12,4

13,5

12,1

2,3

2,1

4,2

Инфляция

% к пред.пер.

10,9

9,0

11,9

13,3

8,8

8,8

Безработица

% экон. актив. нас.

7,6

7,2

6,1

6,4

8,4

7,5

Федеральный бюджет

доходы

млрд. руб.

5127

6279

7779

9274

7337

8304

% ВВП

23,7

23,3

23,4

22,5

18,9

18,5

профицит

млрд. руб.

1613

1994

1796

1708

-2300

-1812

% ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-5,9

-4,0

Стабилизационный фонд

млрд. руб.

1237

2347

3849

Резервный фонд

млрд. руб.

4028

1831

775

Фонд национального благосостояния

млрд. руб.

2584

2769

2696

Цена нефти Urals

долл./барр.

50,0

61,1

68,9

94,8

60,4

77,9

Экспорт

млрд. долл.

243,8

303,6

354,4

471,6

303,4

400,4

% ВВП

31,9

30,7

27,3

28,3

24,8

27,1

Импорт

млрд. долл.

125,4

164,3

223,5

291,9

191,8

248,7

% ВВП

16,4

16,6

17,2

17,5

15,7

16,8

Золотовалютные резервы

млрд. долл.

182,2

303,7

478,8

427,1

439,0

479,4

мес. импорта

13,3

17,4

20,4

14,0

20,8

22,7

Денежная масса M2

% к соотв. пер. пред.года

38,6

48,8

47,5

1,7

16,3

27,5

Обменный курс (средний за период)

руб/долл

28,3

27,2

25,6

24,8

31,7

30,4

Индекс реального курса рубля к доллару

% к пред.пер.

3,9

17,0

15,0

-0,2

-0,4

4,0

дек 1997 г. = 100%

97,3

113,5

130,6

129,1

128,7

133,5

Внешний долг РФ

млрд. долл.

257,2

313,2

463,9

480,5

467,2

483,0

% ВВП

33,6

31,6

35,8

28,9

37,9

33,0

Рис. 1.1. Динамика ВВП России в период 2005-2010 гг., млрд.руб.[6]

На основании данных табл. 1.1 можно сделать вывод, что ВВП России с 2005 г. по 2008 г. имел тенденцию к росту. В кризисный 2009 г. ВВП страны снизился на 7,8%, но в 2010 г. показатель ВВП снова вырос (рис. 1.1)

Если проследить показатели промышленного производства и инвестиций в основной капитал, то эти показатели в 2009 кризисном году также резко снизились. Промышленное производство снизилось на 9,3%, инвестиции на 16,2%.

Рис. 1.2. Темп роста инфляции в период 2005-2010 гг., %[7]

На рис. 1.2 представлено изменение инфляции в период 2005-2010 гг. Можно проследить снижение темпа роста инфляции в 2009 г. и сохранение уровня инфляции в 2010 г.

Анализ показателей федерального бюджета (рис. 1.3) показывает, что профицит бюджета в 2009 кризисном году имел отрицательное значение 2427 млрд.руб., в 2010 г. профицит бюджета также был отрицательного значения – 2585 млрд.руб.

Анализ стабилизационного, резервного фонда и фонда национального благосостояния показывает, что стабилизационный фонд создавался до 2007 г., а в 2008 году был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В 2009 и 2010 гг. замечено резкое снижение показателей резервного фонда, это также связано с мировым финансовым кризисом.

Рис. 1.3. Динамика показателей Федерального бюджета[8]

Рис. 1.4. Динамика внешнего долга России, млрд. долл.[9]

Анализ внешнего долга России показывает, что в последние годы (2007-2010 гг.) внешний долг России колеблется в рамках 460 – 480 млрд.долл. Таким образом, можно сделать вывод, что внешний долг России остается стабильно высоким.

Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.

ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.

ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Это делает его более сравнимым при сопоставлении данных по отдельным странам[10].

Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.

Первичные доходы - это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. Как первичные доходы рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт[11].

Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг. Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства.

ВВП каждого года определяется тремя методами: суммированием доходов (оплаты труда наемных работников, чистых налогов на производство и валовой прибыли экономики), суммированием расходов (затрат на конечное потребление и сбережений) и как добавленная стоимость. Расчеты проводятся на основе данных о фактических операциях в действующих (номинальных) ценах.

Однако изменения в объеме ВВП зависят как от изменения физического объема товаров и услуг, так и от изменения цен на них. Между тем объем производства материальных благ и услуг определяется их массой, а не ценами, используемыми для их измерения. Для исключения влияния цен и определения динамики физической массы производимых товаров и услуг рассчитывается реальный ВВП в постоянных ценах, используемый для определения темпов экономического роста.

Динамика реального ВВП точнее характеризует изменения объема производства и услуг, чем динамика ВВП в действующих ценах. Экономический рост, измеряемый на основе реального ВВП, более тесно связан с увеличением реальных доходов домашних хозяйств (населения) и объемом физической массы потребляемых ими товаров и услуг.

Показатель ВВП на душу населения используется правительствами отдельных государств, ООН и ее органами, международными финансовыми организациями в качестве критерия при рассмотрении программ помощи отсталым в экономическом отношении государствам. Для отдельных стран, в том числе для России, он является критерием сравнения уровня экономического развития субъектов Федерации и решения вопросов об оказании помощи регионам, нуждающимся в финансовой поддержке из федерального бюджета.

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход — ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом — ВНП), а за вычетом износа основных средств — чистый национальный доход — ЧНД (ранее чистый национальный продукт — ЧНП).

Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход — это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовой национальный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.

Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и переданных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положительным, а в развивающихся странах — отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся — меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно полагать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.

На общий объем доходов страны влияют также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответственно валовой или чистый располагаемый национальный доход.

Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются следующие правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих подоходных налогов и налогов на материальные ценности, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. При этом натуральные трансферты оцениваются в денежной форме.

Валовой или чистый национальный располагаемый доход может быть определен на основе соответственно валового или чистого национального дохода путем добавления текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны от нерезидентов, и исключения трансфертов, выплачиваемых нерезидентам.

Чистый располагаемый доход полнее характеризует потребительские возможности страны, чем национальный доход. Он распределяется, как отмечалось, на первичные доходы, часть которых в последующем перераспределяется. Первичные доходы можно подразделить на трудовые доходы, доходы от собственности и предпринимательской деятельности.

К первичным доходам принято также относить взимаемые государством налоги на производство и импорт. К налогам на производство относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налоги на земельную собственность, здания и другие используемые в производстве активы, налоги на использованную в производстве рабочую силу и т.п. Налоги на производство соответствуют понятию косвенных налогов, которые полностью или частично перекладываются на конечных потребителей. Налоговые поступления из текущих доходов, взносы на социальное страхование и другие аналогичные трансферты рассматриваются не как первичные доходы государства, а как их перераспределение[12].

Первичные доходы лежат в основе величины конечных доходов каждого сектора экономики, в том числе конечных доходов населения, но не тождественны им. Конечные доходы образуются на основе первичных и производных (вторичных) доходов и используются на потребление и накопление. Они определяются с учетом перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью трансфертов. Суммы доходов, переданных и полученных секторами экономики в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, однако по каждому сектору и у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных доходов[13].

Так, домашние хозяйства получают текущие денежные трансферты в виде выплат из бюджета на социальные нужды, страховых платежей, субсидий и т.п. за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств. Первичные доходы в сумме с текущими денежными трансфертами (сальдо с учетом уплаченных налогов и полученных денежных трансфертов) образуют для каждого сектора экономики, в том числе для населения, располагаемый доход, распределяемый в конечном итоге на потребление и сбережения.

Располагаемый доход характеризует максимальную сумму денежных средств, которую домашние хозяйства могут использовать на приобретение потребительских товаров и услуг, не прибегая к финансированию расходов за счет сокращения своих денежных средств, реализации других финансовых и нефинансовых активов или увеличения своих обязательств.

Следует отметить, что, поскольку понятие доходов связано с производством, в них не включаются средства, полученные от продажи имущества, приватизации и т.п. Так, если владелец продал дом, квартиру, автомобиль, а вырученные деньги положил в банк, то вырученные средства рассматриваются не как доход, а как смена форм активов — материальных на финансовые.

В доходы, исходя из этого же принципа, не должен включаться прирост стоимости активов в результате инфляции в период нахождения приобретенных по низким ценам исходных материальных ресурсов на складе сырья и материалов, произведенных товаров на складе готовой продукции и т.п.

Потребление основного капитала должно оцениваться по восстановительной стоимости, а не на основе счетов бухгалтерского учета, где основные средства оцениваются по первоначальной стоимости и соответствуют восстановительной стоимости лишь в случае проведения переоценки.

Как видно из изложенного, понятие дохода, принятое при определении ВВП, как и вообще в системе национальных счетов, не вполне совпадает с пониманием дохода, принятым при определении финансовых результатов деятельности предприятий на основе бухгалтерского учета, которым они руководствуются в своей практической деятельности.

Процесс перераспределения осуществляется не только с помощью денежных трансфертов. Домашние хозяйства получают значительный объем социальных трансфертов в виде нерыночных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и др. Располагаемый доход в сумме с сальдо полученных и выплаченных социальных трансфертов в натуральной форме образует скорректированный располагаемый доход. Скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств характеризует максимальный объем товаров и услуг, который они могут использовать на потребление, включая социальные трансферты в натуральной форме, не прибегая к уменьшению своих денежных средств, реализации других активов и увеличению своих обязательств.

Социальные трансферты в натуральной форме осуществляются в основном государственными органами и в небольших количествах некоммерческими учреждениями, а их получателями являются домашние хозяйства. Если с денежными трансфертами их получатели могут поступать в соответствии со своими желаниями, то социальные трансферты в натуральной форме направляются на удовлетворение конкретных потребностей, как это признано необходимым органами государственного управления в соответствии с проводимой ими социально-экономической политикой.

В рыночной экономике взаимодействуют домашние хозяйства и предприятия. Домашние хозяйства предоставляют предприятиям услуги своего труда, а также (поскольку им в конечном итоге принадлежат предприятия) другие факторы производства — капитал и землю. Поскольку платежи за факторы производства получают их владельцы, производство и доходы связаны между собой. Однако владельцы ресурсов получают в качестве платы за предоставленные ими ресурсы лишь часть созданного с их использованием валового национального дохода (ВНД). Часть стоимости, добавленной в производстве, и соответственно валового национального дохода представляет собой амортизацию основного капитала и должна быть возвращена в производство для замещения основного капитала, израсходованного в процессе производства. Кроме того, часть ВНД изымается государством в виде косвенных налогов. Таким образом, национальный доход как сумма доходов факторов производства представляет собой ВНД, уменьшенный на амортизацию и величину косвенных налогов.

Валовой национальный доход за вычетом амортизации и косвенных налогов может быть представлен как сумма доходов владельцев трудовых ресурсов, доходов владельцев земли и капитала и предпринимательского дохода.

При этом государство как владелец предоставляемых им в пользование предприятиям ресурсов также получает часть созданного факторного дохода.

Объем национального дохода, получаемый домашними хозяйствами за предоставляемые ими ресурсы представляет собой совокупный объем факторных доходов конкретных домашних хозяйств, которым принадлежат эти ресурсы. Домашние хозяйства не могут, однако, использовать по своему усмотрению весь полученный ими национальный доход. Непосредственно на приобретение товаров, услуг и другие цели домашние хозяйства могут использовать лишь часть полученного ими национального дохода. Доход, который домашние хозяйства могут использовать по своему усмотрению, называется личным располагаемым доходом.

Домашние хозяйства получают также трансферты в виде различного рода социальных выплат — пенсий и т.п. В общем итоге величина личного располагаемого дохода в целом и на душу населения меньше, чем величина национального дохода и ВВП.

Часть полученного дохода домашние хозяйства уплачивают в виде индивидуальных налогов с физических лиц Оставшийся у домашних хозяйств доход представляет собой личный доход после уплаты налогов.

Выводы по 1 главе

Управление доходами в России на макроуровне и проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти.

Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг.

Анализ ВВП на основании статистических данных показал, что ВВП России с 2005 г. по 2008 г. имел тенденцию к росту. В кризисный 2009 г. ВВП страны снизился на 7,8%, но в 2010 г. показатель ВВП снова вырос. Но наблюдается в 2009-2010 г. профицит бюджета, т.е. расходы превышают доходы.

Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства. Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж.

 

Глава 2. Экономическая природа доходов

2.1. Доходы факторов производства

До последнего времени в развитых странах было принято определять и публиковать оценки национального дохода по факторной стоимости, как сумму доходов факторов производства. При этом в национальный доход не включалось сальдо косвенных налогов и субсидий. Недавно осуществлен переход к более широкой концепции первичных доходов, что позволяет рассматривать в качестве первичных доходов также государственные налоги на производство и импорт. Вместе с тем сохранена возможность определения национального дохода по стоимости факторов производства, позволяющая анализировать доходы как плату за использование предоставляемых в пользование ресурсов.

Понятие доходов факторов производства связано с понятием добавленной стоимости. Общая величина доходов факторов производства может быть определена путем уменьшения чистой добавленной стоимости на сальдо взимаемых государством налогов на производство и субсидий. Она соответствует также национальному доходу, уменьшенному на государственные налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

Общая величина доходов по факторам производства, как и национальный доход, характеризует не объем продукции, а величину доходов и измеряет объем средств, из которых выплачиваются доходы по факторам производства. Добавленная стоимость как сумма доходов факторов производства представляет собой образованные в процессе производства факторные доходы.

Как уже отмечалось, вознаграждение за труд (рабочую силу) — это заработная плата. Доходы, связанные с предоставлением в пользование материальных ресурсов (земли и капитала), в общем виде представляют собой доходы от собственности. Предпринимательский доход — это прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход. Таким образом, каждому ресурсу (фактору производства) соответствует определенная категория доходов заработная плата выплачивается за выполненную работу, рента и процентный доход выплачиваются собственникам используемых земли, природных ресурсов, физического и денежного капитала, предпринимательский доход поступает в распоряжение владельцев предприятий.

2.2. Заработная плата

Заработная плата является трудовым доходом. Это основной источник доходов домашних хозяйств. Она представляет собой выплачиваемое предприятием или государственным учреждением совокупное вознаграждение наемным работникам за выполненную работу, т.е. плату за предоставленный труд как фактор производства. К ней относятся также гонорары, комиссионные, патентные платежи, дополнительные выплаты и т.п. Под наемным работником понимается работник, имеющий соглашение с нанимателем, в отличие от работников ненаемного труда, получающих смешанные доходы.

В заработную плату включаются также взносы работодателей в фонды социального страхования, пенсионные, медицинские фонды, фонд помощи безработным и другие аналогичные фонды. Такие отчисления рассматриваются в качестве составной части общих издержек работодателей, связанных с наймом рабочей силы. В заработную плату входят также уплачиваемые самим работником подоходные налоги независимо от того, что по соображениям удобства или иным мотивам они могут вноситься нанимателями непосредственно в налоговые службы[14].

Заработная плата является ведущим мотивом, побуждающим работников к труду. Она составляет в развитых странах более половины, а в США — до трех четвертей в общем объеме их доходов, в России, как указывалось, — около 40%. Затрачивая труд, работник получает вознаграждение, обеспечивающее его первичные потребности (в пище, одежде, жилье и т.п.), и, кроме того, удовлетворяет так называемые вторичные потребности, находящие выражение в успехе, престиже и т.п.[15]

Оценивая понятие заработной платы с позиций политики доходов, следует признать, что в ней заложен более жесткий принцип, чем известный принцип «каждому по его труду». При его использовании в странах с планово-распределительной системой хозяйствования на первом месте стояла оценка количества и качества труда. Поэтому шахтер, например, мог претендовать на относительно более высокую оплату труда. В странах с рыночной экономикой или переходящих к ней используется оценка дохода от труда как фактора производства, связанного ни только с количеством и качеством труда, но также с рыночными условиями его применения. Можно много трудиться, но если продукт труда не будет по каким-либо причинам, например из-за отсутствия спроса, реализован, то не будет и дохода.

Новое понимание принципов распределения по труду изменило условия функционирования многих отраслей экономики. Возникла проблема дотаций в угольной промышленности, в сельском хозяйстве: либо государство возьмет на себя дотирование этих отраслей, либо они деградируют. В силу вступил закон естественного экономического отбора: «выживает» тот предприниматель и работник, кто лучше приспособился к существованию в условиях рынка, определяемых такими переменными величинами, как прибыль, цена факторов производства, заработная плата, спрос и предложение.

2.3. Доходы от собственности

Доходы от собственности — это суммы, выплачиваемые предприятиями за использование экономических ресурсов. Рассмотрим доходы от предоставления фирмам капитала, земли и других природных ресурсов, а также денежных средств.

Доходы от собственности на капитал — это дивиденды по акциям. Их можно рассматривать в качестве процентного дохода на реальный капитал, приобретенный предприятием на деньги, предоставленные лицом, купившим акции. В то же время владелец акций может рассматриваться в качестве владельца соответствующей доли уставного капитала предприятия, и тогда дивиденд может трактоваться как часть дохода от предоставления этой доли в пользование предприятия[16].

Акционерные предприятия формируют средства, выпуская и продавая акции, являющиеся свидетельствами прав собственности на часть уставного капитала. Владельцы акций имеют право и могут получать дивиденды. Дивиденды, таким образом, являются доходом от собственности, полученным в результате предоставления средств в распоряжение предприятий. Формы организации производства могут быть различными — открытые и закрытые акционерные общества, товарищества, кооперативы и т.д. Независимо от этого под дивидендами понимаются все виды распределения прибыли в пользу акционеров и владельцев, как бы они ни назывались.

Цена приобретаемого предприятием физического капитала определяется исходя из условий его производства, спроса и предложения на средства производства, рентабельности проектируемого производства и рыночной нормы процента.

Часть доходов домашние хозяйства получают за счет предоставления взаймы денежного капитала в виде процентов по займам. Деньги не относятся к экономическим ресурсам, однако их заимствование позволяет приобретать или арендовать ресурсы, используемые в производстве. Привлекая денежный капитал, предприниматели получают, таким образом, возможность пользования реальными факторами производства и получения связанных с этим доходов.

Процент — это та цена, которую приходится платить за привлечение денег. Соответственно под процентом понимается сумма, которую должник уплачивает кредитору за определенный период времени без полного или частичного погашения основной суммы долга в форме процента или заранее определенной суммы. Процент является, таким образом, доходом от собственности на денежные средства, который получают владельцы депозитов, облигаций, ценных бумаг (кроме акций), заемных средств и некоторых других аналогичных активов.

Доходы от собственности на землю и недра — это доходы, получаемые владельцем за передачу их в пользование другим институциональным единицам — предприятиям. Владельцы земли и недр предоставляют их на основе контрактов или арендных договоров, по которым пользователи обязываются выплачивать доход в виде ренты (платежи за недра нередко определяются как роялти).

Как доход домашних хозяйств от собственности рассматривается также расчетный доход владельцев страховых полисов, добавляемый по истечении срока к стоимости полиса. Резервы на случай страхового риска и резервы дивидендного страхования управляются страховыми компаниями, но их собственниками являются домашние хозяйства. Они могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы, по которым поступают доходы. Такие доходы являются доходами домашних хозяйств, владеющих, например, полисом страхования имущества, реинвестируемыми в чистый собственный капитал домашних хозяйств в резервах страхования. Аналогично рассматриваются доходы от резервов пенсионных фондов, принадлежащие домашним хозяйствам и не входящие в собственный капитал фондов.

2.4. Предпринимательский доход

Под предпринимательским доходом понимается прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход, определяемые за вычетом уплаченных предприятиями процентов и ренты и с добавлением полученных предприятием доходов от собственности.

Прибыль корпораций используется по трем основным направлениям: уплата налогов на прибыль, выплата дивидендов и нераспределенная прибыль, направляемая на инвестирование. Выплаты по акциям получают домашние хозяйства, являющиеся собственниками акций и соответственно собственниками предприятий.

В отношении так называемых некорпоративных предприятий, в частности предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, затруднительно провести разграничение между активами и обязательствами предприятия и активами и обязательствами их владельцев. Соответственно трудно классифицируются отдельные виды доходов. Так, в случае если рассматривается семейное торговое предприятие, владельцы которого одновременно являются его работниками, возникает вопрос, рассматривать ли доход владельцев как заработную плату или как предпринимательский доход (прибыль). В таких предприятиях члены домашнего хозяйства осуществляют неоплачиваемые работы, а владелец и предприниматель совмещаются в одном лице, в связи с чем доход от трудовой деятельности неотделим от дохода владельца или предпринимателя. Получаемые ими доходы рассматриваются как смешанные доходы.

Под смешанными доходами понимаются доходы некорпорированных предприятий, которыми владеют домашние хозяйства индивидуально или в партнерстве с другими и в которых владельцы и другие члены их домашних хозяйств могут работать, не получая при этом заработной платы. Доходы владельцев мелких и других некорпоративных предприятий — мелких фермеров, занимающихся частной практикой врачей, адвокатов и т.п. — включают элементы заработной платы, прибыли, ренты и процентного дохода. Многие домохозяйства, кроме того, имеют в собственности акции предприятий, облигации предприятий и государства или вклады в банках и получают доход в виде процентов и дивидендов[17].

Смешанный доход определяется без вычета процентов, ренты и других доходов от использования материальных и финансовых активов, необходимых для производства, независимо от того, принадлежат они предприятию или являются заемными. Тем не менее они должны покрывать все издержки, с тем чтобы сохранить возможность дальнейшего использования всех факторов производства и функционирования предприятия.

2.5. Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее

До сих пор речь шла об официальных доходах зарегистрированных и учтенных производств. Однако значительная часть доходов связана с теневой экономикой. Под теневой экономикой понимают скрытую экономическую деятельность. К ней относятся:

  • виды экономической деятельности, при которых не занимаются незаконным бизнесом, но скрываются или преуменьшаются доходы, производятся операции, не отражаемые в отчетности, осуществляется недокументируемый наем работников, занижается величина выплаченной заработной платы с целью уклонения от налогов, взносов по социальному обеспечению и других обязательств;
  • неформальная экономическая деятельность, осуществляемая в законных видах деятельности индивидуальными производителями или некорпоративными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые не оформляются в качестве лиц, занимающихся экономической деятельностью;
  • нелегальная, подпадающая под уголовную ответственность экономическая деятельность, охватывающая незаконные виды производств и услуг — производство и продажу наркотиков, контрабанду, проституцию.

Большинство стран учитывают первые две группы экономической деятельности и не включают незаконную.

К скрытым доходам относятся, в частности, доходы лиц, занимающихся неоформленной индивидуальной предпринимательской деятельностью: доходы от производства продукции на продажу в личных подсобных хозяйствах, продажи товаров частными лицами на рынках, от услуг по строительству, оказываемых неформальными бригадами, услуг по частному извозу, юридических услуг, услуг по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, индивидуальных услуг в области образования и культуры (например, обучение музыке, репетиторство, услуги переводчиков) и др.

2.6. Особенности доходов населения

Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.

Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. — алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения — результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.

Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения — это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход — сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

На доходы населения оказывает воздействие уровень потребительских цен. Поэтому в политике доходов и заработной платы необходимо учитывать динамику номинальных и реальных располагаемых доходов. Номинальные доходы включают всю сумму конечных доходов. Для определения реальных располагаемых доходов населения номинальные доходы делятся на индекс потребительских цен[18]:

где Дрр – доходы реальные располагаемые;

Дн — доходы номинальные;

Iц — индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен — это изменение стоимости основных потребительских товаров и услуг за определенный период, выраженное в процентах. Индекс потребительских цен влияет на покупательную способность номинальных доходов населения.

Покупательная способность номинальных доходов населения отражает потенциальные возможности приобретения товаров и услуг населением, выраженные соотношением конечных доходов с величиной прожиточного минимума. Его стоимость растет с ростом индекса потребительских цен. Поэтому рост индекса потребительских цен свидетельствует о снижении покупательной способности конечных доходов населения.

В анализе и прогнозировании уровня жизни населения используют также показатели среднедушевого дохода и доходов домашних хозяйств. Среднедушевой денежный доход определяется путем деления суммы конечных доходов на численность населения в стране. Аналогично рассчитываются и другие среднедушевые показатели.

Доходы домашних хозяйств определяются с помощью выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, которое проводится во всех субъектах Федерации по выборочному методу и охватывает 48 600 домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается индивид или группа людей, живущих в одном жилище, объединяющих все или часть доходов и имущества, совместно потребляющих часть товаров и услуг, главным образом жилищные услуги и продукты питания. Домашнее хозяйство — один из субъектов экономической деятельности, который снабжает экономику ресурсами, в основном трудовыми и денежными, и использует полученные за них деньги для обеспечения жизнедеятельности людей.

Обслуживание домашних хозяйств включает учет доходов и расходов, которые отражаются в регулярных дневниковых записях. С их помощью выявляются тенденции изменения объема и структуры доходов и расходов населения, которое учитывается при разработке политики доходов и заработной платы.

При обследовании домашних хозяйств учитываются не все их денежные доходы. Не принимаются во внимание изъятия из сбережений, ссуды на потребительские цели, взятые и возвращенные долги.

Более полно структура денежных доходов населения отражена в балансе денежных доходов, расходов и сбережений.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др.

Оплата труда — это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы.

Эта статья денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Денежное довольствие военнослужащих из средств федерального и местного бюджетов включает сумму основных и добавочных видов начисленного из средств федерального и местного бюджетов денежного и вещевого довольствия военнослужащих, входящих в состав министерств и ведомств, которые представляют отчеты в открытом порядке.

В статью социальных трансфертов баланса денежных доходов входят пенсии, пособия и социальная помощь, стипендии, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам.

В статью «Другие доходы» включаются:

  • доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;
  • доходы населения от собственности, в том числе дивиденды, проценты по вкладам, выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам, предварительная компенсация по вкладам граждан, доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья;
  • поступления от продажи продуктов сельского хозяйства;
  • поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;
  • доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);
  • прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;
  • деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).

Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включают командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т.п.

Доходы населения от собственности включают:

  • доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;
  • проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);
  • выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;
  • предварительную компенсацию по вкладам граждан;
  • доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др. Роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в формировании доходов населения возросла. Доходы от личного подсобного хозяйства являются частью доходов граждан от самозанятости, т.е. деятельности по производству товаров и услуг в домашних условиях, работы не по найму.

Статья «Поступления из финансовой системы» включает:

  • изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;
  • изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;
  • изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;
  • изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

Доходы населения от продажи иностранной валюты определяются на основании данных отчета о кассовых оборотах банков. В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.

Проанализируем показатели доходов населения России (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Социальные показатели[19]

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Среднедушевой денежный доход

рублей в месяц

8112

10196

12603

14943

16885

18722

% к пред. Периоду

126.5

125.7

123.6

120.1

112.6

111.1

Оплата труда наемных работников (включая скрытую)

млрд. руб.

9474.0

11986.0

15526.0

19550.0

20444.0

22335.0

% к ВВП

43.8

44.5

46.7

47.4

52.7

50.2

% к пред. Периоду

120.8

126.5

129.5

125.9

104.6

109.3

Среднедушевой прожиточный минимум

рублей в месяц

3018.0

3422.0

3847.0

4593.0

5153.0

5688.0

% к пред. Периоду

127.0

113.4

112.4

119.4

112.2

110.4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня

млн. человек на конец периода

25,2

21,5

18,7

18,5

18,5

18,5

в % к общей численности населения

17.7

15.2

13.3

13.1

13.2

13.1

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ)

млн. человек в среднем за период

5,6

5,3

4,6

4,8

6,3

5,6

в % к экономически активному населению

7,6

7,2

6,1

6,4

8,4

7,5

% к пред. Периоду

93.7

94.9

86.7

104.4

131.7

89.1

Рис. 2.1. Среднедушевой прожиточный доход и прожиточный минимум населения России в месяц, руб.[20]

Анализ среднедушевого дохода населения и и среднедушевого прожиточного минимума показывает, что среднедушевой доход имеет тенденцию к росту, как и среднедушевой прожиточный минимум.

Рис. 2.2.Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимум, млн. чел.[21]

Но точность таких расчетов можно поставить под сомнение, т.к. средняя зарплата рассчитывается исходя из очень высоких и очень низких зарплат и не учитываются особенности регионов. Оплата труда (включая скрытую) также имеет тенденцию к росту.

Анализ численности населения с доходами ниже прожиточного минимума показал (рис.2.2), что последние три года (2008-2010) этот показатель не меняется и остается на уровне 18,5 млн. чел. На мой взгляд, это очень большое количество людей, которые не дотягивают до прожиточного минимума, а прожиточный минимум очень низкий.

Анализ безработицы (рис. 2.3) показывает, что уровень безработицы значительно вырос в 2009 г. В 2010 г. уровень безработицы снизился, но остается достаточно высоким (5,6 млн. чел.).

Рис. 2.3.Анализ динамики безработицы в России[22]

Таким образом, можно сделать вывод, что макроиндикаторы социально-экономического развития России (такие как ВВП, промышленность, бюджет, экспорт, импорт и др.) при тенденции к росту в период с 2005-2008 гг. в момент кризиса 2009 г. сильно понизились, а в 2010 г. пока еще не вышли на докризисный уровень 2007 г., хотя тенденция к росту наметилась. При этом в период 2009 года выросли показатели безработицы и внешнего долга России.

Выводы по 2 главе

Общая величина доходов факторов производства может быть определена путем уменьшения чистой добавленной стоимости на сальдо взимаемых государством налогов на производство и субсидий. Она соответствует также национальному доходу, уменьшенному на государственные налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

Общая величина доходов по факторам производства, как и национальный доход, характеризует не объем продукции, а величину доходов и измеряет объем средств, из которых выплачиваются доходы по факторам производства. Добавленная стоимость как сумма доходов факторов производства представляет собой образованные в процессе производства факторные доходы.

Вознаграждение за труд - это заработная плата. Доходы, связанные с предоставлением в пользование материальных ресурсов (земли и капитала), в общем виде представляют собой доходы от собственности. Предпринимательский доход — это прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход. Таким образом, каждому ресурсу (фактору производства) соответствует определенная категория доходов.

Анализ среднедушевого дохода населения и и среднедушевого прожиточного минимума показывает, что среднедушевой доход имеет тенденцию к росту, как и среднедушевой прожиточный минимум.

Но точность таких расчетов можно поставить под сомнение, т.к. средняя зарплата рассчитывается исходя из очень высоких и очень низких зарплат и не учитываются особенности регионов. Оплата труда (включая скрытую) также имеет тенденцию к росту.

Анализ численности населения с доходами ниже прожиточного минимума показал, что последние три года (2008-2010) этот показатель не меняется и остается на уровне 18,5 млн. чел. Это достаточно большое количество людей, которые не дотягивают до прожиточного минимума, а прожиточный минимум очень низкий.

Заключение

В процессе исследования было получены следующие выводы и результаты.

Выяснено, что доход может трактоваться как сумма денежных доходов, получаемых хозяйствующими субъектами. Это увязывает категорию дохода с категорией денежного обращения, однако при этом в доход не включается стоимость натуральных продуктов, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления. Требованиям, предъявляемым к этому показателю для характеристики уровня жизни, в большей мере соответствует понятие дохода, включающего как денежные, так и натуральные поступления.

Управление доходами в России на макроуровне и проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти.

Валовой внутренний продукт является основным показателем, на основе которого определяются уровень и темпы экономического развития страны. Возрастание ВВП сопровождается увеличением численности занятых и повышением уровня жизни, что выражается в росте потребления товаров и услуг.

Анализ ВВП на основании статистических данных показал, что ВВП России с 2005 г. по 2008 г. имел тенденцию к росту. В кризисный 2009 г. ВВП страны снизился на 7,8%, но в 2010 г. показатель ВВП снова вырос. Но наблюдается в 2009-2010 г. профицит бюджета, т.е. расходы превышают доходы.

Возрастание ВВП определяется инвестициями, их долей в ВВП и превышением общего объема инвестиций над величиной капитала, потребленного в процессе производства. Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж.

В процессе исследования было выявлено, что общая величина доходов факторов производства может быть определена путем уменьшения чистой добавленной стоимости на сальдо взимаемых государством налогов на производство и субсидий. Она соответствует также национальному доходу, уменьшенному на государственные налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

Общая величина доходов по факторам производства, как и национальный доход, характеризует не объем продукции, а величину доходов и измеряет объем средств, из которых выплачиваются доходы по факторам производства. Добавленная стоимость как сумма доходов факторов производства представляет собой образованные в процессе производства факторные доходы.

Вознаграждение за труд - это заработная плата. Доходы, связанные с предоставлением в пользование материальных ресурсов (земли и капитала), в общем виде представляют собой доходы от собственности. Предпринимательский доход — это прибыль, приравненные к ней доходы или смешанный доход. Таким образом, каждому ресурсу (фактору производства) соответствует определенная категория доходов.

Анализ среднедушевого дохода населения и и среднедушевого прожиточного минимума показывает, что среднедушевой доход имеет тенденцию к росту, как и среднедушевой прожиточный минимум.

Но точность таких расчетов можно поставить под сомнение, т.к. средняя зарплата рассчитывается исходя из очень высоких и очень низких зарплат и не учитываются особенности регионов. Оплата труда (включая скрытую) также имеет тенденцию к росту.

Анализ численности населения с доходами ниже прожиточного минимума показал, что последние три года (2008-2010) этот показатель не меняется и остается на уровне 18,5 млн. чел. Это достаточно большое количество людей, которые не дотягивают до прожиточного минимума, а прожиточный минимум очень низкий.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо политику доходов выстроить с учетом помощи государства в наращивании доходов населения. При нарастании доходов населения, снижении уровня бедности, увеличкении предпринимательской активности и производства макроэкономические показатели страны могут увеличится и национальные доходы существенно возрасти.

Список использованной литературы

  1. Бобков В., Мстиславский П. Оценка состояния и прогнозирование динамики доходов и уровня жизни населения // Экономист. 2009. № 12.
  2. Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М., 2010.
  3. Бушмарин И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. М.: Эпицентр; Харьков: Фолио, 2008.
  4. Варшавская Е. Вторичная занятость: неоднозначность явления // Человек и труд. 2008. № 9.
  5. Веселков Ф.С. Азбука создания рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2010.
  6. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Макроэкономика. СПб., 2011, гл. 7.
  7. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / Под ред. Н.А. Волгина. М.: РАГС, 2009.
  8. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. М.: ТЕИС, 2008, гл. I, V.
  9. Рофе А., Збышко Б., Ишен В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М., 2007.
  10. Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н Иванова. М.: Дело, 2010, гл. V и VI.
  11. Суворов А.В. Динамика доходов и потребления населения: некоторые макроэкономические аспекты прогнозирования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 5.
  12. Суворов А.В. Методология и инструментарий прогнозирования межотраслевых связей и динамики современной российской экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: ИНПРАН, 1999.
  13. Суворов А.В., Сухорукова Г.М., Митяева О.А. Моделирование структуры потребительских расходов населения России // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.
  14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 2011, т. 2, гл. 14.
  15. Чернов А.Ю. Личные финансы граждан: доходы и расходы семейного бюджета. М.: Перспектива, 2009.
  16. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 2010, гл. 1, 9—12.
  17. gks.ru
  18. icss.ac.ru/anseries

[1] Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. М.: ТЕИС, 2008, гл. I. – с.125.

[2] Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н Иванова. М.: Дело, 2010, гл. V. – С.265.

[3] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 2010, гл. 1. – С.78.

[4] Веселков Ф.С. Азбука создания рыночной экономики. СПб.: Изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2010. – С.378.

[5] Источник: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

[6] Источник: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

[7] Источник: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

[8] Источник: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

[9] Источник: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

[10] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 2011, т. 2, гл. 14. – С.342.

[11] Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / Под ред. Н.А. Волгина. М.: РАГС, 2009. – С.98.

[12] Суворов А.В. Методология и инструментарий прогнозирования межотраслевых связей и динамики современной российской экономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М.: ИНПРАН, 1999. – С.29.

[13] Суворов А.В. Динамика доходов и потребления населения: некоторые макроэкономические аспекты прогнозирования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 5. – С.48.

[14] Суворов А.В. Динамика доходов и потребления населения: некоторые макроэкономические аспекты прогнозирования // Проблемы прогнозирования. 2008. № 5. – С.35.

[15] Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Макроэкономика. СПб., 2011, гл. 7. – С.423.

[16] Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 2011, т. 2, гл. 14. – С.421.

[17] Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Макроэкономика. СПб., 2011, гл. 7. – С.478.

[18] Чернов А.Ю. Личные финансы граждан: доходы и расходы семейного бюджета. М.: Перспектива, 2009. – С.107.

[19] Источники: Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/; Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/

[20] Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/

[21] Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/

[22] Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/