Развитие малого предпринимательства в России (на примере г.Москвы)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в России

1.1. Малое предпринимательство как основа развития рыночной экономики

1.2. Основные функции малого предприятия

  1. Анализ малого предпринимательства г.Москвы

2.1. Количество малых предприятий в г.Москве

2.2. Численность занятых работников

2.3. Выявление лидирующих/отстающих сфер деятельности малых предприятий

  1. Разработка мероприятий по поддержке малого предпринимательства г.Москвы

3.1. Мероприятие по предоставлению оборудования и транспортных средств субъектам малого предпринимательства в лизинг на льготной основе через Московскую лизинговую компанию

3.2. Мероприятие по поддержке начинающий предпринимателей

3.3. Мероприятие по поддержке молодежного предпринимательства

  1. Социально экономический эффект предложенных мероприятий по поддержке малого бизнеса г.Москвы

4.1. Расчет экономического эффекта от предоставления лизинга на льготных условиях

4.2. Социально-экономический эффект от предоставления субсидий и субвенций малому предпринимательству г.Москвы

Заключение

Список литературы

Введение

Роль малого предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в данном секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное количество рабочих мест.

В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Тем не менее, малые предприятия в Российской Федерации продолжают испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Создание в России широкой и разветвленной сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей созданию условий конкуренции для товаропроизводителей. Формирование сети малых предприятий обеспечивает не только развитие конкуренции, но и образование гибких кооперационных связей, способствует насыщение рынка товарами и услугами с учетом индивидуальных потребностей и быстро меняющегося спроса, ускоренному внедрению технических новшеств покупательского спроса. Малые предприятия могут создать необходимые технико-экономические и организационные условия интенсификации общественного производства и повышения его эффективности.[1]

Актуальность темы курсовой работы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.

Предметом исследования является изучение и анализ проблем развития и становление малого бизнеса в России.

Объектом исследования является малый бизнес.

Целью данного курсового проекта является анализ проблем и перспектив малого предпринимательства в рыночной экономике России.

В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические основы поддержки малого предпринимательства в России;

- проанализировать состояние малого предпринимательства в г.Москве;

- предложить мероприятия по поддержке малого предпринимательства;

- рассчитать экономическую эффективность проектов.

Курсовой проект состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в России

1.1. Малое предпринимательство как основа развития рыночной экономики

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Малым предприятиям принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры нашего общества, в решении социально -экономических проблем, ведь малый бизнес обладает немалым потенциалом развития, который при продуманной поддержке, может быть использован на благо общества:

  • социально-политический потенциал, определяемый значением малого предпринимательства в процессе социальной реструктуризации общества и формировании " среднего класса" ;
  • инновационный потенциал - способность к самостоятельному освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию с незначительными стартовыми затратами;
  • кадровый потенциал, обусловленный активным притоком в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации;
  • финансово-инвестиционный потенциал - способность к ускоренному освоению инвестиций, резкому увеличению капитальной стоимости бизнеса и быстрой оборачиваемости капитала.

Наличие малых предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда. Экономическая структура любого производства имеет множество незаполненных ниш, в которых трудно " повернуться" крупным предприятиям: их деятельность здесь недостаточно эффективна в силу бюрократизации системы управления или чрезмерной монополизации рынка.

В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого предприятия, А.А. Шулус сформировал несколько групп его критериев, обусловленных, во-первых, характером производственного процесса; во-вторых, - спецификой системы управления и руководства; в-третьих, - состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.); в - четвертых, - особенностями внешних воздействий.

Первая группа характерных черт малого предприятия такова:

1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

3) упрощенность системы сбыта.

Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя:

  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
  • компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
  • отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • быстроту принятия решений.

В составе третьей группы признаков выделяются:

  1. особый, персонифицированный характер отношений между хозяином и работником (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
  2. гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  3. небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
  4. низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую часть доходов;
  5. высокая оборачиваемость капитала;
  6. существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:

  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • положение " ведомого" в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
  • сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
  • большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

1.2. Основные функции малого предприятия

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятая - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если " гиганты" ; черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и " неформальный" ; рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным " полигоном" ; для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий. Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту " доводку крупных преобразований" ; призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

С 01.01.2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" взамен ранее действовавшему Федеральному закону от 14.06.05 г. №88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" .

Ранее законодательно выделялась группа малых предприятий с численностью работников от 1 до 100 человек включительно. Новый Федеральный закон выделяет в отдельные группы непосредственно малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно, микропредприятия с численностью работников от 1 до 15 человек включительно и индивидуальных предпринимателей. Данные Мосгорстата о деятельности микропредприятий с численностью работников от 1 до 15 человек включительно на сегодняшний день не опубликованы. Отдельно исследований по группе микропредприятий и малых предприятий численностью от 16 до 100 человек включительно не проводилось.

В результате возникли проблемы статистических наблюдений за всей совокупностью предприятий малого бизнеса.

В ближайшей перспективе возможны изменения в значениях показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 " О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" , которое определило экономические критерии отнесения к микро- и малым предприятиям по сумме выручки от реализации (для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб.).

  1. Анализ малого предпринимательства г.Москвы

2.1. Количество малых предприятий в г.Москве

По данным официальной статистки на начало 2008 года в Москве начитывалось порядка 214,5 тыс. малых предприятий (МП), что на 3,2% больше, чем на начало 2007 года (табл. 2.1).

Среди восьми анализируемых видов деятельности МП г. Москвы наибольший темп прироста количества предприятий на 01.01.2008 г. имели МП сферы " транспорт и связь" (14,2% по сравнению с 01.01.2007 г.). Сократилось количество предприятий по следующим видам деятельности:

- обрабатывающие производства (на -0,3%),

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на -1,3%),

- здравоохранение и предоставление социальных услуг (на -6,0%).

Количество МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" уменьшалось также в 2006 году.

Таблица 2.1

Количество малых предприятий г.Москвы

Количество малых предприятий

Хотя темп прироста количества всей совокупности МП Москвы на протяжении последних лет находится примерно на одном и том же уровне, по отдельным видам деятельности ситуация более неравномерная. Например, по группе МП сферы " финансовая деятельность" прирост данного показателя в 2006 году составил более 20%, а в 2007 году - только 2%. По группе МП сферы " строительство" в 2006 году темп прироста количества предприятий составил всего чуть более 2%, а к концу 2007 года - уже более 8%.

МП восьми выбранных для анализа видов деятельности в сумме своей дают порядка 97% суммарного количества МП г. Москвы, и этот показатель за последние 3 года не изменялся (рис. 2.1).

Удельный вес малых предприятий

Рис. 2.1. Удельный вес малых предприятий г.Москвы

Большинство МП г. Москвы работает в сфере " торговли" (48,9% на начало 2008 года). На втором месте по численности МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (17,9%), на третьем - МП сферы " обрабатывающие производства" (9,5%).

Существующая сегодня структура видов деятельности МП г. Москвы остается стабильной на протяжении достаточно длительного периода времени. В настоящий момент лишь закладываются предпосылки дальнейших изменений. Так за 2005-2007 гг. наибольшим образом поменялась доля в суммарном количестве МП г. Москвы по сфере " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" . За 3 года данный показатель изменился примерно на 1,4% в сторону уменьшения. В то же время, к положительным тенденциям можно отнести некоторое увеличение доли в суммарном количестве МП таких значимых для города видов деятельности, как " транспорт и связь" и " строительство" .

Подавляющее преобладание торговых МП в Москве - обычное явление для крупных мегаполисов. Население крупных городов формирует высокий постоянный спрос на услуги розничной торговли. Кроме того, открытие торгового предприятия изначально требует меньше финансовых, трудовых и иных нематериальных затрат, чем, например, открытие производственного предприятия.

Для г. Москвы наиболее приоритетными сферами деятельности являются строительство, промышленность, ЖКХ и другие социально-значимые услуги населению. В связи с этим, властями города оказывается всесторонняя поддержка предприятиям малого бизнеса этих сфер. Однако так как отраслевая характеристика малого бизнеса на протяжении многих лет является жестко фиксированной, для качественных структурных изменений требуется время.

По данным официальной статистики в 1 полугодии 2008 года(*2) общее количество малых предприятий с численностью работников от 16 до 100 человек (согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ) составило 28,8 тыс. единиц или 13% от суммарного количества МП с численностью работников от 1 до 100 человек на 01.01.2008 г.

Таким образом, опираясь на данные официальной статистики, можно предположить, что в Москве действуют в основном микропредприятия.

Оценка динамики данного показателя в 2008 году будет не в достаточной степени объективной. В связи с особенностью представления квартальных данных Мосгорстатом в течение года наблюдаются существенные колебания по показателям деятельности МП г. Москвы.

В 2008 году не опубликована информация о деятельности МП сферы " финансовая деятельность" . С учетом ограничения по количеству работников на 1 МП, введенного Федеральным законом от 24.07.07г. №209-ФЗ, значительно уменьшилась доля МП торговли в суммарном количестве предприятий малого бизнеса в Москве. Это указывает в первую очередь на то, что среди торговых предприятий большое количество микропредприятий.

Практически неизменной осталась доля МП сфер " обрабатывающие производства" и " строительство" , а количество МП видов деятельности " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" и " торговля" практически сравнялось. Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, что отраслевая структура МП с численностью работников от 16 до 100 человек (без учета микропредприятий) существенно отличается от отраслевой структуры МП с численностью работников от 1 до 100 человек. Оценить данное различие в полной мере в настоящее время затруднительно ввиду ограниченности временных точек наблюдения всего двумя кварталами 2008 года.

Ранее исследования группы микропредприятий отдельно от малых предприятий не проводилось, в связи с чем, необходимо более детальное изучение данного вопроса, в том числе с использованием альтернативных источников информации (например, от налоговых органов).

2.2. Численность занятых работников

На начало 2008 года на московских малых предприятиях работало 2046,2 тыс. человек, что примерно на 0,6% больше, чем на начало 2007 года.

Восемь анализируемых видов деятельности в 2007 году в сумме своей давали около 97% численности занятых на малых предприятиях работников. Как и в случае с количеством МП, наибольшая доля занятых работников приходится на МП торговли (в 2007 году - 36,8%). Однако в данном случае разрыв между лидером и другими сферами деятельности не столь значителен. На МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" на 01.01.2008 г. работали 18,9% работников МП, сферы " обрабатывающие производства" - 17,2% (рис. 2.2).

Удельный вес предприятий отдельных видов деятельности в численности занятых на МП г.Москвы

Рис. 2.2. Удельный вес предприятий отдельных видов деятельности в численности занятых на МП г.Москвы

В целом на протяжении последних 3 лет доля занятых на торговых МП увеличивалась, так же как и на МП сферы " обрабатывающие производства" . С другой стороны, аналогичный показатель по видам деятельности " предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" и " Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" уменьшался.

Среди восьми анализируемых видов деятельности наибольший темп прироста количества работников на начало 2008 года был по сфере " строительство" (27,3%), однако в 2006 году данный показатель по этой группе сокращался. Если сравнивать прирост количества работников МП в 2006-2007 гг., то положительными темпами росла численность занятых за эти два года на МП сфер " обрабатывающие производства" и " торговля" (табл. 2.2). Всего же в 2007 году количество работников МП снизилось у 5-ти из восьми анализируемых групп.

Таблица 2.2

Численность занятых на МП г.Москвы

Численность занятых на МП г.Москвы

На протяжении последних лет по данным официальной статистки среднее количество работников на 1 МП Москвы составляло 10 человек.

На начало 2008 года наибольшее количество работников приходилось на 1 МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" (21 человек), а наименьшее - на 1 МП сферы " финансовая деятельность" . На малых предприятиях сферы " обрабатывающие производства" также работает большое количество работников (около 17 человек на 1 МП), кроме того, на протяжении последних трех лет среднее количество работников на 1 предприятии по данному виду деятельности росло. Стоит отметить, что по данным альтернативных источников количество работников на 1 предприятии малого бизнеса отличается от данных официальной статистики. Так, по данным исследования " Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2007 г." , проведенного МЦРП совместно с ММЦ, в среднем на 1 МП в 2007 году работало 15 человек. Наибольшее количество работников на 1 МП наблюдалось по сфере " строительство" (29 человек) и " производство" (20 человек).

Различие между данными официальной статистик и данными социологического исследования в показателе количества работников на 1 МП во многом объясняется спецификой анализируемой выборки МП.

Например, среди опрашиваемых при мониторинге малого предпринимательства предприятий основная доля принадлежит прибыльным предприятиям. Кроме того, среди предпринимателей существует устойчивая практика скрывать настоящее количество работников на своих предприятиях с целью минимизировать налоговые затраты.

Среди особенностей занятости населения на малых предприятиях следует признать высокий коэффициент семейственности бизнеса. Предприниматель часто использует труд членов своих семей, которые формально на предприятиях нигде не числятся. Особенно сильно это проявляется среди индивидуальных предпринимателей, которые, зачастую, вообще обходятся без наемных работников.

По данным официальной статистики на 1 полугодие 2008 года на малых предприятиях Москвы (без учета микропредприятий) работало около 464,5 тыс. работников (*4). За 2 квартал 2008 года численность занятых работников выросла более чем на 26% по сравнению с 1 кварталом того же года. Наибольший темп прироста данного показателя наблюдался по МП сферы " транспорт и связь" .

Увеличение численности занятых на МП всех восьми анализируемых видов деятельности во втором квартале 2008 года проходило на фоне сокращения количества МП по этим группам. Ввиду ограниченности временных точек наблюдения данное колебание можно рассматривать как локальное явление. Более объективно о количественных показателях деятельности малых предприятий Москвы без учета микропредприятий можно будет сказать после поступления официальной информации по итогам 2008 года.

Как и в случае с количеством МП, доля работников МП сферы " торговля" во втором квартале 2008 года в общей численности занятых на МП Москвы (без учета микропредприятий) осталась наибольшей среди остальных видов деятельности. Среди особенностей стоит отметить резкое снижение доли занятых на МП сферы " обрабатывающих производств" . Если на 01.01.2008 года на предприятиях данной сферы было занято 17,2% работников МП с численностью работников 1-100 человек на 1 МП (с учетом микропредприятий), то на 01.07.2008 года эта доля составила только 8,6% (по МП без учета микропредприятий с численностью работников 16-100 человек на 1 МП). Причем доля количества МП данной сферы сохранилась.

Таким образом, во 2 квартале 2008 г. значительная часть работников сферы малого бизнеса была занята на микропредприятиях сферы " обрабатывающие производства" . Оговорим еще раз, что в связи с ограниченностью временных точек наблюдения показателей деятельности МП с численностью работников 16-100 человек только двумя кварталами 2008 г., выводы о доле микропредприятий в количестве МП отдельных видов деятельности являются предварительными и нуждаются в дополнительной проверке.

2.3. Выявление лидирующих/отстающих сфер деятельности малых предприятий

В данном разделе проведено сравнение МП отдельных видов деятельности по основным показателям, предоставляемых Мосгорстатом за 2005-2007 гг.

Выявить лидирующие и отстающие сферы деятельности МП без учета микропредприятий в 2008 году затруднительно ввиду ограниченности временных точек наблюдения. Ранее исследований МП с численностью работников 16-100 человек в разрыве от всей совокупности МП Москвы не проводилось, в связи с чем, на данном этапе исследования динамика развития предприятий этой группы не определяется.

На рис. 2.3. приведен агрегированный вклад МП отдельных видов деятельности в суммарное количество МП Москвы и численность занятых на них работников. Наибольший вклад в данные показатели вносят торговые МП, МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" и сферы " обрабатывающие производства" .

На протяжении последних трех лет изменений в количественной структуре видов деятельности МП Москвы практически не происходило. Заметные сдвиги наблюдались только по МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (в сторону сокращения вклада).

Наряду с перечисленными тремя видами деятельности, значимый вклад в суммарные количественные показатели МП Москвы вносят МП сферы " строительство" .

Агрегированный вклад МП отдельных видов деятельности в суммарное количество МП Москвы и численная занятость

Рис. 2.3. Агрегированный вклад МП отдельных видов деятельности в суммарное количество МП Москвы и численная занятость

МП сферы " торговля" являются лидерами по 5-ти из 6-ти оцениваемых масштабных показателей. Исключение составляет показатель инвестиций, где лидером является сфера " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" . Таким образом, по суммарному рейтингу шести масштабных показателей деятельности МП по данным Мосгорстата лидером являются торговые МП, а аутсайдером - МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" .

Оценить итоговое место МП сферы " финансовая деятельность" по масштабным показателям затруднительно, так как Мосгорстат не опубликовал информацию по показателям суммы выручки, оборота и инвестиций МП этой группы. Однако по абсолютным показателям количества предприятий, численности занятых работников и фонда заработной платы МП данной сферы деятельности занимали последние места.

Подводя итог, МП отдельных видов деятельности по абсолютному значению показателей деятельности в 2007 году расположились следующим образом:

  1. торговля,
  2. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,
  3. обрабатывающие производства,
  4. строительство,
  5. транспорт и связь,
  6. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг,
  7. здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Объективно оценить место МП сферы " финансовая деятельность" затруднительно. Подобное распределение МП отдельных видов деятельности по вкладу в суммарные показатели МП Москвы характерны для последних трех лет, когда проводилось наблюдение за МП в разрезе основных видов деятельности ОКВЭД.

В отличие от масштабных показателей деятельности МП, где абсолютным лидером является сфера " торговля" , по средним показателям на 1 МП ситуация более неоднозначна.

Торговые МП являются лидерами только по показателям суммы выручки и оборота, что связано со спецификой их деятельности. По среднему количеству работников на 1 МП, средней сумме ФЗП и инвестиций в основной капитал лидером являются МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" , которые по масштабному вкладу во всю совокупность МП Москвы занимали последние места. Кроме того, по показателю средней суммы выручки и оборота МП этой сферы занимали 6-е место из семи возможных.

В результате, МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" в итоговом рейтинге средних показателей в 2007 году занимают второе место, уступив первое МП сферы " обрабатывающие производства" . Кроме того, МП здравоохранения в 2006 году занимали по данному рейтингу третье место, а в 2005 году - шестое. МП сферы " обрабатывающие производства" занимали в 2007 году стабильно верхние места в рейтинге по средним показателям на 1 МП и им более объективно присвоить первое место в суммарном рейтинге. Аналогичная картина наблюдалась и в 2005-2006 гг.

На последнем месте по средним показателям на 1 МП в 2007 году находились МП сферы " предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" . На последнем месте МП данной группы находились и в аналогичном рейтинге в 2006 году.

Таблица 2.3

Средние показатели

Агрегированный вклад МП отдельных видов деятельности в суммарное количество МП Москвы и численная занятость

Примечателен тот факт, что в 2007 году одно место по средним показателям разделили МП сферы " торговля" и " строительство" . Однако МП сферы " строительство" в 2005-2006 гг. занимали второе место, тогда как торговые МП в 2006 году еще сохраняли четвертое место, а в 2005 г. были на последнем месте. Таким образом, по средним показателям на 1 МП строительные МП являются более успешными, чем торговые, и итоговый рейтинг в 2007 году можно расположить следующим образом:

  1. обрабатывающие производства,
  2. здравоохранение и предоставление социальных услуг,
  3. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,
  4. строительство,
  5. торговля,
  6. транспорт и связь,
  7. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Как и в случае с масштабными показателями, оценить место МП сферы " финансовой деятельности" в рейтинге по средним показателям затруднительно ввиду отсутствия необходимой информации. Однако можно предположить, что место это будет одним из первых, так как в случае со средним размером ФЗП на 1 работника МП финансовые предприятия лидируют. Кроме того, специфика деятельности МП данной сферы предполагает высокие прибыли при общем небольшом количестве предприятий.

Выводы по 2 главе

МП восьми анализируемых видов деятельности в сумме своей дают 96-99% вклада в суммарные показатели деятельности МП Москвы по данным Мосгорстата. Таким образом, выбранные для анализа виды деятельности МП являются в достаточной мере репрезентативными и отражают общую ситуацию в сфере малого бизнеса Москвы.

Подводя итог проведенному в данной работе исследованию шести показателей деятельности МП Москвы по данным официальной статистики, можно сделать следующие выводы.

  1. Сложившаяся на сегодняшний день в Москве отраслевая структура малого бизнеса на протяжении последних лет является достаточно жестко фиксированной. Сдвиги в данной сфере экономики только формируются, и для качественных структурных изменений требуется время и поддержка со стороны государства наиболее приоритетных для города направлений, таких как производство, строительство, ЖКХ, здравоохранение.
  2. Преобладание в Москве торговых предприятий (около половины общего количества МП) является характерным для крупных мегаполисов. Привлекательность создания торгового МП для предпринимателей обусловлена невысоким стартовым капиталом и постоянным спросом на данные услуги со стороны населения. Между тем, не смотря на масштабное преобладание МП сферы торговли, по темпам прироста основных показателей предприятий данной группы показывают далеко не первые значения. У торговых МП традиционно наблюдаются невысокие заработные платы работников и средняя сумма инвестиций в основной капитал. Кроме того, торговые МП дают больший вклад в общее количество МП Москвы, чем в численность занятых работников. Т.е. на среднестатистическом торговом МП Москвы работает небольшое количество работников.
  3. МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" занимают второе место по вкладу в общее количество МП Москвы и численность занятых на них работников. Однако на протяжении последних трех лет этот вклад сокращался. По средним показателям на 1 МП данная группа также является достаточно успешной (в 2005-2007 гг. стабильно среди первых). Однако, как уже указывалось, по темпам прироста показателей деятельности предприятия этой сферы были одними из последних. Подводя итог, можно предположить, что предприятия данной сферы в отдельной поддержке со стороны властей города в настоящий момент не нуждаются и способны решить свои проблемы самостоятельно.
  4. МП сферы " обрабатывающие производства" являются достаточно успешными. Они дают значимый вклад в общее количество МП Москвы на уровне 10%, а также более 17% в 2007 году в суммарное количество работников МП. В общей сложности, по вкладу в суммарные показатели деятельности МП Москвы МП сферы " обрабатывающие производства" идут третьими после торговых предприятий и МП сферы " операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" . Между тем по средним показателям на 1 МП на протяжении 2005-2007 гг. предприятия малого бизнеса данного вида деятельности стабильно занимали первые места. С другой стороны, темпы прироста показателей деятельности по данной сфере по сравнению с другими видами деятельности незначительны. Таким образом, МП сферы " обрабатывающие производства" обладают значительным потенциалом и при должной поддержкой со стороны государства могут увеличить свой вклад в суммарные показатели деятельности МП Москвы и стать более привлекательными для предпринимателей.
  5. Определить место в структуре основных видов деятельности МП сферы " финансовая деятельность" затруднительно, так как Мосгорстат не опубликовал данные о сумме выручки, оборота и инвестиций по данной отрасли. Стоит однако отметить, что при общем небольшом количестве предприятий этого вида деятельности (около 3% всех МП в 2007 г. и около 1% суммарной численности занятых), средняя сумма фонда заработной платы на 1 работника на этих предприятиях наибольшая.
  6. Значимой сферой деятельности МП является " строительство" . Это достаточно крупная группа, формирующая 8-9% суммарного количества МП Москвы и 11-14% численности занятых на них работников. Как социально значимая для города, данная сфера деятельности нуждается в самом пристальном внимании со стороны государства. Особая поддержка строительных МП необходима еще и ввиду того, что, не смотря на существенное количество этих предприятий, их вклад в выручку, оборот и инвестиции всей совокупности МП Москвы незначителен (3-5%). Более того, в 2006-2007 гг. сумма выручки строительных МП сокращалась, а средние значения суммы оборота, инвестиций и выручки на 1 МП не превышали в 2007 году средних по всей совокупности МП Москвы. По темпам роста основных показателей строительные МП находятся на четвертом месте после торговых предприятий.
  7. МП сфер " транспорт и связь" , " здравоохранение и предоставление социальных услуг" и " предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" в сумме формировали в 2007 году около 9% количества МП Москвы и численности занятых на них работников. Между тем, МП сферы " транспорт и связь" в 2007 году лидировали по приросту количества МП, а МП сферы " здравоохранение и предоставление социальных услуг" были лидерами средней сумме инвестиций на 1 МП и приросту данного показателя. У МП сферы " предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" в 2007 году были наибольшие темпы прироста выручки и оборота. Таким образом, хотя по некоторым анализируемым показателям МП данных групп проявили себя как достаточно успешные, в целом они вносят несущественный вклад в суммарную выручку МП (около 3% в сумме трех групп). Являясь социально значимыми для города, данные сферы деятельности предприятий малого бизнеса нуждаются в поддержке со стороны государства.
  8. В связи с вступлением с 1 января 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ " О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" возникла проблема статистического наблюдения за деятельностью всей совокупности МП Москвы с учетом микропредприятий. По состоянию на ноябрь 2008 года официальных данных о деятельности микропредприятий не опубликовано. Стоит отметить, что ввиду того, что ранее отдельных исследований деятельности МП Москвы без учета микропредприятий не проводилось, определить динамику развития данной группы предприятий малого бизнеса в 2008 году можно лишь с достаточной степенью условности. Необходимо более детальное исследование данного сегмента, в том числе с использованием альтернативных источников информации (например, от налоговых органов). В отдельном исследовании нуждаются также возможные изменения основных показателей деятельности малого бизнеса в связи с введением экономических критериев отнесения к микро- и малым предприятиям в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 " О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" .
  1. Разработка мероприятий по поддержке малого предпринимательства г.Москвы (на примере ЮАО г.Москвы)

3.1. Мероприятие по предоставлению оборудования и транспортных средств субъектам малого предпринимательства в лизинг на льготной основе через Московскую лизинговую компанию

В настоящее время субъекты малого предпринимательства испытывают значительные сложности на финансовом рынке и подвергаются определенной дискриминации со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заемщиками.

Кредитные учреждения зачастую отказывают малым предприятиям в предоставлении кредитов, в связи с отсутствием достаточных гарантий. Кроме того, процентные ставки по кредитам являются достаточно высокими и " неподъемными" для малых предприятий. Кредиты предлагаются на слишком короткий срок, недостаточный для организации производства на основе приобретаемого оборудования. Отсутствие отсрочки по уплате процентов и основной суммы кредита также затрудняет реализацию инвестиционных проектов.

Лизинг во многом способствует решению этих проблем, оказывая тем самым помощь в развитии малых предприятий и дает им возможность быстрее встать на ноги.

Применение лизинговых услуг в хозяйственной практике позволяет начинающим предпринимателям открыть или значительно расширить бизнес даже при весьма ограниченном стартовом капитале, так как лизинг обеспечивает получение оборудования без его единовременной и полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов. Таким образом, используя механизм лизинга, лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования почти одновременно.

Наряду с проблемами дефицита финансовых ресурсов у предприятий, находящихся на стадии первоначальной организации бизнеса, уже функционирующие предприятия сталкиваются с проблемой обновления основных фондов и развития материально — технической базы. Часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства, что могло бы повысить качество и конкурентоспособность их продукции.

Решить эту проблему также помогает такой эффективный инструмент, как лизинг.

При использовании лизингового механизма имеющиеся у предприятия денежные средства, которые были бы направлены на покупку необходимого производственного оборудования при заключении договора купли-продажи можно использовть, например, на закупку необходимого сырья, а лизинговые выплаты осуществлять за счет дохода, полученного от реализации продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании.

Использование лизинга облегчает процесс обновления парка оборудования и расширения производства уже на начальной стадии - выборе и закупки оборудования, что обеспечивается участием лизинговой компании в процессе закупки оборудования.

Лизинговая компания, аккумулируя заявки различных лизингополучателей по большому количеству однородных видов оборудования, имеет значительно больше возможностей для согласования с поставщиками оборудования наиболее приемлемых контрактных цен. Сторонами при этом учитывается величина закупленной партии. Также тот факт, что организационными вопросами приобретения оборудования занимается компания-лизингодатель, лизингополучатель значительно снижает риски и затраты (времени и средств) на проведение этих процедур.

В ряде лизинговых компаний предусматривается возможность заключения с лизингополучателем договора на приобретение продукции, изготовленной на сданном в лизинг оборудовании. Применяется также схема расчетов по лизинговому договору в натуральной форме, о которой говорилось ранее. Такая компенсационная форма может быть полезна для малых предприятий, испытывающих затруднения в сбыте своей продукции.

Значительным преимуществом, особенно в условиях дефицита денежных средств, является возможность использования гибкой системы лизинговых платежей. Так, в зависимости от условий договора, уплата лизинговых платежей может производиться равными долями от годовой суммы лизинговых платежей (ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода), а также возможно использование " рваного графика" лизинговых платежей. То есть по согласованию сторон лизинговые платежи могут осуществляться не только равномерными равными долями, но и с увеличивающимися или уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя).

3.2. Мероприятие по поддержке начинающий предпринимателей

"Начинающими" считаются субъекты малого предпринимательства, со дня государственной регистрации которых на дату подачи заявки прошло не более 1 года.

Субсидии за счет средств бюджета города Москвы предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства на условиях софинансирования расходов на реализацию проектов начинающих субъектов малого предпринимательства.

Субсидия предоставляется при условии вложения предпринимателем в проект собственных средств в размере не менее 50 процентов общей суммы финансирования проекта. Собственные средства могут использоваться организацией (индивидуальным предпринимателем) на финансирование любых обоснованных и документально подтверждённых затрат, осуществляемых в рамках реализации проекта.

Субъект малого предпринимательства в рамках финансовой поддержки проектов начинающих предпринимателей вправе получить не более одной субсидии. Размер субсидии не может превышать 200 000 рублей.

Предметом финансирования из средств городского бюджета могут быть любые обоснованные предпринимательские затраты, за исключением:

  1. расходов на пополнение оборотных средств (в том числе - расходы на приобретение сырья, комплектующих изделий и всех других компонентов, необходимых для организации производства);
  2. оплату труда сотрудников организации-заявителя (либо самого заявителя - индивидуального предпринимателя и его наемных работников).

3.3. Мероприятие по поддержке молодежного предпринимательства

Мероприятие заключается в предоставлении целевых бюджетных денежных средств в виде субсидии или субвенции для оплаты в 2009 году затрат на выполнение молодежного предпринимательского проекта или субвенции на выполнение молодежного предпринимательского проекта " старт-ап" .

Участниками проекта могут стать организации (структуры), внесенные в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы и соответствующие установленному набору критериев отнесения предпринимательских структур, проектных коллективов к сфере молодёжного предпринимательства для целей осуществления государственной поддержки за счёт средств и ресурсов города Москвы, претендующие на получение бюджетных ассигнований для реализации проектов поддержки и развития молодежного предпринимательства.

Субсидии и субвенции участникам конкурсного отбора предоставляются Организатором конкурсного отбора за счет средств бюджета города Москвы.

Субсидии предоставляются на реализацию молодежного предпринимательского проекта в размере, не превышающем 750000 рублей (при условии вложения заявителем в проект собственных средств в размере не менее 50 процентов общей суммы финансирования проекта).

Субвенции предоставляются на реализацию молодежного предпринимательского проекта " старт-ап" в размере, не превышающем 200000 рублей.

Победители конкурсного отбора определяются Конкурсной комиссией с учетом результатов социально-экономической экспертизы материалов поданных заявок.

Предоставление финансовой поддержки в виде бюджетной субсидии (субвенции) на реализацию проектов развития и поддержки молодежного предпринимательства осуществляется по Договору между Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и участником конкурсного отбора.

Договор о предоставлении субсидии (субвенции) между Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и участником конкурсного отбора должен быть заключен в течение 30 (тридцати) дней с даты принятия решения Конкурсной комиссией.

Субсидия (субвенция) перечисляется Организатором конкурсного отбора непосредственно на счет субъекта малого предпринимательства в кредитной организации (банке).

  1. Социально экономический эффект предложенных мероприятий по поддержке малого бизнеса г.Москвы

4.1. Расчет экономического эффекта от предоставления лизинга на льготных условиях

Исходные данные:

Базовая стоимость оборудования - сумма кредита - 5 000 000,00 рублей.

Процентная ставка по кредиту - 16 % годовых .

Срок финансирования и срок лизинга - 3 года .

Срок амортизации при кредите - 10 лет .

Погашение тела кредита - ежемесячными равномерными платежами с начислением процентов на оставшуюся часть.

Ставки налогов:

Налог на прибыль - 24 %;

Налог на имущество - 2,2 %;

НДС - 18 %.

Дополнительные параметры при лизинге:

Ставка комиссии лизингового центра (для указанной суммы проекта) - 7 % годовых.

Процентная ставка по кредиту, выставляемая в качестве компенсации - 16 % годовых.

В состав лизинговых платежей включается компенсация налога на имущество лизинговой компании в рамках проекта из расчёта ускоренной амортизации за срок договора лизинга.

Авансовый платёж по договору лизинга равен 0 рублей.

Таблица 4.1

Сравнение лизинга и коммерческого кредита

Сравнение затрат предприятия при приобретении оборудования за счет привлеченного кредита в коммерческом банке и по схеме лизинга

1

Стоимость оборудования с НДС, руб.

5`000`000,00

2

Авансовый платеж, учитываемый в схеме лизинга

0,00%

3

Сумма авансового платежа с НДС, руб.

-

4

Тр.налог, постановка на учет в ГИБДД и таможенные сборы (если есть), руб.

-

КРЕДИТ БАНКА

5

Величина тела кредита, руб. (1 - 3 + 4)

5`000`000,00

6

Срок кредита, мес.

36

7

Проценты по кредиту банка

16,00%

8

Начисленные проценты за исследуемый срок (начисление на остаток), руб.

1`233`485,54

9

Итого: (5 + 8)

6`233`485,54

10

НДС к зачету при покупке оборудования, руб.

762`711,86

11

Налог на имущество предприятия за исследуемый срок, руб.

244`882,66

12

Начисленная амортизация за исследуемый срок (без ускоренной амортизации), руб.

1`271`186,44

13

Сумма уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, руб. (8 + 11 + 12)

2`749`554,64

14

Экономия по налогу на прибыль, руб. (13 х 0,24)

659`893,11

15

Сумма, уменьшающая расходы предприятия по налогам, руб. (10 + 14)

1`422`604,97

16

Итого: Затраты предприятия при кредитной схеме, руб. (3 + 9 + 11 -15)

5`055`763,23

ЛИЗИНГ

17

Сумма всех платежей по договору лизинга, руб.

7`257`299,85

18

НДС к зачету с сумм лизинговых платежей, руб.

1`107`045,74

19

Сумма уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, руб. (17 - 18)

6`150`254,11

20

Экономия по налогу на прибыль, руб. (19 х 0,24)

1`476`060,99

21

Сумма, уменьшающая расходы предприятия по налогам, руб. (18 + 20)

2`583`106,73

22

Итого: Затраты предприятия при схеме лизинга, руб. (17 - 21)

4`674`193,12

Экономия при схеме лизинга, руб. (16 - 22)

381`570,11

Экономия при схеме лизинга в %

7,631%

Ставка кредита, дающая тот же эффект

7,75%

КРЕДИТ: (исследуемый срок - 3 года)

Погашение тела кредита: 5`000`000,00 рублей.

Начисленные проценты: 1`233`485,54 рублей.

Налог на имущество предприятия за исследуемый срок: 244`882,66 рублей.

За исследуемый период сумма начисленной амортизации составит: 1`271`186,44 рублей.

Сумма начисленных процентов по кредиту, начисленного налога на имущество предприятия и начисленной амортизации на данное оборудование уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и составляет: 2`749`554,64 рублей.

Таким образом, экономия по налогу на прибыль составит: 659`893,11 рублей, а в сумме с НДС равным 762`711,86 рублей, образовавшимся при покупке оборудования, даёт экономию средств предприятия по налогам в размере: 1`422`604,97 рублей.

Итого: расходы предприятия при кредитной схеме складываются из суммы авансового платежа из собственных средств (в настоящем примере он = 0 рублей), суммы тела кредита и начисленных процентов за весь срок кредита, налога на имущество предприятия за исследуемый срок (в данном случае учитывается лишь данное оборудование), за минусом величины экономии средств предприятия по налогам. При кредитной схеме расходы составят: 5`055`763,23 рублей.

ЛИЗИНГ:

Общая сумма лизинговых платежей за срок договора лизинга по стандартному расчёту составит: 7`257`299,85 рублей. В связи с тем, что начисленный от всего объёма лизинговых платежей НДС равный 1`107`045,74 рублей, предприятие ставит в зачёт, сумма уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль составит: 6`150`254,11 рублей.

Таким образом, экономия по налогу на прибыль составит: 1`476`060,99 рублей, а в сумме с начисленным НДС на всю сумму лизинговых платежей, даёт экономию средств предприятия по налогам в размере: 2`583`106,73 рублей.

Итого: расходы предприятия при схеме лизинга складываются из суммы всех лизинговых платежей за срок договора лизинга за минусом величины экономии средств предприятия по налогам. При лизинговой схеме расходы составят: 4`674`193,12 рублей.

Рассчитаем экономический эффект.

Разница реальных расходов предприятия при схемах лизинга и кредита даёт экономию средств предприятия при схеме лизинга в размере: 381`570,11 рублей, что составляет 7,631% от стоимости покупки оборудования.

Если провести аналогию с банковским кредитом, то расходы предприятия по представленной лизинговой схеме приобретения основных средств будут аналогичны расходам при банковском кредите, взятом по ставке 7,75% годовых.

4.2. Социально-экономический эффект от предоставления субсидий и субвенций малому предпринимательству г.Москвы

В результате реализации мероприятий в среднесрочной перспективе до 2012 года планируется достигнуть следующих социально-экономических показателей, характеризующих экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в г.Москва:

- создание новых субъектов малого предпринимательства;

- увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве;

- увеличение объёма выпуска товаров и услуг в сфере малого бизнеса;

Показатели бюджетной эффективности:

- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет.

Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства позволят получить следующие социальные результаты:

- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;

- гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наёмными работниками;

- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных производителей;

- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.

- дальнейшее формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности в обществе.

Заключение

В связи с исследованием темы в заключение работы можно сделать следующие выводы. Предпринимательство — интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым.

Предпринимательская деятельность использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, ин­формационные. Предприниматель - это человек, который что-либо предпри­нимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели — максимизации прибыли.

Роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

В России правительством сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. И, конечно же, важным условием для развития малого предпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что в России в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может сам выбрать то, что ему действительно будет выгодно.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Список использованных источников

  1. Андреев В. Государственная поддержка малого предпринимательства //Российская юстиция, 2007.- № 12.
  2. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист, 2006. - № 4.
  3. Беслан К. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом//Муниципальная власть, 2008, №6.
  4. Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) //Вопросы экономики, 2002. - №7.
  5. Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. //Малое предприятие, №11, 2007.
  6. Глазетова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса//Муниципальная власть, 2008, №6.
  7. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, 2008. - № 7.
  8. Егорушков А. Проблемы развития малого предпринимательства в России//Финансы, 2008,- №12.
  9. Егорушков А.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы, 2004.-№12.
  10. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2004.
  11. Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стратегия // Вопросы экономики, 2005.- № 10.
  12. Орлова А. Перспективы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, 2008. №7.
  13. Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность/Власть, 2004.- №3.

[1] Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике. //Экономическая газета, № 20, 2003. - с. 67