Курсовая работа по мировой экономике
"Экономическое развитие наименее развитых стран мира"


Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность экономики наименее развитых стран мира

1.1. Понятие наименее развитых стран

1.2. Критерии классификации

Глава 2. Анализ экономического развития наименее развитых стран

2.1. Экономическое развитие наименее развитых стран

2.2. Инвестиции в наименее развитых странах

Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономики наименее развитых стран

3.1. Проблемы развития экономики наименее развитых стран

3.2. Перспективы развития экономики наименее развитых стран

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению проблемы места наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике. Данная проблема является актуальной на настоящий момент. Об этом свидетельствует довольно подробное рассмотрение этой темы в научных трудах как отечественных, так и зарубежных авторов, популярность данной темы в научных публицистических изданиях, внимание СМИ к социально-экономической ситуации в НРС, активная деятельность ООН и мирового сообщества по урегулированию экономических, социальных, демографических, внутриполитических проблем, а также проблем иного характера в НРС.

Дальнейший прогресс в области развития человека может быть достигнут только за счет восстановления устойчивого экономического роста в НРС и ускорения структурных преобразований в их экономике. Это означает изменение структуры производства и занятости за счет опережающего роста тех отраслей и видов экономической активности, где выше производительность труда и добавленная стоимость. Так, лишь в том случае, если рост эффективности и изменения структуры их экономики будут идти рука об руку, они смогут достичь экономического прогресса на устойчивой основе и улучшить условия жизни наиболее уязвимых людей. Как показала история, устойчивый экономический рост и развитие достигаются теми странами, которые способны реальным образом преобразовать свою производственную базу, перейдя от низкой к высокой производительности труда, и диверсифицировать свое производство и экспорт.

Объектом данного исследования является экономическое развитие НРС.

Предмет исследования - определение места НРС в мировой экономике на основе анализа политических и экономических связей НРС с остальным миром и анализа их развития.

Практическая значимость курсовой работы проявляется в определении тенденций развития экономики НРС, которые могут быть полезны наименее развитым странам.

Целью данной работы являются характеристика состояния экономики НРС, определение их места в мировой экономике и перспектив их развития в будущем.

Данная работа призвана выполнить следующие задачи:

  1. Выяснить сущность экономики наименее развитых стран мира.
  2. Проанализировать экономическое развитие наименее развитых стран.
  3. Выявить проблемы экономического развития наименее развитых стран.
  4. Определить пути развития экономик наименее развитых стран.

При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, электронные источники, протоколы заседаний международных организаций а также официальный сайт Организации Объединенных наций.

Глава 1. Сущность экономики наименее развитых стран мира

1.1. Понятие наименее развитых стран

Наименее развитые страны (НРС) - это официальный термин, употребляемый в рамках ООН[1]. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий.

Включение в группу НРС даёт определённые преимущества - льготные условия получения финансовой помощи на нужды развития, преференциальный доступ на рынки, техническую помощь по программам ООН, а также ряд других льгот. В рамках ЮНКТАД действует специальная программа для НРС и издаётся ежегодный доклад об экономическом положении этой группы государств. В ВТО наименее развитые страны пользуются рядом льгот и преимуществ, в частности им предоставлены более длительные сроки реализации отдельных соглашений ВТО.

На 2014г. в категорию НРС входили 47 государств. В 1971 году, когда этот термин начал применяться, в эту группу входило 24 государства[2].

В ходе обзора перечня наименее развитых стран в 2003 году Экономический и социальный совет ООН использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

  • критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение годового ВВП на душу населения за три года (менее 750 долларов США для включения в перечень, свыше 900 долларов США для исключения из перечня);
  • критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: а) питания; b) здоровья; c) образования; и d) грамотности взрослого населения;
  • критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ)

В 2002 году в НРС проживало 11% населения мира. Средний ВВП на душу населения составлял в этих странах 438 долларов. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в них составляла 50 лет.

За 40 лет всего 11 стран смогли выйти из списка наименее развитых стран и войти в список развивающихся (Экваториальная Гвинея, Ангола, Мозамбик, Гайана, Вьетнам, Республика Конго, Мальдивы, Ботсвана, Кабо-Верде, Самоа и Эфиопия).

Большая часть наименее развитых стран расположена в Африке (33 страны), в Азии расположена вторая по численности группа (14 стран), 3 страны расположены в Океании, а одна страна находится в Латинской Америке (Гаити).

Самая бедная страна в мире — Бурунди с показателем ВВП 177 долларов на душу населения.

2-е место: Демократическая Республика Конго — 216 $ на душу населения.

3-е место: Либерия — 226 $ на душу населения.

4-е место: Сьерра-Леоне — 325 $ на душу населения.

5-е место: Малави — 354 $ на душу населения.

6-е место: Того — 364 $ на душу населения.

7-е место: Нигер — 383 $ на душу населения.

8-е место: Мадагаскар — 391 $ на душу населения.

9-е место: Гвинея — 420 $ на душу населения.

10-е место: Джибути — 423 $ на душу населения.

11-е место: Эритрея — 441 $ на душу населения.

12-е место: Центральноафриканская Республика — 468 $ на душу населения.

13-е место: Гамбия — 473 $ на душу населения.

14-е место: Зимбабве — 475 $ на душу населения.

15-е место: Гвинея-Бисау — 497 $ на душу населения.

Стоит отметить, что МВФ при составлении данного рейтинга не учитывал африканское государство Сомали по причине того, что Сомали фактически распалось в результате гражданской войны. По данным ЦРУ, ВВП на душу населения в Сомали около 300 долларов, что соответствует показателям беднейших стран Африки.

Самая бедная страна Азии — Восточный Тимор с показателем ВВП 516 долларов (2014 г.) на душу населения. Также в тройку беднейших стран Азии входит Непал (536 $) и Афганистан (560 $).

Гаити (беднейшее государство Латинской Америки) имеет показатель ВВП 659 долларов на душу населения.

Из европейских государств ни одна страна не входит в список беднейших стран мира, однако если определить самую бедную страну Европы, то ею окажется Молдавия с показателем 2038$ на душу населения. Из бывших советских республик меньшие показатели имеют только страны Средней Азии: Таджикистан (1041 $), Киргизия(1160 $), Узбекистан (2016$).

1.2. Критерии классификации

По методике ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделять[3]:

- ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душу населения;

- отраслевая структура национальной экономики;

- доля продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;

- структура экспорта и импорта страны;

- уровень и качество жизни населения;

- уровень образования населения и продолжительности жизни.

Наименее развитые страны выделяются по методике ООН из группы развивающихся стран как не являющиеся таковыми (в основном из-за гражданских войн) и отличающихся не только глубокой нищетой своего населения, но и структурной слабостью своих экономических, институциональных и людских ресурсов, нередко усугубляемой неблагоприятными географическими условиями.

Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т.п.

Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения). Национальный капитал в большей части, тем не менее, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска[4].

Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений. Более того, 80-90-е гг. проявилась тенденция к уменьшению притока зарубежных инвестиций в их экономику, которая тем самым становится менее открытой.

Не способствует открытости экономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы - одновременно и экспортеры сельскохозяйственной продукции, цены на которую наиболее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и крупнейшие импортеры промышленной продукции.

Негативное воздействие на экономическое развитие этих стран оказывает демографическая ситуация. Высокие темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду.

В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.

НРС нередко еще называют Четвертым миром.

Страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств[5].

Каждые три года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС).

ЭКОСОС ООН использовал для определения наименее развитых стран следующие критерии, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

-критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года;

- критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образования и грамотности взрослого населения;

- критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ) на основе показателей:

- нестабильности сельскохозяйственного производства;

- нестабильности экспорта товаров и услуг;

- экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);

- концентрации товарного экспорта; и негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения); и доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

Таким образом, страна классифицируется в категорию НРС, если удовлетворяет всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения не должна превышать 75 миллионов человек.

Глава 2. Анализ экономического развития наименее развитых стран

2.1. Экономическое развитие наименее развитых стран

В начале тысячелетия наименее развитые страны (НРС) демонстрировали наиболее высокие темпы роста за самый длительный период с 1970-х годов благодаря устойчивому глобальному росту, взлету сырьевых цен и динамичному притоку капитала. В 2000-2008 годах среднегодовой прирост реального валового внутреннего продукта (ВВП) этой группы превысил 7%, позволив надеяться на то, что некоторым НРС, возможно, удастся выйти из этой категории в нынешнем десятилетии. Однако после того как в 2008 году разразился глобальный финансовый кризис, а внешние условия воспроизводства коренным образом изменились, НРС пережили замедление экономической активности. В результате их экономический рост в последние пять лет был гораздо более вялым, существенно ниже целевого показателя в 7% в год, намеченного в Стамбульской программе действий (СПД) и считающегося необходимым для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ)[6].

В "Докладе о наименее развитых странах за 2014 год" рассматриваются связи между структурными преобразованиями, экономическим ростом и развитием человека. В нем проводится тот тезис, что НРС не могут и не должны нацеливаться только на совокупный рост: им необходимо также уделять внимание характеру модели роста и его основным движущим силам.

В условиях, когда оживление глобальной экономики по-прежнему медленно и неравномерно, в 2013 году НРС столкнулись с непростой внешнеэкономической конъюнктурой.

Вялость глобального экономического роста, которая влекла за собой слабый международный спрос на сырье и соответствующее снижение сырьевых цен, негативным образом повлияла на экономический рост и экспортную динамику нескольких НРС.

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг рекордно высокого уровня, а приток денежных переводов продолжался в больших объемах, при том что официальная помощь развитию (ОПР) начала демонстрировать признаки застоя.

Особо важным было то, что в 2013 году внешнеэкономическая конъюнктура существенно отличалась от крайне благоприятной ситуации 2002-2008 годов, когда НРС демонстрировали внушительную экономическую динамику.

Несмотря на менее благоприятную внешнюю конъюнктуру, страны группы НРС достигли в 2013 году среднегодовых темпов прироста ВВП в 5,6%. Это выше средних темпов роста развитых стран (1,2%) и всех развивающихся стран (4,6%), однако ниже скорректированного в сторону повышения показателя за 2012 год (7,5%) и средних темпов, превышавших 7%, достигнутых в ходе периода бума 2002-2008 годов. Однако такой опережающий рост их ВВП был сведен на нет их еще более быстрым демографическим ростом. Таким образом, реальный душевой ВВП в НРС как группе вырос в 2013 году на 2,8%, означая, что во многих НРС рост душевого дохода превышал их рост населения лишь на небольшую величину и поэтому окажет лишь ограниченное воздействие на уровень жизни в условиях массовой бедности[7].

В 2013 году состояние текущего счета и товарной торговли НРС как группы ухудшилось. Их дефицит по текущим операциям продолжал расти, достигнув в 2013 году максимальной за предыдущие периоды отметки в 40 млрд. долл., а их дефицит в торговле товарами также возрос на 29%, достигнув 21,1 млрд. долларов. Тем не менее он был значительно ниже дефицита торговли, подскочившего в 2012 году на 338% из-за уменьшения экспорта при одновременном глобальном замедлении торговли товарами. Вместе с тем имеются заметные отличия сальдо баланса торговли товарами по различным географическим группам НРС.

Резкое сокращение актива в торговле товарами произошло в африканских НРС и Гаити, став одной из причин увеличения отрицательного сальдо НРС. Дефицит в торговле товарами островных НРС вырос на 22%, достигнув высокого в сравнении с прошлыми периодами уровня в 1,6 млрд. долл. в 2013 году. С другой стороны, азиатские НРС сократили свой дефицит в товарной торговле на 3,2% до 23,4 млрд. долл., во многом благодаря росту экспорта трудоемких готовых изделий из Бангладеш и Камбоджи.

Основными показателями экономического развития страны считается увеличение показателей ВВП и ВНП на душу населения, свидетельствующие о росте эффективности использования производственных ресурсов страны и о росте среднего благосостояния ее граждан. Паритетом покупательной способности называется формулировка закона единой цены для международных рынков. Покупательная способность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательной способности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную сумму по текущему обменному курсу в иностранную валюту. Соответственно, ВВП, рассчитанный по ППС, применяется в макроэкономическом анализе для более точных международных сравнений[8].

Так, для того чтобы определить рост либо спад эффективности использования производственных ресурсов страны и рост либо спад благосостояния населения, потребуется определить динамику изменения значений ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения за определенный период. Для этого необходимы следующие показатели: данные по ВВП (ППС) за указанный период времени, численность населения государства на указанный момент времени, сальдо внешнеторговых операций государства. Рассмотрим динамику роста ВНП и ВВП в Джибути.

Величина ВНП отличается от величины ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом, иными словами - на сальдо счета текущих операций. Рассчитаем ВНП (ППС) Джибути в соответствии с формулой (2.1):

(2.1)

ВНП на душу населения рассчитывается отношением объема годового ВНП к численности населения в государстве за взятый период времени, это представлено в формуле (2.2):

(2.2)

Полученные значения ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения, для упрощения процедуры анализа динамики за период 2010-2014гг., запишем в таблицу 2.1:

Таблица 2.1

Динамика ВВП (ППС) д/н и ВНП (ППС) д/н в 2011-2014 гг.[9]

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Т,%

t,%

ВВП (ППС) д/н , $

2041.720

2155.883

2273.347

2396.308

2495.516

122

22

ВНП (ППС) д/н , $

2010.9

2004.01

1990.8

1906.8

2263.68

112.5

12.5

Теперь рассчитаем темпы роста и прироста ВВП (ППС) д/н и ВНП (ППС) д/н в 2014г. по сравнению с 2010 г. по формулам (2.3) и (2.4):

формула темпа роста ВВП (2.3)

формула темпа прироста ВВП(2.4)

Из полученных данных видно, что, по сравнению с 2010 г., показатель ВВП (ППС) д/н вырос на 22% в 2014г. Это свидетельствует о том, что экономика Джибути в этот период в целом развивалась позитивно, росла эффективность использования национального экономического потенциала и ресурсов страны. При этом, обратим внимание на динамику роста численности населения и ВНП (ППС) н/д: численность населения увеличивалась на протяжение всего периода, тогда как динамика ВНП (ППС) н/д не являлась однородной. Но тем не менее валовой национальный продукт на душу населения возрос в 2014г. на 12.5% по сравнению с 2010г. Это свидетельствует, как уже отмечалось выше, о росте благосостояния населения.

Таким образом, если на экономике Джибути не скажутся последствия мирового экономического кризиса, и государство сможет сохранить данную тенденцию роста показателей, Джибути имеет все шансы в будущем покинуть категорию НРС.

2.2. Инвестиции в наименее развитых странах

Вырос приток капитала в НРС, однако дефицит их внешних ресурсов в 2012 году продолжал расти. Рост притока капитала был обусловлен увеличением притока частного капитала в виде как денежных переводов, так и ПИИ, в то время как приток ОПР, крупнейшего источника внешнего финансирования НРС, демонстрировал признаки застоя. Два года подряд (в 2011-2012 годах) среднегодовой прирост притока ОПР составлял лишь 1%, отчасти из-за более широкого комплекса мер бюджетной экономии, принимавшихся донорами - развитыми странами в последние годы. Кроме того, снижение нормы сбережений в НРС привело к увеличению дефицита.

Хотя, как ожидается, в среднесрочной перспективе глобальное производство будет демонстрировать умеренный рост, неопределенность относительно темпов и масштабов подъема сохраняется. Уязвимость и неопределенность глобального подъема способны сдерживать экономическую динамику НРС из-за вялого международного спроса и снижения товарных цен. Необходимость адаптаций к изменяющейся внешней конъюнктуре всегда была одной из серьезных проблем для этих стран, однако в данный момент она усугубляется низкой конъюнктурой мировой экономики и преобладанием неопределенности[10].

Менее благоприятная внешняя конъюнктура в сочетании со снижением динамики роста НРС указывает на то, что достичь ЦРТ - или СУР, которые планируются им на смену, вероятно, будет исключительно сложно. Так, потребуется более стратегический подход к проведению необходимых структурных преобразований в интересах устойчивого и объединяющего экономического роста.

Глава 3. Проблемы и перспективы развития экономики наименее развитых стран

3.1. Проблемы развития экономики наименее развитых стран

2015 год стал поворотной точкой в политике развития: начиная с 2015 года повестка дня развития будет зафиксирована в более широком - и гораздо более масштабном виде - комплексе целей устойчивого развития (ЦУР), которые должны быть достигнуты к 2030 году.

Человеческое и экономическое развитие тесно связаны друг с другом. Развитие человека в его широкой трактовке - главная цель экономического развития. В то же время экономическое развитие - это важнейшее средство развития человека. Таким образом, экономическое и человеческое развитие могут с наибольшей эффективностью достигаться за счет реализации обеих групп целей вместе путем проведения политики, которая устанавливает баланс между ними обеими и в полной мере учитывает их прямые и косвенные последствия для обоих аспектов. Из этого вытекает существенный недостаток экономической политики, нацеленной главным образом на обуздание инфляции и снижение дефицитов внешних балансов в 1980-х и 1990-х годах. Однако точно так же попытки достижения целей развития человека без решения фундаментальных экономических проблем в лучшем случае принесут такой прогресс, который не будет устойчивым и, возможно, даже окажется контрпродуктивным в долгосрочной перспективе. Бедность, недоедание, болезни и низкий уровень образования - это по сути дела часть порочного круга, который во многом помешал НРС достичь социально-экономического прогресса. Все эти социальные проблемы создают серьезные препятствия для производственных капиталовложений и в конечном счете сдерживают их экономическое развитие. В свою очередь низкая экономическая динамика ограничивает возможности уменьшения бедности и выделения ресурсов, необходимых для развития здравоохранения и образования, тем самым закрепляя этот порочный круг.

Чтобы разорвать этот порочный круг и заменить его кругом "добродетельным", необходим высокий рост производительности труда, который, в сочетании с созданием рабочих мест, требуется для долгосрочного экономического роста. Тем самым открывается возможность непрерывного роста реальных трудовых доходов, необходимого для развития человека и уменьшения бедности.

Таким образом, в значительном большинстве НРС дополнительные доходы, необходимые для искоренения нищеты, больше всего нужны сельским жителям. Даже при неограниченном росте занятости в городах потенциал искоренения нищеты лишь благодаря развитию промышленности будет ограниченным в силу социальных и экологических факторов, сказывающихся на темпах урбанизации. Кроме того, потенциал роста производительности труда в сельском хозяйстве без сколь-нибудь существенного снижения занятости ограничивается существенным избытком труда в низкотоварном сельском хозяйстве большинства НРС. Это указывает на то, что диверсификация сельской экономики с развитием несельскохозяйственных производств и созданием несельскохозяйственных источников доходов в сельских районах должна стать ключевой целью. Даже в странах, закрепивших свои позиции экспортеров готовых изделий, это, скорее всего, станет дополнением дальнейшей индустриализации, необходимым для искоренения нищеты к 2030 году.

Экономическое развитие - длительный и сложный процесс, связанный с постепенным ростом производительности труда при одновременных широкомасштабных сдвигах в структуре экономики, когда появляются новые ведущие сектора, становящиеся локомотивами роста занятости и/или технологической модернизации. В краткосрочном плане любой из этих механизмов, даже в изоляции, может служить фактором роста. Однако в среднесрочном и долгосрочном плане экономическое развитие может быть устойчивым только тогда, когда рост производительности труда и сдвига в структуре экономики происходят рука об руку.

Рост производительности труда необходим для поддержания динамики доходов и заработной платы, позволяющей достичь намеченные цели развития. Рост производительности труда также создает условия структурной трансформации, происходящей из-за асимметричного между секторами роста добавленной стоимости. В свою очередь, обеспечивая перелив ресурсов в более производительные сектора, структурная трансформация способствует росту общей производительности труда. Таким образом, без структурной трансформации значительная часть потенциального выигрыша в производительности труда окажется невостребованной. В равной мере без спускового механизма динамики производительности труда структурная трансформация натолкнется на серьезные препятствия.

Различия в темпах роста производительности труда между группами тесно связаны с динамикой их экономических структур. Африканские НРС и Гаити отставали от других региональных групп НРС, демонстрируя рост производительности труда в среднем на 1,6% за год в период 1991-2012 годов. Это - половина годового прироста, достигнутого азиатскими НРС. Другая картина складывается в островных НРС, где производительность труда в относительном выражении снижалась до 2003 года, когда эта тенденция резко развернулась вверх. Впечатляющая экономическая динамика этой группы НРС последнего времени во многом обусловлена ростом эксплуатации запасов нефти и газа в Тиморе-Лешти, благодаря которому среднегодовые темпы прироста по этой группе поднялись до 5,8%.

Проблемы повышения производительности труда, с которыми сталкиваются НРС, становятся еще более очевидными при их группировке по экспертной специализации. Самую высокую динамику показывали экспортеры готовых изделий и разных видов продукции. Хотя в начале 1990-х годов они демонстрировали снижение производительности труда по отношению к ДРС, впоследствии им удалось стабилизировать ситуацию и достичь среднегодового прироста удельной выработки на работника в 2,9%. Самую низкую динамику демонстрировали НРС - экспортеры продовольственных и сельскохозяйственных товаров и минерального сырья. Производительность труда в странах первой группы в период 1991-2012 годов снижалась в абсолютном выражении в среднем примерно на 0,8% в год, а среди экспортеров минерального сырья она переживала застой[11].

В общем плане быстрорастущие НРС демонстрируют как значительный рост производительности труда, так и крупные структурные сдвиги в занятости во всех секторах: сельском хозяйстве, промышленности и услугах.

Поэтому структурные изменения и поступальный рост производительности труда тесно связаны с ростом доходов, который в свою очередь необходим для достижения целей развития. Такая двойная взаимозависимость отчасти объясняет тесную позитивную связь между степенью достижения ЦРТ и степенью структурной трансформации в группе НРС. Однако структурные преобразования могут также способствовать достижению ЦРТ независимо от их воздействия на душевой доход. При данном уровне роста доходов увеличение заработной платы, связанное с ростом производительности труда, может способствовать искоренению нищеты и прогрессу по остальным ЦРТ. Сходным образом, переключение ресурсов, например с добывающего сектора на обрабатывающую промышленность, вероятно, приведет к созданию новых рабочих мест даже при неизменности совокупного производства. Поэтому в "Докладе о наименее развитых странах за 2014 год" сделан тот вывод, что по нескольким ЦРТ корреляция между ростом и степенью достижения ЦРТ была гораздо выше в тех странах, которые проводили структурные преобразования быстрее, чем те страны, которые запаздывали с такой трансформацией. В последнем случае воздействие роста доходов на развитие человека было близко к нулю.

Только в нескольких НРС экономический рост был связан со структурной трансформацией, высоким ростом производительности труда и решительным продвижением вперед к достижению ЦРТ. Большинство НРС показали в 2000-х годах высокий экономический рост при, однако, незначительной структурной трансформации. Такое несоответствие требует более тщательного изучения, включая исследование опыта тех развивающихся стран, не относящихся к НРС, которые добились больших успехов в создании "добродетельного" цикла структурной трансформации роста производительности труда и развития человеческого потенциала в последние десятилетия. Это позволило им запустить рассчитанный на перспективу процесс развития и тем самым добиться успехов в выполнении ЦРТ.

3.2. Перспективы развития экономики наименее развитых стран

Предлагаемые ЦУР исключительно масштабны - гораздо более масштабны, чем ЦРТ. Их достижение потребует темпов структурных преобразований в НРС, как минимум сопоставимых с темпами наиболее успешных ДРС, а уменьшение бедности должно будет происходить еще быстрее, чем в Китае. Хотя масштабность этих задач стоит приветствовать, достичь их будет крайне сложно, в особенности в тот период, когда перспективы глобальной экономики намного менее благоприятны, чем на протяжении большей части периода после 2000 года, не говоря о новых проблемах, вызванных изменением климата.

Кроме того, экономика НРС функционирует в рамках взаимозависимой глобальной экономики, в которой страны, которые провели индустриализацию первыми, уже накопили значительные преимущества в плане издержек производства и производительности труда, из-за чего новым производителям становится относительно сложнее проводить модернизацию и диверсификацию своей производственной системы. В этой связи использование адресной, избирательной и более масштабной государственной политики модификации их экономических систем и форсирования экономического динамизма имеет огромное значение.

Однако экономическую политику нельзя вычертить по одному лекалу. Страны, добившиеся успеха в прошлом, использовали самые разнообразные институциональные механизмы и меры политики, включая развитие рынка, меры технологической модернизации, расшивку узких мест в инфраструктуре и поддержку развития предпринимательства. Поэтому одинаковая для всех модель развития и экономической политики работать не будет. Вместо этого следует рассмотреть прагматический подход, основанный на сочетании мер политики, выбранных под конкретные задачи[12].

Мобилизация ресурсов. Огромное значение для трансформации экономики имеют производственные инвестиции. Однако в большинстве НРС из-за неразвитости финансовых институтов в сочетании с ограниченными возможностями рентабельных производственных инвестиций при приемлемо низком уровне риска, наряду с другими причинами, нормы производственного накопления хронически низки. Поэтому в НРС государству следует содействовать развитию финансового сектора, ориентированного на производственные инвестиции, одновременно создавая возможности частных инвестиций в производства, способствующие трансформации экономики.

ПИИ играют важную роль в добывающей промышленности многих НРС и в развитии экспорториентированной обрабатывающей промышленности в других этих странах. Благодаря продуманным мерам политики и стимулам такие инвестиции могут быть поставлены на службу стратегиям развития, связанным с диверсификацией экономики и передачей технологий. Особую выгоду для НРС несут ПИИ в обрабатывающей промышленности, которые используют более трудоемкие технологии и создают более широкие возможности занятости. Производственные инвестиции диаспоры, хотя и, вероятно, более ограниченные по масштабам, могут принести большие положительные результаты для процесса развития, сочетая преимущества внутренних инвестиций и ПИИ.

Банки развития могут играть важную роль в мобилизации ресурсов для производственных инвестиций. Они могут способствовать инвестициям в производство с высокой социальной нормой окупаемости и способствовать взаимозависимым и дополняющим друг друга инвестициям. От них не следует ждать такой же прибыльности, что и от частных кредиторов, в свете их роли по генерированию внешних эффектов. Однако их оптимальная стратегия заключается не в минимизации ошибок, а в минимизации издержек ошибок, если те возникают. Информация, которую дает неудача инвестиционного проекта - это также внешний эффект, и ее изучение и распространение должно быть важным элементом деятельности банка развития. Это особенно важно для инновационных инвестиций.

Общая сумма необходимых финансовых ресурсов, вероятно, превысит возможности накопления большинства НРС или их ограниченные возможности формирования государственных доходов. ПИИ могли бы заполнить этот зазор, предоставив дополнительные ресурсы в некоторых секторах, однако они должны дополняться ростом ОПР. Положительные результаты ОПР для развития можно увеличить благодаря использованию трудоемких технологий и местных закупок при сооружении объектов инфраструктуры, а также соответствующему выстраиванию последовательности инфраструктурных капиталовложений.

Для экспортеров топлива и минерального сырья важную роль в обеспечении финансирования как для государственных, так и для частных капиталовложений может сыграть ресурсная рента. Такая рента имеет то преимущество по отношению к ОПР, что она допускает ее более гибкое использование, позволяя государству устанавливать свои собственные приоритеты и избегать некоторых ограничений, связанных с помощью. Хотя доходы от добывающей промышленности могут быть нестабильными и непредсказуемыми, отражая колебания цен на рынке, расходы могут быть сглажены во времени - при аккумулировании ресурсов в период высоких цен и их использовании в период низких цен, - благодаря чему рента, помимо финансирования инвестиций, может выполнять стабилизирующую функцию. Равным образом там, где добывающая промышленность вызывает перекосы в географическом распределении доходов, она может предоставлять средства для более справедливого перераспределения доходов между регионами[13].

Промышленная политика. Экономическое развитие - это процесс непрерывных технологических инноваций, модернизации промышленности и структурных преобразований, которые невозможно защитить от сбоев рынка. В развивающихся странах рынки часто не полны или деформированы (например, в результате внешних факторов и монополизма), и это служит сильным теоретическим аргументом в пользу применения промышленной политики, нацеленной на изменение отраслевой структуры экономики и опережающее развитие более динамичных отраслей и производств.

Необходимость переориентации от традиционного сектора на современный сектор не означает, что инвестиции должны ограничиваться современным сектором. Наоборот, капиталовложения, призванные повысить производительность труда в сельском хозяйстве, также имеют решающее значение, поскольку значительная часть рабочей силы останется в этом секторе. Равным образом, диверсификация сельской экономики в связи с отходом от сельского хозяйства и повышением удельного веса несельскохозяйственных доходов - важнейшее дополнение структурной трансформации, необходимое для того, чтобы она смогла достичь быстрого сокращения бедности. Сельская электрификация с использованием возобновляемых источников энергии могла бы значительно ускорить этот процесс. Оптимального сочетания структурной трансформации и сокращения бедности можно достичь в том случае, если предложение и спрос на рынке сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции будут изменяться параллельно.

НРС необходимы такие инвестиции, которые создают значительное число рабочих мест, а не снижают безработицу. Такие возможности могут возникнуть, в частности, благодаря увеличению ОПР, росту спроса, связанному со снижением бедности, а также развитию хозяйственных связей между существующими в стране производствами и ПИИ в качестве поставщиков и потребителей друг друга. Так, для экспортеров минерального сырья и сельскохозяйственной продукции формирование кластеров добывающих производств могло бы стать ценным шагом в направлении к структурной трансформации. Аналогичные стратегии могли бы также быть перспективными для других НРС, имеющих относительно высокий сельскохозяйственный потенциал.

Макроэкономическая политика. Структурная трансформация, необходимая для достижения ЦУР на устойчивой основе, требует макроэкономической политики, содействующей развитию как инвестиций, так и спроса. Повышение производительности труда требует инвестиций, а для инвестиций нужен рост спроса как источник возможностей таких инвестиций.

Разумеется, должное внимание необходимо уделять финансовой устойчивости и ценовой стабильности. Однако для обеспечения устойчивого роста важно, чтобы денежно-кредитная политика не допускала чрезмерного ограничения наличия кредита, который должен быть достаточным для производственных инвестиций как важнейшего условия структурной трансформации. В НРС наличие кредита также поможет мелким предприятиям расти и диверсифицировать производство. Иными словами, особое значение имеет содействие доступу к кредиту. Переориентируя кредит с потребления на производственные инвестиции, НРС могут расширить источники роста и уменьшить чрезмерную зависимость от импорта[14].

Неопределенности, связанные с колеблемостью роста спроса, также чреваты угрозой для инвестиций. Поэтому контрольные показатели по дефициту должны допускать гибкость антициклической политики в понижательных фазах экономического цикла, в частности в странах, во многом зависящих от сырьевого экспорта. Некоторые меры налоговой политики и политики расходов на социальные нужды - например, прогрессивное налогообложение и меры по обеспечению благосостояния и социальной защиты - способны действовать как автоматические стабилизаторы. В странах с сырьевой зависимостью стабилизационные фонды или корректируемые экспортные налоги также могли бы в существенной мере способствовать сокращению неустойчивости роста.

Наконец, успешная экономическая трансформация требует такого регулирования валютного курса и торговли, которое позволяет производителям быть конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынке.

Международные меры. Достижение ЦУР потребует больших усилий со стороны правительств НРС, а также потребует согласованных усилий международного сообщества. Совершенно очевидно, что это касается и помощи. Потребности в финансировании для достижения ЦУР велики, а структурная трансформация (как и адаптация к изменению климата) приведет к еще большему возрастанию таких расходов.

Необходим приоритет разрешения остающихся долговых проблем НРС, как и реформы международной финансовой системы для обеспечения более эффективной и содействующей развитию системы предотвращения кризисов и реагирования на них. ЦУР в самом скором времени окажутся обессмыслены, если произойдет нечто подобное долговым кризисам 1980-х и 1990-х годов с их серьезными последствиям. Финансирование, призванное компенсировать экономические шоки, также могло бы во многом способствовать ограничению экономической нестабильности. Кроме того, усиление международной координации налогообложения для предотвращения пагубной налоговой конкуренции могло бы способствовать повышению государственных доходов. Можно было бы также проработать меры по поощрению производственных инвестиций граждан НРС, работающих за рубежом[15].

Исключительно важное значение также имеют реальные и справедливые решения проблемы изменения климата в силу особой уязвимости НРС для его последствий. Необходимо не только избегать ограничения выбросов НРС, которое способно препятствовать их развитию, но и тщательно оценивать косвенные последствия изменений, затрагивающих их экспорт, полностью компенсируя их путем поддержки мер диверсификации и расширения номенклатуры торговли.

В сфере торговли НРС следует расширить свои возможности полного использования беспошлинного и неквотируемого доступа на рынки развитых и развивающихся стран. Помощь торговле НРС - в том числе по линии Расширенной комплексной платформы (РКП) - должна быть увеличена, а ее цели необходимо пополнить поддержкой развития производственного потенциала при неукоснительном признании принципа приоритета интересов страны - получателя помощи. Необходимо способствовать ускоренному вступлению НРС во Всемирную торговую организацию (ВТО). Им также необходимо содействовать и способствовать во всемерном использовании свободы действий, оставленной для них в соответствии с соглашениями ВТО.

Анализ, представленный в "Докладе о наименее развитых странах за 2014 год", лишний раз указывает на необходимость согласованных усилий как НРС, так и международного сообщества по осуществлению реальных и согласованных мер политики, нацеленных на структурную трансформацию, необходимую для того, чтобы НРС могли решить свои колоссальные проблемы развития в период после 2015 года.

Заключение

В рамках данной работы была рассмотрена проблема группы государств, составляющих наиболее слабое, нестабильное звено мировой экономики - группа наименее развитых стран. Это категория отсталых государств, которые в силу различных геополитических, социально-экономических и природных факторов обладают наихудшими макроэкономическими показателями и находятся на периферии мирового сообщества. Эти государства нередко называют "Четвертым миром". В силу своей экономической отсталости НРС выделяются из группы развивающихся стран в отдельную категорию. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- существование такой категории государств, как НРС, обусловлено множеством факторов. Среди них невыгодное географическое положение, периодические гражданские войны, постоянная подверженность природным катаклизмам, исторически сложившаяся постколониальная аграрная экономика в большинстве из них, неспособная обеспечить продовольствием быстро восполняющееся население. Как следствие - треть населения НРС находится ниже порога нищеты;

- НРС не способны самостоятельно выйти из своей тяжелой ситуации, так как большей своей частью они не обладают достаточным потенциалом для поддержания устойчивого и постоянного экономического роста, более того, страны-НРС весьма зависимы от финансовой поддержки развитых государств-доноров, которые, не к чести последних сказать, распределяются довольно избирательно;

- НРС в целом обладают сходной структурой национальной экономики: преобладающая доля сельского хозяйства, ориентированного на экспорт, плохо либо совсем не развитая промышленность, зависимость от иностранных поступлений. Частные случаи были рассмотрены в ходе проведения работы;

- Для поддержки НРС на современном этапе мировое сообщество в лице ООН проводит ряд реабилитационных программ, среди них программа ООН по ликвидации нищеты в мире, программа ЮНКТАД по преодолению последствий глобального экономического кризиса и др.;

- НРС участвуют в процессах экономической интеграции как на региональном, так и глобальном уровнях;

- Россия также поддерживает отношения с НРС, как правило это выражается в виде гуманитарной помощи в виде учебников в рамках программы по ликвидации неграмотности населения отсталых государств и в рамках других программ.

В целом, мировому сообществу небезразлично тяжелое положение НРС, которые помимо своих внутренних экономических проблем, являются тормозящим фактором для развития мировой экономики.

С 2000 года наименее развитые страны в своей совокупности демонстрировали рост, составлявший в среднем 6 процентов в год. Однако внушительный экономический рост слабо отразился на масштабах нищеты в этих странах и даже углубил там проявления социального неравенства, особенно между сельскими и городскими районами. Кроме того, быстрый рост численности населения, сочетающийся со стремительной урбанизацией, привел к ситуации, когда продуктивность сельского хозяйства снижается, а беспрецедентно большая масса людей ищет работу за пределами аграрной сферы. Усиливается проблема недоедания, особенно в наименее развитых странах Африки. С 1990-х годов во многих наименее развитых странах происходило стабильное улучшение показателей здравоохранения и образования, тогда как в области водоснабжения и санитарии достигнутый ранее прогресс продолжить не удалось, а в некоторых из этих стран произошло даже движение назад.

Несмотря на значительное увеличение объема официальной помощи в целях развития, оказываемой наименее развитым странам, ее доля в валовом национальном доходе доноров остается гораздо ниже целевого показателя (он составляет 0,15-0, 20%), а прямые иностранные инвестиции во многом сконцентрированы на небольшом числе наименее развитых стран, богатых природными ресурсами. Свободный от пошлин и квот доступ на рынки не привел к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых стран в мировой торговле, и доля эта остается незначительной, составляя менее 1 %. Почти 75 % экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится на сырьевые товары, что делает их уязвимыми для многочисленных внешних потрясений и неустойчивых цен глобального рынка. В силу того, что в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе произошло 100-процентное аннулирование долга, а в рамках Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью обеспечено облегчение долгового бремени, и благодаря повышению объемов экспорта платежи наименее развитых стран в счет обслуживания задолженности существенно сократились, но вопрос о том, насколько посильным является долговое бремя в долгосрочной перспективе, остается очень непростым.

Между тем стали появляться и новые вызовы устойчивому развитию малых островных развивающихся государств: высокие цены на продовольствие, объясняющиеся увеличением спроса из-за роста численности населения, высокими мировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо в рационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах - крупных производителях; численное увеличение населения экономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться; влияние климатических изменений, обусловливаемых глобальным потеплением из-за выбросов парниковых газов; "утечка умов" в результате миграции квалифицированных работников в развитые и развивающиеся страны; угроза эпидемий - и многое другое.

Список использованных источников

  1. Международный валютный фонд /Данные и статистика. - МВФ, 2010-2014.
  2. Мировая экономика: в 2 ч. / Н.И. Диченко. - СПб: изд. СПбГТУ, 2011. - ч.2. - 66с.
  3. Михайлушкин А.И. Международная экономика: учебник/ А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. - М.: Высш. шк., 2012. - 336с.
  4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. - 467 с.
  5. Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - 47с.
  6. Организация Объединенных наций / ООН и наименее развитые страны.: ООН, 2013-2014.
  7. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: учебник/ А.И. Погорлецкий. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 492с.
  8. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2013. - 244 с.
  9. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2013. - 524 с.
  10. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2013. - 413 с.
  11. http://www.un.org/ru

[1] http://www.un.org/ru/index.php

[2] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.12.

[3] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.17.

[4] Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: учебник/ А.И. Погорлецкий. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - С.342.

[5] Организация Объединенных наций / ООН и наименее развитые страны.: ООН, 2013-2014. - С. 56.

[6] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.19.

[7] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.27.

[8] Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2013. - С.87.

[9] Организация Объединенных наций / ООН и наименее развитые страны.: ООН, 2013-2014. - С.76.

[10] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.28.

[11] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.32.

[12] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.35.

[13] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.35.

[14] Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретарем ЮНКТАД: материалы конференции ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2014г. - С.37.

[15] http://www.un.org/ru