Курсовая работа
"Денежно-кредитная политика ЦБ РФ"


Оглавление

Введение

  1. Теоретические основы проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ

1.1. Центральный банк: сущность, функции и статус

1.2. Основной инструментарий денежно-кредитной политики, применяемый ЦБ

  1. Анализ эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ

2.1. Анализ этапов развития денежно-кредитной системы Российской Федерации

2.2 Анализ эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ

  1. Совершенствование денежно-кредитной политики ЦБ РФ

3.1. Направления развития деятельности ЦБ РФ в проведении эффективной денежно-кредитной политики на современном этапе

3.2. Предложения по совершенствованию денежно -кредитной политики ЦБ в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Приложение. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ и их динамика

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективность денежно-кредитной системы, являющейся неотъемлемой частью национальной экономики, зависит от развития всей экономики страны. Банковская система является, образно говоря, сердцем рыночной экономики, которое поддерживает необходимый уровень финансовых ресурсов в ней. В условиях кризиса становление денежно-кредитной системы происходит в особых, непредвиденных, во многом неясных условиях. Значимость анализа закономерностей формирования денежно-кредитной системы в условиях кризиса возрастает в связи с необходимостью выработки практических мер на очередной ступени ее развития в условиях спада кредитования и капитала.

Изучение и исследование этих новых процессов и явлений является весьма актуальным, поскольку от степени совершенства денежно-кредитной системы зависит полноценность развития всей рыночной экономики в послекризисном периоде.

Проблемам формирования и развития денежно-кредитной политики уделяется немалое внимание в отечественной, российской и зарубежной экономической литературе. Об этом свидетельствует увеличение за последнее десятилетие статей, монографических работ, диссертаций.

Существует достаточно много работ посвященных практическим аспектам проведения денежно-кредитной политики в кризисных условиях, в которых выводятся ее общие характеристики на основе эмпирических данных. В основном это исследовательские работы экономистов международных финансовых институтов МВФ, ЕБРР, БМР, центральных банков Японии, Англии, Швейцарии и России.

Вопросы функционирования денежно-кредитной системы освещены в работах российских экономистов Л.И. Абалкина, B.C. Геращенко, М. Делягина, B.C. Захарова, А.Б. Кобякова, О.И. Лаврушина, М.В. Малютина, С.Р. Моисеева, Я.М. Миркина и др.

Тем не менее, проблемы становления и эффективного функционирования денежно-кредитной системы, выбора оптимальной схемы денежно-кредитной политики в условиях кризиса на современном этапе остаются предметом научного внимания и интереса.

Объектом курсовой работы выступила система денежно-кредитной политики Центрального Банка.

Предмет исследования – оценка эффективности денежно-кредитного регулирования в условиях кризиса в России.

Целью работы является оценка роли Центрального Банка России в проведении эффективной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать теоретические основы проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
  2. Проанализировать основные этапы развития денежно-кредитной системы Российской Федерации и ее особенности условиях кризиса.
  3. Провести анализ эффективности денежно-кредитной политики Центрального банка в условиях кризиса.
  4. Оценить направления развития деятельности Центрального банка РФ в проведении эффективной денежно-кредитной политики на современном этапе.
  5. Разработать предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики ЦБ в современных условиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические основы проведения денежно-кредитной политики ЦБ РФ

1.1. Центральный банк РФ: сущность, функции и статус

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[1] и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[2]. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, ЦБ РФ является регулятором банковской системы в РФ и разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику страны.

1.2. Основной инструментарий денежно-кредитной политики, применяемый ЦБ

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Тра­диционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая полити­ка; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандар­тного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

Попытки подвести современные стратегии центральных банков раз­ных стран под традиционные концепции денежной политики показа­ли, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромисс­ный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в насто­ящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели. Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ори­ентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенден­ция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рын­ком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное раз­витие, под внешней - стабильность валютного курса национальной де­нежной единицы по отношению к другим валютам)[3].

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуще­ствляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную по­литику и используют соответствующие инструменты.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредит­ная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика).

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной эко­номической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действен­ностью.

Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных инсти­тутов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяют­ся на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касаю­щиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требова­нию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково вли­яют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенного воздействия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные[4].

Целесообраз­но различать прямое и косвенное воздействие того или иного механиз­ма. Например, при проведении учетной политики осуществляется пря­мое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понима­ется стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Эффективность комбинирования применяемых одновременно инст­рументов денежно-кредитной политики зависит от успешного их соче­тания при достижении разных по срокам целей. Примером инструмен­тов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, по­литики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных це­лей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики от­крытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты.

Таким образом, Центральный Банк играет основную роль в формировании денежно-кредитной политики страны в условиях рыночной экономики.

2. Анализ эффективности денежно-кредитной политики ЦБ РФ

2.1. Анализ этапов развития денежно-кредитной системы Российской Федерации

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В первом полугодии 2009 г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса Банк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора, достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализация комплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизить волатильность процентных ставок на межбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковского сектора. В значительной степени этому способствовала стабилизация внутреннего валютного рынка.

В течение всего 2009 года Банк России совершенствовал существующие инструменты рефинансирования и неоднократно корректировал процентные ставки по своим операциям.

В 2010 году ЦБ РФ поддерживал курс доллара не выше 29 руб. за доллар и продолжал денежно-кредитное регулирование, направленное на выход из кризисной ситуации.

2.2. Анализ эффективности денежно-кредитной политики

В 2010 г. ситуация на денежном рынке была стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. В условиях низких темпов роста потребительских цен и умеренных инфляционных ожиданий процентная политика Банка России была направлена главным образом на стимулирование кредитной активности банков и повышение доступности кредитных ресурсов нефинансовым организациям и населению. Вместе с тем учитывалась необходимость сокращения дифференциала процентных ставок внутреннего и зарубежных финансовых рынков в целях дестимулирования притока краткосрочного спекулятивного капитала.

В 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России (ОБР) существенно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. За первое полугодие 2010 г. Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,24 трлн. руб. по номинальной стоимости. Совокупный объем ОБР в обращении к 1.07.2010 достиг рекордного уровня, составив 1,01 трлн. руб. по номинальной стоимости. При этом объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в апреле 104,9 млрд. руб., в мае — 3,8 млрд. руб., в июне — 572,8 млрд. рублей.

Объем продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) по рыночной стоимости за первое полугодие 2010 г. составил 12,8 млрд. руб., объем операций Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке по рыночной стоимости за тот же период — 10,1 млрд. рублей. При этом в марте и июне операции по покупке ОБР на вторичном рынке не проводились.

Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа.

Доминирующей тенденцией в 2010 г. стало постепенное преодоление банковским сектором кризисных явлений. Общее оживление экономики привело к относительной стабилизации кредитоспособности предприятий и населения на фоне возобновления спроса на банковские кредиты. В этих условиях кредитные организации стали постепенно отходить от консервативной политики при проведении активных операций. За первое полугодие 2010 г. активы банковского сектора увеличились на 3,4% - до 30 416,7 млрд. руб. (в первом полугодии 2009 г. они уменьшились на 0,9%).

Рис. 2.1. Динамика активов банковского сектора

За январь-июнь 2010 г. собственные средства (капитал) банков сократились на 3,2% и на 1.07.2010 составили 4472,7 млрд. руб. (в первом полугодии 2009 г. прирост капитала составил 8,7%). Основное снижение капитала отмечалось в мае (на 3,2%), главным образом по причине возврата Сбербанком России ОАО части (200 млрд. руб.) субординированного кредита Банка России. Без учета Сбербанка России ОАО капитал банковского сектора за анализируемый период возрос на 1,2% (в первом полугодии 2009 г. — на 5,6%).

Рис. 2.2. Динамика собственных средств банковского сектора

Количество кредитных организаций с капиталом свыше 180 млн. руб. (без учета кредитных организаций, по которым осуществляются меры по предупреждению банкротства) составляет 761 (73,3% от числа действующих на 1.07.2010).

Рис. 2.3. Распределение кредитных организаций по величине собственных средств (%)[5]

Общее количество действующих кредитных организаций за полугодие сократилось с 1058 до 1038.

Ресурсная база кредитных организаций в первом полугодии расширялась в основном за счет притока средств клиентов: остатки средств на их счетах[6] выросли на 7,9% - до 18 487,1 млрд. руб. (за первое полугодие 2009 г. — на 6,4%). Доля этого источника в пассивах банковского сектора на 1.07.2010 составила 60,8% (на 1.01.2010 — 58,2%).

Рис. 2.4. Структура пассивов банковского сектора, %

Вклады физических лиц за январь-июнь 2010 г. выросли на 12,7% — до 8435,3 млрд. руб. при увеличении их доли в пассивах банковского сектора с 25,4 до 27,7% (рис. 2.4). Рублевые вклады увеличились на 20,2%, а вклады в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) сократились на 11,1%. Доля рублевых вкладов в общем объеме вкладов физических лиц за анализируемый период существенно увеличилась — с 73,6 до 78,5%. Удельный вес вкладов на срок свыше 1 года в общем объеме привлеченных вкладов физических лиц на 1.07.2010 составил 65,5%. В первом полугодии продолжилось сокращение доли Сбербанка России ОАО на рынке вкладов физических лиц (с 49,4 до 48,3%). Суммарный объем средств, привлеченных от организаций[7], увеличился за январь-июнь на 4,0% (за аналогичный период 2009 г. — на 3,9%) — до 9943,8 млрд. рублей. Доля данного источника в пассивах банковского сектора выросла с 32,5 до 32,7%. При этом депозиты юридических лиц[8] сократились на 1,3% (за январь—июнь 2009 г. — прирост на 4,7%), а остатки средств организаций на расчетных и прочих счетах, напротив, увеличились на 11,0% (на 2,3%).

Рис. 2.5. Динамика привлечения вкладов физических лиц

Объем кредитов, депозитов и прочих привлеченных средств, полученных кредитными организациями от Банка России, за первое полугодие 2010 г. сократился в 2,8 раза – до 510,3 млрд. руб., прежде всего за счет погашения кредитов без обеспечения. За полугодие доля средств Банка России в пассивах банковского сектора уменьшилась с 4,8 до 1,7%, что отражает процесс стабилизации ситуации в банковском секторе и снижение роли антикризисных инструментов рефинансирования.

Объем ресурсов, привлеченных кредитными организациями посредством выпуска облигаций, за январь—июнь 2010 г. вырос на 3,2% — до 425,7 млрд. рублей. Доля этого источника в пассивах банковского сектора с начала года не изменилась, оставаясь незначительной (1,4%).

Объем выпущенных кредитными организациями векселей увеличился на 8,1%, а их доля в пассивах банковского сектора возросла с 2,5 до 2,7%.

В первые месяцы 2010 г. рост активов поддерживался в основном вложениями в ценные бумаги: за полугодие их объем возрос на 23,2%— до 5308,4 млрд. руб., а доля в активах банковского сектора - с 14,6 до 17,5%. Основной удельный вес в портфеле ценных бумаг составляют вложения в долговые обязательства (на 1.07.2010 - 76,9%), объем которых вырос на 20,8% — до 4082,5 млрд. руб. (за первое полугодие 2009 г. - на 26,4%). Удельный вес вложений в долевые ценные бумаги в портфеле ценных бумаг составил 10,8% (на 1.01.2010 - 9,6%), их объем увеличился на 39,2% (за январь-июнь 2009 г. - на 53,0%) - до 573,2 млрд. рублей.

Объем учтенных банками векселей за рассматриваемый период возрос в 1,5 раза – до 360,8 млрд. руб. (за аналогичный период 2009 г. — сократился на 15,9%), а их удельный вес в портфеле ценных бумаг на 1.07.2010 составил 6,8%. Кредитная активность банков остается невысокой, хотя во II квартале 2010 г. наметилась тенденция к росту кредитования нефинансовых организаций. В целом за первое полугодие объем предоставленных им кредитов вырос на 3,9% - до 13 032,3 млрд. руб. (за аналогичный период 2009 г. - на 2,6%), а доля этих кредитов в активах банковского сектора увеличилась с 42,6 до 42,8%.

Задолженность по ипотечным жилищным кредитам на 1.07.2010 составила 1033,8 млрд. руб. (на 1.01.2010 — 1010,9 млрд. руб.). На долю этих кредитов на 1.07.2010 приходилось 28,2% объема задолженности по кредитам, предоставленным населению (на 1.01.2010 — 28,3%).

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций. Восстанавливается доходность банковского бизнеса. За первое полугодие российскими банками получена прибыль в размере 249,6 млрд. руб. (за соответствующий период 2009 года — 6,8 млрд. руб.).

Прибыль в сумме 281,0 млрд. руб. получили 879 кредитных организаций (84,7% от числа действующих на 1.07.2010). Убытки в сумме 31,5 млрд. руб. понесли 159 кредитных организаций (15,3% от числа действующих). Для сравнения: в первом полугодии 2009 г. прибыль в сумме 130,6 млрд. руб. получили 964 кредитные организации (89,0% от числа действующих на 1.07.2009). Убытки в сумме 123,8 млрд. руб. понесли 119 кредитных организаций (11,0% от числа действующих).

Рентабельность активов и капитала банковского сектора[9] на 1.07.2010 составила соответственно 1,6 и 10,0% (на 1.07.2009 — 0,5 и 3,6%). Отмеченная тенденция обусловлена в первую очередь более позитивной оценкой банками финансового состояния заемщиков и, соответственно, менее интенсивным (по сравнению с 2009 годом) формированием резервов на возможные потери по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам (РВПС), а также роспуском части ранее сформированных резервов. За первое полугодие объем РВПС вырос на 8,2% (за сопоставимый период 2009 г. — на 52,6%).

3. Совершенствование денежно-кредитной политики ЦБ РФ

3.1. Направления развития деятельности Центрального банка РФ в проведении эффективной денежно-кредитной политики на современном этапе

При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывает­ся на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий от­носительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредит­ных агрегатов.

Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предо­ставления рублевых средств кредитным ор­ганизациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне.

В 2011 г., по оценке Банка России, ожидается некоторое улуч­шение внешних условий развития россий­ской экономики. Международные организации прогнозируют возобновление роста мировой экономики. Согласно оцен­кам МВФ и Всемирного банка, производство товаров и услуг в мире в 2011 году возрастет на 2,5-2,8% (в 2009 году – сократилось на 1,4-1,7%). Од­нако не исключается возможность более мед­ленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстанов­лению отечественного производства и росту экспорта.

На мировых финансовых рынках сохра­нятся низкие процентные ставки. Тем не ме­нее, МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2011 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и за­рубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капитала остается высоким.

Согласно прогнозу социально-эконо­мического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2011 году ожидается восстанов­ление положительных темпов экономическо­го роста. Оживление экономики, а также во­зобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и де­вальвационных ожиданий также будет спо­собствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2011 году в зави­симости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

Предполагаемое постепенное улучше­ние макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов при­роста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапа­зон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответ­ственно.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменени­ем влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних фак­торов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реа­лизации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инстру­ментов, имеющихся в его распоряжении.

Политика валютного курса Банка России в 2011-2012 годах будет направлена на сгла­живание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей зада­чей создание условий для реализации моде­ли денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования, постепенно сокращая прямое вмешательство в процес­сы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдержива­нию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

По мере снижения участия Банка Рос­сии в курсообразовании на внутреннем ва­лютном рынке повышается актуальность за­дачи обеспечения необходимого качества управления валютными рисками участни­ками рынка. Решение задач в данной сфере будет осуществляться как за счет содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и путем нормативного регулиро­вания деятельности кредитных организаций. В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на ста­дии перехода к режиму плавающего валют­ного курса Банк России продолжит исполь­зование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранит­ся действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимо­сти от объема интервенций, осуществленных Банком России.

В течение переходного периода подоб­ный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса рубля от измене­ний рыночной конъюнктуры, что даст воз­можность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу.

На протяжении переходного перио­да порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на гра­ницах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалют­ной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного балан­са, проводимой бюджетной политики и со­стояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздей­ствия внешних конъюнктурных шоков и воз­никающих диспропорций платежного балан­са на динамику курса рубля.

Таким образом, долгосрочные тенден­ции изменения курса рубля будут опреде­ляться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной пер­спективе существенную роль в формирова­нии указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энерго­носителей – основных товаров российского экспорта, изменение которой будет опреде­лять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внеш­них инвесторов. В то же время высокая вола­тильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность кур­совой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффектив­ность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение уста­новленных целей денежно-кредитной поли­тики.

3.2. Предложения по совершенствованию денежно -кредитной политики ЦБ в современных условиях

В среднесрочной перспективе необходимо ориентировать систему инструментов денежно-кредитной политики Банка России на созда­ние необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банку России рекомендуется продолжить использование все­го спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспе­чение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения.

Расширение спектра сроков предоставле­ния рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимули­рующее воздействие на кредитную актив­ность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной перспекти­ве политика Банка России должна быть направлена на дальнейшее повышение потенциала обе­спеченных залогами инструментов рефинан­сирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России должен продолжить работу, направленную на повышение до­ступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного де­нежного предложения Банк России должен использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля.

Банку России так­же рекомендуется продолжить проведение депозитных опе­раций в качестве инструмента краткосроч­ного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъя­тия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фикси­рованным процентным ставкам.

В 2011-2012 годах Банк России должен про­должить осуществлять взаимодействие с Пра­вительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики.

Кроме того, Банком России совместно с Минфином России необходимо осуществить разработка мер по совершенствованию рын­ка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с го­сударственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

В послекризисных условиях Центральный Банк России старается принять все меры и реализовать все инструменты кредитно-денежной политики.

В среднесрочной перспективе необходимо ориентировать систему инструментов денежно-кредитной политики Банка России на созда­ние необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банку России рекомендуется продолжить использование все­го спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспе­чение.

Банк России должен продолжить работу, направленную на повышение до­ступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного де­нежного предложения Банк России должен использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля.

Банку России так­же рекомендуется продолжить проведение депозитных опе­раций в качестве инструмента краткосроч­ного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъя­тия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фикси­рованным процентным ставкам.

В 2011-2012 годах Банк России должен про­должить осуществлять взаимодействие с Пра­вительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики.

Банком России совместно с Минфином России необходимо осуществить разработка мер по совершенствованию рын­ка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с го­сударственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Таким образом, можно констатировать, что денежно-кредитная политика Банка России является эффективной, т.к. позволила не только укрепиться рублю, который опустился ниже 29 руб. за доллар, но и поддержать кредитные институты страны.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ № 86-ФЗ от 10.07.2002 (с изм. на 22.09.2009)
  2. Аудит банков: Учеб. пособие – 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.
  3. Банковское дело: учебник / Под ред. профессора В.И. Колесникова, профессора Л.П. Кроливецкой - М.: "Финансы и статистика", 2008. - 464с.
  4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Под ред. профессора Е.Ф.Жукова и др. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 471с.
  5. Банковское дело: учебник/ Под ред. профессора О. И. Лаврушина.- М.: "Финансы и статистика", - 576с.
  6. Банковские операции: Учетно-ссудные операции и агентские услуги банков: Учебное пособие. – Ч. 2/Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банки. ЮНИТИ,1996.
  7. Голикова Ю.С. Банк России: организация деятельности. – М.: ДеКа, 2000. – Т.1. – 704 с.
  8. Голикова Ю.С. Банк России: организация деятельности. – М.: ДеКа, 2000. – Т.2. – 706 с.
  9. Банковская конкуренция. /Г.О. Самойлов, А.Г. Бачалов. – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.
  10. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С.378-398.
  11. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук., проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006.-256 с.
  12. Роер Лерой Миллер и др. Современные деньги и банковское дело: Перевод с англ..- М.: ИНФРА – М, 2009.- 856с
  13. Рудакова О.С., Рудаков И.В. Банковские электронные услуги. Практикум : Учебное пособие.- М.: Юнити – Дана, 2000.- 111с.
  14. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2008 году // ВБР. – 2009. - № 19 (1110) .
  15. Состояние банковского сектора России в 2008 году // ВБР. – 2009. - № 20(1111) .
  16. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в I квартале 2009 года // ВБР. – 2009. - № 36(1127) .
  17. Состояние банковского сектора России в I квартале 2009 года // ВБР. – 2009. - № 37(1128) .
  18. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2009 года // ВБР. – 2009. - № 53(1144) .
  19. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999. – 544с.
  20. www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ

Приложение 1

Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ и их динамика

01.01.91

Ставка рефинансирования составляла 20%.

01.06.91

Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств.

24.07.91

Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным валютным курсом.

02.12.91

"Туристический" курс рубля отменен; коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с гражданами.

01.02.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%.

01.03.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года - 10%.

10.04.92

Ставка рефинансирования повышена до 50%.

01.04.92

Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до 01.02.95.

23.05.92

Ставка рефинансирования повышена до 80%.

08.06.92

Центральный банк Российской Федерации начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.

30.03.93

Ставка рефинансирования повышена до 100%

02.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 110%.

22.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 120%.

29.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 140%.

15.07.93

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

23.09.93

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

15.10.93

Ставка рефинансирования повышена до 210%.

29.04.94

Ставка рефинансирования снижена до 205%.

17.05.94

Ставка рефинансирования снижена до 200%.

02.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 185%.

22.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 170%.

30.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 155%.

01.08.94

Ставка рефинансирования снижена до 150%.

24.08.94

Ставка рефинансирования снижена до 130%.

12.10.94

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

17.11.94

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

06.01.95

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%.

01.02.95

Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%.

01.05.95

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.

16.05.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%.

19.06.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%.

06.07.95

Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

01.10.95

Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

24.10.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%.

30.11.95

Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США.

01.12.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%.

10.02.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%.

01.05.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%.

16.05.96

Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года.

11.06.96

Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.

24.07.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%.

01.08.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.

19.08.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%.

21.10.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

01.11.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

26.11.96

Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г.

02.12.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%.

10.02.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%.

28.04.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

01.05.97

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

16.06.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.

06.10.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

11.11.97

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.

11.11.97

Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%.

11.11.97

С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.

01.02.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.

02.02.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%.

17.02.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%.

02.03.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

16.03.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.

19.05.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.

27.05.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.

27.05.98

Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.

05.06.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

29.06.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.

24.07.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

17.08.98

Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.

24.08.98

Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.

01.09.98

Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.

02.09.98

Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.

06.10.98

На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

01.12.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

19.03.99

Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%.

10.06.99

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%.

10.06.99

Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%.

01.01.00

Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.

24.01.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.

07.03.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.

21.03.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.

10.07.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%.

04.11.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%.

09.04.02

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.

07.08.02

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

17.02.03

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 18%.

21.06.03

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 16%.

15.01.04

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 14%.

01.04.04

Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 9%.

15.06.04

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 13%.

15.06.04

Снижен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 7%.

08.07.04

Снижен норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации с 7% до 3,5%;
норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте с 7% до 3,5%.

01.08.04

Установлен норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте в размере 2% и коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов в размере 0,2.

26.12.05

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12%.

26.06.06

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,5%.

01.10.06

Увеличен норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте до 3,5%;
повышен коэффициент усреднения для кредитных организаций при расчете усредненной величины обязательных резервов до 0,3.

23.10.06

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11%.

29.01.07

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.

19.06.07

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10%.

01.07.07

Повышен норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – до 4%.

11.10.07

Временно (сроком на три месяца - с 11 октября 2007 г. по 14 января 2008 г.) для повышения ликвидности банковского сектора все нормативы обязательных резервов снижены на 1 процентный пункт.

01.11.07

Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышен до 0,4.

04.02.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,25%.

01.03.08

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 5,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,45.

29.04.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,5%.

10.06.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,75%.

01.07.08

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,0%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 7,0%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5,5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,5.

14.07.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 11,0%.

01.09.08

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 8,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 6,0%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,55.

18.09.08

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации снижен до 1,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 4,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 2,0%.

01.10.08

Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,6.

15.10.08

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем категориям резервируемых обязательств временно (с последующими повышениями в феврале и марте 2009 года) снижен до 0,5% в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора.

12.11.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 12,0%.

01.12.08

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 13,0%.

24.04.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12,5%.

01.05.09

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,0%.

14.05.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 12,0%.

01.06.09

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,5%.

05.06.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,5%.

01.07.09

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,0%.

13.07.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 11,0%.

01.08.09

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,5%.

10.08.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,75%.

15.09.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.

30.09.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,0%.

30.10.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 9,5%.

25.11.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 9%

28.12.09

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,75%

24.02.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,5%

29.03.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8,25%

30.04.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 8%

01.06.10

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 7,75%

28.02.10

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 8%

[1] Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.2002 (с изм. на 22.09.2009)

[2] Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ» № 86-ФЗ от 10.07.2002 (с изм. на 22.09.2009)

[3] Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук., проф. О.И. Лаврушина. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006.- C. 145.

[4] Банковское дело: учебник / Под ред. профессора В.И. Колесникова, профессора Л.П. Кроливецкой - М.: "Финансы и статистика", 2008. – С. 233.

[5] * В соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ “О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года”, а также по кредитным организациям, решения о предупреждении банкротства которых приняты в сентябре-октябре 2008 г. до вступления в силу этого закона.

** В соответствии с Федеральным законом от 28.02.2009 № 28_ФЗ кредитные организации с капиталом менее 90 млн. руб. с 1.01.2010 могут иметь статус небанковских кредитных организаций.

[6] Остатки средств на счетах предприятий, организаций (включая средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов), средства физических лиц, а также средства клиентов в расчетах, по факторинговым и форфейтинговым операциям, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации.

[7] Кроме банков

[8] Включая депозитные сертификаты (ранее отражались в показателе “Выпущенные долговые обязательства”), а также прочие привлеченные средства юридических лиц. За полугодие отмечен небольшой рост кредитования физических лиц — на 2,8% (за аналогичный период 2009 г. — сокращение на 7,9%) — до 3672,4 млрд. руб.; доля этих кредитов в активах банковского сектора с начала года не изменилась (12,1%).

[9] В годовом исчислении (рассчитывается как отношение финансового результата за последние перед отчетной датой 12 месяцев к среднехронологическим значениям активов и капитала за тот же период).