Муниципальное право и местное самоуправление


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие местного самоуправления

1.2. Понятие муниципального образования

  1. ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Муниципальное право как комплексная отрасль права

2.2. Участники муниципально-правовых отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Понятие муниципальное право — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «мипизарют». «Мипиз» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» — беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время «муниципалитеты» — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.

В законодательстве Российской федерации термин «муниципальный» применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не «муниципалитет», «муниципальные органы», «муниципальное право», а «местное самоуправление», «органы местного самоуправления». Но, вместе с тем, в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.

Термин «муниципальное право Российской Федерации» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и, во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г[1].

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.

Местное самоуправление возникло в Европе еще в Средние века. В XVIII в. Американская и Французская буржуазные революции вызвали к жизни сходные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах. Было признано, что между местными интересами и государством существует определенное противоречие и что местное самоуправление – основа гражданского общества.

В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:

а) англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий;

б) французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;

в) германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

Объект данной курсовой работы – организация местного самоуправления в России.

Предмет – роль муниципального права в становлении местного самоуправления в России.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности и проанализировать его соотношение с муниципальным правом.

Задачи:

  1. Изучить понятие местного самоуправления.
  2. Рассмотреть понятие муниципального образования.
  3. Проанализировать основы муниципального права России.
  4. Выяснить участников муниципальных правоотношений.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуп­равления вопросов местного значения, исходя из интересов насе­ления, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — это комплексное, сложное, многогранное явление, которое можно рассматривать в не­скольких аспектах:

  • как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему уп­равления демократического правового государства;
  • как форму народовластия;
  • как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества;
  • как способ организации и осуществления населением вла­сти на местах.

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление — не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

 Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными га­рантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в орга­ны местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина.

Местное самоуправление в Российской Федерации — это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

Местное само­управление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации [2].

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятель­ность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в сис­теме управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправ­ления «не входят в систему органов государственной власти». Органы государствен­ной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспе­чивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий должна контролироваться государством.

Федеральные органы государственной власти, органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации создают необхо­димые правовые, организационные, материально-финансовые ус­ловия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на мест­ное самоуправление.

Таким образом, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федераль­ными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для реше­ния своих задач. Это также форма осуществления публичной влас­ти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам го­сударственной власти чертами, как наличие властных полномо­чий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народ, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; 

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6)представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

1.2. Понятие муниципального образования

Муниципальным образованием называется городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом историчес­ких и иных местных традиций.

Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуп­равления.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для раз­вития поселений, и другие земли в границах муниципального об­разования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представитель­ным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Установление и изменение границ муниципального образова­ния, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускает­ся без учета мнения населения соответствующих территорий. За­конодательные (представительные) органы государственной влас­ти субъектов Российской Федерации устанавливают законом га­рантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправ­ление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изме­нения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

2. ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Муниципальное право как комплексная отрасль права

Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой сово­купность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие на местном уров­не жизни общества, то есть, на уровне местного самоуправления.

Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируют­ся нормами других отраслей права, а именно: конституцион­ного, административного, гражданского, финансового, зе­мельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Российское муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой сово­купность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

  • местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;
  • правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;
  • организацию и формы осуществления местного самоуправления;
  • предметы ве­дения и полномочия местного самоуправления,
  • гарантии его осуществления, ответственность органов и должнос­тных лиц местного самоуправления.

Сам термин «муниципальное право» впервые в россий­ском законодательстве употребляется в ст. 7 Федерально­го закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права – это, прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.

Предмет муниципального права составляют следующие отношения:

  1. возникающие в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц мест­ного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, инди­видуальные и коллективные обращения граждан в органы местного само­управления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т. д.;
  2. возникающие с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше­нию задач местного значения и осуществлению отдельных государствен­ных функций;
  3. возникающие в связи с наличием финансово-экономической осно­вы местного самоуправления;
  4. возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;
  5. отношения гарантий местного самоуправления;
  6. отношения ответственности в системе местного самоуправления;
  7. отношения муниципальной службы в системе местного самоуправ­ления;
  8. взаимоотношения органов местного самоуправления и органов го­сударственной власти.

К признакам отношений, составляющих предмет муниципально-правового регули­рования, относятся:

  • отношения имеют локально-территориаль­ный характер;
  • отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправ­ления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.
  • обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, то есть, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Под субъектами муниципально-правовых отношений следует пони­мать участников этих отношений. Сюда входят юридические и физичес­кие лица.

Их можно классифицировать исходя из особенностей местного само­управления по группам:

  • К первой группе можно отнести муниципальное образование и юридические лица, являющиеся хозяйствующими субъектами.
  • Ко второй группе относится сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального объединения, осуществляющих публичную власти путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, со­браниях.
  • К третьей группе относятся отдельные физические лица, или групп лиц, вступающие в правоотношения с органами местного самоуправле­ния при реализации своего права на обращение в органы местного само­управления и правотворческую инициативу.
  • В четвертую группу субъектов входят органы местного самоуправ­ления (представительные и исполнительные), а также иные создаваемые ими органы и органы территориального общественного самоуправления.
  • Пятую группу составляют выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований, главы администраций, старосты).
  • Шестую группу составляют государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправ­ления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, схо­дах, представительными и исполнительными органами местного само­управления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действу­ющими в пределах границ муниципального образования.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, приня­тых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответст­вии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном са­моуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоя­тельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать догово­ры с юридическими лицами, с государственными органами.

Муниципальные образования являются собственниками муници­пальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т. д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправ­ления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других от­раслей права.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как публично-правового института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового регулирования местного самоуправления. которые касаются деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание.

Место научной дисциплины муниципального права в системе правовых наук, прежде всего, обусловлено особенностями муниципального права, как комплекс­ной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права. Государственное право закрепляет осново­полагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Наука государственного права использует многие категории и понятия (местное самоуп­равление, органы местного самоуправления, компетенция орга­нов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппа­рат муниципального права, как научной дисциплины. Научная дисциплина муниципальное право тесно взаимодей­ствует с науками административного права, финансового права, гражданского права, земельного права, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных ор­ганов в разных сферах мест жизни. Научная дисциплина муниципальное право взаимодействует с этими отраслевыми науками, исследуя проблемы муниципальных служб, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных зе­мель и др. Таким образом, муниципальное право в силу комплексного характера предмета своего изучения интегри­рует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один из важ­нейших факторов, способствующих созданию и функционирова­нию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Основным ис­точником муниципального права является Конституция Российской Фе­дерации.

2.2. Участники муниципально-правовых отношений

Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений - лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения поп вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения.

Субъекты муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:

1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального образования;

2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований);

4) органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты, советы и т.д.);

5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на территории муниципального образования);

6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы местного самоуправления с правотворческой инициативой);

7) государственные органы Российской Федерации;

8) государственные органы субъектов Российской Федерации;

9) различные предприятия, организации, учреждения.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного самоуправления.

К формам осуществления местного само­управления относятся:

1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов мест­ного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граж­дан в органы местного самоуправления;

2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица;

3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования по­средством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муници­пального образования, направленное на реше­ние (обязательный референдум) или обсужде­ние (консультативный референдум) вопросов местного значения, отне­сенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований.

Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличитель­ными признаками. Признаки эти очевидны.

Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответст­вии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления по­средством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.

Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муници­пального образования.

Третий признак указывает на локальность территории, где проводит­ся местный референдум.

Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопро­сами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референду­мах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консульта­тивный референдум) вопросы местного значения.

Местные референдумы можно разделить на две группы: обязательные и консультативные.

Под обязательным референдумом следует понимать местный рефе­рендум, результатом которого является решение, обязательное к испол­нению всеми субъектами муниципально-правовых отношений.

Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граж­дан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для фор­мирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан, проживающих на территории муниципального обра­зования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа со­граждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого граждани­на и судьба муниципального образования в целом.

Качественный состав представительных органов зависит как от выбо­ра избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводят­ся выборы.

Факторы, предопределяющие особое значение европейских стандартов местного самоуправления для России в рамках проводимой на современном этапе реформы публичной власти, федерализма и местного самоуправления:

  • усиление влияния международных норм на внутреннее российское право в связи с современными интеграционными процессами,
  • особенности конституционной концепции определения места общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовой системе Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Поскольку признанные Россией как членом Совета Европы международные договоры, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации местного самоуправления, во многих случаях не могут быть реализованы непосредственно и нуждаются в адаптации в национальном законодательстве (т.е. в имплементации), вопрос о способах и формах такой адаптации, как и об оценке ее соответствия международным (европейским) стандартам требует особого внимания.

Важнейшим документом, закрепляющим международно-правовые стандарты организации публичной власти на местах, является Европейская хартия местного самоуправления (далее – Хартия МСУ, Хартия), ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года.

Конституция Российской Федерации за­крепила следующие принципы местного са­моуправления:

  1. Экономической самостоятельности, оз­начающей:

а) равноправие муниципальной собствен­ности среди других форм собственности;

б) самостоятельное владение, пользова­ние и распоряжение муниципальной собст­венностью;

в) самостоятельное утверждение и испол­нение местных бюджетов;

г) самостоятельное установление местных налогов и сборов;

д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его ком­петенции.

  1. Организационно-правовой направлен­ности, означающей:

а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местно­го самоуправления;

в) многообразие форм осуществления ме­стного самоуправления;

г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования;

д) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

е) гласность в системе местного самоуправления;

ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления;

з) гарантии местного самоуправления;

и) ответственность в системе местного самоуправления;

к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

л) взаимодействие местного самоуправления с государством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государств принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Современное законодательство, определяющее основы деятельности муниципальных образований в России все еще полно неточностей и, можно сказать, до конца недоработано. В силу чего особую значимость приобретает на текущий момент появление новейших теоретических и методологических разработок в данной сфере.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.

До утверждения эффективного демократического местного самоуправления в Российской Федерации еще далеко. На его состоянии сказывается борьба разных политических сил, недостаточное усвоение населением негосударственного характера органов местного самоуправления и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. Тем не менее, местное самоуправление в Российской Федерации постепенно развивается, приближаясь к своей конституционной модели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005.
  2. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  3. Васильев В.И. Местное самоуправление. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2006.
  4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: НОРМА, 2005.
  5. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: НОРМА, 2005.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003..
  7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ, 2006.
  8. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юрис­пруденция, 2005.
  9. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.: Дело, 2005.

 

[1] Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 № 55-ФЗ, вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г. Официально опубликована: Собрание законодательства РФ, 1998, №36, ст. 4466.

[2] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2