СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
1.1. Трудовые ресурсы мира: количественные и качественные аспекты
1.2. Отраслевая структура занятости и профессиональная структура рабочей силы в развитых странах
2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
2.1. Роль всемирной таможенной организация в создании международной экономики и место в ней России
2.2. Перспективы интеграции таможенных органов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Население Земли в XX в. увеличилось с 1,5 до 6 млрд. человек. Рост населения в отдельных странах и регионах происходит весьма неравномерно.
Темпы прироста населения в развитых странах остаются в последние два десятилетия стабильно низкими. Резко замедлились темпы прироста в государствах с переходной экономикой, а в России в ряде стран СНГ, Балтии и Восточной Европы наметился процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной (включая Китай) и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки.
В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главным следствием этого стала неуклонно увеличивающаяся концентрация трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.
Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения. Выделяются два основных типа возрастной структуры.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что происходит международное разделение труда и это затрагивает все сферы экономики. Этот фактор влияет и на интеграцию таможенных органов, которые должны работать слаженно и эффективно в сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Объект данной курсовой работы – таможенные органы.
Предмет – особенности интеграции таможенных органов в системе международного разделения труда.
Цель работы – выяснить особенности международного рынка труда и возможности интеграции таможенных органов в мировую экономическую систему.
Задачи:
Международное разделение труда — объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. МРТ — цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства. [6,C.28]
В многосторонней системе МРТ является неизбежным участие любого и каждого государства в мирохозяйственных связях, безотносительно к уровню их экономического развития. Сущность международного, равно как и общественного в целом, разделения труда проявляется в динамическом единстве двух процессов производства — его расчленения и объединения. Единый производственный процесс не может не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы, не концентрироваться по отдельным стадиям производства на определенной территории, в отдельных странах. Вместе с тем это одновременно и объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в системе МРТ. В обособлении (и специализации) различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнении и взаимодействии - основное содержание разделения труда. Иначе говоря, разделение труда есть одновременно способ соединения труда. Необходимость повышения производительности труда, обусловливающего экономический и социальный прогресс,— движущая сила в развитии разделения труда, в том числе и международного. МРТ осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил.
Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ, как и разделение труда вообще, не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства. [13, c. 27]
Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку в любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в МРТ, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.
Под влиянием МРТ торговые связи между странами усложняются и обогащаются, все более перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой. Она включает международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество (НТС), совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое. Всемирными производительные силы делают международная специализация и кооперация производства, проявляющиеся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого звена образующейся производственной системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что приводит, в конечном счете, к усилению целостности этой системы.
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. [12, C.34]
Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.
Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.
Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.
С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. При этом вывоз топливно-энергетической продукции осуществлялся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Только за 1992-1994 гг. удельная таможенная стоимость экспорта сократилась по нефти приблизительно на 22%, а по газу — более, чем на 14%.
Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе — черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1999 - 2004 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа.
Как свидетельствуют специалисты, отход от малоэффективной ориентации на вывоз топливно-энергетического и иного сырья в пользу экологоемкой продукции представляет собой шаг назад или даже тупиковое направление в процессе интернационализации российской экономики. В этой связи особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции.
Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 1996 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1995 г. на 16%. В 1997 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. В середине 90-х годов техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов. Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом.
Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования..
Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. [2, C.176]
Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 2004 г. оценивалось в 2784 млн. человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.
Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е гг. до 1,6% в 1995—2004 гг., что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.
В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).
Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых. Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.
В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х гг. составлял, % к общей численности взрослого населения: мужчины — 78,4 и женщины — 60,3. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.
Использование трудовых ресурсов определяется, в частности, количеством рабочих часов в год, приходящимся на одного занятого. Этот показатель достигает самого высокого уровня в новых индустриальных странах: Республике Корея (2547 ч в середине 90-х гг.), Чили (2400 ч). Несколько ниже объем отработанного времени в развитых странах: Японии (2017 ч), США (1945 ч), Великобритании (1880 ч.). В России данный показатель составил 1441 ч, что во многом обусловлено высокой скрытой безработицей.
К безработным, согласно рекомендациям Международной организации труда, относятся лица 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались поисками ее и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения. Уровень безработицы в промышленно развитых странах в 1998 г. составлял, % к экономически активному населению: в США — 4,5; Японии — 4,3; Великобритании — 6,2; Германии — 10,9; Франции — 11,8; Италии — 12,0; Испании — 18,8.
В странах с переходной экономикой в 90-х гг. безработица впервые за несколько десятилетий проявилась в открытой форме и в ряде стран достигла высокого уровня. Так, в 1998 г. она составила, %: в Словении — 14,3; Словакии — 13,5; России — 9,3; Румынии — 8,7; Чехии — 6,1. В то же время экономический подъем позволил в 1997—1998 гг. сократить уровень безработицы в Болгарии с 14,2 до 11,4%, Венгрии — с 10,3 до 9,1 и Польше — с 11,6 до 10%. Самые низкие показатели уровня безработицы в мире в 1997 г. имели новые индустриальные и новые развитые страны: Таиланд (1,4%), Сингапур (1,9%), Южная Корея (2,4%). Это было обусловлено рядом обстоятельств: высокими темпами экономического роста в тот период, сравнительно низкой производительностью труда, системой пожизненного найма в некоторых из этих стран, и также отсутствием в большинстве из них действенной системы социального страхования.
В развивающихся странах индустриальное развитие ведет к подрыву трудоемких традиционных производств, на которых держится существование значительной части населения. В результате традиционные уклады выталкивают из своего производства большое число разоряющихся крестьян и ремесленников, формирующих армию полностью безработных, и в то же время не обеспечивают полной занятостью оставшихся работников. Постоянная незанятость значительной части сельского населения только вследствие сохранения традиционных укладов воспринимается как перенаселенность, не превращаясь в открытую безработицу. В ряде развивающихся стран происходит выталкивание разоренного крестьянства из перенаселенной деревни в города независимо от спроса на рабочую силу в неаграрных отраслях национальной экономики. [8, C.231]
В России в настоящее время в состав трудовых ресурсов входят лица в трудоспособном возрасте (женщины от 15 до 54 лет, мужчины от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включается нетрудоспособное население (инвалиды).
В силу демографического старения населения России с конца 80-х до середины 90-х гг. прослеживалась тенденция сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста и увеличения доли населения пенсионного возраста. На рубеже веков в России прогнозируется заметное сокращение общем численности и доли населения моложе трудоспособного возраста, стабилизации доли населения пенсионного возраста и некоторое увеличение доли населения трудоспособного возраста.
Это обусловлено низким уровнем рождаемости в 90-х гг., вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного поколения, родившегося в конце 70-80-х гг., а также вы ходом на пенсию малочисленного поколения «детей войны». Не малую роль играет также иммиграция русского и русскоязычного населения из стран — членов СНГ и Балтии, значительная часть которого приходится на трудоспособные возрастные группы.
Уровень образования трудоспособного населения России остается высоким: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 90-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование. В связи с происходившими в 90-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения:
В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем главным направлениям:
В странах с переходной экономикой прослеживаются следующие тенденции в отраслевой структуре занятости:
Доля занятых в промышленности и строительстве в развивающихся странах невысока. Так, в 2000 г. она составила в Египте и Пакистане — 20%, Индонезии — 13%. Заметно выше этот показатель в Южной Корее (35%) и Бразилии (23%).
Изменения в отраслевой структуре рабочей силы во многом предопределяют сдвиги в ее профессиональной структуре. Последние проявляются в изменении соотношения числа занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий. Важнейшая из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех странах доли сельскохозяйственных профессий и увеличении доли работников сферы услуг, причем чем выше уровень развития экономики страны, тем сильнее проявляется данная тенденция.
Специалисты (работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро растущей категорией экономически активного населения в развитых, постсоциалистических и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро растет численность работников наиболее квалифицированных профессий, связанных с развитием наукоемких производств. Категория служащих является второй по численности в профессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении. Занятость работников сферы услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как следствие процесса постиндустриализации. Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) являются самой многочисленной профессиональной категорией экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах. Но в обеих группах стран происходит сокращение доли этой категории занятых, вызванное перемещением рабочей силы в сферу услуг. Причем на основе технического прогресса существенные изменения претерпевает и профессиональный состав индустриальных рабочих. В развитых странах происходит процесс замещения полуквалифицированной рабочий силы квалифицированной, а также вытеснения из производства целого ряда прежде массовых профессий (шахтеры, швеи, плотники и др.). Одновременно растет численность и доля квалифицированной рабочей силы.
Сдвиги в структуре рабочей силы обусловливают первоочередность решения проблемы профессиональной подготовки и переобучения кадров в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с изменяющимся содержанием труда, массовым образованием новых профессий и специальностей. В США в результате структурной перестройки экономики ежегодно вытесняются из производства от 1 до 2 млн. работников, профессиональная переподготовка которых, особенно лиц старших возрастов, крайне затруднена. В странах с переходной экономикой, включая Россию, в 90-е гг. происходило массовое переобучение работников профессиям, пользующимся спросом в рыночной системе (бухгалтер, аудитор и др.).
Всемирная таможенная организация (ВТО) — межправительственная организация по вопросам таможни.
ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны три конвенции — Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года.
Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 года.
Со временем Совет таможенного сотрудничества превратился в организацию всемирного масштаба. В октябре 1994 он был переименован во Всемирную таможенную организацию.
В настоящее время ВТО объединяет 169 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.
ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.
В июне 2005 года Советом ВТО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых — упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.
Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ в январе 2006 года принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб СНГ в Санкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.
Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.
Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям: [8, c. 132]
1) взаимодействие со странами СНГ;
2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья";
3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).
В части 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ закреплено: "Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой".
Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего законодательства. В то же время очевидным является международное значение таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные войны", осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной области продиктована также сложностью современных таможенных тарифов, существованием многочисленных обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.
Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.
Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.
Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.
В статье 6 Таможенного кодекса РФ закреплен принцип приоритета международного договора перед внутренним таможенным законодательством: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора".
Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов и зон свободной торговли с участием Российской Федерации нашли свое развитие в части 2 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": "В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".
Особо следует остановиться на определении таможенного союза, который является международно-правовым инструментом согласования таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей (единой) таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами-нечленами таможенного союза (внешний аспект).
В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.
В основу деятельности ВТО, сменившей в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.
Федеральная таможенная служба (ФТС) России поставила перед собой задачу более тесно интегрироваться в международную таможенную систему. Особое внимание предполагается сосредоточить на вопросах построения единой информационной системы, предназначенной для контроля на пунктах пропуска и развития систем электронного декларирования товаров.
В России создается единая автоматизированная система таможенного контроля, предназначенная как для налаживания взаимодействия с таможенными органами зарубежных стран, так и для автоматизации работы всех служб, участвующих в процессе таможенного оформления товаров. Создание такой системы вызвано растущими объемами международной торговли России и продвижением на пути вступления в ВТО. В этих условиях сотрудничество таможенных структур России и зарубежных стран становится одним из приоритетных направлений, обеспечивающих условия для поступательного экономического развития.
Таможенные службы стран-участниц Всемирной таможенной организации для обеспечения совместной работы разработали рамочные стандарты взаимодействия. В их основе: принципы предварительного обмена данными о товарных поставках в автоматическом режиме, построение систем анализа и управления рисками, создание на границе условий для физического контроля транспортных средств и контейнеров, налаживание партнерских отношений с предпринимательским сообществом. Подобных стандартов придерживается и Россия – они положены в основу «Концепции развития таможенной службы до 2010 года», которая разработана Федеральной таможенной службой России.
Создание единой автоматизированной системы таможенного контроля невозможно без использования современных информационных технологий. Одной из ее составляющих станет единая база данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и автотранспортных средств, направляемых через таможенную границу.
«Первый эксперимент по созданию такой единой базы данных будет проведен на одном из таможенных постов Себежской таможни, - сообщил в ходе выступления на состоявшейся выставке «Таможня-2005» Леонид Ухлинов, руководитель главного управления информационных технологий ФТС России. - Эксперимент планируется начать в феврале 2006 года и проводить в течение четырех месяцев. По его результатам будут подготовлены рекомендации по созданию унифицированной схемы работы пункта пропуска как единого информационно взаимосвязанного объекта. Все участвующие в процессе контроля структуры (пограничная и санитарная службы, таможня и т.д.) будут работать с единой базой, что позволит улучшить информационный обмен, исключить дублирование данных, уменьшить сроки оформления документов».
Другое приоритетное направление – развитие системы электронного декларирования товаров.
Таможенная служба все больше переходит к применению информационных технологий. Так, сегодня в стране 57 таможенных постов уже работают или готовы к работе с электронными декларациями. При электронном декларировании грузов максимальное количество процедур можно проводить удаленно, обмениваясь с таможней электронными документами. В этом случае таможенные процедуры становятся более прозрачными и комфортными для участников внешнеэкономической деятельности.
Постепенно набирает обороты процесс интеграции таможенных органов России и приграничных государств. Развивается система предварительного информирования таможен в рамках проекта «Калининградский транзит». В ходе реализации проекта совместными усилиями ФТС России, Комиссии Европейского Союза и Таможенного департамента Литвы было создано информационно-техническое решение, позволившее российским таможенным постам передавать информацию в европейскую транзитную систему и оперативно получать результаты обработки (разрешения на транзит). В результате таможенные органы представляют новый вид сервиса участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – возможность предварительного информирования пограничных таможенных органов (как российских, так и литовских) до фактического прибытия товаров и транспортных средств.
Система предварительного информирования получает дальнейшее развитие. Так, Казахстаном и Россией подписан рамочный документ о предварительном информировании о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах. В ходе осуществления проекта необходимо будет интегрировать информационные системы таможенных служб двух стран, в частности, соглашение определит необходимый объем сведений, формат передачи данных, механизм обработки и доведения до таможенных постов и т.д. Кроме того, предусмотрено проведение эксперимента по отработке взаимоприемлемых технологических решений.
Также разрабатываются системы анализа и управления рисками, предназначенные для выбора и проведения досмотра только тех поставок, которые представляют реальную угрозу. Предварительное информирование, управление рисками и анализ тех грузов, которые должны быть направлены на досмотр с применением инспекционной техники – связанные направления работы, направленные на повышение обоснованности решений и обеспечение необходимого уровня безопасности при поставках товаров. [9, c.121]
Однако для повышения эффективности международного таможенного сотрудничества и реализации принятых рамочных стандартов необходимо решить еще целый ряд первоочередных проблем. Требуется разработать регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товарно-сопроводительных документов, которые важны для обмена данными между таможенными службами. Требуют серьезного внимания вопросы обеспечения безопасности международного информационного обмена с использованием сети Интернет на основе типовых технических решений для государственных организаций. В настоящее время в России действует Указ Президента № 611, запрещающий подключение ИТ-систем государственных органов напрямую к сети Интернет. С учетом развития взаимодействия между таможенными службами данный фактор является сдерживающим с точки зрения налаживания эффективного электронного документооборота между ними.
Остаются пока нерешенными также проблемы, связанные с несовершенством законодательства. Пока существуют недоработки в законодательстве РФ в области работы с ЭЦП и обеспечения юридической значимости электронных документов. В настоящее время отсутствуют нормативные документы по кросс-сертификации, которая позволила бы проверять цифровые подписи напрямую в тех случаях, когда удостоверяющие центры, которые формируют сертификаты цифровой подписи, работают в разных государствах.
Несмотря на остающиеся препятствия, достигнутые положительные результаты и политика, направленная на усиление роли современных информационных технологий в работе ФТС России, создание единой коммуникационной инфраструктуры и налаживание взаимодействия с зарубежными партнерами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. Под международной (внешней) миграцией рабочей силы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.
Выделяют безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции. Во второй половине XX в. сложилось несколько центров притяжения международной трудовой миграции — Западная Европа, США и Канада, нефтедобывающие страны Западной Азии.
Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций.
Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.
Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ.
Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки; обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.
Предусмотрен блок функций международного характера:
- участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело;
- сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК