Курсовая работа по криминалистике "Расследование краж грузов на ж/д транспорте"


Оглавление

Введение

1. Преступления, связанные с кражей грузов на железнодорожном транспорте

1.1. Основные способы совершения краж грузов на объектах железнодорожного транспорта

1.2. Общие черты расследования краж на железнодорожном транспорте

2. Расследование краж грузов на железнодорожном транспорте

2.1. Организация первоначального этапа расследования краж грузов

2.2. Особенности тактики отдельных следственных действий

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность темы исследования. Обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. Рост преступности, сопровождающий социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждает к поиску новых форм и методов расследования преступлений, к созданию современных теоретических разработок в науке криминалистике.

Расследование этого вида преступлений, как правило, осложнено рядом факторов. Наиболее значимые из них: концентрация больших людских потоков; круглосуточный цикл работы; значительная протяженность временно-пространственного следования грузов от отправителя к получателю; относительно свободный доступ к объектам грузовых перевозок; наличие большого спектра способов совершения и сокрытия данного рода преступлений и др. Все это приводит к тому, что отдельным лицам удается совершать за короткий промежуток времени несколько краж одним способом, причинив значительный материальный ущерб.

Для квалифицированного расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте важно знать организацию коммерческих и грузовых работ железнодорожного транспорта, конструктивные особенности различных объектов подвижного состава (вагоны, полувагоны, контейнеры, цистерны и т. п.), правила перевозок, технологию операций по приему, отправлению и выдаче грузов, порядок охраны грузов и оформления перевозочных документов. Это требует от следователя большой организованности и собранности, правильного распределения рабочего времени, продумывания очередности проведения следственных действий и организационных мероприятий.

Поэтому успешное раскрытие краж грузов, зависит от овладения следователем криминалистическими методами расследования данных преступлений и умелого их применения.

Объектом курсовой работы является деятельность органов внутренних дел на транспорте по расследованию краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Предметом исследования служат закономерности совершения и расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Цели и задачи исследования. Основной целью является комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с организацией расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Для достижения указанной цели предпринята попытка решения следующих задач:

  1. Изучить способы совершения краж грузов на объектах железнодорожного транспорта.
  2. Рассмотреть общие черты расследования краж грузов.
  3. Проанализировать организацию первоначального этапа расследования краж грузов.
  4. Исследовать особенности тактики отдельных следственных действий.

1. Преступления, связанные с кражей грузов на железнодорожном транспорте

1.1. Основные способы совершения краж грузов на объектах железнодорожного транспорта

Элементы, составляющие содержание способа совершения преступления применительно к кражам грузов на объектах железнодорожного транспорта, - это ситуационно повторяющийся комплекс действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Способы совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта даются относительно классификаций внутри его основных элементов-способов подготовки, непосредственного совершения краж грузов и сокрытия данных преступлений.

Способы подготовки разделены на пять групп.

Первую группу составили подготовительные действия, с помощью которых может быть облегчено завладение имуществом: подготовка тары для похищенного груза и технических средств, с помощью которых осуществлялась кража; нейтрализация действий лиц, охраняющих груз; подыскание соучастников; перемещение вагона в благоприятное место и создание условий для краж груза.

Подготовительные действия второй группы носят разведывательный характер и их целью является ознакомление с обстановкой места происшествия; уяснение режима работы грузовых объектов и сторожевых служб; установление мест дислокации постов охраны; получение информации о перевозимых ценностях и местах их нахождения.

Третью группу подготовительных действий, обеспечивающих сокрытие преступления, составили: подыскание места сокрытия; выбор способов сокрытия и времени реализации похищенного имущества; выявление скрытых путей подхода к месту кражи и направлений отхода; подготовка средств и предметов, необходимых для сокрытия следов преступления; частичное или полное выведение из работы скоростемера с целью сокрытия последующего нарушения в режиме движения подвижного состава и иные действия.

Поиск лиц, которым можно сбыть или продать похищенное; подыскание способов реализации похищенного и определение рынка сбыта; подготовка транспортных средств для доставки похищенных вещей к месту сбыта составляют четвертую группу подготовительных действий, обеспечивающих реализацию краденого.

Последнюю группу составили подготовительные действия, направленные на изучение системы запорных механизмов, правил пломбирования, конструктивных особенностей объекта железнодорожного транспорта, технологии обработки вагонов и груза, а также получение иной специальной информации.

Кражи грузов из подвижного состава совершаются путем как тайного проникновения на объект железнодорожного транспорта, так и открытого.

Открытым проникновением на объект подвижного состава предлагается считать проникновение, совершенное преступником на виду или с согласия лиц, ответственных за погрузо-разгрузочные работы, либо лиц, сопровождающих или охраняющих груз, а также совершенное лицами, для которых сопричастность к грузу и нахождение на подвижном объекте предусмотрены их трудовыми обязанностями [5].

Способы, совершаемые путем тайного проникновения на объект подвижного состава железнодорожного транспорта, можно разделить на две группы в зависимости от того, сопровождались или нет они взломом и преодолением запирающих устройств. При рассмотрении данных способов учитываются конструкционные особенности объектов подвижного состава и средств опломбирования.

Следующим элементом полноструктурного способа совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта является способ сокрытия преступления.

Все действия по сокрытию данных преступлений делятся на две группы в зависимости от того, осуществлялись они для сокрытия самого факта преступления или с целью воспрепятствовать установлению личности преступника.

Предметом краж при кражах из подвижного состава являются грузы, перевозимые на крытых (обычных и изотермических вагонах, контейнерах, цистернах) и открытых вагонах (полувагонах, платформах) грузового парка.

Наибольшее число краж во время погрузки-разгрузки на станциях назначения или иных остановочных станциях совершается в отношении груза, отправляемого мелкими партиями в перегрузочно-сборных вагонах.

Для организации розыска похищенного имущества, принципиальное значение имеют не только признаки предмета преступного посягательства, но и сопутствующих объектов (упаковки, тары) [9].

Следующим элементом криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта можно рассматривать обстановку, включающую в себя место и время совершения преступления.

Так, краж груза совершаются в следующих местах: на промежуточных станциях переформирования состава с его разборкой и (или) выгрузкой части груза из вагонов; на участках перегонов, постах, разъездах; на станциях погрузки, формирования (отправления) подвижного состава; на станциях прибытия вагонов; в иных местах.

Установить маршрут и время следования подвижного состава, наиболее вероятные места кражи груза, а также выявить круг лиц, которые могли быть причастны к краже груза из подвижного состава, поможет изучение перевозочных документов, а также акта общей формы, коммерческого акта, некоторых учетных книг и иных документов.

1.2. Общие черты расследования краж на железнодорожном транспорте

Расследование краж из подвижного состава железнодорожного транспорта выделяет группы типичных следов, анализ которых позволяет выдвигать версии и намечать дальнейший ход проведения отдельных следственных действий. К ним относятся [1]:

1) следы от механических орудий, с помощью которых осуществлялось проникновение в подвижной состав;

2) следы похищенного груза, его тары и упаковки;

3) следы, оставленные преступником;

4) следы сокрытия преступления;

5) следы от запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток;

6) следы от средств передвижения, на которых преступники прибыли к месту совершения преступления.

Следующим структурным элементом криминалистической характеристики данного вида преступлений является общая характеристика личности преступников, совершающих кражи грузов.

Современный технологический процесс большинства грузовых и сортировочных станций построен таким образом, что в одновременной обработке подвижного состава и груза участвуют различные службы. В таких условиях совершить одному кражу груза на крупной станции очень сложно. Поэтому в криминалистической характеристике краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта важное значение имеют сведения относительно совершения преступления группой лиц.

Группы, специализирующиеся на кражах грузов, в зависимости от криминализации и организованности целесообразно классифицировать на случайные преступные группы; простые преступные группы; организованные преступные группы.

2. Расследование краж грузов на железнодорожном транспорте

2.1. Организация первоначального этапа расследования краж грузов

Первичные признаки краж, как правило, обнаруживаются в местах сортировки и хранения грузов, в пунктах коммерческого ос­мотра вагонов и на станциях назначения. Такими признаками обыч­но являются: срыв, повреждение или подделка пломб и запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ); пролом стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционных люков крытых вагонов; следы насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест; взлом замков, разрушение стен, пола, крыши складских поме­щений, в которых хранятся перевозимые железной дорогой матери­альные ценности; выемка мест, нарушение тары и предохранитель­ной маркировки груза, перевозимого на открытом подвижном составе; наличие воронки или углубления в сыпучем грузе; следы, оставлен­ные снятой деталью с автомашины, трактора, комбайна или иного механизма и т. п.

Однако сами по себе указанные признаки еще не могут служить достаточными основаниями к возбуждению уголовных дел. Для принятия обоснованного решения требуется проведение предвари­тельной проверки, в ходе которой собираются дополнительные данные.

 Анализ практики показывает, что уголовные дела о краже гру­зов чаще возбуждаются при наличии следующих поводов и основа­ний: сообщения предприятий железных дорог и должностных лиц об обнаружении транспортного средства или груза с признаками краж; материалы о недостачах грузов, выявленных сравнением с документами; задержание подозреваемых лиц на месте краж или с поличным; сведения, указывающие на признаки преступле­ния, полученные органом дознания в ходе осуществления опера­тивно-розыскных мероприятий [2].

Необходимо иметь в виду, что в случаях непосредственного об­наружения технической неисправности вагона (контейнера) работ­никами железной дороги составляется акт о техническом состоянии вагона. Такой акт подписывают дежурный помощник начальника станции, вагонный мастер или осмотрщик вагонов. При обнаруже­нии вагона без пломб, если в вагонном листе имеется отметка о на­ложении пломб, а также при повреждении или смене пломб и в некоторых других случаях, предусмотренных соответствующими правилами, составляется так называемый акт общей формы. Этот акт должен подписываться не менее чем двумя лицами, участвую­щими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Указанные выше акты составляются без про­верки состояния груза.

Если же необходима проверка, то вагон, из которого предполо­жительно похищен груз, подается на комиссионную проверку, в хо­де которой более детально определяется состояние самого вагона и перевозимого груза. При обнаружении несоответствия наимено­вания, веса или количества груза в натуре сданными, имеющимися в перевозочных документах, а также при обнаружении груза без до­кументов или документов без груза, представителями железной до­роги дополнительно составляется коммерческий акт и проводится служебное расследование. В трехдневный срок с момента оформ­ления коммерческого акта начальник станции (отделения железной дороги) обязан направить материалы ведомственного служебного расследования соответствующему органу внутренних дел на транс­порте.

В случаях, когда неизвестно место краж груза, решение о возбуждении уголовного дела принимается по месту его обнаруже­ния. Если же будет установлено, что место совершения преступле­ния находится на территории обслуживания других органов внут­ренних дел, то следователь, в производстве которого находится возбужденное уголовное дело, должен выполнить все необходимые следственные действия и только после этого передать дело прокурору для направления по подследственности.

Эффективность первоначального этапа раскрытия и расследо­вания рассматриваемых краж во многом определяется сложив­шейся по уголовному делу ситуацией. В зависимости от объема ис­ходной информации о месте краж груза и лице, его совершившем, можно выделить три наиболее типичные следственные ситуации [4]:

  1. Установлено подозреваемое лицо и место кражи груза.
  2. Установлено подозреваемое лицо, изъято полностью или час­тично похищенное имущество, но неизвестно место его кражи (станция, вагон, контейнер).
  3. Не установлено подозреваемое лицо, неизвестно место кражи груза.

Первая следственная ситуация возникает в случаях задержания преступников с поличным на месте кражи груза, либо вскоре по­сле его совершения (например, при реализации похищенного иму­щества), а также когда личность расхитителя установлена по пока­заниям потерпевших, свидетелей либо оперативно-розыскным путем. На первый взгляд, эта ситуация достаточно проста, однако она может существенно осложняться выяснением в ходе расследо­вания новых фактов преступной деятельности подозреваемого, причастностью к совершенным кражам других лиц и т. п.

Исходная информация во второй ситуации обычно не вызывает сомнений в наличии преступного события и виновности конкретных лиц. Поэтому основная деятельность следователя здесь должна быть направлена на установление места краж груза, на отра­ботку частных версий о мотивах и целях совершения преступления, на собирание и процессуальное закрепление имеющихся доказа­тельств, их исследование и оценку.

С целью определения места кражи груза (проверки выдвину­тых версий) следователь тщательно изучает маршрут движения по­езда по соответствующей сопроводительной документации; выяс­няет наименование и количество похищенного груза, его индивиду­альные особенности; устанавливает круг лиц, имеющих отношение к погрузке и обработке груза как на станции отправления (в пути следования), так и на станции назначения.

Третья следственная ситуация, характеризующаяся отсутствием сведений о подозреваемых лицах и месте кражи груза, наиболее сложна в тактическом отношении. Поэтому необходимо более де­тально рассмотреть некоторые вопросы организации раскрытия и расследования кражи грузов именно в данной информационно-неопределенной ситуации.

Для правильной оценки и разрешения возникшей ситуации сле­дователю нужно четко знать элементы видовой криминалистиче­ской характеристики рассматриваемой категории преступлений и технологию планирования расследования. Это позволит построить обоснованные общие и частные версии даже при минимальной и противоречивой исходной информации, выбрать оптимальные на­правления расследования, организовать эффективное взаимодей­ствие с оперативными службами органов внутренних дел и работ­никами министерства путей сообщения.

Наиболее важной формой взаимодействия следователя и ра­ботников дознания на данном этапе является следственно-опера­тивная группа, которая создается и функционирует с момента полу­чения сообщения о краже груза. Своевременное создание след­ственно-оперативной группы и правильное определение состава ее участников — одно из решающих условий эффективности ее рабо­ты.

Следователь осуществляет общее руководство следственно-оперативной группой и обеспечивает ее незамедлительный выезд на место происшествия. На месте происшествия он лично произво­дит осмотр, остальные участники группы помогают ему и действуют только по его указаниям, обязательным для исполнения. Специали­сты (эксперты) при осмотре места происшествия помогают следо­вателю применять научно-технические средства, правильно поль­зоваться специальной терминологией, производить измерения, находить и фиксировать следы преступления. Не следует переда­вать специалистам фактическое руководство осмотром, но и не нужно ограничивать их инициативу в выявлении следов, веществен­ных доказательств и обстоятельств, имеющих значение для дела [6].

Оперативные работники милиции оказывают следователю по­мощь в осмотре места происшествия и фиксации обнаруженных следов; применяют служебно-розыскную собаку; преследуют пре­ступников по горячим следам; осуществляют прочесывание окру­жающей местности; опрашивают граждан; ориентируют на розыск похищенного груза и скрывшихся преступников соседние транс­портные и территориальные органы внутренних дел, проводят дру­гие оперативно-розыскные мероприятия.

Сопоставляя полученную информацию с результатами осмотра места происшествия (вагона или иного железнодорожного объекта, откуда похищен груз) и внимательно анализируя сопроводитель­ные документы, следователь совместно с оперативными работниками вырабатывают наиболее перспективные общие и частные версии, осуществляют согласованное планирование первоначаль­ного этапа раскрытия и расследования преступления.

Общие версии обычно выдвигают на основе анализа сведений о характере похищенного груза (его количественных и качественных характеристик), о способе совершения краж, о примененных при этом орудиях и технических средствах, о наличии или отсутст­вии следов маскировки краж, о профессиональных навыках и предварительной осведомленности преступников. Так, относитель­но места краж груза могут использоваться следующие типовые общие версии: хищение груза совершено до перевозки его на стан­цию отправления; хищение совершено во время перевозки груза на станцию отправления; хищение совершено во время передачи его представителю станции отправления; груз похищен после сдачи его грузоотправителем приемосдатчику; груз похищен во время по­грузки его в вагон; груз похищен во время наложения закруток и пломб (спрутов) на вагон; хищение груза совершено после наложе­ния закруток, пломб (спрутов) на вагон или цистерну, но до отправ­ления с места погрузки; хищение груза совершено в пути следова­ния, на станциях сортировки, на стоянках и остановках; хищение совершено на станции его обнаружения.

Основой для выдвижения типовых частных версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт и интуиция следователя, а также знание им оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Применительно к рассматриваемой ситуации такие версии в первую очередь должны быть направлены на проверку конкретных лиц, могущих быть причастными к рассле­дуемому хищению, например: хищение совершено лицом, сдавшим груз для отправления (грузоотправителем); хищение совершено ли­цами, которые перевозили груз на железнодорожную станцию; хи­щение совершено лицом, которое принимало груз к перевозке; хи­щение груза совершено лицами, которые производили его погрузку в вагон (грузчиками); хищение груза совершено лицами, которые находились возле вагона, когда производилась погрузка; хищение груза совершено грузоотправителем по совместной договоренности с работниками железнодорожной станции, производившими оформление перевозочных документов; хищение груза совершено работниками, обслуживающими железнодорожный транспорт (ос­мотрщиками вагонов, башмачниками, ремонтными работниками ло­комотивных и вагонных депо и др.); хищение груза совершено ра­ботниками, сопровождающими либо охраняющими груз (экспедиторами, механиками, стрелками ВОХР); хищение груза совершено ли­цом, не причастным к работе железнодорожного транспорта.

При отработке указанных версий необходимо выполнить ком­плекс следственных действий, розыскных и организационных меро­приятий: установить и допросить лиц, которые первыми обнаружи­ли признаки краж; допросить представителей железнодорожной администрации, проводивших ведомственное служебное расследо­вание по факту несохранности груза; осмотреть вагон (контейнер), из которого похищен груз, и прилегающую местность; с учетом изъ­ятых при осмотре следов и предметов назначить соответствующие криминалистические и судебные экспертизы; произвести выемку и осмотр документов на перевозку груза; допросить лиц, которые не­посредственно принимали участие в обработке груза (приемке, от­правке, выгрузке и выдаче), о порядке выполнения указанных опе­раций; допросить лиц, проверявших вагон перед загрузкой и распо­лагающих сведениями о состоянии упаковки (тары) груза и количе­стве его мест в вагоне;' установить и допросить приемосдатчика о том, как и кем производилась погрузка, каким способом навешива­лись пломбы (спруты) и закрутки; допросить лиц, перевозивших груз от склада до места сдачи его к отправлению или погрузке и производивших оформление документов; допросить лиц, от имени которых составлены акты на недостачу груза, с целью проверки достоверности изложенных в них сведений, а также лиц, принимав­ших участие в проверке груза, но не включенных в акт; проверить, имелось ли у отправителя такое количество груза, которое указано в перевозочных документах; провести осмотр (при необходимости обыск) служебных помещений работников транспорта, если есть предположение, что они причастны к хищению груза; провести ос­мотр полосы отвода и прилегающей местности в предполагаемых местах краж (обнаружения) груза; организовать проверку мест возможного сбыта похищенного груза (рынков, магазинов, скупоч­ных пунктов); организовать оперативную работу в местах сортиро­вок, стоянок и остановок подвижного состава; ориентировать на ро­зыск похищенного и подозреваемых лиц сотрудников соседних и сопредельных органов внутренних дел, общественность; направить запросы в государственные учреждения и фирмы; при необходимо­сти назначить судебно-бухгалтерскую, технологическую, техниче­скую документов и почерковедческую экспертизы.

Конечно, нельзя в самом начале расследования предугадать все возможные следственные действия и розыскные мероприятия, поэтому их планирование должно осуществляться с учетом особен­ностей каждого дела и объема имеющейся исходной информации.

Важно, чтобы в процессе реализации мероприятий плана как мож­но быстрее были установлены следующие основные обстоятельст­ва: какой груз и в каком количестве похищен; кто является собст­венником похищенного груза; где и когда совершено хищение, сов­падает ли место обнаружения краж с местом его совершения; каким способом совершено хищение; какие приемы и методы при­менены с целью сокрытия краж; каким способом вынесено (вы­везено) похищенное имущество; кому и каким образом сбывалось похищенное; сколько человек принимало участие в краже и кто их мог видеть; кем конкретно совершено хищение; какие роль и по­следовательность действий каждого участника краж; откуда пришли и каким путем ушли преступники; на какую сумма причинен материальный ущерб от совершенного преступления; какие причи­ны и условия способствовали совершению и сокрытию краж; кто из должностных лиц нарушил правила по обеспечению сохран­ности перевозимого груза.

2.2. Особенности тактики отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия по делам данной категории име­ет несколько особенностей: во-первых, место обнаружения краж груза во многих случаях не совпадает с местом его краж; во-вторых, осмотру подвергается множество различных стационар­ных и передвижных объектов, участков местности и предметов, территориально не связанных друг с другом; в-третьих, осмотр все­гда необходимо проводить безотлагательно, чтобы не допустить срыва движения поездов по утвержденному графику и частичной утраты следов преступления.

Указанные выше особенности требуют от следователя хороших профессиональных навыков и умений, в частности, правильно и своевременно определять наиболее важные участки работы, эф­фективно налаживать взаимодействие с участниками осмотра, гра­мотно вести обмен информацией между членами оперативно-след­ственной группы.

Если объектом осмотра является обширный участок местности (территория станции, грузового двора, полосы отвода, железнодо­рожного полотна и т. п.), то она может быть подвергнута сплошному или выборочному обследованию. При сплошном обследовании вся территория условно разбивается на отдельные участки, каждый из которых тщательно осматривается. В этих случаях следует точно обозначить каждый участок (флажками, колышками, ветками или веревкой) и делать особые отметки по мере проведения осмотра. При сплошном осмотре можно охватить всю территорию движени­ем по спирали от центра к периферии или от периферии к центру, соответственно отмечая каждый пройденный круг. Такими метода­ми следует производить осмотр в случаях, когда в любом пункте на данной территории можно обнаружить следы, орудия преступления или похищенные предметы [2].

Выборочное обследование обстановки места происшествия мо­жет производиться тогда, когда точно известно, что следы проис­шествия и вещественные доказательства локализуются в опреде­ленных пунктах. Такие пункты осматривают наиболее тщательно, в то время как остальные участки местности могут быть подвергнуты лишь беглому осмотру.

Если обстановка места происшествия включает в себя различ­ные передвижные и стационарные объекты (вагон, контейнер, цис­терну, пакгауз, складское помещение и т. д.), то осмотр лучше все­го начинать именно с этих объектов. Разобравшись в центре проис­шествия и определившись с характером совершенного краж, можно более целенаправленно производить дальнейший осмотр, распространив его на периферийные зоны. При движении во время осмотра необходимо придерживаться определенного направления (например, идти по часовой стрелке) и соблюдать меры предосто­рожности, чтобы не уничтожить следы и не изменить обстановку, а также не перепутать свои следы со следами, имеющимися на мес­те происшествия.

Осматривая территорию станции или грузового двора, следова­тель принимает меры к отысканию похищенного груза, сорванных пломб и закруток, орудий преступления, следов и предметов, имеющих отношение к совершенному преступлению (следов рук и ног преступников; следов автотранспорта, который они могли ис­пользовать; отпечатков на грунте от сброшенного с поезда груза; стружки, досок, щепок от взломанных вагонов, контейнеров и ящи­ков, обрывков упаковки и т. п.). Основные узлы места происшест­вия, где концентрируются важные признаки события, обнаруженные следы и предметы подробно описывают в протоколе следственного действия с указанием их точного местоположения по отношению к выбранным ориентирам (исходным точкам).

Необходимо помнить, что похищенное имущество преступники часто прячут в кустах, кюветах, кучах шлака, песка, угля и других подобных местах. Всякий раз, когда возникает необходимость ос­мотра таких мест, границы осмотра должны быть расширены.

Наружный осмотр передвижных объектов железнодорожного транспорта производится в следующем порядке: определяются тип, грузоподъемность и обшивка вагона (полувагона, платформы); обращается внимание на трафаретные знаки, надписи, разметки, наклейки на стенках и дверях вагона; устанавливается наличие по­вреждений и «заделок» в стенках, дверях, крыше, полу и люках ва­гона; выясняется, как закрыты двери, крышки боковых, верхних и нижних люков вагона; проверяется, не повреждены ли борта плат­формы, заперты ли они; обращается внимание на состояние и вид крепления груза (контейнеров, техники, лесоматериалов и т. п.); проверяется исправность наружных запирающих устройств, а также состояние пломб, запорно-пломбировочных устройств и закруток [1].

В процессе осмотра цистерны определяется ее тип и высота на­лива. При этом следует иметь в виду, что цистерны должны запол­няться жидкостью до половины высоты колпака, но не более своей грузоподъемности по трафарету, а легковоспламеняющиеся жидко­сти в теплый период с 1 апреля по 1 октября - до нижнего основа­ния колпака. Если колпак малого объема, летом продукт наливают на 10 см ниже его основания, а в остальное время года - до осно­вания.

При внутреннем осмотре подвижного состава устанавливаются и фиксируются следующие обстоятельства [5]:

- как расположен груз в вагоне, полувагоне, на платформе, за­ гружены ли они до полной вместимости или имеется свободное пространство (в каком месте и какого размера), могло ли там по­ меститься недостающее количество груза;

- какой груз находится в вагоне (полувагоне, цистерне, на плат­форме), и какой груз отсутствует;

- имеются ли повреждения в таре и упаковке груза.

В целях обеспечения тщательности и полноты осмотра по ходу его проведения последовательно освобождаются от груза пол, сте­ны вагона, дно и борта полувагона или платформы. Неисправные грузовые места, у которых повреждена упаковка или нарушена та­ра, когда возможен свободный доступ к грузу (пролом досок ящи­ков, выбитые днища бочек, расшитые швы или порванная упаковка мешков и т. п.), необходимо укладывать отдельно. Аналогичным образом следует поступать и при обнаружении лишних (бездоку­ментных) грузовых мест или повреждения груза (поломки частей машин, оборудования, боя стекла и стеклянных изделий, потерто­сти ткани в кипах).

При этом следует иметь в виду, что вес грузов, перевозимых в цистернах, определяют взвешиванием или замером высоты налива и подсчетом объема по специальным калибровочным таблицам, вес нефтепродуктов — только замером, а вес пищевых грузов — взвешиванием на весах.

Выемка и осмотр документов. По делам о краже грузов вы­емке и осмотру подлежат следующие документы:

Железнодорожная транспортна накладная — основной перево­зочный документ, сопровождающий груз на всем пути его следова­ния. Этот документ составляется отправителем груза. В нем указы­ваются условия перевозки груза, род груза, количество мест, харак­тер упаковки, наименование отправителя и получателя, кроме того, проставляются штемпельные отметки станций по пути следования груза.

Дорожная ведомость — перевозочный документ, также сопро­вождающий груз на пути следования его от станции отправления до станции назначения. Грузоотправитель при заполнении железнодо­рожной накладной одновременно под копировальную бумагу заполняет дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитан­цию о приеме груза к перевозке.

Корешок дорожной ведомости служит для учета и контроля. По­сле составления отчета товарным кассиром корешок дорожной ве­домости пересылается в управление дороги отправления (в расчет­ную узловую контору).

Квитанция о приеме груза (грузовая квитанция) после расчетов грузоотправителя с товарной конторой выдается грузоотправителю и пересылается им грузополучателю.

Сведения, содержащиеся в накладной, дорожной ведомости, ее корешке и грузовой квитанции, могут быть использованы для уста­новления наименования груза, количества мест, веса, вида упаков­ки, наименований станций отправления и назначения, фамилий от­правителей и получателей, маркировки, времени приема груза к от­правлению, выгрузке, срока хранения на складе железной дороги, времени выдачи получателю и некоторых иных данных (например, по накладной можно установить способ взвешивания).

Вагонный лист, по сути, является описью груза, находящегося в вагоне. Он составляется приемосдатчиком на каждый загруженный вагон и оформляется обычно в одном экземпляре, а на сборные ва­гоны — в трех экземплярах: первый следует с перевозочными доку­ментами, второй прикладывается к отчету, третий остается на стан­ции. При сортировке груза в вагоне, частичной выгрузке или догруз­ке вагонный лист в обязательном порядке пересоставляется.

При изучении содержания вагонного листа следователь может получить данные о номерах накладных, о наименовании груза, о времени его погрузки или выгрузки, о вагоне, станции назначения и грузополучателе и, в соответствующих случаях, сведения о запорно-пломборовочных устройствах. По вагонному листу можно уста­новить также фамилию приемосдатчика, составившего лист, и старшего приемосдатчика или начальника грузового двора, прове­ривших правильность составления документа.

Натурный лист составляется на станции формирования поез­да. В нем описывается схема состава с нумерацией вагонов, указы­ваются вес груза, станции назначения и формирования состава, от­метки о пломбах, номер поезда, время отравления, наличие ваго­нов с людьми, товарных площадок. Используя данные натурного листа, можно установить точное место стоянки вагона на террито­рии грузового парка. Сопоставляя натурные листы, можно наблю­дать изменения, происходящие в составе (отцепку, прицепку или перестановку вагонов).

Лента самописца-скоростемера локомотива. Расшифровка та­кой ленты дает полную картину движения поездов по участкам же­лезной дороги (их скорость, установки и др.).

Книга приема груза к перевозке ведется приемосдатчиками складов и товарных дворов. По записям в этой книге можно устано­вить род груза, состояние упаковки, фамилии представителя клиен­та и приемосдатчика, а также время отправления груза.

Книга выгрузки и выдачи груза ведется приемосдатчиками скла­дов и товарных дворов. По записям в ней устанавливается род гру­за, состояние упаковки в момент приема товарной станцией, кто и когда выдавал и получал груз, по каким документам груз был выве­зен с территории станции (товарного двора).

Книга пломбирования вагонов (контейнеров). Используется приемосдатчиками складов, грузовых дворов. По записям в ней можно установить кем, когда, какой вагон (контейнер) опломбиро­ваны и какие контрольные оттиски наложены на пломбы.

Книга перевески грузов на вагонных весах. В ней фиксируются результаты каждого взвешивания (ведется по отдельности на каж­дые вагонные весы). По записям в книге определяется вес груза, вагонов с грузом и порожняка, заполняются перевозочные докумен­ты (вагонный лис и накладная). Сведения о контрольных перевесках грузов фиксируются в книге учета контрольных перевесок вагонов.

Книга перевески на товарных весах грузов, выгруженных в местах индивидуального пользования, ведется приемосдатчиками, в ней учитываются все отправки, выгрузка которых производится с проверкой веса на приписных товарных весах, результаты которой служат основанием для заполнения перевозочных документов.

Книга учета коммерческих актов, составленных на несохран­ные перевозки груза и багажа. В ней фиксируются обстоятельства составления акта, куда и когда он отправлен для решения вопроса по существу.

Журнал регистрации заявлений и поступления розыскных дел. В нем учитываются поступившие на станцию заявления и вся пере­писка о розыске груза. Порядковый номер поступления переписки является номером розыскного дела. В журнале фиксируются дата поступления переписки, все сведения о лицах и фирмах, от кото­рых поступили запросы о розыске, иные сведения, касающиеся приемки и транспортировки груза, и результаты его розыска.

Книга для записи актов, поступивших от других станций, ве­дется работниками актово-претензионных столов. В ней регистри­руются все коммерческие акты, поступившие от других станций, от управления дороги, составленные данной станцией под свою от­ветственность.

Выемка и осмотр указанных документов представляет наиболь­шую ценность для расследования краж грузов на железнодо­рожном транспорте, однако по многим уголовным делам их пере­чень может быть значительно расширен.

Обыск также имеет существенное значение для расследования рассматриваемых краж. Чащ всего он преследует цели: обна­ружения и изъятия похищенных грузов; обнаружения следов краж и вещественных доказательств; обнаружения и изъятия денег и других ценностей, добытых преступным путем.

Похищенные грузы преступники могут хранить в самых разнооб­разных местах: на территории станции, в своей квартире, у соуча­стников преступления и т. д. Исходя из этого, следователь в каж­дом конкретном случае должен тщательно продумать место и план обыска.

Практика показывает, что преступники из числа работников же­лезной дороги часто прячут похищенный груз в пределах обслужи­ваемой станции: в своих служебных помещениях, в ремонтных мас­терских, в подвижном составе, в отдельно стоящих поблизости порожних вагонах. В зависимости от того, кем могло быть соверше­но хищение, определяется и место проведения обыска. Например, при наличии оснований полагать, что в краже участвовала локо­мотивная бригада, тщательному обследованию подвергаются теп­ловоз или электровоз; если же в краже мог участвовать стрелочник, то необходимо обыскать будку стрелочника, если весовщик — произвести обыск в помещении пакгауза и т. д.

Обыск может быть произволен по месту жительства заподозрен­ных в краже лиц и их возможных соучастников, а также в любых других местах, где по данным следствия может находиться похи­щенный груз или его часть. В этом случае необходимо знать, что преступники часто видоизменяют похищенное имущество (шьют из похищенной материи одежду либо изготавливают носильные вещи и т. д.). Поэтому искать нужно не только сам груз, но его тару (упа­ковку). Иной раз обнаруженный ящик с клеймами отправителя или стеклянная бутылка может оказаться важной уликой по делу.

Отметим, что следователь не может производить обыск без дос­таточных оснований. Важное правило обыска — его внезапность. В некоторых случаях рекомендуется производство повторного обы­ска, так как преступники, предвидя обыск, иногда уносят вещи в другое место, а затем приносят их обратно.

При задержании подозреваемого на месте преступления или не­посредственно после его совершения его также подвергают тща­тельному личному обыску. Личный обыск производят и в тех случа­ях, когда по данным следствия то или иное лицо скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для дела [3].

Естественно, что запас сведений следователя о специфике ор­ганизации движения поездов и технологии железнодорожных пере­возок имеет свои пределы. Для успешного решения задач предва­рительного следствия важно детально ознакомиться с основными нормативными актами, регулирующими деятельность железнодо­рожного транспорта и технологию перевозок, равно как и с основ­ными перевозочными документами. Что же касается возможных пробелов в знании многочисленных нюансов тех или иных коммер­ческих и грузовых операций или особенностей документооборота, то они могут и должны быть восполнены за счет консультаций со специалистами железнодорожного транспорта, их привлечения к участию в производстве следственных действий и назначения соот­ветствующих экспертиз.

Назначение экспертиз. Из всех видов экспертиз, проводимых по делам о краже грузов на железнодорожном транспорте, наи­большей спецификой обладают: трасологическая пломб и закруток, технико-криминалистическая экспертиза документов, почерковедческая, бухгалтерская, товароведческая и технологическая экспертизы.

Трасологическое исследование проводится во всех случаях, ко­гда при краже грузов из подвижного состава нарушены пломбы (ЗПУ типа «Спрут-универсал») и металлические закрутки. С помощью данной экспертизы могут быть разрешены следующие вопро­сы: вскрывалась ли пломба (ЗПУ) и каким способом; навешивалась ли пломба (ЗПУ) повторно; возможно ли извлечение проволоки из корпуса пломбы (ЗПУ) без оставления следов; каково содержание цифровых и буквенных обозначений на пломбе (ЗПУ); использова­лись ли представленные инструменты для вскрытия пломбы (ЗПУ); подвергалась ли раскрутке и повторному скручиванию закрутка?

Техническая экспертиза документов назначается, как правило, в тех случаях, когда есть подозрение, что первоначальное содер­жание документов изменено, в них имеются признаки подделки (подчистки, травления, дописки и пр.). Такая экспертиза обычно проводится в научно-исследовательских лабораториях и институ­тах судебных экспертиз.

При помощи судебно-бухгалтерской экспертизы может быть проверено, правильно ли определены недостача или излишки гру­за; причины расхождения между документальными данными и фак­тическим наличием груза, установленного при ревизиях и ведомст­венных проверках; состояние учета и "отчетности по грузовым перевозкам; ответственность конкретных должностных и материально-ответственных лиц за допущенные нарушения правил учета и от­четности.

Если исследование документальных данных по учету и отчетно­сти тесно связано с технологическим процессом перевозки грузов, рекомендуется проводить бухгалтерскую экспертизу в комплексе с технологической. Такую комплексную экспертизу можно поручать специалисту-бухгалтеру совместно со специалистом в области ком­мерческой работы железной дороги, например, коммерческому ревизору, достаточно компетентному в обеих областях и не заинтере­сованному в исходе дела.

При решении вопроса о причинах недостачи груза по сравнению с количеством (весом), указанным в перевозочных документах, осо­бенно при ссылках ответственных за груз лиц на обстоятельства, вызвавшие сверхнормативные потери скоропортящихся грузов, мо­жет возникнуть необходимость в проведении судебно-бухгалтер­ской экспертизы. Если товаровед обладает познаниями в бухгал­терском учете исследуемых товаров, то перед таким товароведом, привлеченным в качестве эксперта, можно поставить вопросы, раз­решение которых входит в компетенцию и товароведческой, и бух­галтерской экспертизы.

Заключение

В ходе исследования было выяснено, что под хищением чужого имущества на железнодорожном транспорте следует понимать совершенное с корыстной целью противоправное, безвозмездное изъятие чужого имущества и обращение его в пользу виновного или других лиц, причинившее материальный ущерб железной дороге или иным законным владельцам этого имущества.

Способы совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта даются относительно классификаций внутри его основных элементов-способов подготовки, непосредственного совершения краж грузов и сокрытия данных преступлений.

Способы подготовки разделены на пять групп.

Первую группу составили подготовительные действия, с помощью которых может быть облегчено завладение имуществом: подготовка тары для похищенного груза и технических средств, с помощью которых осуществлялась кража; нейтрализация действий лиц, охраняющих груз; подыскание соучастников; перемещение вагона в благоприятное место и создание условий для краж груза.

Подготовительные действия второй группы носят разведывательный характер и их целью является ознакомление с обстановкой места происшествия; уяснение режима работы грузовых объектов и сторожевых служб; установление мест дислокации постов охраны; получение информации о перевозимых ценностях и местах их нахождения.

Третью группу подготовительных действий, обеспечивающих сокрытие преступления, составили: подыскание места сокрытия; выбор способов сокрытия и времени реализации похищенного имущества; выявление скрытых путей подхода к месту кражи и направлений отхода; подготовка средств и предметов, необходимых для сокрытия следов преступления; частичное или полное выведение из работы скоростемера с целью сокрытия последующего нарушения в режиме движения подвижного состава и иные действия.

Поиск лиц, которым можно сбыть или продать похищенное; подыскание способов реализации похищенного и определение рынка сбыта; подготовка транспортных средств для доставки похищенных вещей к месту сбыта составляют четвертую группу подготовительных действий, обеспечивающих реализацию краденого.

Последнюю группу составили подготовительные действия, направленные на изучение системы запорных механизмов, правил пломбирования, конструктивных особенностей объекта железнодорожного транспорта, технологии обработки вагонов и груза, а также получение иной специальной информации.

Эффективность первоначального этапа раскрытия и расследо­вания рассматриваемых краж во многом определяется сложив­шейся по уголовному делу ситуацией. В зависимости от объема ис­ходной информации о месте краж груза и лице, его совершившем, можно выделить три наиболее типичные следственные ситуации: 1. установлено подозреваемое лицо и место краж груза; 2. установлено подозреваемое лицо, изъято полностью или час­тично похищенное имущество, но неизвестно место его краж (станция, вагон, контейнер); 3. не установлено подозреваемое лицо, неизвестно место краж груза.

Список использованной литературы

  1. Ионов А.Н., Морозов В.И. Вопросы квалификации краж с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище на объектах железнодорожного транспорта // Уголовное право. 2008. № 6.
  2. Ионов А.Н. Специально-криминологическое предупреждение краж личного имущества граждан, совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Бизнес в законе. 2009. № 2.
  3. Ионов А.Н. Пути повышения эффективности профилактики краж на объектах железнодорожного транспорта // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2007г.). Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2007.
  4. Ионов А.Н. Анализ состояния преступности, связанной с кражми чужого имущества пассажиров на железнодорожном транспорте (по материалам Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте за 2005-2006 гг.) // Уголовное право на рубеже тысячелетий: сборник тезисов докладов и сообщений на региональной научно-практической конференции (5 ноября 2007г.). Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2007.
  5. Ионов А.Н. Окончание кражи на объектах железнодорожного транспорта // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции, Тюмень (8 февраля 2008 г.). Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2008.
  6. Ионов А.Н. О мерах специального криминологического предупреждения краж, совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (6 февраля 2009г.). Тюмень: 'ПОИ МВД РФ, 2009.
  7. Ионов А.Н. Социально-экономические и организационно управленческие детерминанты, влияющие на совершение краж на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009.
  8. Ионов А.Н. Некоторые проблемные вопросы квалификации краж с незаконным проникновением в жилище совершенных на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей: сборник тезисов, докладов и сообщений на межвузовской научно-практической конференции. (5 июня 2009г.). Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2009.
  9. Ионов А.Н. Некоторые проблемные вопросы квалификации краж с незаконным проникновением в жилище, совершенных на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Противодействие преступной деятельности ОВД: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы теории и практики: сборник тезисов (21 мая 2009г.). Челябинск: ЧЮИ МВД РФ, 2009.
  10. Ионов А.Н. Социально-типологическая характеристика лиц, совершающих кражи на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции (23-24 октября 2008г.). Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2008.
  11. Криминалистика / Под редакцией Ищенко Е. - М.: ИНФРА-М, 2011.
  12. Криминалистика / Под редакцией Филиппова А.Г. - М.: Высшее образование, 2010.
  13. Криминалистика / Под редакцией Шурухнова Н.Г. - М.: Эксмо, 2008.
  14. Кузнецов А. А., Курбатова М. И. Экспертно-криминалистическая диагностика и экспертно-диагностические исследования: понятие, предмет и объекты // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: Межвуз. сб. науч. тр.— Омск: Академия МВД России, 2011.- Вып. 1.
  15. Курбатова М. И. О понятии и содержании криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: Межвуз. сб. науч. тр.—Омск: Академия МВД России, 2002.- Вып. 1.
  16. Курбатова М.И.К вопросу о понятии криминалистической характеристики преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России, 2002.—№ 1(15).
  17. Курбатова М. И. К понятию о полноструктурном способе совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Проблемы криминалистики, уголовного права и процесса: Сб. науч. раб.—Омск: Омск, госуниверситет, 2002.—Вып. 6.
  18. Курбатова М. И. Способ совершения—как один из основных элементов криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта // Законодательство и практика— 2002.—№1(8).
  19. Курбатова М. И. Некоторые вопросы возбуждения уголовных дел по факту краж груза из подвижного состава железнодорожного транспорта // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: Межвуз. сб. науч. тр. - Омск: Академия МВД России, 2003.- Вып.2.