Cовершенствование системы управления ЖКХ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы совершенствования системы управления ЖКХ в России

1.1. Понятие и сущность ЖКХ как объекта управления и регулирования

1.2. Методические подходы в сфере совершенствования системы управления ЖКХ

1.3. ТСЖ как эффективный вид управления ЖКХ

  1. Анализ формирования и функционирования ТСЖ в системе управления ЖКХ района Марьино

2.1. Проблемы формирования ТСЖ района Марьино

2.2. Анализ формирования и деятельности ТСЖ «Братиславская» района Марьино

2.3. Разработка проекта по внедрению конкуренции на рынке ЖКХ

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена слабой изученностью специфики рыночных отношений, складывающихся в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее – ЖКХ), началом третьего этапа реформы ЖКХ и введением новых способов управления, необходимостью теоретического осмысления и оценки результатов реформы, что позволит определить как положительные результаты, так и проблемы, возникающие в ходе ее проведения.

Государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 гг.[1] констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям.

Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению и т.п.

Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели – повышение качества жизни людей.

Необходимо создание новых механизмов управления, которые обусловят заинтересованность предприятий ЖКХ в снижении издержек, повышение эффективности и качества обслуживания.

В настоящее время особую социально-экономическую значимость приобретает проблема повышения эффективности трансформации сферы деятельности жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в процессе внедрения новых механизмов хозяйствования. Указанная трансформация охватывает все большее число регионов и муниципальных образований (МО) страны, находящихся на разных стадиях общественного развития и с разной степенью интенсивности втягивающихся в общее русло рыночных преобразований.

Однако формирование рыночных отношений в ЖКХ не завершено в силу системных причин: дотационности этого сектора экономики, недостаточно развитой системы договорных отношений, неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунальной сферы (ЖКС) носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в ЖКХ. Не получили пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами, в частности товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность данной курсовой работы, в которой на основе комплексного и системного подходов рассмотрены процессы формирования и развития рыночных отношений в ЖКХ.

Целью курсовой работы является исследование особенностей ТСЖ.

Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

- выявить специфику ЖКХ как объекта управления и регулирования и на этой основе вывести понятие «жилищно-коммунальное хозяйство»;

- проанализировать систему формирования и работы ТСЖ «Братиславская» района Марьино;

- разработать проект по внедрению системы формирования конкуренции в сфере ЖКХ путем создания ТСЖ.

Объектом исследования выступила система ТСЖ.

Предметом исследования является разработка проекта совершенствования системы управления в сфере ЖКХ.

1. Теоретические основы совершенствования системы управления ЖКХ в России

1.1. Понятие и сущность ЖКХ как объекта управления и регулирования

ЖКХ представляет собой сложный социально-экономический комплекс, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей населения. С социальной точки зрения ЖКХ – важнейшая сфера жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека, с экономической – особый рынок по производству товаров и услуг, связанный с жильем и коммунальной сферой.

Начнем с определения понятия «жилищно-коммунальное хозяйство», которое при всей очевидности своего существования не имеет единого значения ни в научной литературе, ни в законодательных и нормативных актах Российской Федерации. Единства нет ни на общенациональном, ни на региональном уровнях, не говоря о муниципальных.

Существуют как минимум два подхода к определению понятия «жилищно-коммунальный». Первый основан на понимании терминов «жилищный» как относящийся к жилищному фонду, и «коммунальный» – как связанный с инженерными системами или сетями, т. е. водо-, тепло-, газо-, электрокоммуникациями. Второй подход базируется на понимании более широкого термина «жилищно-коммунальный», и связан со средой обитания, т. е. сферой жизнедеятельности отдельных индивидуумов и социума – территориального сообщества людей, относящихся к одной коммуне (территориальной общине в первоначальном и общепринятом значении этого слова)[2].

При первом значении управление жилищно-коммунальным хозяйством понимается как управление жилищным фондом и прилегающей к нему или обеспечивающей его инженерно-коммуникационной инфраструктурой. Во втором случае управление ЖКХ принимает значение управления всем комплексом народного хозяйства территории, связанного с проживанием социально-культурного сообщества на конкретной территории. Этот комплекс включает не только жилищный фонд с прилегающей к нему инженерной инфраструктурой, но и весь комплекс околожилищных структур с их технической, правовой, социальной, экономической, культурной, экологической и иными составляющими по месту проживания человека и социума.

Понятие «коммунальное» в целях унификации следует рассматривать как относящееся к городскому или муниципальному хозяйству (социально-экономическому комплексу территории). Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль общественного сектора экономики, часть национальной экономики или народного хозяйства страны. Жилищно-коммунальное хозяйство на территории муниципального образования – это часть муниципальной экономики, причем самая значительная. С жилищно-коммунальным хозяйством связано от 60 до 90% всех муниципальных проблем.

Жилищно-коммунальное хозяйство – особая сфера региональной экономики, в которой осуществляется производство, распределение и потребление жилищно-коммунальных товаров и услуг, относящихся к сфере личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов. Это сложный многоотраслевой или межотраслевой комплекс общественного сектора экономики, находящийся в сфере государственного регулирования и территориального управления.

Ключевые понятия:[3]

  • жилищное – принадлежащее к жилью, т. е. к объектам и местам проживания людей;
  • коммунальное – относящееся к коммуне или к общине, имеющий общественный или социальный характер;
  • хозяйство – весь комплекс имущественных, правовых, управленческих и иных объектов, субъектов и отношений.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает следующие элементы:

  • земельные участки, на которых располагаются жилищный фонд и другие материальные объекты ЖКХ;
  • жилищный фонд, т. е. многоквартирные и индивидуальные жилые дома;
  • жилищные коммуникации, т. е. инженерную инфраструктуру, сети электро-, водо-, тепло-, газоснабжения и др.;
  • объекты озеленения и благоустройства на территории жилищного фонда;
  • объекты социально-культурного, торгового, бытового, спортивного и другого назначения, находящиеся в жилой зоне;
  • внутриквартальные дороги, автостоянки, гаражи и другие элементы транспортного сообщения в жилой зоне;
  • предприятия по производству строительных и иных материалов для жилищного фонда;
  • строительные предприятия и организации;
  • предприятия по производству средств транспорта, механизмов, специального и иного оборудования для жилищного фонда и др.;
  • предприятия и организации по производству тепловой и электрической энергии, воды и т. д.;
  • торговые и снабжающие организации;
  • финансовые учреждения;
  • средства и организации информационного обеспечения;
  • научные и научно-исследовательские организации;
  • образовательные организации;
  • правоохранительные органы;
  • контрольные и надзорные органы и организации;
  • законодательные и исполнительные органы государственной власти, территориального управления и местного самоуправления;
  • предприятия и организации непромышленного характера вспомогательного и обеспечивающего назначения;
  • менеджерские или управляющие компании.

 Понятие «управление» применительно к ЖКХ помимо общеизвестного синонима «менеджмент» следует дополнить существенным с точки зрения экономической теории факторным значением. Современная экономическая теория признает четыре основных фактора производства. Это ресурсы (земля, капитал, труд) и предпринимательская способность, соединяющая в процессе производства другие факторы[4].

Предпринимательскую способность можно определить как системообразующий фактор. В экономике ЖКХ присутствуют все основные экономические ресурсы, но определение предпринимательской способности в качестве единственного системообразующего фактора производства является, по меньшей мере, неполным. В процессе обеспечения взаимодействия факторов производства помимо предпринимателей задействованы еще органы власти и управления, или административный ресурс. Оба ресурса – части одного общего ресурса, который целесообразно назвать управлением.

Это более новый вариант названия системообразующего фактора производства и одновременно новое значение известного понятия. Иными словами, управление – это системообразующий фактор производства, который обеспечивает взаимодействие между основными экономическими ресурсами (трудом, землей и капиталом) в процессе производства, потребления и распределения материальных благ, товаров и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Все элементы ЖКХ можно отнести к тому или иному экономическому ресурсу. Непосредственно к ресурсу управления относятся: финансовые учреждения; научные и научно-исследовательские организации; образовательные организации; правоохранительные органы; контрольные и надзорные органы и организации: законодательные и исполнительные органы государственной власти, территориального управления и местного самоуправления; предприятия и организации непромышленного характера вспомогательного и обеспечивающего назначения; менеджерские или управляющие компании. Указанные элементы играют различную роль по отношению к ресурсу управления и подразделяются на основные и вспомогательные. Основными являются менеджерские и управляющие компании.

1.2. Методические подходы в сфере совершенствования системы управления ЖКХ

Говоря об эффективном управлении ЖКХ, следует говорить как о рациональном использовании управленческого ресурса, так и об организации процесса успешного управления объектами и (или) элементами жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, под эффективным управлением ЖКХ следует понимать рациональное использование управленческого ресурса и организацию успешного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства.

Существует точка зрения, что некоторые противоречия, имеющиеся в организации ЖКХ муниципального образования, могут быть преодолены через образование на территории муниципальных районов профильных или объединенных межмуниципальных хозяйственных объединений в форме закрытых акционерных обществ[5].

Другие авторы утверждают, что права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия[6].

Тем не менее, сейчас в системе управления ЖКХ присутствуют успешные примеры, когда в отрасль привлекается частный инвестор, включающийся в систему правообладания и управления коммунальным комплексом на паритетных началах с администрацией муниципального образования[7].

Также можно выделить несколько критериев эффективности использования управления ЖКХ.

Одним из критериев эффективнос­ти использования управленческого ресурса может быть рост показателей производства и воспроизводства жилья и жилищно-коммунальных услуг.

С сугубо экономической точки зрения эффективность управления ЖКХ на территории связана с экономической эффективностью (Эф) и определяется соотношением полученного результата, эффекта, выручки от реализации (Вр) ко всем совокупным затратам или издержкам на производство ЖКУ (Ип):

Эф = Вр / Ип

В качестве показателя эффективности можно использовать прибыль от производства и реализации (Пр), которая определяется как разность между выручкой и издержками:

Пр = Вр — Ип

Но эффективность управления ЖКХ не всегда связана с достижением получения максимальной прибыли. Эффективным, в широком смысле, считается такое управление, при котором достигаются цели организации. Цели представителей коммерческих предприятий или бизнес структур не всегда совпадают с целями органов МСУ и населения.

Бизнес стремится к ­максимальным ценам на ЖКУ, а органы власти и управления, защищая интересы населения должны стремиться к установлению минимальных цен.

На практике в условиях рыночных отношений все участники процесса должны стремиться к установлению баланса интересов. Такой баланс достигается установлением рыночного равновесия между предложенной ценой на ЖКУ и ценой оплачиваемого спроса в условиях цивилизованных рыночных отношений. При слишком высокой цене значительная часть потребителей не сможет оплачивать услуги, а при низкой цене предприятия и организации производители услуг не смогут возместить свои затраты.

Поэтому эффективность управления ЖКХ на территории помимо экономической эффективности определяется еще и социальной эффективностью.

Социальная эффективность отражает результативность общественного процесса в целом, это обобщающая характерис­тика развития какой-либо территории. Для измерения социальной эффективности используются самые разные показатели: экономические, социально-бытовые, социально-демографические, социально-гуманистические и др. Показателями социальной эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут быть: доступность жилья, комфортность жилья, обеспеченность жильем на семью, качество и стоимость оказываемых ЖКУ и др.

Главным критерием социальной эффективности в ЖКХ является максимальное удовлетворение потребностей населения в ЖКУ при минимальных ценах, что не всегда совпадает с интересами бизнеса. Поэтому для достижения баланса интересов необходимо стремиться к достижению социально-экономической эффективности.

Социально-экономическая эффективность (СЭЭф) в управлении ЖКХ на территории является интегрированным показателем средней доходности бизнеса или стоимости ЖКУ по отношению к средней доле затрат (Зо) на оплату ЖКУ в совокупном доходе семей.

СЭЭф = Эф / Зо

В современной теории менеджмента управление считается эффективным в том случае, если организации достигают своих целей. Поэтому эффективность в управлении жилищно-коммунальным хозяйством следует рассматривать с трех позиций:

— представителей бизнеса или предпринимателей;

— органов государственной власти или территориального управления;

— населения.

Эффективность с позиций предпринимателей или представителей бизнеса определяется, прежде всего, как экономическая эффективность. По классической схеме эффективность – это соотношение затрат на производство товаров и услуг и доходов от их реализации, выраженное через прибыль. Если предприниматели стремятся к получению прибыли любой ценой, то должны помнить, что в условиях свободного рынка цена предложения не должна превышать цену спроса. В противном случае потребители либо откажутся от услуги, либо не смогут ее оплачивать. Цивилизованные предприниматели строят свой бизнес исходя из интересов потребителей.

Население заинтересовано в том, чтобы получать максимальное количество жилищно-коммунальных услуг при минимальных ценах и хорошем качестве.

1.3. ТСЖ как эффективный вид управления ЖКХ

22 мая 2007 года вышло постановление правительства Москвы № 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007–2009 годы и задании на 2010 год". По этому документу в столице до 2010 года планируется создать ТСЖ в 17178 многоквартирных домах.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления их домом:

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  3. управление управляющей организацией.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ).

В одном многоквартирном доме можно создать только одно ТСЖ. Решение об этом считается принятым, если на общем собрании за него проголосовало более чем 50 % собственников помещений в соответствующем доме.

ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и создается без ограничения срока деятельности. Стать членом ТСЖ можно на основании заявления о вступлении в товарищество. Если гражданин приобретает жилое помещение в доме, где создано ТСЖ, то он вправе стать членом данной организации после возникновения у него права собственности на помещение. В случае продажи или совершения другой сделки, влекущей прекращение права собственности на жилое помещение, членство в ТСЖ прекращается. Допускается выход из товарищества путем подачи соответствующего заявления.

Товарищество отвечает всем принадлежащим ему имуществом лишь по своим обязательствам, в то время как участники ТСЖ отвечают только по обязательствам членов ТСЖ.

В ЖК РФ установлены основные права и обязанности товарищества. Итак, ТСЖ вправе:

- заключать договор управления многоквартирным домом, а также соглашения о содержании и ремонте общего имущества, договоры об оказании коммунальных услуг и другие договоры в интересах своих членов;

- определять смету доходов и расходов на год;

- определять на основе принятой сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

- продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее ТСЖ.

Помимо этого, если это не нарушает права и интересы собственников, ТСЖ вправе:

- предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

- в соответствии с требованиями законодательства надстраивать, перестраивать часть общего имущества;

- получать в пользование или приобретать в общую долевую собственность собственников земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных построек и их дальнейшей эксплуатации;

- осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков.

Каждый член товарищества обязан участвовать в общих расходах ТСЖ. В противном случае ТСЖ вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Кроме того, ТСЖ может потребовать в суде полного возмещения причиненных убытков в результате неисполнения собственником обязательств по уплате таких платежей и взносов.

Согласно ЖК РФ в обязанности ТСЖ входит:

- заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ;

- обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества;

- обеспечение выполнения всеми собственниками обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

- принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, которые препятствуют осуществлению прав владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом;

Таблица 1.1

Органы управления в ТСЖ

Органы ТСЖ

Компетенция

Пояснения

Общее собрание членов ТСЖ (высший орган управления)

1) Внесение изменений в устав товарищества; 2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; 3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; 5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; 6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; 7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; 8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; 9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; 11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества; 12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме и т. д.

Проводится по инициативе любого члена ТСЖ. Общее собрание членов ТСЖ правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления товарищества или его заместитель

Правление ТСЖ (руководство деятельностью ТСЖ, исполнительный орган)

1) Соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества; 2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; 3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; 4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; 5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; 6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; 8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества и др.

Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов ТСЖ на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Решения правления оформляются протоколом

Председатель правления

Он действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда

Избирается на срок, установленный уставом ТСЖ. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно

Ревизионная комиссия ТСЖ

1) Проводит не реже одного раза в год ревизии финансовой деятельности товарищества; 2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; 3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности

Избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии ТСЖ не могут входить члены правления товарищества

- представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

ТСЖ вправе заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:

  1. обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  2. строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
  3. сдачей в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

Всю прибыль, полученную от хозяйственной деятельности, направляют для оплаты общих расходов или в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Такие доходы не могут быть поделены между членами ТСЖ, так как получение прибыли не является самоцелью товарищества.

ТСЖ может быть реорганизовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Данную процедуру осуществляют в порядке, установленном гражданским законодательством.

Два и более товарищества собственников жилья вправе создать объединение товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах из числа собственников помещений в многоквартирном доме.

Ликвидация ТСЖ также осуществляется по правилам гражданского права. В ЖК РФ предусмотрен специальный пункт, касающийся ликвидации ТСЖ. Так, общее собрание собственников обязано принять решение о ликвидации товарищества в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50 % голосов от общего

2. Анализ формирования и функционирования ТСЖ в системе управления ЖКХ района Марьино

2.1. Проблемы формирования ТСЖ района Марьино

Современная система управления жилищным фондом неэффективна, потому как в рамках заданных финансовых ограничений не обеспечивает наилучшее содержание жилых домов. Схема управления, предлагаемая в рамках реформы ЖКХ, потенциально обладает преимуществами, которые базируются на разрушении монопольного статуса местных органов власти, развитии конкуренции и включения жителей в процесс управления жилищным фондом. В результате распространения независимых профессиональных управляющих компаний появляется возможность снизить стоимость услуг и улучшить состояние жилищного фонда за счет конкуренции, усиления контроля и финансовой заинтересованности в результатах деятельности.

Важным звеном в новой системе управления должны стать организации жильцов (Товарищество собственников жилья), которые будут выполнять функцию заказчика управленческих услуг. В настоящее время популярность ТСЖ низка. Это означает, что в стране существует большое количество собственников, которые отказываются от функций управления принадлежащего им жилищного фонда, по сути, оставаясь нанимателями.

На то есть ряд причин, из которых выделим следующие:

  • низкие доходы населения и, соответственно, ограниченные возможности в сфере благоустройства жилищного фонда;
  • высокие трансакционные издержки согласования интересов собственников, что усугубляется необходимостью объединяться несколькими домами, иначе это экономически неоправданно;
  • пассивное отношение граждан к жилищному хозяйству, сформированное еще в советский период, наличие стереотипа в соответствии с которым границы собственности лежат в пределах квартиры;
  • неинформированность большинства граждан относительно возможных вариантов участия в процессе управления жилищным фондом.

Только при решении этих и других проблем станет возможным более интенсивное объединение граждан в организации, и, таким образом, включение их в процесс управления принадлежащей им собственности. Для этого необходимо:

  • создать условия для развития профессионального рынка услуг управляющих компаний (например, организовать программы подготовки кадров);
  • развивать конкуренцию в сфере предложения жилищных услуг;
  • создавать благоприятные условия для объединения граждан в ТСЖ и другие подобные им формы исключительно на добровольных началах;
  • более полно информировать граждан о возможных вариантах их включения в процесс управления жилищным фондом.

Кроме указанных проблем существуют преимущества, при которых различные ТСЖ района Марьино могут функционировать при соблюдении всех условий формирования ТСЖ очень эффективно.

Основные преимущества ТСЖ

Во-первых, собственники помещений самостоятельно решают, каким способом управлять своим домом: собственными силами или с привлечением специалистов - профессионалов (управляющего, управляющей компании). Если качество предоставляемых услуг не будет соответствовать требованиям жильцов (некачественная или несвоевременная уборка территории, лестниц; несвоевременный вывоз ТБО, не выполнение работ по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования дома и др.), ТСЖ имеет право расторгнуть договор и пригласить для выполнения работ другие организации.

Во-вторых, ТСЖ само планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их очередность. План работ и смета расходов на год утверждаются на общем собрании членов ТСЖ. Не надо никого ни о чем просить, обивая пороги различных инстанций.

Любой член ТСЖ имеет возможность осуществлять контроль за расходованием средств товарищества, как получаемых за счет платежей населения, так и за счет поддержки государства (льготы, субсидии, компенсации и др.). В ТСЖ действует ревизионная комиссия. Прозрачность бюджета - это привилегия, которой лишены жители домов, в которых не созданы ТСЖ.

В-третьих, к ТСЖ появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т.п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.

В-четвертых, в ТСЖ создаются условия к экономному расходованию воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий.

В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами, никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д., (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома, высвобождаются дополнительные средства для проведения ремонтных и профилактических работ, в перспективе могут быть снижены ежемесячные платежи за жилищные услуги.

В-пятых, участвуя в управлении собственным домом, жильцы сами определяют, какое именно соотношение в цене и качестве услуг для них является оптимальным.

Для выполнения некоторых работ по содержанию, ремонту, обслуживанию жилого дома товариществом могут привлекаться на договорных условиях жители дома (дополнительный заработок по месту жительства), для должников выполненные работы могут учитываться для соответствующего уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги

Все жильцы дома (владельцы квартир, наниматели), арендаторы жилых и нежилых помещений, владельцы нежилых помещений подчиняются решению общего собрания членов ТСЖ, принимают участие в расходах на содержание и текущий ремонт мест общего пользования.

Дома, в которых создаются ТСЖ, в первую очередь включаются в адресные программы капитального ремонта и благоустройства, программы по установке металлических дверей и ремонту лестничных клеток, так как в этих домах появляется хозяин, который обеспечит поддержание порядка и сохранность того, что сделано.

Объединение собственников в товарищество служит улучшению микроклимата в доме, так как люди, участвуя в собраниях, обсуждая важные вопросы деятельности товарищества, лучше узнают друг друга, приучаются действовать сообща и в общих интересах, создавая тем самым благоприятную атмосферу в доме и комфорт совместного проживания.

2.2. Анализ формирования и деятельности ТСЖ «Братиславская»

Товарищество собственников жилья «Братиславская» (ТСЖ «Братиславская») было создано в 2006 г.

В соответствии с Уставом ТСЖ «Братиславская» является некоммерческой организацией, целью которой является управление эксплуатацией жилфонда.

Основные этапы создания и деятельности ТСЖ «Братиславская»:

  1. Предварительный этап.

1.1. Получение и распространение агитационной информации о формах управления многоквартирным домом;

1.2. Подготовка и проведение общих собраний собственников помещений многоквартирного дома по выбору способа управления путем очного и заочного голосования;

1.3. Подготовка документов, необходимых для создания ТСЖ «Братиславская».

  1. Создание ТСЖ «Братиславская».

2.1. Государственная регистрация вновь созданного ТСЖ «Братиславская»;

2.2. Передача дома на баланс ТСЖ «Братиславская» и получение необходимой документации;

2.3. Сбор заявлений от собственников много квартирного дома о вступлении в члены ТСЖ «Братиславская»;

2.4. Формирование общего единого имущественного комплекса собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе оформление права собственности на участок);

2.5. Проведение общего собрания членов ТСЖ «Братиславская» с целью выбора органов управления ТСЖ, установления обязательных платежей и взносов членов товарищества и т. п.

  1. Деятельность ТСЖ «Братиславская».

3.1. Заключение договоров, связанных с обеспечением деятельности ТСЖ и обслуживанием собственников многоквартирного дома;

3.2. Составление и ведение бухгалтерской отчетности ТСЖ «Братиславская»; начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги;

3.3. Выполнение работ по технической эксплуатации недвижимости согласно "Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда", утвержденных постановлением Госстроя;

3.4. Возмещение затрат по эксплуатации муниципальной доли общего имущества;

3.5. Составление смет на проведение капитального ремонта;

3.6. Проведение капитального ремонта;

3.7. Работа с должниками, предупреждение задолженности и ее судебное взыскание.

В 2006 г. в управлении ТСЖ находилось 5 жилых домов, общей площадью 21,2 тыс. кв.м,

В 2008 г. на основании решения общего собрания приняты в ТСЖ 2 жилых дома общей площадью 6,7 тыс. кв.м.

С 1 января 2009 г. на основании решения общего собрания принят жилой дом, обшей площадью 4,9 тыс. кв.м.

Всего по состоянию на 1.01.2009 г. в управлении ТСЖ находится 8 жилых домов общей площадью 30,9 тыс. кв.м.

Таблица 2.1

Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда

кв.м.

01.2007 г.

1.01.2008 г.

1.01.2009 г.

Жилой дом № 1

3458,2

3458,2

3458,2

Жилой дом № 2

3443,5

3443,5

3443,5

Жилой дом № 3

4877,8

4877,8

4877,8

Жилой дом № 4

3496,3

3496,3

3496,3

Жилой дом № 5

5896,6

5896,6

5896,6

Жилой дом № 6

1972,8

1972,8

Жилой дом № 7

2838,3

2838,3

Жилой дом № 8

4881,4

Всего

21172,4

25983,5

30864,9

В соответствии с Уставом ТСЖ «Братиславская» размер содержания и текущего ремонта жилья утверждается общим собранием ТСЖ. Размер платы за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) устанавливается Постановлением Главы управы.

Общие расходы за 2008 г. составили 6141 тыс.руб., что на 28% выше, чем за 2007 год (4779,1 тыс.руб.).Укрупненная смета расходов представлена в таблице 2.2.

По сравнению с 2007 г. рост сметы затрат составил 28% в связи с увеличением площадей обслуживаемого жилфонда.

По сравнению с плановыми показателями рост наблюдается за счет прочих расходов (гашение просроченной кредиторской задолженности перед МУП «Южное» в сумме 322 тыс. руб.). Увеличение по данной статье происходят за счет экономии по другим статьям.

Расходы на оплату труда проведены в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

Таблица 2.2

Расходы ТСЖ «Братиславская»

тыс. руб.

Статьи затрат

2007 г.

План

2008 г.

2008 г.

Отклонение к 2007 г. (гр.4-2)

 Отклонение

к плану 2008 г. (гр.4-гр.З)

1

2

3

4

5

6

Фонд оплаты труда

1685,1

2414,3

2223

537,9

-191,3

Отчисления от ФОТ

598,3

627,9

578

-20,3

-49,9

Электроэнергия

119,8

195,4

205

85,2

9,6

Текущий ремонт

351

200

163,6

-187,4

-36,4

Обслуживание электрооборудования

180

239

235

55

-4

Обслуживание лифтов

885

891

885

0

-6

Вывоз ТБО

226

306

326

100

20

Материалы на обслуживание

МО

П

114,6

214

207

92,4

-7

прочие

619,3

973,6

1318,4

699,1

344,8

Всего

4779,1

6061,2

6141

1361,9

79,8

Среднесписочная численность за 2007 г. - 17 чел, среднемесячная заработная плата - 8260 руб.

Среднесписочная численность за 2008 г. - 17 чел, среднемесячная заработная плата- 10897 руб.

Несмотря на увеличение обслуживаемого жилфонда, среднесписочная численность работников не изменилась. В связи с этим рост среднемесячной заработной платы составил 32%.

Отчисления от ФОТ в соответствии с законодательством в 2007 г. составляли 35,7%, в 2008 г.-26%.

Прочие статьи затрат выросли в связи с удорожанием и увеличением обслуживаемого жилфонда.

2.3. Разработка проекта по внедрению конкуренции на рынке ЖКХ

Разработка мероприятия по развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг посредством создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) направлена на преодоление негативных последствий монополии жилищно-эксплуатационных предприятий.

Это возможно осуществить только путем развития рыночных конкурентных отношений, элементами которых являются:

- конкурс на право выполнения работ;

- договор, определяющий условия их выполнения и общедоступный механизм контроля за выполнением работ.

При этом для развития реальной конкуренции в жилищно-коммунальном секторе необходимо привлечь для его реализации на конкурсной основе организации разных форм собственности. По организационно-правовой форме это могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Привлечение этих организаций позволит создать дополнительные рабочие места для населения и дополнительную налогооблагаемую базу для муниципального бюджета.

Одновременно для еще большего развития конкуренции необходимо активизировать процесс создания малых предприятий в жилищно-коммунальной сфере по следующим направлениям:

  • создание малых предприятий с узкой специализацией,
  • дробление многопрофильных муниципальных унитарных предприятий на специализированные с целью разграничения оказываемых ими услуг с точки зрения возможностей конкурентного их предоставления.

Процесс реформирования ЖКК предполагает, что данный сектор экономики, со временем, станет активным и для отрасли будет нормой соперничество фирм, производящих один и тот же товар или услуги. Прибыль будет побуждать предприятия развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных отношений, где в качестве центрального фокуса конкуренции может быть один или несколько из приведенных ниже:

- цена;

- новый или улучшенный продукт, расширенный перечень продукции;

- технические новшества, применение новых менее дорогостоящих методов производства и оказания услуг;

- сервис, стили, гарантии, стимулирование покупателя, экономия покупательских затрат, удобства и т.д.

Говоря о перспективах развития конкуренции в ЖКХ можно говорить и об альтернативных способах (формах) получения услуг (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Альтернативные способы (формы) получения жилищно-коммунальных услуг в ТСЖ

 Вид ЖКУ

 Альтернатива стандартной ЖКУ

Центральное холодное водоснабжение

 Доставка питьевой воды, разработка собственных скважин (как правило, в пригородной территории, при отсутствии центрального водоснабжения). Горячее водоснабжение достигается за счет применения автономных нагревателей воды, как при центральном отоплении, так и при наличии скважин.

 Центральное теплоснабжение

 Автономные котельные

 Центральное газоснабжение

Использование электрических плит вместо газовых, использование котлов для обогревания на другом альтернативном топливе.

 Стационарный городской телефон

 Сотовая связь

 Домофон в МКД

 Обычный замок и привлечение к работе вахтера (набор его функций различный)

 Управление МКД с привлечением Управляющей организации

 Управление МКД за счет создания ТСЖ. ЖК РФ предусматривает управление своим имуществом самостоятельно, включая содержание общего имущества в МКД.

Таким образом, одной из основных задач регулирующих органов во время реформы и создания конкуренции в сфере ЖКХ является обеспечение рыночных цен на рынке ЖКУ и возможность выбора услуг потребителями по цене и по качеству.

С повышением уровня оплаты, формированием новых потребностей у населения (потребителей услуг) и выходом на новый, качественно иной уровень рыночных отношений, потребители будут постепенно оказывать существенное влияние на состояние сил конкуренции в отрасли. Это связано с тем, что каждый потребитель, соизмеряя свои потребности и возможности, будет требовать от поставщика ЖКУ соответствующего качества и уровня обслуживания. Под эти требования поставщикам услуг придется "подстраиваться", т.е. выбирать определенную стратегию ведения бизнеса и способы выживания в условиях нарастающей конкуренции.

Появление на рынке услуг новых субъектов ТСЖ зависит от двух факторов:

- административных барьеров для выхода новых компаний на данный рынок услуг, проявление которых (барьеров) выражается в виде неофициальной политики муниципалитетов, разрешающих или ограничивающих возможности сторонних фирм оказывать жилищно-коммунальные услуги населению;

- "ответной" реакции фирм, уже имеющихся на данном рынке, на появление конкурентов.

Наиболее вероятен приход на рынок обслуживания жилья предприятий смежных отраслей. Прежде всего, это строительные фирмы, имеющие богатый опыт ремонтно-строительных работ, современные технические средства и методы организации и управления. Строительство и оказание жилищных услуг, как сферы бизнеса, очень похожи - схожая клиентура, поставщики, а так же возможность использования единых производственных мощностей. Все эти обстоятельства могут сделать предприятия, действовавшие до недавнего времени на рынке обслуживания неконкурентоспособными.

Уже сейчас можно отметить ряд упущенных возможностей по извлечению прибыли от оказания дополнительных услуг населению, таких как услуги по остеклению балконов, по установке стальных подъездных и квартирных дверей, решеток, домофонов и кодовых замков, которые оказываются сторонними организациями, муниципальные же предприятия не используют данное конкурентное преимущество.

Решающим фактором реформы ЖКХ является задача вырастить в этом секторе конкуренцию путем создания новых субъектов рынка - предприятий малого и среднего бизнеса, управляющих жильем, объектами городской инфраструктуры и за счет этого обеспечить повышения качества обслуживания.

Новая система экономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Таблица 2.4

Эффект от внедрения мероприятия

Содержание проекта

Создание конкурентных отношений в области ЖКХ через широкое участие ТСЖ, малых предприятий в предоставлении ЖК-услуг на основных, приоритетных направлениях: использование ресурсосберегающих технологий, в том числе путем создания и развития малой (локальной) энергетики с целью снижения расходов на строительство и эксплуатацию жилья и других объектов;

решение проблем в области экологии, в том числе сбор и переработка вторичного сырья; мультисервисное социально-бытовое обслуживание жителей района

Ожидаемые

 результаты

Создание цивилизованного рынка жилищно-коммунальных и экологических услуг на основе обучения предпринимателей и эффективного использования потенциала действующих и вновь создаваемых малых предприятий.

Ежегодное поступление в бюджет

180 млн.руб.

Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке, именно они и должны быть учтены при разработке оценки конкурентоспособности предприятия.

На рынке ЖКХ можно выделить несколько сил, обладающих возможностями изменять рыночные условия:

- быстрый или медленный рост долгосрочного спроса;

- изменения состава потребителей;

- инновации;

- переход на самофинансирование;

- появление покупательских предпочтений дифференцированного выбора ЖКУ;

- изменение и регулирование государственной жилищной политики.

Можно представить ожидаемый социально-экономический эффект в таблице 2.4.

Итак, эффект от внедрения мероприятия составит 180 млн.руб. ежегодных поступлений в бюджет района.

Заключение

В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы. Жилищно-коммунальное хозяйство – особая сфера региональной экономики, в которой осуществляется производство, распределение и потребление жилищно-коммунальных товаров и услуг, относящихся к сфере личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов. Это сложный многоотраслевой или межотраслевой комплекс общественного сектора экономики, находящийся в сфере государственного регулирования и территориального управления.

На сегодняшний день управление жилыми зданиями с помощью ТСЖ является перспективным направлением развития реформы ЖКХ. ТСЖ позволяют улучшить качество работы ЖКХ, повернув его лицом к непосредственным потребителям услуг, и предоставляют большое количество новых возможностей и выгод собственникам квартир.

Тем не менее, сегодня они остаются неразвитой сферой ЖКХ. Одна из причин этого - отсутствие у населения достаточной информации о данной форме управления жилыми зданиями и сложившиеся негативные стереотипы в отношении системы ЖКХ в целом. Если добавить к этому, что большинство граждан психологически не готово взять на себя ответственность за управление собственным жильем, то вполне логичным является тот факт, что только 5% всего жилого фонда в России охвачено ТСЖ, а сама форма управления жилыми зданиями воспринимается как «чужая», созданная для нужд государства. В этих условиях критически важной становится информационно-пропагандистская работа по продвижению ТСЖ. Она должна быть направлена на устранение описанных негативных установок, выстраивание с населением отношений партнерства и доверия, повышение компетентности и социальной значимости собственников жилья, широкое их информирование о механизмах и преимуществах товариществ.

Теоретически, согласно новому Жилищному кодексу, люди могут и не создавать ТСЖ, а управлять домом самостоятельно, решая все вопросы на общем собрании, или заключить договор с частной УК. Но если ТСЖ не создано, то по любому, самому мелкому вопросу придется созывать общее собрание собственников. Даже если по решению жильцов дом перешел под опеку частной УК, товарищество все же имеет смысл создавать. ТСЖ вправе контролировать эксплуатирующую компанию, требовать отчет о потраченных средствах, следить за качеством оказываемых услуг и в случае неудовлетворительной работы той или иной организации поменять её.

В ходе анализа системы ЖКХ района Марьино г.Москвы были выявлены следующие проблемы:

  1. Высокая степень износа инженерной инфраструктуры.
  2. Высокая плата за коммунальные услуги.
  3. Увеличению затрат на обслуживание жилья.
  4. Недостаточная конкуренция на рынке жилищных услуг среди управляющих компаний, что приводит к снижению их качества предоставления жилищных услуг.
  5. Низкая степень информированности населения о ходе жилищно-коммунальной реформы и, соответственно, пассивность населения в вопросах управления жилым фондом.
  6. Малое количество ТСЖ.
  7. Недостаток профессиональных кадров по управлению жильем.

На основании анализа состояния ЖКХ района Марьино был разработан проект совершенствования системы ЖКХ города путем создания товариществ собственников жилья, которые способны повысить уровень обеспечения коммунальными услугами население.

Библиографический список

  1. Аксенов П.Н. Совершенствование системы управления развитием ЖКХ г. Москвы в условиях перехода на рыночные методы хозяйствования. М.: «Юго – Восток - сервис», 2003.
  2. Айчук В.А. Интенсификация: принятие решений / В.А. Айчук. – СПб.: Питер, 2007. – 110 с.
  3. Васильева Н.В. Управление развитием ЖКХ в новых правовых условиях. Учебно-методическое пособие. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2005.
  4. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 2006.
  5. Делягин М. Государственное управление: проблемы и перспективы / М. Делягин // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 6. – С.48 – 53.
  6. Жуков Н.Н. Козлов А.В. Модель управления ЖКХ на территории муниципального района (городского округа)//ЖКХ журнал руководителя и главного бухгалтера, 2005, №2, ч.1,с.33-37.
  7. Зотов В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 167с.
  8. Каменева Е.А., Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось, 2003.
  9. Петроченков В.А. Развитие муниципальных образований: инвестиционные решения «СОВТЕКС»//Национальные проекты. – 2007. - №9, с.30-35.
  10. Ряховская А.Н., Таги - заде Ф.Г. Рыночные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством (вопросы антикризисного управления). М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004.
  11. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) Под редакцией В. Б. Зотова. Питер, СПб 2008.
  12. Стиль управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в новых экономических условиях / Л.П. Ягодина // Современные проблемы юридической науки : сб. ст. / под ред. А.К. Черненко. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 2003.
  13. Шухорова Е.В. Проблемы реорганизации жилищно-коммунального хозяйства малых городов //Экономические науки, 2008, №3.
  14. Шухорова Е.В. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Экономические проблемы современной России: менеджмент и институционализм». М.: НОУ Московский экономический институт , 2007.
  15. Шухорова Е.В. Развитие и эксплуатация системы жилищно-коммунального хозяйства// Материалы VI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса города» М.: ГОУ ВПО МИКХиС, т. 2.
  16. Шухорова Е.В. Переход жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость // М: ГОУ ВПО МИКХиС Международный сборник научных трудов // Социально-экономические подходы в решении региональных и отраслевых проблем инвестиционно-строительного и жилищно-коммунального комплексов, М: ГОУ ВПО МИКХиС 2008.
  17. Чернышов Л.Н. Управление ЖКХ России. М. МГСУ, 2003.

[1] Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» // СЗ РФ. 2001. № 39. Ст. 3770; от 19.06.2006 № 581 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002–2010 годы» // СЗ РФ. 2006. № 39. Ст. 4089.

[2] Васильева Н.В. Управление развитием ЖКХ в новых правовых условиях. Учебно-методическое пособие. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2005, с. 152.

[3] Васильева Н.В. Управление развитием ЖКХ в новых правовых условиях. Учебно-методическое пособие. М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2005, с. 156.

[4] Стиль управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в новых экономических условиях / Л.П. Ягодина // Современные проблемы юридической науки : сб. ст. / под ред. А.К. Черненко. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 2003. – с.45.

[5] Жуков Н.Н. Козлов А.В. Модель управления ЖКХ на территории муниципального района (городского округа)//ЖКХ журнал руководителя и главного бухгалтера, 2005, №2, ч.1,с.34.

[6] Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 2006, с.15.

[7] Петроченков В.А. Развитие муниципальных образований: инвестиционные решения «СОВТЕКС»//Национальные проекты. – 2007. - №9, с.35.