Финансовая политика государства


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Понятие, сущность и развитие информационной революции

1.1 Понятие и сущность информационной революции и информационного общества

1.2 Развитие информационной революции в мире и в России

  1. Проблемы и последствия информационной революции

2.1 Информационные способы манипуляции человеческим сознанием

2.2 Информационный терроризм

2.3 Обеспечение информационной безопасности

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена стремительным развитием и распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, что приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, право, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом. Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, усиливая значение социально-правовых и культурно-информационных аспектов глобализации. Как отмечается в Декларации принципов построения информационного общества (Декларации тысячелетия)[1], информационные технологии открывают совершенно новые перспективы для достижения более высоких уровней развития.

Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы, среди которых наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства, соблюдение свободы слова, защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях, противостояние культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.

Актуальность проблем, связанных с информационной революцией и формированием глобального информационного общества, привлекла к ним закономерный интерес ученых. Рассмотрению политических аспектов формирующегося мирового общества знания посвящены труды Вершинина М.С., Ершовой Т.В., Засурского Я.Н., Кашлева Ю.Б., Курносова И.Н., Л.М. Земляновой, Лаврикова А.И., Пескова Д.Н., Петрова С.Т., Ракитова А.И., Савостицкого Ю.А., Тихоновой Т.Л., Чичановского А.А., Чугунова А.В. и др. Вопросы правового обеспечения процесса становления глобального информационного общества затрагиваются в работах Ефимовой Л.Л., Кристального Б.В., Соловяненко Н.И., Стрельцова А.А., Якушева М.В. и др. Проблемы обеспечения информационно-общественной безопасности в условиях глобализации поднимаются в работах таких отечественных авторов, как, например, Байков А.И., Емельянов Г.В., Панарин И.Н., Райков А.Н., Сергиенко Л.А., Смирнов А.И., Смолян Г.Л. и др.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе информационной революции и становления информационного общества.

Предметом – социальные и правовые последствия информационной революции.

Целью данной работы является исследование развития информационной революции и ее социальных и правовых последствий.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность информационной революции и информационного общества.
  2. Проанализировать становление и развитие информационной революции в мире и в России.
  3. Выяснить такие последствия информационной революции как: информационные способы манипуляции человеческим сознанием; информационный терроризм; обеспечение информационной безопасности.

1. Понятие, сущность и развитие информационной революции

1.1 Понятие и сущность информационной революции и информационного общества

Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, а их скорость растет экспоненциально. Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.

Ключевой тенденцией информационной революции является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Такие ученые как, Д.Белл[2], А. Тоффлер[3] считают, что информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или «обществом знания» как его называет П.Дракер[4], или же, по мнению М.Пората, обществом, основанным на «информационной экономике» или «экономике знания»[5], так как в информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций и налаженной системы непрерывного образования.

Однако до сих пор, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества. В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. В целом же исследователи полагают, что «информация и коммуникационные технологии означают становление новой эпохи, которая на ранних стадиях создаст некоторый дискомфорт, но затем окажется экономически очень выгодной» [6]. Эта новая «техноэкономическая парадигма» и представляет собой «информационный век», развитие которого совпадает с началом XXI в.[7]

Информационное общество явилось следствием развития революционных процессов в области информации, информационных технологий. Его формирование - дело не свободного выбора, а общественно необходимый процесс, так как в ведении человечества нет другого ресурса кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования общества и «броска» в процветание. Наша «возможная цель - предпринять все возможные усилия для утверждения на планете информационного общества, как условия, совершенно необходимого для продолжения истории, если угодно, как нового этапа истории»[8].

Процесс формирования информационного общества осуществляется за счет информатизации[9] которая может иметь как плановый, так и стихийный характер. Но это предмет специального рассмотрения.

Информационное общество - высший и наиболее развитый этап современного общества. Основа основ в нем, как следует из названия -информация. Техника, технология, человеческая деятельность, в конечном итоге, будут ориентированы на ее генерирование и оптимизацию. Обозначим основные признаки информационного общества, принимая во внимание и его некоторые перспективные контуры[10].

Всякий субъект (человек, группа и т.д.) в любое время и в любом месте сможет получить за плату или бесплатно любую информацию по интересующему его личному или общественно значимому вопросу. В принципе разрешается противоречие между информационным избытком и информационным недостатком (голодом), возникшее в ХХ столетии.

В обществе производятся и функционируют информационные технологии, необходимые для работы с данными и знаниями, лежащие в основе развернутой инфосферы, позволяющей создавать, поддерживать и развивать гигантский комплекс информационных ресурсов, обеспечивающий динамическое развитие общества. Возникают развитые информационные потребности людей, а на их основе формируется высокая информационная культура. Происходит интенсивное накопление и концентрация теоретического знания. Конечно, после появления науки общество уже не смогло бы без нее обходиться. Но только в последние столетия теоретическое знание, получаемое главным образом фундаментальными естественными и гуманитарными науками, становится основой изменений в производстве, обществе.

Формируется новая интеллектуальная технология. Благодаря появлению новейших математических методов анализа, основанных на компьютерном линейном программировании (цепи Маркова), стало возможным осуществлять математическое моделирование. Это позволяет разрабатывать сценарии, применять системный анализ и осуществлять управленческие разработки для выявления оптимальных способов разрешения инженерных, экономических и социальных проблем.

«Прорыв» в информационное общество происходит в условиях ускоренной автоматизации и роботизации, что содействует повышению качества продукции и росту производительности труда.

Таким образом, обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:

- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

- общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

Информационно-технологическая революция приводит к коренному изменению социально-экономических структур и к переходу работников в информационную область деятельности и в сферу обслуживания. Кроме того, в обществе более интенсивно, чем прежде, генерируется новая социальная группа - производители знания (ученые, деятели образования и культуры,

Социальная структура общества упрощается и постепенно превращается в простейшую элитарно - массовую структуру - научно-техническая (информационная) элита и средний класс.

В перспективе должен исчезнуть дефицит жизненно важных материальных продуктов. Однако хорошо известно (благодаря Марксу), что на месте любой удовлетворенной потребности формируются новые потребности, и этот процесс произрастания потребностей не всегда означает духовное обогащение, что мы можем отметить и на примере нашего общества. Поэтому информационный прогресс автоматически не ведет к прогрессу в области культуры, морали и пр. Кроме того, и в будущем обществе останется, видимо, вечный недостаток - времени.

1.2 Развитие информационной революции в мире и в России

Начальный период современной информационной революции следует отнести к 70-м годам. Именно тогда был создан первый микропроцессор (1971 г.) - базовый элемент систем цифровой обработки электронных данных. В 1975 г. был собран первый персональный компьютер, а его коммерческий вариант появился спустя всего два года. Еще с конца 60-х гг. Агентство по Передовым Оборонным Исследованиям Министерства обороны США обеспечило финансирование и координацию научно-исследовательских и конструкторских программ по созданию принципиально новых электронных коммуникативных систем. В их числе была разработка метода соединения компьютеров друг с другом. Руководство Департамента обороны, опасаясь ракетно-бомбового удара со стороны возможного противника, в результате которого могла быть уничтожена хранящаяся в компьютерах жизненно важная информация, организовало подготовку систем защиты. Компьютеры оборонного ведомства с важной информацией были размещены в разных местах и соединены высокоскоростными телефонными линиями. В 70-е гг. исследования в данном направлении продолжались в ряде университетов и промышленных корпораций США, что, в конце концов, привело к рождению первых компьютерных сетей, а затем и Интернета[11].

Все эти почти синхронные открытия и приобретения во многом определили специфику современных информационных технологий, их колоссальное влияние на распространение и обработку информации, а через нее - революционное воздействие на социально-экономические и политические процессы. Новые информационные технологии распространились по земному шару менее чем за два десятилетия (с середины 1970-х до середины 1990-х гг.). Согласно М. Кастельсу, персональные компьютеры и Интернет входят в жизнь людей стремительнее, чем технологии, преобразовавшие жизнь людей в XX в.[12]

Таким образом, в конце ХХ в. информация превратилась в стержневой принцип, от которого зависят другие современные социально -экономические процессы. Это связано с тремя причинами. Во-первых, производство информации становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Если в начале минувшего столетия преобразованию подвергались в основном материальные объекты и энергетические процессы, а информационные выполняли вспомогательную и обслуживающую роль, то теперь центр тяжести сместился в сторону информационной деятельности. В развитых станах мира свыше 80% затрат в сфере производства в стоимостном и временном выражении падает на работу с информацией. Во-вторых, информация составляет основу информационных технологий, во многом определяющих содержание, масштабы и темпы развития других технологий, благодаря чему оказывает сильное влияние на все стороны жизни общества. В-третьих, производство информации инициировало информационный взрыв.

В настоящее время ежегодно появляется примерно 100 тыс. журналов (на 60 языках), 5 млн. научных книг и статей, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный книжный фонд насчитывает 1,5 млрд. названий книг. Количество публикаций в мире удваивается каждые 10 - 15 лет, число телефонных каналов - каждые 11 лет, а главное, число автоматизированных баз данных вырастает за десять лет в 10 раз. Добавим к этому данные Всемирного фонда описаний изобретений (патентов). Эти описания насчитывают в настоящее время примерно 500 млн. страниц текста; каждый год общий фонд увеличивается на 1 млн. документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений[13].

Для обозначения небывалого в истории общества информационного феномена в научной литературе используется соответствующий термин -«информационный взрыв». Разумеется, революционные идеи и новые теоретические знания, коренным образом меняющие представление о мире, (например, физика Ньютона и теория относительности Эйнштейна, философские учения Канта и Гегеля, учение Маркса) возникают не часто. Но что касается практического знания, сведений, данных на обыденном уровне, затрагивающих сферу здравого смысла, то здесь дело обстоит именно так.

Информационная революция и информационное общество развивается благодаря постоянному совершенствованию информационных технологий, под которыми имеются в виду, следуя подходу академика Глушкова, способы, методы овладения информацией, а более конкретно - процессы ее получения, сбора, переработки, хранения и передачи. Оплот современной информационной революции - электроника. Именно на ее фундаменте возникли три главных составляющих информационных технологий: микроэлектроника, компьютерная техника, телекоммуникации.

Первый компьютер, собранный в 1946 г. в Филадельфии, весил 30 тонн, занимал площадь в гимнастический зал и «пожирал» много энергии: когда машину вводили в работу, в городе мигал свет. Успехи в области микроэлектроники изменили ситуацию радикально. Появление микропроцессора сделало возможным изготовить настольные и переносные компьютеры. Уже в 1975 г. был создан персональный компьютер - пожалуй, самое блестящее техническое устройство последней четверти ХХ столетия. Б. Гейтс и П. Аллейн разработали для этого устройства первое программное обеспечение. Вскоре к аппаратной конфигурации (материнская плата, дочерние платы, процессор, накопители на жестких дисках, дисководы) и программному обеспечению добавилось сетевое подключение.

Телекоммуникации возникли как результат синтеза базисных технологий (электронные коммутаторы и маршрутизаторы) с новейшими технологиями связи и, прежде всего, передачи информации. Многоканальное телевещание, кабельное и спутниковое телевидение, сотовая связь, волоконная оптика и лазерные линии передачи делают связь устойчивой и универсальной. Общество конца ХХ - начала XXI вв. невозможно представить без сотовых телефонов и коммуникаторов. С появлением средств пакетной коммуникации по Интернету стали передавать, кроме обычных данных, звуковой и видеосигнал.

Новые информационные технологии по существу превратились в «движущую силу» общества, что нашло свое проявление главным образом в экономически развитых государствах планеты.

В настоящее время в России сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и, несомненно, одно из таких условий – развитие системы нормативного правового регулирования отношений в области информационной безопасности, хотя будет справедливым также признать, что именно общественные отношения, касающиеся информационной сферы, являются импульсом, влияющим на развитие информационного законодательства.

Новые тенденции в развитии информационного права и информационного законодательства в Российской Федерации нашли отражение в основополагающих федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных», принятых в июле 2006 г. Однако анализ действующего законодательства в области обеспечения информационной безопасности подтвердил его принципиальные недостатки, которые отмечались В.Н. Лопатиным еще несколько лет назад: противоречивость, декларативность, наличие «белых пятен»[14].

Но следует отметить, что Российская Федерация ратифицировала и является участницей большинства международных договоров по борьбе с терроризмом, устанавливающих общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере пресечения пропаганды терроризма и насильственного экстремизма.

К их числу следует отнести Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27.01.1977; Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом от 15.12.1997; Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001; Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16.05.2005 и ряд других.

2. Проблемы и последствия информационной революции

2.1 Информационные способы манипуляции человеческим сознанием

Двадцатый век стал первым в истории, когда были получены важные результаты применения технологий воздействия на массовое сознание. Войдя в информационную цивилизацию, когда информация стала производительной силой и некоторые страны (например Япония) уже могут жить за счет продажи именно информационного продукта, человечество оказалось перед рядом еще не до конца понимаемых парадоксов. Один из них состоит в том, что сегодня одна телекартинка события, переданная мировыми агентствами, может выступить в качестве аргумента для открытия военных действий. При этом забывается, что этот телесюжет, являясь по сути своей достоверным, на самом деле может быть случайным и нехарактерным. Такие варианты влияния масс-медиа на политику зафиксированы в случае войны в Персидском заливе и военных действий в Сомали. В случае войны с Ираком, выступавшая в американском Конгрессе девочка свидетельствовала, что иракские солдаты, захватившие больницу, выносили младенцев прямо на мостовую. Потом оказалось, что эта девочка ничего подобного видеть не могла, поскольку была дочерью посла Кувейта в США, принадлежа королевской семье. Но американское общественное мнение было подготовлено для ввода войск. Почепцов Г.Г. называет этот парадокс «переносом случайного факта в систему за счет его показа телевидением»[15]. Отсюда следует, что существуют большие возможности для манипуляции общественным мнением с помощью управления масс-медиа.

Цивилизационные изменения, которые прошли в двадцатом столетии, повлекли за собой и иной статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. В результате коренным образом изменилась зависимость общества от информации, сделав его более уязвимым в этом отношении. К этому сдвигу цивилизация была вынуждена перейти благодаря следующим факторам:

  1. Усиленная зависимость успешного развития общества от информационных потоков как в области экономики, так и в области политики.
  2. Глобализация коммуникации, вытекающая из новых технических возможностей, когда стало трудно скрывать происшедшие события как от всего мира, так и от собственного народа.
  3. Все возрастающая зависимость правительств от своего населения: вариант развиваемой сегодня демократия существенным образом опирается на определенные информационные механизмы и невозможен без них.

Информационная составляющая стала важным компонентом будущих военных действий. США затрачивают на разработки в этой сфере до двух миллиардов в год, держа в секрете даже саму постановку исследовательских задач, а не только их решения. Полевое руководство армии США по психологическим операциям очень четко формулирует задачи, раскладывая их на цепочки составляющих. Читая его, достаточно наглядно можно представить себе те механизмы, по которым "раскручивалась" к примеру перестройка, поскольку в числе целей можно прочесть и такую, как "поддержка контр-элит". Обе страны - бывший СССР и США - могут похвалиться обманными операциями против друг друга. СССР, к примеру, в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США блефовали с космическими войнами, выталкивая Советский Союз на разрушительное для него вкладывание денег в бессмысленную сферу[16].

Психологические операции достаточно точно учитывают, что поменять нормы общества нельзя изменением норм у отдельного человека. Это можно сделать иным путем: с помощью введения группы с иными нормами, под которые затем можно подстроить всю страну. Именно так вводилось христианство в истории человечества. Именно поэтому поддерживалось диссидентское движение в бывшем СССР. Именно по этой модели шла перестройка.

2.2 Информационный терроризм

Терроризм, как выражение крайнего экстремизма, основанное на различного рода разногласиях (как национального, так и транснационального масштаба) в политике, экономике, на религиозной или криминальной почве, обсуждается и осуждается давно[17]. При современном уровне развития высоких технологий расширяются возможности их использования для совершения террористических действий. Во многих странах сегодня ведется активная работа по анализу потенциальных возможностей подобных проявлений и выработке мер по борьбе с этим злом.

Одним из направлений терроризма в информационном обществе является Кибертерроризм (кибернетический или компьютерный терроризм). Глобальное киберпространство и составляющая его основу сеть Интернет рассматривались при этом, как потенциально благоприятное поле для террористической деятельности. Уместно отметить, что компьютерный терроризм и соответствующая ему деятельность по целям и сути своей имеют смысл именно в рамках использования для этого крупной сетевой инфраструктуры или контроля над распределенными в сети важными информационными ресурсами. Данное обстоятельство указывает на типы сетевых объектов и инфраструктуры, которые следует рассматривать в качестве первоочередных объектов атаки террористов на Киберпространстве[18].

Терроризм - совокупность противоправных действий, связанных с покушениями на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности в обществе с целью получения преимуществ при решении политических, экономических или социальных проблем.

Направления противоправных, злоумышленных действий на сетевой среде с целью использования их результатов для проведения террористических актов можно представить в виде следующих:

  1. Разрушение инфраструктуры сети корпоративного, национального или транснационального масштаба посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных подсистем.
  2. Несанкционированный (неправомерный) доступ к сетевой информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушение ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Следует отличать террористические действия от действий террористов с использованием сетевых ресурсов (в том числе собственных в Интернет) в целях пропаганды своих взглядов, нагнетания обстановки страха, напряженности и т. д.

Ущерб от террористических действий на сетевой среде связан:

  • с человеческими жертвами или материальными потерями, вызванными деструктивным использованием элементов сетевой инфраструктуры;
  • с возможными потерями (в том числе гибелью людей) от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности или сетевой инфраструктуры управления в жизненно важных (критических) для государства сферах деятельности;
  • с затратами на восстановление управляемости сети, вызванными действиями по ее разрушению или повреждению;
  • с моральным ущербом как владельца сетевой инфраструктуры, так и собственного информационного ресурса;
  • с другими возможными потерями от несанкционированного использования информации с высоким уровнем секретности.

С учетом изложенных выше положений, анализа моделей нарушителя и моделей атак, рассматриваемых при разработке политик безопасности, при использовании критериальных подходов к оценке уровня защищенности других (в том числе традиционных) компьютерных комплексов, а также моделей гарантированно защищенных систем, в качестве исходной посылки к формированию модели противодействия кибертеррористическим действиям можно рассматривать следующую.

Направления действий на сетевой среде с целью использования их результатов для проведения террористических актов, как набор приемов и методов, представляют собой злоумышленные действия, традиционно рассматриваемые в моделях нарушителя и моделях атак. Такие модели являются необходимым условием для формирования политики информационной безопасности и разработки мер и средств ее реализации в любых ведомственных или корпоративных сетях.

Отличие подходов к предотвращению и реагированию на действия в случае террористического характера целей от других противоправных действий в сетях общего пользования связано с более высоким уровнем требований к безопасности систем, обусловленных их назначением, целями и средой безопасности, и, соответственно, величиной издержек от подобных злоумышленных действий.

В качестве понятия, интегрирующего противодействия кибертерроризму, рассмотрим антитеррористическую информационную безопасность с тем, чтобы подчеркнуть отличие от традиционной информационной безопасности.

Антитеррористическая информационная безопасность - совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести:

  • к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных ее элементов;
  • к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушению ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Основа антитеррористических действий с использованием сетевой среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача. Ее решения строятся с помощью конкретной системы мер, способов и механизмов их реализации на разных уровнях иерархии этой деятельности:

  • законодательном;
  • административном;
  • операционном;
  • программно-техническом.

Принимая как постулат утверждение о том, что традиционная информационная безопасность является основой антитеррористической информационной безопасности, следует отметить, что деятельность по предупреждению и пресечению терроризма на сетевой среде вообще и, особенно в Интернет, имеет свою специфику. Факторы, характеризующие ее, представляются важными для формирования рациональной программы действий специалистов на разных этапах построения системы защиты - от формирования политики безопасности до эксплуатации и поэтапной модернизации системы.

Сформулируем в самом общем и кратком виде положения, которые могут рассматриваться как отправные (начальные) для формирования модели атаки, проявления которой могут быть охарактеризованы как кибертерроризм.

Рассматривая набор потенциальных сценариев террористических действий с использованием сетевой среды (Интернет) в самой общей постановке, в качестве взаимодействующих факторов, характеризующих "типовой профиль" такого сценария можно выделить следующие:

  • субъект действия - персона и (или) группа лиц, имеющих целью проведение террористических действий против объекта (объектов), и (или) совокупность их агентов на сетевой среде первичного объекта атаки (определение далее по тексту), действующих с использование скрытых каналов передачи информации;
  • предмет действия - сетевая инфраструктура (физическая среда передачи данных, коммуникационные средства и программное обеспечение), предоставляющие доступ к информационно-вычислительным ресурсам системы;
  • цель действий - использовать предмет действия (сетевую инфраструктуру) для деструктивного воздействия на объект (объекты), результатом которого будут различные последствия (почва для шантажа, покушение на жизнь людей, разрушение вторичных объектов и т. п.);
  • первичный объект - oкомпьютерный комплекс для относительно узкой, но стратегически важной или, например, способной прямо влиять на здоровье людей, области применения;
  • большая интегрированная система распределенных информационно-вычислительных ресурсов для обслуживания национально значимой сферы деятельности (сектора экономики, промышленности), например энергетическая (в т. ч., атомная), транспортная (воздушная или железнодорожная) система или ее элементы (местные, региональные);
  • вторичный объект - персона или группа людей, материальные объекты различного назначения, информационные системы, которые могут быть подвержены деструктивным воздействиям со стороны первичных объектов, вплоть до уничтожения.

Усредненный сценарий действий террористов при этом должен, как правило, содержать:

  • действия, обеспечивающие неавторизованный доступ к информации с высоким уровнем секретности;
  • уничтожение, модификацию или замену программного кода, обеспечивающего нормальное (регламентированное) функционирование системы;
  • ограничение доступа внешних или внутренних агентов системы безопасности, способных оперативно предотвратить злоумышленные действия.

Конечно, представленные положения не позволяют сформулировать модель атаки с надлежащей степенью полноты. Это предмет более глубокого анализа специалистов разных (в том числе гуманитарного цикла) направлений. Однако, и они позволяют описать основные типы угроз, предсказать условия их реализации, а значит, и общие соображения, которые могут быть положены в основу модели противодействия атаке. Следует отметить, что налицо комбинация всех трех типов угроз, соответственно, - конфиденциальности, целостности и доступности, на предотвращение которых должны быть ориентированы системы информационной безопасности рассматриваемых комплексов. Важным фактором эффективности противодействия выступает необходимость оперативной, в реальном времени реакции на последовательность вышеперечисленных действий с атакующей стороны.

В числе первых действий на операционном, а тем более, программно-техническом уровне обеспечения информационной безопасности, должна стать выработка (на основе анализа основных положений современных критериев оценки безопасности информационных технологий) заданий на безопасность и профилей защиты, которые отвечали бы политике безопасности систем, подлежащих защите от кибертеррористических атак.

Как результат более эффективных мер, которые будут способны противостоять (противодействовать) угрозе конфиденциальности (неавторизованному доступу к информации высокого уровня секретности или элементам управляющей инфраструктуры) могут рассматриваться:

  • на операционном уровне - это обучение и управление персоналом, четкое распределение обязанностей и минимизация привилегий;
  • на программно-техническом уровне - средства идентификации и аутентификации пользователей, учитывающие их индивидуальные особенности; управление ресурсами на основе комбинации традиционных и новейших моделей логического разграничения доступа, учитывающих различные требования по безопасности к разным компонентам системы, а также криптографическая поддержка и экранирование.

Угрозе целостности информации должны противодействовать специальные программно-технические меры, контролирующие целостность и согласованность данных при их хранении и передаче. Отражению атак (угроз) на доступность способствуют такие меры, как оперативная реакция на сбои и механизмы надежного восстановления - на операционном уровне, повышенные меры отказоустойчивости, распределение и квотирование ресурсов - на уровне программно-технических сервисов.

Для предотвращения всех трех типов угроз на операционном уровне очень важной является физическая защита (включая физическое управление доступом) ключевых элементов сетевой инфраструктуры, а на программно-техническом уровне - протоколирование и активный аудит системы на предмет обнаружения аномальных ситуаций, способных деструктивно повлиять на ее функциональность. Своевременное обнаружение, оперативное и адекватное реагирование на подобные ситуации обеспечивает более высокий уровень безопасности (защищенности).

Отдельного внимания в плане формирования общей модели противодействия кибертерроризму заслуживают примыкающие к программно-техническим сервисам вопросы, связанные с выработкой системы в организации аудита недоверенных технических средств и программного обеспечения.

2.3 Обеспечение информационной безопасности

Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в России в настоящее время, когда информационные технологии применяются уже практически во всех сферах жизнедеятельности общества, нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени и возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании[19].

Особое значение в развитии информационного законодательства имеют приведенные в соответствие с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, положения проекта по защите данных о частной жизни при сборе, обработке и предоставлении соответствующей информации.

Следует признать, что формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом, и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов норм международного права[20].

Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой во всем мире.

В законодательство Российской Федерации необходимо имплементировать правовые нормы, устанавливающие ограничения вредного содержания информации, коммуникационных и информационных услуг в Интернете в соответствии с определенным набором признаков. Имеется положительный опыт по законодательному регулированию функционирования системы жалоб на содержание информации, использование инструментов условного доступа с помощью кодов, шифров и паролей, а также функционирования системы сотрудничества саморегулируемых организаций провайдеров и пользователей с правоохранительными органами. Несомненный интерес представляют предложения о создании международного органа при ООН, координирующего управление в Интернете, так называемой международной паутине, с учетом ее трансграничного характера, а также дополнительного исследования проблемы юрисдикции Интернета[21]. Кроме того, заслуживает внимания зарубежный опыт создания системы мониторинга в Интернете, а также «горячих линий», предоставляющих возможность пользователям глобальной сети Интернет сообщать о противоправной и вредоносной информации (например, в Великобритании).

Актуальность проблемы пресечения деструктивного использования информационно-телекоммуникационных технологий в указанной сфере, борьба с киберпреступностью, необходимость незамедлительного удаления противоправных материалов с сервера после получения соответствующего предупреждения, возможно и автоцензура, введенная, например, во Франции, должны рассматриваться как важнейшие вопросы, требующие адекватного правового регулирования. Хотя статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена обязательная идентификация обладателя информации или ее распространителя, запрещено распространение информации, за которую установлена административная и уголовная ответственность, но не разработан правовой механизм реализации этой правовой нормы. Таким образом, очевидно, что информационное законодательство Российской Федерации не охватывает всего сложившегося многообразия отношений, связанных с пресечением деятельности противоправных Интернет-сайтов.

В федеральном законодательстве должен быть определен правовой механизм признания вредного содержания информации в сети Интернет, установлены обязанности провайдеров по удалению информации экстремистского и террористического толка.

Формирование правовой основы единого информационно-телекоммуникационного пространства России должно способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, информационных услуг и средств информационного производства.

В рамках административной реформы, которая проходит в Российской Федерации, в настоящее время идет активный процесс разработки и принятия административных регламентов, в целях повышения эффективности государственного управления и оказания государственных услуг. Нельзя переоценить и значение для развития информационного законодательства принятой в 2006 году IV части Гражданского кодекса, направленной на защиту интеллектуальной собственности, которая вступила в силу с начала 2008 года.

Информационные технологии настолько пронизывают нашу жизнь, а информационная сфера так многогранна, что правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества, представляющее собой состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, приобретает практически первостепенное значение. Однако это законодательство должно стать взаимосогласованной и эффективной системой, на основе общепризнанных норм и принципов международного права, поэтому так важен системный подход при его дальнейшей разработке. Учитывая отмеченные современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности, большой массив не всегда согласованных правовых актов, касающихся информационной сферы, и комплексный характер информационного законодательства в целом, а также необходимость имплементации международных правовых норм, представляется целесообразной разработка Основ обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации. Это крайне необходимо для субъектов Российской Федерации, которыми также принимается большое количество правовых актов в этой сфере.

Заключение

В ходе исследования была исследованы сущность информационной революции и информационного общества. Было выяснено, что в условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной; проблема электронного распространения персональных данных, проблема информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество; проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации. Решение этих и других проблем становления информационного общества требует серьезных усилий специалистов самых разных профилей.

В процессе написания работы было выявлено, что ключевой тенденцией информационной революции является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. В свою очередь результатом информационной революции становится информационное общество, формирование которого - дело не свободного выбора, а общественно необходимый процесс, так как в ведении человечества нет другого ресурса кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования общества.

Развитие информационных процессов связано с тремя причинами. Во-первых, производство информации становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Во-вторых, информация составляет основу информационных технологий, во многом определяющих содержание, масштабы и темпы развития других технологий, благодаря чему оказывает сильное влияние на все стороны жизни общества. В-третьих, производство информации инициировало информационный взрыв.

Вследствие исследования было установлено, что существует множество проблем и последствий, которые породила информационная революция.

Например, манипуляция пир помощи информационных технологий, кибертерроризм и медленная реализация нормативно-правовой базы, касающейся информационных технологий.

Кибертерроризм является одним из направлений терроризма в информационном обществе. Борьбой с кибертерроризмом может выступить антитеррористическая информационная безопасность, т.е. совокупность механизмов, инструментальных средств, методов, мер и мероприятий, позволяющих предотвратить, обнаружить, а в случае обнаружения, - оперативно реагировать на действия, способные привести: к разрушению инфраструктуры сети посредством вывода из строя системы управления ею или отдельных ее элементов; к несанкционированному доступу к информации, охраняемой законом и носящей высокий уровень секретности, нарушению ее целостности, конструктивной управляемости и защищенности.

Формирование правовой основы единого информационно-телекоммуникационного пространства России должно способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, информационных услуг и средств информационного производства.

В настоящее время на федеральном уровне требуется разработка сводного кодифицированного законодательного акта, регулирующего правоотношения в информационной сфере и направленного на совершенствование законодательства в информационной сфере, законодательное закрепление единых основ правового регулирования отношений, возникающих при реализации различными субъектами права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, осуществлении деятельности по формированию, хранению и использованию информационных ресурсов и систем, необходимых органам государственной власти и местного самоуправления в целях реализации их задач и функций.

Список литературы

  1. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 12.12.2003 // Законодательство и практика масс-медиа. - - Вып. 1.
  2. Биллингтон Дж.Х. Гуманитарные последствия информационной революции // Россия и новый мир. - 2000. №4
  3. Васенин В.А. Информационная безопасность и компьютерный терроризм // Научные и методологические проблемы информационной безопасности / Под ред. В. П. Шерстюка, М.: МЦНМО, 2004.
  4. Васенин В. А., Галатенко А. В. Компьютерный терроризм и проблемы информационной безопасности в Интернет / Высокотехнологичный терроризм. Материалы российско-американского семинара РАН в сотрудничестве с Национальными академиями США. Москва, 4-6 июня 2001 г., – М., 2002. – С. 211 – 225.
  5. Вайнштейн Г. Информационная революция и демократия: ожидания, реальность, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. №7.
  6. Голышко А.Интернет: на пути к рождению.// Радио. - 2001. - № 11. - С. 70­-72.
  7. Еляков А.Д.Информатизация общества (философско-экономический анализ внедрения информационных технологий). – Самара: Изд-во Самарской Государственной Экономической Академии, 2001. - С. 191.
  8. Еляков А.Д.Современное информационное общество.// Высшее образование в России. 2001, № 4.
  9. Еляков А.Д.Информационные приоритеты // Высшее образование в России. 2002, № 4.
  10. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общества, культура. М., 2000.
  11. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство: Монография / Санкт-Петербург. ун-т МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 354–360.
  12. Моисеев Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество: Сб. – М., 2004. – С. 428.
  13. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал рос. права. 2007. № 7 (127). С. 3–12.
  14. Поведская Е.В., Масейра А.Д. Человек и новые информационные технологии: Завтра начинается сегодня. – СПб., 2007. – 320 с.
  15. Полякова Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России: монография. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. – С.18.
  16. Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал рос. права. – 2008. – № 1.
  17. Почепцов Г.Г. Как «переключают» народы. Психологические/информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание. – Киев, 1998.
  18. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.-287с.
  19. Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий. – М.: Статут, 2003.
  20. Яковенко А. А. Правовые основы безопасности информационного общества // Московский журнал международного права. - 2007. - № 1. - С. 66 – 73.
  21. Druker Peter F. The Information Revolution. // Forbes ASAP. 24.08.1998.
  22. Drucker Peter F. Post-Capitalism Society. – N.Y.: Pantheon, 1993.
  23. Toffler Alvin. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. – N.Y.: Bantam, 1990.
  24. Freeman Christopher. Technology Policy and Economic Performance. – Pinter, 1987. – Р. 125.
  25. Hall Petter, Preston Paschal. The Carrier Wave: New Information Technology and the Geography of Innovation. – Unwin Hyman, 1988. – P. 46.
  26. World Communication and Information Report 1999-2000. UNESCO Statistical Office. Paris: 1999.
  27. World Communication and Information Report 2004-2005. UNESCO Statistical Office. Paris: 2005.

[1] Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 12.12.2003 // Законодательство и практика масс-медиа. - 2004. - Вып. 1.

[2] См. подробнее: Bell Daniel. The Coming of Post’Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. – Harmondsworth: Penguin, 1973.

[3] См. подробнее: Toffler Alvin. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. – N.Y.: Bantam, 1990.

[4] Drucker Peter F. The Age of Discontinuity. – Heinemann, 1969; Drucker Peter F. Post-Capitalism Society. – N.Y.: Pantheon, 1993; Druker P. The Information Revolution. // Forbes ASAP. 24.08.1998.

[5] Porat Mark Uri. The Information Economy: Definition and Measurement. – Washington, 1977; Его же. Communication Policy in an Informational Society / in Communications for Tomorrow. Ed. By Robinson G.O. – N.Y.:Praeger, 1978. – P. 3 – 60.

[6] Freeman Christopher. Technology Policy and Economic Performance. – Pinter, 1987. – Р. 125.

[7] Hall Petter, Preston Paschal. The Carrier Wave: New Information Technology and the Geography of Innovation. – Unwin Hyman, 1988. – P. 46.

[8] World Communication and Information Report 1999-2000. UNESCO Statistical Office. Paris: 1999, p. 174.

[9] Еляков А.Д. Информатизация общества (философско-экономический анализ внедрения информационных технологий). – Самара: Изд-во Самарской Государственной Экономической Академии, 2001. - С. 191.

[10] Еляков А.Д. Современное информационное общество.// Высшее образование в России. 2001, № 4; Еляков А.Д. Информационные приоритеты // Высшее образование в России. 2002, № 4.

[11] Голышко А. Интернет: на пути к рождению.// Радио. - 2001. - № 11. - С. 70­-72.

[12] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общества, культура. М., 2000. - С. 129.

[13] World Communication and Information Report 2004-2005. UNESCO Statistical Office. Paris: 2005, p. 177.

[14] Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство: Монография / Санкт-Петербург. ун-т МВД России. СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 354–360.

[15] Почепцов Г.Г. Как «переключают» народы. Психологические/информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание. – Киев, 1998.

[16] Почепцов Г.Г. Как «переключают» народы. Психологические/информационные операции как технологии воздействия на массовое сознание. – Киев, 1998. – С.56.

[17] Васенин В.А. Информационная безопасность и компьютерный терроризм // Научные и методологические проблемы информационной безопасности / Под ред. В. П. Шерстюка, М.: МЦНМО, 2004.

[18] Васенин В. А., Галатенко А. В. Компьютерный терроризм и проблемы информационной безопасности в Интернет. В кн. Высокотехнологичный терроризм. Материалы российско-американского семинара РАН в сотрудничестве с Национальными академиями США. М, 2002, с. 211-225.

[19] Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал рос. права. 2007. № 7 (127). С. 3–12.

[20] Полякова Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России: монография. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. – С.18.

[21] Полякова Т.А. Совершенствование информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Журнал рос. права. – 2008. – № 1.