Развитие экономического потенциала Московской области


Оглавление

  1. Экономический потенциал Московской области
  2. Стратегия развития Московской области (плюсы и минусы выбранной стратегии развития)
  3. Основные проблемы в развитии региона
  4. Рекомендации по улучшению имеющейся экономической ситуации

Список использованных источников

1. Экономический потенциал Московской области

Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы.

Площадь территории 45,8 тысячи квадратных километров. Численность населения 7,08 миллиона человек (в том числе городское население – 5,67 миллиона человек).

Московская область занимает выгодное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит с Тверской областью, на западе – со Смоленской областью, на северо-востоке – с Ярославской областью, на востоке – с Владимирской областью, на юго-востоке – с Рязанской областью, на юге – с Тульской областью, на юго-западе – с Калужской областью. Отличительной особенностью Московской области является наличие в границах ее территории города Москвы – столицы Российской Федерации.

Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транспортные перевозки России, обеспечивающие связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем.

Московская область - один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.

По численности проживающего на его территории населения Московская область занимает второе место среди регионов России.

В 90-е годы Московская область столкнулась с теми же проблемами, что и Российская Федерация в целом: падение объемов производства во всех отраслях экономики и значительное снижение уровня жизни населения.

Благодаря совместным и целенаправленным действиям законодательных и исполнительных органов государственной власти Московской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области удалось консолидировать усилия государственных и негосударственных структур по выведению Московской области из кризисного состояния, стимулировать рост экономики и вывести Московскую область на ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации.

С 2000 года начался устойчивый рост показателей социально-экономического развития Московской области.

По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Московская область занимает 2 место в Центральном федеральном округе и 3 место в Российской Федерации, уступая лишь г. Москве и Тюменской области.

По производству ВРП на душу населения Московская область поднялась среди регионов России с 24 места в 2008 году на 15 место в 2013 году.

В настоящее время наиболее значимое влияние на рост ВРП оказывают обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Вместе с тем, факторами, тормозящими развитие экономики Московской области в 2009-2013 годах, являлись:

- рост количества убыточных организаций;

- дисбаланс оплаты труда по видам экономической деятельности;

- недостаточная восприимчивость организаций к использованию передовых технологий.

За 2009-2013 годы доля убыточных крупных и средних организаций Московской области выросла с 23,6 процента в 2009 году до 24,8 процента в 2013 году.

Фактором, сдерживающим инвестиции инновационного и трудозамещающего характера, а также ограничивающим возможности личного потребления и, как следствие, стабильного роста совокупного спроса в региональной экономике является резкая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности, в особенности по видам экономической деятельности, имеющими значительную долю в экономике региона.

Так, разница в оплате труда по видам экономической деятельности при средней заработной плате работников в декабре 2013 года в Московской области – 32 175,6 тысячи рублей, составила от 16 712,9 тысячи рублей в текстильном и швейном производстве до 75 159,4 тысячи рублей в финансовой деятельности.

Наибольший удельный вес в поступлении платежей в бюджетную систему в общем объеме поступлений занимают:

- обрабатывающие производства (24,7 процента), в первую очередь производство пищевых продуктов, включая напитки (9,9 процента);

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,9 процента);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (14,3 процента);

- транспорт и связь (10,3 процента);

- строительство (6,1 процента);

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,0 процента).

Указанные виды деятельности также имеют наибольшие значения поступивших налоговых платежей в бюджетную систему на одного работающего и являются значимыми источниками доходной части бюджета Московской области.

В обрабатывающих производствах за период 2009-2013 годов положительную динамику в росте оборота и поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации сохранили: производство пищевых продуктов, включая напитки; производство машин и оборудования; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; химическое производство; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Планируется реализация на территории Московской области крупных инвестиционных проектов по созданию промышленных округов, логистических парков, кластеров различного типа в сферах транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, химического производства, розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса.

Значимость для региональной экономики таких видов деятельности, как обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь; строительство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды в последующие годы сохранится.

Перспективными направлениями развития экономики Московской области являются такие виды деятельности, как производство машин и оборудования; производство пищевых продуктов; научные исследования и разработки, а также развитие въездного и внутреннего туризма в Московской области.

Использование природно-климатических ресурсов и исторических достопримечательностей для развития въездного и внутреннего туризма позволит дополнительно получить валовую добавленную стоимость по видам деятельности связанным с туристическим обслуживанием, таких как: гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, транспорт и связь, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, розничная торговля, деятельность туристических агентств, деятельность по организации отдыха и развлечений.

Вместе с тем, необходимым для экономики Московской области является развитие видов экономической деятельности, снизивших в настоящее время темпы развития, но при этом имеющих значительную долю поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации, таких как: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (6,5 процента в общем объеме поступлений в обрабатывающие производства) и электрооборудования, электронного и оптического оборудования (6,4 процента).

Реструктуризация хозяйственного комплекса области позволит уменьшить его зависимость от меняющейся конъюнктуры рынка, снизить долю убыточных организаций и дифференциацию оплаты труда по отдельным видам экономической деятельности, увеличить долю инновационно-ориентированных организаций.

Основой экономики Московской области является промышленное производство.

В структуре ВРП основной вклад в создание валовой добавленной стоимости принадлежит реальному сектору экономики, в том числе промышленности – почти треть.

В Московской области действуют десятки предприятий общероссийского значения, выпускающих конкурентоспособную продукцию. При этом их промышленный потенциал уникально сочетается с мощным научно-техническим комплексом.

Таким образом, в Московской области сосредоточен мощный экономический, финансовый и социальный потенциал, который сформировался благодаря выгодному экономико-географическому положению вблизи столицы Российской Федерации, хорошо развитой транспортной сети, наличию высококвалифицированных трудовых ресурсов и эффективной экономической политике, проводимой Правительством Московской области.

Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность Московской области:

- выгодное географическое положение (через Московскую область проходят и обслуживаются практически все основные транзитные линии России);

- развитая транспортная инфраструктура;

- значительный промышленный, сельскохозяйственный и научно-технический потенциал;

- наличие федерального и областного законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность;

- наличие квалифицированных трудовых ресурсов (высокий профессионализм научно-промышленных кадров и уровень образованности населения);

- благоприятные природно-климатические условия, наличие рекреационных ресурсов.

Инвестиционный климат Московской области в последние годы характеризуется высоким потенциалом и умеренным риском.

По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2012-2013 годы, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Московская область занимает 3 место после Москвы и Санк-Петербурга (по итогам предыдущего рейтинга – 2 место после Москвы). Московской области удалось добиться существенного снижения рисков, переместившись с 31 на 26 место.

По объемам вложенных в экономику инвестиций Московская область занимает в Российской Федерации 5 место и 2 место в Центральном федеральном округе.

Московская область занимает первое место в Российской Федерации по вводу жилья, что подтверждает инвестиционную привлекательность Московской области в сфере недвижимости.

2. Стратегия развития Московской области (плюсы и минусы выбранной стратегии развития)

В 2012 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года».

Стратегия социально-экономического развития Московской области (далее – Стратегия) – комплексная система целей развития Московской области как субъекта Российской Федерации с указанием задач и средств их реализации.

Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Московской области, динамичного развития экономики Московской области в долгосрочной перспективе.

Для достижения этой цели в Стратегии решаются следующие задачи:

- оценка достигнутого уровня развития Московской области;

- характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;

- определение целей, целевых индикаторов, приоритетов и основных задач долгосрочной экономической политики в отдельных сферах экономики;

- определение параметров пространственного развития экономики Московской области, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе.

Стратегией предусмотрено в 2025 г. Московская область будет следующей.

Достижение стратегической цели означает формирование качественно нового «образа будущего» Московской области к концу 2025 года:

- Московская область занимает лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации. Экономическая политика Московской области сфокусирована на развитии высокотехнологичных секторов экономики посредством технологической модернизации производств в целях создания инновационной продукции, производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции;

- научно-производственный и образовательный комплекс обеспечивает не только значительный вклад в экономику Московской области, но и подготовку высококвалифицированных кадров, высокий уровень инновационной активности организаций;

- сформирован цивилизованный рынок труда, предусматривающий наличие институционных структур защиты коллективных интересов обеих сторон и государственное посредничество в вопросах социального партнерства, а также участие специальных государственных органов в отношении субъектов рынка работы, призванное обеспечивать паритетность отношений, организацию и регулирование политики занятости с помощью экономических инструментов и правовых норм;

- создана эффективная многоуровневая система социального партнерства в сфере труда;

- Московская область является одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации территорий для внешних и внутренних инвесторов. Создан мощный региональный сегмент фондового рынка, интегрированный в общероссийскую инфраструктуру фондового рынка;

- Московская область – регион с высокоразвитым агропромышленным комплексом, обеспечивающим потребности жителей Московской области в продовольствии, а также наращивающий вывоз сельскохозяйственной продукции, продуктов питания в прилегающие субъекты Российской Федерации;

- полностью реализована транзитная функция Московской области, созданы современные высококлассные логистические центры, грузообрабатывающие терминалы, обеспечивающие эффективную транспортировку товаров;

- уровень жизни населения – один из самых высоких в Российской Федерации, что делает Московскую область наиболее привлекательным регионом для квалифицированных трудовых ресурсов, как из других субъектов Российской Федерации, так и из стран СНГ и дальнего зарубежья;

- создана мощная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами;

- население Московской области ориентируется на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;

- у жителей Московской области в сознании сформировались социально-позитивные потребности, интересы и ценностные ориентиры, направленные на духовное и интеллектуальное обогащение;

- созданы условия для самореализации и становления личности молодого человека, его интеграции в общество и формирования как гражданина и патриота;

- преодолена дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню обеспеченности населения Московской области объектами социальной инфраструктуры.

Плюсы Стратегии:

  1. Стратегия направлена на то, чтобы Московская область заняла лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации.
  2. Стратегия направлена на развитие инновационного потенциала региона.
  3. Стратегия направлена на развитие цивилизованного рынка труда.
  4. Стратегия направлена на развитие фондового рынка.
  5. Стратегия направлена на развитие агропромышленного комплекса региона и повышения товарооборота с/х продукции с прилегающими регионами России.
  6. Стратегия направлена на развитие логистических центров.
  7. Стратегия направлена на повышение уровня жизни населения региона.
  8. Стратегия направлена на развитие социальной инфраструктуры.
  9. Стратегия направлена на формирование здорового образа жизни среди населения Московской области.
  10. Стратегия направлена на преодоление дифференциация муниципальных образований Московской области по уровню обеспеченности населения Московской области объектами социальной инфраструктуры.

Минусы Стратегии:

  1. В Стратегии не учтены программы помощи молодым семьям с трудоустройством, жильем.
  2. В Стратегии не учтены проблемы малого предпринимательства, развитие которого очень существенно может повысить экономический потенциал области.
  3. В Стратегии отсутствуют механизмы реализации.
  4. В Стратегии отсутствуют конкретные программы финансирования каждого элемента развития.
  5. В Стратегии не оговорены проблемы развития культурной жизни Московской области.
  6. В Стратегии слишком много внимания уделено инвестиционной составляющей, но инвестиционная привлекательность описана не достаточно полно.
  7. В Стратегии не уделено внимания экологической обстановке и ее возможного изменения в ходе реализации планов развития промышленности в регионе.
  8. В Стратегии не достаточно конкретно оговорены возможности создания условий для самореализации и становления личности молодого человека, его интеграции в общество и формирования как гражданина и патриота.
  9. Развить социально-позитивные потребности, интересы и ценностные ориентиры, направленные на духовное и интеллектуальное обогащение у жителей Московской области возможно только с развитием культуры.
  10. Противоречие в развитии промышленного комплекса (в том числе химической промышленности) и агрокомплекса.

3. Основные проблемы в развитии региона

Выбор эффективной стратегии развития региона обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих социально-экономическое положение области.

Эффективная стратегия развития Московской области - это стратегия, реализация которой преумножает внутренний потенциал области и укрепляет его положение на межрегиональном и международном рынке.

В таблице 1 приведены результаты анализа, где определяются сильные и слабые стороны Московской области (внутренние факторы), а также угрозы и возможности, определяемые внешними факторами.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны Московской области

Сильные стороны

Слабые стороны

выгодное географическое

положение;

высокоразвитое промышленное производство;

близость к ключевым

железнодорожному и

автомобильному узлам,

соединяющим магистральные

направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории области крупных международных

аэропортов;

высокий инвестиционный

потенциал и умеренные риски;

наличие валифицированной

рабочей силы;

развитый научно-производственный комплекс;

наличие культурно-исторического наследия.

относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения

бюджетного, налогового законодательства, отсутствие четкой региональной политики федеральной власти);

высокий уровень демографической нагрузки на

трудоспособное население;

сложная демографическая ситуация (естественная убыль населения, старение населения);

Преобладание импортных товаров на внутреннем рынке Московской области;

высокая степень износа основных производственных фондов;

несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;

отсутствие сырьевых источников;

высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню

экономического и социального развития

Возможности развития

Возможные угрозы

высокая инвестиционная

привлекательность;

наличие инновационного

потенциала развития;

наличие возможностей для

развития туристского бизнеса;

наличие свободных рыночных ниш для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов),

фондовый рынок, логистика,

торговля, рынок услуг, рекреация и др.);

наличие возможностей для

реализации частно-государственного партнерства.

неблагоприятные структурные сдвиги в возрастном составе населения Московской области, ведущие к снижению числа рождений;

возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне (изменения налогового законодательства, приводящие к уменьшению доходов бюджета);

снижение мотивации к труду в экономике Московской области для жителей региона (отставание средней заработной платы в Московской области от средней заработной платы в Москве: средняя заработная плата в

Москве превышает в 1,5 раза среднюю заработную плату в Московской

области, рост социальной нагрузки на

бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей

бюджета;

недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий;

возрастание различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Таким образом, основными проблемами в развитии региона являются:

- снижение количества трудоспособного населения и уменьшение рождаемости;

- отток рабочих кадров в г.Москву из-за дифференциации заработной платы;

- недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий;

- различия в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

4. Рекомендации по улучшению имеющейся экономической ситуации

Приоритетными направлениями демографического развития Московской области являются:

- в области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни населения: улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп, снижение заболеваемости населения, травматизма на производстве, предупреждение преждевременной и предотвратимой смерти в первую очередь в трудоспособном и детском возрастах, формирование у населения Московской области установок и моделей поведения, способствующих здоровому образу жизни и ужесточение мер, ограничивающих распространение алкоголя и табака, укрепление репродуктивного здоровья;

- в области повышения рождаемости и создания благоприятных условий для жизни населения: формирование идеологии ценности семьи, брака и многодетности; совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми; расширение сферы социальных услуг для семей с детьми.

Приоритетные направления развития сферы культуры:

- обеспечение максимальной доступности культурных благ и духовных ценностей для жителей Московской области: создание условий для развития передвижных и нестационарных форм обслуживания населения в сельской местности (библиобусы, автоклубы передвижные киноустановки, открытие библиотечных пунктов, передвижные выставки и так далее), поддержка гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, формирование единого библиотечно-информационного пространства Московской области путем внедрения современных информационных технологий и развития сети публичных центров доступа к правовой и социально значимой информации на базе муниципальных общедоступных библиотек, формирование единого межмузейного пространства Московской области путем внедрения современных информационных технологий и создания единого банка данных о музейных коллекциях Московской области, внедрение новых форм и методов предоставления услуг в сфере культуры (использование коммуникационных возможностей Интернет, создание сайтов, формирование и предоставление доступа к сводным электронным каталогам, виртуальные выставки и экспозиции, система удаленного доступа документов, единая электронная система продажи кино- и театральных билетов, электронный читательский билет), укрепление материально-технической базы учреждений культуры (капитальный ремонт, техническое переоснащение, комплектование современным компьютерным оборудованием);

- создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала жителей Московской области: создание условий для стимулирования населения Московской области к творческой самореализации путем развития самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, любительских объединений по интересам, совершенствование системы дополнительного и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, в том числе путем организации участия в общероссийских и международных творческих проектах;

- реализация мероприятий, направленных на сохранение и государственную охрану объектов культурного наследия Московской области: сохранение, реставрация и пополнение библиотечного, музейного и фильмофонда, составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия Московской области, в том числе Реестра объектов культурного наследия и Реестра книжных памятников Подмосковья, реализация мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия на территории Московской области, проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия на территории Московской области;

Приоритетные направления развития в области социальной защиты населения, повышения уровня жизни и доходов населения Московской области:

- повышение эффективности социальной поддержки малоимущих и социально уязвимых категорий населения, ветеранов, пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан на основе совершенствования механизмов проверки нуждаемости граждан в социальной поддержке;

- совершенствование социальной поддержки малоимущих и многодетных семей, семей, состоящих из пенсионеров, и семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- развитие сети государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление их материально-технической базы;

- повышение доступности и качества социальных услуг на основе внедрения государственных стандартов социального обслуживания и государственного заказа государственным учреждениям социального обслуживания на предоставление социальных услуг;

- совершенствование профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;

- повышение качества работы по реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие «безбарьерной среды» для инвалидов и доступности для них объектов социальной инфраструктуры;

- оказание социальной поддержки семьям, предоставляющим родственный уход на дому одиноким пожилым людям и инвалидам;

- проведение мероприятий по социальной реабилитации граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- развитие платных форм социального обслуживания населения, внедрение новых видов социального обслуживания.

Приоритетные направления развития жилищного строительства:

- обеспечение доступности жилья для средне- и низкодоходных групп населения, формирование сегмента жилья экономического класса, существенное сокращение доли семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- содействие обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

- комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, предусматривающее их нормативное обеспечение объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

- развитие малоэтажного жилищного строительства, отвечающего требованиям энерго- и ресурсосбережения, а также экологической эффективности;

- содействие развитию строительства в «точках роста»;

- содействие в ликвидации аварийного, ветхого, морально и физически устаревшего жилищного фонда;

- содействие повышению качества и конкурентоспособности, надежности и безопасности жилищного строительства;

- создание условий для развития финансовых механизмов, стимулирующих жилищное строительство, в том числе ипотечного жилищного кредитования;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства в строительстве, государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

- содействие развитию производства строительных материалов, изделий и конструкций с повышенными характеристиками энергосбережения, надежности, экологичности и модернизации базы промышленности строительных материалов.

Приоритетные направления деятельности в области улучшения экологической обстановки:

- снижение вредного влияния техногенных и природных факторов на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности в Московской области;

- формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, атмосферного воздуха, а также государственного мониторинга водных объектов и земель;

- обеспечение рационального использования и развития минерально-сырьевой базы Московской области для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства, социального развития и экологической безопасности Московской области;

- сохранение природных комплексов, особо охраняемых природных территорий и природного биологического разнообразия на территории Московской области;

- развитие системы экологического образования населения Московской области, улучшение информированности населения Московской области по вопросам экологии;

- разработка и реализация на территории Московской области экологических проектов, основанных на новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологиях (при условии создания экологического фонда Московской области).

Список использованных источников

  1. Закон «О стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года» // СПС «Гарант»
  2. www.gks.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ.