Курсовая работа "Взаимосвязь социально-психологических факторов и формирования неврозов"


Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты изучения неврозов

1.1 Определения понятия невроза и невротических расстройств

1.2 Психологические подходы к пониманию неврозов

Глава 2 Взаимосвязь социально-психологических факторов и

формирования неврозов

2.1 Общая характеристика неврозов и их форм

2.2 Механизм развития неврозов и невротических расстройств

Глава 3 Экспериментальное изучение уровня невротизации и

психопатизации учащихся средних и старших классов

 общеобразовательной школы

3.1. Организация исследования

3.2 Анализ результатов исследования и выводы

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования. Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания, так как проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных условиях, выступает на первый план.

Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводит к различным формам патологии личностных особенностей. В психиатрической литературе имеются исключительные по яркости и правдивости описания нарушения личности, характерные для различных заболеваний и состояний. Однако анализ этих нарушений проводится в основном в терминах житейской либо устаревшей эмпирической психологии. Поэтому исследование личностных сдвигов в понятиях современной материалистической психологии является в настоящее время одной из наиболее перспективных задач. Эти исследования нужны не только психиатрической практике, они полезны и для разрешения теоретических вопросов психологии личности.

Как отмечают исследователи, в XX веке во всем мире наблю­дается рост нервно-психических заболеваний, что связано с от­носительным несоответствием научно-технического прогресса и связанных с ним изменений во всех областях человеческой жиз­недеятельности, с одной стороны, и развитием и совершенство­ванием психофизиологической адаптации — с другой. В связи с этим и в структуре заболеваемости населения произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса болезней, в возникновении которых существенную роль играет фактор нервно-психического перенапряжения. К числу таких болезней относятся неврозы.

Теоретическая разработка учения о неврозах тесно связана с практическими задачами их лечения и предупреждения. Из патогенетического понимания неврозов как нарушенных труд­ностями жизни отношений личности вытекают задачи патогене­тически обоснованной психотерапии, опирающейся на знание личности, ее особенностей и ее отношений к действительности большей частью нарушенных взаимоотношений с людьми. Одной из важных и очередных задач является изучение человека в единстве со­циально-педагогического и медицинского планов.

Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Поэтому необходимость психологического контроля за развитием нормального ребенка с целью своевременного обнаружения даже легких, далеких от патологии трудностей и отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития выходит на первый план.

Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной работе, так и в области профилактики психических заболеваний.

Степень научной разработанности проблемы. Научные достижения в области неврозов принадлежат многим отечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослых внесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко, А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).

Ряд отечественных авторов, изучая детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, выделяли пато­генные родительские установки и соответствующие им болезненные типы поведения. В отечественной педагогической литературе о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка приори­тет принадлежит А.С. Макаренко. Известны работы В.И.Гарбузова, А.И.Захарова, Д.Н.Исаева, М.Ратгера и др. Характерные условия неправильного воспитания, предрасполагающие к возникновению невротических расстройств, описаны также В.Н.Мясищевым, Р.А. Зачепицким и Е.К. Яковлевой, Б.Д.Карвасарским, Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицким и др.

Объект исследования – неврозы у людей различных профессий, возрастов и социальных слоев.

Предмет исследования – совокупность определенных особенностей психики личности, наиболее подверженной неврозам.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть биологические и социальные факторы и причины вызывающие неврозы у людей.

Задачи:

- определить понятие невроза и невротических состояний;

- рассмотреть существующие психологические подходы к пониманию неврозов;

- дать характеристику неврозам и выявить их основные формы;

- изучить механизм развития неврозов и невротических расстройств.

- провести психодиагностическое исследование по выявлению детей и подростков с проявлениями различных неврозов;

- обработать полученные результаты и сделать необходимые выводы.

Гипотеза исследования лежит в том, что мы допускаем, что большинство подростков подвержены неврозам и их уровень тревожности значительно повышен.

Эмпирической базой исследования явились данные исследования изучения уровня невротизации и психопатизации учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. Основным методом исследования стал анкетный опрос с помощью методики УНП. Были обследованы учащиеся 6-11 классов общеобразовательной школы г. Москвы. Всего – 281 ученик. Целью исследования было при помощи методики УНП выявить нервно-психических расстройства детей и подростков в условиях общеобразовательных школ. Объект исследования - учащиеся 6-11 классов общеобразовательной школы.Предмет исследования: уровень невротизации, психопатизации учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования её теоретических материалов в обучающих курсах по психологии.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, диаграммы и таблиц.

Глава 1 Теоретические аспекты изучения неврозов

1.1 Определения понятия невроза и невротических расстройств

Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом. Автор подчеркивал функциональную природу невроза и объединял этим понятием широкий круг страданий, зависящих от нарушения деятельности нервной системы и не сопровождающихся органической патологией каких-либо органов. На протяжении столетия врачи широко пользовались этим термином, включая в группу неврозов не только большинство нервных и психических болезней, но и некоторые соматические нарушения без стойких морфологических изменений.

Прогресс неврологии и психиатрии (связанный с относящимися к концу XIX в исследованиями в области анатомии, гистологии, физиологии нервной системы), развитие учения о вегетативной нервной системе, биологических основах высшей нервной деятельности, а также успехи общей медицины привели к значительному совершенствованию клинической диагностики. Это, в свою очередь, послужило причиной исключения из группы неврозов большинства соматических, нервных и психических заболеваний, в том числе стертых, начальных и малопрогредиентных форм.

Термин «невроз» стали связывать с представлением о функциональной природе страдания, а благодаря работам Л. Струмпел (1878), Г. Вестфал (1880), Ж. Чарко (1888), П. Жан (1903), Р. Дюбуа (1909) и других исследователей утвердилось мнение о психогенной обусловленности этого заболевания.

Многие видные представители отечественной и зарубежной психиатрии Юдин Т. Н., Попов Е. А., Бумке О., Вейтбрехт Х., и др. еще задолго до подходов, положенных в основу современных систематик, не считали неврозы самостоятельным заболеванием. Т. И. Юдин (1935), например, определял невроз как понятие, отражающее лишь фазу и выраженность нарушений психической деятельности.

Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности[26,c.241].

В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности[9,c.117]9.

 В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе - как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги.

В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrnеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения - это проявление заторможенного процесса самореализации.

 Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний. Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт[46,c.213]. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием[26,c.273].

И. П. Павлов понимал невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров.

Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие внутренних противоречий человека.

Зигмунд Фрейд считал, что невроз образуется в результате противоречий между инстинктивными влечениями (Оно) и запрещающим Сверх-Я, представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства.

Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них доминирует, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемых противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями[45,c.224].

1.2 Психологические подходы к пониманию неврозов

На данный момент существует огромное количество психологических теорий неврозов и школ, занимающихся коррекцией невроза, которые используют различные техники при работе с пациентом.

Теория невротических стилей. По классификации неврозов к клиническому подходу близок подход Д. Шапиро, который для объяснения понятия невроз вводит понятие «невротический стиль».

Невротические стили - это способы деятельности, характерные для разных невротических состояний. Шапиро обозначает четыре основных невротических стиля: обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний), параноидальный, истерический и импульсивный.

Способы мышления, которые обычно используют для диагностики защитных механизмов, синдромов, получения общей психологической картины, сами но себе являются очень важными психологическими структурами, куда более обширными, чем определяемые с их помощью характерные черты и механизмы. Например, если с помощью защитных механизмов и симптоматических характеристик навязчивых состояний идентифицировать стиль понимания и мышления, то этот стиль сам будет являться психологической структурой. Если же, как это часто бывает, небольшие вариации одного и того же стиля предполагают существование других, чаще всего, адаптивных черт, то в данном случае основной стиль можно считать основной матрицей, из которой происходят разные симптомы и защитные механизмы. Другими словами, способ мышления может быть одним из факторов, определяющих форму симптомов, защитных механизмов и адаптивных черт.

Яркие патологические симптомы регулярно проявляются в контексте намерений, интересов и интеллектуальных склонностей, и даже в профессиональных и коммуникативных склонностях, с которыми связаны определенные симптомы и черты. Например, у ученого или книголюба вероятнее всего может появиться невроз навязчивости. Женщина, проходящая психотерапию вследствие сильных эмоциональных взрывов, скорее всего не интересуется наукой и математикой и ничего о них не знает. В таких случаях есть основания полагать, что природа симптома соответствует природе действий, склонностей и отсутствию склонностей, которые создают основу.

Такие сходства в деятельности человека невозможно объяснить проявлениями защитных механизмов или производными механизмов поведенческих; для такого объяснения они слишком обширны. Можно сказать, что они являются составляющими личного стиля.

Психоаналитическая концепция. Предложена З. Фрейдом в 1893—1894 гг. и развиваемая его последователями. Эта концепция опирается на постулат психогенного происхождения неврозов, конкретные симптомы которых в символической форме выражают суть интрапсихического конфликта — следствия реально существовавших в ранней истории субъекта проблем. Невроз представляет собой нечто вроде компромиссного образования между запретным влечением и психологической защитой. Основным симптомом является тревога, возникающая в результате конфликта между влечениями «Оно» и требованиями «сверх-Я» и трансформирующаяся под воздействием защитных механизмов в другие — «вторичные» симптомы. Начало невроза относится к раннему детству и связано с нарушениями какой-либо из стадий развития. Хотя область использования понятия «невроз» исторически менялась, в настоящее время в рамках психоанализа рассматриваются преимущественно такие расстройства, как невроз навязчивых состояний, конверсионная истерия и истерофобический невроз. Невроз навязчивых состояний — одна из главных нозологических категорий классического психоанализа. Обсессии и фобии есть следствие интрапсихического конфликта, блокирующего либидинозную энергию и психологическую защиту, переносящую с помощью «смещения», «изоляции» неразряжаемый аффект на представление, более удаленное от привычного конфликта.

В психоанализе широко используются такие понятия, как «актуальный невроз», «травматический невроз», «невроз характера», «невроз судьбы», «семейный невроз»[44,c.87]. Под актуальным неврозом понимается разновидность невротического расстройства, причину которого следует искать в настоящем пациента, а не в его детских конфликтах. Травматический невроз развивается после эмоционального шока в ситуации непосредственной смертельной опасности. Невроз характера связан с выражением защитных процессов не в доступных наблюдению симптомах, а в определенных чертах характера, паттернах поведения и особой организации личности. С неврозом характера сходен невроз судьбы, имеющий вид случайного стечения внешних («роковых») обстоятельств, но обусловленных, с психоаналитической точки зрения, бессознательным многократным повторением поведенческих схем. Семейный невроз представляет собой патологическую структуру, детерминированную взаимной обусловленностью конфликтных отношений в семье (в особенности в структуре детско-родительских отношений).

Адлер в своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии», даёт следующее определение невроза и невротиков, а также причин, вызывающих это состояние:

Невроз - диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения. Это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству, имеющего задержку в развитии социального интереса. Наблюдается при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни. Люди, больные неврозом, избрали неправильный стиль жизни в основном по той причине, что в раннем детстве они или переносили физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. В таких условиях люди становятся повышенно тревожными, не чувствуют себя в безопасности, начинают развивать стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности.

Бихеовиоральный подход. С точки зрения бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения.

Критикуя взгляды бихеовиористов, Франкл писал: «Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, - готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл»[43,c.7]. Экзистенциальный подход. Экзистенциалисты вообще не считают неврозы болезнью: «Невроз – это форма отчужденного существования больного»[31,c.91].

Вот, что о неврозе пишет Перлз, в своей работе «Гештальт-подход»: «Невроз возникает, когда индивид оказывается неспособным изменять свой образ действия и отношения со средой. Если индивид привязан к устаревшему образу действия, он теряет способность удовлетворять свои потребности, в том числе социальные. Множество отчужденных, изолированных, ни с кем не связанных людей, которых мы видим вокруг себя, — явное свидетельство того, что такая неспособность легко может возникнуть»[29,c.89].

Гештальт-подход. Перлз видит причины возникновения невроза в нарушении границы контакта общества и индивидуума.

Дисбаланс возникает тогда, когда индивид и группа испытывают в одно и то же время различные потребности, и индивид не способен решить, какая из них доминирует. Группа может быть семьей, государством, социальным кругом, сотрудниками — любым сочетанием людей, обладающих определенными функциональными отношениями между собой в какой-то момент времени. Индивид, являющийся частью этой группы, испытывает потребность в контакте с ней в качестве одного из первичных обеспечивающих выживание психологических импульсов, хотя, конечно, эта потребность не переживается им все время с одинаковой интенсивностью. Но, когда одновременно с этой потребностью он испытывает какую-то личную потребность, удовлетворение которой требует ухода из группы, возникают трудности.

Все невротические затруднения возникают из неспособности индивида находить и поддерживать правильное равновесие между собой и остальным миром, и всем им присуще то обстоятельство, что в неврозе социальная граница и граница среды ощущаются сдвинутыми слишком далеко в сторону индивида.

Гуманистический подход. Представители этого направления считают, что, упрощённо говоря, хорошо накормленный, хорошо напоенный и хорошо развлечённый человек, это всегда хороший, идеальный человек, венец человеческого развития. Агрессия – отклонение от нормального поведения, а невроз – это неудовлетворенная потребность в самоактуализации[18,c.167].

Психогенический подход. В. Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

  • ee связь с личностью больного, психотравмой;
  • ee неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию.

Возникновение и течение невроза более или менее связано с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между изменениями психотравмирующей ситуации и динамикой состояния больного.

Клинические проявления по содержанию связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя собой аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний.

Отмечается высокая эффективность психотерапии в сравнении с медикаментозным лечением.

Таким образом, невроз, – это психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений.

Характерны следующие особенности: обратимость патологических нарушений независимо от длительности, психогенная природа, специфичность клинических проявлений, состоящих в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Следует дифференцировать понятия «психогения» и «невроз». Понятие «психогении» шире понятия неврозов; кроме неврозов оно включает в себя реактивные состояния, психогенные и ситуативные реакции.

Глава 2 Взаимосвязь социально-психологических факторов и формирования неврозов

2.1 Общая характеристика неврозов и их форм

Неврозами принято обозначать психогенно обусловленные функциональные заболевания нервной системы. Данная патология возникает под воздействием психологических конфликтов, эмоциональных потрясений, чрезмерного или длительного психического напряжения[17,c.98]. Патофизиологической основой нарушений при неврозах является перенапряжение процессов возбуждения, торможения или их подвижности.

Достаточно усвоено положение о том, что невроз представляет собой болезненное нарушение в первую очередь высшей нервной деятельности и в силу этого представляет собой болезненное изменение всего организма. Вместе с тем в возник­новении неврозов отчетливо проявляется единство социального и физиологического в человеке, а потому особенно актуальной становится задача синтетического общественно и естественно исторического понимания человека, его личности, его организма, его болезни.

Здесь включается еще одно очень важное звено, которое иногда пытаются оставить вне рассмотрения, но с которым нельзя не считаться, — это сознательная психика человека как выражение особенностей его высшей нервной дея­тельности, личность больного, его переживания, его эмоции, его сознательные отношения. Совершенно ясно, что невозможно правильно понять и объяснить личность только физиологически, исключив определяющее значение ее общественно-содержатель­ных реакций и переживаний. Задача научного анализа и синтеза заключается именно в том, чтобы показать единство содержания нервной деятельности человека и ее меха­низма, ее нарушенной динамики.

Психиатры выделяют достаточно много вариантов проявлений неврозов.

Существует такое понятие как профессиональный невроз, термин, обозначающий такое расстройство двигательных функций мышц, которое затрудняет выполнение сложных движений, необходимых для данной формы профработы; специфическим признаком профессионального невроза является именно то обстоятельство, что нарушение функции мышечной группы обнаруживается исключительно при синергетической установке, необходимой для данного вида работы, в то время как и каждая мышца в отдельности и вся их группа в иных динамических комбинациях сохраняют способность проявлять полностью свою функциональную эффективность.

Серьезное практическое значение имеет то обстоятельство, что расстройство чувствительности является наиболее существенным компонентом, влияющим на расстройство автоматизированного двигательного процесса; явления паретической слабости относятся к заключительным симптомам, и преобладание их над другими характеризует последнюю фазу болезни; судороги и дрожание типичны для развитой формы профессионального невроза.

Разновидности профессионального невроза весьма многочисленны, так как каждая профессия, требующая длительных повторений сложного двигательного акта, может оказаться почвой для профессионального невроза. Неврозы верхней конечности наблюдались у пианистов, скрипачей, виолончелистов, машинисток, телеграфистов, счетчиков денег, парикмахеров (бритвенная судорога); на нижних конечностях отмечены неврозы точильщиков, токарей, швей на ножных машинах, танцовщиц. Среди прочих мышечных групп наблюдались судороги мышц губ и языка у трубачей; круговой мышцы глазницы - у часовщиков; мышц гортани - у певцов.

Профессиональные неврозы встречаются, например, у представителей искусства и проявляются в виде невозможности выполнения части своих обязанностей, боязни забыть содержание своего выступления, невозможности исполнения отдельных мест в музыкальном произведении, потери голоса с выходом на сцену, судорожного сведения руки и т. д.

Причинами этих нарушений являются случайные неудачи, грубые замечания руководителей, срыв во время выступления, выступления во время больших личных переживаний или при нездоровье.

Ослабление тонуса нервной системы представляет собой почву для возникновения невроза. Оно может быть временным результатом случайных причин. Невроз же в дальнейшем может прочно зафиксироваться.

 Принято также различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний[40,c.198].

Неврастения проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью психической деятельности. На первом этапе развития заболевания наиболее выражены вегетативные нарушения: у больных при любой физической или эмоциональной нагрузке появляются сердцебиение, повышенная потливость, похолодание конечностей, нарушается сон и аппетит

В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний и других раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различных участках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами. Иногда у больных неврастенией отмечают нарушение аппетита, тошноту, необъяснимые расстройства стула, нейродермиты, энурез, тик, заикание, обморочные состояния. Основными симптомами неврастении является раздражительная слабость и повышенная истощаемость, в связи с преобладанием первой или второй выделяют:

а) гиперстеническую форму неврастении, основой которой является ослабление внутреннего торможения, что проявляется в раздражительности, эксплозивных реакциях, несдержанности, импульсивности;

б) гипостеническую, в основе которой лежит истощение раздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения. В клинике преобладают чувство усталости, слабости, сонливости, некоторая психомоторная заторможенность. Эти формы могут быть разными стадиями.

Течение обычно благоприятное. Хроническая психотравмирующая ситуация может быть причиной затяжных форм неврастении, приводящих к невротическому астеническому формированию личности.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств[5,c.114].

Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения, чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, особенно при ослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Доминирующими в картине невроза навязчивых состояний являются разнообразные навязчивые расстройства. В зависимости от характера преобладающих навязчивых расстройств несколько условно различают три разновидности невроза: обсессивный – характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями, представлениями; компульсивный – навязчивыми влечениями и действиями; фобический – навязчивыми страхами.

В детском возрасте выделяют невроз навязчивых движений, невроз навязчивых мыслей и страхов, невроз навязчивых состояний смешанного типа.

Невроз навязчивых движений чаще встречается в возрасте 3-7 лет, реже – 7-12 лет и выражается в тикоидных гиперкинезах или движениях (учащённое мигание, повторяющиеся гримасы, облизывание или кусание губ, движение головой, подёргивание плечами, хмыкающие или хрукающие звуки, подпрыгивание, шаркание или периодические остановки при ходьбе). Навязчивые движения являются «очистительным актом», освобождающим ребёнка в возрасте сознательного» детства от неприятного чувства внутреннего напряжения, тревоги, страха, в основе которых лежат конфликтные невротические переживания. При затяжном течении навязчивые движения становятся привычными, теряют защитный смысл и исчезает эмоциональное отношение к ним. Навязчивые движения нередко сочетаются с повышенной истощаемостью, утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, двигательной расторможенностью, нарушением сна, аппетита. С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению привычных действий. Примерно 2/3 больных к юношескому возрасту оказываются практически здоровыми.

Невроз навязчивых мыслей и страхов может проявляться страхом болезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения, загрязнения, «упустить» мочу или кал в обществе, устного ответа в школе и т.п. Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные (ритуальные) действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов (навязчивое мытьё рук, отряхивание их, повторение совершаемых действий определённое число раз, обведение, подчёркивание букв при письме и т.п.). К этому неврозу относят также невроз ожидания, проявляющийся тревожным ожиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций – речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания – и затруднениями при необходимости совершить их. При длительном течении происходят стойкое снижение настроения и переход в невротическое развитие личности обсессивно-фобического типа. Полное выздоровление к юношескому возрасту отмечается у половины больных.

Больные не могут освободиться от навязчивых переживаний усилием воли, хотя у них сохраняется чёткое критическое отношение к навязчивым переживаниям, сознание их нелепости и болезненности. Состояния, объединяемые в невроз навязчивости, по сравнению с другими разновидностями неврозов, склонны к затяжному течению. Оно может проявляться рецидивами, чередующимися с периодами полного выздоровления, или протекать непрерывно с периодическими ослаблениями и обострениями болезненной симптоматики. Иногда проявление невроза может ограничиться однократным приступом.

Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами – большой внушаемостью и самовнушаемостью.

Подобное препятствие создает состояние неразрешимого противоречия. Конфликт на почве невозможности признания себя является, таким образом, центральным при истерическом неврозе и основным источником психической травматизации.

С целью компенсации недостающего внимания, любви и ласки ребенок начинает жаловаться на беспричинное недомогание, необъяснимые боли в животе и давно ушедшие страхи или же происходит непроизвольное закрепление (фиксация) каких-либо сопутствующих болезненных состояний или реакций, что вынуждает так или иначе перестраивать отношение окружающих в нужную для ребенка сторону.

Нередко невроз возникает в результате потери привилегированного положения в семье, вследствие рождения брата или сестры или конфликтных отношений из-за ребенка между родителями. Следует подчеркнуть, что все ощущения, о которых дети говорят, они испытывают фактически.

2.2 Механизм развития неврозов и невротических расстройств

Основной причиной невроза является психическая травма, однако имеют значение и пеморбидные особенности личности[5,c.178]. Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическая травма. Понятие «преморбитная личностная предрасположенность к неврозам» включает унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, ранимость; особенности формирования личности и уровень её зрелости; различные астенизирующие факторы, предшествующие возникновению невроза (например, соматические болезни, переутомление, недосыпание).

Считается, что невроз как психогенно обусловленное заболевание может возникнуть у любого человека. Однако психогенность неврозов в настоящее время считается относительным понятием: значительно большее распространение начинает получать конфликтогенная концепция этиопатогенеза неврозов, согласно которой их формирование обусловлено наличием неразрешенного внутриличностного конфликта на фоне нарушенной системы отношений личности.

Согласно этой концепции, невроз должен развиваться у личности с определенной предрасположенностью или соответствующими предболезненными качествами, что подтверждается клинической практикой.

Однако вышесказанное не исключает возможности возникновения неврозов у внешне совершенно здоровых людей. Все зависит от силы внешнего раздражителя: при чрезмерных нагрузках на психическую сферу, например при стихийных бедствиях, с большей или меньшей вероятностью невроз может развиться у любого человека.

Проблема в том, что у личности с соответствующими преморбидными качествами невроз развивается при значительно меньшей интенсивности нагрузок и поэтому встречается значительно чаще. При воздействии же чрезмерных или запредельных раздражителей у данных людей резко повышаются шансы получить заболевание не функционального (т. е. невротического), а психотического уровня. У людей, не имеющих предрасположенности к данному виду патологии, вероятность развития как невроза, так и психоза значительно ниже, и более вероятно возникновение нервно-психического истощения.

Таким образом, наиболее удобным представляется определение неврозов как психогенно обусловленных, функциональных заболеваний нервной системы, возникающих под воздействием психотравмирующих факторов в результате нарушения особо значимых отношений личности и проявляющихся в виде общеневротических проявлений (феноменов), бессонницы, головных болей, разнообразных вегетативно-висцеральных симптомов функционального характера при отсутствии психотических явлений.

Характеристика неврозов имеет еще другой социальный смысл. Всякая болезнь, как изменение организма, связана с условиями жизни, в частности для человека — с условиями его труда и быта, их санитарно-гигиенической стороной (в широком смысле). Характерным для неврозов дополнением к этому слу­жит то, что они представляют болезненные изменения, вызывае­мые непосредственно влиянием взаимоотношений людей в усло­виях их труда и быта. В связи с этим правильное понимание неврозов предусматривает изучение системы общественных от­ношений (ее экономической основы, идеологических надстроек, особенностей быта, условий воспитания, уровня культуры), а также обусловленных ими особенностей характера и личных отношений людей.

Нередко обнаруживается одностороннее, ошибочное стрем­ление рассматривать невроз как формальное нарушение механизма в отрыве от общественного содержания созна­тельной личности больного.

Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. При этом играет роль и возраст, в котором ребёнок оказался в психотравмирующей ситуации, так как черты, свойственные этому периоду могут сохраниться у взрослого. Например, у взрослого человека в возрасте 7 – 11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительную разлуку с ними или переболевшего тяжёлым соматическим заболеванием с длительным пребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, то есть черты, свойственные детям 7 – 11 лет. Наличие их у взрослого человека создаёт трудности в общении с окружающими и ведёт к нарушению адаптации.

В возрасте 11 – 14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как "доминирующая" или "потворствующая", а также противоречивый стиль воспитания[32,c.211]. Родители, чрезмерно опекающие ребёнка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребёнок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремлённость, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Кроме трудностей в подростковом возрасте, существуют проблемы в зрелом возрасте чрезмерного «увлечения» своей работой (так называемый трудоголизм), проблемы лидера и лидерства в коллективе. Все трудности, накапливаемые в виде конфликтов в жизни человека, также могут приводить к образованию неврозов.

Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности психики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам.

Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к психическим отклонениям[46,c.76].

Фрейд полагал человеческую природу как биологическую, одинаковую и неизменную у всех людей. Хорни раскрывает влияние культуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрыться природе человека, но создает условия для самораскрытия, поэтому культурные факторы следует считать относительными.

У Фрейда эдипов комплекс считается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от детского опыта.

Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Нарушаются общественные связи, не достигаются намеченные цели. Но когда речь идет об отклонении, то следует определить, относительно каких норм это происходит. Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления[46,c.79]. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говорить применительно к конкретной культуре или социальному статусу. Невроз есть индивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личности существует проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей может вызвать волну бурных переживаний и неспособность определиться (например, выбор одежды для встречи с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро решаются и не оставляют осадка в душе.

Таким образом, представляется, что невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности.

Тяжелые условия детства, острые повторные потрясения, длительные безвыходные ситуации, неразрешенные внешние и внутренние конфликты, неудовлетворенные потребности, неспра­ведливые обиды, раздражающие и угнетающие неудачи — все это, накопляясь, создает болезненные изменения характера — «не­вротическую личность», болезненные черты которой в дальней­шем сами становятся источником конфликтов и патогенных переживаний.

Глава 3 Экспериментальное изучение уровня невротизации и психопатизации учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы

3.1 Организация исследования

На формирование психического здоровья подрастающего действует сложный комплекс экопатогенных, макро- и микросоциальных факторов, факторов биологического и психологического характера. Рост числа пограничных психических расстройств в детско-подростковой популяции обусловлен, по мнению многих авторов, ухудшающимися экологическими условиями проживания, миграцией населения и ломкой национальных традиций, расслоённостью общества, возникшим в последние десятилетия идеологическим вакуумом с формированием патологических ценностей детско-подростковой субкультуры, пренебрежением требованиями здорового образа жизни, интенсификацией психоэмоциональных нагрузок, в том числе, связанных с процессом обучения и др.

Несомненным является тот факт, что именно психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем и занимает одно из ведущих мест в общей профилактике патологии психического здоровья в целом. Низкий уровень психического здоровья школьников ограничивает их возможности получения полноценного общего образования.

Из вышеизложенного понятно, что оценка состояния психического здоровья населения должна основываться на рассмотрении многих вопросов - от статистических данных, характеризующих число больных и деятельность психиатрических служб, до социальных, финансовых, этических и экологических проблем.

Целью исследования было при помощи методики УНП выявить нервно-психических расстройства детей и подростков в условиях общеобразовательных школ.

Объект исследования - учащиеся 6-11 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: уровень невротизации, психопатизации учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы.

Методика определения общего уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для выявления и количественной оценки расстройств невротического и патохарактерологического спектра у взрослых [24], в дальнейшем апробирована и рекомендована для скрининг-диагностики пограничной психической патологии в детско-подростковых коллективах Н. К. Сухотиной и Н. К. Асановой [42].

Методика имеет две независимые шкалы (невротизации и психопатизации), каждая из которых содержит по 40 диагностически информативных вопросов, отражающих ведущие признаки невротических и психопатических состояний, а также шкалу неискренности, используемую для определения достоверности ответов. Каждое утверждение имеет свой диагностический коэффициент, отрицательная величина которого свидетельствует в пользу патологии, положительная – против. Итоговая оценка представляет собой алгебраическую сумму диагностических коэффициентов ответов конкретного испытуемого по каждой из двух шкал и позволяет сделать заключение о высоком или низком уровнях невротизации и \ или психопатизации обследуемого.

Методика УНП рекомендована для предварительной диагностики с целью выявления «групп риска» по развитию ППР, так называемых «предболезненных состояний», «расстройств донозологического уровня».

3.2 Анализ результатов исследования и выводы

С помощью анкетной методики УНП нами были обследованы учащиеся 6-11 классов общеобразовательной школы г. Москвы. Всего – 281 ученик. 35 (12,5%) протоколов обследования оказались недействительными: в 30 случаях показатели по шкале неискренности превышали допустимые, а 5 анкет были испорчены. Из 246 учащихся, ответы которых анализировались, 108 (43,9%) составили юноши, 138 (56,1%) – девушки.

Низкие показатели невротизации и психопатизации по данным методики УНП выявлены у 60,2% школьников.

При сравнительном анализе полученных показателей с учётом пола установлено, что низкие их значения встречаются у девушек чаще, чем у юношей - из 148 учеников, обнаруживших низкие показатели по шкалам невротизации и психопатизации, 60,1% составили девушки, 39,9% юноши. Это обусловлено более высокой распространённостью у девушек невротических реакций – 63,3% и 36,7% соответственно. В отношении спектра расстройств личности подобных различий выявлено не было. Рассмотрим полученные данные более подробно.

Диаграмма 1

Показатели уровней невротизации и психопатизации учащихся с распределением по году обучения

Таблица 1

Уровень невротизации и психопатизации учеников общеобразовательной школы с распределением по полу и году обучения

классы

уровень невротизации

уровень психопатизации

м

д

м

д

6-е

25,8 ± 6,02

28 ± 3,04

2,2 ± 2,09

1,9 ± 2,05

7-е

34, 6 ± 7,64

13,5 ± 5,17

-2,7 ± 2,81

4,6 ± 3,33

8-е

45,3 ± 6,76

18,6 ± 4,4

-1,1± 2,91

3 ± 2,55

9-е

25,1 ± 7,92

10,7 ± 4,16

4,9 ± 2,73

3,1 ± 2,54

10-е

19,2 ± 8,45

20,7 ± 3,82

1,3 ± 2,48

3,2 ± 2,66

11-е

7,2 ± 8,08

10,8 ± 3,8

3,5 ± 1,8

2,9 ± 1,49

 Примечание: цифры показывают среднеарифметические данные уровня невротизации и психопатизации со средней ошибкой средней арифметической.

Как видно из представленных данных, наиболее высокий уровень невротизации учащихся 9-х классов среди средней возрастной группы и учащихся 11-х классов среди старшей, по нашему мнению, определяется многими факторами: интенсификацией школьных нагрузок, предстоящими экзаменами и проблемами дальнейшего обучения, изменением социального статуса и сменой жизненного стереотипа в связи с окончанием школьного обучения и др.

Низкий уровень психопатизации учащихся старших классов по сравнению с высоким в 7-8-х, по-видимому, в значительной степени обусловлен феноменом «учебно-педагогического фильтра» [47], когда наиболее дезадаптированные подростки покидают школу по окончании 9класса. К тому же, к 15-16годам завершается «негативная фаза пубертата» и поведенческие реакции и социальные установки подростков перестают носить столь яркий дезадаптивный характер.

Однако, помимо общих школьных (год обучения, уровень нагрузок, изучаемые предметы и др.) и биологических («кризисные периоды») факторов, на психоэмоциональное состояние учащихся влияют также и более индивидуализированные – соответствие физиологического и психологического статуса ребёнка школьным требованиям, взаимоотношения между учениками внутри коллектива, отношения между учащимися и педагогами, построение учебного процесса на протяжении всех лет обучения, компетентность преподавательского состава в проблемах подростковой субкультуры и др.

Можно утверждать, что некоторые школы могут укрепить психическое здоровье, в то время как другие – способствуют его расстройству. Важными факторами, влияющими на успеваемость и поведение детей, являлись награды и похвала, комфортная для учеников обстановка в школе, ответственность учеников и их участие в жизни школы, компетентность преподавателей в управлении классом и эффективная организация работы коллектива. В целом, эти факторы отражают наличие в школе стабильных ценностей и норм, которые принимают ученики.

Таким образом, интересными являются сравнительные данные значения уровней невротизации и психопатизации среди учащихся отдельных классов.

В приведённой ниже таблице №2 представлены показатели уровней невротизации и психопатизации учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы.

Таблица 2

класс

уровень невротизации

уровень психопатизации

м

д

м

д

20,9 ± 11,68

от -47 до +47

37,9 ± 4,76

от +7 до +57

5,8 ± 5,09

от -19 до +22

-6,5 ± 3,05

от -24 до +8

33,3 ± 8,82

от 0 до +71

30,3 ± 5,57

от -4 до +50

-4,1 ± 2,36

от -15 до +4

11,3 ± 3,71

от -15 до +21

23,2 ± 4,94

от 0 до +44

15,7 ± 6,18

от -11 до +44

5,1 ± 2,47

от -6 до +16

0,8 ± 4,72

от -20 до +22

35,6 ± 11,17

от +14 до +60

20,1 ± 7,08

от +1 до +58

-2,8 ± 6,07

от -12 до +13

3,1 ± 2,98

от -12 до ,12

33,4 ± 13,08

от +4 до +72

6,8 ± 4,62

от -4 до +20

-2,6 ± 2,89

от -10 до +5

6 ± 6,73

от -7 до +28

45,2 ± 8,86

от -5 до +88

28,7 ± 5,06

от +4 до +49

-1,2 ± 4,1

от -23 до +20

3,9 ± 4,05

от -21 до +15

45,3 ± 13,37

от -12 до +71

8,6 ± 6,15

от -13 до +31

-1 ± 4,83

от -16 до +14

2,1 ± 2,93

от -11 до +10

29,4 ± 13,71

от -35 до +87

7,5 ± 4,74

от -19 до +27

6,9 ± 4,72

от -19 до +23

2,9 ± 3,71

от -6 до +30

24,2 ± 12,72

от -11 до +68

13,9 ± 6,86

от -34 до +38

2,2 ± 5,48

от -13 до +21

3,4 ± 3,33

от -14 до +21

21,7 ± 9,56

от +11 до +39

--------

5,7 ± 1,71

от +4 до +9

------

10а

41,3 ± 15,28

от -48 до +88

1,7 ± 4,83

от -17 до +13

0,6 ± 3,6

от -18 до +14

9,3 ± 4,19

от 0 до +26

10б

-10,5 ± 16,75

от -32 до +72

25,3 ± 4,75

от +9 до +43

3,5 ± 4,51

от -6 до +22

-6,4 ± 2,93

от -17 до +4

10в

26,6 ± 10,68

от +5 до +49

35,2 ± 5,67

от -10 до +62

1 ± 5,34

от -10 до +12

3,5 ± 4,33

от -18 до +37

11а

-11,3 ± 18,02

от -56 до +73

8,5 ± 6,95

от -35 до +38

3 ± 4,19

от -12 до +18

4,6 ± 3,24

от -11 до +23

11б

17,9 ± 18,86

от -58 до +77

7,9 ± 5,84

от -22 до +25

4,3 ± 3,91

от -10 до +18

2,8 ± 2,11

от -7 до +10

11в

15 ± 14,01

от -26 до +61

15,9 ± 6,88

от -25 до +52

3,3 ± 3,06

от -6 до +13

1,3 ± 2,68

от -11 до +19

Примечание: 1-я строка цифр показывает среднеарифметические значения уровней невротизации и психопатизации со средней ошибкой средней арифметической.2-я строка – диапазон колебаний индивидуальных бальных оценок.

Как видно из представленных данных, определяются классы, в которых, при равном влиянии общих школьных (год обучения, изучаемые предметы, уровень нагрузок и др.) и биологических (пол, возраст) факторов, психоэмоциональное состояние учащихся выражается более низкими показателями по шкалам невротизации и психопатизации опросника УНП.

Также следует отметить, что и в классах с общими благоприятными показателями по шкалам невротизации и психопатизации, и в классах с низкими значениями показателей по данным шкалам, есть ученики, которых по результатам тестирования можно отнести к «группе риска» по развитию ППР.

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что очень много подростков, проживающих в достаточно хороших семьях и учащихся достаточно хорошо в школе, очень подвержены стрессам. Самостоятельно, без помощи взрослых, они не могут справиться с трудностями и переживаниями, с которыми они столкнулись, вступив во взрослую жизнь. И в итоге это влечет за собой сильную тревогу, которая со временем перерастает в неврозы. Таким образом, проведя свои собственные исследования с группой подростков, мы получили следующие результаты:

во-первых, подтвердили нашу гипотезу о том, что действительно большинство подростков подвержены неврозам и их уровень тревожности значительно высокий;

во-вторых, мы смогли увидеть с помощью анкетирования и полученных результатов то, что у большинства подростков имеет очень высокий уровень тревожности и это сказывается на их взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, на их успеваемости в школе и на состоянии здоровья, что влечет за собой серьезные последствия.

Заключение

Возрастающее количество стрессогенных факторов, характерных для современного общества, необходимость переработки большого количества информации в сжатый период времени, экономическая и социальная нестабильность приводят к возрастанию уровня психоэмоциональной напряженности, что при определенных условиях может привести к срыву адаптивных возможностей человека и формированию нервно-психических заболеваний.

Невроз - группа самых распространенных пограничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта невротического, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, в первую очередь с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов.

В появлении неврозов значительную роль играют:

1) факторы биологические - такие как наследственность, заболевания соматические;

2) факторы социально-психологические - прежде всего неблагоприятные семейные обстоятельства;

3) личностные особенности и эмоциональные переживания.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Клиническая картина неврозов содержит как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности).

Важное значение в возникновении неврозов имеют как различные психические травмы служебного, семейного, интимного характера, так и неблагоприятные условия жизни в период детства - такие, например, как неполная семья, неправильное воспитание, семейные конфликты и т.д. Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Аффективно насыщенные и часто неразрешимые из-за внешних и внутренних преград переживания составляют содержание так называемого внутреннего конфликта при неврозах. Его мотивацией (движущей силой) является поиск, нередко драматический, решения личных проблем, прежде всего, самоопределения, самоконтроля, самовыражения, утверждения, признания и понимания себя среди окружающих.

В широком аспекте неврозы выступают перед нами как аффективно заостренная проблема формирования себя как человека или проблема, как быть собой среди других. Причем под другими подразумеваются в первые годы жизни, в основном, родители, а в старшем дошкольном возрасте - сверстники, родители и остальные взрослые.

Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам коррекции психологической, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия.

Список использованных источников

  1. Алан Е. Айви Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 1999. – 258 с.
  2. Братусь Б.С. "Аномалии личности". М.,Мысль,1988. - 301 с.
  3. Бурно М.Е. "Психопатии". М.,1976. - 215 с.
  4. Давиденков С.Н. "Неврозы". Л.,1963. - 271 с.
  5. Захаров А.И. "Неврозы у детей и подростков". М.,1988. - 246 с.
  6. Иовчук Н.М. Школьная дезадаптация – эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 1995. – 23 с.
  7. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. Лекции. – СПб.: Изд-во ППМИ, 1994. – 81 с.
  8. Каплан Г.И.,Седок Б.Ж. "Клиническая психиатрия". М.,1994. - 528 с.
  9. Карвасарский Б. Д. Неврозы.- М., 1980. – 341 с.
  10. Кербиков О.В. "Лекции по психиатрии". М.,1965. - 238 с.
  11. Ковалев В.В., Шевченко Ю.С. Проблема неврозов и неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой психиатрии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корcакова. - 1996. - №6. - С. 127-130.
  12. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. – 1984, вып.4. С 89-95.
  13. Коган О.Г., Шмидт и.Р., Иванов В.В., Кузнецова О.В., Малевик В.Ф. Проблема «фактора риска» в неврологии // «Факторы риска» при неврологических и пограничных заболеваниях: Сб. Статей / Томский мед. ин-т; Под ред. А.Я.Шияневского. – Томск, 1987. – С. 46-50.
  14. Козловская Г.В., Буторина Н.Е. основные вопросы профилактики психических заболеваний у детей. // Методические рекомендации для педиатров, детских невропатологов и психиатров. – М. – 1981. – С. 26-27.
  15. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М: Наука, 1978. - 174 с.
  16. Кошелева А.Д. К проблеме ранних дисгармоний в эмоциональной сфере ребенка-дошкольника /Конгресс по детской психиатрии. Мат. конг.-М.,2001. - С. 187-188.
  17. Кутин В.П. "Лечение неврозов и психозов". М.,1978. – 184 с.
  18. Лабиринты одиночества: //Сб. статей. Пер. с англ. Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Пpoгpecc, 1989. - 624 с.
  19. Лакосина Н.Д. Некоторые особенности формирования неврозов // Актуальные вопросы профилактики и лечения основных психиатрических болезней.- М., 1986.-С.55-61.
  20. Лакосина Н.Д.,Трунова М.М. "Неврозы, невротические развития личности". М.,1994. – 192 с.
  21. Лакосина Н.Д.,Ушаков Г.К. "Медицинская психология". М.,1984. – 271 с.
  22. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Медицина, 1985. – 279 с.
  23. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение. Избранные педагогические сочинения. Т.1. - М., 1951. - 336 с.
  24. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Методические рекомендации. – С-П : Изд. инст. им. Бехтерева, 1980.
  25. Можгинский Ю.Б. Значение эмоциональных расстройств в детском и подростковом возрасте для прогноза различных вариантов отклоняющегося поведения / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Мат. Всеросс. конф. -М., 1995.-76-77 с.
  26. Мясищев В.Н. Личность и неврозы, Л. Изд-во Ленинградского университета, 1960. - 426 с.
  27. "Общая психопатология". Под ред. Банщикова В.М. М.,1971. - 393 с.
  28. Озерецковский С.Д. о скрытых депрессиях у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. – 1979. – Вып.2. – С. 212-216.
  29. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии - Пер. с англ. — М.: Изд-во института психотерапии, 2001. — 224 с.
  30. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии. -1982. - №3. - С. 44-53.
  31. Пушкина Т. П. Медицинская психология, НГУ, 1996. – 98 с.
  32. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии, - 2003. - 480 с.
  33. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека – М., 2004. – 314 с.
  34. Рыбалко М.И. о невротических расстройствах у детей и подростков с девиантным поведением // Неврозы у детей и подростков: Тез.докл. – М., 1986. – С.157-158.
  35. Свядощ А.М. "Неврозы". М.,1982. – 368 с.
  36. Семке В.Я. "Истерические состояния". М.,1988. - 328 с.
  37. Симпсон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. М.: медицина, 1958. – 268 с.
  38. Скобло Г.В., Бударева Л.А. Патохарактерологические реакции в раннем детском возрасте // журнал невроп. и психиатр. им. С.С.Корсакова. – 1990. - №8. – С.1427-1428.
  39. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988. – 312 с.
  40. Сухарева Г.Е. "Лекции по психиатрии детского возраста". М.,1974. - 278 с.
  41. Сухотина Н.К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства у детей // Журнал социальной и клинической психиатрии.-2000.-№1.-С. 5.
  42. Сухотина Н. К., Асанова Н. К. Опыт использования личностной анкетной методики по определению уровня невротизации и психопатизации среди подростков. – В кн.: Патологические формы девиантного поведения у подростков (психиатрические и неврологические аспекты). М 1989. - С. 39-43.
  43. Франкл В. Теория и терапия неврозов. СПб. Речь, 2001. - 234 с.
  44. Фрейд 3. Психоаналих и неврозы, Минск, 1998. - 179 с.
  45. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / пер. с англ. В.Светлова. - М.: Академический Проект, 2007. - 224с.
  46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Перевод с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993. – 480 с.
  47. Чубаровский В. В., Карпова Г. Л. Распространённость и структура пограничных психических расстройств в подростковых группах. Журнал неврологии и психиатрии М. 2001, №7 с. 54-57.
  48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М.: Медицина, 1990. - 290 с.