Курсовая работа "Применение таможенной процедуры экспорта"


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения таможенной процедуры экспорта

1.1. Понятие экспорта

1.2. Содержание таможенной процедуры экспорта

Глава 2. Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта и уплата таможенных пошлин

2.1. Условия и порядок помещения товаров под таможенную процедуру экспорта

2.2. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта

Глава 3. Практика применения таможенной процедуры экспорта (на примере Санкт-Петербургской таможни)

3.1. Итоги экспорта Северо-Западного федерального округа за январь – июнь 2015 года

3.2. Применение таможенной процедуры экспорта в Санкт-Петербургской таможне

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что экспорт товаров является одной из наиболее востребованных таможенных процедур. Доход от экспортных операций является составной частью бюджета Российской Федерации.

С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы. Поэтому изучение условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, особенностей таможенного контроля и декларирования товаров при процедуре экспорта является весьма актуальным.

Часть платежного баланса, в которой отражается экспорт и импорт называется торговым балансом государства. Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс считается положительным или «активным», а если импорт превышает экспорт, то отрицательным или «пассивным».

В России положительный торговый баланс. Отношение к профициту или дефициту торгового баланса страны зависит от ряда факторов, обуславливающих положение этой страны в мировом хозяйстве, особенностей деловых связей с партнерами, характеристик и удельного веса основных статей торгового баланса. Отношение к положительному сальдо торгового баланса в России достаточно противоречиво, не смотря на увеличивающийся отрыв экспорта над импортом.

Объектом курсовой работы выступила таможенная процедура экспорта.

Предметом – практика применения таможенной процедуры экспорта.

Цель работы – изучить практику применения таможенной процедуры экспорта.

Задачи:

  1. Изучить понятие экспорта и содержание таможенной процедуры экспорта.
  2. Рассмотреть условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта и уплата таможенных пошлин.
  3. Проанализировать практику применения таможенной процедуры экспорта (на примере Санкт-Петербургской таможни).

Глава 1. Теоретические основы применения таможенной процедуры экспорта

1.1. Понятие экспорта

Экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за её пределами.

В отличие от остальных таможенных процедур, предполагающих вывоз товаров (временный вывоз, переработка вне таможенной территории) содержание таможенной процедуры экспорта означает окончательный вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза. По общему правилу, установленному ст. 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС. Вместе с тем, у лица, которое фактически вывезло товары в рамках процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории существует возможность поместить эти товары под процедуру экспорта с соблюдением общих условий, установленных п. 1 ст. 213 ТК ТС. При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины. Необходимость по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Моментом начала действия таможенной процедуры экспорта является осуществление выпуска товаров, а моментом окончания действия таможенной процедуры является осуществление фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС[1]. Товары и определенный НК РФ перечень услуг, отправляемых на экспорт, освобождаются от уплаты НДС и акцизов. При убытии товаров с таможенной территории ТС у собственника возникает право на возмещение при налогообложении по налоговой ставке 0 % (ст. 165 ТК ТС)[2]. Суммы налога, уплаченные предприятием при приобретении таких товаров, подлежат возмещению из бюджета. Чем пытаются воспользоваться мошенники. Предприятие декларирует товар или услугу как экспортный, представляет в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт пересечения границы, и просит возместить ему сумму НДС, ранее уплаченную поставщиком. В действительности экспортный товар может и не покидать пределов Российской Федерации или быть временно отправлен в сопредельное государство. Преступления, направленные на неправомерное возмещение НДС из бюджетных средств, подрывают основы функционирования государства путем сокращения доходной части бюджета и ставят под угрозу срыва выполнение мер социальной защиты, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, нарушают принципы, заложенные в основу функционирования отечественной налоговой системы.

В статье 212 ТК экспорт определяется как таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

1.2. Содержание таможенной процедуры экспорта

Характеристика товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, как товаров Таможенного союза, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза, не является определяющей, поскольку ей отвечают также товары, помещаемые и под другие таможенные процедуры - временного вывоза, реэкспорта, переработки товаров вне таможенной территории и др. Однако последние товары, вывозятся с единой таможенной территории Таможенного союза с обязательным условием их обратного возвращения.

Таким образом, ключевой характеристикой статуса товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, является их постоянное нахождение впоследствии за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Определение таможенной процедуры экспорта, приводимое в ТК, соответствует дефиниции "полный экспорт" (определение E1./F1) в Киотской конвенции: "полный экспорт" означает таможенную процедуру, применимую к товарам, которые, находясь в свободном обращении, убывают с таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами"[3].

Использование определения "полный" усиливает противопоставление товаров вывозимых с таможенной территории под таможенной процедурой экспорта от товаров, вывозимых с таможенной территории под иными таможенными процедурами (временный вывоз, таможенный транзит, переработка вне таможенной территории и т.д.).

Для усиления "экономической маневренности" участников внешнеторговой деятельности, предоставления им возможности изменения таможенного статуса товаров, смены одной заявленной таможенной процедуры на другую, в текст ст. 212 ТК было включено положение о допустимости помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам. Иными словами, если декларант посчитает необходимым изменить таможенную процедуру товаров, вывезенных ранее с таможенной территории Таможенного союза, например, с ранее заявленной процедуры временного вывоза (на практике такая необходимость часто возникает в связи с аварией, уничтожением транспортных средств, строительной техники и т.д.) на таможенную процедуру экспорта, освобождающую его от обязанности обратного ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза, он может это сделать без фактического предъявления такого товара таможенным органам государств - членов Таможенного союза.

Глава 2. Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта и уплата таможенных пошлин

2.1. Условия и порядок помещения товаров под таможенную процедуру экспорта



Что Вы посещаете?

В ст. 213 ТК определены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. При выполнении этих условий происходит изменение статуса товара.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Несмотря на то что определены всего лишь три условия помещения товара под таможенную процедуру экспорта, используемые для их обозначения юридические формулировки (например: "соблюдение запретов и ограничений") таковы, что предполагают при использовании ст. 213 возможность применения десятков различных нормативных правовых актов.

Первое условие помещения товаров под таможенную процедуру экспорта - это уплата вывозных таможенных пошлин. Данное условие не применяется только в том случае, когда таможенным законодательством установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.

Отметим, что на данном этапе развития таможенного законодательства определение величины ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к компетенции национальных регуляторов (в Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"[4]).

Второе условие - соблюдение установленных запретов и ограничений.

При использовании таможенной процедуры экспорта применяются правовые нормы, регулирующие порядок использования разнообразных мер нетарифного регулирования, предусматривающих представление дополнительных разрешительных документов.

Правовое регулирование применения различного рода запретов и ограничений может осуществляться как на уровне Таможенного союза (например, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года[5], Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года[6]), так и на уровне национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.

В последнем случае могут устанавливаться дополнительные требования при ввозе отдельных видов товаров (культурные ценности, оружие, продукты питания) под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (например, в Российской Федерации соответствующие нормы могут содержаться в Законе РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральном законе от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и т.д.).

Особое место в механизме нетарифного регулирования экспорта занимают меры экспортного контроля, предусматривающие особый порядок ввоза, вывоза, внутреннего перемещения, транзита товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. В свою очередь, к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), работы, услуги, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, а также продукции, являющейся наиболее опасной в случае ее использования при подготовке и совершении террористических актов;

Соглашение по экспортному контролю в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС пока еще не принято (см., например, решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года N 782 "О проекте Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза"). В настоящее время в торговой практике применяется национальное законодательство. В Российской Федерации это - Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"[7] и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

На экспортные поставки распространяется действие валютного контроля за репатриацией экспортной валютной выручки, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"[8].

Третьим условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Евразийской экономической комиссией в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Порядок формирования такого сводного перечня предусмотрен, в частности, в ст. 1 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.

Порядок выдачи сертификата о происхождении товара установлен как Таможенным кодексом (ст. ст. 61, 62), так и национальным законодательством о таможенном деле (ст. 231 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий[9].

Но, вышеперечисленные положения не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Для данных товаров применяются другие нормы убытия товаров с таможенной территорий таможенного союза прописанные в других статьях ТК ТС, в ФЗ №311, Приказах ФТС Россий, Воздушном и Морском кодексах РФ.

Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу[10].

Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика[11].

Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения[12]:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы:

  • документы на транспортное средство международной перевозки;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • наименование и адрес перевозчика товаров;
  • наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
  • вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

2) при международной перевозке водными судами:

документы:

  • общую декларацию;
  • декларацию о грузе;
  • декларацию о судовых припасах;
  • декларацию о личных вещах экипажа судна;
  • судовую роль;
  • список пассажиров;
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

  • о регистрации судна и его национальной принадлежности;
  • наименование и описание судна;
  • фамилия капитана;
  • фамилия и адрес судового агента;
  • о количестве и составе членов экипажа;
  • наименование порта отправления и порта захода судна;
  • наименование, общее количество и описание товаров;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
  • номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту;
  • наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
  • наименование первоначальных портов отправления товаров;
  • наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
  • описание размещения товаров на судне;
  • о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
  • о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
  • о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы;

2) при международной перевозке воздушным транспортом[13]:

документы:

  • стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
  • документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
  • документ, содержащий сведения о бортовых припасах;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
  • документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

сведения:

  • указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
  • номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
  • наименование эксплуатанта судна;
  • о количестве членов экипажа;
  • о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
  • наименование товаров;
  • номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
  • наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;
  • о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
  • о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
  • о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;

4) при международной перевозке железнодорожным транспортом:

документы:

  • транспортные (перевозочные) документы;
  • передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
  • документ, содержащий сведения о припасах;
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

  • наименование и адрес отправителя товаров;
  • наименование и адрес получателя товаров;
  • наименование станции отправления и станции назначения товаров;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование, а также коды товаров в соответствии с

Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

  • вес брутто товаров (в килограммах);
  • идентификационные номера контейнеров.

В независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования[14].

При экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, их декларирование и выпуск осуществляются в упрощенном порядке.

Требования таможенных органов при таможенном декларировании товаров, ограничиваются теми, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки и обеспечения соблюдения запретов и ограничений[15].

При декларировании товаров, в таможенный орган представляются:

-инвойс;

- транспортные (перевозочные) документы, если они имеются;

-разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, если они необходимы;

- документы, подтверждающие сведения о декларанте, если они не были представлены ранее при таможенном декларировании других товаров, о таможенном представителе, если таможенная декларация подается указанным лицом, а также полномочия физического лица, подающего таможенную декларацию в таможенный орган, за исключением случаев подачи таможенной декларации в электронном виде;

- платежный документ, подтверждающий уплату таможенных сборов.

Если в представленном при декларировании инвойсе не содержится сведений о лицах, заключивших внешнеэкономическую сделку, номере и дате заключения контракта, наименовании, количестве, весе и стоимости товаров в случае, если перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза осуществляется на основании сделки, декларант представляет иные коммерческие документы или копию контракта (выписку из него), которые содержат указанные сведения. К документам, подтверждающим сведения о декларанте, относятся:

а) учредительные документы;

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

в) договор между декларантом и таможенным представителем;

г) доверенность физического лица на совершение действий от имени юридического лица с предъявлением документов, удостоверяющих личность;

д) подтверждение наличия трудовых отношений с таможенным представителем и наличия квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям в случае подачи таможенной декларации таможенным представителем.

В случае декларирования товаров, которые имеют внешнее сходство с товарами, к которым применяются вывозные таможенные пошлины, представляются документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

К документам, могут относиться[16]:

-содержащие сведения о составе товара (если в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);

-технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и иные документы, содержащие сведения о процессах переработки и видах переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, является вид обработки товара или степень обработки товара);

- чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и иная техническая документация, содержащая сведения о технических характеристиках товара и принципе его действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, является вес, размер, мощность, производительность и иные характеристики).

При декларировании товаров, таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.

Таможенный орган вправе осуществить проверку товаров и запросить дополнительные документы и сведения в случаях[17]:

- выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров;

- наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов.

Проверка товаров допускается с письменного разрешения начальника таможенного органа.

При выявлении неточностей в указании сведений о товарах в таможенной декларации и представленных документах таможенный орган уведомляет декларанта о необходимости скорректировать (уточнить) представленные сведения. Если выявленные неточности не влияют на принятие решения таможенного органа в отношении применения запретов и ограничений на вывоз, корректировка сведений декларантом не является основанием для отказа в выпуске товаров.

Итак, можем сделать вывод что, убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов.

Но, вышеперечисленные положение не распространяется на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Для убытия товаров перевозчик (или уполномоченное лицо от имени перевозчика), обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз, а также документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товара, также предоставляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

Убытие товаров допускается с разрешения таможенного органа.

2.2. Возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта

В ст. 214 ТК определены[18]:

а) момент возникновения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин: в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации;

б) момент прекращения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин. В соответствии с п. 2 ст. 80 ТК обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин прекращается в следующих случаях:

- уплаты или взыскания вывозных таможенных пошлин в размерах, установленных таможенным законодательством;

- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин;

- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза;

- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;

- отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

- при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств - членов Таможенного союза;

- возникновения иных обстоятельств, с которыми Таможенный кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин.

в) срок уплаты вывозных таможенных пошлин[19]. По общему правилу вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. В некоторых случаях в ТК может быть установлен в порядке исключения иной срок. Так, например, в соответствии со ст. 336 ТК вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, перемещаемых по линиям электропередачи (электрической энергии), допускается до подачи таможенной декларации таможенному органу. Декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенную процедуру экспорта соответственно не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.

Глава 3. Практика применения таможенной процедуры экспорта (на примере Санкт-Петербургской таможни)

3.1. Итоги экспорта Северо-Западного федерального округа за январь – июнь 2015 года

Что Вы посещаете?

За январь – июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт уменьшился на 27% и составил 19213,3 млн. долл. США.

Стоимость экспортных поставок в страны СНГ сократилась на 35%, в страны дальнего зарубежья уменьшилась на 27%.

Из СЗФО вывозились товары в 165 стран мира[20].

Таблица 3.1

Распределение экспорта СЗФО по странам-контрагентам

в январе-июне 2015 г.

Страна-контрагент

Экспорт

тыс. долл. США

Доля в

экспорте

Основные товары

Страны СНГ

(7 стран)

537376,1

2,8%

УКРАИНА

216363,6

1,1%

бумага, табак, удобрения

Прочие страны СНГ

321012,5

1,7%

Страны ДЗ

(158 стран)

18675957,1

97,2%

НИДЕРЛАНДЫ

4335449,8

22,6%

топливо, черные и цветные металлы, судостроительная продукция, рыба, химическая продукция

ГЕРМАНИЯ

2734187,9

14,2%

оборудование, топливо, черные металлы, древесина, бумага

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО

1113481,2

5,8%

топливо, древесина, минеральные продукты, черные и цветные

металлы, удобрения

КИТАЙ

832900,4

4,3%

топливо, минеральные продукты, удобрения, древесина

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

759152,8

4,0%

топливо, удобрения, черные металлы

БЕЛЬГИЯ

693709,0

3,6%

топливо, удобрения, минеральные продукты, медь

ФИНЛЯНДИЯ

662462,0

3,4%

топливо, древесина, химическая продукция

ДАНИЯ

581736,9

3,0%

топливо, древесина

ЭСТОНИЯ

567350,9

3,0%

топливо, удобрения, древесина

ИНДИЯ

537473,3

2,8%

удобрения, оборудование

Прочие страны ДЗ

5858053,0

30,5%

Первое место по стоимостным показателям экспорта принадлежит Нидерландам. Стоимостный объем экспорта уменьшился на 37% и составил 4335,4 млн. долл. США. Их доля в экспорте региона составила 22,6%. Основными товарами, отправляемыми в Нидерланды, были топливо минеральное, черные и цветные металлы, судостроительная продукция, рыба, химическая продукция.

Второе место занимает Германия – 14,2% от всего стоимостного объема экспорта, что составляет 2734,2 млн. долл. США. Стоимость экспорта в Германию увеличилась на 1%. В Германию экспортировалось оборудование, минеральное топливо, черные металлы, древесина, бумага.

На третьем месте – Соединенное Королевство (5,8%). Стоимостный объем экспорта уменьшился в 1,9 раза и составил 1113,5 млн. долл. США. Поставлялись топливо, древесина, минеральные продукты, черные и цветные металлы, удобрения.

Из стран СНГ, доля которых в экспорте составляет 2,8%, лидирует Украина – 216,4 млн. долл. США. Стоимость экспорта в Украину сократилась в 1,7 раза. Превалировали поставки бумаги, табака, удобрений[21].

Таблица 3.2

Товарная структура СЗФО экспорта (тыс. долл. США) 

Код

ТНВЭД

Наименование товара

Январь-июнь 2014 г.

Доля в экспорте

январь-июнь 2014 г.

Январь-июнь 2015 г.

Доля в экспорте

январь-июнь 2015 г.

2015 г.

к

2014 г.

01-24

Продовольственные товары и сырье для их пр-ва

1 237 947

4,7%

976 157

5,1%

79%

25-27

Минеральные продукты, 

в том числе:

16 132 405

60,9%

10 078 993

52,5%

62%

27

топливно-энергетические товары

15 380 808

58,1%

9 657 529

50,3%

63%

28-40

Продукция химической промышленности

1 984 921

7,5%

1 875 475

9,8%

94%

41-43

Кожевенное сырьё, меха, 

изделия из них

87 662

0,3%

61 253

0,3%

70%

44-49

Древесина, бумага и

изделия из них

1 874 519

7,1%

1 557 465

8,1%

83%

50-67

Текстиль, текстильные

изделия, обувь

37 525

0,1%

34 665

0,2%

92%

72-83

Металлы и

 изделия из них

2 534 586

9,6%

2 002 334

10,4%

79%

84-90

Машины, оборудование,

транспортн. средства

1 872 693

7,1%

2 176 577

11,3%

116%

68-71, 91-97

П р о ч и е

730 458

2,8%

450 414

2,3%

62%

ВСЕГО

26 492 717

100,0%

19 213 333

100,0%

73%

Рис. 3.1. Товарная структура экспорта СЗФО (млн. долл. США)

В товарной структуре экспорта за январь – июнь 2015 года (табл. 3.2 и рис. 3.1) произошли существенные структурные сдвиги. Снизился удельный вес минеральных продуктов, вырос удельный вес машин и оборудования, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности.

Доля минеральных продуктов по сравнению с январем – июнем 2014 года уменьшилась с 60,9% до 52,5%. Из минеральных продуктов в основном экспортировались топливно-энергетические товары. Экспорт этой группы товаров в стоимостном выражении составил 9657,5 млн. долларов США, в натуральном – 24586,6 тыс. тонн. Стоимостный объем уменьшился на 37% за счет снижения средних цен на топливно-энергетические товары на 46% при росте натурального объема на 16%.

 Второе место занимают машины, оборудование, транспортные средства. Стоимостный объем экспорта этих товаров увеличился на 16% за счет роста натурального объема на 18% при снижении средних цен на 1%. Удельный вес вырос с 7,1% до 11,3%. Экспорт оборудования увеличился за счет реэкспорта блоков вычислительных машин из Калининградской области в Германию[22].

На третьем месте – металлы и изделия из них. Натуральный объем экспорта уменьшился на 10%, средние цены уменьшились на 13%, в результате стоимостный объем снизился на 21%. Удельный вес этой группы товаров составил 10,4%.

 

3.2. Применение таможенной процедуры экспорта в Санкт-Петербургской таможне

В регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни 4417 участников ВЭД.

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Санкт–Петербургской таможни за 8 месяцев 2015 года составил 8,41 млрд. долл.

За 8 месяцев 2015 года Санкт-Петербургской таможней оформлено 141.32 тыс. ДТ, что на 14,95% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (по экспорту – 76,47 тыс. ДТ, что составляет 54,11 % от общего количества ДТ).

Рис. 3.2 Соотношение экспортных и импортных операций по количеству оформленных ДТ

Весовой объем оформленных грузов уменьшился с 12232,37 тыс. тонн до 11550.68 тыс. тонн.[23]

Рис. 3.3. Соотношение оформленных экспортных и импортных грузов в весовом выражении

Весовой объем экспортных грузов снизился на 1.14%.

Основными платежеемкими товарами при экспорте являются товары 44 группы (древесина и изделия из нее) – 45.74% и 29 группы (органические химические соединения) – 32.18%.

Таблица 3.3

Основные платежеемкие группы товаров, экспортируемые из РФ в зоне деятельности Санкт-Петербургской таможни за период с 01.01.2015 по 31.08.2015

Группа

Описание

Удельный

вес (%)

44

ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ; ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ

45.74

29

ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

32.18

27

ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ, НЕФТЬ

12.35

81

ПРОЧИЕ НЕДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

3.39

76

АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО

2.03

72

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ

0.91

48

БУМАГА И КАРТОН

0.63

28

ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

0.34

31

УДОБРЕНИЯ

0.33

40

КАУЧУК, РЕЗИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ HИХ

0.25

ПРОЧИЕ

1.85

Рис. 3.4. Наиболее платежеемкие товары, экспортируемые из РФ через Санкт-Петербургскую таможню (ЭК 10ХХ00) за период с 01.01.2015 по 31.08.2015

Из данных табл. 3.3 и рис. 3.4 можно сделать вывод, что наиболее платежеемкие товары, экспортируемые из РФ через Санкт-Петербургскую таможню – это древесина и изделия из нее; органические химические соединения; топливо минеральное, нефть; прочие драгоценные камни; алюминий и изделия из него.

Заключение

Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

При пересечений таможенной границы таможенного союза товары подвергаются экспортному контролю.

Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

а) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

б) соблюдения запретов и ограничений;

в) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

Таким образом, можем сделать вывод что, под таможенной процедурой экспорта понимается не только непосредственное перемещение товаров через таможенную границу (т.е. экспорт), но и таможенная процедура временного вывоза товаров или переработка вне таможенной территорий.

Чтобы был возможен перевоз груза через таможенную границу таможенного союза необходимо осуществить ряд требований: уплатить вывозные пошлины, соблюсти нормы по запретам и ограничениям, а также предоставить все необходимые документы в таможенный орган в установленные для этого сроки.

Список использованных источников

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
  3. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» (311-ФЗ) от 27 ноября 2010 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Анохина О.Г. Комментарий к таможенному Кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2014.
  5. Барбышева Г. И. Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт» / Г. И. Барбышева, А. С. Прудников // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 430-433.
  6. Матвеева Т.А. Система источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного союза // Вестник ВГУ. Серия Право. 2011. №1.
  7. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.
  8. Орлов И.В. Источники таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации // Учебные записки Орловского гос. ун-та. 2015. №4.
  9. Чермянинов Д.В. Таможенное право. М.: Юрайт, 2014.
  10. http://sztu.customs.ru

[1] Барбышева Г. И. Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт» / Г. И. Барбышева, А. С. Прудников // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 430-433.

[2] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[3] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4550.

[5] Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года // СПС "КонсультантПлюс"

[6] Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года // СЗ РФ. 2010. N 33. Ст. 4399.

[7] Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

[8] Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

[9] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[10] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[11] Барбышева Г. И. Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт» / Г. И. Барбышева, А. С. Прудников // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 430-433.

[12] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[13] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[14] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[15] Барбышева Г. И. Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт» / Г. И. Барбышева, А. С. Прудников // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 430-433.

[16] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[17] Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС" (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина - КонсультантПлюс, 2013.

[18] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[19] Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СПС «КонсультантПлюс»

[20] http://sztu.customs.ru

[21] http://sztu.customs.ru

[22] http://sztu.customs.ru

[23] http://sztu.customs.ru

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?