Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в России


Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения регулирования эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России

1.1. Понятие и сущность государственных ценных бумаг

1.2. Виды государственных ценных бумаг

Глава 2. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России

2.1. Выпуск государственных ценных бумаг в документарной и бездокументарной форме

2.2. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что важнейшим элементом рыночной экономики любой страны является рынок ценных бумаг (фондовый рынок), представляющий собой совокупность экономических отношений, возникающих между его участниками, по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Значение рынка ценных бумаг для экономики, прежде всего, определяется тем, что, являясь сегментом финансового рынка, он выступает дополнительным источником или альтернативным механизмом финансирования деятельности различных хозяйствующих субъектов. Помимо них потребность в дополнительных источниках финансирования своей деятельности (покрытие дефицита бюджета, погашение долговых обязательств, финансирование различных программ и т.д.), иногда даже в большей степени, могут испытывать государство и муниципальные образования. Если средств бюджета, а также средств из других источников (налоговые поступления, приватизация и др.) не хватает, то они также могут привлекать необходимые финансовые ресурсы через фондовый рынок на основе выпуска государственных ценных бумаг.

Развитие рынка ценных бумаг в начале 90-х годов в целом и рынка государственных и муниципальных ценных бумаг в частности происходило в отсутствие федеральных законов, определяющих правовую основу его функционирования. В этот период правовая основа эмиссии ценных бумаг, организации и деятельности субъектов рынка ценных бумаг складывалась из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Банка России, а также нормативных правовых актов различных министерств и ведомств.

Качественные изменения в правовом регулировании отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, произошли только в 1995 - 1996 гг. Именно в этот период были приняты и вступили в силу ГК РФ (части первая и вторая), Закон "Об акционерных обществах", а также Закон "О рынке ценных бумаг", который стал основным законодательным актом, регулирующим функционирование российского рынка ценных бумаг.

Как принятие ГК РФ и Закона "О рынке ценных бумаг" стало настоящим прорывом на пути развития законодательного регулирования фондового рынка в РФ, так и вступление в силу Закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" стало важнейшим событием для рынка государственных и муниципальных ценных бумаг. Этот законодательный акт определил особенности участия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, возникающих в результате осуществления выпуска ценных бумаг.

Объектом курсовой работы выступили государственные ценные бумаги.

Предметом - правовое регулирование эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России.

Цель курсовой работы – исследование правового регулирования эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность государственных ценных бумаг.
  2. Изучить виды государственных ценных бумаг.
  3. Проанализировать особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Общие положения регулирования эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России

1.1. Понятие и сущность государственных ценных бумаг



Что Вы посещаете?

В части 1 ст.2 ФЗ №-136 приводятся определения понятий государственных и муниципальных ценных бумаг, выпускаемых в Российской Федерации публично-правовыми образованиями [6].

Как следует из ст. 142 ГК РФ [2], ценная бумага в общем случае представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

ГК РФ, перечисляя в ст. 143 основные виды ценных бумаг, в их число включает и государственные облигации, указывая при этом, что помимо ценных бумаг, перечисленных в названной статье, могут существовать и другие ценные бумаги [2].

Закон № 136-ФЗ прежде всего предусматривает, что государственные ценные бумаги делятся на две группы - государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ. При этом государственные ценные бумаги РФ определяются как ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Закон N 136-ФЗ в качестве государственных ценных бумаг субъектов РФ признает ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ [6].

Следует отметить, что к отношениям, связанным с государственными ценными бумагами, применяются нормы, регулирующие государственный и муниципальный долг, и прежде всего нормы Бюджетного Кодекса РФ [3]. Поэтому возможность существования в Российской Федерации государственных ценных бумаг различного уровня определяется устройством бюджетной системы РФ, которая согласно ст. 10 БК РФ состоит из трех уровней: федерального; субъектов РФ; муниципального [3].

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, отнесены к единым для бюджетов бюджетной системы РФ источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов (ст. 23 БК РФ) [3]. Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, отнесены к источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Из ст. 98 БК РФ следует, что обязательства по государственным ценным бумагам РФ являются одним из видов обязательств, в которых существуют долговые обязательства РФ. Номинальная сумма долга по таким бумагам, обязательства по которым выражены в валюте РФ, включается в объем государственного внутреннего долга РФ, а по бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, - внешнего долга РФ [3].

Обязательства по государственным ценным бумагам субъекта РФ являются одним из видов обязательств, в которых могут существовать долговые обязательства субъекта РФ (ст. 99). Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ включается в объем его государственного долга. Номинальная сумма долга по таким бумагам, обязательства по которым выражены в валюте РФ, включается в объем государственного внутреннего долга субъекта РФ, а по бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, - внешнего долга субъекта РФ.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам (ст. 100 БК РФ). Номинальная сумма долга по таким бумагам включается в объем муниципального долга.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ обеспечиваются имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. При этом ст. 102 БК РФ устанавливает, что РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, так же как и субъекты РФ и муниципальные образования не несут ответственности по долговым обязательствам иных субъектов РФ и иных муниципальных образований. Исключение составляют случаи, когда указанные обязательства были гарантированы соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием [3].

Исполнение обязательств по государственным ценным бумагам Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями выпуска таких ценных бумаг. На исполнение обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетные обязательства определяются как расходные, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ)[3].

БК РФ предусматривает процедуру прекращения долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, выраженных в валюте РФ, и муниципальных долговых обязательств и их списание с государственного (муниципального) долга. Долговое обязательство по государственным ценным бумагам должно быть предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения [3].

Приведем пример из судебной практики. Так, А. обратился с исковым заявлением в Тверской районный суд города Москвы, в котором просил:

- продлить ему срок для погашения облигаций Российского внутреннего выигрышного займа1992 года.

Облигации ранее принадлежали умершему отцу истца, о существовании облигаций истец узнал в начале 2011 года. Облигации не утрачены.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец родился в 1954 году и проживает селе Эдиссия Курского района Ставропольского края.

А. фактически является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года с общей номинальной стоимостью 5 рублей, что подтверждается облигациями серии 40500, 40501, 40502, 40503, 40504, полученные им со слов представителя в 2011 году по наследству [8].

9 февраля 1992 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 года».

Так, судом установлено, что истец является держателем облигаций выпуска 1992 года, принадлежавших, с его слов, его покойному отцу, обнаруженных в начале 2011 года. До ДД.ММ.ГГГГ указанные облигации не переводились в государственное долговое обязательство, не предъявлялись к погашению. Таких доказательств в силу статьи 56 ГПК РФ суду стороной истца не представлено.

Вместе с тем свидетельство о наследовании по закону содержит данные о праве на наследство только на денежные средства, имеющиеся на счете в отделении Сбербанка России, принадлежавшие отцу истца. Сведений о праве на наследство на ценные бумаги данное свидетельство не содержит.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что срок на предъявление облигаций носит пресекательный характер, суд приходит к выводу о том, что иск А. является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Доводы представителя истца о необходимости рассмотрения дела в порядке главы 34 ГПК РФ не состоятельны, по следующим основаниям.

Бесспорных фактических данных, подтверждающих факт утраты ценных бумаг, в данном случае упомянутых облигаций, стороной истца суду не представлено. Напротив, сторона истца утверждала, что облигации не утрачены

По указанным мотивам дело рассмотрено судом по правилам искового производства.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил в удовлетворении иска А. к Министерству финансов Российской Федерации о продлении срока погашения займа, - отказать.

Таким образом, можно сделать вывод, что долговое обязательство по государственным ценным бумагам обязательно должно быть предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения.

1.2. Виды государственных ценных бумаг

В общем виде ценная бумага - это особый товар, который обращается на особом, своем собственном рынке - рынке ценных бумаг (фондовом рынке), но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т.е. не является ни физическим товаром, ни услугой.

Например, не могут быть признаны ценными бумагами контракт на покупку-продажу дома, поставку партии сырья, договор аренды оборудования, банковская гарантия (или любая другая), денежная ссуда или любой другой кредитный договор, именная банковская книжка, долговая расписка и т.п.

В международной практике в ситуации, когда сложно дать точную и однозначную дефиницию какого-либо понятия, принято определять объект через те функции, которые он выполняет, или через отдельные элементы, его составляющие. Поэтому финансовые инструменты, являющиеся ценными бумагами, перечисляются и определяются в законодательстве, регулирующем рынок ценных бумаг, соответствующей страны [8].

Описанный выше подход используется и в законодательстве РФ применительно к ценным бумагам. Так, в ст. 143 ГК РФ прямо определены конкретные виды ценных бумаг [2], которые признаны государством и соответственно таковыми являются. В частности, к их числу прямо отнесено девять видов ценных бумаг, в том числе:

1) государственные облигации;

2) облигации;

3) вексель;

4) чек;

5) депозитный и сберегательный сертификаты;

6) банковская сберегательная книжка на предъявителя;

7) коносамент;

8) акции;

9) приватизационные ценные бумаги.

Приведенный выше перечень ценных бумаг, прямо определенных в ст. 143 ГК РФ, не является закрытым. Это вытекает из того, что законодатель оговаривает, что помимо ценных бумаг, перечисленных выше, могут существовать другие ценные бумаги. Прежде всего, перечень ценных бумаг, содержащийся в ст. 143 ГК РФ, расширяет сам же ГК РФ, в ст. 912 которого к ценным бумагам отнесено двойное складское свидетельство, складское свидетельство, простое складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант). Других ценных бумаг ГК РФ не предусматривает, но они определены в иных законодательных актах РФ.

Так, Закон "О рынке ценных бумаг" к числу ценных бумаг относит опцион эмитента, российскую депозитарную расписку, биржевую облигацию [5]. Кроме того, ряд ценных бумаг введен в обращение указами Президента РФ. В частности, Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ" введена еще одна ценная бумага - инвестиционный пай.

Эта же ценная бумага содержится в Законе "Об инвестиционных фондах". Законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в отечественную практику введена такая ценная бумага, как закладная, Законом "Об ипотечных ценных бумаг" - две ипотечные ценные бумаги - облигации с ипотечным покрытием и ипотечный сертификат участия.

Других ценных бумаг на сегодняшний день законодательство РФ не предусматривает. Соответственно, все иные финансовые инструменты, даже и имеющие признаки ценных бумаг, определенных в законодательстве РФ, но не признанные в качестве ценных бумаг государством, таковыми не являются, а представляют собой всего лишь суррогаты ценных бумаг, а значит, запрещены к выпуску и обращению на территории РФ. Однако это не означает, что они не могут появиться в будущем. Поскольку законодатель оставляет перечень ценных бумаг открытым, то это обусловливает возможность появления и существования в будущем и иных ценных бумаг, являющихся таковыми по формально-юридическим признакам. Но, для того чтобы финансовый инструмент получил статус ценной бумаги, необходимо, чтобы он был определен в качестве таковой законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесен к числу ценных бумаг [8].

Из ст. 817 ГК РФ, посвященной договору государственного займа, а также ст. 3 Закона № 136-ФЗ следует, что из всего существующего перечня ценных бумаг, рассмотренного выше, эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг могут выпускать только строго определенные ценные бумаги, к числу которых прежде всего относятся облигации.

Облигации выступают одним из инструментов мобилизации средств различными эмитентами, выступающим реальной альтернативой, прежде всего, по отношению к банковскому кредиту.

Из смысла ч. 3 ст. 98 БК РФ следует, что с точки зрения срочности государственные ценные бумаги РФ могут быть [3]:

- краткосрочными (менее одного года);

- среднесрочными (от одного года до пяти лет);

- долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Такая же градация с точки зрения срочности установлена в ч. 6 ст. 99 БК РФ и по отношению к государственным ценным бумагам субъектов РФ [3].

Существуют различные схемы погашения облигаций, т.е. выплаты их номинальной стоимости. Наиболее общей схемой является полное погашение облигаций к определенному сроку.

Возможно погашение облигаций сериями (выплата частями в соответствии с графиком всей суммы основного долга в течение срока обращения облигаций). Такие облигации именуют облигациями с амортизацией долга.

Отметим, что в настоящее время облигации с амортизацией долга являются наиболее распространенной формой государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований.

Также возможно погашение номинальной стоимости постепенно возрастающими взносами.

В случае применения купонной ставки, процентная ставка по облигациям регулярно пересматривается по отношению к общеизвестному ориентиру процентных ставок на международных рынках ссудного капитала типа ЛИБОР (London Interbank Offered Rate, LIBOR) - процентной ставке, по которой предлагаются кредиты на лондонском межбанковском рынке. Наличие фиксированной процентной ставки означает, что эмитент-должник знает свои ежегодные расходы по обслуживанию займа, а инвестор-кредитор знает сумму доходов, которую он будет ежегодно получать. Хотя купон и является постоянной величиной, но это не означает, что текущая доходность по облигациям, которая представляет собой отношение дохода к текущей рыночной стоимости облигации, является фиксированной величиной. Она изменяется в зависимости от ряда факторов, основными из которых являются преобладающий уровень процентных ставок, а также общее восприятие экономических факторов (особенно уровня инфляции в стране).

Облигация может быть выпущена с дисконтом, т.е. со скидкой, выраженной в процентах от номинальной стоимости (цены погашения). Такая облигация является дисконтной. По дисконтным облигациям эмитент не несет обязательств по выплате купонного дохода. Поэтому такие облигации также называют бескупонными.

Как видно, определение облигации, представленное в Законе "О рынке ценных бумаг", в целом соответствует определению этой ценной бумаги, которое содержится в ГК РФ. Однако при этом есть и некоторые принципиальные отличия. В частности, в Законе "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что владелец облигации может получать доход в виде не только процента от номинальной стоимости, но и дисконта. Есть и еще одно важное отличие. Закон "О рынке ценных бумаг" относит облигации к категории так называемых эмиссионных ценных бумаг [5].

Закон № 136-ФЗ допускает возможность существования государственных и муниципальных ценных бумаг в виде не только облигаций, но и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг".

Если ценная бумага не отвечает параметрам эмиссионной ценной бумаги, то она является неэмиссионной. Например, неэмиссионные ценные бумаги - это векселя, сертификаты банков, коносаменты, чеки и др.

К числу эмиссионных ценных бумаг помимо облигаций в настоящее время относятся три вида ценных бумаг: акции, опционы, российская депозитарная расписка (РДР).

Государственные ценные бумаги могут быть выпущены только в виде долговых ценных бумаг, относящихся к категории эмиссионных ценных бумаг, а такая ценная бумага на сегодняшний день только одна - облигация.

В последнее время в субъектах РФ, прежде всего в тех, где основная часть населения исповедует ислам, значительно вырос интерес к так называемым исламским облигациям, известным в мировой практике под названием "сукук".

Так, в марте 2011 г. первый выпуск сукук планировал осуществить Татарстан. Уже летом 2011 г. планировалось начать выпуск этих ценных бумаг на сумму 100 - 200 млн. долл., разместить их должны были на фондовых рынках Малайзии и Люксембурга. Однако размещение было отложено на неопределенный срок. Официальная причина отсрочки - неприемлемо высокий уровень ожидаемого дохода иностранных инвесторов в связи с ростом неопределенности и рисков.

Суть выпуска исламских облигаций "сукук" заключается в том, что заемщик привлекает средства инвесторов и направляет привлеченные средства в конкретный проект. Доход, генерируемый вложенными средствами, по оговоренной пропорции распределяется между инвесторами и заемщиком. По окончании срока обращения ценных бумаг производится их погашение с учетом возможного убытка заемщика. Таким образом, такого рода ценные бумаги должны позволять владельцу получать доход в размере определенной доли прибыли от инвестирования средств и при погашении должна быть предусмотрена возможность того, что при неблагоприятном развитии событий владелец ценной бумаги получает сумму меньше вложенной, неся убыток.

Основополагающими принципами договора займа (заемных отношений) являются возвратность, срочность и платность (возмездный характер), что, в частности, проявляется в том, что заемщик обязан возвратить заимодавцу сумму займа в указанный в договоре займа срок, заимодавец по общему правилу имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, которые определены договором займа. При этом обязательства по договору займа должны исполняться надлежащим образом в соответствии с указанными в нем условиями. В этой связи включение в договор займа условия, которое заранее предполагает возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком обязательства вернуть заимодавцу в установленный срок сумму займа, не соответствует самой природе заемных отношений.

С учетом изложенного можно сказать, что установление в генеральных условиях и условиях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг условий, определяющих размер, сроки и порядок предоставления отступного, предоставлением которого могут быть прекращены соответствующие обязательства по облигациям, не соответствует требованиям законодательства РФ о ценных бумагах. Кроме того, заключение владельцем облигаций соглашения об отступном не может связывать последующих владельцев облигаций, приобретающих облигации в процессе их обращения, поскольку такие владельцы вправе самостоятельно определить условия предоставления отступного, равно как вообще отказаться от его предоставления взамен надлежащего исполнения обязательств по облигациям. Так, приобретая облигации в процессе их обращения, новые владельцы не обязаны заключать соглашение об отступном на тех же условиях, что и предыдущие владельцы облигаций, равно как вообще не обязаны заключать такое соглашение, а права и обязанности, вытекающие из ранее заключенного соглашения об отступном, не переходят к новым владельцам облигаций, поскольку не являются правами и обязанностями по облигациям.

Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день нормативно-правовая база, регламентирующая рынок ценных бумаг в целом и особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в частности, не позволяет эмитентам выпускать исламские облигации "сукук".

Выводы по первой главе

Государственные ценные бумаги делятся на две группы - государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ. При этом государственные ценные бумаги РФ определяются как ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Закон N 136-ФЗ в качестве государственных ценных бумаг субъектов РФ признает ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.

К отношениям, связанным с государственными ценными бумагами, применяются нормы, регулирующие государственный и муниципальный долг, и прежде всего нормы Бюджетного Кодекса РФ. Поэтому возможность существования в Российской Федерации государственных ценных бумаг различного уровня определяется устройством бюджетной системы РФ, которая согласно ст. 10 БК РФ состоит из трех уровней: федерального; субъектов РФ; муниципального.

Исполнение обязательств по государственным ценным бумагам Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями выпуска таких ценных бумаг. На исполнение обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные обязательства определяются как расходные, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ). БК РФ предусматривает процедуру прекращения долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, выраженных в валюте РФ, и муниципальных долговых обязательств и их списание с государственного (муниципального) долга.

Долговое обязательство по государственным ценным бумагам обязательно должно быть предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения.

Глава 2. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в России

2.1. Выпуск государственных ценных бумаг в документарной и бездокументарной форме

Что Вы посещаете?

Требования к форме ценной бумаги определяются законом или в установленном им порядке (ч. 1 ст. 144 ГК РФ) [2]. Однако уже из смысла ч. 1 ст. 142 ГК РФ, содержащей дефиницию понятия "ценная бумага" следует, что ценная бумага может существовать, прежде всего, в форме обособленного документа (документарная ценная бумага) [2]. Документарная форма ценной бумаги - это классическая форма существования ценной бумаги, при которой ценная бумага имеет материальную форму в виде бумажных сертификатов. При документарной форме имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, осуществляются и передаются только при предъявлении документа, являющегося ценной бумагой.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном) (ч. 2 ст. 142 ГК РФ) [2]. Тем самым допускается возможность существования ценной бумаги в форме, отличной от документарной формы, - в бездокументарной форме. Такие ценные бумаги существуют в виде записи на счете в реестре бумажном или электронном. Соответственно, записи содержат все необходимые реквизиты ценной бумаги. При купле-продаже ценной бумаги, а также других видах операций с ней она перемещается не путем передачи бумажного сертификата, а путем совершения записей в реестре.

На возможность существования ценных бумаг в бездокументарной форме прямо указывается в ст. 149 ГК РФ [2].

Как было отмечено, государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены исключительно в виде ценных бумаг, относящихся к категории эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций.

Закон "О рынке ценных бумаг", раскрывающий понятие "эмиссионные ценные бумаги", а также предусматривающий особенности существования ценных бумаг, относящихся к этой категории, допускает как документарную, так и бездокументарную форму эмиссионных ценных бумаг (ст. 2) [5].

Можно сделать вывод, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. При этом в зависимости от способа легитимации владельца (управомоченного лица) государственные ценные бумаги, как и другие эмиссионные ценные бумаги, могут быть именными и на предъявителя.

Особенностью государственных и муниципальных ценных бумаг является возможность их существования в документарной форме вне зависимости от того, являются ли они именными ценными бумагами или ценными бумагами на предъявителя (ст. 3 Закона N 136-ФЗ) [6].

Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя может быть оговорено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (ч. 5 ст. 16 Закона "О рынке ценных бумаг") [5]. В случаях, предусмотренных федеральными законами, такое же условие может быть поставлено и в отношении именных эмиссионных ценных бумаг, которые именуются эмиссионными ценными бумагами с обязательным централизованным хранением.

Из смысла ст. 3 Закона N 136-ФЗ следует, что по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным в документарной форме, также может быть предусмотрено централизованное хранение, причем в отличие от иных эмиссионных ценных бумаг - как по ценным бумагам на предъявителя, так и по именным ценным бумагам [6].

В случае выпуска документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением сертификаты ценных бумаг эмитентом не выпускаются и соответственно не выдаются на руки их владельцу (владельцам). Вместо этого эмитент выпускает так называемый глобальный сертификат - документ, удостоверяющий права, закрепляемые облигациями государственных и муниципальных займов каждого выпуска.

Глобальный сертификат оформляется на отдельный выпуск, передается на хранение в депозитарий. Он должен содержать набор обязательных реквизитов.

Централизованным хранением ценных бумаг занимаются специализированные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые осуществляют депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг.

Одной из принципиальных особенностей государственных и муниципальных ценных бумаг, отличающих их от других разновидностей эмиссионных ценных бумаг, является то, что по именным государственным и муниципальным ценным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется (ст. 4 Закона N 136-ФЗ) [6]. Отметим, что такая норма была введена Законом N 79-ФЗ. Ранее это правило распространялось только на государственные ценные бумаги РФ, т.е. права собственности на именные государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги подлежали учету и перерегистрации в реестре владельцев именных ценных бумаг.

Теперь же переход права собственности на все государственные и муниципальные ценные бумаги от одного владельца к другому наступает в момент их зачисления на счет депо их нового владельца и осуществления приходной записи по счету депо.

Порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций регулирует Положение Банка России "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг".

В соответствии со ст. 5 Закона № 136-ФЗ государственные ценные бумаги размещаются выпусками. Однако при этом Закон не определяет понятие "выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг". Вместе с тем, как было указано, государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены только в виде эмиссионных ценных бумаг, в том числе облигаций. Поэтому понятие "выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг" необходимо рассматривать через призму понятия "выпуск эмиссионных ценных бумаг".

Согласно статье 5  Закона 136-ФЗ, в рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг эмитент вправе устанавливать серии, разряды, номера ценных бумаг.

Эмитент может разделить выпуск государственных ценных бумаг на транши.

Деление выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг на транши должно быть отражено в решении о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг, которое представляет собой документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.

Эмитент вправе к ранее размещенным ценным бумагам выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг выпустить дополнительное количество ценных бумаг. Совокупность таких ценных бумаг составляет так называемый дополнительный выпуск.

Решение о дополнительном выпуске должно приниматься с учетом требований ст. 9 Закона № 136-ФЗ, где установлен перечень параметров ценных бумаг, которые должны быть отражены в акте о выпуске соответствующих ценных бумаг в виде постановления, распоряжения, приказа, решения соответствующего органа власти или местного самоуправления, уполномоченного осуществлять функции эмитента в отношении данных ценных бумаг [6].

Эмитент при принятии им решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг самостоятельно присваивает данному выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг государственный регистрационный номер в порядке, утвержденном Минфином России. Отметим, что указанная норма была введена Законом N 79-ФЗ. Ранее об этом речь шла в п. 2 Приказа Минфина России от 21 января 1999 г. N 2н, который утвердил Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг. Согласно этому Приказу каждому такому выпуску присваивается государственный регистрационный номер, состоящий из одиннадцати значащих разрядов: X1X2X3X4X5X6X7X8X9X10X11.

2.2. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Утверждение Генеральных условий является первым этапом процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Генеральные условия представляют собой документ, принимаемый в форме нормативного правового акта (в случае государственных ценных бумаг РФ).

Закон № 136-ФЗ относит утверждение Генеральных условий к полномочиям органа исполнительной власти соответствующего уровня [6].

Генеральные условия государственных ценных бумаг РФ утверждает Правительство РФ.

Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, которыми утверждаются Генеральные условия, то это, как правило, постановления или распоряжения органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Генеральные условия представляют собой документ, в котором определяются основные характеристики ценных бумаг, которые эмитенты планируют выпускать в обращение.

В случае выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг в виде классической облигации эмитент исполняет свои обязательства перед держателем облигации в денежной форме. Основными обязательствами эмитента являются возврат номинальной стоимости облигации, а также выплата процентов. Очевидно, что такие обязательства эмитент исполняет в денежной форме. Вместе с тем законодатель, определяя понятие облигации, предусматривает право владельца на получение вместо номинальной стоимости облигации в предусмотренный в ней срок иного имущественного эквивалента. В качестве такового, например, может выступать золото. В этом случае номинальная стоимость одной ценной бумаги (золотого сертификата) равняется действующей цене покупки Банком России 1 килограмма химически чистого золота на дату выпуска золотого сертификата. Соответственно, при погашении ценной бумаги инвестор получает не денежные средства, а их имущественный эквивалент в виде золота в слитках в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждую погашаемую ценную бумагу (золотой сертификат) [8].

Государственные ценные бумаги могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обращаются без каких-либо ограничений на оборотоспособность, под которой понимается доступность для гражданского оборота, т.е. способность ценной бумаги не только покупаться и продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, залога и т.п.). Также рыночные ценные бумаги не предполагают ограничений на круг владельцев. Нерыночные ценные бумаги - это ценные бумаги, оборотоспособность которых по каким-либо причинам ограниченна. Например, обращение ценных бумаг запрещено на вторичном рынке, т.е. ее нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил через оговоренный срок. Также могут быть установлены ограничение по видам рынков, где данные ценные бумаги могут обращаться, например конкретный организатор торгов, или же запрет на передачу ценной бумаги в залог. Кроме того, нерыночные ценные бумаги могут предполагать ограничения на круг владельцев, например только кредитные организации.

Если, как было отмечено, утверждение Генеральных условий является формально первым этапом процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, то вторым этапом такой процедуры является принятие эмитентом условий эмиссии и обращения.

Условия эмиссии и обращения принимаются в соответствии с Генеральными условиями в форме нормативного правового акта РФ, субъекта РФ или правового акта местной администрации. При этом определен открытый перечень информации, подлежащей включению в этот документ. В частности, условия эмиссии и обращения должны содержать указание:

- на вид ценных бумаг;

- на минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

- на номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

- на порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

- на порядок осуществления прав, удостоверенных государственными или муниципальными ценными бумагами;

- на размер дохода или порядок его расчета.

Государственная регистрация акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, включает:

- экспертизу соответствия акта законодательству РФ;

- принятие решения о государственной регистрации акта;

- присвоение регистрационного номера;

- занесение в реестр.

Эмитент в условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг может предусмотреть право выкупа ценных бумаг до срока их погашения с возможностью их последующего обращения. До вступления в силу Закона № 79-ФЗ данная норма в нем отсутствовала.

Эмитент вправе предусмотреть такую возможности при условии, что такое право выкупа предусмотрено генеральными условиями с соблюдением требований (в том числе по определению цены выкупа), установленных бюджетным законодательством РФ. Так, выкуп государственных или муниципальных ценных бумаг должен соответствовать специальным правилам бюджетного законодательства РФ об осуществлении не предусмотренных бюджетом расходов, определенных, в частности, в ст. 83 БК РФ [3].

Понятие "выпуск (дополнительный выпуск) государственных (муниципальных) ценных бумаг" можно определить следующим образом. Выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость. Дополнительный выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска.

Решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг принимает непосредственно эмитент.

Такое решение эмитент принимает в соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии и обращения и оформляет в форме документа, имеющего строго регламентированное содержание. В частности, решение о выпуске ценных бумаг должно содержать [8]:

- наименование эмитента;

- дату начала размещения ценных бумаг;

- дату или период размещения ценных бумаг;

- форму выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- указание на вид ценных бумаг;

- номинальную стоимость одной ценной бумаги;

- количество ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);

- дату погашения ценных бумаг;

- наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев государственных ценных бумаг субъектов РФ или реестра владельцев муниципальных ценных бумаг, либо указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг данного выпуска;

- информацию о соблюдении предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ.

Предельные объемы государственных заимствований субъектов РФ установлены в ст. 106 БК РФ. Согласно ее нормам предельные объемы государственных заимствований субъектов РФ и предельные объемы муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должны превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета [3].

В свою очередь, ст. 107 БК РФ регламентирует предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга и предоставляет право представительным органам субъекта РФ и муниципального образования устанавливать такой объем законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год в рамках ограничений, определенных ч. 2 и 3 ст. 107 БК РФ. Эти ограничения предусматривают, что предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для тех субъектов РФ и муниципальных образований, у которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из последних трех лет превышает установленные показатели, этой статьей БК РФ предусматриваются более жесткие ограничения [3].

В настоящее время ст. 107 БК РФ прямо закреплено, что превышение при исполнении соответствующего бюджета предельного объема государственного долга субъекта РФ, муниципального долга является нарушением бюджетного законодательства РФ [3].

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) должно быть подписано руководителем эмитента.

Условия, содержащиеся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), подлежат обязательному раскрытию. При этом прямо установлен один из возможных способов раскрытия - опубликование в средствах массовой информации.

В то же время законодатель допускает возможность раскрытия условий, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), и иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Независимо от способа, который эмитент избрал для раскрытия условий, содержащихся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), такая информация должна быть раскрыта не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения государственных ценных бумаг.

Отчет об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг представляет собой самостоятельный документ, принимаемый в форме нормативного правового акта эмитентом государственных или муниципальных ценных бумаг.

Такой документ должен быть принят эмитентом соответствующего уровня (Российской Федерацией, субъектом РФ, местной администрацией), причем только после завершения отчетного финансового года, но не позднее 1 февраля текущего года, а затем, не позднее 1 мая текущего года, отчет должен быть представлен в Минфин России.

Отчет об итогах эмиссии государственных ценных бумаг субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации Минфином России.

Согласно ч. 1 ст.12 Закона 136-ФЗ [6]:

- информация о государственных и муниципальных ценных бумаг, как и о других эмиссионных ценных бумагах, подлежит раскрытию их эмитентами;

- для целей Закона N 136-ФЗ понятие "раскрытие информации" определяется не комментируемым законодательным актом, а нормами Закона "О рынке ценных бумаг" [5].

В ст.12 Закона N 136-ФЗ определены различные формы раскрытия информации о государственных и муниципальных ценных бумагах, т.е. виды документов, в отношении которых должны быть проведены действия по их раскрытию по определенной процедуре. Под формой раскрытия информации следует понимать вид документа, в отношении которого должны быть проведены действия по его раскрытию по определенной процедуре.

В частности, таковыми являются:

- генеральные условия;

- условия эмиссии и обращения;

- решение о выпуске (дополнительном выпуске);

- информация, связанная с решением о выпуске (дополнительном выпуске), в том числе информация о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и обращения и решением о выпуске (дополнительном выпуске);

- отчет об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг.

Законодательство РФ о ценных бумагах и о рынке ценных бумаг предусматривает различные способы раскрытия информации эмитентами корпоративных ценных бумаг.

Очевидно, что в современных условиях это может быть достигнуто прежде всего посредством Интернета. Поэтому ФСФР России предписывает акционерным обществам размещать информацию, подлежащую раскрытию, в Интернете. При этом предусмотрены два способа раскрытия информации в этой информационно-коммуникационной сети.

Первым из них является опубликование информации акционерными обществами в ленте новостей уполномоченных информационных агентств - распространителей информации на рынке ценных бумаг. Лента новостей, или новостная лента, - это информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени и предоставляемый информационным агентством, имеющим статус распространителя информации на рынке ценных бумаг. Другими словами, это страница на каком-либо сервере в сети Интернет, представляющая собой список ссылок на другие страницы с новостями. Обычно новые ссылки регулярно появляются вверху страницы, а старые ссылки снизу страницы, напротив, исчезают. На некоторых лентах новостей после каждой ссылки идет текст с более подробным описанием новости. Лента новостей может быть также представлена в форме бегущей строки. Поэтому, несмотря на то, что ФСФР России ленту новостей информационных агентств прямо не относит к ресурсам сети Интернет, исходя из сложившейся терминологии раскрытие информации в ленте новостей информационных агентств происходит с использованием сети Интернет. На сегодняшний день таких уполномоченных информационных агентств пять. Их перечень представлен в таблице 1.

Таблица 1

Агентства, уполномоченные на раскрытие информации эмитентов

эмиссионных ценных бумаг

N

п/п

Регистрационный

код

Наименование

Обозначение

Сайт

1

1

АКМ

АКМ

www.disclosure.ru

2

2

АЗИПИ

AZIPI

e-disclosure.azipi.ru

3

3

Интерфакс

NTERFAX

www.e-disclosure.ru

4

5

Прайм-ТАСС

PRIME

disclosure.prime-tass.ru

5

7

СКРИН

SCRIN

disclosure.skrin.ru

 

Вторым способом раскрытия информации акционерным обществом в Интернете является ее публикация на странице (веб-сайте) в сети Интернет. Данный способ раскрытия информации является наиболее технологичным и обеспечивает доступность раскрываемой информации действительно самому широкому кругу лиц. До 1 сентября 2012 г. для опубликования информации в сети Интернет, за исключением информации, которая должна публиковаться в ленте новостей, акционерное общество могло использовать как свой собственный сайт, так и любой иной сайт в сети Интернет, например сайты специализированных регистраторов, сайты распространителей информации и т.п.

Однако с 1 сентября 2012 г. акционерные общества все документы, подлежащие раскрытию в Интернете, должны опубликовывать исключительно на страницах в сети Интернет одного из распространителей. Как было отмечено, таковых на сегодняшний день пять. Их перечень большинству акционерных обществ хорошо известен, поскольку в лентах новостей распространителей информации они уже давно обязаны публиковать различного рода информацию (сообщения о существенных фактах, сообщения о раскрытии в сети Интернет списка аффилированных лиц и др.). Таким образом, теперь для раскрытия информации в Интернете акционерные общества не вправе использовать свои страницы и страницы организаций, не являющихся распространителями информации, а должны использовать только страницы распространителей информации.

Закон N 136-ФЗ в качестве основного способа раскрытия информации о государственных и муниципальных ценных бумагах предусматривает опубликование документов. Таким способом раскрываются [6]:

- Генеральные условия;

- условия эмиссии и обращения;

- решение о выпуске (дополнительном выпуске);

- информация, связанная с решением о выпуске (дополнительном выпуске), в том числе информация о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и обращения и решением о выпуске (дополнительном выпуске);

- отчет об итогах эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг;

- отчет об исполнении бюджетов соответствующих уровней (органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления);

- данные об объеме долга заемщика (эмитенты государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг).

В то же время, так как генеральные условия и условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг утверждаются актами Правительства РФ и Минфина России, следует обратиться к порядку опубликования и вступления в законную силу актов Правительства РФ и исполнительных органов власти.

Вместе с тем, раскрытие информации в ряде документов, не являющихся нормативными правовыми актами, помимо опубликования в СМИ может осуществляться иным способом, предусмотренным законодательством РФ. В частности, речь идет об информации, содержащейся в решении о выпуске (дополнительном выпуске), информации, связанной с этим документом, в том числе о размере очередного купона по государственным или муниципальным ценным бумагам с переменным купонным доходом в соответствии с условиями эмиссии и обращения и решением о выпуске (дополнительном выпуске).

Выводы по  второй главе

Государственные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. При этом в зависимости от способа легитимации владельца (управомоченного лица) государственные ценные бумаги, как и другие эмиссионные ценные бумаги, могут быть именными и на предъявителя.

Особенностью государственных ценных бумаг является возможность их существования в документарной форме вне зависимости от того, являются ли они именными ценными бумагами или ценными бумагами на предъявителя.

Заключение

В ходе исследования был сделан вывод, что государственные ценные бумаги делятся на две группы - государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ. При этом государственные ценные бумаги РФ определяются как ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Закон N 136-ФЗ в качестве государственных ценных бумаг субъектов РФ признает ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.

К отношениям, связанным с государственными ценными бумагами, применяются нормы, регулирующие государственный и муниципальный долг, и прежде всего нормы Бюджетного Кодекса РФ. Поэтому возможность существования в Российской Федерации государственных ценных бумаг различного уровня определяется устройством бюджетной системы РФ, которая согласно ст. 10 БК РФ состоит из трех уровней: федерального; субъектов РФ; муниципального.

Исполнение обязательств по государственным ценным бумагам Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями выпуска таких ценных бумаг. На исполнение обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Бюджетные обязательства определяются как расходные, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ). БК РФ предусматривает процедуру прекращения долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, выраженных в валюте РФ, и муниципальных долговых обязательств и их списание с государственного (муниципального) долга.

Долговое обязательство по государственным ценным бумагам обязательно должно быть предъявлено к погашению в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. При этом в зависимости от способа легитимации владельца (управомоченного лица) государственные ценные бумаги, как и другие эмиссионные ценные бумаги, могут быть именными и на предъявителя.

Особенностью государственных ценных бумаг является возможность их существования в документарной форме вне зависимости от того, являются ли они именными ценными бумагами или ценными бумагами на предъявителя.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Гарант»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) // СПС «Гарант»
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // СПС «Гарант»
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СПС «Гарант»
  5. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СПС «Гарант»
  6. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СПС «Гарант»
  7. Бюджетная система РФ /под ред. М. В. Романовского – М.: Юрайт, 2014.
  8. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (постатейный). – М.: Деловой двор, 2013.
  9. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2013.
  10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2010.
  11. Финансовое право / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 2012.

 

Приложение

 

План-график выпуска государственных ценных бумаг

субъекта РФ

 

 N

              Этап              

 Срок

  Май 

  Июнь

  Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

неделя

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 1

2

3

4

1

2

3

4

Предварительный                 

этап                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Внесение изменений в Закон "О   

бюджете", включение в Программу 

внутренних заимствований выпуска

государственных ценных бумаг    

субъекта РФ в необходимом объеме

20   

дней 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Проведение открытого конкурса,  

выбор генерального агента.      

Заключение государственного     

контракта                       

50   

дней 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка и регистрация выпуска

государственных ценных бумаг    

субъекта РФ                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Подготовка генеральных условий. 

Утверждение генеральных условий 

эмитентом                       

20   

дней 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Подготовка условий эмиссии и    

обращения. Утверждение условий  

эмиссии и обращения эмитентом   

20   

дней 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Регистрация условий эмиссии и   

обращения в Минфине России,     

присвоение государственного     

регистрационного номера выпуску 

ценных бумаг                    

30   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор участников: биржи и       

депозитария                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Проведение открытого аукциона (в

электронной форме) по оказанию  

депозитарных услуг, выбор       

уполномоченного депозитария по  

хранению сертификата ценных     

бумаг. Заключение               

государственного контракта      

30   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Проведение открытого аукциона (в

электронной форме) по оказанию  

услуг организатора торговли     

(допуск к размещению, организация

торгов, включение и поддержание в

котировальном списке). Заключение

государственного контракта      

30   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение о выпуске, допуск к     

размещению                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Подготовка решения об эмиссии   

отдельного выпуска ценных бумаг.

Утверждение решения о выпуске   

эмитентом                       

20   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Получение допуска к размещению на

бирже, включение в котировальный

список ценных бумаг             

10   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

 

 

 

4.3

Раскрытие информации на всех    

этапах эмиссии (генеральный     

агент, эмитент)                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Премаркетинг и размещение ценных

бумаг                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Подготовка информационного      

меморандума генеральным агентом 

20   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2

Проведение презентаций и        

переговоров с инвесторами,      

открытие лимитов на ценные      

бумаги, оценка потенциального   

спроса                          

15   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

5.3

Согласование ставки купона с    

эмитентом, определение даты     

размещения ценных бумаг.        

Раскрытие информации            

2 дня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

5.4

Размещение ценных бумаг по      

открытой подписке на бирже,     

перечисление средств, полученных

от размещения ценных бумаг,     

эмитенту                        

1 день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

Организация вторичного обращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1

Утверждение отчета об итогах    

эмиссии эмитентом               

10   

дней 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?