Курсовая работа "Применения контроллинга в управлении таможенными органами в Российской Федерации"


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы применения контроллинга в управлении таможенными органами в Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность контроллинга

1.2. Анализ существующих подходов к организации управления таможенными органами в России и за рубежом

  1. Предпосылки применения контроллинга в управлении таможенным органами РФ

2.1. Принципы и методы организации информационного обеспечения процессов управления в таможенных органах

2.2. Необходимость внедрения системы контроллинга в таможенных органах Российской Федерации

  1. Значение применения контроллинга в управлении таможенными органами России

3.1. Возможности применения контроллинга в управлении таможенными органами России

3.2. Рекомендации по применения контроллинга

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность курсовой работы. С учетом интеграционных изменений и проблем вступления России в ВТО в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий.

Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Успешное решение задач, стоящих перед государственными службами, в том числе и таможенной службой России, на современном этапе, возможно только на основе современных достижений в области теории и практики управления.

В связи с этим наибольший интерес представляет контроллинг - концепция и технология управления, успешно реализуемая уже многими предприятиями и государственными структурами за рубежом и в нашей стране.

Целью курсовой работы является исследование основ управления таможенными органами на основе контроллинга.

Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:

- определить понятие и сущность контроллинга,

- провести анализ существующих подходов к организации управления таможенными органами в России и за рубежом,

- оценить принципы и методы организации информационного обеспечения процессов управления в таможенных органах,

- выяснить необходимость внедрения системы контроллинга в таможенных органах Российской Федерации

Объектом курсовой работы выступил контроллинг.

Предметом курсовой работы выступил механизм совершенствования управления в таможенных органах на основе контроллинга.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы применения контроллинга в управлении таможенными органами в Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность контроллинга

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Контроллинг – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае – это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае – инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений[1].

До настоящего времени проблема эффективного управления сложными системами и проблема формирования адекватных систем автоматизации управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг – это направление системного решения указанных проблем[2].

Контроллинг можно использовать как метод управления таможенной деятельностью. На сегодняшний день в таможенных органах имеются предпосылки разработки, внедрения и освоения контроллинга, опирающегося на инструменты интеллектуального анализа данных.

Подчеркивая значимость координационной функции контроллинга в управлении, С.А. Кашев определяет контроллинг как информационно-координационную подсистему управления, обеспечивающую достижение целеориентированного управлением результата с максимальным успехом и наиболее эффективным способом[3]. Широко распространено понимание контроллинга как системы экономического управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия или как «функционально обособленного».

Вопросами контроллинга в таможенной службе занимаются В.Ю. Дианова и В.В.Макрусев[4], рассматривая контроллинг в разрезе задач автоматизации управления на основе методологии системной информатизации.

Термин «контроллинг» встречается также в работах некоторых ученых Российской таможенной академии, посвященных вопросам модернизации таможенной службы. Однако до настоящего времени не разработано целостной концепции контроллинга таможенной службы. При этом, как отмечалось ранее, имеется значительный потенциал улучшения взаимодействия финансово- экономических отделов с системой руководства и управления.

Макрусев В.В. отмечает «такие специфические особенности контроллинга, как[5]:

  • новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;
  • новое содержание роли информационно-аналитических и планово-экономических служб организации;
  • согласованное принятие стратегических и оперативных решений;
  • новая методология анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля».

В среде специалистов в таможенных органах распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его отождествляют с системой контроля, программно-целевым планированием, системой информационного обеспечения или автоматизированными системами управления. Однако контроллинг предполагает использование различных технологий и инструментов эффективного управления, в том числе финансовых инструментов, а также инструментов автоматизации подготовки и контроля управленческих решений[6].

Многие специалисты отмечают, что содержание любой системы контроллинга заключается в ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест[7]. Контроллинг находится в центре информационных потоков и играет роль механизма регулирования управления. Для каждого этапа процесса управления существуют оперативные задачи контроллинга, которые позволяют руководителям получать всю необходимую информацию для выбора наилучшего управленческого действия.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что исследователи уделяют наибольшее внимание информационным или координационным функциям контроллинга. При этом функции координации охватывают задачи собственно управленческой деятельности:

- координация управленческой деятельности;

- повышение рациональности управленческого процесса;

- контроль и регулирование исполнения управленческих решений. Информационные функции проявляются в решении задач информационной, консультационной и методической поддержки принятия управленческих решений; создания и обеспечения функционирования информационной системы управления организацией.

Такое видение контроллинга позволяет сделать вывод о том, что контроллинг является универсальным инструментом управления, независимо от формы собственности и вида деятельности организации. Однако, рассматривая информационную составляющую контроллинга, многие исследователи акцентируют внимание на организацию систем учета затрат и финансовых показателей, в связи с чем в специальной литературе выделяются также такие задачи, как обеспечение рациональности использования денежных средств; планирование рентабельности и оценка финансовых результатов деятельности организации.

Несмотря на споры вокруг вопроса о сходствах и различиях государственных и коммерческих организаций с точки зрения применения к ним различных концепций управления, можно констатировать, что большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, согласны с возможностью успешного применения различных подходов, апробированных в коммерческих организациях, к управлению в государственном секторе[8].

И все-таки следует учитывать, что целью деятельности государственных служб не является получение прибыли, а их финансирование является сметно-бюджетным. Это, безусловно, те факторы, которые определяют специфику внедрения системы контроллинга в таможенных органах.

1.2. Анализ существующих подходов к организации управления таможенными органами в России и за рубежом

Рассмотрим существующие подходы к организации управления таможенными органами, на основе движение управленческих данных при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств в таможенных органах Швеции, Германии и России, как основного источника информационного обеспечения управленческих решений в таможенных органах.

В таможенной системе Швеции применяется двухуровневая система управления: 1 уровень - Центральное Управление, у него в подчинении находятся шесть таможенных региональных управлений (по количеству таможенных округов); 2 уровень - Региональные таможенные управления (название заменено на аналогичные по своему смыслу термины и понятия, используемые в таможенных органах России).

Таможни и таможенные посты в структуре таможенной системы Швеции отсутствуют. Таможенники, работающие в пунктах пропуска и местах таможенного оформления, являются сотрудниками соответствующих отделов регионального таможенного управления.

Перед таможенными органами Швеции поставлены следующие задачи и функции:

- фискальная: обеспечение полного и своевременного сбора таможенных платежей;

- контрольная: обеспечение соблюдения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров отдельных категорий.

Главное отличие от Российской общей технологической схемы движения управленческих данных в отделах таможенного оформления и таможенного контроля, и взаимодействии участников таможенных процедур в том, что основной пакет документов Клиентом, в Швеции, производится одновременно (в электронном виде) в четыре государственных структуры, что значительно ускоряет процесс таможенного оформления и таможенного контроля:

1.Службу организации ТО и ТК.

2.Банк клиента.

3.Банк таможни.

4.Налоговую инспекцию (полицию).

При использовании данной технологической схемы, производится существенная экономия времени на таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств примерно в 2.4 раза быстрее, чем в таможенных органах РФ. Источниками информации о пассажирах являются электронные базы бронирования и продажи билетов авиакомпаний. Согласно таможенному законодательству Швеции транспортные организации обязаны предоставлять таможенным органам всю необходимую информацию о пассажирах международных авиарейсов.

В настоящее время в структуре многих министерств и ведомств Германии (например, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства финансов) имеются специальные подразделения, занимающиеся вопросами разработки и внедрения контроллинговых систем. Отдел контроллинга имеется и в Таможенном управлении, входящего в структуру Министерства финансов. Однако говорить о существовании целостной функционирующей системы контроллинга в таможенных органах Германии пока рано. Специалисты отдела контроллинга занимаются разработкой и реализацией «пилотных» проектов, которые помогут создать необходимую базу, прежде всего информационную, для построения в будущем эффективной системы контроллинга в таможенной службе.

Организованный подобным образом учет затрат открывает новые перспективы для управления в таможенных органах, поскольку позволяет, в частности, ответить на вопрос, каким образом выделенные государством ресурсы участвуют в процессе осуществления таможенного контроля. Ответ на этот вопрос позволит перейти к решению задач совершенствования управления таможенными технологиями, ресурсами, методологии оценки деятельности подразделений. Безусловно, реальные границы этого инструмента лежат в области разработки количественных характеристик «конечных продуктов», особенно для некоторых специфических областей деятельности. Кроме того, в принятии решений нельзя исходить только из затратного критерия, что обуславливает необходимость подключать инструменты менеджмента качества.

Еще одним важным инструментом контроллинга в системе зарубежных таможенных служб является бенчмаркинг (анrл.Веnchmarking), представляющий собой особую управленческую процедуру внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов лучших подразделений[9]. Бенчмаркинг является центральной составляющей новой концепции управления в таможенной службе Австрии, в которой основной акцент делается на измерение и мониторинг результатов.

В таможенных органах РФ при передачи управленческой информации, а также запросы в госструктуры посылаются самостоятельно в каждом отделе произвольно, и принятие управленческого решения производится только после получения, анализируемой информации соответствующих подразделений. Передача информации производится на бумажных носителях и факсимильными сообщениями, в электронном виде объем информации около 60% , что затрудняет процесс приема, контроля, передачи, анализа и др. Например: общая принципиальная схема движения управленческих данных при предварительном и основном таможенном оформлении и таможенном контроле которая используется в настоящее время на таможнях РФ, что наглядно показывает «узкие» места движения управленческих данных, можно сделать вывод, что происходит большая потеря времени при передаче информации между отделами и другими структурными подразделениями, участвующими в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

Передача информации между структурными подразделениями производится в основном на бумажных носителях и факсимильными сообщениями. В результате 30% рабочего времени тратится на оформление документов и ожидание ответов на запросы. Например, время ожидания ответов на запросы в банки (клиента, таможни), налоговую инспекцию от 3 до 15 дней, и это, не считая времени, если возникают нарушения или вопросы с таможенного оформления и таможенного контроля.

2. Предпосылки применения контроллинга в управлении таможенным органами РФ

2.1. Принципы и методы организации информационного обеспечения процессов управления в таможенных органах

Информационное обеспечение управления в системе таможенных органов требует системного подхода, который в свою очередь предусматривает, основные принципы управления информационным обеспечением в таможенной системе:

  1. Системность, в него входит: использование системного анализа при выработке и принятии управленческого решения о развитии таможенной системы, разработка и согласование стратегии развития таможенных органов; унификацию технологии проектирования (информационных потоков, структуры), ее внедрение и использование; полнота, комплексность и интерактивность проекта.
  2. Иерархичность таможенного администрирования предусматривает построение информационной системы в соответствии с иерархией управления и подчиненности таможенных органов. Возможность рассмотрения любой подсистемы таможни как системы, при этом сама таможня представляет собой подсистему всей таможенной системы РФ.
  3. Информационного моделирования, заключается в исследование объектов познания на их моделях, воспроизведения образа реальной системы «конструирование ее модели и постановки экспериментов на этой модели с целью понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы».
  4. Единство информационно - управляющего процесса, предполагает слияние внутренних функций обработки информации с внешними факторами, то есть собственно с управлением.
  5. Безбумажной технологии, предполагает полное описание товара, охватывающее весь процесс таможенного оформления, а также создание на информационной базе электронного образа внешнеэкономической сделки.
  6. Информационной безопасности, базируется на необходимости надежной защиты системы от раскрытия (взлом системы, утечка информации), искаженности информации, нарушение работоспособности.
  7. Результативность, учет при выработке управленческого решения всей совокупности издержек при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.

Реализация рассмотренных выше целей, функций и принципов управления в таможенном деле осуществляется путем применения различных методов.

Метод (греч. путь, способ изложения, исследование) - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Метод исходит из знания описательно - познавательной матрицы таможенного дела, направленности на объект управления, содержания, т. е. специфику приемов и способов воздействия на управляемый объект. В таможенном деле применяются, как правило, различные методы и их сочетания[10].

Организационные методы. Они подразделяются на методы распорядительного воздействия; организационно - стабилизирующего воздействия; организационно - дисциплинарного воздействия.

Метод распределительного воздействия. Данный метод является одним из ключевых в функции организации и координации таможенной деятельности. Он оказывает прямое воздействие на управляемый объект через нормативно - правовые документы - директивы, приказы, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т.д.

Метод организационно - стабилизирующего воздействия. Данный метод основан на регламентировании, нормировании и инструктировании принятия управленческих решений при осуществлении таможенных операций. Он предназначен для распределении функций, ответственности, полномочий, прав и обязанностей сотрудников таможенных органов и участников ВЭД.

Рассматриваемый метод включает следующие нормативно - стабилизирующие виды: положения, общие правила инструкции, правила внутреннего распорядка, порядок, типовые и временные технологические схемы и процедуры принятия решений.

Методы организационно - дисциплинарного воздействия. Эти методы основаны на последовательности применения - мотивированного совета, замечания, предупреждения, выговора и т.д. с помощью приказов и распоряжений руководителей таможенного органа или соответствующих их подразделений.

Экономические методы. Экономические методы являются одними из основных методов управления в таможенном деле. Это обусловлено тем, что взаимосвязь в управлении определяется в первую очередь экономическими отношениями. Можно условно выделить две группы экономических методов, применяемых в управлении:

1.Внутренние экономические методы;

2.Внешние экономические методы.

Внутренние экономические методы связаны во - первых, с оплатой труда сотрудников таможенных органов, т.е. системой оплаты труда и т.д., во - вторых, с совокупностью экономических показателей работы самих таможенных органов. С помощью этих экономических мотиваций достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива сотрудников в целом и личности в частности.

Внешние экономические методы связаны с регулированием внешнеторговых операций и деятельности клиентов. Сюда относятся:

- таможенно - тарифные методы (таможенные пошлины, сборы, НДС, акцизы и др.);

- административные методы (квотирование, лицензирование, сертификация и др.);

- экономические нетарифные методы (сезонные, антидемпинговые, компенсационные, специальные и др. пошлины, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль экспорта и импорта товаров и т.д.);

- методы статистического анализа внешнеторговых операций.

Правовые методы, тесно связаны, а порой и неразделимы с организационными и экономическими, и основываются на методах таможенного права. Существуют два основных метода правового регулирования:

- метод властных предписаний (императивный метод) характерен прежде всего для административного права. Необходимость государственно - властного регулирования таможенных отношений диктуется спецификой деятельности в таможенном деле, предполагающей право таможенных органов налагать определенные ограничения в отношении правомочий владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствам, перемещаемыми через таможенную границу РФ.

- метод координации в отличие от метода властных предписаний предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется преимущественно в гражданском праве. Этот метод используется в таможенном деле как вспомогательный. С его помощью регулируются некоторые обязательственные отношения например: между таможенным органом с одной стороны и таможенным брокером, перевозчиком и др. - с другой.

2.2. Необходимость внедрения системы контроллинга в таможенных органах Российской Федерации

Контроллинг как экономический инструмент управления, прежде всего, предоставляет информационную базу для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. При этом управленческий учет является одной из важнейших составляющих контроллинга. Контроллинг способствует внедрению в процесс управления деятельностью таможенной службы экономических моделей и методов и позволяет использовать методы оптимизации затрат и результатов.

Создание эффективной системы управления в таможенных органах невозможно без достоверной, четкой и оперативной информации о затратах, что обусловливает необходимость применения новых подходов к анализу и контролю затрат, а также создание нетрадиционных систем получения информации о затратах, и принятию на этой основе обоснованных своевременных управленческих решений.

Учет затрат и результатов предоставляет необходимую информацию для экономически ориентированного процесса управления затратами и результатами, обеспечивает «прозрачность» затрат путем установления взаимозависимостей между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. Учет затрат и результатов отражает в количественном и (или) стоимостном выражении все затраты на содержание организации и оказываемые услуги, позволяет установить зависимость между полученными результатами и затраченными ресурсами.

Традиционная система информации о затратах, представленная статьями бухгалтерского учета, конечно, частично позволяет анализировать структуру затрат, однако такая система не всегда может служить информационной поддержкой принятия управленческих решений, поскольку не обеспечивает возможности для оперативного контроля и реагирования на отклонения элементов затрат от запланированного уровня, а также не может служить стимулом снижения издержек производства.

Учет затрат и результатов как один из основных инструментов контроллинга позволяет оценить затраты и результаты путем определения зависимости между конечным произведенным продуктом или оказанной услугой и затраченными ресурсами, что позволяет:

- более эффективно осуществлять процессы планирования, контроля, а также принятие управленческою решения;

- более эффективно распределять бюджетные средства;

- определить структуру издержек с целью их возможной дальнейшей минимизации;

- укреплять чувство ответственности и дисциплину сотрудников;

- производить экономическую оценку при инвестиционных намерениях;

- производить сравнения различных подразделений между собой и выявлять «слабые звенья».

Учет затрат и результатов состоит из трех частей, связанных между собой: учета по видам затрат, по местам их возникновения и по носителям затрат. Главной задачей учета затрат по их видам является определение видов и групп затрат, релевантных (то есть значимых) для целей управления. Так, например, затраты на содержание персонала составляют значительную долю в структуре всех затрат и поэтому являются важным объектом учета.

При определении мест возникновения затрат представляется целесообразным взять за основу существующую организационную структуру таможенных органов, то есть в самом общем виде иерархия мест возникновения затрат представляет собой «вертикаль» ФТС России - РТУ - таможня - таможенный пост. Однако в отличие от традиционной системы учета управленческий учет предполагает, во-первых, большую детализацию мест возникновения затрат, а во-вторых, местом возникновения затрат может быть отдел, группа отделов, и даже один и тот же отдел, например, когда часть его сотрудников работают в другом здании. Таким образом, структура мест возникновения затрат должна быть разработана для каждого таможенного подразделения. Важным моментом в учете по местам возникновения затрат является формирование так называемых баз распределения, которые служат для правильного отнесения затрат на конечные продукты.

Целью учета затрат по их носителям является как можно более обоснованное и справедливое отнесение всех возникающих затрат на конечные продукты - результаты. В рамках учета по постелям затрат под результатом понимаются работы, выполняемые сотрудниками таможенных органов при исполнении своих служебных обязанностей.

Современные системы контроллинга предусматривают две возможные концепции учета затрат и результатов: использование в учете по носителям затрат попроцессный или попродуктный подход. Первый заключается в аналитическом рассмотрении процессов, происходящих в системе. Носителем затрат является, таким образом, определенная деятельность и ее составляющие. Этот подход целесообразно использовать в том случае, если внедряемая система учета затрат и результатов более ориентирована на совершенствование организации процессов управления в таможенном органе (акцент на функции менеджмента «организация» и «координация»). Попродуктный подход предусматривает ориентацию на конечный результат, называемый таможенной услугой, и предполагает самый глубокий уровень анализа. Поскольку услуги таможенной службы являются результатом деятельности многих сотрудников и даже подразделений, не представляется возможным осуществление контроля за результатами деятельности отдельных лиц, что является несомненным преимуществом метода с точки зрения возможностей его внедрения. В учете затрат по их носителям важнейшей задачей является составление каталога услуг, то есть иерархии групп услуг и их составляющих. Следующей задачей является определение стоимости каждой таможенной услуги, оказываемой клиентом, а также тех услуг (видов деятельности), которые непосредственно не связаны с таможенным оформлением и таможенным контролем кадровые, материально- бытовые вопросы и другое. Формирование системы контроллинга таможенных органов должно осуществляться по определенным этапам и при соблюдении соответствующей последовательности.

Первым шагом системы контроллинга является анализ влияния внешних и внутренних факторов, анализ сильных и слабых сторон таможенного органа, требует перехода к комплексному (системному) анализу, целью которого является создание системы "поиска резервов". Системный подход к оценке функционирования производственных систем означает, что:

- во-первых, само производство рассматривается как сложная система, преобразующая затраты в услуги в результате взаимодействия всех элементов экономического потенциала;

- во-вторых, хозяйственный механизм управления таможенного органа также рассматривается как сложная система, выполняющая функции планирования, анализа, учета и контроля с конечной целью принятия решений.

В настоящее время в таможенных органах пока наиболее четко проявляется одна из тенденций изменения модели управления в государственной службе - таможенная деятельность стала рассматриваться как сфера специфических услуг, а потребители этих услуг - как клиенты, контроль со стороны которых должен дополнить существующую систему контроля, а также ориентация на замещение бюрократического контроля самоконтролем.

Дианова В.Ю. И Макрусев В.В. рассматривают понятие таможенной услуги с позиции широкого и узкого подходов. В широком контексте таможенная услуга – это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае таможенные услуги - это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей страны.

В более узком понимании таможенная услуга - это действия или последовательность действий, реализуемые специальными таможенными инструментами[11] с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности. При таком понимании таможенные услуги могут быть определены более инструментально, например, некоторой совокупностью правоохранительных, финансово-экономических, информационно-аналитических и других видов услуг, предоставляемых в процессе таможенного администрирования[12].

Таким образом, несмотря на то, что новая модель менеджмента в государственной службе еще не сформировалась окончательно, очевидно, что ключевые направления совершенствования управления в таможенных органах Российской Федерации определяются следующими основными тенденциями:

- ориентация на цели и миссию;

- определение степени достижения целей;

- мониторинг результатов;

- организация учета затрат, исходя из потребностей управления;

- ориентация на Клиента - потребителя государственных услуг;

- усиление самоконтроля;

- автоматизация стандартных задач управления.

3. Значение применения контроллинга в управлении таможенными органами России

3.1. Возможности применения контроллинга в управлении таможенными органами России

Одной из наиболее перспективных концепций управления в таможенных органах Российской Федерации, отражающей все основные тенденции развития теории и практики управления в государственных службах на современном этапе, является контроллинг.

Контроллинг представляет собой, во-первых, философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе; во-вторых, ориентированную на достижение целей интегрированную систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации.

Несмотря на то, что контроллинг является инструментом, активно использующимся в управлении коммерческими предприятиями, целью которых является получение прибыли, представляется возможным его использование в таможенной службе. Анализ опыта совершенствования управления в таможенных службах Германии и Австрии показал, что заслуживает пристального внимания прогрессивный опыт построения системы контроллинга. На сегодняшний день в таможенных органах Российской Федерация сложились возможности построения системы контроллинга, основными из которых являются:

- возможность интеграции научно-практических разработок в области программно-целевого планирования, менеджмента качества, администрирования, автоматизированного управления в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе обоснованных управленческих решений;

- возможность интеграции существующих систем учета и отчетности в систему контроллинга;

- возможность объединения усилий руководителей таможенных органов

- специалистов по информационно - техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления;

- наличие эффективной системы подготовки кадров, позволяющей осуществлять подготовку грамотных специалистов-аналитиков в области таможенного дела, способных реализовывать на практике функции контроллеров.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, т.к. управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ФТС России — РТУ;

2) РТУ — таможня;

3) начальник таможни — отделы таможни;

4) отдел таможни — отдел таможни;

5) таможня — таможенный пост;

6) таможенный пост — таможенный пост;

7) таможня — таможня;

8) ФТС России — таможня.

В центре таких взаимоотношений — таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

  • Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ФТС — таможня);
  • Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);
  • Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС России).

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий:

- во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника;

- во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

Диагональные отношения — это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

Если в организации (службе, системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.

Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.

  1. Простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях.

Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.

Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.

Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего, необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).

  1. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Ясность структуры нельзя путать с простотой. Наоборот, сложные структуры могут быть ясными.

Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.

  1. Определенность. Оргструктура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.
  2. Управляемость. Оргструктура должна облегчать процесс принятия решения. В неудачно выстроенной оргструктуре решения принимаются "сверху-вниз" в удачно выстроенной - "снизу-вверх".
  3. Устойчивость. Оргструктура одновременно должна быть стабильной. То есть она должна "работать", какие бы бури ни бушевали вокруг. Каждый работник нуждается в наличии определенного круга общения, где он занимает определенное место.
  4. Гибкость. Понятие гибкости появилось лишь в последнее время и характерно для открытых социальных систем.

Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть "застывшей", раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).

  1. Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомеостатичность, т. е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода "разовых" возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться "по большому счету", т. е. видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.
  2. Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:
  • Делегирование полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;
  • Координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;
  • Компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;
  • Централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся "в руках" начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Поэтому руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).

3.2. Рекомендации по применения контроллинга

Целью системы контроллинга является информационно- аналитическая и методическая поддержка управленческой деятельности, в частности, в основном ее виде - при принятии управленческих решений - в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построения организационных структур и технологий деятельности. Поэтому контроллинг предполагает, с одной стороны, построение иерархии целей таможенной службы, и с другой - систему определения степени их достижения. Общая структура технологии управления в системе контроллинга представлена на рис.3.1.

Однако это не представляется возможным без организации новой системы получения, обработки и анализа данных о затратах. Поэтому первым шагом в построении системы контроллинга является создание системы управления затратами и результатами (УЗР).

Главными задачами системы УЗР являются отражение и оценка расходов всех ресурсов, а также отнесение их стоимости на «конечные продукты» - таможенные процессы и услуги. В этих целях затраты группируются по их видам, местам возникновения и носителям.

Рис. 3.1. Структура управления таможенными органами на основе контроллинга

Существующие системы управления затратами, хотя и отражают все расходы на содержание таможенной службы, построены таким образом, чтобы обеспечивать контроль за распределением средств, и поэтому являются абсолютно «непрозрачными» для руководителя, анализировать их может только специалист финансово-экономического отдела. Классификация предполагает выделение трех больших групп: затрат, связанных с содержанием персонала, материальных и капитальных затрат, которые делятся в свою очередь на подгруппы, что дает возможность предоставления этой информации с разной степенью детализации. Это обуславливает необходимость разработки систем оценки, аналогичных «сбалансированной системе показателей».

Таким образом, классификация ориентирована на цели управления, ее преимуществом является возможность использования данных существующих систем учета, что позволит избежать "дублирования" информации и дополнительных издержек, связанных с ее получением, и, кроме того, облегчит сбор и электронную обработку данных. Поскольку контроллинг предполагает наличие системы ответственности, система УЗР отражает затраты на предоставление таможенных услуг в разрезе отдельных таможенных подразделений - мест возникновения затрат. На начальном этапе освоения УЗР местом возникновения затрат должны стать отделы таможен или таможенных управлений. Механизм учета затрат по их носителям предполагает расчет стоимости таможенных услуг и процессов.

Система УЗР будет обеспечивать возможность осуществления постоянного мониторинга и анализа распределения ресурсов на основе определения стоимости таможенных услуг всех подразделений и позволяет:

- определить взаимосвязь между затраченными ресурсами и результатами деятельности таможенных органов;

- обеспечивать руководителей информацией в целях более эффективного распределения и перераспределения финансовых и других ресурсов в условии их ограниченности, определять приоритетные направления распределения средств;

- более эффективно осуществлять процессы экономического планирования, организации и контроля, проводить сравнения с целью выявления резервов улучшений.

Как важнейшая составляющая контроллинга УЗР является одним из важнейших механизмов обеспечения эффективности управления в таможенных органах РФ, поскольку позволяет определить значение для всей системы каждого из таможенных процессов и услуг, определить плановые значения затрат для каждого процесса, и, следовательно, открывает новые перспективы для управления по отклонениям, осуществления процессов бенчмаркинга и бюджетирования в таможенных органах Российской Федерации.

Контроллинг как концепция управления интегрирует следующие элементы:

- все подразделения таможенных органов, поскольку все подразделения прямо или косвенно участвуют в предоставлении таможенных услуг;

- все места возникновения затрат, что продиктовано необходимостью выявления «узких мест» и «резервов улучшения», а также укрепления ответственности за результаты деятельности таможенного органа;

- информационные потоки: специальные формы отчетности позволяют фиксировать и оценивать ситуацию относительно затрат, результатов, показателей деятельности таможенного органа;

- подсистемы анализа, планирования и контроля, что позволяет составлять плановые показатели затрат;

- мониторинг и анализ результатов как таможенной, так и финансово - хозяйственной деятельности;

- оперативное и стратегическое управление. Контроллинг ориентирует процесс управления на достижение оперативных целей, которые являются производными от главной. При этом контроллинг делает «прозрачными» результаты деятельности, а значит, позволяет определить степень достижения этих целей.

Играя роль регулирующего механизма, контроллинг позволяет осуществлять совершенствование управления в таможенных органах на постоянной основе. В настоящее время для оценки деятельности отделов руководители используют в основном только информацию о результатах деятельности функциональных отделов.

Контроллинг отвечает на вопрос, насколько эффективно подразделения таможенных органов участвуют в достижении поставленных целей, и как при этом расходуются ресурсы.

Достоверно установлено, что репрессивный менеджмент порождает страх и заставляет скрывать факты, и снижает результативность деятельности персонала. Философия контроллинга предполагает не поиск виновных людей, а определение ответственных, переход на процессное управление, факты. Контроллинг занимается не только выявлением фактов и анализом отклонений, как это предполагает управление в соответствии с МС ИСО серии 9000, но и отвечает на вопрос «какими эти факты должны быть», то есть ориентирует процесс управления на достижение целей.

В связи с этим, очевидно, что инструменты контроллинга позволяют решать различные задачи управления в таможенных органах, в том числе на путях освоения менеджмента качества и международных стандартов ИСО серии 9000. В организационном плане функции контроллинга должны выполнять аналитические группы, состоящие из специалистов различных направлений деятельности таможенных органов, на каждом уровне управления таможенной системы. Таким образом, контроллинг, являющийся концепцией, идеологией и технологией управления, позволяет создать научную, методическую и инструментальную базу для совершенствования управления в таможенных органах.

Инструменты контроллинга обеспечивают возможность внутреннего учета и контроля за эффективностью и целесообразностью использования финансовых средств. В соответствии с принципом учета затрат, если технология предоставления таможенной услуги отработана, то нормативные затраты на ее выполнение служат критерием стабильности рабочего процесса. Любые отклонения от него должны являться предметом анализа с целью выяснения причин отклонения и разработке системных мер по корректировке технологии осуществления таможенных процессов. Освоение этого инструмента существенно повышает эффективность управления деятельностью таможенных подразделений. Система контроллинга направлена на исключение ошибок и отклонений, как в настоящем, так и в будущем и выступает как система, которая оповещает о возникновении негативных отклонений различных показателей для своевременного принятия противодействующих мер. В итоге внешнее управление и контроль уступают место самоконтролю и самоуправлению. В перспективе внедрение контроллинга должно освободить руководителей от необходимости постоянного, детального изучения и анализа условий для решения части стандартны задач, что позволяет также решать задачи частичной автоматизации процессов управления.

Контроллинговые элементы в управленческой структуре повышают надежность реализации планов, упрощают технологию и поддержку оперативного управления. По нашему мнению, контроллинг является одним из самых перспективных направлений дальнейших исследований по повышению эффективности управления в таможенных органах Российской Федерации. При этом такими направлениями являются:

- разработка сбалансированной системы показателей;

- построение системы планирования и бюджетирования;

- разработка системы ответственности.

В настоящее время в таможенных органах существуют две основные системы учета затрат. Затраты на содержание таможенной службы отражаются:

- в сметах расходов согласно «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ» в соответствии с «Экономической классификацией расходов бюджетов РФ» и «Перечнем видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ»;

- на счетах бухгалтерского учета в соответствии с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».

«Экономическая классификация...», которая содержит около 130 предметных статей, предусматривает выделение текущих и капитальных расходов, а также расходов, связанных с предоставлением бюджетных кредитов. «Перечень видов расходов» включает в себя 957 видов расходов. Финансирование таможенных органов производится по 20 из них. Данная система учета является единой для всех организаций, финансирование которых производится из бюджета Российской Федерации и поэтому и обладает преимуществами с точки зрения возможности осуществления контроля за распределением и перераспределения средств. Данная система учета служит, таким образом, базой для принятия управленческих решений для руководителей финансово-экономических подразделений таможенных органов, ответственных за вопросы, связанные с финансированием таможенных подразделений. В процессе подготовки и принятия решений о выделении средств по какой-либо из статей, при составлении смет расходов на следующий год руководители проводят анализ имеющейся информации. Единая система составления смет позволяет руководителям вышестоящего уровня управления анализировать структуру расходов и принимать решения об утверждении объемов финансирования по каждой из статей.

Однако учет затрат в соответствии со статьями «Экономической классификации» имеет ряд недостатков. Во-первых, система статей, в соответствии с которыми осуществляется учет расходов, разработана Министерством Финансов РФ для всех государственных организаций и определяет лишь направления расходования средств. В «Экономической классификации...», на первый взгляд, все расходы на содержание персонала отражаются в статье «Оплата труда», поскольку включают в себя как оплату труда гражданских служащих, так и денежное довольствие военнослужащих. Однако расходы, связанные с содержанием персонала в таможенных органах, включают кроме оплаты труда и другие расходы. Например, выплаты денежных компенсаций взамен продовольственного пайка и обмундирования (для сотрудников), а также все медицинские расходы (для сотрудников, федеральных государственных служащих и работников). Несмотря на то, что данная система учета в принципе делает возможным проведение более глубокого анализа, сделать это может только специалист финансово-экономического отдела. Для других руководителей информация такой системы учета является абсолютно «непрозрачной». Однако вторым, самым главным недостатком существующих систем учета затрат является то, что они не дают руководству представления о том, каким образом затраты на содержание таможенной службы связаны с результатами деятельности таможенных подразделений - предоставлением таможенных услуг. Система бухгалтерского учета в таможенных органах, которая тоже ведется в соответствии с единой методикой для всех финансируемых из федерального бюджета организаций и учреждений, также не дает ответа на вопрос о том, сколько стоят «конечные продукты» деятельности таможенных подразделений.

Заключение

В процессе написания курсовой работы было выяснено, что контроллинг как направление интеграции средств и методов поддержки принятия управленческих решений призван устранить один из самых главных на сегодняшний день недостатков - разрыв между деятельностью финансово-экономических отделов и системой управления. Контроллинг позволяет использовать в управлении модели и инструменты, оправдавшие себя в коммерческом секторе, что поможет принимать более обоснованные решения на основе экономических критериев.

Контроллинг, являющийся концепцией и идеологией управления, и применяющийся предприятиями в коммерческом секторе экономики, а за рубежом и в управлении в системе государственной службы, позволяет создать методическую базу для систематического совершенствования управления в таможенных органах Российской Федерации.

На сегодняшний день в таможенных органах имеются предпосылки разработки, внедрения и освоения контроллинга, основными из которых являются:

- возможность интеграции методических разработок в области программно-целевого планирования, менеджмента качества, администрирования, автоматизированного управления в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений;

- возможность интеграции существующих систем учета и отчетности в систему контроллинга;

- возможность объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления;

- наличие эффективной системы подготовки кадров, позволяющих подготавливать грамотных специалистов-аналитиков в области таможенного дела, способных реализовывать на практике функции контроллеров.

Список использованных источников

Нормативные и справочные документы

  1. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе».
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «Концепция развития таможенных органов Российской Федерации».
  4. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
  5. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО.
  6. МС ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».
  7. Законодательные акты Российской Федерации.
  8. Приказ ГТК России от 09.01.1998 г. № 8 «Об утверждении Методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации».
  9. Приказ ФТС России от 10.06.2005 г. № 530 «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности ФТС России».
  10. Приказ ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне».
  11. Приказ ФТС России от 01.08.2006 г. № 718 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 03.04.2006 г. № 284».
  12. Письмо ФТС России от 23 августа 2006 г. « 01-06/29385 «Единая методика оценки эффективности применения форм таможенного контроля».
  13. Приказ ФТС России от 03.04.2006 г. № 284 «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности таможенных органов Российской Федерации».
  14. Приказ ФТС России от 13 августа 2007 г. № 965 «Об утверждении общего положения о таможенном посте».
  15. Приказ ФТС России от 12.07.2007 г. № 852 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 29 ноября 2006 г. № 1246».
  16. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год».
  17. Приказ ФТС России от 22.03.2007 г. № 335 « О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 апреля 2006 г. № 284».
  18. Приказ ФТС России от 19.04.2007 г. № 494 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 2 марта 2007 г. № 250».
  19. Приказ ФТС России от 28.09.2007 г. № 1207 «О внесении изменений в приказы ФТС России от 2 марта 2007 г. № 250 и от 19 апреля 2007 г. № 494».
  20. Приказ ФТС России от 26 декабря 2007 г. № 1621 «Показатели эффективности, деятельности структурных подразделений ФТС России на 2008 год».
  21. Приложения № 1 ФТС России на 2009-2011 годы (на 01.04.2008 г.) «Основные показатели деятельности ФТС России».
  22. Письмо ФТС России от 27.03.2008 г. № 02-78/11523 «Об итогах отдельных проверок таможенных органов».
  23. МС ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Требования.

Специальная литература

  1. Буркхардт М., IBS: Информационные технологии - от рутины к творчеству // Контроллинг: технологии управления, №3, 2003.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 528с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 480 с.
  4. Гершун А., Нефедова Ю., Сбалансированная система показателей // Контроллинг, №3, 2003, с.20.
  5. Дегтярев В.Г. Организационно - экономические особенности информатизации таможенной деятельностью. Вестник экономического общества студентов и аспирантов № 5 // Межвузовский научный журнал. Bulletin of economic and scientific students society №5 - Санкт - Петербург: МБИ, 2004. - 10 -15с.
  6. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг.- М.: РИО РТА, 2005. –292с.
  7. Ефимова Е.В., Хубаев Г.Н. Структурные модели повышения производительности приложений // Информационные системы, экономика, управление трудом и производством: Ученые записки. Выпуск. 8. - Ростов - на Дону: РГЭУ « РИНХ», 2003 г. - С. 80 - 86.
  8. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, С. - Петербургский филиал РТА имени Бобкова В.Б., «Знание», 2005. – с. 173.
  9. Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. - М.: РИО РТА. 2002. -312 с.
  10. Макрусев В.В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: Учебник. - М.: РИО РТА, 2003. - 332 с.
  11. Макрусев В.В., Гусаров Е.В. Теоретическая модель и задачи совершенствования системы таможенного администрирования на основе автоматизации/ Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: тезисы докладов, научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 2001. - 512 с.
  12. Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. - М.: РИО РТА, 2006.
  13. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. - М.: Дело и Сервис, 2006. -176 с
  14. Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе: Сборник материалов научно-практической конференции слушателей / Коллектив авторов. - М.: РИО РТА, 2003. -336 с.
  15. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А., Контроллинг: Учебное пособие. - М: Дело и Сервис, 2003. - 192 с.
  16. Фалько С.Г. Модели контроллинга: Запад-Азия // Контроллинг: технологии управления, №3, 2003.

[1] Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

[2] Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

[3] Кашев С.А. Организационно-методические аспекты интегрирования контроллинга в систему управления предприятием, Дис. канд. экон. наук: 05.13.10. - М., 2006, с. 76.

[4] Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. – М.: РИО РТА, 2005.

[5] Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

[6] Там же.

[7] Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А., Контроллинг: Учебное пособие. - М: Издательство «Дело и Сервис», 2003. - 192 с.

[8] Рейни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 334.

[9] Сатр, R. С.: Benchmarkiпg, Muenchen/Wieп, 1994.

[10] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, С. - Петербургский филиал РТА имени Бобкова В.Б., «Знание», 2005г. – с. 173.

[11] Таможенные методы, процедуры, технологии, операции и т.п.

[12] Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. – М.: РИО РТА, 2005. – С.177.