Курсовая работа "Психология боли"


Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические и клинические аспекты боли

1.1 Особенности болевой чувствительности

1.2 Факторы, определяющие восприятие боли

Глава 2 Влияние психосоциальных факторов на течение болезни

2.1 Психические факторы при хронической и острой боли

2.2 Влияние гендерных различий на восприятие боли

Глава 3 Влияние болезни на психику и поведение индивида

3.1 Эмоционально-поведенческие аспекты восприятия боли

3.2 Влияние социально-конституциональных факторов

на концепцию болезни

Заключение

Список использованных источников

Введение

Учение о боли является одной из центральных проблем биологии, медицины и психологии. Боль - одно из самых распространенных ощущений - характеризуется многообразием своих проявлений. Многие знают, что характер, степень выраженности, продолжительность, локализация и другие особенности боли могут быть очень различными. Боль всегда неприятна, и человек стремится избавиться от этого ощущения. Вместе с тем оказывается, что боль полезна, так как сигнализирует о возникших неполадках в организме. Древние греки говорили, что боль - "...это сторожевой пес здоровья".

Чувство боли предупреждает организм о вредоносном действии механических, химических, электрических и других факторов. Боль не только извещает человека о неблагополучии, но и заставляет организм принимать ряд мер к устранению причин, вызывающих боль. Происходит это рефлекторным путем. Известно, что рефлекс - это ответная реакция организма на действие различных раздражителей. Действительно, стоит человеку прикоснуться к чему-либо горячему или очень холодному, острому и т. п., как он немедленно инстинктивно отстраняется от действия вредоносного фактора.

В процессе эволюции органического мира боль превратилась в сигнал опасности, стала важным биологическим фактором, обеспечивающим сохранение жизни особи, а следовательно и вида. Возникновение боли мобилизует защитные силы организма на устранение болетворных раздражений и восстановление нормальной деятельности органов и физиологических систем.

Из всех видов чувствительности боль занимает особое место. В то время как другие виды чувствительности в качестве адекватного раздражителя имеют определенный физический фактор (тепловой, тактильный, электрический и пр.), боль сигнализирует о таких состояниях органов, которые требуют специальных сложных приспособительных реакций. Для боли нет единого универсального раздражителя. Как общее выражение в сознании человека боль вызывается разнообразными факторами в различных органах.

Анохин определял боль как своеобразное психическое состояние человека, обусловленное совокупностью физиологических процессов центральной нервной системы, вызванных к жизни каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением. В работах отечественных ученых Аствацатурова и Орбели особенно четко сформулированы представления об общебиологическом значении боли.

По своему характеру боль является субъективным ощущением, зависящим не только от величины вызывающего ее раздражителя, но и от психической, эмоциональной реакции личности на боль.

Объектом исследования являются люди, испытывающие чувство боли.

Предмет исследования – изменения эмоционально-личностных характеристик индивида при различных проявлениях боли.

Целью исследования является рассмотрение воздействия боли на психику и поведение индивида.

Задачи:

- рассмотреть теоретические и клинические аспекты боли;

- определить влияние психосоциальных факторов на течение болезни;

- проанализировать влияние болезни на психику и поведение индивида.

Глава 1 Теоретические и клинические аспекты боли

1.1 Особенности болевой чувствительности

Многофакторность процессов боли мешает исследователям прийти даже к единому ее определению. «Боль нужно рассматривать как интегративную функцию организма, которая включает такие компоненты, как сознание, ощущения, эмоции, память, мотивации и поведенческие реакции».[1] Боль это неприятное ощущение или страдание, вызванное раздражением особых нервных окончаний в повреждаемых либо уже поврежденных тканях организма. По-видимому, биологическое значение боли состоит в том, что она служит настораживающим сигналом и заставляет снизить физическую активность при травме или в течение болезни, что облегчает процесс выздоровления.

Боль не только сигнальное, но и защитное приспособление.[2] Люди, у которых отсутствует чувство боли, что в редких случаях может быть врожденным дефектом или же следствием заболевания нервной системы, не способны вовремя избежать воздействия повреждающего фактора и могут оказаться жертвой случайности, несмотря на то, что они постоянно прибегают к мерам предосторожности, стараясь уберечь себя от ожогов, ранений, воздействия лучистой энергии и т. п. Этих людей легко узнать при осмотре: на коже у них обычно имеются многочисленные рубцы от перенесенных ожогов, ранений и т. п.

Однако как ни трудно человеку, лишенному чувства боли, еще труднее тому, у кого боль продолжается длительно. Выполнив вначале свою защитную функцию, боль становится злейшим врагом организма. Она истощает силы, угнетает психику, нарушает функции различных систем организма. Снижается двигательная активность человека, нарушается сон, аппетит и т. п.

Как известно, чувство боли в организме человека формируется нервной системой. Основные отделы нервной системы это головной, спинной мозг, нервные стволы и их концевые приборы (рецепторы), превращающие энергию внешнего раздражения в нервные импульсы.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему, а все остальные подразделения нервной системы - периферическую. В головном мозге выделяют полушария и ствол мозга. Полушария представлены белым веществом - нервными проводниками и серым веществом - нервными клетками. Серое вещество расположено в основном на поверхности полушарий, образуя кору головного мозга. В виде отдельных скоплений клеточных групп оно находится также и в глубине полушарий. Это так называемые подкорковые узлы. Среди последних в формировании болевых ощущений большое значение имеют зрительные бугры (левый и правый.). В них сконцентрированы клетки всех видов чувствительности организма. В стволе мозга скопления клеток серого вещества образуют ядра черепно-мозговых нервов, от которых начинаются различные нервы, обеспечивающие чувствительную и двигательную иннервацию головы, лица, полости рта, глотки, гортани.

В процессе длительного приспособления живых существ к условиям внешней среды в организме сформировались особые чувствительные нервные окончания, превращающие различные виды энергии, которые поступают от внешних и внутренних раздражителей, в нервные импульсы. Они получили название рецепторов. Рецепторы различны по своему строению и функции. Они имеются практически во всех тканях и органах. Одни из них воспринимают тактильные раздражения (чувство прикосновения, давления, веса и т.п.), другие - термические (ощущение тепла, холода, их сочетание), третьи-химические (действие различных химических веществ) и т. п. Самое простое устройство имеют болевые рецепторы. Болевые ощущения воспринимаются свободными окончаниями чувствительных нервных волокон.[3] Болевые рецепторы головы по строению не отличаются от рецепторов боли, располагающихся в других областях организма.

Болевые рецепторы размещены в различных тканях и органах неравномерно. Больше всего их в кончиках пальцев, лице, слизистых оболочках. Значительно снабжены болевыми рецепторами стенки сосудов, сухожилия, мозговые оболочки, надкостница (поверхностная оболочка кости).

Все знают как болезненно ощущаются удары в области надкостницы, особенно в тех участках, где она не покрыта мягкими тканями, например, по передней поверхности голени. В то же время операции на самой кости оказываются безболезненными, так как кость не содержит болевых рецепторов. Мало болевых рецепторов в подкожно-жировой клетчатке. Не имеет болевых рецепторов вещество мозга, и нейрохирурги знают, что мозг можно резать, не прибегая к обезболивающим средствам. В связи с тем, что оболочки мозга снабжены болевыми рецепторами в достаточной степени, сдавливание или растяжение оболочек вызывает болевые ощущения значительной силы.

Деятельность коры головного мозга во многом зависит от особого образования нервной системы, получившего название сетчатой формации ствола мозга, которая может как активировать, так и тормозить деятельность коры больших полушарий.

Болевая чувствительность к сверхсильным и разрушительным раздражителям связана с возникновением болевых ощущений, имеющих резко отрицательную эмоциональную окраску, и вегетативными реакциями (учащение дыхания, расширение зрачков, сужение периферических сосудов и т. д.). Болевые ощущения различного характера могут быть вызваны любыми повреждающими раздражителями (температурными, механическими, химическими, лучистой энергией, электрическим током).[4]

Болевые ощущения — стимул разнообразных оборонительных реакций, основная цель которых — устранение внешних или внутренних агентов, вызвавших болевое ощущение. Болевая чувствительность имеет поэтому важное биологическое значение.

Некоторые считают, что любое сверхсильное раздражение или разрушение какого-либо рецептора тела может повести к возникновению болевого ощущения. На кожной поверхности общее количество болевых точек, соответствующих расположению в коже рецепторов болевой чувствительности составляет 900000 — 1 000000 (до 100—200 на 1 см³).

Болевые ощущения легко вызываются условнорефлекторным путем. Так, если сочетать звонок с болевым раздражением кожи, то после нескольких сочетаний изолированное действие звонка начинает вызывать болевые ощущения и характерные вегетативные реакции. Болевая чувствительность является наиболее примитивной, недифференцированной формой чувствительности. Болевые ощущения очень трудно локализуются. Их локализация становится возможной за счет сопровождающих их тактильных и других ощущений.

Чувствительность к боли зависит не только от количества болевых рецепторов, но и от возраста и пола. Имеется зависимость от состояния психики.[5]

Все, что способствует отвлечению внимания от болевого раздражения, уменьшает ощущение боли. Этим объясняется ослабление или прекращение болевых ощущений в период аффектов, во время гнева, страха. Увлеченный чем-либо человек не ощущает боли. Например, в пылу сражения он может не заметить ранения. И, наоборот, при состояниях депрессии, физического утомления, нервного истощения ощущение боли возрастает.

Ожидание и опасение усиливают болевые ощущения; то же происходит при отсутствии отвлекающих моментов. Этим же можно объяснить усиление всех видов боли в ночное время.

Болевые импульсы, будучи приняты рецепторами, справляются затем сложным путем по специальным чувствительным волокнам в различные отделы головного мозга и в конечном счете достигают клеток коры полушарий мозга.

Центры болевой чувствительности головы расположены в различных отделах центральной нервной системы. Деятельность коры головного мозга во многом зависит от особого образования нервной системы — сетчатой формации ствола мозга, которая может, как активировать, так и тормозить деятельность коры больших полушарий.

1.2 Факторы, определяющие восприятие боли



Что Вы посещаете?

Боль это психофизиологическая реакция организма, возникающая при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний, заложенных в органах и тканях. Это самая старая в эволюционном отношении защитная реакция организма. Она сигнализирует о неблагополучии и вызывает ответную реакцию организма, направленную на устранение причины боли. Боль является одним из наиболее ранних симптомов некоторых заболеваний.

Существует огромное количество факторов, определяющих восприятие боли человеком или животным.[6] Среди них и расовые, и половые, и возрастные особенности, и состояние вегетативной нервной системы, и утомление, и условия эксперимента, и обстановка исследования, и порядок раздражений, и множество других физиологических, биохимических, психологических и иных причин, влияющих на пороги болевого ощущения. Советский фармаколог А. К. Сангайло утверждает, что социальные условия в значительной степени определяют восприятие болевого ощущения. По его данным, подростки более выносливы к боли и легче к ней адаптируются, чем взрослые. Лица молодого возраста остро реагируют на болевые раздражения, но легко к ним приспособляются. Старики отличаются несколько сниженной болевой чувствительностью.

Бичер насчитал 27 факторов, определяющих болевое ощущение, но, вероятно, их гораздо больше. Вот почему, изучая в эксперименте боль, необходимо особенно тщательно соблюдать однородность, однотипность условий, в которых проходит исследование.

Огромное значение для восприятия боли имеет психическое состояние испытуемого. Ожидания и опасения усиливают болевое ощущение; усталость в бессонница повышают чувствительность человека к боли. Однако каждый знает по личному опыту, что при глубоком утомлении боль притупляется. Холод усиливает, тепло ослабляет болевое ощущение.

Т. Шац говорит о стратегическом значении боли как для человека, сообщающего о ней, так и для окружающих его родных, друзей, знакомых. Поэтому при оценке боли следует учитывать социальную обстановку, субъективные особенности страдающего человека, реакцию близких ему людей.

Надо полагать, что восприятие и преодоление боли в немалой степени зависит от типа высшей нервной деятельности. Когда Лериш говорит: «Мы неравны перед лицом боли», это в переводе на язык физиологии значит, что разные люди различно реагируют на одно и то же болевое раздражение. Сила раздражения и порог его могут быть одинаковы, но внешние проявления, видимая реакция сугубо индивидуальны.

Тип высшей нервной деятельности в значительной степени обусловливает поведение человека в ответ на болевое раздражение. У людей слабого типа, которых И. П. Павлов относил к меланхоликам, при этом быстро наступает общее истощение нервной системы, а иногда, если вовремя не наступило охранительное торможение,— полное нарушение высших отделов нервной системы.

У людей возбудимых, безудержных внешняя реакция на боль может принять чрезвычайно бурный, аффективный характер. Слабость тормозного процесса приводит к тому, что предел работоспособности клеток больших полушарий оказывается перейденным и развивается крайне болезненное наркотическое или психопатическое состояние.

В то же время люди сильного, уравновешенного типа, по-видимому, легче подавляют реакции и умеют выйти победителями в борьбе с тяжелейшими болевыми раздражениями.[7]

У одних людей в обычном состоянии, у других — при различных заболеваниях наблюдается повышенная чувствительность к боли, так называемая гипералгезия. Для того чтобы вызвать у них боль, достаточно применить более слабое раздражение, чем у людей с нормальной болевой чувствительностью. Болевой порог у этих людей снижен, и они реагируют на раздражение и повреждение кожи, совершенно незаметные для большинства людей.

Существуют люди, у которых далеко не сильное болевое раздражение вызывает мучительную, долго не затухающую боль. Иногда повышенная чувствительность ограничивается отдельными участками поверхности тела, подчас же захватывает всю кожу и видимые слизистые оболочки.

Люди, страдающие повышенной чувствительностью, начинают жаловаться на болезненность при каждом прикосновении. Им трудно носить одежду, она вызывает болевое чувство. Достаточно слегка погладить кожу, чтобы вызвать у них чувство жжения, которое длится иногда довольно долго.

Встречаются, хоть и не очень часто, люди, слабо реагирующие на боль. При многих заболеваниях нервных стволов, головного и спинного мозга чувствительность к боли понижается. Иногда на поверхности тела можно обнаружить участки, раздражение или повреждение которых не вызывает боли.

Пониженная болевая чувствительность (гипоалгезия) наблюдается также при некоторых нервных и психических заболеваниях, например при истерии.

Такие данные позволяют по-новому подойти к разрешению некоторых спорных сторон проблемы боли. Отсутствие болевой чувствительности, говорит Мельзак, является, пожалуй, наиболее убедительным доказательством положительного значения боли в жизни человека.

Глава 2 Влияние психосоциальных факторов на течение болезни

2.1 Психические факторы при хронической и острой боли

Переносимость боли индивидуальна. Она зависит от того, какое внимание уделяется боли, от особенностей личности больного и может сильно меняться при психических заболеваниях.

Боль обычно подразделяют на острую и хроническую.[8] Необходимо определить, что считать острой болью, а что хронической. Острая боль всегда является симптомом какого-либо органического страдания. Напротив, хроническая боль, как правило, это не симптом, а собственно болезнь, при которой решающее значение имеет не морфологическое повреждение тканей, а дефектность восприятия и другая дисфункция психических процессов. Хронической обычно называют боль, продолжающуюся 6 и более месяцев.

Одна из основных трудностей при хронической боли заключается в том, что помимо самой боли (даже если она является единственной жалобой) необходимо оценить много других факторов, влияющих на состояние больного. Психические факторы влияют на боль любого происхождения. Футболист, получив травму во время игры, вскоре возвращается на поле; такая же травма в быту может уложить его в постель на несколько дней. Зависимость боли от психологического состояния хорошо известна и тем, кто был на войне.

Усилению боли способствуют следующие факторы:

- Депрессия. Поскольку при хронической боли аффективный компонент выступает более отчетливо, чем при острой, можно предположить, что интенсивность хронических болевых ощущений зависит от влияний лимбической системы. При большой депрессии и связанных с ней унынии, дисфории или раздражительности болевые ощущения усиливаются. При хронической боли надо прежде всего искать депрессию; некоторые даже считают, что практически любая хроническая боль обусловлена тяжелой депрессией.

- Тревожность. Многие больные с хронической болью находятся в состоянии тревожности или даже страха, что увеличивает выраженность болевых ощущений.

- Психогенная боль. Если не удается выявить физической причины боли, но обнаруживается ее связь с психологическими факторами, можно говорить о психогенной боли. В этом случае должна существовать связь во времени между возникновением боли и подсознательной выгодой, которую больной получает от своего состояния. Так, неудачно приземлившийся летчик может ощущать мучительную головную боль во время инструктажа перед следующим плановым вылетом. Другой психологический фактор, часто выявляемый при психогенной боли, - потребность в сочувствии, которое человек не может получить иным способом.

При боли и депрессии есть общие механизмы формирования, связанные с ангиеонией - невозможность испытывать удовольствие. Поэтому депрессия является одной из форм психических расстройств, тесно связанных с возникновением психогенных болей. Эти нарушения могут возникать одновременно или одно опережать проявления другого. У больных с клинически выраженной депрессией снижается болевой порог, и боль считается обычной жалобой у больных с первичной депрессией. У больных с болевым синдромом, обусловленным хроническим соматическим заболеванием, также часто развивается депрессия. С психодинамической позиции хроническая боль рассматривается как внешнее защитное проявление депрессии, облегчающее психические импульсы (чувство вины, стыда, душевные страдания, нереализованные агрессивные тенденции, т.п.) и оберегающее больного от более сильных душевных мук или суицида. Боль часто является следствием защитного механизма – вытеснение, типичного для истерической конверсии. Во многих случаях сочетания болевой симптоматики и депрессии рассматривается как маскированная депрессия, где на первый план выступает болевой синдром или соматоформное болевое расстройство.

- Психопатии могут играть важнейшую роль при хронической боли; особенно это касается асоциальной, зависимой и пограничной психопатий. Врач почти всегда уделяет основное внимание самой боли и ее лечению, упуская из виду возможные патологические черты личности.[9]

В настоящее время хроническую боль рассматривают как самостоятельное заболевание, в основе которого патологический процесс в соматической сфере и первичная или вторичная дисфункция периферической и центральной нервной систем. Неотъемлемым признаком хронической боли является формирование эмоционально-личностных расстройств, она может быть вызвана только дисфункцией в психической сфере, т.е. относиться к идиопатическим или психогенным болям.[10]

Тесная связь хронической боли с депрессией очевидна. Статистические данные о наличии психических расстройств депрессивного характера у половины больных, страдающих хронической болью; по данным С.Н. Мосолова,[11] у 60% больных депрессией обнаруживаются хронические болевые синдромы. Некоторые авторы высказываются еще более определенно, считая, что во всех случаях хронического болевого синдрома имеет место депрессия, основываясь на том факте, что боль всегда сопровождается отрицательно-эмоциональными переживаниями и блокирует возможность человека получать радость и удовлетворение. Наибольшие споры вызывают не сам факт сосуществования хронической боли с депрессией, а причинно-следственные отношения между ними.

С одной стороны, долго существующая боль ограничивает профессиональные и личные возможности человека, заставляет его отказываться от привычных жизненных стереотипов, нарушает его жизненные планы и т.д. Снижение качества жизни может порождать вторичную депрессию. С другой стороны, депрессия может быть первопричиной боли или основным механизмом хронификации болевого синдрома. Так, атипичные депрессии могут проявляться под различными масками, в том числе и под маской хронической боли.

Очевидно, что хроническое заболевание способно повлиять на психику, расстраивает целевые установки индивида, меняет его характер, эмоциональную реакцию на раздражители, создавая дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

2.2 Влияние гендерных различий на восприятие боли

Различия между мужчинами и женщинами в ответе на боль были подтверждены многими эпидемиологическими и экспериментальными данными. В большинстве случаев обнаруживается, что женщины и девочки отмечают боль в большей степени, чем мужчины и мальчики. Такие же различия, но выраженные в меньшей степени были отмечены и в клинических исследованиях.

Для объяснения этих различий в большинстве случаев привлекаются биологические особенности мужчин и женщин. В последнее время появились работы, показавшие важный вклад психологических и социальных факторов на различия в болевом ответе у мужчин и женщин. При этом значительно большее внимание уделено влиянию аффективных факторов на ощущение боли.

Исследований, посвященных изучению роли социальных факторов пока еще очень мало, хотя проблема («влияния социальных факторов») представляется весьма актуальной. Бурную полемику в последние годы вызывает проблема гендерной социализации.

К настоящему времени проведено всего несколько работ, где бы прямо изучалась роль гендерных различий при болевых синдромах. Имеющиеся данные показывают, что роль психологических и социальных факторов в контексте гендерных различий иногда бывает определяющей для оценки боли.

Социально-когнитивная теория научения и теория когнитивного развития предполагают, что маленькие мальчики и девочки относят себя к мужскому или женскому полу в процессе обучения. Наблюдая за другими людьми и за тем, наказываются или поощряются их действия, они учатся различным типам поведения. Теория гендера S. Bem интегрирует элементы обеих теорий для объяснения причин, из-за которых мужчины и женщины выбирают мужественные или женственные типы поведения в соответствии с существующими культуральными стереотипами. В нескольких исследованиях было показано, что последствия нарушения гендерных норм различаются для мальчиков и девочек (мужчин и женщин). Родители, особенно отцы, в большей степени поощряют мальчиков за соответствие гендерным стереотипам, и наказывают мальчиков строже, если они нарушают гендерные нормы поведения. Если над мальчиками поступающими «не по-мужски» подсмеиваются сверстники, ругают родители, девочкам отклонение от гендерной роли чаще может сойти с рук. Это приводит к тому, что мальчики тверже стремятся соответствовать своей гендерной роли, в том числе и в переносимости боли, чем девочки.

Поскольку мужская гендерная роль предполагает высокую переносимость боли, гендерная теория предполагает, что мужчины выбравшие мужской стереотип поведения, будут мотивированы стойко переносить боль, чтобы не показаться «немужественными».

Психосоциальные теории болевого поведения сконцентрированы на эффекте контингентности на чрезвычайную ситуацию и на персистентность болевого поведения, а также на важной роли обучения при наблюдении за болевым поведением и учетом последствий (поощрения или наказания) болевого поведения других.

Несколько исследователей показали корреляцию между количеством лиц с болевым поведением в семье и частотой предъявления боли молодыми людьми из этих семей. При этом было показано, что эта зависимость была более выражена у лиц женского пола. Женщины также демонстрируют большую настороженность в отношении боли и большую готовность отчитываться о боли (жаловаться на боль), в то время как мужчины делают это неохотно и со смущением.

Множество данных свидетельствует о том, что мужчины и женщины в среднем (целом) отличаются в своих болевых отчетах в большинстве случаев при различных характеристиках болевого стимула и различных методических подходах к исследованию.

Также, по данным эпидемиологических исследований, совершенно ясно, что женщины в большей степени жалуются на боль и чаще обращаются в медицинские учреждения по поводу боли. Однако, до последнего времени все работы по изучению полового диморфизма сводились главным образом к выявлению физиологических/анатомических причин (детерминантов) обнаруживаемых половых различий. Роль биологических особенностей на проявления полового диморфизма в достаточной степени была освещена, но практически нет исследований, где была бы предпринята попытка оценить удельный вес и роль психосоциальных факторов на проявления полового диморфизма при болевых синдромах. Многочисленные особенности поведения мужчин и женщин, включая манеру общения, манеру одеваться, профессиональные и непрофессиональные интересы в большей степени могут быть объяснены различиями в социальном обучении, гендерных стереотипах поведения, чем биологическими особенностями.

Различные данные (лабораторные, клинические, эпидемиологические) свидетельствуют о том, что в среднем мужчины и женщины по разному оценивают клинические симптомы, выраженность (тяжесть) и значение симптомов для здоровья, различаются в своем отношении к своему здоровью и системе (различным видам) медицинской помощи, и по разному видят то как мужчина и женщина должны отвечать на боль.[12] Мужчины и женщины также отличаются в выражении своих отрицательных эмоций, что является существенной частью любого болевого синдрома.

Можно утверждать, что мужчины и женщины сильно различаются в отношении болевого ожидания. Эти ожидания являются гендерно-специфичными, то есть в соответствии с гендерными стереотипами (нормами) и мужчины и женщины, считают, что мужчины менее чувствительны к боли, лучше переносят боль и менее охотно отчитываются о боли. Однако степень этих различий в значительной степени варьирует в зависимости от типа исследования (экспериментальное или клиническое), культуральных факторов (этнические нормы, др.).

Глава 3 Влияние болезни на психику и поведение индивида

3.1 Эмоционально-поведенческие аспекты восприятия боли

Что Вы посещаете?

Восприятие боли связано с ранним детским опытом человека. В зависимости от этого опыта у личности формируются установки, определяющие отношение к боли. Боль и страдание воспринимаются как противоположность радости и удовольствию.

Воспитание имеет огромное значение для преодоления боли. Однако сила человека не в случайном, а в волевом, сознательном преодолении боли, в умении превозмочь болевое ощущение, стать выше страдания, добиться победы над упорным, настойчивым чувством боли.

Давно известно, что люди, выросшие в суровых условиях, привыкшие к твердой дисциплине и постоянному самоконтролю, лучше владеют своими чувствами, чем изнеженные, недисциплинированные и эгоистичные представители человеческого рода. На каждое болевое раздражение они не отвечают криком, слезами, обмороком или попыткой к бегству.

Этому учит опыт всей нашей жизни, опыт здоровья и болезни, труда и отдыха, мира и войны. Конечно, здесь нельзя впадать в крайность и думать, что единственный способ борьбы с болью — подавление болевых эмоций. Напротив, с болью надо бороться, ее необходимо уничтожить во всех проявлениях. Но это следует делать мужественно. Человек должен властвовать над мучительными болевыми ощущениями. Он не должен становиться их пленником

Страх, ярость, боли и муки голода, пишет выдающийся физиолог У. Кеннон, представляют собой элементарные чувства, которые одинаково свойственны как человеку, так и животным. Они относятся к наиболее могучим факторам, определяющим поведение живых существ. Это субъективные состояния, охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. И роль их в человеческой жизни необычайно важна.

Об эмоциональном восприятии болевого ощущения написано много. Боль, за редкими исключениями, расценивается как отрицательная эмоция. Но устранение боли, прекращение мучительного болевого ощущения относится к положительным человеческим переживаниям.

Остро протекающая боль сопровождается обычно криком, который является результатом судорожного сокращения дыхательных мышц. Крик возник из первоначального резкого движения — выдоха. Он сделался сигналом опасности, призывом к помощи, превратился отчасти в орудие защиты, так как мог испугать нападающего.

Некоторые физиологи пытались объяснить крик самозащитой организма. Они утверждали, и, быть может, не без основания, что крик — и притом длительный, характерный для боли,— является помимо всего прочего болеутоляющим средством. Он облегчает и успокаивает болевое ощущение, отчасти еще потому, что способствует накоплению углекислоты в крови.

Если медицинское обследование не может найти физическую или органическую причину болезни или если исследуемое заболевание является результатом таких эмоциональных состояний, как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда оно может быть классифицировано как психосоматическое.

Психосоматика (от гр. psyche - душа, soma - тело) - изучает влияние психологических факторов на возникновение и последующую динамику развития психосоматических болезней. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматической болезни лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.[13]

В современной психосоматике различают: предрасположенность, факторы, разрешающие и задерживающие развитие болезни. Толчком к развитию психосоматических заболеваний являются трудные жизненные ситуации, в том числе, как следствие сложных взаимоотношений в семье. В любом случае, для диагностики как психосоматического, так и невротического заболевания, необходимо понимание ситуационного характера его происхождения.

Часто при возникновении психосоматического заболевания конфликтная динамика определяется понятием «стресс». Но это не просто стресс, т.е. нагрузка, которая приводит к болезни. Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако, в жизни встречаются и такие внутрисемейные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что, в определённых ситуациях, приводят к негативным эмоциям и неуверенности в себе, в конечном итоге, «включают» психосоматические заболевания.

Как при функциональных болях, так и при болях, в основе которых лежат органические изменения, отношения личности играют важную роль (не в возникновении, а в степени переживания боли). Боль нередко достигает наибольшей выраженности у больных с личной неустроенностью, отсутствием цели и другими неразрешенными конфликтами. Сосредоточивая на себе внимание больных, болевые ощущения в подобных случаях используются как средство выхода из травмирующей ситуации, помогают больным уйти от разрешения реальных жизненных трудностей.

В ходе развития человека боль и облегчение от боли влияют на становление интерперсональных отношений и на формулирование концепции добра и зла, награды и наказания, успеха и неудачи. Являясь средством устранения вины, боль тем самым играет активную роль, влияя на взаимодействия между людьми.

Психосоциальные влияния, взаимодействуя с факторами наследственной предрасположенности, особенностями личности, типом нейроэндокринных реакций на жизненные трудности, могут изменять клиническое течение некоторых заболеваний. Действие психосоциальных стрессов, провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, под маской соматических расстройств, симптоматика которых схожа с симптоматикой органических заболеваний. В подобных случаях эмоциональные нарушения нередко не только не замечаются и даже отрицаются пациентами, но и не диагностируются врачами.

3.2 Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию болезни

Люди, испытавшие травму, считают, что мир полон опасностей, и нужно все время быть начеку. Это убеждение может оказывать сильнейшее воздействие на все, что люди переживают на опыте. Глубинные убеждения играют центральную роль и влияют на организацию практически всего опыта. Некоторые глубинные убеждения ставят ограничения на то, что можно переживать на опыте.

Известно, что для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний — своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.[14]

Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делает его непривлекательным. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности - «удовлетворенность собственной внешностью».[15] Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции (ожоги). Ни в каком другом возрасте не наблюдается столь тяжелые психологические реакции человека на появление у него на коже лица фурункулов, прыщей, веснушек, родимых пятен, бледности и т. п.

Лица зрелого возраста психологически более тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр. Именно удовлетворение подобных потребностей может быть заблокировано появлением любой хронической или приводящей к инвалидности болезни.

Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания. Психологическая реакция на них обусловлена оценкой их, не как угрожающих здоровью, а связана с переживаниями по поводу того, как изменится социальный статус и авторитет заболевшего в случае, если об этом станет известно окружающим.

Существуют группы населения (в первую очередь, люди, занимающие руководящие посты) для некоторых из которых стыдными являются болезни сердца (инфаркт), что связано с ограничением возможности продвижения по службе.

Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми является болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- или работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.

Характерологически обусловленное субъективное отношение к болезни формируется главным образом в процессе семейного воспитания. Причем существуют две противоположные семейные традиции воспитания субъективного отношения к болезням - «стоическая» и «ипохондрическая».[16]

В рамках первой ребенок постоянно поощряется за поведение, направленное на самостоятельное преодоления недугов и плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, не обращая внимания на имеющуюся боль, продолжает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения.

Противоположна ей «ипохондрическая» семейная традиция нацелена на формирование сверхценного отношения к здоровью. Родителями поощряется внимательное отношение к состоянию своего здоровья, тщательность в оценке болезненных проявлений, выявление у себя первых признаков заболевания. В семье ребенок привыкает при малейшем изменении самочувствия обращать собственное внимание и внимание окружающих (вначале родителей, а затем воспитателей, учителей, супругов и пр. лиц) на болезненные симптомы.

Семейные традиции определяют своеобразное ранжирование болезней по степени их тяжести. К примеру, к наиболее тяжелым могут относиться не «объективно» тяжелые, а те, от которых чаще всего умирали или которыми чаще болели члены семьи. Вследствие этого, субъективно наиболее значимой болезнью может оказаться гипертоническая болезнь, а не рак или психическое заболевание.

Принятая в отечественной клинической психологии типология реагирования на заболевания создана А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым на основе оценки влияния трех факторов:

1) природы самого соматического заболевания;

2) типа личности, в котором важнейшую составную часть

определяет тип акцентуации характера;

3) отношения к данному заболеванию в референтной для

больного группе.[17]

Схожие типы реагирования объединены в блоки.

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается (гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы).

- Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному.

- При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и понимании объективной тяжести заболевания. При этом пациент старается опираться в своих реакциях на известные науке (медицине) факты о возможности излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр. И такие сведения ему можно предоставить.

- Эргопатический. «Уход от болезни в работу». При объективной тяжести болезни и страданиях больные стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это не мешало работе.

Поэтому они стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Их позиция заключена в том, что нет такого заболевания, которого нельзя было бы преодолеть своими силами. Такие пациенты часто являются принципиальными противниками лекарств («Я за свою жизнь ни разу анальгетиков не принимал», - с гордостью говорят они).

- Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Анозогнозия встречается довольно часто. Она может отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, за этим может стоять заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Во второй блок входят типы реагирования, приводящие к психической дезадаптации преимущественно с интрапсихической направленностью (ипохондрический, тревожный и апатический).

- Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. Переоценка действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться с неверием в успех. Требования тщательного обследования в сочетании с боязнью вреда и болезненности диагностических процедур.

- Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск медицинских «авторитетов».

- Апатический. Апатия в подлинном смысле - это полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению только при настойчивом побуждении извне. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Третий блок включает типы реагирования с нарушением психической адаптации по интерпсихическому варианту, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных (неврастенический, обсессивно-фобический и паранойяльный).

- Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося, а завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения. В последующем — сожаление по поводу причиненного беспокойства и несдержанности.

- Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность, которая прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных: осложнений, неудач лечения, плохого исхода, а также возможных (но тоже малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасения волнуют более чем реальные.

- Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Жалобы во все инстанции, обвинения и требования наказаний в связи с этим.[18]

Таким образом, уровень образования человека и уровень его культуры, как личностные свойства, также оказывает влияние на оценку субъективной тяжести болезни. Особо это касается уровня медицинской образованности и культуры. Причем негативными в психологическом отношении оказываются обе крайности: как низкая медицинская культура, так и высокая, которые с одинаковой вероятностью способны вызвать психологически тяжелые реакции. Однако механизмы их будут разниться. В одном случае, это будет связано с недостатком, в другом - с избытком информации о болезнях, их объективной тяжести, течении и исходах.

Боль играет исключительно важную роль в психологической жизни индивидуума. В ходе развития человека боль и облегчение от боли влияют на становление интерперсональных отношений и на формулирование концепции добра и зла, награды и наказания, успеха и неудачи. Являясь средством устранения вины, боль тем самым играет активную роль, влияя на взаимодействия между людьми.

Заключение

Боль это сложный феномен, включающий перцептивный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Физиологическая боль играет сигнальное защитное значение, предупреждает организм об опасности и защищает его от возможных чрезмерных повреждений. Такая боль необходима для нашей нормальной жизнедеятельности и обеспечения безопасности.

Болевые ощущения - ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует.

Представление о боли как о простом сигнале тревоги, звучащем в мозгу, кажется верным только на первый взгляд. Современная точка зрения гораздо сложнее. В осознании интенсивности боли неизмеримо большее значение, чем степень физического повреждения, имеют эмоциональные аспекты травмы. Целостное восприятие боли зависит от эмоционального состояния и мыслительного процесса, координированных с идущими из очага повреждения болевыми сигналами.

Как выяснилось, порог болевой чувствительности не имеет значительных возрастных различий, однако лабораторный анализ выявляет целый набор небольших вариаций в характере ответов на болевые раздражения.

Отмечены также половые различия в переносимости боли. Мужчины в общем несколько лучше женщин переносят боль. В целом, однако, судить трудно, поскольку внешнее выражение боли часто обусловлено воспитанием. Кроме того, между пожилыми и молодыми, так же как и между мужчинами и женщинами, существуют различия в выражении реакций на боль даже при сходном воспитании.

Боль это психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Известно, что эмоциональное состояние человека является причиной многих заболеваний. Ещё ученые древности подразумевали неразделимость телесного и психического.

Отмеченные особенности социальной ситуации развития, в которой оказывается внезапно заболевший человек, могут менять весь стиль его жизни: его жизненные установки, планы на будущее, его жизненную позицию по отношению к различным важным для больного обстоятельствам и к самому себе.

Силу боли практически невозможно измерить объективно. Как человеку кажется, так у него и болит. Сила боли зависит не только от чувствительности ноцицепторов, но и от того, как болевые сигналы воспринимает мозг, от физиологического состояния, воспитания, образования, особенностей личности, «болевого опыта». Если человек в депрессии, боль ему покажется сильнее. Оптимист, с детства не привыкший ныть и жаловаться, перенесет ее легче.

Можно утверждать, что боль — ценнейшее приобретение эволюции животного мира. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.

Список использованных источников

  1. Анохин Н.К., Орлов И.В., Ерохина Л.Т. // БМЭ. — М., 1976. — Т. З. - с. 869—871.
  2. Вейн А.М. Болезни нервной системы у мужчин и женщин. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1993 г., № 5, - с. 67-73.
  3. Вельтищев, Ю. Е.Боль.-М.: Изд-во Медицина, 2007.- 304 с.
  4. Волков В. Т., Стрелис А. К., Караваева Е. В., Тетенев Ф. Ф.Личность пациента и болезнь. Томск, 1995. - 328 с.
  5. Голъдшейдер А. О боли с физиологической и клинической точки зрения. Пер. с нем. М., 1894. – 412 с.
  6. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998. - 359 с.
  7. Дионесов С. М. Боль и ее влияние на организм человека и животного. М., 1963. – 360 с.
  8. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
  9. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Психологическая диагностика и коррекция в клинике. Л., 1983. – 309 с.
  10. Карвасарский Б.Д Клиническая психология: учебное пособие.4-е изд.-М., 2004. - 860 с.
  11. Кассиль Г. Н. Наука о боли. 2-е доп. изд. Изд-во «НАУКА» М. - 1975. - 400 с.
  12. Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.,1980. – 368 с.
  13. Кассиль Г. Н. Победа над болью. М., 1980. – 290 с.
  14. Конечный 3. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1984. – 340 с.
  15. Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.
  16. Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб 1995. – 568 с.
  17. Мюррей Дж. Психические расстройства. В кн.: Неврология. Под ред. М.Самуэльса. М., 1997.- 412 с.
  18. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. – 168 с.
  19. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия: Пер. с нем. /Под ред. К. П. Кискер, Г. Фрайнбергер и др. М., 1999. – 504 с.
  20. Русецкий И. И. Боль, ее формы и патогенез. Казань, 1946. – 389 с.
  21. Творогова Н. Д. Практикум по психологии. М., 1997. - 374 с.
  22. Франц Александер «Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение». /Пер. с англ. С. Могилевского.; М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.
  23. Шацберг А.Ф. Терапия флуоксетином коморбидных тревоги и депрессии // Социальная и клиническая психиатрия.- 1997. - № 2.- С.142-147.

[1] Анохин Н.К., Орлов И.В., Ерохина Л.Т. // БМЭ. — М., 1976. — Т. З. – С. 869.

[2] Дионесов С. М. Боль и ее влияние на организм человека и животного. М., 1963. – С. 27.

[3] Голъдшейдер А. О боли с физиологической и клинической точки зрения. Пер. с нем. М., 1894. – С. 216.

[4] Кассиль Г. Н. Наука о боли. 2-е доп. изд. Изд-во «НАУКА» М. - 1975. – С. 117.

[5] Вельтищев, Ю. Е.Боль.-М.: Изд-во Медицина, 2007. – С. 64.

[6] Кассиль Г. Н. Наука о боли. 2-е доп. изд. Изд-во «НАУКА» М. - 1975. – С.178.

[7] Гройсман А. Л. Медицинская психология. М., 1998. – С. 214.

[8] Вельтищев, Ю. Е.Боль.-М.: Изд-во Медицина, 2007. – С. 94.

[9] Мюррей Дж. Психические расстройства. В кн.: Неврология. Под ред. М.Самуэльса. М., 1997. – С. 276.

[10] Шацберг А.Ф. Терапия флуоксетином коморбидных тревоги и депрессии // Социальная и клиническая психиатрия.- 1997. - № 2.- С.142-147.

[11] Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб 1995. – С. 143 с.

[12] Вейн А.М. Болезни нервной системы у мужчин и женщин. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1993 г., № 5, с. 67-73.

[13] Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.

[14] Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. – С. 41.

[15] Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. – С. 104.

[16] Волков В. Т., Стрелис А. К., Караваева Е. В., Тетенев Ф. Ф.Личность пациента и болезнь. Томск, 1995. – С. 218.

[17] Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Психологическая диагностика и коррекция в клинике. Л., 1983. – С.178.

[18] Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. – С. 46.

 

Что Вы посещаете?

Что Вы посещаете?