Курсовая работа
"Уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны лесов"


Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и источники уголовно-правовой охраны лесов

1.1. Понятие уголовно-правовой охраны лесов

1.2. Источники уголовно-правовой охраны лесов

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против лесных насаждений

2.1. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)

2.2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ)

Заключение

Список использованных источников

Введение

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможность самовосстановления небезграничны. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой как для нее, так и для человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Сущность экологических преступлений заключается в том, что они, посягая на экологический правопорядок, экологическую безопасность, рациональное использование компонентов окружающей среды, тем самым причиняют вред человеку, ухудшая природные основы его жизнедеятельности, умаляют экологические интересы общества, подрывают незыблемость природоохранительных и иных правовых норм. Они нарушают конституционное право каждого человека "на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" (ст. 42 Конституции РФ).

Лес является одним из главных природных богатств нашей страны. Россия обладает почти четвертью мировых лесных ресурсов, однако получает чрезвычайно малую экономическую выгоду от распоряжения своим лесным хозяйством. Лесной сектор дает России только 2,5 % внутреннего валового продукта и 3,7 % экспортной выручки [1].

Актуальность правовой проблемы охраны лесов связана с тем, что ежегодно обостряется сама проблема защиты лесов, с учетом региональных и местных антропогенных условий. В рамках формирования нового российского государства, значительно усилилась законотворческая роль субъектов РФ, направленная на охрану и защиту лесов от деструктивного воздействия. Экономические и социальные условия жизни в Российской Федерации подвержены постоянным изменениям, поэтому возникает необходимость в совершенствовании норм по охране и рациональному использованию лесных богатств России. Уголовное право в социальном плане не должно отставать от жизненных реалий и общественных отношений. Уголовное законодательство должно гармонично сосуществовать с экологическим законодательством, чтобы выполнять функцию уголовно-правовой защиты экологических интересов и прав граждан.

Продолжительное время стратегия уголовно-правовой охраны лесов разрабатывалась применительно к общественно опасным деяниям, которые никогда не содержались в самостоятельной главе Уголовного кодекса, не имели собственного законодательного определения, несмотря на то, что их изучение и анализ выделялись в науке и учебном процессе. К сожалению, до сих пор в судебно-следственной практике экологические преступления и, в частности, лесонарушения, оцениваются как не представляющие значительной общественной опасности, хотя при схожих условиях экологический вред, нанесенный лесам в результате незаконных действий гораздо опаснее имущественного, так как он, фактически, невосполним. В ходе преступной деятельности по уничтожению лесов появляются новые формы криминального экологического поведения, в числе которых - профессионализм и организованность, вандалистские мотивы при посягательствах на объекты природы, общественно опасные действия иностранных граждан в отношении лесных ресурсов нашей страны и другие, требующие их криминализации. Распространенность преступных посягательств на природные богатства достаточна велика, однако высокая степень латентности и неудовлетворительная реализация принципа неотвратимости уголовной ответственности за их совершение требуют от законодателя разработки более эффективных средств борьбы с преступными деяниями в сфере экологии. Что касается латентности; то она вызвана слабым контролем за соблюдением требований законодательства, который организован по ведомственно-отраслевому принципу, где природопользователи проверяют сами себя.

Объектом курсовой работы выступила уголовно-правовая защита лесных насаждений.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной лесных насаждений от преступных посягательств.

Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за незаконную рубку лесных насаждений и не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ), за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).

Цель курсовой работы – выяснить особенности уголовной ответственности за нарушение законодательства в области охраны лесов.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие уголовно-правовой охраны лесов.
  2. Изучить источники уголовно-правовой охраны лесов.
  3. Проанализировать уголовно-правовую характеристику преступлений в области охраны лесов.

Глава 1. Понятие и источники уголовно-правовой охраны лесов

1.1. Понятие уголовно-правовой охраны лесов

Лес как экосистема и как природный ресурс имеет особое значение, поскольку защищенность населения Российской Федерации от вредных воздействий во многом зависит от состояния лесных насаждений, произрастающих на ее территории и обеспечивающих поддержание экологического равновесия и разнообразия.

В то же время наблюдается рост преступности и ухудшение криминогенной ситуации в лесной сфере. Последствия этого процесса, определяющие огромную социальную опасность посягательств на лесные богатства страны, отражены в размере причиненного ущерба. 

Основополагающие права, обеспечивающие благополучие и жизнедеятельность человека, тесно связаны с экологическими правами. Прежде всего, речь идет о праве на жизнь и охрану здоровья. Центральное место в системе экологических прав занимает конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее основы жизнедеятельности человека. Данное право означает, что качество среды способствует нормальному развитию человека, общества, нации, государства. В современной России это самое масштабно нарушаемое право. Закон закрепляет права граждан России в сфере экологии и является основным экологическим законом, утверждающим право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, катастрофами и стихийными бедствиями.

Экологическая преступность является сложной системой, состоящей из экологических преступлений, т. е. общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства, особой группы преступников, посягающих на экологические права и свободы граждан, благоприятную экологическую среду и интересы государства в области создания условий для устойчивого развития российского общества, а также комплекса детерминирующих данную преступность факторов.

Большой ущерб причиняется преступлениями, совершаемыми в составе группы. Причем анализ практики выявляет существование высокоорганизованных криминальных групп, совершающих экологические преступления с корыстными целями.

Наряду с данными официальной статистики, характеризующими состояние экологической преступности, необходимо помнить о ее латентной составляющей. Согласно оценкам экспертов, латентность экологических преступлений остается очень высокой: по отдельным категориям преступлений она составляет 95-97%[2]. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о них[3].

Повышенному уровню латентности способствует и коррупционный характер многих преступлений в сфере экологии.

Общественная опасность по рассматриваемым преступлениям заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народно-хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся "легкими" планеты[4].

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 сказано, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

1.2. Источники уголовно-правовой охраны лесов

Действующее законодательство РФ, включая международные акты, содержит комплекс норм, предусматривающий меры по охране правовыми средствами лесной и иной растительности. Основные предпосылки в отношении построения системы мер по правовой охране лесов заложены в Конституции РФ. Согласно статье 7 Основного закона страны Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где охраняются здоровье людей. Без сохранения экологически благоприятной среды невозможно сохранение здоровья человека, его развитие и в целом достойное существование в условиях окружающего мира.

 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9 Конституции РФ). В указанной норме зафиксировано право гражданина на доступ к природным ресурсам, при условии, что он имеет личный (не связанный с предпринимательской деятельностью) характер потребностей[5]. Это могут быть личные потребности как экологического, преимущественно рекреационного, характера (осуществляемые без извлечения природных ресурсов из окружающей среды), так и экономического (с извлечением или иной эксплуатацией природных ресурсов). Так, доступ к природным ресурсам может быть осуществлен путем пребывания граждан в лесах. Право на пребывание в лесах, как формы реализации экологических прав, предоставленных гражданину Конституцией РФ, закреплено далее в статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации[6], согласно которой гражданам предоставляется право на свободное и бесплатное пребывание в лесах, для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Тем самым обеспечивается удовлетворение экологических, эстетических, оздоровительных, пищевых и иных потребностей гражданина, а также реализуется право на свободу передвижения[7].

Особого внимания в отношении развития уголовно-правовой охраны флоры заслуживает резолюция, принятая на Конгрессе в Гамбурге Международной ассоциацией уголовного права (АГОР) в 1979 г.[8] В документе указывается на необходимость улучшения уголовно-правовой охраны фауны и флоры. При этом в резолюции отмечается, что в предупреждении угроз окружающей среде первостепенную роль играют не уголовные, а иные средства. И только в случае серьезных нарушений международного экологического права должна применяться уголовная ответственность[9].

Существенную роль в формировании уголовно-правовой ответственности в области охраны окружающей среды в целом и флоры в частности сыграла Конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного закона, подписанная в Страсбурге 4 октября 1998 года[10]. Несмотря на то, что Конвенция вслед за ранее упомянутой Гамбургской резолюцией, признала, что предотвращение угрозы упадка окружающей среды должно в основном осуществляться иными мерами, тем не менее в документе было отмечено, что уголовное право играет важную роль в защите окружающей среды. Конвенцией было рекомендовано государствам-участникам расширить круг уголовно наказуемых деяний, защищать больший круг объектов окружающей среды и экологических ценностей, в целях повышения профилактического потенциала уголовно-правовых запретов использовать конструкцию составов поставления в опасность и обоснованно сочетать ее с материальными и формальными составами преступлений, использовать уголовную ответственность юридических лиц за совершение экологических преступлений, связанных с предпринимательской, производственной и иной деятельностью[11].

Также в контексте рассматриваемого вопроса несомненно представляет интерес Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного закона от 1982 г., где в разделе "Средства, которые следует реализовать на национальном уровне" (статьи 2 - 11) включено определение умышленных и неумышленных преступлений. Нормы Конвенции указывают на необходимость применения более строгих санкций в отношении субъектов экологических правонарушений, в связи с чем предлагается помимо прочего предусматривать в национальном законодательстве уголовную ответственность корпораций[12].

При обращении к нормам национального законодательства, регулирующего вопросы уголовной ответственности за причинение вреда лесной и иной растительности путем поджогов и загрязнения, а равно иным общеопасным способом необходимо указать Уголовный Кодекс РФ и ст.ст 260 и 261, которые являются бланкетными. В этой связи приходится обратиться ко всему комплексу эколого-правовых норм отечественного законодательства затрагивающего вопросы лесопользования и лесоохраны.

Центральное место в системе указанных норм отведено Лесному кодексу РФ. Кроме того, важную роль в эколого-правовом регулировании играют такие правовые акты, как Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 25.06.2012)[13], Земельный кодекс РФ (ред. от 25.06.2012)[14], Водный кодекс РФ (ред. от 25.06.2012)[15], Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности"[16], Федеральный Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года № 3-ФЗ, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 22.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"[17], а также такие подзаконные акты как постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»[18], постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» [19], постановление Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (вместе с "Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций")[20], постановление Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов"[21], постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации"[22].

В декабре 2010г. законодатель в УК РФ ужесточил наказание за уничтожение или повреждение лесных насаждений, совершенных в крупном размере.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против лесных насаждений

2.1. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)

 Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, а в некоторые годы их количество составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется достаточно высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народно-хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся "легкими" планеты.

Объект преступления - общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать не по ст. 260 УК РФ, а как хищение чужого имущества.

Согласно Лесному кодексу РФ лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 Лесного кодекса РФ).

С учетом особенностей правового режима защитных лесов выделяются следующие их категории:

а) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

б) леса, расположенные в водоохранных зонах;

в) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1-м и 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в 1-й, 2-й и 3-й зонах округов санаторной (горно-санаторной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценные леса; государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры). К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесо-семенные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Эксплуатационными признаются леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения их полезных функций. Отнесение лесов к эксплуатационным и установление их границ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Резервными считаются леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Запрещенными к порубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в Красные книги Российской Федерации или ее субъектов. Согласно Перечню видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (утв. постановлением Правительства РФ от 15 марта 2007 г. N 162) (в ред. от 18 сентября 2007 г.), запрещена рубка 52 видов (пород) деревьев (береза карельская, береза Максимовича, береза раде, береза Шмидта, дзельква, дуб зубчатый, дуб курчавый, каштан посевной и др.) и 6 видов кустарников (жимолость Толмачева, калина Райта, клекачка колхидская, клекачка перистая, падуб Сугероки, экзохорда пильчатолистная).

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан продолжения роста. Оно может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.

Состав рассматриваемого преступления формальный, преступление считается оконченным с момента:

а) порубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня;

б) повреждения их до степени прекращения роста (гибели). Представляется ошибочным отнесение рассматриваемого состава преступления к числу материальных. В ст. 260 УК РФ значительный размер характеризует деяние, а не последствие преступления.

Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. руб. (Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел - прямой). Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но, как правило, преобладают корыстные, что необходимо учитывать при определении вида и размера наказания.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

От административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ, рассматриваемое преступление в основном отличается тем, что:

а) объективная сторона административно-правового деликта сформулирована шире, в нее в качестве самостоятельного деяния также включено выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках или на плантациях;

б) для наступления административной ответственности не требуется совершение деяния в значительном размере.

Квалифицирующими признаками являются:

- совершение рассматриваемого преступления группой лиц;

- лицом с использованием своего служебного положения;

- в крупном размере.

Понятие "группа лиц" необходимо определять с учетом положений ст. 35 УК РФ.

Содержание признака "лицом с использованием своего служебного положения" раскрыто при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ.

Преступление признается совершенным в крупном размере, если исчисленный по соответствующим таксам ущерб превышает 50 тыс. руб.

Уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 УК РФ при незаконной рубке или повреждении лесных насаждений либо не отнесенных к ним деревьев, кустарников или лиан, совершенных в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой см. ст. 35 УК РФ.

Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

2.2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ)

Рассматриваемое преступление характеризуется достаточно высокой степенью общественной опасности, поскольку влечет уничтожение больших массивов лесов, крупных лесных хозяйств; окружающая среда, животный мир в результате уничтожения или повреждения лесных насаждений терпят огромный ущерб. Нередко вред причиняется собственности граждан (огнем уничтожаются населенные пункты, машины и механизмы, гибнет домашний скот и т.д.), отмечаются случаи гибели людей.

Объект преступления - экологическая безопасность и отношения по охране лесных и иных насаждений.

Предмет преступления - лесные и иные насаждения. Содержание этих понятий раскрыто при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений. Преступление может быть совершено как путем действия (например, сброс вредных веществ), так и путем бездействия (например, несоблюдение правил пожарной безопасности).

Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов.

Повреждение - это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражения болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т.д.

В законе указан способ совершения преступления - обращение с огнем или иным источником повышенной опасности. Неосторожное обращение с огнем может выражаться как в нарушении общих мер предосторожности (непогашенный костер, выброшенный окурок), так и специальных правил противопожарной безопасности (например, при проведении взрывных работ). Источниками повышенной опасности могут признаваться транспортные средства, электрооборудование, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и т.д.

Преступление считается оконченным с момента уничтожения или повреждения лесных или иных насаждений. Между совершенным деянием и наступлением указанных последствий должна быть причинная связь.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Уничтожение или повреждение лесов в результате выбросов в атмосферу загрязняющих веществ образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 251 и 261 УК РФ.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены два близких по содержанию правонарушения, в связи с чем возникает необходимость их отграничения от рассматриваемого состава преступления. Так, в ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ говорится о загрязнении лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами, а в ст. 8.32 КоАП РФ - о нарушении правил пожарной безопасности в лесах. Таким образом, основное отличие указанных деяний от преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, заключается в отсутствии уничтожения или повреждения леса как последствия неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

Исходя из способа совершения преступления выделяется квалифицированный состав рассматриваемого преступления. В качестве таковых закон называет: поджог; иной общественно опасный способ; загрязнение; иное негативное воздействие (ч. 3 ст. 261 УК РФ).

Общеопасным способом помимо поджога является применение взрывчатых веществ, ядов, дефолиантов, бактериологических средств и т.д., которое может привести к уничтожению или повреждению лесных и иных насаждений.

Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных веществ, отходов, выбросов отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и т.п., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения.

Отходы - остатки производственной деятельности человека, пригодные для дальнейшего использования в каких-либо целях; выбросы - выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства; отбросы - негодные к дальнейшему использованию остатки производства.

В отличие от ч. 1 ст. 261 УК РФ квалифицированный состав данного преступления совершается умышленно. Ограничение вины только косвенным умыслом, как отмечается некоторыми авторами, не вытекает из сути рассматриваемого преступления и его законодательной характеристики.

Заключение

В процессе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

Уголовная ответственность за причинение вреда лесной и иной растительности путем незаконной рубки, поджогов и загрязнения, а равно иным общеопасным способом предусмотрена Уголовным Кодексом РФ, ст.ст 260 и 261, которые являются бланкетными. 

Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) является наиболее распространенным преступлением, а уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), которое характеризуется достаточно высокой степенью общественной опасности, поскольку влечет уничтожение больших массивов лесов, крупных лесных хозяйств; окружающая среда, животный мир в результате уничтожения или повреждения лесных насаждений терпят огромный ущерб.

Нередко вред причиняется собственности граждан (огнем уничтожаются населенные пункты, машины и механизмы, гибнет домашний скот и т.д.), отмечаются случаи гибели людей.

Объектом преступлений являются: экологическая безопасность, общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов).

При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Уголовная ответственность за данные преступления предусматривается с 16 лет.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант»
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
  3. (ред. от 28.07.2012) // СПС «Консультант»
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // СПС «Консультант»
  5. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // СПС «Консультант»
  6. Боголюбов С. А. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М., 2012.
  7. Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. 2012. № 8.
  8. Дубовик О.Л. Анализ состояния экологической преступности и правонарушаемости//Аграрное и земельное право. 2006. N 5.
  9. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г.Экологическое право. Учебник/Отв. ред. О.Л. Дубовик. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. 
  10. Еремкин П. В. Борьба с загрязнением окружающей среды: Криминологические и уголовно-правовые аспекты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2006.
  11. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996.
  12. Каплунов В.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы охраны лесов Дальневосточного региона России. Монография. Хабаровск, 2011.
  13. Каплунов В.Н. Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны.// Пробелы в российском законодательстве. – 2010 - № 3.
  14. Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. – М.: Проспект, 2009.
  15. Королева М.В. Проблемы криминологической оценки экологической ситуации в России//Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон/под ред. А.И. Долговой. М., 2001.

[1] См. : Боголюбов С. А. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М., 2012. С. 4.

[2] Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996; Дубовик О.Л. Анализ состояния экологической преступности и правонарушаемости//Аграрное и земельное право. 2006. N 5; Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. – М.: Проспект, 2009; Королева М.В. Проблемы криминологической оценки экологической ситуации в России//Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон/под ред. А.И. Долговой. М., 2001 и др.

[3] Еремкин П. В. Борьба с загрязнением окружающей среды: Криминологические и уголовно-правовые аспекты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2006. - 26 с.

[4] Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. – М.: Проспект, 2009. – С.128.

[5] Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 40 - 49.

[6] См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

[7] Васильева М.И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. N 1. С. 20 - 25.

[8] Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник/Отв. ред. О.Л. Дубовик. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.142.

[9] В отношении этого факта О.Л. Дубовик отметила, что "такая формулировка задач уголовного права требует введения в национальное законодательство специальных признаков экологических преступлений". Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2005. С. 110.

[10] Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 ноября 1998 г.) (по состоянию на 30 декабря 2003 г.).

[11] Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2005. С. 110.

[12] Конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного закона (Страсбург, 4 октября 1998 года) также предусматривает корпоративную ответственность: "каждая из сторон принимает соответствующие необходимые меры по созданию условий для применения уголовных или административных санкций или мер воздействия к юридическим лицам, от имени которых преступление было совершено их органами или членами или иным представителем. Корпоративная ответственность не исключает уголовного преследования физического лица" / Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2005. - С. 110.

[13] СЗ. 2002. N 2. Ст. 133.

[14] СЗ. 2001. N 44. Ст. 4147.

[15] СЗ. 2006. N 23. Ст. 2381.

[16] СЗ. 1994. N 35. Ст. 3649.

[17] СЗ. 1999. N 14. Ст. 1650.

[18] СЗ. 2007. N 28. Ст. 3432.

[19] СЗ. 2007. N 28. Ст. 3431.

[20] СЗ. 2011. N 21. Ст. 2971.

[21] СЗ. 2011. N 17. Ст. 2414.

[22] СЗ. 2011. N 21. Ст. 2973.